Проектная деятельность на уроках технологии
Оценка 4.9

Проектная деятельность на уроках технологии

Оценка 4.9
docx
18.10.2023
Проектная деятельность на уроках технологии
Шепелев.docx

МБОУ « Средняя школа №4»

 

«Проектная деятельность на уроках технологии»

 

Автор:

Шепелёв Валерий Иванович,

учитель технологии

 МБОУ « Средняя школа №4»

г..Кольчугино  Владимирской обл.

2023 г.

 

"Успешный ученик - успешное будущее страны"
  «Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь
и любить тех, кому преподаешь»

В.О. Ключевский


 

   Моей любимой игрой  в детстве  была  «школа», в которой учениками были младшие приятели во дворе, а увлечение рисованием и рукоделием определили специализацию предмета. Теперь я учитель технологии и ОБЖ.

   В мою бытность предмет технология (как он называется сейчас по сравнению с предыдущим « труд») претерпевал различные изменения и дополнения. Вводились и убрались различные разделы.

  Сейчас, когда требования времени устанавливают определённые каноны, предмет технология, отвечая этим требованиям, выполняет свою миссию в образовательном процессе. Программа составлена так, что охватывает многие жизненные аспекты и самое важное, включает раздел «Проектная деятельность».

   Поэтому считаю, что учитель нового времени — это тот, кто может вести правильный диалог со своими ученикам. Каждый учитель должен быть исследователем и экспериментатором в своей области. Пусть то, что исследуется, давно уже всем известно и доказано, но если ученик смог сам найти ответ на поставленную им задачу, то это уже дорогого стоит.

    Думаю, что главное в работе учителя, который хочет добиться хороших результатов — это глубокие профессиональные знания, применение различных методик преподавания, использование компьютерных технологий, дифференцированный подход в обучении и, конечно же, — любовь и уважение к детям.

   Моя методическая тема: «Использование метода проектов на уроках технологии для развития самостоятельности учащихся».

   Метод проектов, используемый для работы по разделу «Проектная деятельность», актуален так как учащиеся, вовлекаются в исследовательскую деятельность, формируют экспериментальные площадки и творческие лаборатории с выходом на готовый продукт.

   Используя  метод  проектов я пришел к выводу, что гораздо важнее научить ребёнка самостоятельно искать и находить новое, пусть даже новое только для него, знание, которое наполняется особым личностным смыслом. Знания тогда перестают тогда быть пустыми, когда человек вырабатывает к ним своё, эмоционально-ценностное отношение, когда они являются результатом длительной внутренней работы, самостоятельного поиска.

   На защите своего проекта ученики убеждают всех присутствующих в значимости своей работы, проявляют себя знатоками темы своего проекта, обнаруживают такие качества, как добросовестность, трудолюбие, старание, оригинальность. На протяжении всей работы над проектом они видят рядом с собой не просто учителя, но и своего главного помощника, консультанта. Моя задача — формирование личности, обладающей системой знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей жизни. В процессе проектной деятельности происходит знакомство с конкретными видами труда, у учеников  расширяется кругозор, многие определяют свой профессиональный путь. На уроках технологии применяются знания математики, физики, химии, биологии. То есть такая деятельность побуждает детей развивать функциональную грамотность.

Проектная деятельность позволяет формировать коммуникативные навыки, что очень важно для формирующихся личностей. Именно коммуникативные навыки наиболее востребованы сегодня на рынке труда. В проектной деятельности выявляется склонность учащихся к той или иной деятельности, развиваются профессиональные способности и компетенции.

Для эффективных результатов в работе использую различные формы и методы проведения уроков: урок-лекция, урок-зачет, урок-экспертиза, проблемную и проектную формы обучения.

Обучающийся должен быть увлечен, иначе не добиться успехов отдельно взятого ученика и коллектива в целом и моё мнение — позиция педагога к учащемуся — это позиция друга, помощника, наставника.

Принципы моей работы заключаются в следующем:  не останавливаться на достигнутом; заниматься самообразованием; изучать и внедрять инновационные образовательные технологии; принимать участие в городских, областных и международных конкурсах.

Моя жизненная позиция — никогда не останавливаться на достигнутом.

 

                           «Проектная деятельность на уроках технологии»

 

В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Использование метода проектов позволяет интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Метод творческих проектов широко применялся и раньше во внеклассной, кружковой деятельности учащихся, в развитии технического творчества.

В целом в работе над творческим проектом учитель:

- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

- сам является источником информации;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки.

Метод проектов завоевывает все большую популярность в школах, так как позволяет расширить горизонты в педагогической теории и практике, призывает к совместному творчеству учеников и учителей. На уроках технологии можно не только учить ребят способам обработки древесины и металла, но и создавать вместе с ними законченные художественные образы.

Как учитель технологии, я занимаюсь с мальчиками выпиливанием художественных изделий из фанеры, обработкой древесины и металла. Совместно с учениками мной разработано и изготовлено большое количество различных изделий из древесины.

В процессе проектирования школьники изучают предмет, средства и условия труда таких профессий, как столяр, плотник, токарь, шлифовальщик, фрезеровщик и многих других профессий. Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности школьников.

Хочу поделиться опытом применения метода проектов на уроках технологии. Изучив много литературы по проектному методу, на основе изученных материалов выбрал свой, наиболее приемлемый, метод проектного обучения.

Учащиеся имеют возможность на практических занятиях преобразовывать различные материалы и создавать конкретный продукт труда. Учащимся предлагается огромный спектр объектов труда, для создания которых необходимы базовые знания науки, знания школьных дисциплин. И как средство подготовки школьников к творческой деятельности использую метод проектов.

Для меня важно создавать школьнику максимальные возможности для формирования и проявления своих склонностей, способностей с одной стороны, с другой – необходимо вовремя заметить, откорректировать, развивать их именно в той деятельности, которая соответствует признанию личности. Для учителя и ученика проект важен и как продукт труда, и как метод познания. Учащиеся с особым интересом выполняют проекты декоративно-прикладного характера.

Не каждый школьник способен сам выбрать тему проекта. Поэтому я с каждым учеником работаю индивидуально, советую сделать то, что ему по душе, что ему хорошо удается. В конце года учащимися 5-6 классов были выполнены следующие проекты: «Кухонный набор», «Макет города», «Шкатулка для мамы» и другие. Для этого возраста профессиональная проба сил позволяет не только сформировать навыки изготовления изделия, но и способствует воспитанию интереса к предмету, творческого отношения к работе. Учащихся 7-8 классов ориентирую на выполнение в основном художественно-конструкторских проектов. Успешным итогом совместной проектной, исследовательской деятельности учителя и учеников стала презентация «Народные традиции и ремёсла», где ученики развивали умения работать с дополнительными материалами, учились правильно выбирать источники дополнительной информации. Тема презентации выбрана актуально, так как забываются народные традиции, а это наши духовные ценности. При выполнении работы над проектом учитываю индивидуальные особенности и интересы учащихся. А так как уровень их подготовленности различен, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход.

В работе над проектом обязательно соблюдаются определённые этапы деятельности учащихся. Каждый из них вносит свой вклад в формирование личностных качеств учеников.

   1 этап. Подготовительный.

На этом этапе важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна ученику. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.

  2 этап. Планирование и организация деятельности.

На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т.д.) Поиск и сбор материала.

  3 этап. Исследование.

На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся – это разные формы получения информации: опросы, наблюдения, эксперименты и т.д. Выполнение работы.

  4 этап. Представление результатов, отчёт.

Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Формы представления результатов исследования могут быть различными: устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт в докладе, презентация и т.д. Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. Предварительно проект защищается в группе, затем дорабатывается и защищается окончательно.

     Возможными критериями оценки творческого проекта могут быть:

1. конструктивные критерии – прочность, надёжность, удобство использования;

2. технологические критерии – оригинальность применения и сочетание материалов, их долговечность, расход материалов, сложность и объём выполненных работ, расход энергии при производстве;

3. экологические критерии – возможность использования отходов производства, загрязнение окружающей среды при производстве;

4. эстетические критерии – оригинальность формы, композиционная завершённость, цветовое решение;

5. экономические и маркетинговые критерии – потребность в данном изделии, практическая направленность, финансовые затраты, вид рекламы.

При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, проявляют старательность и добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов.

Деятельность учителя и учащихся в ходе работы над проектом различны, но идут непосредственно рядом друг с другом. Учащимся нужен совет, как отобрать необходимый материал, как логически правильно построить сообщение, изготовить наглядность, на презентации кратко изложить свои мысли и т.д. На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса.
В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом воспитывается любовь к школе, любовь к труду.

Опыт свидетельствует о том, что, выполняя проекты, школьники учатся проводить исследования, выбирать рациональное решение, оценивать свои способности, активизировать творческие силы в поиске профессии.

Процесс выполнения творческого проекта захватывает, так как в каждую деталь вложен личный труд, и готовое изделие оценивается как собственное произведение. Это серьезный шаг на пути полезного труда, радость которого надолго запоминается. Каждый ученик, выполнивший свой проект, делает первые шаги в трудовом воспитании и одновременно эстетически развивается. Пользуясь образцами народного искусства, перерабатывает их, создавая свои изделия.

Я стараюсь привить детям терпимость, упорство, учу их любить природу. Учу детей быть самостоятельными, чтобы подготовить их к взрослой жизни.

Результаты моего труда появились постепенно: дети стали проявлять интерес к тому, что мы делаем и не жалели ни времени, ни усилий на выполнение довольно сложных для них художественных изделий.

Работы моих учеников стали завоевывать дипломы и грамоты на различных конкурсах и выставках детского творчества. Безусловно, меня радует большое количество дипломов и грамот, полученных детьми за их творчество. Но больше всего меня радуют слова родителей, которые не ожидали, что их дети смогли превратить простую фанеру, кусок древесины в настоящее произведение искусства. Многие ребята делают полезные для дома вещи. И это радует и самих ребят, и их родителей.

Литература

1. Д.Онианс. «Резьба по дереву», ООО «Мир книги», издание на русском

языке, 2004г.

2. Резьба по дереву. Новоселова Т.И., 2000г

3. Мастерим из древесины, Э.В.Рихвк, 1989г.

4. Симоненко В.Д. Технология. М. Вентана-Граф, 2004г.

5. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие

для учителя под ред. Сасовой И.А., 2003.

6. Технология обработки древесины. 5-9кл. Карабанов И.А., 2000г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МБОУ « Средняя школа №4» «

МБОУ « Средняя школа №4» «

На защите своего проекта ученики убеждают всех присутствующих в значимости своей работы, проявляют себя знатоками темы своего проекта, обнаруживают такие качества, как добросовестность, трудолюбие, старание,…

На защите своего проекта ученики убеждают всех присутствующих в значимости своей работы, проявляют себя знатоками темы своего проекта, обнаруживают такие качества, как добросовестность, трудолюбие, старание,…

Метод проектов завоевывает все большую популярность в школах, так как позволяет расширить горизонты в педагогической теории и практике, призывает к совместному творчеству учеников и учителей

Метод проектов завоевывает все большую популярность в школах, так как позволяет расширить горизонты в педагогической теории и практике, призывает к совместному творчеству учеников и учителей

Поиск и сбор материала. 3 этап

Поиск и сбор материала. 3 этап

Многие ребята делают полезные для дома вещи

Многие ребята делают полезные для дома вещи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2023