Проектная деятельность с использованием интеллектуальной карты по теме «Животные Крайнего Севера»
Оценка 4.9

Проектная деятельность с использованием интеллектуальной карты по теме «Животные Крайнего Севера»

Оценка 4.9
docx
06.12.2023
Проектная деятельность с использованием интеллектуальной карты  по теме «Животные Крайнего Севера»
Документ Microsoft Office Word (3).docx

Проектная деятельность с использованием интеллектуальной карты

по теме «Животные Крайнего Севера»

 

Очень важно изучать и прививать любовь к родному краю, а для этого надо изучить его историю, живую природу, особенности территории, народ, живущий там, их быт и традиции. Только глубоко любящий человек будет сохранять, беречь хрупкую северную природу. Чтобы понять, почему природа крайнего севера такая уязвимая, мы взяли эту тему. С помощью интеллектуальной карты раскроем ее.

Цель: создать интеллектуальную карту, на основе собранного и изученного материала: понять, что такое территория крайнего севера, через явления, процессы, происходящие в неживой природе, кто такие животные, их особенности жизни, на крайнем севере, деятельность человека как часть экосистемы и какие страны имеют эту территорию.

Задачи: 1. Расширить знания детей о животных крайнего севера и их особенностях во внешнем облике и жизни в суровых условиях.

2. Экспериментально опытным путем объяснить процессы и явления, происходящие на крайнем севере.

3. Познакомить детей с природными и климатическими условиями и роли человека на крайнем севере.

4. Научить делать простые умозаключения и устанавливать логические связи между объектами живой и неживой природы.

5. Развивать экологическую культуру, речевые навыки, обогащать словарный запас.

6. Воспитывать любовь к родному краю, любовь к животным и растениям.

Преимущества создания интеллектуальных карт.

1. Из одной большой темы вытекают маленькие. Для изучения всех тем можно составлять множества проектов и все выводы отражать на карте в виде значков и ключевых слов.

2. Каждый ребенок может найти себе тему по интересу и привлечь к этому процессу родителей.

3. Благодаря интеллектуальной карте формируется у детей логические цепочки, взаимосвязи, которые им помогают связать множество тем в одну большую и рассказать об этом.

4. При создании карты развивается не только интеллект, но и мелкая моторика, правильная логично выстроенная, творческий потенциал ребенка.

Методика создание интеллектуальной кар (от частного к общему)

Алгоритм создания карты

1.Подготовительный этап.

Отбор материала, деление детей на мини подгруппы, определение плана карты, назначение ответственных и сроки сдачи материалов.

2.Основной этап.

1.Общая тема «Животные крайнего севера» располагаем по центру листа.

2.Надо определить понятие для детей «Что такое крайний север?» и вывести определение, кто такие «животные» определить понятие.

Методы, приемы работы

• Чтение художественной литературы по теме. С. Писахов «Сказки северного сияния» Иван Шесталов «Мы живем на Севере» Юрий Дмитриев «Далеко на Севере» З.Е.Чарушин «Кто как живет», загадки об природных явлениях Борис Жидков «На льдине» О.Бундур «У нас на крайнем Севере»

Стихи о природе крайнего севера

• Рассматривание иллюстраций о Крайнем Севере, физической карты мира.

Вывод и определение: Крайним Севером - называют те территории, где всегда холодно и снег не таит даже летом в некоторых местах. (приклеиваем значок)

3. Выясняем, какие процессы происходят на Крайнем Севере.

• Опытно – экспериментальная деятельность детей

• Опыты с водой (снег, лед, айсберг)

• Наблюдения почвы и песка замершего (вечная мерзлота), ледяные торосы на море,

• Загадки о процессах в неживой природе.

• Схемы, таблицы, технологические карты.

 • Видео материалы (фильмы и презентации).

4. Какие физические явления бывают на крайнем Севере?

 • Наблюдение (северное сияние, туманы, метели, снежные бури полярный день и ночь)

 • Дидактическая игра «Объясни природное явление»

Цель: учить объяснять природные явления, почему так происходит.

Дидактическая игра «проделай опыт» (работа в мини лаборатории)

Цель: научить и привлечь родителей делать с детьми простые опыты и объяснять результаты. Речевая игра «почемучки»

 Цель: упражнять детей объяснять явления природы.

• Просмотр видео материалов (те явления, которые мы не можем пронаблюдать)

• Чтение литературы об этих явлениях.

• Энциклопедии

• Художественная литература

• Загадки и стихи.

 • Беседа, рассказы.

Вывод: на крайнем севере происходят такие процессы как недостаток кислорода в организме из-за низких температур и низкой влажности изменяются легкие по типу высокогорья. Вечная мерзлота в северных широтах образуется вследствие продолжительной зимы и очень короткого лета, так как земля не успевает оттаять.

Айсберги приносят из тихого и атлантического океанов течениями. Торосы образуются вследствие нагромождения обломков льда. (наклеиваем значки условные)

4. Какие климатические условия на крайнем севере? Какие страны имеют такие территории.

• Работа с картой.

• Видео просмотр

Вывод: Арктический климат преобладает на северном полюсе на островах северного ледовитого океана по берегам Исландии, островные части Канады и субарктический климат в тундре на северном побережье России и полуострове Аляска в США.

5. Какие природные зоны на крайнем севере?

• Дидактическая игра «Кто, где живет»

• Стихи, рассказы Вывод: суровые климатические условия сформировали на крайнем севере такие природные зоны, как арктическая пустыня – без какойлибо растительности (только льды) и тундра с карликовыми деревьями и скудной растительностью, и малочисленным животным миром. (стикер)

6. Растительный и животный мир. Их приспособления к окружающей среде.

• Дидактические игры «Что где растет», «Кто что ест», «Зоопарк», «собери пазлы».

• Речевые игры: «Что бывает, а что нет» Цель: развивать слуховое внимание.

«Суша – вода – воздух»,

Цель: назвать животных суши. воздуха, воды. «летает – ползает – бегает»

 Цель: назвать, кто летает, кто ползает, кто бегает.

• Просмотр видео фильмов ВВС «Животные холодных морей», «Умка»

• Раскраски.

• Создание макетов (жизнь на суше, воздух- суша, вода)

• Продуктивная деятельность (конструирование, аппликация, лепка, рисование).

 • Квест игры.

 • Создание лэпбука.

• Чтение художественной литературы. Холли Вебб «Прокати меня, медведица» Сказки «Отчего у белого медведя нос черный?» «Почему олень быстро бегает?», С.Писахов «морожены волки», сказки северных народов.

Вывод: вследствие суровых неблагоприятных условий крайнего севера растительный и животный мир скуден и немногочислен. Все животные имеют зимой белый защитный окрас и теплый подшерсток, в большей части они плотоядные. (стикер)

7.Человек как часть экосистемы крайнего севера.

1.Исследовательская деятельность человека.

• Чтение детской научной литературы. «Чук и Гек» Аркадия Гайдара «Землянка» А. Митяев, А.Членов «Как Алешка жил на севере», «Твоя Арктика»

 • Быт коренных народов крайнего севера. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций. В.Н Ледков «Месяц малой темноты», «люди большой медведицы», Алексей Пичков «Песни тундры», Геннадий Снегирев «Песцовая земля»

• Деятельность человека на крайнем севере. Промышленная деятельность. Д/и «Что и где добывают на крайнем севере?» (соль, нефть, газ, торф, алмазы). Бытовая (народы крайнего севера) Природоохранная. Научно – исследовательская деятельность

• Загрязнение человеком природы крайнего севера.

Дидактические игры.

Д/и «переработка мусора» Цель: научить детей фасовать мусор для дальнейшей переработки.

Д/и «Можно – нельзя» Цель: развивать экологическую культуру.

Создание экологических плакатов.

Создание детьми красной книги.

Демонстрация модной одежды. «Экомода для детей» (из бросового материала)

Цель: запомнить и узнавать редких животных и растений. Конкурсы рисунков, по охране природы севера.

 Вывод: Коренные народы давно приспособились к жизни на крайнем севере. Ненцы, эвенки, чукчи, нанайцы, эскимосы живут во взаимосвязи с природой. Рыболовство, разведение оленей, добыча пушнины – основные промыслы этих народов и кочевой образ жизни.

Научно-исследовательская деятельность человека помогает решить и разгадать многие тайны нашей планеты. Промышленная деятельность человека наряду с пользой, вредит хрупкой северной природе, так как на ее восстановление понадобиться очень много времени, а пострадает вся экосистема от растений до животных. Заключительный этап: демонстрация созданной интеллект-карты. И презентация рассказов каждой группы детей вместе с родителями.


 

Проектная деятельность с использованием интеллектуальной карты по теме «Животные

Проектная деятельность с использованием интеллектуальной карты по теме «Животные

Чтение литературы об этих явлениях

Чтение литературы об этих явлениях

Вывод: Коренные народы давно приспособились к жизни на крайнем севере

Вывод: Коренные народы давно приспособились к жизни на крайнем севере
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2023