Проектная деятельность на уроках в начальной школе.
Оценка 4.7
Работа в классе
doc
воспитательная работа
1 кл
04.03.2017
В соответствии ФГОС в УМК "Школа России" метод проектов включен во все образовательные области. В данной работе раскрываю суть метода проекта, его место в образовательном процессе в соответствии с ФГОС и показываю свой опыт работы с проектами в учебном процессе.
Проектная деятельность на уроках в начальной школе.doc
Бердюгина Елена Анатольевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория,
НРМОБУ "ОбьЮганская СОШ" п. Юганская Обь,
Нефтеюганский район, ХМАОЮгра, РФ
Проектная деятельность на уроках в начальной школе по
УМК «Школа России»
1. Введение.
Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди,
способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека
организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую
перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и,
осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
В современном мире школьнику становится всё труднее разобраться в
огромном потоке информации. Появление информационных технологий
позволяет ученику находить и собирать самую разнообразную информацию. Как
её использовать? И как к ней относиться? На эти вопросы ученику поможет
ответить метод проектного обучения. Разумеется, этот метод не вытеснит и не
заменит другие методы работы. Но эффективность его несомненна.
Метод проектов является базовой образовательной технологией,
поддерживающей компетентностноориентированный подход в образовании.
Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование
способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более
приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям,
ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных
коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой
деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению
ответственного выбора». Ведь умеющий проектировать ученик, больше получает информации, лучше
усваивает прочитанное или услышанное, глубже вникает в суть происходящего
через призму личностного восприятия, а значит – научится действовать не по
шаблону.
Определим, что сейчас понимают под терминами проект, метод проектов.
Проект это замысел, план. Метод это система приемов и способов овладения
определенными практическими и теоретическими знаниями. Метод проектов
совокупность последовательных учебнопознавательных приемов, которые
позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и
самостоятельного выполнения определенных практических заданий с
обязательным представлением результатов. Метод проектов способствует
повышению мотивации учащихся в получении дополнительных знаний, в
овладении методами познания (выдвинуть замысел, сформировать задачу,
сделать анализ. Интерпретировать результат). Процесс работы над проектом
способствует воспитанию у школьников значимых ценностей (социальное
партнерство, чувство ответственности, взаимопомощь, самоорганизация).
Участие в проектировании развивает как исследовательские так личностные и
социальные качества школьника. Задачи воспитания и развития этого метода
могут быть важнее образовательных, ведь недаром говорят, что процесс важнее
результата.
2. Метод проектов в наши дни.
На волне демократизации всех сфер общественной жизни со 2й половины
80х годов положение в нашем образовании стало изменяться. В школе стали
ломаться авторитарнокомандные педагогические нравы, начала оформляться
педагогика сотрудничества, начали появляться ростки нового педагогического
мышления: идеи приоритетности субъективности и личности ребенка в процессе
организации его воспитания и обучения, нацеленность всех ступеней
образования на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие
учащихся.
Стало понятно, что метод проектов, критически переработанный, сможет
обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащегося в
процессе обучения, поможет найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребенка, позволит научить его не просто запоминать и
воспроизводить знания, которые дает школа, но и уметь применить эти знания на
практике. При этом активность ребенка строится на основе свободы, а роль
учителя сводится к руководству самостоятельной работой учащихся и
пробуждению
пытливости.
Эти идеи созвучны работам Л.С. Выгодского и установкам, которыми
их
руководствовались учителя 20х годов. Обновляющееся сейчас образование
привело к современному переосмыслению основных идей Дьюи, анализу
общности психологических проблем двух исторически разных периодов. Стало
ясно, что необходимо строить обучение на основе целесообразной деятельности
ученика, сообразуясь с его личным интересом, и, что очень важно, вызвать
личную заинтересованность учеников в приобретении конкретных знаний,
которые могут пригодиться им в жизни. Проблема, для решения которой
необходимо приложить знания или приобрести новые, берется из реальной
жизни, значимая для ученика.
Согласно Выготскому, в новом демократическом образовании главной
фигурой является сам ребенок как субъект собственной деятельности; учитель
(воспитатель), пользуясь большими возможностями социальной среды, в которой
живет и действует ребенок, может направлять и руководить личной его
деятельностью с целью ее дальнейшего развития. Л.С. Выготский считал, что
главной психологической целью воспитания является целенаправленная и
преднамеренная выработка у ребенка новых форм его поведения, деятельности,
т.е. планомерная организация его развития.. Самостоятельная работа над
разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичное
предъявление носит характер проектной деятельности.
Формирование проектной деятельности учащихся как психологического
новообразования необходимо для вооружения его универсальным умением
решения самых разных проблем, в том числе и образовательных.
Мы приходим к выводу, что в современной педагогике проектная деятельность
должна использоваться не вместо предметного систематического обучения, а
наряду с ним, как компонент системы образования.
3. Система работы по опыту. Проектная деятельность по новым ФГОС является неотъемлемой частью
учебного процесса. Выполнение проектов предусматривается программами всех
учебных предметов. Проекты входят в тематическое планирование, а также
представлены в учебниках в рубрике «Наши проекты». В программах УМК
«Школа России» для первого класса запланировано 16 обязательных проектов,
во втором классе 18, в третьем и четвёртом классах 18. Работа над ними
является обязательной для всех. Выполнение ученических проектов в первом,
втором классе – это в основном групповая работа, которая очень хорошо
обеспечивает формирование УУД. Например, таких как:
осуществлять под руководством учителя поиск необходимой информации
для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника,
Интернет, личного архива;
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным
эталоном;
группировать, классифицировать под руководством учителя предметы,
объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное);
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе:
выполнять различные роли в группе, устанавливать и соблюдать очерёдность
действий, корректно сообщать товарищу об ошибках, сотрудничать в совместном
решении проблемы;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Большинство проектов были долгосрочными, требующими много усилий со
стороны детей, а также времени для представления. Для успешной организации
работы над проектами я изучила темы проектов, которые предлагались
обучающимся в 1 классе. Конечно, без помощи родителей обучающиеся не смогли
бы справиться с поставленными перед ними задачами. Да и Стандартом,
определено, через знаковосимволическую систему, что работа над проектом
строится совместно со взрослыми. Поэтому свою работу начала с проведения
родительского собрания, на котором рассказала родителям о целях и задачах
проектной деятельности, совместно с родителями рассмотрели темы проектов предлагаемые обучающимся в учебном году по предметам. Первоначальные
требования работы над проектом в 1 классе были определены мною как:
выполнение работы на листе А4, с подборкой нескольких фотографий и
описанием в 57 предложений. На уроках совместно с детьми определялись темы
для проектов, наглядный материал в виде фотографий, которые они могут
поместить в проект, объем работы который выполнит ребенок, а что помогут ему
сделать родители.
Учитывая специфику первого класса, работы получились разные, и не все
были оформлены строго по правилам.
При работе над первым проектом по теме «Мой родной посёлок» разделила
детей на группы, предложила подтемы на выбор (красивые дома, растения в
огороде и в лесу, животные, автомобили на улицах посёлка) проговорили все
детали предстоящей работы. Контроль за выполнением осуществляла в начале
запланированного урока. Просмотр и коррекция получившейся работы проходила
на переменах. У нас получился альбом с фотографиями, рисунками,
раскрашенными картинками. Для выполнения следующего проекта «Математика
вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках» каждая группа получила
подборку материала (детские журналы «Весёлые картинки"). На уроке дети
распределили его между собой, дома оформили, добавляя к полученному
материалу найденный самостоятельно. Далее командиры групп под присмотром
учителя контролировали выполнение работы, репетировали выступление. Во
время представления обучали считалкам, скороговоркам, загадывали загадки, а
в качестве зрителей и обучаемых были одноклассники. Третий проект «Моя
семья» стал индивидуальным. Были предложены разные формы оформления – в
печатной тетради, на листах А4, в виде плаката. Ребёнок сам выбирал, как он
оформит свою работу. Время для представления давалось в начале урока.
Индивидуальная проектная работа помещалась в дальнейшем в папку
накопитель «Портфолио».
Во втором классе интересным получился опыт классной конференции, где
были представлены работы по теме «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты
на посуде». Конференция проходила по всем правилам, работы оценивало жюри,
были определены места. Многие проекты второго класса оформлялись в
презентациях. Обязанность учителя состоит в том, чтобы постоянно укреплять и
развивать умственные способности ученика такими упражнениями, которые
бы соответствовали размерам его наличных сил и с течением времени
становились бы постоянно трудными и более сложными.
Одним из этапов работы по проектной деятельности стало включение в уроки
проблемных
ситуаций.
Таким образом, я стала подавать один из главных атрибутов учебного
создание проблемных
вопросов и
проекта — проблему, но не просто как информацию, а как реалию жизни
вместе с личностным отношением к ней, с пониманием, что проблема важна,
требует внимания, рассмотрения и поиска ее разрешения. Своей позицией я
даю понять, что готова поддерживать ребят в их деятельности по поиску
решения проблемы. Таким образом, проекты 34 классов отличаются большей
самостоятельностью учеников, ученики на уроке становятся в позицию
субъекта своего обучения. И как результат у них появляются новые знания,
способы работы с материалом.
4. Заключение.
Таким образом, при использовании метода проектов в начальной школе,
можно отметить заинтересованность детей, их активность в выполнении
подобных заданий, что способствует освоению новых способов учебно
формированию адекватной самооценки,
познавательной деятельности,
принятию образа «хорошего ученика» и положительного отношения к школе.
А так же у ребят появилась уверенность в своих силах и знаниях.
Положительная динамика наблюдается и в развитии уровня мотивации к
учению. 5. Список использованных источников и литературы.
1. Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении»,
Москва, «Аркти», 2005 г.
2. Романовская М.Б. « Метод проектов в образовательном процессе»,
журнал« Завуч» №1, 2007г.
3. Мальцева Е.В. « Использование новых образовательных технологий при
обучении будущих учителей начальных классов», журнал « Педагогическое
образование. Начальная школа» №12, 2006 г.
4. Эпштейн М. « Метод, разрушающий школьную рутину», Журнал «
Педагогическая техника» №2, 2004г.
5. Романовская М.Б. « Проекты в младших классах», журнал «Завуч» №6,
2007г.
6. Голованова Е.А. «Проектная деятельность как важное направление в
современной школе», журнал «Завуч» №6, 2007г.
7. Постникова Е. «Метод проектов как один из путей повышения компетенции
школьника» , журнал «Сельская школа» №2, 2004г.
8. Крылова Н.Б. «Проектные методы против классноурочной организации
образования», журнал «Школьные технологии» №5, 2004г.
9. Лебедева Л.И., Иванова Е.В. « Метод проектов в продуктивном обучении»,
журнал « Педагогические технологии» №5, 2002г.
10. Метод проектов в начальной школе. Система реализации. Волгоград:
"Учитель", 2013
Проектная деятельность на уроках в начальной школе.
Проектная деятельность на уроках в начальной школе.
Проектная деятельность на уроках в начальной школе.
Проектная деятельность на уроках в начальной школе.
Проектная деятельность на уроках в начальной школе.
Проектная деятельность на уроках в начальной школе.
Проектная деятельность на уроках в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.