Проектная деятельность на уроках в начальной школе.
Оценка 4.7

Проектная деятельность на уроках в начальной школе.

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
воспитательная работа
1 кл
04.03.2017
Проектная деятельность на уроках в начальной школе.
В соответствии ФГОС в УМК "Школа России" метод проектов включен во все образовательные области. В данной работе раскрываю суть метода проекта, его место в образовательном процессе в соответствии с ФГОС и показываю свой опыт работы с проектами в учебном процессе.
Проектная деятельность на уроках в начальной школе.doc
Бердюгина Елена Анатольевна,   учитель начальных классов,  высшая квалификационная категория,  НРМОБУ "Обь­Юганская СОШ" п. Юганская Обь, Нефтеюганский район, ХМАО­Югра, РФ Проектная деятельность на уроках в начальной школе по УМК «Школа России» 1. Введение. Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Успех   в   современном   мире   во   многом   определяется   способностью   человека организовать   свою   жизнь   как   проект:   определить   дальнюю   и   ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.  В   современном   мире   школьнику   становится   всё   труднее   разобраться   в огромном   потоке   информации.   Появление   информационных   технологий позволяет ученику находить и собирать самую разнообразную информацию. Как её  использовать?  И как  к ней  относиться?  На  эти  вопросы ученику   поможет ответить метод проектного обучения. Разумеется, этот метод не вытеснит и не заменит другие методы работы. Но эффективность его несомненна. Метод   проектов   является   базовой   образовательной   технологией, поддерживающей   компетентностно­ориентированный   подход   в   образовании. Метод проектов  по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей,   обладая   которыми,   выпускник   школы   оказывается   более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться   в   разнообразных   ситуациях,   работать   в   различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора». Ведь умеющий проектировать ученик, больше получает информации, лучше усваивает прочитанное или услышанное, глубже вникает в суть происходящего через призму личностного восприятия, а значит – научится действовать не по шаблону.          Определим, что сейчас понимают под терминами проект, метод проектов.  Проект ­ это замысел, план. Метод ­ это система приемов и способов овладения определенными   практическими   и   теоретическими   знаниями.  Метод   проектов  ­ совокупность   последовательных   учебно­познавательных   приемов,   которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного   выполнения   определенных   практических   заданий   с обязательным   представлением   результатов.   Метод   проектов   способствует повышению   мотивации   учащихся   в   получении   дополнительных   знаний,   в овладении   методами   познания   (выдвинуть   замысел,   сформировать   задачу, сделать  анализ. Интерпретировать   результат).  Процесс  работы  над   проектом способствует   воспитанию   у   школьников   значимых   ценностей   (социальное партнерство,   чувство   ответственности,   взаимопомощь,   самоорганизация). Участие в проектировании развивает как исследовательские так личностные и социальные качества школьника. Задачи воспитания и развития этого метода могут быть важнее образовательных, ведь недаром говорят, что процесс важнее результата.  2. Метод проектов в наши дни.  На волне демократизации всех сфер общественной жизни со 2­й половины 80­х годов положение в нашем образовании стало изменяться. В школе стали ломаться   авторитарно­командные  педагогические   нравы,  начала   оформляться педагогика сотрудничества, начали появляться ростки нового педагогического мышления: идеи приоритетности субъективности и личности ребенка в процессе организации   его   воспитания   и   обучения,   нацеленность   всех   ступеней образования   на   интеллектуальное,   нравственное   и   физическое   развитие учащихся.  Стало   понятно,   что метод   проектов,   критически   переработанный,   сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащегося в процессе   обучения,   поможет   найти   способы,   пути   развития   самостоятельного мышления   ребенка,   позволит   научить   его   не   просто   запоминать   и воспроизводить знания, которые дает школа, но и уметь применить эти знания на практике.   При   этом   активность   ребенка   строится   на   основе   свободы,   а   роль учителя   сводится   к   руководству   самостоятельной   работой   учащихся   и пробуждению пытливости.  Эти   идеи   созвучны   работам   Л.С.   Выгодского   и   установкам,   которыми их     руководствовались   учителя   20­х   годов.   Обновляющееся   сейчас   образование привело   к   современному   переосмыслению   основных   идей   Дьюи,   анализу общности психологических проблем двух исторически разных периодов. Стало ясно, что необходимо строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика,   сообразуясь   с   его   личным   интересом,   и,   что   очень   важно,   вызвать личную   заинтересованность   учеников   в   приобретении   конкретных   знаний, которые   могут   пригодиться   им   в   жизни.   Проблема,   для   решения   которой необходимо   приложить   знания   или   приобрести   новые,   берется   из   реальной жизни, значимая для ученика.  Согласно   Выготскому,   в   новом   демократическом   образовании   главной фигурой является сам ребенок как субъект собственной деятельности; учитель (воспитатель), пользуясь большими возможностями социальной среды, в которой живет   и   действует   ребенок,   может   направлять   и   руководить   личной   его деятельностью с целью ее дальнейшего развития. Л.С. Выготский считал, что главной   психологической   целью   воспитания   является   целенаправленная   и преднамеренная выработка у ребенка новых форм его поведения, деятельности, т.е.   планомерная   организация   его   развития..   Самостоятельная   работа   над разрешением   проблемы,   получение   конкретного   результата   и   его   публичное предъявление носит характер проектной деятельности.  Формирование   проектной   деятельности   учащихся как   психологического новообразования   необходимо   для   вооружения   его   универсальным   умением решения   самых   разных   проблем,   в   том   числе   и   образовательных.  Мы приходим к выводу, что в современной педагогике проектная деятельность должна  использоваться  не  вместо  предметного  систематического   обучения,  а наряду с ним, как компонент системы образования.  3. Система работы по опыту. Проектная деятельность по новым ФГОС является неотъемлемой частью учебного процесса. Выполнение  проектов предусматривается программами всех учебных   предметов.   Проекты   входят   в   тематическое   планирование,   а   также представлены   в   учебниках   в   рубрике   «Наши   проекты».   В   программах   УМК «Школа России» для первого класса запланировано 16 обязательных проектов, во втором классе ­   18, в третьем и четвёртом классах ­ 18. Работа над ними является обязательной для всех. Выполнение   ученических проектов в первом, втором   классе   –   это   в   основном   групповая   работа,   которая   очень   хорошо обеспечивает формирование УУД. Например, таких как:    осуществлять под руководством учителя поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, Интернет, личного архива;    осуществлять   контроль   в   форме   сличения   своей   работы   с   заданным эталоном;     группировать, классифицировать  под руководством  учителя предметы, объекты   на   основе   существенных   признаков,   по   заданным   критериям;      вступать   в   диалог   (отвечать   на   вопросы,   задавать   вопросы,   уточнять непонятное);    сотрудничать   с   товарищами   при   выполнении   заданий   в   группе: выполнять различные роли в группе, устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках, сотрудничать в совместном решении проблемы;    участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Большинство проектов были долгосрочными, требующими много усилий со стороны детей, а также времени для представления. Для успешной организации работы   над   проектами     я   изучила   темы   проектов,   которые   предлагались обучающимся в 1 классе. Конечно, без помощи родителей обучающиеся не смогли бы   справиться   с   поставленными   перед   ними   задачами.   Да   и   Стандартом, определено,   через   знаково­символическую   систему,   что   работа   над   проектом строится совместно со взрослыми. Поэтому свою работу начала с проведения родительского собрания, на котором рассказала родителям о целях и задачах проектной деятельности, совместно с родителями рассмотрели темы   проектов предлагаемые   обучающимся   в   учебном   году   по   предметам.   Первоначальные требования   работы   над   проектом   в   1   классе   были   определены   мною   как: выполнение   работы   на   листе   А­4,   с   подборкой   нескольких   фотографий   и описанием в 5­7 предложений. На уроках совместно с детьми определялись темы для   проектов,   наглядный   материал   в   виде   фотографий,   которые   они   могут поместить в проект, объем работы который выполнит ребенок, а что помогут ему сделать   родители.  Учитывая специфику первого класса, работы  получились  разные, и не все были оформлены строго по правилам.  При работе над первым проектом по теме «Мой родной посёлок» разделила детей  на  группы, предложила  подтемы  на  выбор (красивые  дома, растения  в огороде и в лесу, животные, автомобили   на улицах посёлка) проговорили все детали предстоящей работы. Контроль за выполнением  осуществляла в начале запланированного урока. Просмотр и коррекция получившейся работы проходила на   переменах.   У   нас   получился   альбом   с   фотографиями,   рисунками, раскрашенными картинками. Для выполнения следующего проекта «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках» каждая группа получила подборку   материала   (детские   журналы   «Весёлые   картинки").   На   уроке   дети распределили   его   между   собой,   дома   оформили,   добавляя   к   полученному материалу найденный самостоятельно. Далее командиры групп под присмотром учителя   контролировали   выполнение   работы,   репетировали   выступление.   Во время представления обучали считалкам, скороговоркам, загадывали загадки, а  в   качестве   зрителей   и   обучаемых   были   одноклассники.   Третий   проект   «Моя семья» стал индивидуальным. Были предложены разные формы оформления – в печатной тетради, на листах А4, в  виде плаката.  Ребёнок сам выбирал, как он оформит   свою   работу.   Время   для   представления   давалось   в   начале   урока. Индивидуальная   проектная   работа   помещалась   в   дальнейшем   в   папку­ накопитель «Портфолио».   Во втором классе интересным получился опыт классной конференции, где были представлены работы по теме «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде». Конференция проходила по всем правилам, работы оценивало жюри, были   определены   места.   Многие   проекты   второго   класса   оформлялись   в презентациях. Обязанность   учителя   состоит   в   том,   чтобы   постоянно   укреплять   и развивать умственные способности ученика такими упражнениями, которые бы   соответствовали   размерам   его   наличных   сил   и   с   течением   времени становились   бы   постоянно   трудными   и   более   сложными.  Одним из этапов работы по проектной деятельности стало включение в уроки проблемных ситуаций.  Таким   образом,   я   стала   подавать   один   из   главных   атрибутов   учебного создание   проблемных   вопросов   и     проекта — проблему, но не просто как информацию, а как реалию жизни вместе с личностным отношением к ней, с пониманием, что проблема важна, требует внимания, рассмотрения и поиска ее разрешения. Своей позицией я даю понять, что готова  поддерживать  ребят в их  деятельности  по поиску решения проблемы. Таким образом, проекты 3­4 классов отличаются большей самостоятельностью   учеников,  ученики   на   уроке   становятся   в   позицию субъекта своего обучения. И как результат у них появляются новые знания, способы работы с материалом. 4. Заключение. Таким   образом,   при   использовании   метода   проектов   в   начальной   школе, можно   отметить   заинтересованность   детей,   их   активность   в   выполнении подобных   заданий,   что   способствует   освоению   новых   способов   учебно­   формированию   адекватной   самооценки, познавательной   деятельности, принятию   образа   «хорошего   ученика»   и   положительного   отношения   к   школе. А   так   же  у   ребят   появилась   уверенность   в   своих   силах   и   знаниях.  Положительная   динамика   наблюдается   и   в   развитии   уровня   мотивации   к учению. 5. Список использованных источников и литературы. 1. Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении»,  Москва, «Аркти», 2005 г.  2. Романовская М.Б. « Метод проектов в образовательном процессе»,  журнал« Завуч» №1, 2007г.  3. Мальцева Е.В. « Использование новых образовательных технологий при  обучении будущих учителей начальных классов», журнал « Педагогическое  образование. Начальная школа» №12, 2006 г.  4. Эпштейн М. « Метод, разрушающий школьную рутину», Журнал «  Педагогическая техника» №2, 2004г.  5. Романовская М.Б. « Проекты в младших классах», журнал «Завуч» №6,  2007г.  6. Голованова Е.А. «Проектная деятельность как важное направление в  современной школе», журнал «Завуч» №6, 2007г.  7. Постникова Е. «Метод проектов как один из путей повышения компетенции  школьника» , журнал «Сельская школа» №2, 2004г.  8. Крылова Н.Б. «Проектные методы против классно­урочной организации  образования», журнал «Школьные технологии» №5, 2004г.  9. Лебедева Л.И., Иванова Е.В. « Метод проектов в продуктивном обучении»,  журнал « Педагогические технологии» №5, 2002г.  10. Метод проектов в начальной школе. Система реализации. Волгоград:  "Учитель", 2013

Проектная деятельность на уроках в начальной школе.

Проектная деятельность на уроках в начальной школе.

Проектная деятельность на уроках в начальной школе.

Проектная деятельность на уроках в начальной школе.

Проектная деятельность на уроках в начальной школе.

Проектная деятельность на уроках в начальной школе.

Проектная деятельность на уроках в начальной школе.

Проектная деятельность на уроках в начальной школе.

Проектная деятельность на уроках в начальной школе.

Проектная деятельность на уроках в начальной школе.

Проектная деятельность на уроках в начальной школе.

Проектная деятельность на уроках в начальной школе.

Проектная деятельность на уроках в начальной школе.

Проектная деятельность на уроках в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2017