Учебная исследовательская, проектная деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, которая по своей структуре соответствует научной деятельности. Она характеризуется: целенаправленностью, активностью, предметностью. Её результатом является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых знаний для учащихся.
В современных школьных программах детская проектно-исследовательская деятельность играет огромную роль, т.к. ставит ученика в позицию исследователя.
В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:
- по количеству учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные;
- по месту проведения: урочные, внеурочные;
- по времени: кратковременные, долговременные;
97b13e1930118b54d8803b4ba29c51c4 (2).doc
Проектная деятельность в начальных классах
Учитель начальных классов: Норкина Оксана Викторовна
Учебная исследовательская, проектная деятельность это специально организованная,
познавательная творческая деятельность учащихся, которая по своей структуре соответствует
научной деятельности.
активностью,
предметностью.
Её результатом является формирование познавательных мотивов,
исследовательских умений, новых знаний для учащихся.
Она характеризуется:
целенаправленностью,
В современных школьных программах детская проектноисследовательская деятельность
играет огромную роль, т.к. ставит ученика в позицию исследователя.
В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:
по количеству учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные;
по месту проведения: урочные, внеурочные;
по времени: кратковременные, долговременные;
по теме: предметные, свободные;
В ходе выполнения проектов, у учащихся должна выработаться и закрепиться привычка к
анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций.
Выполняя творческие проекты, школьники учатся самостоятельно принимать решения, брать на
себя ответственность за их реализацию. Проектное обучение создает положительную мотивацию
для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. В процессе проектной
деятельности у школьников развиваются следующие способности: коммуникативные,
личностные, социальные, математические, технологические.
Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений.
Для нас на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и
воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся.
В процессе игровой деятельности, например, ученик может в непринужденной форме раскрыть
скрытые до сих пор таланты, а учитель — создать необычный по замыслу и организации урок, без
строгого, но логично выстроенного режима работы, ярких, запоминающихся моментов, где будут
соседствовать привычное и непривычное. Это творческий урок в творческой лаборатории.
В наше время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества
учебновоспитательного процесса. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В
арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает
исследовательская творческая деятельность. Именно в начальной школе должен закладываться
фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности
учащихся, приёмов анализа,
синтеза и оценки результатов своей деятельности.
Исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Цель работы – стимулировать развитие интеллектуальнотворческого потенциала младшего
школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков
исследовательского поведения.
Задачи:
обучение проведению учебных исследований младших школьников
развитие творческой исследовательской активности детей
стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам
ознакомление с научной картиной мира
вовлечение родителей в учебновоспитательный процесс
Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая
основные шаги, наблюдая, делая вывод, фиксируем результаты.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
1. Выбор темы. 2. Постановка цели и задач.
3. Гипотеза исследования.
4. Организация исследования.
5. Подготовка к защите и защита работы.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической
направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь
и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих
силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие
родители никогда не имели возможности участвовать в какихлибо делах, не связанных с их
профессией или чисто родительской деятельностью. Им дается возможность сблизиться с
детьми, участвуя в научноисследовательской деятельности проектов, помогают ребенку
готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и
совместный труд ребенка и родителей.
В нашем классе многие проектные работы носят коллективный характер, как, например,
сбор материала для изготовления газет к праздникам или по заданным темам. Тематика
определяется учителем, но совместно мы решаем какие страницы будут в газете: заголовок,
пожелания или поздравления, загадки, стихи, тексты, пословицы, открытки, рисунки, фото.
Учащиеся делятся на 3 группы – по колонкам. Каждый ученик или группа ребят выбирают
страницу газеты, для которой они собирают материал. Их задача заключается в отборе и
оформлении этого материала. Каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, весь материал
пополняет папку колонок. Так дети приучаются работать в коллективе. Учитель должен быть
помощником, путеводителем.
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой,
журналом, что в наше время очень важно, потому что дети в лучшем случае обычно читают
только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и
увлекательные произведения литературы. Дети увлечены компьютером. Интернет заменяет
друзей, улицу и даже реальный мир. Проектная деятельность помогает направить учеников в
нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя поразному: одни активно ищут
информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу
родителей, но есть и такие, которых приходится брать в «помощники». Найденный материал мы
просматриваем, попутно выясняется, что нужно. Готовый материал оформляет редколлегия.
Дается положительная оценка всем участникам проекта.
Организация исследования включает в себя следующие этапы:
1. Подумать самостоятельно.
Что я об этом знаю? Какие мысли я могу высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
2. Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
3. Спросить у других людей.
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
4. Использовать Интернет.
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
Этапы работы над проектом
В чем заключается педагогическая значимость проектноисследовательской деятельности?
Открывает возможности формирования жизненного опыта.
Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации самовыражении.
Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и
индивидуальное.
Ведет учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту. В чем заключается педагогическая значимость проектноисследовательской деятельности?
Открывает возможности формирования жизненного опыта.
Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации,
самовыражении.
Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и
индивидуальное.
Ведет учащихся по ступенькам роста личности.
Исследовательской работой можно заниматься и на любом уроке и во внеклассной работе.
Схема проектной деятельности:
Выбор ученика или предложение учителя.
Предмет, основное содержание рассуждения, изложения.
1 Тема
Звучит емко, лаконично, отражает тему проекта.
Написать, составить, сделать, узнать, доказать и т. д.
2 Цель
Шаги, которые нужно сделать, чтобы достичь цели.
Изучить, описать, установить, выяснить, привлечь и т.д.
3 Задачи
4 План действий.
Последовательность и сроки выполнения.
Подобрать, изучить литературу.
Изучить информацию в сети.
Подобрать фото, репродукции, фильмы и т.д.
Провести наблюдение, опыт, опрос.
Выполнить рисунки, модели, схемы, макеты и т. д.
Сравнить полученные результаты.
Оформить результат.
Подготовить презентацию.
5 Форма проекта.
Продукт проектной деятельности.
Макет, модель.
Газета, журнал, буклет.
Атлас, карта, справочник, фото отчет, фильм.
Игра, праздник, экскурсия.
Ремонт помещения, площадки.
6 Защита проекта.
Демонстрация полученного продукта.
Выставка, аукцион, экскурсия.
Спектакль, концерт, праздник.
Демонстрация видеофильмов, моделей и т. д.
Проектная деятельность в начальных классах
Проектная деятельность в начальных классах
Проектная деятельность в начальных классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.