ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(Комплект ЦОР по музыке)
Автор: Юрченко Джанетта Геннадьевна
учитель музыки высшей квалификационной категории
2022 г.
Пояснительная записка
Современный учебный процесс нельзя представить без качественного обеспечения цифровыми образовательными ресурсами. В последнее время в учебном процессе активно используются: электронные учебные пособия, средства компьютерного моделирования, Интернет-сайты, тренажеры, обучающие программы и другие электронные средства.
В рамках Постановления Правительства РФ «О проведении в 2020 – 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования» поставлена задача – обеспечить единство государственного образовательного пространства, решить которую, предполагается за счет совершенствования существующих и формирования недостающих элементов информационной инфраструктуры сферы образования [3]. Наиболее перспективными в этом качестве мы можем назвать цифровые образовательные ресурсы, под которыми понимаем доступную, в цифровом виде, совокупность данных, используемую в учебном процессе.
В приоритетном проекте «Цифровая школа», рассчитанном на период до 2024 года, определена значимость внедрения цифровых образовательных ресурсов с периода обучения ребенка в школе и формирование навыков работы с ними [2]. Поэтому в образовательных организациях должны быть созданы условия, обеспечивающие равный доступ обучающихся к качественному общему образованию, а также возможность использования цифровых образовательных ресурсов во всех школах.
Проблеме использования цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе посвящены труды авторов: Д. С. Шапиева, Р. Н. Абалуева и др., условия для успешного развития музыкально-творческих компетенций обучающихся в своих научных работах исследовали Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, А. Шаяхметова.
Таким образом, особую значимость приобретают вопросы создания качественных цифровых образовательных ресурсов для формирования музыкально-творческих компетенций обучающихся, что позволит улучшить качество обучения и реализовать учебный процесс в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.
Цифровые образовательные ресурсы – это информационно-программное, технически организационное обеспечение, средства электронных изданий в сети Интернет. При использовании цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе наиболее применимы следующие методы: метод проектов, метод информационного ресурса, метод демонстрационных примеров. Цифровые образовательные ресурсы целиком состоят из визуально-звукового контента, отличительная особенность цифрового ресурса от печатного издания – ни видео, ни анимацию (мультфильм), ни звук увидеть, услышать невозможно. Определенное достоинство цифровых образовательных ресурсов состоит в том, что они обеспечивают личностно-ориентированное обучение.
Музыкально-творческие компетенции – это готовность к творческой деятельности, направленная на музыкальное творчество, которое находится в единстве с высоким уровнем музыкальных способностей и музыкального развития, которые позволяют достигнуть прогрессивных социально-личностно значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности [5]. Центральной составной частью музыкально-творческой компетенции являются виды деятельности обучающихся на уроке: вокально-хоровая деятельность, слушание музыкальных произведений композиторов классиков, владение музыкальной грамотностью; игра на музыкальных инструментах; оценка успешности (рефлексия).
В ближайшем будущем, согласно проекту «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», будет полностью разработан и реализован комплект цифровых образовательных ресурсов по развитию музыкально-творческих компетенций обучающихся, также подробно описаны технологии и методы их применения на уроках музыки.
В комплект цифровых образовательных ресурсов, которые мы используем на уроках музыки входят:
- видеоролики опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической музыки; документальные фрагменты о жизненном пути и творчестве композиторов-классиков.
- наглядно-демонстрационные материалы: портреты композиторов-классиков, артистов и музыкально-творческих коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; нотные пособия, материалы из музеев композиторов, исполнителей.
- интерактивно-творческие задания для обучающихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, которые направлены на закрепление учебного курса, выполняющие функцию контроля за качеством развития музыкальной культуры школьника.
С применением цифровых образовательных ресурсов на уроках музыки усиливается положительная мотивация учащихся, активизируется их познавательная, музыкально-творческая деятельность. Уроки с использованием цифровых образовательных ресурсов проходят на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивается наглядность, визуализация, привлечение большого количества дидактического материала, тем самым повышается объем выполнения работы на уроке, обеспечивается высокая степень дифференциации, индивидуализации обучения. Учебный процесс, с применением цифровых образовательных ресурсов направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности, способствует повышению качества образования, увеличивает возможность проведения интегрированных уроков музыки, повышает результативность проектной деятельности, а также совместной медиапроектной деятельности педагога и обучающихся.
Итак, успешное развитие музыкально-творческих компетенций обучающихся возможно только тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребенка с учетом его особенностей и возможностей с использованием различных современных средств. Таким образом, цифровые образовательные ресурсы – эффективная составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной деятельности. Дополняя широкий спектр педагогических технологий, они помогают решить вопросы формирования общей коммуникативной компетенции как условия успешной социализации обучающихся.
Комплект цифровых образовательных ресурсов по музыке (дистанционные уроки)
2 класс
Тема урока – «Детский музыкальный театр»
https://drive.google.com/file/d/1eQ7EcCLv92u66C_zD_v0X1HBkM8vSzWd/view?usp=sharing
Тема урока – «Расскажи сказку»
https://docs.google.com/presentation/d/1GXjZy6dRAl5aFs2HmClSC2rYs7kiu1T-VvquEUrs9R8/edit?usp=sharing
Тема урока – «Великий колокольный звон» https://drive.google.com/file/d/1m3STvV95IkMRia3-ublJVwBtweSPBTd3/view?usp=sharing
Тема урока –
«Святые
земли русской. Александр Невский»
https://drive.google.com/file/d/1foAPNa3c3R41f4b9SbY1O5ejMfIBZaB5/view?usp=sharing
3 класс
Тема урока – «В детской. Игры и игрушки. На прогулке»
https://drive.google.com/file/d/17enDJjPuiKqLHMuITrIJq8wo-VPv9ou1/view?usp=sharing
Тема – «Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова»
https://drive.google.com/file/d/1ataRHeWSGZ9Q_uIxl1qnfrhhyLARec_T/view?usp=sharing
Тема урока – «Святые земли русской»
https://drive.google.com/file/d/1JcO70n-1EDBzBr2QQPrridj0YQv2vKSY/view?usp=sharing
Тема урока – «Радуйся, Мария, Богородице Дево, радуйся»
https://drive.google.com/file/d/14o3ewfGZD2IW48rv89A3wagkpwB1xtAO/view?usp=sharing
Тема урока – «Опера Орфей и Эвридика»
https://drive.google.com/file/d/1K6sqtwk7ImVa4QceYtiXPtQPo3xkgWuA/view?usp=sharing
4 класс
Тема урока – «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
https://drive.google.com/file/d/1Mk-kFUPkz1PnGCJqnpx9Fy9rPhdP7du_/view?usp=sharing
Тема урока – «Танцы, танцы, танцы…»
https://drive.google.com/file/d/1hPcyEOuQuhB7zK2uukDJREGf0UtHRAGi/view?usp=sharing
Тема урока – «Ярмарочное гулянье»
https://drive.google.com/file/d/1rKZ9kXWuxRiecsnt5-Rswlais4BOOzm_/view?usp=sharing
Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020)
2. Федеральный проект «Цифровая школа» № 204 07.05.2018 – 31.12.2024
3. Проект Постановления Правительства РФ «О проведении в 2020 – 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды».
4. Абалуев Р.Н. Интернет-технологии в образовании: учебно-методическое пособие. – Тамбов: ТГТУ, 2018. – 114 с.
5. Шаяхметова А. Система музыкального образования. – Красноярск: КНУЦ, 2019. – 109 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.