Проектная инициатива для школьников и родителей 3-7 классов школы-интерната.
Оценка 4.7
Исследовательские работы +2
docx
Междисциплинарный 5
3 кл—11 кл +1
16.05.2018
Проектная инициатива «Сохраним этнокультурные традиции Корочанского района Белгородской области» в рамках музыкально-образовательного проекта
«От Святок до Сочельника: годовой цикл народных праздников». Описание проекта, который был предложен в ноябре на педсовете, и с января 2018 года началась реализация проекта на базе школы - интерната, в котором я работаю.Проектная инициатива была представлена для педагогов и воспитателей школы-интерната на педагогическом совете и была утверждена. Реализация проекта продолжается и рассчитана на 1 календарный год.
проектная инициатива От святок до Сочельника.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Корочанская школаинтернат»
Проектная инициатива
«Сохраним этнокультурные традиции
Корочанского района Белгородской области»
в рамках музыкальнообразовательного проекта
«От Святок до Сочельника: годовой цикл народных праздников»
Разработала проектную инициативу и проект: С.В. Дидыченко
Учитель музыки и логоритмики ГБОУ «Корочанская школаинтернат» г. Короча
Короча
2017
I. Общая информация
1. Наименование проектной инициативы: «Сохраним этнокультурные традиции
Корочанского района Белгородского края» в рамках музыкальнообразовательного
проекта «От Святок до Сочельника: годовой цикл народных праздников».
2.Информация об учреждении и руководителе проекта: ГБОУ «Корочанская
школаинтернат», руководитель проекта: Дидыченко С.В., учитель музыки и
логоритмики.
3. Команда проектной площадки: учителя, классные руководители, воспитатели
школыинтерната, родители школьников 37 классов.
II. Аннотация к проектной инициативе
1. Краткая аннотация к проекту
«…Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство, то есть то, что народом сохранено, что запечатлено
народом, что народ пронес через столетия… В народе не может сохраниться то
искусство, которое не представляет ценности». М. И. Калинин.
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, последнее
время в нашей стране ещё более возрос. Всё чаще говорят о необходимости
приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников
с их традициями, обычаями и верованиями.
В данном проекте раскрыто конструктивное решение проблемы приобщения детей к
культурному наследию России и того места, где проживают школьники. В 2017 году
городу Короча исполнилось 380 лет, этот многовековой опыт этнокультурного
наследия нуждается в сохранении и развитии. Традиционная культура Корочанского
района Белгородской области имеет огромное значение для подрастающего
поколения. Значение народных православных праздников велико:
они развивают интерес к культуре, языку, истории народа;
воспитывают интерес и уважение к другим культурам;
через праздники проецируется и быт и взрослая жизнь, складывается единая
система представлений о мире;
объединяются люди разных поколений.
Все эти красочные и торжественные праздники глубоко влияют на детское сознание и
находят отклик в душе ребёнка. Немного творчества, выдумки, импровизации и из
старинных обрядовых народных гуляний получаются замечательные праздники в
современной обработке.
В настоящее время существует такое понятие, как этнопедагогика, этническое
возрождение рассматривается как одна из основных стратегий развития общества в
XXI столетии. Появились программы и авторские методики с использованием
элементов народной культуры. Этнопедагогическое обучение представляет собой целенаправленный процесс по достижению целей сохранения и развития традиций
народной культуры.
Приобщение воспитанников школыинтерната к народной культуре является
средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Вопрос погружения в родную традицию касается всех уровней обучения
подрастающего поколения. Внедрение элементов фольклора в практику
художественно эстетического воспитания, изучение традиций, обрядов своего
народа является важнейшим звеном в процессе формирования у учащихся высокой
художественной культуры.
Кроме народных фольклорных праздников, данный проект знакомит детей с
народными играми и песнями, народным земледельческим календарём, основами
православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа,
способствует развитию познавательных способностей, формированию высокой
нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к
самобытной русской культуре.
Социальными партнёрами данного проекта могут выступить Центр народного
творчества, Корочанская Школа искусств, Центр молодёжных инициатив г. Корочи.
III. Содержание проектной инициативы
3.1.Определение проблемы.
Социальная значимость проекта.
Необходимость приобщения молодого
к народной культуре
трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также
творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю
Российского государства, но и традиции народной культуры, осознавать, понимать и
активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя
как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной
культурой: народные танцы, в которых дети черпают нравы, обычаи и дух свободы
творчества,
С первых лет жизни
ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают
заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы
самосознания и индивидуальности.
Проблема.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в
воспитании не соблюдается историческая преемственность поколения. Это очень
опасно – лишить ребёнка исторической памяти. Дети лишаются возможности брать
пример с людей, живших в прошлом. Необходимо помочь родителям осознать, что в
семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные обычаи и
ценности, созданные дедами и прадедами. Включение народного фольклора в
программу музыкального образования школьников положительно отражается на них
– они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах.
Гипотеза: Если знакомить учащихся школы с родной культурой, родной речью,
произведениями устного народного творчества, то они приобретут новые знания
о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как
понимает красоту, о чем мечтает и т.д.
3.2.Общая цель и задачи проектной деятельности.
Цель проекта:
или устный народный фольклор.
поколения духовнонравственное воспитание школьников через знакомство и приобщение к
истокам русской культуры: праздникам, традициям и обычаям русского
народа;
изучение педагогических условий использования устного народного творчества
для приобщения школьников к миру народной культуры, ее наследию, в
процессе ознакомления с народными календарными и православными
праздниками.
Приобщение родителей к участию в образовательной и творческой деятельности
школьников.
Образовательные Задачи:
освоение школьниками фольклорного наследия русского народа, как
самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития
личности;
наследию.
приобщение школьников к миру народной и православной культуры, ее
Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений
Создать необходимые условия по приобщению школьников к русской народной
Создать систему работы, по приобщению учащихся к истокам русской народной
Познакомить учащихся с народными календарными праздниками и традициями,
Задачи проекта:
которые отмечают в разные времена года;
культуре через организацию и проведение народных праздников.
школьниками, используя все виды фольклора, так как фольклор является
богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
культуры.
Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному
творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, воспитание
патриотизма.
Привлечь родителей в воспитательно образовательный процесс через
проведение народных праздников и к совместному творческому процессу с
учащимися и педагогами (классными руководителями, воспитателями, учителями)
по реализации проекта.
школьников.
3.3.Описание проекта
I . Паспорт проекта «От святок до Сочельника: годовой цикл народных и
православных праздников».
Тип проекта: практикоориентированный.
Вид проекта: познавательный, творческий, групповой.
Масштаб проекта: ПЕРВЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ внутри ГБОУ «Корочанская
школаинтернат», ПОСЛЕДНИЕ – ВЫХОД В ГОРОДСКУЮ СРЕДУ, СВЯЗЬ С
СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ ПРОЕКТА.
Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и Участники проекта: учащиеся 37 классов, родители школьников, педагоги школы
интернат, учителя музыки, истории, МХК, православной культуры.
Объект исследования: Русские народные календарные и православные праздники
Продолжительность: долгосрочный с ноября 2017 г. по февраль2019 г.
Продукт совместной деятельности: календарные народные и православные
праздники с традициями Корочанского района Белгородской области.
Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных
особенностей школьников, доступность материала, постепенность его усложнения;
принцип взаимодействия учащихся с различными формами народного фольклора.
Ведущая педагогическая идея: создание условий для организации систематической
и целенаправленной работы по приобщению школьников к народной культуре,
традициям через организацию и проведение народных календарных и православных
праздников.
При реализации проекта основными приоритетными направлениями в работе с
учащимися по приобщению их к истокам народной культуры являются
следующие:
1. Создание атмосферы национального быта (оформление центров народной
культуры, пополнение школьного музея экспонатами).
2. Знакомство с традиционными народными праздниками и участие в них.
3. Знакомство с народным искусством: народные росписи, орнаменты, игрушки,
костюмы, НАРОДНЫЕ инструменты, блюда и др..
4. Знакомство с русскими народными играми, хороводами, песнями.
5. Широкое использование устного народного творчества, произведений фольклора в
образовательной и досуговой деятельности.
В данном проекте раскрыто конструктивное решение проблемы приобщения детей к
культурному наследию через проведение в школе народных православных и
календарных праздников. На праздниках используются все возможные средства
эмоционального общения с детьми: музыка, живопись, игры, сказки, народный театр
и др. Народные праздники обогащают представления о народных верованиях,
традиционных обрядах. Они побуждают учащихся к бережному, трепетному
отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У школьников
рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа,
носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные
ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают
в наши дни особую значимость.
Народная фольклорная культура,
дает нам
неограниченные возможности для творчества, фантазии. Ведь если нет какоголибо
праздника, его запросто можно придумать и организовать самостоятельно.
Посиделки с играми, плясками частушками и чаепитием, всевозможные ярмарки,
гуляния – все эти праздники не сложно придумать и провести, используя уже
знакомый, и новый фольклорный материал. Минимум подготовки, максимум
желания – и в ответ получим сияющие глаза наших ребятишек.
Для полноценного изучения народной культуры, конечно, одних уроков музыки,
праздников и развлечений на материале русского фольклора, несомненно,
наследие русского народа,
II . Содержание проекта. Необходимо использовать фольклор в самых разных видах
творческая часть (приобщение родственников и знакомых к изучаемым
техническая часть (обсуждение технических деталей, дополнительная
недостаточно.
деятельности школьников.
Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье школьников.
Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные
игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка.
Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания и
правильной речи.
Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует
развитию мышечного чувства и координации движений.
Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств,
активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи,
агрессию, замкнутость.
Народные праздники помогают школьникам почувствовать себя частичной своего
народа, узнать о его обычаях и традициях. Праздники создают пространство духовно
нравственной культуры. Подготовка к ним включает различные виды деятельности,
взаимодействие всех участников образовательного процесса (педагогов, школьников,
родителей, младшее и старшее поколение).
Структурной основой для планирования являются календарные культурно
исторические ритмы: природные, народные, церковные годовой круг календаря,
совпадающий с естественными жизненными ритмами. Активное соучастие педагогов,
учащихся и их родителей в подготовке к празднику, в настраивании на него
происходит по ходу текущей жизни и может включать в себя: традиционные игры и
хороводы, связанные с приближающимся праздником, уборка и изменение интерьера
к празднику, украшение помещений.
Планирование совместной работы педагогов, школьников и их родителей
происходит на родительских встречах, в совместной деятельности воспитателей
и специалистов с детьми следующим образом:
наполнение праздника;
творчества; разучивание текстов песен, хороводов, игр)
традициям;
информация, установление сроков мероприятий, выбор ответственных).
Народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое
праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность
развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее
важнейших компонентов, доступных детям среднего старшего дошкольного
возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным
малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных
праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ,
поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют
рассмотрение природных и культурных явлений, сопровождающих праздник;
практическая часть (знакомство с различными видами устного народного
информирование о целях, смысле и содержании праздника, эмоциональное тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и
культуру своего народа.
по реализации проекта являются праздники:
Основной формой работы
календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин: Осенние посиделки,
«Кузьминки», Зимние святки, Рождество, Масленица, Весенние народные праздники:
«Именины Сороки», «Жаворонки» или «День птиц», «Красная горка», «Пасха»,
«Праздник русской березки «Троицын день», «Фестиваль народных игр» и другие
фольклорные праздники, активными участниками которых являются и взрослые и
школьники.
При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору
словесномузыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений
обрядовокалендарного фольклора. Произведения соответствует содержанию
праздника, интересные и доступные для ребят.
Главным показателем успешности праздника является эмоционально окрашенность
атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение учащихся,
заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем
больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному
назначению – радовать детей.
Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными
моментами стимулирует интерес школьников, усиливает их впечатления и
переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное,
обеспечивает естественное приобщение детей к народным традициям, утверждает в
их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в
творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым
содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание
индивидуального и коллективного творчества учащихся и родителей способствует
единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение
друг
активными участниками
педагогического процесса: они принимают участие в проведение народных
праздников, в изготовлении и собирании атрибутов в минимузее школы, в украшении
актового зала к народным праздникам, активно обсуждают вопросы воспитания на
родительских собраниях и семинарах.
III
. Этапы и сроки реализации проекта.
становятся
к другу.
Родители
Этапы и
сроки
Организацио
нно
подготовител
ьный
(ноябрь
декабрь2017
г.)
Содержание деятельности
Результат
Выдвижение проектной инициативы
на педагогическом совете (осенние
каникулы)
Обоснование актуальности темы,
мотивация ее выбора;
Определение цели и задач проекта;
Подбор литературы, пособий и др.;
Обсуждение с родителями
школьников вопросов, связанных с
Наличие у
участников проекта чёт
кого представления о
необходимости внесения
изменений в воспитательно
образовательный процесс. Рабочий
(январь
2018г.
январь
2019г.)
Заключительн
ый
(февраль
2019г.)
проведением проекта;
Составление тематического
планирования мероприятий.
Составление сценариев праздников.
Музыкальнообразовательная
деятельность со школьниками.
Деятельность в соответствии с
тематическим планированием,
проведение календарных народных и
православных праздников.
Обобщение результатов работы;
анализ деятельности.
Фоторепортажи с развлечений и
праздников.
Создание мультимедийной
презентации «От святок до
Сочельника»
Диагностика результатов проекта.
Распространение опыта.
Работа педагогического
коллектива в режиме
проектной деятельности.
Удовлетворенность всех
участников проекта
результатами
. Ожидаемые результаты проекта.
IV
Для детей:
Сформированность знаний учащихся о народных календарных и православных
праздниках.
Развитие познавательной активности, любознательности, творческих
способностей в продуктивной и художественноэстетической деятельности.
Взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора:
(обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры) – это
все неоценимое богатство, которое поможет преодолеть скованность, застенчивость,
стать творческой личностью.
школьники проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и
музыкальным фольклором.
у учащихся будут сформированы навыки актерского мастерства,
коммуникативные способности.
Расширение кругозора детей через знакомство с русским фольклором.
Для педагогов:
Педагоги получат интересную технологию работы с учащимися, основанную на
создании образноигровых ситуаций, требующих от школьников перевоплощения,
работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для
учащихся желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и
значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории,
реквизита и опыт совместного сотрудничества с родителями. Осуществление инновационной деятельности и повышение профессионального
уровня.
Для родителей:
Родители активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на
развитие у школьников потребности к познанию, общению с взрослыми и
сверстниками, через совместную проектную деятельность.
Активное участие совместно со своими детьми в организации и проведении
народных праздников, развлечений, посиделок.
Совместное с учащимися изготовление блюд коми и русского народа, поделок и
различных атрибутов к народным играм.
Организация фотовыставки, фоторепортажей в группе интернета и на сайте
школы. Предполагаемый продукт проекта:
Народные календарные праздники и танцевальное и игровое творчество в
соответствии с планом.
Фотовыставка, выставки работ учащихся в родительском уголке.
Презентация проекта. Мультимедийная презентация – фотоотчёт.
Портфолио проекта (сценарии праздников, посиделок, развлечений, досугов,
народные подвижные игры, хороводные игры и танцы);
Систематизированный литературный, иллюстрационный, музыкальный
материал по теме проекта.
V. Оценка результатов и достижений.
Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по трем направлениям:
школьники, педагоги и родители.
Определение продвижения школьников будет отслеживаться через проведение
диагностики на начало и конец учебного года, через наблюдение и анализ работы по
различной Музыкальной. Театральной, Игровой деятельности, через просмотр
театрализованных представлений и фольклорных праздников.
По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участков с целью
подведения итогов работы, определения роста профессионального мастерства
педагогов.
. Список литературы и Интернетресурсов:
VI
1. Музыкальное развитие детей на основе народной культуры: планирование,
занятия. развлечения. Fвт.сост. О.В. Шубина, И.Г. Чайка. Волгоград:
Учитель, 2016г.
«Красота и ритм народных праздников»: духовнонравственные
аспекты дошкольного воспитания: методические рекомендации/
«Из уст в уста: учебнометодическое пособие по традиционной
народной культуре»/ Е.А. Надеждина (Помаскина). Из опыта работы
фольклорноэтнографической студии «Радольница».г. Пермь, 2006г.
. ru .
Интернетресурсы:
http
:// maam
. ru / , http
:// nsportal
2.
3.
4. 5.
Группы в контакте: «Хороводомания», «ХОРОВОДЫ, ИГРЫ, ПЕСНИ
и СКАЗКИ в родной культуре», «Фольклорно этнографическая студия
"Радольница" г. Перми.
Проектная инициатива для школьников и родителей 3-7 классов школы-интерната.
Проектная инициатива для школьников и родителей 3-7 классов школы-интерната.
Проектная инициатива для школьников и родителей 3-7 классов школы-интерната.
Проектная инициатива для школьников и родителей 3-7 классов школы-интерната.
Проектная инициатива для школьников и родителей 3-7 классов школы-интерната.
Проектная инициатива для школьников и родителей 3-7 классов школы-интерната.
Проектная инициатива для школьников и родителей 3-7 классов школы-интерната.
Проектная инициатива для школьников и родителей 3-7 классов школы-интерната.
Проектная инициатива для школьников и родителей 3-7 классов школы-интерната.
Проектная инициатива для школьников и родителей 3-7 классов школы-интерната.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.