Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность. Именно проектная деятельность в ДОУ позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных и нетривиальных задач. В таких условиях каждый ребенок может почувствовать себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи.
Проектные педагогические технологии в работе с дошкольниками ДОУ.
Хрупова Татьяна Викторовна, воспитатель высшей категории,
Кузьмик Наталья Владимировна, воспитатель высшей категории,
МДОУ – детский сад № 42 «Теремок», Серпухов.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования
одним из требований к условиям реализации образовательной программы является
вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов.
Именно проектная деятельность играет огромную роль в развитии партнерских
отношений, овладение коллективной деятельностью, объединить детей, направлена на
социально коммуникативное, познавательное, речевое и художественно – эстетическое
развитие детей, родителей и педагогов с целью реализации проекта.
Педагогический коллектив нашего МДОУ – детский сад № 42 «Теремок» реализует
экспериментальную площадку «Познавательное развитие дошкольников средствами
проектной деятельности». Её цельюявляется социально – познавательное и речевое развитие
детей дошкольного возраста в условиях проектной деятельности.
Работу над проектами мы начинаем с детей групп раннего возраста.
Вэтих группах вводятся только элементыпроектной деятельности. Целесообразнее всего
начинать использовать метод проектов в работе с родителями. В этом возрасте дети
являются лишь наблюдателями, помощниками родителей.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с
младшего возраста, используются ролево игровые и творческие проекты. Нами был
разработан проект «Моя любимая игрушка».
Целью проекта ставилось формирование у детей социально нравственных качеств через
организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной. Овладение
детьми игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации.
Формироватьбережноеотношение к игрушкам, взаимодействие с ними.
Участниками проекта стали дети группы раннего возраста, воспитатели, родители.С целью привлечения родителей к осуществлению проекта были подготовлены памятки:
«Какие игрушки приобретать детям», проведены консультации: «Игры для развития
ребенка»; «Вы, ваши дети и игрушки», осуществлена подборка художественной литературы,
оформлен уголок для родителей «Маленькие художники».
Для реализации проекта были разработаны ряд игр для детей раннего возраста «Из чего
сделаны наши игрушки», «Какие бывают игрушки».
«Большие и маленькие».
Адаптированы дидактические игры
«Узнай на ощупь», «Угадай, что звучит? », «Угадай игрушку по описанию», «Чудесный
мешочек».
Проект включал в себя подготовку к экспериментальноисследовательской деятельности, а
именно: игры с водой «Пускаем бумажные кораблики».
Сюжетно – ролевыеигры «Купание кукол», «Поездка на поезде», «Магазин игрушек»,
«Семья».
В результате работы над проектом дети пополнили представления об игрушках,стали
проявлять интерес и желание играть с игрушками, у малышей развилась речевая активность,
они научились включать в сюжет игры различные игрушки и пытаться осуществить ролевый
диалог, стали бережнее относиться к игрушкам.
Итоговым продуктом проекта явилась совместная работа родителей и детей «Моя любимая
игрушка», где родители изготавливали вместе с детьми поделки на различные темы из
различных материалов.
Мы заметили, что дошкольники страдают дефицитом знаний о родном городе.
В связи с этим очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма в
работе с детьми дошкольного возраста.
В нашем ДОУ была разработана парциальная программа «Юный краевед» для старших
дошкольников. В рамках этой программы был реализован проект «История города С…»
Цель проекта:
Воспитание нравственнопатриотических чувств у детей старшего дошкольного
возраста через систематизацию знаний об улице, на которой ребенок живет, родном городе, о
своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в
семье.Задачи:
• Сформировать у детей представления о районе и городе, в котором живут, о стране
• Воспитание нравственноэстетических чувств, эмоциональноценностного позитивного
отношения к себе и окружающему миру
• Формирование нравственнопатриотических чувств посредством ознакомления детей с
произведениями пейзажной живописи, народного декоративноприкладного искусства,
архитектуры и музыкальными произведениями
Участниками проекта стали дети старших групп, воспитатели, родители.
С целью привлечения родителей к осуществлению проекта было проведено
анкетирование родителей «Знаете ли Вы свой город?», проведены консультации:
«Познакомьте ребенка с родным городом»; «Прогулка по городу с ребенком», осуществлена
подборка художественной литературы, оформленыфотовыставки для родителей «Экскурсия
на площадь Владимира Храброго», «Музей павлина», «Прогулка по Соборной горе».
Итоговым мероприятием по проекту был досуг в форме КВН.
Анализируя проделанную работу, мы отметили положительную реакцию и
эмоциональный отклик детей и родителей назнакомство с историей родного города. Взрослые
и ребята проявляли интерес и желание узнавать новую информацию.Считаем, что удалось
достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог родители. Родители принимали
активное участие в реализации проекта.
Таким образом, хочется отметить, что проектная деятельность является одним из
важных условий реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта
Дошкольного Образования создает условия для формирования у родителей представления о
социальном партнерстве, как о движущей силе личностного развития своего
ребенка.Сотрудничество педагогов, их родителей в рамках проектной деятельности
укрепляет психологическое здоровье семьи.