Профессиональное образование – стратегии и перспективы.
Доклад подготовил мастер п/о Огулин Н. А.
Система профессионального образования в России стала формироваться со времен Петра I.[4, с.8] Появившиеся училища призваны были отвечать требованиям времени. В настоящее время профессиональное образование ставит перед собой широкие образовательные и воспитательные задачи. «Воспитательные задачи предполагают формирование и развитие личности обучающихся, их нравственно-эстетических качеств, мировоззрения, черт характера; отражают общую гуманистическую направленность образования и реализуются в процессе коллективного взаимодействия обучающихся, а также в педагогическом общении преподавателя и обучающихся.» [9, с.6] Задача увеличения к 2020 году числа квалифицированных работников «с тем, чтоб оно составило не менее трети от числа квалифицированных работников» поставлена Президентом РФ В.В.Путиным [8, с.3].Целью учреждений профессионального образования является решение проблемы нехватки квалифицированных рабочих кадров для всех отраслей промышленности и сельского хозяйства.
В условиях реформы образования перспективы развития профессионального образования вызывают большой научный интерес. Международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование XXI век: стратегии и перспективы развития, международное сотрудничество», проведенная в марте 2012г. в Томске опубликовала резолюцию. В ней, в частности, констатируется наблюдающийся в Российской Федерации отход от системы непрерывного образования. Это явление, по мнению участников конференции, носит негативный характер. Непрерывное профессиональное образование должно быть двухуровневым довузовским (начальное и среднее), трехуровневым высшим (бакалавриат, специалитет, магистратура). Целесообразно организовать предпрофессиональное образование в школах, ввести производственную практику на базе предприятий и школьных мастерских. В Тверской области разработкой идей преемственности профессионального образования и предпрофессионального образования школьников занимался в 1980-е годы А.В.Гаврилов[5,с.4].Отмечается, что предложенное Минобразования и науки сокращение сроков начального и среднего профобразования приведет к снижению качества образования и подготовки рабочих кадров. [6, с.31].
О необходимости непрерывности образования говорят и другие авторы: Беляева А.П., Леднев В.С., Новиков А.М.[1 с.18, 2 с.168, 3 с.243]. С 1970-х формируется концепция «непрерывного образования». Она была выдвинута еще в 1920-е годы и была принята на вооружение многими государствами. Развитие непрерывного образования в Российской Федерации необходимо из-за постоянно обновляющихся социальных требований к профессиональным качествам работников, необходимости учета личностных интересов. Идея концепции – образование осуществляется на протяжении всей жизни человека. Непрерывное образование – система – организация образования от дошкольной ступени до послевузовского повышения квалификации. Образовательные учреждения должны стать многофункциональны, многопрофильны, многоступенчаты. Старший научный сотрудник Центра управления образованием Федерального института развития образования, кандидат педагогических наук Читаева Ю.А. в статье «Непрерывное образование как одно из условий развития современного образования: прошлое, настоящее, перспективы на будущее» так видит перспективы непрерывного образования: профессиональная школа будет готовить специалистов по управлению и по технологии. Система образования преемственна, гибка, динамична, прогностична, т.е. имеет место интеграция образования. Интегративным будет и содержания образования. Преобладает компетентностный подход, потому что его цель – обеспечение качества образования, а результат – способность индивида действовать в проблемных ситуациях[10, с.45].
В настоящее время экономика России все еще сохраняет значительную зависимость от цен на энергоресурсы. Многие эксперты полагают, что Россия больна «голландской болезнью», то есть сильнейшей зависимостью экономики от экспорта одного-двух видов сырья. Существует даже мнение о том, что огромные запасы природных ресурсов мешают модернизировать производство, что превращается в т.н. «проклятие ресурсов».
У российской экономики несколько слабых сторон. Одной из них является неравномерное развитие Москвы и Московской области по сравнению с другими регионами России. Валовой региональный продукт Москвы намного превышает ВРП любого из федеральных округов. Другой проблемой является слишком раздутый государственный аппарат и связанная с ним коррупция. Коррупция является основным фактором, ухудшающим инвестиционный климат страны. В 2010 году количество чиновников в Российской Федерации составило более полутора миллионов человек (на одного чиновника приходится 95 жителей). Международная организация Transparency International, проводившая исследования в сфере коррумпированности государств, отдала России меньше 3 баллов, что по оценке этой организации является очень плохим показателем.
Тем не менее, мы можем говорить о наблюдаемой положительной динамике. В целом за 1999-2008годы рост валового внутреннего продукта составил 93,8%, промышленности - 79,1%. Российская экономика занимает 6 место в мире по объёму валового внутреннего продуктаза 2011 год. По данным на 2007 год, доля экономики России в мировой экономике - 3,2%[7, с.14].
В настоящее время Российская Федерация обладает на наш взгляд достаточным потенциалом для усовершенствования производства. Использование нанотехнологий, новых компьютерных программ должно позволить вывести промышленность и сельское хозяйство на качественно новый уровень. В.В.Путин, говоря о Едином экономическом пространстве, отмечает необходимость синтеза возможностей Российской Федерации и Европейского Союза. Россия, оставаясь сырьевым источником, при наличие ряда факторов, в том числе, квалифицированных рабочих, способных и стремящихся самосовершенствоваться, способна занять достойное место в мировом производстве, развивать инновационную экономику.
Мы считаем, что в ближайшей перспективе профессиональное образование будет развиваться в направлении непрерывности образования, интеграции образования в условиях компетентностного подхода к образованию. Это позволит вывести отечественную экономику на качественно новый уровень, а так же даст возможность каждой личности в полной мере реализовать свой профессиональный потенциал. Надеемся, что внесенные в «Закон об образовании» изменения будут отвечать поставленным временем требованиям.
Эксперты обсудили, каким образом в России можно развивать среднее профессиональное образование. Своим опытом на «круглом столе» в Аналитическом центре при правительстве поделились организаторы соревнований профмастерства WorldSkills Russia. На Всемирном чемпионате рабочих профессий российская команда заняла лишь 41-е место из 54 возможных.
В Аналитическом центре при правительстве эксперты обсудили, каким образом можно реанимировать среднее профессиональное образование. Учиться на токарей, слесарей и поваров за последнее десятилетие идет все меньше школьников. Многие эксперты считают главным виновником такого положения дел высшее образование: в России за последние 20 лет появилось огромное количество вузов, поступить в один из них может в принципе любой школьник.
Однако, как обещает Минобрнауки, через несколько лет получить диплом сомнительного вуза уже не получится. По крайней мере, уменьшить количество таких учебных заведений стремится мониторинг эффективности вузов.
Сейчас и Министерство образования, и Агентство стратегических инициатив (АСИ) пытаются каким-то образом возродить интерес к рабочим профессиям. О недостатке высококвалифицированных рабочих кадров не раз говорил и Владимир Путин. На «круглом столе» в Аналитическом центре собрались представители WorldSkills Russia, руководители образовательных учреждений, а также представители крупных компаний, в том числе «Росатома» и «Роснефти».
Руководитель департамента отраслевого развития АСИ Екатерина Лошкарева обозначила приоритетные задачи отраслевого развития на сегодня: повышение производительности труда, разработка и внедрение профессиональных стандартов. «Какие-то специальности необходимо возрождать заново. Если конструкторские специальности у нас еще хоть как-то существуют, то, к примеру, послепродажным обслуживанием и техобслуживанием мы не умеем заниматься вовсе», — сообщила Лошкарева.
Она считает также, что в России существует большая проблема с профориентацией школьников. «На Западе есть уроки, где школьников знакомят с разными специальностями. В Германии автобусы привозят школьников на конкурс WorldSkills, чтобы показать рабочие специальности. У нас же ничего такого нет», — объяснила Лошкарева.
Потом слово взяли представители ассоциации WorldSkills Russia, который считают бесценным свой опыт в популяризации рабочих специальностей. Эта организация ставит своей целью повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки по всему миру. В частности, они организуют конкурсы рабочих специальностей, мотивируя молодых людей, таким образом, получать среднее профессиональное образование.
Эти конкурсы проходят как в регионах России, так и за рубежом. Сначала студенты колледжей соревнуются в России, лучшие едут на международные соревнования. Российская команда впервые в этом году участвовала в конкурсе, который проходил в Лейпциге, где заняла лишь 41-е место из 54 возможных. Команды из разных стран в этих конкурсах проходят проверку профессиональных компетенций.
Всего насчитывается 50 профессиональных компетенций, среди которых плотницкое дело, ландшафтный дизайн, малярные и отделочные работы, ремонт кузовов автомобилей, управление производственным процессом, сварка, ювелирное дело, кондитерское дело, парикмахерское дело и т. д.
WorldSkills, по словам президента этой организации в России Лидии Фроловой, может стать мотором для развития профобразования. «После первых соревнований, которые прошли в Самарской области, аналитика международных экспертов была неутешительная. Но у нас есть большие перспективы, — сказала Фролова. — Почему-то все пишут, что потом в Лейпциге мы заняли последнее место, хотя наши студенты участвовали в конкурсах по 14 компетенциям и по 8 из них у нас не последнее место». Сейчас в России в эту программу вовлечены 30 тысяч человек, лидеры — Московская область, Татарстан и Москва.
Павел Черных, технический делегат WorldSkills International от РФ, рассказал, в чем преимущество России. В частности, в нашей стране есть давние традиции конкурсов профмастерства, также на производстве представлены все промышленные профессии и есть мощный административный ресурс. Однако гораздо больше у России проблем со средним профессиональным образованием. В частности, в России существует несоответствие специальностей, которым обучают в колледжах, тем, которые существуют в мире.
«Еще в России нет профессиональных сообществ, а если и есть, то туда входят главы компаний, которые отстаивают экономические интересы. К примеру, у нас хотя и есть Гильдия мебельщиков в Санкт-Петербурге, там точно нет ни одного человека, который готов собрать тумбочку», — говорит Черных.
Также, по словам эксперта, наше профобразование оторвано от бизнеса. «До вступления в WorldSkills в Бразилии было 800 профессиональных учебных образований, а после того, как они приняли их образовательную методику, у них стало 16 500 профессиональных учебных образований. Это у них произошло за последние 15 лет», — приводит пример Черных.
Завкафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Иван Засурский задался на «круглом столе» вопросом, как лучше выстроить работу этой программы, чтобы в нее оказалось вовлечено как можно больше народа. Сам он развивает проект «Путь в профессию» — систему конкурсного трудоустройства для выпускников вузов. В вузах проходят конкурсы курсовых и дипломных работ, темы для которых придумывают представители компаний.
По мнению Засурского, сегодня промышленная индустрия и система образования находятся на разных планетах. Он также прошелся по инициативе депутатов, которые предлагали вернуть распределение после вузов:
«Это примерно то же самое, что возврат к крепостному праву. Внедрение распределения потребует от компаний системы семилетнего планирования. В мире почти не осталось компаний, которые знают, какие специалисты им понадобятся через семь лет. Такие есть разве что в сфере ЖКХ».
Глеб Тертычный, второй руководитель проекта «Путь в профессию», сказал, что у работодателей плохое отношение к выпускникам без опыта. «Все говорят, что лучше взять человека с опытом, но без образования», — сказал он.
Замечанию Тертычного, что WorldSkills — это программа, которую трудно будет реализовать для всех учащихся среднего профессионального образования, Фролова сразу же дала отпор. «Вы не правы. Наша программа — это шанс на реализацию для каждого: для официантки из Швейцарии, шанс для покрасчика из Московской области. Участники, которые ездили в Лейпциг, теперь стали самыми популярными людьми в своих городах, они такие же популярные, как артисты», — говорит Фролова.
Профессиональное сообщество тоже высказалось по проблемам среднего профобразования. Тамара Кузина из «Росатома» сообщила, что госкорпорация берет выпускников МИФИ и других 16 вузов по всей России, которые так или иначе готовят специалистов для атомной промышленности.
«Недостаток рабочих специальностей ощущается давно.
Сейчас сокращается число квалифицированных специалистов. Мы несколько лет говорим о нехватке специалистов рабочих специальностей, особенно строителей, которые могли бы работать на объектах атомной промышленности», —
говорит Кузина. Анна Толчаева из «Роснефти» также сообщила, что им не хватает выпускников средних профессиональных образовательных учреждений.
Дальше высказались представители среднего профессионального образования. Виктор Поливаев, координирующий работу профессионального сообщества сварщиков, вспомнил слова Путина, который обозначил «профессиональное сообщество как ядро становления гражданского общества».
Нерсес Нерсесян, директор профессионального училища № 90 в Московской области, не понимает, чем занимается высшая школа: «Выпускники средних профессиональных учреждений работают лучше, чем выпускники вузов. Последние ничего не умеют делать руками».
Президент Ассоциации кулинаров России Виктор Беляев не согласен с тем, что в России нет своих профессиональных сообществ, и рассказал, что уже 22 года в стране действует их ассоциация. Он затеял спор с Засурским по поводу введения распределения.
«Перед вами пример человека, который попал под распределение. Я закончил кулинарное училище с отличием. Как лучший выпускник, был распределен в ресторан «Прага», а оттуда я попал в Кремль на спецобслуживание. Там меня приметили, и я проработал директором комбината питания «Кремлевский» 32 года», — поделился опытом Беляев.
Он также считает, что во всех бедах среднего профессионального образования виновато высшее образование. «Мы наплодили столько институтов», — посетовал Беляев.
Виктор Пронькин из фонда «Вольное дело» очень расстроен, что школьники в школе не могут получать рабочие специальности. «Я сам получил права тракториста, еще когда учился в школе», — заявил Пронькин.
Низкая конкурентоспособность выпускников средних профзаведений существует из-за несоответствия действующих профессиональных стандартов подготовки учащихся актуальным запросам рынка. «Текущие стандарты устарели, они описывают невостребованные профессии, а современных профессий, на которые есть спрос, в них нет», — пояснил Павел Черных из WorldSkills. Кроме того, не хватает квалифицированных педагогов — люди с высшим образованием не идут преподавать в колледжи. «В срочном порядке надо восстанавливать институт наставничества. В 1980-е годы мастера в 50 лет уходили в наставники. Такую практику нужно восстанавливать», — заявил представитель сварщиков Поливаев.
Павел Черных из WorldSkills напомнил, почему сейчас сложилась плачевная ситуация со средним профессиональным образованием. «В Советском Союзе техникумы зачастую были при предприятиях. В 1990-х предприятия развалились, поэтому развалилось и образование. Остались одни колледжи, где учат торговцев. Поэтому необходимо возрождать прежнюю систему», — заявил эксперт. По его мнению, в школах необходимо вводить уроки профориентации.
«У нас профессии приобретаются не потому, что ты к этому предрасположен, а потому, что этот колледж ближе к дому. Вместо уроков труда надо устраивать уроки профориентации, ездить на производства, чтобы школьники могли выбрать специальность, которая бы им понравилась», — заявил Черных.
Литература
1. Беляева А.П. Тенденции развития профессионального образования//Непрерывное многоуровневое профессиональное образование/Под ред.Х.БеднарчикаСпб.:изд-во ИТЭ, 1997 С.9-18.
2. Леднев В.С. Непрерывное образование. Структура и содержание.М.,1988. – 171с.
3. Новиков А.М. Профессиональное образование России (перспективы развития)М.: ИЦПНПОРАО, 1997г. 254с.
4. Очерки истории профессионально-технического образования в СССС.М.,1981 186 с.).
5. Протокол заседания педагогического Совета ПУ№2 21.11.1987г.
6. Профессиональное образование: стратегии и перспективы// Профессиональное образование №5 2012 с.31.
7. Россия 2020. Основные задачи стратегического развития Российской Федерации // Министерство экономического развития России, март 2008
8. Указ Президента «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» №597 от 07.05.2012г.
9. Федеральный Государственный образовательный стандарт 2008г.).
10. Читаева Ю.А. Непрерывное образование как одно из условий развития современного образования: прошлое, настоящее, перспективы на будущее //Научные исследования в образовании№7 2012 с.42-45.
11. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.