Профилактика наркомании среди детей и подростков
Оценка 4.9

Профилактика наркомании среди детей и подростков

Оценка 4.9
Мероприятия +2
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—11 кл
09.04.2021
Профилактика наркомании среди детей и подростков
Профилактика наркомании среди детей и подростков.docx

Программа по профилактике наркомании среди детей и подростков

«Осознанный выбор»

 

Составители программы:

1.     Попова И.С., социальный педагог МБОУ г. Иркутска СОШ № 3

 

Содержание программы:

 

1.

Паспорт программы

2.

Пояснительная записка

3.

Основные функции субъектов профилактической деятельности при организации работы по профилактике наркомании среди детей и подростков

4.

Формы и методы профилактической работы

5.

План профилактических мероприятий

6.

Ожидаемые результаты реализации программы

7.

Заключение

8.

Список литературы


 

1.Паспорт программы

 

Наименование программы:

«Осознанный выбор»

Цель программы:

Создание условий для реализации программы профилактики наркомании среди детей и подростков «Осознанный выбор», посредством формирования негативных установок к употреблению наркотических средств

Срок реализации программы:

Учебный год

Ожидаемый результат:

уменьшение факторов риска употребления наркотических веществ;

вовлечение подростков, молодежи и их семей в общественную деятельность


 

2. Пояснительная записка.

 

Ежегодно численность несовершеннолетних, пробующих наркотические вещества неуклонно растёт.

Профилактические меры требуют научного подхода, согласованных действий специалистов (медицинские работники, педагоги, психологи), пристального внимания со стороны государства.

Наркомания в нашей стране молодеет. Давайте рассмотрим, какие же причины способствуют приобщению молодого поколения к наркотикам:

1.     Конфликты в семье;

2.     Желание всё попробовать;

3.     Желание расслабиться;

4.     Чтобы не выделяться из компании;

5.     Получить удовольствие;

6.     Под давлением авторитета.

Способность понимать самого себя, осознавать свои потребности и способы их удовлетворения – это осознание самого человека.

Если брать в расчёт систему первичной профилактики зависимости от наркотических средств, то данное направление работы с детьми и подростками должно стать первоочерёдным. Не стоит забывать тот факт, что профилактическая работа, направленная на личность детей и подростков, будет успешной в том случае, если вести коллективное взаимодействие законных представителей, педагогов и психологов. Стоит отметить, что профилактическая работа будет эффективной, если в нее включатся и сами дети.

Это обусловлено следующими причинами:

1.     Большая часть детей и подростков очень низко оценивает эффективность мероприятий, осуществляемых в данном направлении;

2.     Профилактическая деятельность в образовательных организациях сводится к простому информированию;

3.     Профилактическая работа, которая ведётся разными структурами, имеет слабую координацию (для многих это не первичная задача);

4.     Серьёзные проблемы с кадровым обеспечением профилактической работы (нехватка материальных и финансовых ресурсов).

Подростковый период является самым кризисным в нашей жизни, так как происходит коренная перестройка организма ребёнка, формируется его мировоззрение, новая система взаимоотношений с окружающим миром. В этот период ребёнок пытается отделиться от семьи, стать менее зависимым от родителей, создавая свою автономизацию.

Подростки стремятся к независимости, отчего становятся подверженными влиянию своего ближайшего окружения. Употребление наркотических веществ начинается в группе сверстников, которые следуют сложившимся стереотипам поведения взрослых людей в отношении употребления данных веществ. Родители теряют свой авторитет, на смену ему приходит «авторитет сверстников» - более доверительный и располагающий к взаимодействию.

На сегодняшний день масштабы распространения наркомании говорит нам не об эпидемии, а о пандемии наркомании. Для того чтобы остановить социальное распространение данного явления необходима целая система профилактических мер.

Цель:  создание условий для реализации в образовательной организаций эффективной программы профилактики наркомании среди детей и подростков.

Задачи:

1.     Привлечь внимание родителей к решению вопросов профилактики наркомании среди детей и подростков;

2.     Создать информационное поле по профилактике наркотических веществ;

3.     Обеспечить условия для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни детей и подростков.

Программа профилактики наркомании среди детей и подростков реализуется на основе следующих принципов:

 

Комплексность

Комплексное взаимодействие всех специалистов и координация профилактических мероприятий в ходе реализации программы профилактики. Вопросы предупреждения и использования детьми и подростками наркотических веществ рассматриваются в качестве единой системы

Добровольность

Добровольное участие детей и подростков, а также их законных представителей во всех разработанных мероприятиях

Позитивность

Профилактика должна носить не запрещающий, а позитивный характер

Последовательность

Цели и задачи профилактики должны быть разделены на стратегические и частные

 


 

6. Основные функции субъектов профилактической деятельности при организации работы по профилактике наркомании среди детей и подростков

Субъекты профилактической деятельности

Основные функции

Администрация образовательной организации

Осуществление контроля и координация профилактической работы в образовательной организации. Установление контактов с организациями разной направленности. Организация психолого-педагогической службы на базе образовательной организации.

Учителя-предметники

Комплексный подход к решению данной проблемы – внеклассные мероприятия, профилактическая работа на уроках, работа с законными представителями

Классные руководители

Педагог-психолог

Обеспечение психологической поддержки всего педагогического процесса, психологического консультирования и сопровождения семей, психологической помощи детям, попавшим в «группу риска» (направление на работу вне образовательной организации)

Социальный педагог

Привлечение к совместной деятельности всех участников профилактической работы. Систематизация работы с семьями обучающихся (особенно с семьями детей «группы риска»)

Органы ученического самоуправления

Создание общешкольного волонтёрского движения, проведение и участие в антинаркотических мероприятиях

 

7. Формы и методы профилактической работы

 

Формы и методы профилактической работы

1.Беседы

8. Конкурсы рисунков

2.Лекции

9. Акции

3.Линейки-презентации

10. Диагностические исследования

4. Классные часы

11. Индивидуальная работа с учащимися «группы риска»

5. Встречи с интересными людьми

12. Спортивные мероприятия

6. Просмотр видеофильмов

13. Волонтёрская работа

7. Профилактические советы

14.Трудоустройство и занятость в летнее и каникулярное время


 

9. План профилактических мероприятий

 

Содержание работы

Сроки

ответственные

1

Привлечение обучающихся к внеурочной деятельности (кружки, секции)

В течение учебного года

Классные руководители, руководители кружков

2

Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям, находящимся в социально опасном положении. Выявление детей «группы риска»

Ежегодно

 

Классные руководители,

социальный педагог,

педагог-психолог

3

Проведение социально-психологического тестирования среди обучающихся, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств

Ежегодно

По запросу ДО

Педагог-психолог, заместитель директора по ВР

4

Цикл бесед и классных часов:

«Наркотики и законодательство», «ЗОЖ или наркотики?»,

«Можно ли избавиться от зависимости?»

«Я выбираю здоровье!»

 «Что вы знаете о наркотиках?»

В течение года

Классный руководитель

5

«Наркотики – ЗЛО!!!» - акция

Оформление стенда на тему «Здоровье – залог успеха»

Ежегодно

Социальный педагог,

классные руководители,

библиотекарь школы,

педагог-психолог

6

Проведение спортивных мероприятий, направленных на пропаганду ЗОЖ

1-2 раза в четверть

Учителя физической культуры,

классные руководители

7

Беседы для законных представителей:

«Признаки потребления наркотических веществ у подростков»,

«Наркотический кризис – что это? Помощь родителям в данной ситуации»

В течение года

Классные руководители, администрация школы

8

Конкурс рисунков:

«Мы бережём здоровье»,

«Молодое поколение и ЗОЖ»,

«Вред наркотиков и их последствия».

1 раз в четверть

Учитель ИЗО,

педагог-организатор,

классные руководители

9

Профилактика наркомании и токсикомании на уроках ОБЖ, химии, биологии

В течение года

Учителя – предметники химии, биологии,  классные руководители

10

Оформление стенда в образовательной организации на тему «Профилактика наркомании»

Ежемесячно

Социальный педагог

11

Беседы с инспектором ОДН

«Что влекут за собой вредные привычки?», «Законодательство и порядок»

1 раз в четверть

по запросу

Инспектор ОДН

12

Профилактические беседы с обучающимися, состоящими на различных видах учёта:

«Не дай повлиять наркотикам на судьбу»,

«Влияет ли употребление наркотических веществ на психологическое и физическое состояние человека»

В течение учебного года

Социальный педагог,

классные руководители

13

Ознакомление учащихся с разработанными материалами антинаркотической направленности: буклеты, брошюры, памятки

В течение учебного года

Педагог-психолог, заместитель директора по ВР, социальный педагог

14

Проведение Совета профилактики правонарушений

1 раз в четверть

Заместитель директора по ВР, педагог-психолог,

классный руководитель, социальный педагог.

15

Организация отдыха учащихся в каникулярное время.

Ежегодно

Администрация школы

 

10. Ожидаемые результаты реализации программы

 

1.     Уменьшение факторов риска употребления наркотических веществ;

2.     Вовлечение детей, подростков и их семей в общественную деятельность.


 

11. Заключение

 

В процессе реализации программы необходимо создать условия для эффективности профилактических мероприятий. Под понятием «условия» мы подразумеваем расширение ресурсов, как профессиональных, так и нравственно - волевых.

Профилактическая программа должна будет поспособствовать преодолению информационных барьеров в области наркомании, а также антинаркотическому воспитанию подрастающего поколения. Через разовые мероприятия, указанные в таблице, мы сможем перейти на систематическую работу в данном направлении, ведь она является, своего рода, помощью учащимся в формировании осмысленного взгляда на здоровье.

Успех программы подготовит и заинтересует разного рода специалистов, работающих не только в психолого-педагогической сфере, но и всех работников образовательной организации, а также учащихся и их законных представителей.

12. Список литературы

 

1.     Гладышева О. С. Уроки здоровья : [метод. рекомендации для учителя, третий год обучения] / О. С. Гладышева // Здоровье школьников. – 2008. – № 13 (1-15 июля). – С. 3.

2.     Еременко В. В. Наркомания в России: состояния и тенденции / В. В. Еременко // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 3. – С. 168.

3.     Железнякова О. Как говорить с подростком о наркотиках / О. Железнякова // Воспитание школьников. – 2007. – № 7. – С. 53-57.

4.     Колесов Д. В. Наркомания // Болезни поведения: воспитание здорового образа жизни / Д. В. Колесов. – М. : Дрофа, 2002. – С. 103-127.

5.     Калягин, А. Здоровый образ жизни и его составляющие (план-конспект урока) / А. Калягин // Основы безопасности жизни. – 2005. – № 9. – С. 8-13.

6.     Лисова Е. В. Подростковая наркомания: сущность и особенности проявления // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 3. – С. 125-132.

7.     Лошкарев В. В. Наркотизм как правовая категория / В. В. Лошкарев // Право и политика. – 2008. – № 7. – С. 1601-1607.

8.     Макеева А. Как и почему люди становятся рабами наркотиков / А. Макеева // Биология. – 2004. – № 2. – С. 17.

9.     Попов В.А. Наркоситуация в России как социально-педагогическая проблема / В. А. Попов // Педагогика. – 2011. – № 3. – С. 45-50.

10.     Рудакова И. А. Наркомания и алкоголизм – формы проявления девиантного поведения детей : [исторические аспекты проблем наркомании, причины и последствия, особенности детской наркомании] // Девиантное поведение : [учеб. пособие] – Ростов на Дону, 2005. – С. 12-47.


 

11.     Скачано с www.znanio.ru

Программа по п рофилактике наркомании среди детей и подростков «Осознанный выбор»

Программа по п рофилактике наркомании среди детей и подростков «Осознанный выбор»

Паспорт программы Наименование программы: «Осознанный выбор»

Паспорт программы Наименование программы: «Осознанный выбор»

Пояснительная записка . Ежегодно численность несовершеннолетних, пробующих наркотические вещества неуклонно растёт

Пояснительная записка . Ежегодно численность несовершеннолетних, пробующих наркотические вещества неуклонно растёт

На сегодняшний день масштабы распространения наркомании говорит нам не об эпидемии, а о пандемии наркомании

На сегодняшний день масштабы распространения наркомании говорит нам не об эпидемии, а о пандемии наркомании

Основные функции субъектов профилактической деятельности при организации работы по профилактике наркомании среди детей и подростков

Основные функции субъектов профилактической деятельности при организации работы по профилактике наркомании среди детей и подростков

План профилактических мероприятий №

План профилактических мероприятий №

Профилактические беседы с обучающимися, состоящими на различных видах учёта: «Не дай повлиять наркотикам на судьбу», «Влияет ли употребление наркотических веществ на психологическое и физическое состояние…

Профилактические беседы с обучающимися, состоящими на различных видах учёта: «Не дай повлиять наркотикам на судьбу», «Влияет ли употребление наркотических веществ на психологическое и физическое состояние…

Заключение В процессе реализации программы необходимо создать условия для эффективности профилактических мероприятий

Заключение В процессе реализации программы необходимо создать условия для эффективности профилактических мероприятий

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2021