Программа по профилактике наркомании среди детей и подростков
«Осознанный выбор»
Составители программы:
1. Попова И.С., социальный педагог МБОУ г. Иркутска СОШ № 3
Содержание программы:
1. |
Паспорт программы |
2. |
Пояснительная записка |
3. |
Основные функции субъектов профилактической деятельности при организации работы по профилактике наркомании среди детей и подростков |
4. |
Формы и методы профилактической работы |
5. |
План профилактических мероприятий |
6. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
7. |
Заключение |
8. |
Список литературы |
1.Паспорт программы
Наименование программы: |
«Осознанный выбор» |
Цель программы: |
Создание условий для реализации программы профилактики наркомании среди детей и подростков «Осознанный выбор», посредством формирования негативных установок к употреблению наркотических средств |
Срок реализации программы: |
Учебный год |
Ожидаемый результат: |
уменьшение факторов риска употребления наркотических веществ; вовлечение подростков, молодежи и их семей в общественную деятельность |
2. Пояснительная записка.
Ежегодно численность несовершеннолетних, пробующих наркотические вещества неуклонно растёт.
Профилактические меры требуют научного подхода, согласованных действий специалистов (медицинские работники, педагоги, психологи), пристального внимания со стороны государства.
Наркомания в нашей стране молодеет. Давайте рассмотрим, какие же причины способствуют приобщению молодого поколения к наркотикам:
1. Конфликты в семье;
2. Желание всё попробовать;
3. Желание расслабиться;
4. Чтобы не выделяться из компании;
5. Получить удовольствие;
6. Под давлением авторитета.
Способность понимать самого себя, осознавать свои потребности и способы их удовлетворения – это осознание самого человека.
Если брать в расчёт систему первичной профилактики зависимости от наркотических средств, то данное направление работы с детьми и подростками должно стать первоочерёдным. Не стоит забывать тот факт, что профилактическая работа, направленная на личность детей и подростков, будет успешной в том случае, если вести коллективное взаимодействие законных представителей, педагогов и психологов. Стоит отметить, что профилактическая работа будет эффективной, если в нее включатся и сами дети.
Это обусловлено следующими причинами:
1. Большая часть детей и подростков очень низко оценивает эффективность мероприятий, осуществляемых в данном направлении;
2. Профилактическая деятельность в образовательных организациях сводится к простому информированию;
3. Профилактическая работа, которая ведётся разными структурами, имеет слабую координацию (для многих это не первичная задача);
4. Серьёзные проблемы с кадровым обеспечением профилактической работы (нехватка материальных и финансовых ресурсов).
Подростковый период является самым кризисным в нашей жизни, так как происходит коренная перестройка организма ребёнка, формируется его мировоззрение, новая система взаимоотношений с окружающим миром. В этот период ребёнок пытается отделиться от семьи, стать менее зависимым от родителей, создавая свою автономизацию.
Подростки стремятся к независимости, отчего становятся подверженными влиянию своего ближайшего окружения. Употребление наркотических веществ начинается в группе сверстников, которые следуют сложившимся стереотипам поведения взрослых людей в отношении употребления данных веществ. Родители теряют свой авторитет, на смену ему приходит «авторитет сверстников» - более доверительный и располагающий к взаимодействию.
На сегодняшний день масштабы распространения наркомании говорит нам не об эпидемии, а о пандемии наркомании. Для того чтобы остановить социальное распространение данного явления необходима целая система профилактических мер.
Цель: создание условий для реализации в образовательной организаций эффективной программы профилактики наркомании среди детей и подростков.
Задачи:
1. Привлечь внимание родителей к решению вопросов профилактики наркомании среди детей и подростков;
2. Создать информационное поле по профилактике наркотических веществ;
3. Обеспечить условия для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни детей и подростков.
Программа профилактики наркомании среди детей и подростков реализуется на основе следующих принципов:
Комплексность |
Комплексное взаимодействие всех специалистов и координация профилактических мероприятий в ходе реализации программы профилактики. Вопросы предупреждения и использования детьми и подростками наркотических веществ рассматриваются в качестве единой системы |
Добровольность |
Добровольное участие детей и подростков, а также их законных представителей во всех разработанных мероприятиях |
Позитивность |
Профилактика должна носить не запрещающий, а позитивный характер |
Последовательность |
Цели и задачи профилактики должны быть разделены на стратегические и частные |
6. Основные функции субъектов профилактической деятельности при организации работы по профилактике наркомании среди детей и подростков
Субъекты профилактической деятельности |
Основные функции |
Администрация образовательной организации |
Осуществление контроля и координация профилактической работы в образовательной организации. Установление контактов с организациями разной направленности. Организация психолого-педагогической службы на базе образовательной организации. |
Учителя-предметники |
Комплексный подход к решению данной проблемы – внеклассные мероприятия, профилактическая работа на уроках, работа с законными представителями |
Классные руководители |
|
Педагог-психолог |
Обеспечение психологической поддержки всего педагогического процесса, психологического консультирования и сопровождения семей, психологической помощи детям, попавшим в «группу риска» (направление на работу вне образовательной организации) |
Социальный педагог |
Привлечение к совместной деятельности всех участников профилактической работы. Систематизация работы с семьями обучающихся (особенно с семьями детей «группы риска») |
Органы ученического самоуправления |
Создание общешкольного волонтёрского движения, проведение и участие в антинаркотических мероприятиях |
7. Формы и методы профилактической работы
Формы и методы профилактической работы |
|
1.Беседы |
8. Конкурсы рисунков |
2.Лекции |
9. Акции |
3.Линейки-презентации |
10. Диагностические исследования |
4. Классные часы |
11. Индивидуальная работа с учащимися «группы риска» |
5. Встречи с интересными людьми |
12. Спортивные мероприятия |
6. Просмотр видеофильмов |
13. Волонтёрская работа |
7. Профилактические советы |
14.Трудоустройство и занятость в летнее и каникулярное время |
9. План профилактических мероприятий
№ |
Содержание работы |
Сроки |
ответственные |
1 |
Привлечение обучающихся к внеурочной деятельности (кружки, секции) |
В течение учебного года |
Классные руководители, руководители кружков |
2 |
Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям, находящимся в социально опасном положении. Выявление детей «группы риска» |
Ежегодно
|
Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог |
3 |
Проведение социально-психологического тестирования среди обучающихся, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств |
Ежегодно По запросу ДО |
Педагог-психолог, заместитель директора по ВР |
4 |
Цикл бесед и классных часов: «Наркотики и законодательство», «ЗОЖ или наркотики?», «Можно ли избавиться от зависимости?» «Я выбираю здоровье!» «Что вы знаете о наркотиках?» |
В течение года |
Классный руководитель |
5 |
«Наркотики – ЗЛО!!!» - акция Оформление стенда на тему «Здоровье – залог успеха» |
Ежегодно |
Социальный педагог, классные руководители, библиотекарь школы, педагог-психолог |
6 |
Проведение спортивных мероприятий, направленных на пропаганду ЗОЖ |
1-2 раза в четверть |
Учителя физической культуры, классные руководители |
7 |
Беседы для законных представителей: «Признаки потребления наркотических веществ у подростков», «Наркотический кризис – что это? Помощь родителям в данной ситуации» |
В течение года |
Классные руководители, администрация школы |
8 |
Конкурс рисунков: «Мы бережём здоровье», «Молодое поколение и ЗОЖ», «Вред наркотиков и их последствия». |
1 раз в четверть |
Учитель ИЗО, педагог-организатор, классные руководители |
9 |
Профилактика наркомании и токсикомании на уроках ОБЖ, химии, биологии |
В течение года |
Учителя – предметники химии, биологии, классные руководители |
10 |
Оформление стенда в образовательной организации на тему «Профилактика наркомании» |
Ежемесячно |
Социальный педагог |
11 |
Беседы с инспектором ОДН «Что влекут за собой вредные привычки?», «Законодательство и порядок» |
1 раз в четверть по запросу |
Инспектор ОДН |
12 |
Профилактические беседы с обучающимися, состоящими на различных видах учёта: «Не дай повлиять наркотикам на судьбу», «Влияет ли употребление наркотических веществ на психологическое и физическое состояние человека» |
В течение учебного года |
Социальный педагог, классные руководители |
13 |
Ознакомление учащихся с разработанными материалами антинаркотической направленности: буклеты, брошюры, памятки |
В течение учебного года |
Педагог-психолог, заместитель директора по ВР, социальный педагог |
14 |
Проведение Совета профилактики правонарушений |
1 раз в четверть |
Заместитель директора по ВР, педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог. |
15 |
Организация отдыха учащихся в каникулярное время. |
Ежегодно |
Администрация школы |
10. Ожидаемые результаты реализации программы
1. Уменьшение факторов риска употребления наркотических веществ;
2. Вовлечение детей, подростков и их семей в общественную деятельность.
11. Заключение
В процессе реализации программы необходимо создать условия для эффективности профилактических мероприятий. Под понятием «условия» мы подразумеваем расширение ресурсов, как профессиональных, так и нравственно - волевых.
Профилактическая программа должна будет поспособствовать преодолению информационных барьеров в области наркомании, а также антинаркотическому воспитанию подрастающего поколения. Через разовые мероприятия, указанные в таблице, мы сможем перейти на систематическую работу в данном направлении, ведь она является, своего рода, помощью учащимся в формировании осмысленного взгляда на здоровье.
Успех программы подготовит и заинтересует разного рода специалистов, работающих не только в психолого-педагогической сфере, но и всех работников образовательной организации, а также учащихся и их законных представителей.
12. Список литературы
1. Гладышева О. С. Уроки здоровья : [метод. рекомендации для учителя, третий год обучения] / О. С. Гладышева // Здоровье школьников. – 2008. – № 13 (1-15 июля). – С. 3.
2. Еременко В. В. Наркомания в России: состояния и тенденции / В. В. Еременко // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 3. – С. 168.
3. Железнякова О. Как говорить с подростком о наркотиках / О. Железнякова // Воспитание школьников. – 2007. – № 7. – С. 53-57.
4. Колесов Д. В. Наркомания // Болезни поведения: воспитание здорового образа жизни / Д. В. Колесов. – М. : Дрофа, 2002. – С. 103-127.
5. Калягин, А. Здоровый образ жизни и его составляющие (план-конспект урока) / А. Калягин // Основы безопасности жизни. – 2005. – № 9. – С. 8-13.
6. Лисова Е. В. Подростковая наркомания: сущность и особенности проявления // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 3. – С. 125-132.
7. Лошкарев В. В. Наркотизм как правовая категория / В. В. Лошкарев // Право и политика. – 2008. – № 7. – С. 1601-1607.
8. Макеева А. Как и почему люди становятся рабами наркотиков / А. Макеева // Биология. – 2004. – № 2. – С. 17.
9. Попов В.А. Наркоситуация в России как социально-педагогическая проблема / В. А. Попов // Педагогика. – 2011. – № 3. – С. 45-50.
10. Рудакова И. А. Наркомания и алкоголизм – формы проявления девиантного поведения детей : [исторические аспекты проблем наркомании, причины и последствия, особенности детской наркомании] // Девиантное поведение : [учеб. пособие] – Ростов на Дону, 2005. – С. 12-47.
11. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.