Целью данной программы является:
Разработка и осуществление комплекса мероприятий, направленных на профилактику детского травматизма на уроках физкультуры и спорта.
Достижение этой цели обеспечено посредствам решения следующих задач:
1.Разработать и внедрить единую педагогическую систему профилактической работы по травматизму на уроках физической культуры и спорта;
2.Сформулировать методические рекомендации по подготовке педагогов в области педагогической профилактики травматизма;
3. Приобретение знаний о мерах профилактики травматизма на уроках физической культуры и спорта;
4. Составить программу, предотвращающую возникновения травм у учеников соответствии с учебным планом.
1. Разработать и внедрить единую педагогическую систему профилактической работы по травматизму на уроках физической культуры и спорта;
2. Сформулировать методические рекомендации по подготовке педагогов в области педагогической профилактики травматизма;
3. Приобретение знаний о мерах профилактики травматизма на уроках физической культуры и спорта;
4. Составить программу, предотвращающую возникновения травм у учеников в соответствии с учебным планом.
Задачи.
1. Это не продуманная организация урока, слабая дисциплина и подготовленность инвентаря, используемого на уроке. Это нарушений инструкций и положений о проведении уроков физической культуры, неквалифицированное составление программы соревнований, нарушение их правил;
2. Ошибки в методики проведения урока, связанные с нарушением дидактических принципов обучения (регулярность занятий, постепенное увеличение нагрузки, последовательность), недостаточный учёт состояния здоровья;
3.Пренепрежительное отношение к подготовительной части урока, разминке, отсутствие страховки, самостраховки;
4.Неудовлетворительное санитарно-
гигиеническое состояние залов, площадок;
5.Нарушение дисциплины, поспешность.
Невнимательность учителя и учащихся;
6.Отсутствие медицинского контроля.
Основные причины травматизма
Проблеме соблюдения техники безопасности на уроках физической культуры, несомненно, отводится одно из важных мест в системе организации учебно-воспитательного процесса школьников. Следуя общепринятым нормам и стандартам, учитель физкультуры должен всегда четко знать инструкцию по технике безопасности. В соблюдении техники безопасности как учителем так и школьниками должны быть обязательно соблюдены все установленные пункты, которые должны быть обязательными для каждого учителя физкультуры при организации проведения учебных и внеклассных занятий по физической культуре и спорту.
ОСНОВЫ техники безопасности на уроках физической КУЛЬТУРЫ.
Общие требования по технике безопасности, к учителям по физической культуре.
Учителя физкультуры в своей практической деятельности по физ.
воспитанию должны руководствоваться инструкцией по т/б;
учитель физкультуры несёт ответственность за сохранность
жизни и здоровья обучающихся воспитанников;
учитель физкультуры должен знать медицинскую группу, в
которой учащиеся отнесены по результатам медицинского
осмотра;
подготовленность и функциональные возможности каждого
учащегося;
влажная уборка должна проводиться 2 раза в день;
после каждого проведения занятий зал должен проветриваться;
соблюдать принципы доступности, последовательности при
обучении учащихся;
снижать нагрузку или увеличивать время отдыха при появлении
учащихся признаков утомления;
следить за выполнением инструкций, правила поведения на уроке физкультуры; производить тщательный осмотр места проведения занятий; при жалобе на недомогание или плохое самочувствие немедленно направлять учащегося к врачу; оперативно извещать руководство о каждом несчастном случае.
добросовестно овладевать знаниями, практическими на-
выками и умениями по предмету «физическая культура;
не опаздывать на занятия и не пропускать их без
уважительных причин;
строго соблюдать требования техники безопасности,
личной гигиены, а также требования, предъявляемые к
спортивной форме; входить в зал после разрешения учителя
не приступать к выполнению
упражнений на снарядах без
разрешения учителя;
соблюдать чистоту в раздевалке,
на спортивной площадке,
в спортивном зале;
беречь спортивный инвентарь и оборудование.
Общие правила поведения на занятиях физической культурой для школьников:
- не нарушать определённую учителем организацию урока;
- быть внимательным, сосредоточенным при выполнении упражнений;
- не забегать на соседнюю дорожку, не наступать на пятки;
- метать мяч, гранату в определённом учителем секторе и по команде.
Не ходить за снарядом в поле без разрешения учителя;
- не выполнять сложные упражнения на гимнастических снарядах без
страховки и помощи;
- не выполнять опорный прыжок без страховки учителем;
- не приземляться на соединение матов;
- не играть на скользком полу;
- избегать столкновений;
- следить за признаками обморожения;
- уступать лыжню при обгоне;
- не спускаться на лыжах рядом с деревьями, кустами, камнями, в
перекрёстном направлении и не останавливаться у подножия горы.
На уроках физической культуры необходимо выполнять
следующие основные правила техники безопасности:
Профилактика школьного травматизма
на уроках физической культуры - одна из важнейших задач современного общества. Профилактика - это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение различных причин заболеваний, травматизма, повышение защитных сил организма.
к занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и
инструктаж по соблюдению правил безопасности на занятиях;
аптечка, укомплектованная всем необходимым, должна находиться в спор-
тивном зале и у медицинского работника;
перед началом занятий необходимо проверить готовность зала;
убрать все посторонние и выступающие предметы;
проверить чистоту пола;
наличие освещения и вентиляции в зале;
убедиться в исправности инвентаря;
проветрить помещение;
проверить температурный режим в зале;
учащиеся должны быть в соответствующей занятию спортивной форме;
проверить отсутствие часов, браслетов, украшений и других предметов для
избегания предупреждения травм;
перед занятием напомнить о правилах безопасности на данном занятии и
их исполнение.
Предупреждение травматизма при занятиях физическими упражнениями
научить учащихся вести дневник самоконтроля;
начинать занятие с разминки, затем переходить к основной
части; занятие должно быть организовано согласно плана - конспекта ;
необходимо соблюдать порядок и дисциплину на занятии;
в конце занятия провести заминку;
по медицинским показаниям знать физическую подготовлен-
ность и функциональные возможности учащихся;
не оставлять детей без присмотра во время занятия;
чередовать нагрузку и отдых во время занятия;
вести контроль за физическими нагрузками и обучать детей
самоконтролю; уметь визуально определять самочувствие по внешним
признакам;
при плохом самочувствии освободить учащегося от занятия;
не допускать входа и выхода в зал без разрешения учителя до, во
время занятий, после занятий;
требовать от учащихся прекращения выполнения упражнений по первому
сигналу учителя;
избегать столкновений, толчков, ударов во время занятий;
при обнаружении обстоятельств, которые могут нести угрозу жизни и
здоровью учащихся немедленно прекратить занятия и сообщить об этом
администрации школы, а учащихся вывести в безопасное место;
при получении учащимся травмы немедленно остановить занятие, оказать
ему первую помощь, пригласить медработника, сообщить о случившемся
администрации школы и родителям;
после занятия убрать инвентарь в места хранения, выключить освещение;
проводить детей в раздевалку;
закрыть раздевалки и сдать ключи на вахту;
о всех обнаруженных недостатках сообщить администрации школы.
Первая помощь - это совокупность простых, целесообразных мер по охране здоровья и жизни пострадавшего от травмы или внезапно возникшего заболевания. Правильно оказанная первая помощь сокращает время специального лечения, способствует быстрейшему заживлению ран и часто является решающим моментом при спасении жизни пострадавшего. Первая помощь должна оказываться сразу на месте происшествия быстро и умело еще до прихода врача или до транспортировки пострадавшего в больницу.
Оказание первой доврачебной помощи при травмах, на занятиях по физической культуре.
Каждый человек должен уметь оказать первую помощь по мере своих способностей и возможностей.
При оказании первой помощи следует руководствоваться следующими принципами:
1) правильность и целесообразность;
2) быстрота;
3) обдуманность, решительность и спокойствие.
При осмотре пострадавшего устанавливают:
1) вид и тяжесть травмы;
2) способ обработки раны, места повреждения;
3) необходимые средства первой помощи в зависи-
мости от данных возможностей и обстоятельств.
Оказание первой помощи.
При оказании первой помощи необходимо:
1) Вынести пострадавшего с места происшествия;
2) обработать поврежденные участки тела и
остановить кровотечение;
3) иммобилизовать переломы и предотвратить
возможные осложнения (травматический
шок, западание языка, и т.п.);
4) доставить или же обеспечить транспор-
тировку пострадавшего в ближайшее
лечебное учреждение.
В зависимости от характера травмируемой ткани различают:
кожные (ушибы, раны)
подкожные (разрывы связок, переломы костей и пр.)
полостные (ушибы, кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов).
Виды повреждений
При порезах, ушибах, вывихах, растяжениях, переломах принять меры по оказанию доврачебной помощи:
-порезы - промыть рану дезинфицирующим раствором, обработать
её по краям йодом, наложить повязку;
-ушибы – приложить холодный компресс и забинтовать место
ушиба;
-вывих – создать полную неподвижность и немедленно
госпитализировать;
-растяжение – наложить холодный компресс на 10-15 минут; если
отёк не уменьшиться менять компресс каждый 15 минут. На
конечность наложить плотную повязку.
-перелом – наложить шину, захватывая не меньше двух суставов
выше и ниже места перелома; под шину положить что-
либо мягкое, после чего ее необходимо плотно
перебинтовать; всегда фиксировать конечности в том
положении, в котором они находятся.
Требования к учителю в случае экстренной ситуации.
Инструкции по технике безопасности на занятиях:
-легкой атлетикой
-спортивными играми
-гимнастикой
-лыжной подготовки
-плаванием
-в тренажерном зале
-видами единоборств
-на соревнованиях
-по организации и проведению туристических мероприятий.
-Журнал регистрации инструктажа по технике безопасности на уроках физической культуры
Акт разрешение на проведение занятий: - в спортивном зале
- в тренажерном зале
-в бассейне
Существует определенный обязательный перечень документов по технике безопасности в образовательном учреждении:
-Укомплектованная медицинская аптечка, инструкция по оказанию
первой доврачебной помощи при различных травмах и повреждениях.
-Журнал регистрации несчастных случаев с учащимися и воспитан-
никами (хранится у специалиста по охране труда).
-Журнал о результатах испытаний спортивного инвентаря и
оборудования.
В каждом спортивном зале необходимо иметь инструкции по мерам
безопасности при занятиях физической культурой, которые
утверждаются руководителем образовательного учреждения
пересматриваются не реже одного раза в пять лет.
Типовая инструкция должна содержать следующие разделы:
- общие требования безопасности;
- требования безопасности перед началом занятий;
- требования безопасности во время работы;
Акт приемки спортивного сооружения и инвентаря на готовность к началу
нового учебного года.
Информационное - обучение учащихся правилам
травматизма формированию комплекса знаний по
безопасному поведению на уроках физического
воспитания.
Развивающие - формирование практических умений и
навыков по профилактике травматизма.
Воспитательное- формирование мотивации естественного и
сознательного поведения на уроках физкультуры,
формирование общих результатов социального поведения,
позволяющих ребёнку дорожить собственным здоровьем.
Методическое- методическое объединение деятельности
субъектов профилактики травматизма.
Контрольное - система контрольных мероприятий по оценке
эффективности внедрения программы профилактики
травматизма.
Направления профилактической работы:
Диагностическая:
Изучение и анализ особенностей деятельности школьника, классного и
школьного коллектива в целом; степень и направленность влияния
особенностей семьи; позитивные силы в микрорайоне и источники
негативного влияния на учащихся;
Прогностическая.
составление на основе наблюдений и исследований прогноза развития
негативных и позитивных сторон ситуаций;
Консультативная:
разработка советов, рекомендаций и методов в области
профилактической деятельности;
Защитная:
обеспечение мероприятий по охране и защите прав учащихся; Организаторская:
организация разумного досуга детей, включение семьи и
общественности в профилактическую работу.
Функции программы:
:
Комплексность
Решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса.
Активность
Участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов в профилактикетравматизма.
Гарантированность
Реализация прав учащихся на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.
Гибкость
Данный принцип указывает на творческий характер профилактической работы, на возможность постоянного обновления. Развитие программы в соответствии с требованиями жизни.
Легитимность
Легитимность предусматривает необходимую правовую базу профилактической деятельности. К правовой базе относятся все нормативные акты о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетентности и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также права и обязанности детей, которые затрагиваются в разной степени, когда по отношению к ним осуществляются активные профилактические мероприятия.
Научность'
Подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками..
Основные принципы функционирования программы:
В работе школы выделяются следующие виды деятельности по профилактике травматизма на уроках физического воспитания;
© организационная работа,
© инструктивно – методическая работа, © массовая работа.
Организационная работа
предполагает широкий комплекс деятельности. Это и положение конкурсов, обновление уголка безопасности, игровых и обучающих программ, внеклассных мероприятий. Работа ОУ в данном направлении строится в соответствии с программой совместных мероприятий:
© Нормативно-правовое обеспечение,
© Конвенция «О правах ребёнка»,
© Федеральный закон РФ,
© У став образовательного учреждения, © Учебный план,
© План воспитательной работы школы, © План воспитательной работы класса.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НА 1 ГОД
Инструктивно – методическая работа
состоит в проведении совещаний для ответственного за
профилактику травматизма в школе, консультации для
педагогов по организации профилактической работы. Здесь
же предлагается разработка методических рекомендаций
по работе по предупреждению травматизма, проектов
информационных уголков, уголков безопасности,
обновление инструкций по проведению инструктажей с
учениками о профилактике травматизма. Разрабатываются
различные игры.
. Данная деятельность является одной из самых важных, т.к. только творческая и активная работа педагогов с обучающимися даёт наиболее положительные результаты. Именно во время проведения массовых мероприятий у детей формируются навыки безопасного поведения. Дети получают необходимый для их жизни опыт.
Массовая работа может включать: проведение конкурсов плакатов, рисунков, конкурсов методических разработок по профилактике травматизма, проведение классных часов, лекций и беседы для родителей, анкетирование, тесты, разгадывании ребусов, дни здоровья, спортивные
мероприятия.
Массовая работа
|
|
|
|
| |||
Создать комиссию по охране здоровья, физическому развитию, медицинскому обслуживанию по профилактике детского травматизма на уроках физического воспитания и спорта. |
|
| Адм. школы, зам. директора по соц. защите. |
|
| учителя физ. воспитания. | |
|
|
|
|
| круглые столы, конференции, совместные консультации. | ||
1.5 Поиск дополнительных источников финансирования для улучшения материально-технической базы для занятий физической культуры. |
|
|
Программа профилактической работы
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
| |
4.3 В спортивном зале иметь инструкции по ТБ | инструкция по ТБ | в течение года | уч. физкультуры. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| зам. дир. по ВР, мед. работник, зам. дир. по соц. защите и охране детства. |
| Издание приказов: | администратор, зам. дир. по соц. защите и охране труда. | |
|
|
| |
|
| медицинский работник. | |
|
|
| уч. физкультуры, мед. работник, кл. руководитель. |
|
|
|
|
План профилактической работы в течение учебного года.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| администрация, зам. дир. по соц. защите детей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| зам. дир. по соц. защите детей, уч. физ-ры, администрация. |
< Физкультура без травм В.К. Велитченко (Москва «Просвещение 1993г.)
< Физическая культура 10 – 11 классы В.И. Лях, А.А. Зданевич («Просвещение» ОАО «Московские учебники» 2008г.)
< Физическая культура 5 – 6 – 7 классы М.Я. Виленского (Москва «Просвещение ОАО «Московские учебники» 2008г.)
< Памятка о службе охраны труда в системе Министерства образования РФ от 27.02.95г. №92
Спасибо за внимание.
Список использованной литературы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.