Профилактика речевых нарушений

  • Работа с родителями
  • docx
  • 22.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данном материале рассматриваются вопросы профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста. В статье рассматриваются причины возникновения речевых нарушений, мероприятия по профилактике и рекомендации специалистов по развитию речи детей раннего возраста. Материал будет полезен для родителей, воспитателей и молодых специалистов.
Иконка файла материала декабрь.docx
ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной   логопедической   помощи   детям   дошкольного   возраста.   Статистика показывает,   что   в   настоящее   время   наблюдается   увеличение   количества   детей   с нарушениями   речи.   В   связи   с   этим   возрастает   необходимость   совместной   работы   по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа. Каковы же причины возникновения речевых нарушений?  Среди последних можно выделить:       ухудшение экологической обстановки; особенности региона по йодо­ и фторо­дефицитности; увеличение числа патологий беременности; увеличение количества родовых травм; ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости; различные социальные причины. Хотелось бы отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений.   Прежде   всего,   следует   отметить,   снижение   уровня   языковой   культуры общества   в   целом.   Наши   дети,   зачастую   слышат   вокруг   себя   не   только   неправильно оформленную   речь,   но   и   далеко   нелитературные   выражения.   В   некоторых   случаях оставляет   желать   лучшего   содержание  и  речевое   оформление  программ   телевидения  и видеокассет. Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей ребенок   не   в   состоянии   воспринять   языковую   норму   родного   языка,   артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых   звуков.   А   это,   в   свою   очередь,   приводит   к   появлению   дефектов звукопроизношения. Нарушения   звуковой   культуры   речи,   возникшие   в   дошкольном   возрасте,   в дальнейшем   могут   повлечь   за   собой   ряд   вторичных   нарушений   речи:   недоразвитие фонематического   слуха,   задержанное   формирование   навыков   звукового,   слогового   и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной   речи.   Любое   нарушение   речи   в   той   или   иной   степени   может   отразиться   на деятельности   и   поведении   ребенка   в   целом.   Поэтому   так   важно   заботиться   о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. Логопедическая  работа в  детском  дошкольном  учреждении  неспециального  типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей,   и   предупреждение   возможных   вторичных   нарушений   речи,   и   профилактика (пропедевтика)   речевых   нарушений   до   их   возникновения,   и   совершенствование   разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая   память,   словесно­логическое   мышление.   Зачастую,   вся   логопедическая   работавоспринимается   только   как   некие   действия,   прямо   направленные   на   ликвидацию неправильного произношения у детей. Это понятно, так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии зачастую не рассматриваются другие   направления   работы   логопеда.   Одним   из   важнейших   направлений   является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста. По   мнению   многих   специалистов,   начало   целенаправленной   работы   по формированию   правильного   звукопроизношения   уже   с   трехлетнего   возраста   помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую выявить у детей данного возраста   другие,   более   сложные   речевые   патологии,   что   способствует   их   ранней коррекции. Мероприятия по профилактике речевых нарушений включают:     создание необходимых условий для сохранения физического и нервно­психического здоровья ребенка; заботу о сохранности его речевых органов; создание   необходимых   социально­бытовых   условий   для   правильного   речевого развития ребенка.  Что рекомендуют специалисты?   Предупреждение ушибов головы.  Предупреждение различных заболеваний, протекающих с высокой температурой.   Охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний.  Охрана артикуляционных органов: o предупреждение   (и   лечение)   рахита   и   возможного   появления   аномалий костных частей речевого аппарата; o исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под   щеку   во   время   сна   (последнее   может   привести   к   образованию   так называемого перекрёстного прикуса); o предупреждение  преждевременной потери зубов, поскольку потеря зубов у детей ввязывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов); o своевременное оперирование расщелин верхней губы нёба;o своевременное   подрезание   короткой   уздечки   языка   (не   позднее   4­5   лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка); o охрана   голосового   аппарата   от   простуды,   попадания   пыли,   голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т.п.); o охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного вида запугиваний, щадящий подход к ребенку во время любой   болезни   и   т.д.);   этот   вид   профилактики   особенно   важен   для предупреждения   всякого   рода   невротических   речевых   расстройств   и   в первую очередь – заикания. В чём заключается забота о правильном речевом развитии ребенка?   Обеспечение благоприятного окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребенка людей).  Поощрение лепета ребенка мимикой радости.  Воспитание   направленности   на   восприятие   речи   окружающих,   для   чего   нужно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни.  Медленное   и   четкое   произношение   взрослыми   простых   слов,   связанных   с конкретной   жизненной   ситуацией,   а   также   называние   окружающих   предметов   и производимых   действий,   что   поможет   ребенку   «приступить»   к   постепенному овладению речью.  Отчетливое   произнесение   взрослыми   неправильно   сказанных   ребенком   слов, рассчитанное   на   ненавязчивое   и   постепенное   исправление   его   неправильного произношения.  Приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;  Систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою   просьбу   словесно   (взрослым   не   следует   стремиться   «понимать   его   с полуслова»   и   тем   более   с   одного   только   жеста   ли   взгляда);   необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр.  Полное исключение случаев «сюсюкания» с ребенком, лишающего его правильного образца для подражания.  Занятия   ритмикой,   музыкой   и   пением;   последнее   способствует   развитию правильного   дыхания   и   достаточно   гибкого   и   сильного   голоса,   а   также предупреждает невнятность речи. Развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью. .