В данном материале рассматриваются вопросы профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста. В статье рассматриваются причины возникновения речевых нарушений, мероприятия по профилактике и рекомендации специалистов по развитию речи детей раннего возраста. Материал будет полезен для родителей, воспитателей и молодых специалистов.
декабрь.docx
ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания
специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика
показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с
нарушениями речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по
предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских
дошкольных учреждений не специального типа.
Каковы же причины возникновения речевых нарушений?
Среди последних можно выделить:
ухудшение экологической обстановки;
особенности региона по йодо и фтородефицитности;
увеличение числа патологий беременности;
увеличение количества родовых травм;
ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
различные социальные причины.
Хотелось бы отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых
нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры
общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно
оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях
оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и
видеокассет.
Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной
возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей
ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные
уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие
речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов
звукопроизношения.
Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в
дальнейшем могут повлечь за собой ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие
фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и
буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя
родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на
деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о
своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа
включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у
детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика
(пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных
сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие
других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и
речевая память, словеснологическое мышление. Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию
неправильного произношения у детей. Это понятно, так как нарушения звукопроизношения
воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства
родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии зачастую не рассматриваются
другие направления работы логопеда. Одним из важнейших направлений является
профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по
формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает
предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую выявить у детей данного
возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней
коррекции.
Мероприятия по профилактике речевых нарушений включают:
создание необходимых условий для сохранения физического и нервнопсихического
здоровья ребенка;
заботу о сохранности его речевых органов;
создание необходимых социальнобытовых условий для правильного речевого
развития ребенка.
Что рекомендуют специалисты?
Предупреждение ушибов головы.
Предупреждение различных заболеваний, протекающих с высокой температурой.
Охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от
излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное
долечивание ушных заболеваний.
Охрана артикуляционных органов:
o предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий
костных частей речевого аппарата;
o исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки
под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так
называемого перекрёстного прикуса);
o предупреждение преждевременной потери зубов, поскольку потеря зубов у
детей ввязывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь
не имеется в виду возрастная смена зубов);
o своевременное оперирование расщелин верхней губы нёба; o своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 45 лет,
поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному
артикулированию которых мешает короткая уздечка);
o охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой
перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т.п.);
o охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных
рассказов и разного вида запугиваний, щадящий подход к ребенку во время
любой болезни и т.д.); этот вид профилактики особенно важен для
предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в
первую очередь – заикания.
В чём заключается забота о правильном речевом развитии ребенка?
Обеспечение благоприятного окружения как необходимого образца для подражания
(в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребенка людей).
Поощрение лепета ребенка мимикой радости.
Воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно
больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни.
Медленное и четкое произношение взрослыми простых слов, связанных с
конкретной жизненной ситуацией, а также называние окружающих предметов и
производимых действий, что поможет ребенку «приступить» к постепенному
овладению речью.
Отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов,
рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного
произношения.
Приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку
зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому
её усвоению;
Систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить
свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с
полуслова» и тем более с одного только жеста ли взгляда); необходимо
организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него
необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, игрушками и
пр.
Полное исключение случаев «сюсюкания» с ребенком, лишающего его правильного
образца для подражания.
Занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитию
правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также
предупреждает невнятность речи. Развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении
полноценной речью.
.
Профилактика речевых нарушений
Профилактика речевых нарушений
Профилактика речевых нарушений
Профилактика речевых нарушений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.