Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей второй категории № 107 Советского района города Ростова-на-Дону
Школа для родителей
«Пластилинография. Вместе с мамой для мамы.»
Воспитатель: Иваницкая О. В.
Висторопская С. Н.
г. Ростов-на-Дону
2025
Цель:
Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми по нетрадиционной технике «Пластилинография» через ознакомление с нетрадиционными приемами и способами передачи изображения.
Задачи:
· Познакомить родителей с понятием «пластилинография», побудить к совместной с детьми деятельности в данной технике;
· вызвать интерес родителей к лепке совместно с ребенком в свободное время дома;
· развивать воображение, творческие способности, эстетический вкус.
Ожидаемый результат:
· Повышение уровня компетентности родителей в художественно-эстетической области развития;
· У детей есть интерес к продолжению работы в данном технике;
· Применение участниками мастер-класса техники «пластилинография» в работе с детьми.
Участники:
родители воспитанников детского сада со своими детьми.
Материалы и инструменты:
1. Набор цветного пластилина.
2. Стеки.
3. Дощечки.
4. Салфетки.
5. Бутылочки.
Предварительная работа:
· Подборка методического материала, составление конспекта.
· Организация пространства для проведения мастер-класса.
· Подготовка демонстрационного материала, образцов, пластического материала, инструментов.
· Выставка детских работ с занятий.
· Организация родителей на практическое занятие «Мастер-класс».
· Подготовка памяток, рекомендаций для родителей.
1. Теоретическая часть: (присутствуют только родители)
Знакомство
Предлагаем мамам назвать свое имя, 1 буква имени – качество, которое помогает в жизни.
Уважаемые мамы, мы предлагаем вам отправиться в увлекательное путешествие по удивительной стране Пластилинография.
«Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».
Н. П. Сакулина
Актуальность
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Связано это с тем что, дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Все меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребенком: рисование, лепкой.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений пальцев. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский.
Заставить пальчики слушаться, укрепить мышцы рук помогают такие интересные занятия, как пластилинография.
«Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Занятия пластилинографией способствуют, в первую очередь,
· снятию мышечного напряжения и расслаблению;
· развитию детского воображения, творческих способностей, художественного и пространственного мышления, положительно влияют на развитие мелкой моторики, которая способствует полноценному формированию речи детей;
· развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление,
· развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей;
· развитию самостоятельности, произвольности поведения;
· дают детям определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяют успешнее находить свое место в окружающем социуме.
Пластилинография поможет вам разнообразить досуг ребенка дома, наладить общение с ним, подарить друг другу незабываемые минуты душевной близости
В пластилинографии используются следующие материалы:
· Пластилин (разных цветов).
· Пластиковые дощечки для выполнения работ.
· Стеки.
· Картон (однотонный и цветной), желательно плотный.
· Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик.
· Бросовый и природный материал – для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, бусины, пуговицы, семечки, зернышки, шишки, ракушки, каштаны, пластиковые ёмкости, диски и т. д.
В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще неокрепшим ручкам ребенка создавать свои первые рисунки.
Эти занятия помогают реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в творчестве. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Главные приемы лепки в рисовании пластилином:
· Скатывание
· Раскатывание
Производные приёмы для выполнения пластилинографических изображений:
· Сплющивание.
· Расплющивание.
· Прижимание.
· Придавливание.
· Примазывание
· Намазывание.
· Размазывание
Существует несколько видов нетрадиционной техники работы с пластилином:
· Прямая пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности;
· Обратная пластилинография (витражная) – изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура);
· Контурная пластилинография – изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков»;
· Модульная пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков;
· Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев;
· Мозаичная пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина;
· Фактурная пластилинография – изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф). При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов.
Существует два способа получения разнообразных оттенков:
1. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.
2. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
Еще один важный момент – благоприятный настрой родителей и ребенка. Важно поощрять ребенка даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять ребенку радость общения, познания, труда, игры, отдыха.
Рекомендации по работе в технике «Пластилинография»
1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).
2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон.
3. Основу перед началом работы покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен (работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин).
4. На рабочем столе должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.
5. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для волос продлит ее “жизнь”.
6. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.
7. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.
8. В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.
2. Практическая часть (родители совместно со своими детьми)
Ведущий:
А сейчас мы предлагаем вам поиграть! Игра не простая!
Называется она «Игралочка – обнималочка»
Дети и мамы образуют два круга:
мамы – большой круг, а дети внутри – маленький.
Под музыку дети и мамы идут противоходом, держась за руки. Как только музыка смолкнет, по команде: «Маму найди! Скорей обними!» дети бегут к своим мамам, крепко их обнимают. Мамы вместе со своими детьми занимают свои места.
Ведущий:
Приближается весна, а значит и первый весенний праздник.
«В марте есть такой денек,
С цифрой, словно кренделек.
Кто из вас, ребята знает, цифра что обозначает?
Дети хором скажут нам: — Это праздник - наших мам!»
Сегодня мы приглашаем вас в увлекательное путешествие в «Царство пластилина».
· Хотите ли вы сделать чудо своими руками? (ответ детей)
· Любит ли вы получать подарки? (ответ детей)
· А кто любит дарить подарки? (ответ детей)
· Какие бывают подарки? (ответ детей: игрушки, конфеты, украшения …)
· Какой подарок вы считаете самым дорогим?
· Предполагаемые ответы детей: созданный своими руками.
Мы с вами любим творить чудеса своими руками и сегодня каждый из вас создаст уникальный, неповторимый подарок для своей мамочки, а мамочки вам в этом помогут.
Обратите внимание на материалы, которые расположены на ваших столах у всех есть: бутылочка, набор цветного пластилина, стеки, дощечки, салфетки, наборы материалов для украшения.
Этапы выполнения работы
1. В основе нашего оформления банки послужат различные по цветовому сочетанию колбаски. Первая колбаска будет однотонной (красной), можно выбрать любой цвет.
2. Колбаску раскатываем в руках и прикрепляем на горлышко банки, необходимо хорошо придавить и примазать пластилин.
3. Затем пускаем в ход фантазию. Выбираем несколько понравившихся цветов, их может быть два, три и больше. Отрываем от них небольшие кусочки, собираем в единое целое и разминаем. Потом эту массу пластилина раскатываем в колбаску, и прикрепляем под первой- красного цвета.
4. Пальчиками размазываем пластилин вверх на первую полосу. Так словно делаем мазки кистью.
5. Далее смешиваем другие цвета, катаем колбаски и так же прикрепляем к банке, размазываем наверх предыдущего слоя пластилина.
6. Слой за
слоем создаём радужное осеннее настроение.
Такой принцип работы будем использовать примерно
на треть высоты баночки.
7. Затем нам нужны небольшие столбики двух разных цветов. Располагаем их на банке поочерёдно, хорошо примазываем к поверхности - создаём разнообразные геометрические цветовые пятна. Цветовые пятна будут в два ряда, затем снова смешиваем пластилин.
8. Лепим второй ряд радужного пластилина и размазываем вверх на предыдущий.
9. Оставшуюся часть банки затягиваем пластилином одного цвета.
10. По пластилину внизу банки создаём украшение из цветочков по всей окружности.
Украшаем нашу самобытную вазу разными бусинками и
крупинками крупы (вдавливаем их в пластилин).
Работа над вазой закончена, прежде чем украшать
сделаем с вами физминутку.
А теперь давайте закончим украшать наши уникальные произведения искусств.
Физкультминутка.
Мы на месте засиделись
И на вазы засмотрелись.
Надо нам скорей размяться
И со стульчиков подняться.
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки.
(Потягивания – руки вверх).
Руки в стороны потом
Мы пошире разведем.
(Потягивания – руки в стороны)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ручки, спинки.
(Дети садятся за столы)
Ведущий:
Все мамы, как цветы, всегда прекрасны,
У каждой есть неповторимый облик свой...
Пока есть Мама - есть на планете счастье!
Пока есть дети - в мире есть покой!!!
2 Ведущий: Милые женщины, добрые, верные!
С новой весной Вас, с каплями первыми!
Мирного неба Вам, солнца лучистого,
Счастья заветного, самого чистого!
Много Вам ласки, тепла, доброты, -
Пусть исполняются Ваши мечты!
Ребята, возьмите каждый свою вазочку, которую вы сделали вместе с мамочкой и подойдите ко мне. Мы старались, мы трудились, наши вазы получились! Дети дарят мамам вазы с цветком в подарок.
Подарите своим мамочкам цветочек и обязательно скажите добрые и ласковые слова.
3.Заключительная часть. Рефлексия.
Вам было интересно? Для кого мы готовили вазочку и старались?
С какими трудностями встретились мамы? Просим Вас оставить отзыв.
Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от нашего занятия. В коробочке лежат сердечки, оставьте нам «красное», если занятие было интересно и полезно.
Педагог вместе с детьми и родителями рассматривает получившиеся работы, благодарит всех принявших участие в занятии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.