Консультация для родителей по обучению их приемам работы с детьми по развитию отдельных структурных компонентов функционального базиса письменной речи.
Приобщение ребенка к чтению и
письму начинается в семье. Несомненно, дошкольное и школьное образование играет
значительную роль в формировании навыков письменной речи (обучение ребенка
правильной посадке за столом, изучение букв, отработка навыков звуко-буквенного
анализа, обучение правильным алгоритмам написания букв и соединений и т.д.).
Вместе с тем, именно семья является для ребенка примером того, насколько
большое значение занимает чтение и письмо в жизни. Чем больше читают родители,
тем выше вероятность, что и для ребенка это станет привычным занятием,
особенно, если родители читают вместе с ребенком.
Воспитание интереса к чтению и письму начинается с наблюдения за действиями
читающих и пишущих родителей. Сначала ребенок копирует саму деятельность: внимательно
рассматривает книжку или даже сложенный лист бумаги, «пишет» закорючки на
листе, делая «как мама». Затем, в ходе совместного чтения или наблюдая за
родителями, ребенок усваивает, что чтение может быть способом отдыха, досуга, в
процессе которого можно получать новую информацию, переживать с героями книг
разные приключения и эмоциональные ситуации. Неотъемлемая часть этого процесса
- воспроизведение одного и того же полюбившегося ребенку фрагмента книги, то
самое, зачастую выматывающее родителей, требование "прочитай про…».
Аналогичным образом ребенок может воспроизводить действия родителей при
заполнении бланков, подписании документов, написании писем, сообщений
кому-либо. По сути, здесь ребенок копирует не чтение и письмо, а, скорее,
пытается подражать взрослым в их «взрослой» деятельности. Поддержка и
мотивирование попыток ребенка имитировать чтение и письмо приведет к повышению
социального статуса ребенка как «читателя и писателя», создаст дополнительную
положительную мотивацию к обучению письменной речи.
С целью повышения мотивации
ребенка к чтению и письму очень важно приобретать для ребенка книги, альбомы,
энциклопедии на интересующие его темы, систематически посещать библиотеку.
Обеспечение доступа к бумаге, письменным принадлежностям, сообщениям в
мессенджерах, почте, в том числе, электронной, обеспечивает доступ к общению с помощью письменной
речи, повышая ее значимость для ребенка. При этом важна грамотная организация
рабочего места ребенка (письменный стол, удобный стул, правильное освещение,
порядок на столе и т.д.).
При необходимости важно организовать для ребенка коррекционно-развивающие
занятия с рекомендованными ему специалистами, обеспечить доступ к
коррекционному оборудованию (это могут быть, например, специальные держатели
для ручки, а также различное оборудование и компьютерные программы, облегчающие
восприятие письменного текста и т.д.). Не будем забывать о том, что роль семьи
в формировании и развитии устной речи не ограничивается сопровождением ребенка
на занятия к логопеду, семья в коррекции и развитии устной речи - решающий
фактор.
Функциональный базис чтения и письма формируется в процессе ежедневной бытовой и игровой деятельности ребенка, в ходе развивающих занятий, межличностного (“ребенок-ребенок”, “ребенок-взрослый”) и внутригруппового общения (при общении в группе сверстников или разновозрастной группе).
В ходе различных видов деятельности дошкольника происходит закладка двигательного компонента письма. Конструирование, изобразительная деятельность, изготовление поделок и другие виды творческой и игровой деятельности развивают и совершенствуют мышцы кисти и пальцев, подготавливая их к удержанию письменных принадлежностей и выполнению графических движений при письме. Подготовительную роль играют и простейшие графические упражнения: раскрашивание, штриховка, “прохождение лабиринтов” карандашом, когда ребенок учится вовремя останавливать движение карандаша, чтобы не пересечь “стену” лабиринта и другие упражнения. Формирование ритма движений рук и пальцев формируются также в процессе двигательной, игровой и творческой активности. Этому способствуют считалки, прыжки со скакалкой, вязание, плетение, игры на музыкальном инструменте и т.д.
Зрительно-пространственный компонент письма и чтения начинает свое формирование с формирования простейших пространственных представлений: справа-слева, сверху-снизу и т.д. Эти представления сначала формируются относительного собственного тела ребенка, затем в пространстве вокруг ребенка, и только затем - на плоскости. Зрительно-пространственный компонент письма формируется также в процессе деятельности, включающей прослеживание глазами (те же лабиринты, но без карандаша), задания с перепутанными дорожками (ниточками, подземными ходами), задания на сличение похожих фигур и выбор пар, поиск отличий на практически идентичных изображениях, поиск и выделение (раскрашивание) скрытых или зашумленных изображений. В результате ребенок научается выделять и сравнивать детали изображения, отличать схожие изображения по незначительным признакам, развивает наблюдательность и готовность к восприятию и различению буквенных изображений. Все двигательные, игровые и творческие виды деятельности ребенка также развивают зрительно-пространственные функции у ребенка, если требуют зрительного сосредоточения для качественного выполнения.
Для формирования зрительно-пространственного компонента чтения также важно развитие глазо-двигательных мышц и координация их работы (те же лабиринты, запутанные дорожки, игры-мемо с поиском пары среди карточек, расположенных рядами и т.д.). Отличие состоит в необходимости тренировать зрительную память, которая помогает удерживать в памяти некоторое количество элементов, пока происходит их осмысление. Объем оперативной памяти ребенка невелик, а в процессе чтения осложняется еще и тем, что начинающий читатель на начальных этапах считывает каждую букву отдельно, то есть элементом является буква. По мере тренировки ребенок начинает считывать и удерживать в оперативной памяти слог, а затем и короткое слово целиком, как единицу. Для формирования этой способности до обучения чтению можно предлагать ребенку игры, основанные на поиске на картинке предметов, образованных другими предметами (круг из облака, из ветки куста, круг-хоровод)
В результате ребенок, начиная изучать грамоту, уже имеет в достаточной степени развитое внимание, способность удерживать его на объекте и потому, что интересно (непроизвольное внимание), и потому, что нужно (произвольное внимание); различные виды памяти, необходимые в процессе чтения и письма; на достаточном уровне развития находятся и зрительно-пространственные представления.
Сегодня мы предлагаем Вам не только познакомится с играми, в которые вы сможете играть с будущим первоклассником дома, но и поиграть в них здесь и сейчас.
Практическая часть:
Игра «Где мяч?» Цель: закрепление навыка ориентировки в схеме собственного тела
Ход игры. Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь.
Вариант 1. выполнять задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п. Вариант 2. Отвечать на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом...)
Игра «Кто быстрее».
Цель: отработка представлений о схеме тела; правая-левая сторона.
Данная игра имеет несколько уровней сложности: 1 уровень предполагает прямые одноручные действия (например, левой рукой дотронься до левого уха; правой рукой дотронься до правого глаза, и т.д.);
2 уровень предполагает перекрестные одноручные действия (например, левой рукой - до правой брови);
3 уровень - перекрестные двуручные действия (например, правой рукой до левой щеки, а левой рукой до правого уха).
Соответственно, третий уровень самый сложный и его выполнение детьми возможно только после прохождения предыдущих уровней сложности.
Рекомендуется начинать эту игру с первого уровня сложности. На данном этапе, взрослый выполняет задание вместе с детьми.
Игра «Робот».
Цель: отработка пространственных представлений в двигательной сфере.
Данная игра позволяет развивать зрительно-пространственные функции в двигательной сфере. Ведущий прячет мелкий предмет, в комнате, причем, участники игры закрывают глаза. Когда предмет спрятан, игроки открывают глаза, ведущий говорит, что они - «роботы» и будут искать спрятанную вещь, но по команде ведущего. Ведущий может отдавать такие команды, как: сделай … шагов влево (вправо, вперед, назад); повернись через правое (левое) плечо.
Укрась елку
Цель: развитие пространственных представлений и ориентации у детей старшего дошкольного возраста.
У каждого на листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Участники раскрашивают шарики по инструкции педагога.
«Топ, топ, топ»
Цель: Закрепить умение находить левую и правую руку у себя самого.
Участники выполняют движения в соответствии с текстом
Правой ножкой топ, топ, топ
Левой ножкой топ, топ, топ.
Левой ручкой хлоп, хлоп, хлоп.
Правой ручкой хлоп, хлоп, хлоп.
В правую руку мячик возьми
Над головою его подними
И перед грудью его подержи
К левой коленке скорей приложи
За спину спрячь, затылка коснись
Руки смени и всем улыбнись.
Игра «Мячик прыгает по мне— по груди и по спине»
Цель: закрепление ориентированности в собственном теле и в пространстве (справа — слева, впереди — сзади), закрепление употребления предлогов.
Ход игры. Участники выполняют задания под слова
В правую руку свой мячик возьми,
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша, положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика мячик коснется
И ненадолго за спину вернется.
С голени правой да к левой ступне,
Да на живот —не запутаться б мне.
«Что изменилось?»
Перед участниками на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Предлагаю всем посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем закрывают глаза. Убираем какую-нибудь игрушку и просим назвать её и место, где она находилась. Например, исчезла Нюша, которая была внизу между крокодилом и бегемотом.
«Найди спрятанную игрушку по схеме»
Цель. Закреплять умение соотносить схемы с реальным пространством, отмечать на схеме места расположения предметов в реальном пространстве и словесно обозначать его.
Участникам редлагается найти в комнате заданную игрушку, а затем отметить на схеме и ответить на вопрос, где эта игрушка была найдена.
«Куда пойдешь и что найдешь?»
Цель. Упражнять в умении ориентироваться в пространстве
Ход игры. Раскладываются любые игрушки в разных местах комнаты: справа от участника ведущий ставит плющевого мишку, слева – матрешку, перед – машины, позади – паровоз и говорит:
«Вперед пойдешь – машину найдешь,
Вправо пойдешь – мишку найдешь,
Влево пойдешь – матрешку найдешь,
Назад пойдешь – паровоз найдешь.
Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти? »
Игра может быть усложнена: игрушки накрываются платком.
«Вперед пойдешь – куклу найдешь,
Вправо пойдешь – зайца найдешь,
Влево пойдешь – мяч найдешь,
Назад пойдешь – юлу найдешь.
Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?».
«Астрономы»
Цель: закреплять умение ориентировать по схеме, ориентироваться на микроплоскости (фланелеграфе).
Ход игры: Сегодня ночью был сильный ветер и сдул с неба почти все звездочки. Луне на небе стало очень грустно одной, и она попросила нас ей помочь. Сейчас мы с вами наденем волшебные колпаки и станем астрономами. Луна передала мне фотографию неба до того, как ветер сдул звезды и фотографии тех созвездий, которые здесь располагались. Сейчас вам нужно по фотографиям составить созвездия и вернуть их на наше небо. В процессе работы детей, педагог рассказывает вам легенды о тех созвездиях, которые выкладывают участники.
«Скульптор»
Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей - либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях.
Ход игры: участникам предлагается макет игрушки Буратино. Буратино будет показывать движения, а участники стараются четко все за ним повторить.
На этом наша встреча закончена. Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.