Авторы-составители:
Моисеева Раиса Ивановна –
учитель-дефектолог
Копылова Ольга Николаевна – учитель биологии, химии, географии
Томск/2025 год
«Сотрудничество семьи и школы
как фактор социализации
детей с нарушениями слуха»
Форум молодых педагогов «ПРОДВИЖЕНИЕ»
ИНТЕРАКТИВНОЕ упражнение «приветствие»
Добрый день, добрый день, солнце, свет, земля!Очень рады видеть вас, вы – наши друзья!
«Наша задача создать полноценные комфортные условия для жизни инвалидов … В конечном счёте, необходимо просто в корне изменить отношение к таким людям в обществе»
Владимир Владимирович Путин провозгласил:
«Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям большое человеческое счастье»
Наша школа-интернат очень важный дом,
Со всей области ребята проживают в нём!
Всех ребят мы очень любим,
Если надо – приголубим, подбодрим, организуем.
В школе мы всегда шикуем,
Потому что «Доброшкола» к нам пришла,
Обогрела, поощрила, помогла
И в учёбе, и в работе, и в труде!
С «Доброшколой» мы теперь всегда везде
Трудимся и созидаем, изучаем, наблюдаем,
Отдыхаем и, конечно же, играем!
С «Доброшколой» мы дружны и вполне убеждены – Будем с ней стократ умны, от невзгод защищены! Соблюдаем этикет, «Доброшколе»
– наш ПРИВЕТ!
АКТУАЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Процесс социализации у детей с нарушением слуха значительно осложняется в связи с недоразвитием или отсутствием речи, и как следствие этого – нарушение социальных контактов ребёнка с окружающим миром.
Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у детей с нарушениями слуха (страх, тревожность).
Невозможность выразить свои переживания приводит к возрастанию эмоционального напряжения, к возникновению поведенческих проблем.
Задачи деятельности по успешной социализации
Помощь семье в построении отношений ребёнка с миром, в определении своего места в жизни.
Формирование культуры общения школьников с родителями, товарищами, учителями, взрослыми.
Ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: дома, в школе, а быту, на улице, на остановке, в транспорте, в магазине.
Приобщение к правилам поведения во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, интеллектуальной, художественной, спортивной, духовной, общественной.
Задачи деятельности по успешной коммуникации
Формировать умения преодолевать актуальные жизненные проблемы, используя вербальную и невербальную коммуникацию в качестве средства достижения цели.
Активизировать желание вести беседу, формулировать вопрос, выражать личную позицию, просьбу, дать совет.
Уметь проявлять сочувствие, признательность, социально-нормативные формы выражения своих эмоций.
Индивидуально-дозировано расширять круг коммуникативно-речевых ситуаций во внеурочной деятельности, (экскурсии, библиотеки, театры, музеи, кружки, секции).
Принципы изучениясемьи ребёнка
Принцип изучения комплексности и многоаспектности проблем семьи.
Принцип отношения гуманного и деликатного членов семьи к ребёнку.
Принцип этики конфиденциальной и профессиональной.
Принцип факторов, негативно влияющих на развитие ребёнка.
Принцип учёта психологических особенностей родителей.
Вербально-коммуникативный метод
АНКЕТИРОВАНИЕ
Учитель глазами родителей
Изучение семьи ученика
Искусство жить с детьми
Характер семейного уклада
Поощрения и наказания
Стили общения в семье
Ваше отношение к школе
Правовая культура родителей
Вы воспитываете ребёнка
СТРУКТУРА СОЦИАЛИЗАЦИИ - ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
Эмоционально-оценочный — отношение ребёнка к социальному миру и себе.
Поведенческий — регуляция социального поведения, саморегуляция.
Когнитивный (познавательный) — знания и представлении ребёнка о социуме и себе.
Сурдопсихологическое
Формы взаимодействия семьи и школы
КОЛЛЕКТИВНЫЕ
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
Встречи с профессионалами.
Конференции по обмену опытом.
Вечер вопросов и ответов.
«Дни открытых дверей».
Встречи родителей с администрацией.
Родительские собрания, совещания.
Диспут-размышление по проблемам семейного воспитания.
Представление презентаций, проведение мастер-классов.
Формы взаимодействия семьи и школы
ГРУППОВЫЕ
Генри Форд: «Собраться вместе – это начало, оставаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех»
Круглый стол, кружки и секции
Групповые консультации.
Клуб по интересам.
Выпуски семейных газет и плакатов.
Совместные прогулки и экскурсии.
Выставка семейных реликвий.
Взаимодействие с творческими группами.
Взаимодействие с родительским комитетом.
Формы взаимодействия семьи и школы
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
Индивидуальные занятия.
Посещения на дому.
Консультации-размышления.
Выполнение индивидуальных поручений.
Совместный поиск решения проблемы.
Переписка с родителями.
Связь по телефону. Беседы.
Учёт условий семейного воспитания.
«В семейной жизни самый важный ВИНТ – это любовь» Антон Павлович Чехов
Интерактивные игровые упражнения
Л.С. Выготский, подчеркивая значение игры для ребёнка, утверждал: «Игра и игровые формы работы — это наиболее адекватные средства развития и коррекции психического развития личности»
Китайская пословица гласит:«Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню,Вовлеки меня — и я пойму, и чему-то научусь»
ИНТЕРАКТИВНОЕ упражнение «на вопросы отвечаем, выше руки поднимаем!»
Кто сейчас будет играть, настроенье улучшать?
Кто у нас хороший, красивый и пригожий?
Кто с утра детей встречает и с улыбкой провожает?
С дочкой, сыном кто в контакте, обладает чувством такта?
Кто на празднике задорен, чудно исполняет роли?
Кто готов творить мечтать, никогда не уставать?
Дейл Карнеги: «Улыбка ничего не стоит, но дорого ценится».
Посмотрите на соседей слева, справа, впереди и дарите им свои добрые улыбки, затем поместите улыбку на ладонь и отправьте её, сдувая всем присутствующим в зале.
ИНТЕРАКТИВНОЕ упражнение «подари улыбку другу»
Генрих Гейн: «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье».На каждую букву слова ЗДОРОВЬЕ найди по одному слову, которые имеют отношение к здоровому образу жизни. Слов, начинающих на «Ь» знак не существует.
ИНТЕРАКТИВНОЕ упражнение «будьте здоровы!»
З | ЗАРЯДКА |
Д | ДВИЖЕНИЕ |
О | ОРИЕНТИРОВАНИЕ |
Р | РАСПОРЯДОК |
О | ОСАНКА |
В | ВОЛЕЙБОЛ |
Ь |
|
Е | ЕДИНОБОРСТВА |
З |
|
Д |
|
О | |
Р | |
О |
|
В | |
Ь | |
Е |
У п р а ж н е н и я
Консультация родителей
Консультация представителей
Выявление трудностей в учёбе
Выявление трудностей в поведении
ДИАГНОСТИКА СЕМЬИ
ДИАГНОСТИКА РЕБЁНКА
Посещение мероприятий
РЕКОМЕНДАЦИИ
Диагностическая модель консультативной помощи
Педагогическая модель консультативной помощи
РЕБЁНОК
Любовь
Защита
Забота
Доброта
Симпатия
Приязнь
Поддержка
ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК
Семья особенного ребёнка
Помощь в освоении ЗУН
Адекватный объём помощи
Быть искренне заинтересованным
Ведение конструктивного диалога
Вера в успешность ребёнка
Правильное сопровождение ребёнка
Знание основных особенностей развития
психологическая модель консультативной помощи
РИСКИ В РЕАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА
проблема
пути преодоления
Нарушение связи с миром
Оказание всесторонней помощи семье в развитии коммуникативных компетенций детей
Низкий уровень овладения коммуникативными средствами
Коррекционная помощь в овладении навыками семейного общения
Проблемы коммуникативно-речевых стратегий общения
Инклюзия, организация совместной деятельности с нормативно здоровыми сверстниками
Сложность адаптации в социуме
Оказание помощи в социализации, повышение уровня культуры общения, развитие навыков общения, повышение самооценки
Ситуации социальной успешности
Линейка 1 СЕНТЯБРЯ
Концерт, посвящённый Дню учителя
Праздничный фестиваль-концерт к Дню инвалидов
Новогодний театральный сценарный праздник
Праздник «МАСЛЕНИЦА»
Праздничный концерт к Дню защитника Отечества
Линейка «Последний звонок»
Праздничный концерт «8 МАРТА»
Тематические недели по ПДД, по РСВ и ФГСР
Школьные традиции с обязательным включением родителей, законных представителей
Взаимодействие с организациями социально-общественной значимости
Благотворительный фонд РХТУ им. Д.И. Менделеева.
Система дополнительного образования
Творческий коллектив «Музыка жеста» |
Под руководством руководителей – Копыловой Ольги Николаевны, Крицкой Инны Геннадьевна ребята осваивают духовную культуру малых народностей, общие сведения жизнедеятельности, их социальную организацию, обычаи и традиции народностей Томска и Томской области. |
Совершенствование форм работы семьи и школы
Информирование родителей об успехах ребёнка.
Переписка с родителями о проблемах и успехах ребёнка.
Родительское собрание как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Благодарственные письма родителям в рамках мероприятий.
Родительские тренинги по решению проблемных ситуаций в семье.
Присутствие родителей на открытых уроках, занятиях, мероприятиях.
Индивидуальные консультации, обсуждения, рекомендации, советы.
Рекомендации родителям
В процессе межличностного взаимодействия, разговора с глухими и слабослышащими детьми, смотрите на него.
Не загораживайте своё лицо: ваш ребёнок должен иметь возможность следить за выражением вашего лица. Говорите ясно и ровно.
Проявляйте терпение, уважение к ребёнку, оказывайте посильную помощь.
Используйте технические средства обучения, демонстрационный и раздаточный материал, позволяющие концентрировать внимание и необходимую наглядность.
заключение
Взаимодействие с семьёй в рамках социализации детей через развитие их коммуникативной деятельности продолжается.
Формирование эвристических качеств личности продолжается.
Подготовка неслышащих детей к жизни в социуме продолжается.
Развитие самовыражения, самостоятельности продолжается.
Таким образом, при соблюдении определённых условий дети с нарушениями слуха становятся полноценными членами общества.
главное – в совместной деятельности с родителями, помочь детям преодолеть трудности и стать хозяевами своей судьбы!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.