Презентация "Сотрудничество семьи и школы как фактор социализации детей с нарушениями слуха"

  • Повышение квалификации
  • Работа с родителями
  • Особые потребности
  • pptx
  • 21.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сотрудничество семьи и школы в образовательном процессе — это процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания. Школа выступает организующим центром, объединяя воспитательную деятельность семьи и общественности. Также сотрудничество создаёт условия для успешной самореализации ребёнка, а главное направление – это гармонизация взаимоотношений между педагогами, учащимися и родителями.
Иконка файла материала Мастер-класс 2025 Моисеева Копылова.pptx

Авторы-составители:
Моисеева Раиса Ивановна –
учитель-дефектолог
Копылова Ольга Николаевна – учитель биологии, химии, географии
Томск/2025 год

«Сотрудничество семьи и школы
как фактор социализации
детей с нарушениями слуха»

Форум молодых педагогов «ПРОДВИЖЕНИЕ»

ИНТЕРАКТИВНОЕ упражнение «приветствие»

Добрый день, добрый день, солнце, свет, земля! Очень рады видеть вас, вы – наши друзья!

«Наша задача создать полноценные комфортные условия для жизни инвалидов … В конечном счёте, необходимо просто в корне изменить отношение к таким людям в обществе»

Владимир Владимирович Путин провозгласил:

«Тот, кто обращаясь к старому способен открывать новое, достоин быть учителем»
Конфуций

«Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям большое человеческое счастье»
В.А. Сухомлинский

Наша школа-интернат очень важный дом,
Со всей области ребята проживают в нём!
Всех ребят мы очень любим,
Если надо – приголубим, подбодрим, организуем.
В школе мы всегда шикуем,
Потому что «Доброшкола» к нам пришла,
Обогрела, поощрила, помогла
И в учёбе, и в работе, и в труде!
С «Доброшколой» мы теперь всегда везде
Трудимся и созидаем, изучаем, наблюдаем,
Отдыхаем и, конечно же, играем!
С «Доброшколой» мы дружны и вполне убеждены – Будем с ней стократ умны, от невзгод защищены! Соблюдаем этикет, «Доброшколе»
– наш ПРИВЕТ!
Автор: Р.И. Моисеева

АКТУАЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Процесс социализации у детей с нарушением слуха значительно осложняется в связи с недоразвитием или отсутствием речи, и как следствие этого – нарушение социальных контактов ребёнка с окружающим миром.
Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у детей с нарушениями слуха (страх, тревожность).
Невозможность выразить свои переживания приводит к возрастанию эмоционального напряжения, к возникновению поведенческих проблем.

Задачи деятельности по успешной социализации

Помощь семье в построении отношений ребёнка с миром, в определении своего места в жизни.
Формирование культуры общения школьников с родителями, товарищами, учителями, взрослыми.
Ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: дома, в школе, а быту, на улице, на остановке, в транспорте, в магазине.
Приобщение к правилам поведения во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, интеллектуальной, художественной, спортивной, духовной, общественной.

Задачи деятельности по успешной коммуникации

Формировать умения преодолевать актуальные жизненные проблемы, используя вербальную и невербальную коммуникацию в качестве средства достижения цели.
Активизировать желание вести беседу, формулировать вопрос, выражать личную позицию, просьбу, дать совет.
Уметь проявлять сочувствие, признательность, социально-нормативные формы выражения своих эмоций.
Индивидуально-дозировано расширять круг коммуникативно-речевых ситуаций во внеурочной деятельности, (экскурсии, библиотеки, театры, музеи, кружки, секции).

Принципы изучения семьи ребёнка

Принцип изучения комплексности и многоаспектности проблем семьи.
Принцип отношения гуманного и деликатного членов семьи к ребёнку.
Принцип этики конфиденциальной и профессиональной.
Принцип факторов, негативно влияющих на развитие ребёнка.
Принцип учёта психологических особенностей родителей.

Вербально-коммуникативный метод

АНКЕТИРОВАНИЕ

Учитель глазами родителей

Изучение семьи ученика

Искусство жить с детьми

Характер семейного уклада

Поощрения и наказания

Стили общения в семье

Ваше отношение к школе

Правовая культура родителей

Вы воспитываете ребёнка

СТРУКТУРА СОЦИАЛИЗАЦИИ - ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

Эмоционально-оценочный — отношение ребёнка к социальному миру и себе.
Поведенческий — регуляция социального поведения, саморегуляция.
Когнитивный (познавательный) — знания и представлении ребёнка о социуме и себе.

Сурдопсихологическое

Формы взаимодействия семьи и школы  

КОЛЛЕКТИВНЫЕ

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Встречи с профессионалами.
Конференции по обмену опытом.
Вечер вопросов и ответов.
«Дни открытых дверей».
Встречи родителей с администрацией.
Родительские собрания, совещания.
Диспут-размышление по проблемам семейного воспитания.
Представление презентаций, проведение мастер-классов.

Формы взаимодействия семьи и школы  

ГРУППОВЫЕ

Генри Форд: «Собраться вместе – это начало, оставаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех»

Круглый стол, кружки и секции
Групповые консультации.
Клуб по интересам.
Выпуски семейных газет и плакатов.
Совместные прогулки и экскурсии.
Выставка семейных реликвий.
Взаимодействие с творческими группами.
Взаимодействие с родительским комитетом.

Формы взаимодействия семьи и школы  

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

Индивидуальные занятия.
Посещения на дому.
Консультации-размышления.
Выполнение индивидуальных поручений.
Совместный поиск решения проблемы.
Переписка с родителями.
Связь по телефону. Беседы.
Учёт условий семейного воспитания.

«В семейной жизни самый важный ВИНТ – это любовь» Антон Павлович Чехов

Интерактивные игровые упражнения

Л.С. Выготский, подчеркивая значение игры для ребёнка, утверждал: «Игра и игровые формы работы — это наиболее адекватные средства развития и коррекции психического развития личности»
Китайская пословица гласит: «Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, Вовлеки меня — и я пойму, и чему-то научусь»

ИНТЕРАКТИВНОЕ упражнение «на вопросы отвечаем, выше руки поднимаем!»

Кто сейчас будет играть, настроенье улучшать?
Кто у нас хороший, красивый и пригожий?
Кто с утра детей встречает и с улыбкой провожает?
С дочкой, сыном кто в контакте, обладает чувством такта?
Кто на празднике задорен, чудно исполняет роли?
Кто готов творить мечтать, никогда не уставать?

Дейл Карнеги: «Улыбка ничего не стоит, но дорого ценится».

Посмотрите на соседей слева, справа, впереди и дарите им свои добрые улыбки, затем поместите улыбку на ладонь и отправьте её, сдувая всем присутствующим в зале.

ИНТЕРАКТИВНОЕ упражнение «подари улыбку другу»

Генрих Гейн: «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье». На каждую букву слова ЗДОРОВЬЕ найди по одному слову, которые имеют отношение к здоровому образу жизни. Слов, начинающих на «Ь» знак не существует.

ИНТЕРАКТИВНОЕ упражнение «будьте здоровы!»

З

 ЗАРЯДКА

Д

 ДВИЖЕНИЕ

О

 ОРИЕНТИРОВАНИЕ

Р

 РАСПОРЯДОК

О

 ОСАНКА

В

 ВОЛЕЙБОЛ

Ь

 

Е

 ЕДИНОБОРСТВА

З

 

Д

 

О

Р

О

 

В

Ь

Е

У п р а ж н е н и я

Модели консультативной помощи семье

Педагогическая

Диагностическая

Психологическая

Консультация родителей

Консультация представителей

Выявление трудностей в учёбе

Выявление трудностей в поведении

ДИАГНОСТИКА СЕМЬИ

ДИАГНОСТИКА РЕБЁНКА

Посещение мероприятий

РЕКОМЕНДАЦИИ

Диагностическая модель консультативной помощи

Педагогическая модель консультативной помощи

РЕБЁНОК

Любовь

Защита

Забота

Доброта

Симпатия

Приязнь

Поддержка

ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК

Семья особенного ребёнка

Помощь в освоении ЗУН

Адекватный объём помощи

Быть искренне заинтересованным

Ведение конструктивного диалога

Вера в успешность ребёнка

Правильное сопровождение ребёнка

Знание основных особенностей развития

психологическая модель консультативной помощи

РИСКИ В РЕАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА


проблема


пути преодоления


Нарушение связи с миром

Оказание всесторонней помощи семье в развитии коммуникативных компетенций детей


Низкий уровень овладения коммуникативными средствами


Коррекционная помощь в овладении навыками семейного общения


Проблемы коммуникативно-речевых стратегий общения


Инклюзия, организация совместной деятельности с нормативно здоровыми сверстниками

Сложность адаптации в социуме


Оказание помощи в социализации, повышение уровня культуры общения, развитие навыков общения, повышение самооценки

Ситуации социальной успешности

Линейка 1 СЕНТЯБРЯ
Концерт, посвящённый Дню учителя
Праздничный фестиваль-концерт к Дню инвалидов
Новогодний театральный сценарный праздник
Праздник «МАСЛЕНИЦА»
Праздничный концерт к Дню защитника Отечества
Линейка «Последний звонок»
Праздничный концерт «8 МАРТА»
Тематические недели по ПДД, по РСВ и ФГСР

Школьные традиции с обязательным включением родителей, законных представителей

Взаимодействие с организациями социально-общественной значимости

Благотворительный фонд РХТУ им. Д.И. Менделеева.
ОГАУК Томская областная детско-юношеская библиотека – участие в конкурсах.
Томский Государственный Педагогический Университет «Познавательная академия «Успех».
Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих».


Система дополнительного образования

Творческий коллектив «Музыка жеста»

Под руководством руководителей – Копыловой Ольги Николаевны, Крицкой Инны Геннадьевна ребята осваивают духовную культуру малых народностей, общие сведения жизнедеятельности, их социальную организацию, обычаи и традиции народностей Томска и Томской области.

Совершенствование форм работы семьи и школы

Информирование родителей об успехах ребёнка.
Переписка с родителями о проблемах и успехах ребёнка.
Родительское собрание как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Благодарственные письма родителям в рамках мероприятий.
Родительские тренинги по решению проблемных ситуаций в семье.
Присутствие родителей на открытых уроках, занятиях, мероприятиях.
Индивидуальные консультации, обсуждения, рекомендации, советы.

Рекомендации родителям

В процессе межличностного взаимодействия, разговора с глухими и слабослышащими детьми, смотрите на него.
Не загораживайте своё лицо: ваш ребёнок должен иметь возможность следить за выражением вашего лица. Говорите ясно и ровно.
Проявляйте терпение, уважение к ребёнку, оказывайте посильную помощь.
Используйте технические средства обучения, демонстрационный и раздаточный материал, позволяющие концентрировать внимание и необходимую наглядность.

заключение

Взаимодействие с семьёй в рамках социализации детей через развитие их коммуникативной деятельности продолжается.
Формирование эвристических качеств личности продолжается.
Подготовка неслышащих детей к жизни в социуме продолжается.
Развитие самовыражения, самостоятельности продолжается.
Таким образом, при соблюдении определённых условий дети с нарушениями слуха становятся полноценными членами общества.

главное – в совместной деятельности с родителями, помочь детям преодолеть трудности и стать хозяевами своей судьбы!

ЖЕЛАЕМ профессиональных успехов и удачи в достижении поставленной цели!

Вы славно потрудились? Вы дружно поиграли? Приятно поработали? Вы многое узнали?