Технологическая карта конструирования вебинара на тему: «Психологические аспекты адаптации».

  • Работа с родителями
  • docx
  • 18.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала вебинар.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

конструирования вебинара

 

Тема: «Психологические аспекты адаптации».

Цель: Сформулировать у родителей понимание психологических механизмов адаптации ребенка к школе и научить их эффективным способам эмоциональной поддержки в этот период.

Задачи:

-        сформировать понимание психологических аспектов адаптации;

-        оказать практическую помощь родителям (консультация с психологом);

-        выявить проблемы в психологической адаптации детей

Форма проведения: вебинар.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

1.      Организационный момент.

Приветствие.

 

Приветствуют друг друга.

2.      Мотивационный этап.

Уважаемые родители, на прошлой нашей встрече мы обсуждали процесс адаптации первоклассников к новым условиям, сегодня мы затронем более узкую тему, а именно психологическую адаптацию детей. На данном вебинаре также будет присутствовать педагог-психолог, который попробует ответить на все ваши вопросы по данной теме.

 

 

Обсуждают понимание понятия

3.      Основной этап. Выступление педагога-психолога и ответы на вопросы родителей.

Выступление педагога-психолога по итогам диагностики первоклассников.

Педагог-психолог раскроет понятия, что такое психологическая адаптация, также опишет итоги проведенной диагностики с указанием причин дезадаптации.

Примерное выступление психолога:

Уважаемые родители!

Сегодня мы поговорим о том, что скрывается за словом «адаптация» и как помочь ребенку пройти этот важный этап без лишнего стресса.

1. Что такое адаптация?

Адаптация — это процесс «настройки» психики и организма ребенка на новые условия:

Физиологическая (привыкание к нагрузкам) — длится 2–6 недель.

Психологическая (принятие роли ученика) — занимает до 6 месяцев.

По данным исследований, 60% детей испытывают стресс в первые месяцы учебы. Это нормально, но наша задача — минимизировать негативные последствия.


2. Три кита успешной адаптации

1. Эмоциональная устойчивость

Тревожные сигналы:

Ребенок жалуется на головную боль перед школой.

Рисует школу в черных тонах (тест «Рисунок школы»).

Как помочь:

Техника «5 объятий в день» (тактильный контакт снижает cortisol — гормон стресса).

Фразы-поддержки: «Я вижу, ты старался» вместо «Почему не пятерка?».

2. Мотивация

Ошибка: «Будешь хорошо учиться — куплю телефон» (внешняя мотивация неустойчива).

Решение:

Подчеркивайте интерес: «Что сегодня было самым необычным?».

Игра «Детектив знаний»: ищите связь уроков с жизнью (например, математика — подсчет сдачи в магазине).

3. Саморегуляция

Норма для 7 лет — концентрация 20–30 минут.

Тренируем:

Игра «Тише-громче» (контроль импульсов).

Таймер «25 минут учебы — 5 минут прыжков».


3. Родители как «буфер» стресса

Что делать?

  1. Утро:

Будите с запасом времени (никаких «Вставай, мы опаздываем!»).

Ритуал: объятие + фраза «Сегодня будет что-то интересное!».

  1. После школы:

Не спрашивайте про оценки сразу. Вопросы:

«С кем ты сегодня играл?»

«Что тебя рассмешило?»

  1. Вечер:

«Разгрузочный» досуг: прогулка, лепка, сказка.

Избегайте фраз: «Садись за уроки, пока не начнешь!».

Чего избегать?

Сравнений: «Вот я в твоем возрасте...».

Запугиваний: «Будешь двоечником — станешь дворником!».

Перегрузки: больше 2 кружков — риск хронической усталости.


4. Когда бить тревогу?

Обратитесь к специалисту, если через 3–4 месяца сохраняется:

Истерики перед школой.

Энурез или заикание.

Полный отказ говорить о школе.


5. Практическое задание для родителей

«Копилка успехов»:

Заведите коробку и цветные листочки.

Каждый день записывайте 1 маленькое достижение ребенка:

    • «Сам собрал пенал».
    • «Помог однокласснику».

В конце недели читайте вместе — это формирует уверенность.


Заключение
Адаптация — не экзамен, а марафон. Ваше спокойствие и поддержка — главные помощники ребенка. Помните: даже если сегодня трудно, завтра будет легче.

Далее, психолог знакомит с итогами диагностики, указывая на проблемы, с которыми столкнулись дети. (Диагностика происходит по следующим направлениям: Эмоционально-личностная адаптация – используемые методики: проективные и опросники; Познавательная(учебная) адаптация – методики: наблюдение, тесты; Социальная адаптация – методики: социометрия, наблюдение; Физиологическая адаптация – методики: анкета для родителей, лист наблюдений учителя)

Готова ответить на ваши вопросы!

Далее, психолог, совместно с учителем отвечает на вопросы родителей.

 

 

 

Знакомятся с теоретической информацией

 

 

Задают вопросы по психологической адаптации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Заключительный этап.

Сейчас предлагаю подвести итоги. Какая была тема нашего собрания? Какая цель? Актуальна ли для вас эта тема? Какие пожелания возникли у вас в ходе сегодняшней встречи?

 

Также, психолог проводит личные консультации, на которые нужно записаться предварительно.

До свидания!

 

Подводят итоги родительского собрания.