Профилактика суицидального поведения среди подростков (рекомендации родителям)

  • Работа с родителями
  • doc
  • 27.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современным родителям, учитывая информационную доступность для детей, с целью предупреждения суицидального поведения, следует постоянно интересоваться где и чем занимается ваш ребёнок. При этом, обязательным условием предупреждения опасного поведения детей остается формирование и постоянное поддержание доверительных, открытых отношений между вами и вашими детьми.Предупреждение суицидальной направленности среди подростков
Иконка файла материала профилактика суицида.doc
Сенина Е.Н., педагог­психолог  МОУ «Лицей №10», г. Волгоград, РФ Профилактика суицидального поведения среди подростков для родителей В   силу   психолого­возрастных   особенностей,   отсутствия   критического мышления, интеллектуальной незащищенности дети напрямую испытывают на себе влияние информации, выливающейся в огромных объемах на неокрепшее детское сознание.  В   качестве   «трансляторов»   информации   выступают,   в   том   числе, мультипликационные и художественные фильмы, прозаические и поэтические художественные произведения, музыкальные произведения и видеоклипы к ним, компьютерные игры, социальные сети и т.п., неограниченный доступ к которым открывает Интернет. Помимо   полезного   контента   окружающая   детей   информационная   среда содержит   опасный   контент,   который   способствует   интеллектуальному развращению   ребенка,   усвоению   им   социально   неприемлемых   образцов поведения, культивирует готовность к деструктивным практикам, в том числе к суициду. Таким   образом,   современным   родителям   с   целью   предупреждения суицидального   поведения   в   первую   очередь   следует   учитывать   специфику информационной   среды,   в   которой   развивается   ребенок,   а   следовательно, постоянно   интересоваться   тем,   в   каких   социальных   сетях   у   ребенка   есть странички,   каким   из   них   он   уделяет   больше   внимания,   в   каких   группах   он состоит,   на   какие   паблики   подписан,   какие   темы   для   обсуждения   его интересуют в большей мере, какую литературу ребенок читает, какую музыку слушает, какие фильмы смотрит и  в какие игры играет.При   этом,   обязательным   и   неизменным   условием   предупреждения деструктивного   или   опасного   поведения   детей   остается   формирование   и постоянное поддержание доверительных, открытых отношений между вами и вашими детьми. При   любых   обстоятельствах,   несмотря   на   разницу   в   интересах   и предпочтениях, необходимо сохранять контакт со своим ребенком – важным является   постоянное  общение   с   подростком,   несмотря   на   растущую   в   этом возрасте потребность в отделении от родителей. Родителям следует: ­ разговаривать с ребенком о том, что происходит в его жизни, что его волнует,   радует,   огорчает.   Ежедневное   общение   с   ребенком   должно   стать правилом в вашей семье; ­  с   уважением   относиться  к   тому,  что   кажется   ему   важным   и значимым,  даже   если   с   высоты   вашего   возраста   и   опыта   вы   считаете   это несущественным,   не   стоящим   внимания.   Помните,   что   в   детское   восприятие отличается от восприятия взрослого человека; ­  обсуждать   планы  ребенка   на   ближайшее   и   отдаленное   будущее. Узнайте, к чему ваш ребенок стремиться, что хочет, кем себя видит, как он намерен добиваться поставленной цели; ­  беседовать   с   ребенком   на   серьезные   и,   возможно,   сложные   для осмысления темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? что такое любовь, дружба, предательство и другие понятия? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том,  что   ценно  в  жизни  для  вас.  Не   бойтесь  делиться   собственным   опытом, собственными размышлениями. Доверительная беседа на равных всегда более эффективна,   чем   монологи   родителей   о   том,   что   хорошо,   а   что   плохо   в менторском тоне; ­ помогать ребенку выстраивать свой ценностный мир, в котором жизнь – сама по себе ценность, которую ни ценность социального успеха, ни ценностьхороших   оценок   или   карьеры   не   смогут   заменить.   Важно   научить   ребенка получать   удовольствие   от   простых   и   доступных   вещей   в   жизни:   природы, общения с людьми, познания мира. Лучший способ привить любовь к жизни – ваш   собственный   пример.   Ваше   позитивное   мироощущение   обязательно передастся   ребенку   и   поможет   ему   справляться   с   неизбежно   возникающими трудностями; ­  формировать   у   ребенка   понимание   того,   что   опыт   поражения также важен, как и опыт достижения успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам   приходилось   преодолевать   те   или   иные   трудности.   Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порой приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи; ­  разбираться,  что стоит за внешней грубостью ребенка.  Подросток может   делать   вид,   что   вы   совсем   не   нужны   ему,   он   может   обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание,  забота и  поддержка.  Надо  лишь  выбрать приемлемые  для этого возраста формы их проявления; ­  избегать   авторитарного   стиля   воспитания   подростков   в   силу   его неэффективности   и   даже   опасности.  Чрезмерные   запреты,  ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию   (то   есть,   агрессию,   направленную   на   себя).   В   подростковом возрасте   предпочтительной   формой   воспитания   является   заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности   запрета.   Если   же   ребенок   продолжает   протестовать,   то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его; ­  найти   разумный   баланс   между   свободой   и   несвободой   ребенка. Предоставляя   свободу,   важно   понимать,   что   подросток   еще   не   умеет   с   ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можнопредоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве; ­ вовремя обратиться к специалисту, если поймете, что вам по каким­то причинам   не   удалось   сохранить   контакт   с   ребенком.   В   индивидуальной   или семейной   работе   с   психологом   вы   освоите   необходимые   навыки,   которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком. Особое внимание по отношению к ребенку необходимо проявлять в следующих ситуациях: • • при ссоре или остром конфликте со значимыми взрослыми;  при   безответной   влюбленности   или   разрыве   романтических отношений;  при отвержении сверстниками, травле (в том числе  в социальных • сетях);  • при   личной   неудаче   подростка   на   фоне   высокой   значимости   и ценности социального успеха (высоких отметок, материального благосостояния, признания сверстников и т.п.);  • при   нестабильной   семейной   ситуации   (развод   родителей, конфликты, проявление насилия в отношении ребенка);  • при резком изменение социального окружения (в результате смены места жительства, места учебы и др.).  Тревожными сигналами суицидального поведения являются: ­ прямое или косвенно выражение желания умереть или убить себя, а также высказывания о нежелании продолжать жизнь. Таким образом, ребенок пытается привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Суждение о том, что человек, решившийся на самоубийство, никому не говорит об этом, является ошибочным;  ­ рискованное   поведение,   которое   с   большой   долей   вероятности может привести к причинению вреда своей жизни и здоровью;  ­ резкое изменение поведения: пренебрежение своим внешним видом,утрата   интереса   к   любимым   занятиям,   апатия,   безволие,   появление   желания уединиться, отдаление от близких людей; ­ появление проблем со здоровьем: потеря аппетита, либо, наоборот, чрезмерное потребление пищи, постоянное ощущение слабости, бессонница либо чрезмерная сонливость, кошмары во сне;  ­ изменение   эмоционального   фона:   подавленное   настроение   на протяжении   длительного   времени,   раздражительность,   резкие   перепады настроения, «беспричинные» слезы;  ­ внезапное снижение успеваемости и рассеянность, плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;  ­ наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.  Что делать, если вы заметили проявления суицидальной направленности? Если   вы   заметили   указанные   признаки,  в   первую   очередь   постарайтесь поговорить  с ребенком  «по   душам».  Важно  помнить, что  напрямую  задавать вопросы о желании совершить суицид следует только в том случае, если ребенок сам затронул эту тему. Попытайтесь выяснить, чем обусловлено его настроение, поведение, реакция, что его волнует в данный момент, не чувствует ли он себя одиноким, никому не нужным, несчастным, загнанным в ловушку, должником. Обязательно следует выяснить, «какова причина» и «какова цель» совершаемого ребенком действия. Чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. При этом, не следует забывать, что ребенок, почувствовав облегчение после беседы, вскоре может   опять   вернуться   к   тем   же   мыслям.   Поэтому   даже   после   успешного разговора   важно   не   оставлять   его   в   одиночестве.   Поддерживайте   ребенка, будьте последовательны и настойчивы. Не   бойтесь   обращаться   к   специалистам   –   детскому   (подростковому) психологу   или   детскому   (подростковому)   психиатру.   Такое   обращение   неозначает   постановки   на   учет   и   клейма   психической   неполноценности.   Оно поможет уберечь вашего ребенка от трагического поступка. Как правило, дети и подростки, покушающиеся на свою жизнь, психически здоровы, просто оказались в сложной ситуации, с которой трудно справиться самостоятельно, без помощи родителей и специалистов. Будьте внимательны и тактичны по отношению к своим детям! Любите и берегите их! ©Сенина Е.Н., 2017