Профориентационная беседа "Я и моя будущая работа"
Оценка 4.6
Подготовка к тестированию
doc
психологическая работа +1
Взрослым
02.03.2019
Данный материал очень хорошо подходит для профориентационной работы со старшими подростками. Так же можно дополнить эту беседу проведением диагностики методикой дифференциально - диагностический опросник Е. А. Климова, чтобы определить к какой профессиональной сфере испытывает интерес и проявляет склонность каждый подросток.
профориентационная беседа.doc
Профориентационная беседа «Я и моя будущая работа?»
Цели:
дать понятие о профессии, типах профессии;
дать понятие о мотивах и основных условиях выбора профессии;
дать понятие об интересах, склонностях, способностях.
предложить подростку самому выбрать свой путь самоопределения.
Ход беседы:
1. Понятие «профессия». Ознакомить с классификацией и типами профессий.
Профессия — это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного
уровня знаний, спциальных умений, полготовки человека и при этом служит источником
дохода.
Специальность — это вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия — врач,
специальность — врачхирург.
Профессиограмма — это характеристика профессии с подробным описанием ее
особенностей, содержания и характера процесса труда, требованиями к уровню
квалификации, состоянию здоровья, психологическим особенностям человека.
Она составляется по такому принципу:
1. Общая характеристика профессии.
2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста.
3. Медицинские противопоказания.
4. Требования к профессиональной подготовке.
5. Пути получения профессии.
6. Возможности, которые дает эта профессия.
7. Родственные профессии.
Рассмотреть на примере конкретной профессии.
Классификация профессий — объединение сходных профессий в различные группы по каким
либо признакам.
1. Профессии можно разделить на две группы по характеру труда (физический и
умственный, исполнительский и творческий).
2. Профессии различаются по уровню квалификации, требующемуся от специалиста:
а) профессии, требующие высшего образования (инженер, врач).
б) профессии, требующие высокой квалификации от работника, получаемой в системе
среднего специального образования (оператор, бухгалтер).
в) массовые профессии, требующие квалификации (продавец).
г) профессии, не требующие квалификации (подсобный рабочий, грузчик).
3. Существует классификация профессий по уровню жесткости требований,
предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может
овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные
качества (космонавт, дегустатор, артист).
4. Есть классификация прфессий по отраслям хозяйства (промышленность,
строительство).
Тип профессий — группа профессий, сходных по предмету труда («человекчеловек»,
«человек — техника», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ»,
«человек — природа».
Класс профессий — группа профессий, сходных по характеру труда (исполнительский и
творческий. Классы профессий по характеру труда
Типы профессий по предмету
труда
«Человекчеловек»
«Человектехника»
Исполнительские
Воспитатель д/с
Медсестра
Милиционер
Продавец
Социальный работник
Официант
Монтажник
Плотник
Слесарь
Токарь
Швея
Штукатур
Электромонтер
«Человекзнаковая система» Кассир
Творческие
Менеджер
Психолог
Секретарьреферент
Учитель
Адвокат
Следователь
Инженер
Конструктор
Технолог
Космонавт
Бухгалтер
Сейсмолог
Переводчик
Программист
Экономист
пейджинговой,
Машинистка
Наборщик
Телефонист
Оператор
мобильной связи
Стенографистка
Закройщик
Парикмахер
Повар
Портной
Фотограф
Гравер
«Человекхудожественный
образ»
Дизайнер
Архитектор
Музыкант
Хореограф
Художник
Скульптор
Модельер
Агроном
Ветеринар
Геолог
Биолог
Химик
Деление профессий на типы и классы является достаточно условным.
Животновод
Садовник
Фермер
Озеленитель
Лесовод
«Человекприрода»
2. Мотивы и основные условия выбора профессии.
Выбрать профессию — дело сложное и важное.
Каждый человек, выбирая себе профессию, руководствуется разными мотивами:
доступностью обучения, легкостью поступления в учебное заведение, престижностью
профессии, зарплатой, ориентируется на хорошие условия труда или следует указаниям родителей.
Выделяют несколько групп мотивов выбора профессии:
1. Социальные (желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, занять
достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями);
2. Моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);
3. Эстетические (стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности,
связанной с прекрасным);
4. Познавательные (связаны со стремлением к овладению специальными знаниями,
проникновением в сущность профессиональной деятельности);
5. Творческие (возможность быть оригинальным, неповторимым);
6. Материальные (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы);
7. Престижные (стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе,
избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии,
которая «ценится среди друзей и знакомых»);
8. Утилитарные (возможность работать в городе, иметь «чистую работу», близко к дому,
легкость поступления в ВУЗ, на работу, советы и примеры друзей и знакомых).
Три главных составляющих условия выбора профессии: «хочу», «могу», «надо».
«Хочу» личные цели и ценности (Профессиональные интересы и склонности).
«Могу» познание себя, своих возможностей, способностей, состояния здоровья.
«Надо» знание профессиональной сферы, путей и средств достижения цели.
3. Дать понятие об интересах, склонностях, способностях.
Интерес — значительность, занимательность, привлекательность чеголибо для человека.
Что вам интересно? «Я хочу».
Склонность — это стремление человека заниматься определенным видом деятельности.
Чем бы вы хотели заниматься? «Я могу».
Способности — это умения, то есть такие индивидуальные качества человека, от которых
зависит успешность (быстрота, легкость) выполнения различных видов деятельности. «Я
могу».
А что вы можете, что вам легко дается? Вспомните школьные предметы, которые вам
нравятся, которые даются легко.
4. Проекция выбоа пути самоопределения.
А теперь подумайте и скажите, а чего бы вы хотели, где бы хотели учиться, кем быть?
Профориентационная беседа "Я и моя будущая работа"
Профориентационная беседа "Я и моя будущая работа"
Профориентационная беседа "Я и моя будущая работа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.