Программа адаптации детей к средней школе
« Первый раз в пятый класс»
Пояснительная записка
Актуальность программы
Переход из начальной школы в среднюю школу — важный шаг в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Очень важно, чтобы этот шаг он совершил во всеоружии, поскольку от уровня сформированности готовности к школьному обучению зависит весь процесс учения.
В этот период происходит:
Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс более интенсивным.
Адаптация детей – это длительный процесс. Организм ребенка должен приспосабливаться к новым условиям школьной жизни, а педагогический коллектив обязан ему в этом помочь. Психолого-педагогическое сопровождение пятиклассников и их родителей в ходе обучения помогает обеспечить процесс адаптации.
Но для некоторых детей, школьные требования оказываются слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к средней школе может быть травмирующим.
Исходя из этого, проблема диагностики, коррекционная работа по адаптации пятиклассников заслуживает особого внимания, так как трудности в адаптации приведут к дезадоптации детей, к неврозам и психосоматическим заболеваниям.
Поэтому для школы стало актуальным создание программы по психолого-педагогическому сопровождению и развитию адаптации детей пятых классов.
Нами была разработана коррекционно-развивающая программа по улучшению условий адаптации детей пятых классов. Групповые занятия проводятся два раза в месяц. Продолжительность одного занятия 40 минут.
Цель программы: создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями.
Задачи:
· формирование у детей позитивной Я – концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;
· формирование устойчивой учебной мотивации;
· создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;
· повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;
· освоение детьми школьных правил;
· выработка норм и правил класса;
· формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;
· развитие коммунальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
Методы и формы работы.
1. Игры, ролевые игры. Разыгрывание различных сценок и ситуаций, предлагаемых как этюды.
2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
3. Рисуночная арт-терапия. В ходе занятий детям предлагается нарисовать, например, чувства в виде цветовых пятен и линий.
4. Моделирование образцов поведения. Игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.
5. Метафорические истории. Дети слушают историю, связанную с темой занятия, затем делятся своими впечатлениями, отвечают на вопросы ведущего.
Ожидаемый результат.
1. Снижение уровня школьной тревожности
2. Овладение способами взаимодействия со сверстниками
3. Формирование представлений о себе, о своих внутренних резервах
Календарно – тематический план программы «Первый раз в пятый класс» для детей пятых классов
№ п/п |
Название раздела и темы |
Количество часов |
Дата проведения |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Создание группы
|
1 |
0.5 |
0.5 |
|
2 |
Здравствуй, пятый класс
|
1 |
0.5 |
0.5 |
|
3 |
Находим друзей
|
1 |
0.5 |
0.5 |
|
4 |
Узнай свою школу
|
1 |
0.5 |
0.5 |
|
5 |
Что поможет мне учиться?
|
1 |
0.5 |
0.5 |
|
6 |
Легко ли быть учеником?
|
1 |
0.5 |
0.5 |
|
7 |
Чего я боюсь?
|
1 |
0.5 |
0.5 |
|
8-9
|
Трудно ли быть настоящим учителем? |
2
|
1
|
1
|
|
10 |
Конфликт или взаимодействие? |
1
|
0.5
|
0.5
|
|
11
|
Работа с негативными переживаниями |
1
|
0.5
|
0.5
|
|
12
|
Ставим цели |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
Содержание тем курса
Содержание тем учебного курса составлено на основе примерной программы адаптации детей к средней школе. Автор - составитель Е. Г. Коблик. Москва.: Генезис, 2003.
Занятие 1. « Создание группы» - 1 час.
1. Знакомство. Упражнение « Представление имени»
2. Разминка. Упражнение « Если весело живется, то делай так»
3. Принятие правил
4. Работа по теме занятия
Упражнение « Твоя школа такая, какой ты ее видишь»
Дискуссия на тему занятия
Упражнение « Пустой или полный»
5. Принятие ритуалов приветствия и прощания
6. Домашнее задание
7. Прощание
Занятие 2. «Здравствуй, пятый класс!» - 1 час.
1. Приветствие
2. Разминка « Прошепчи имя»
3. Работа по теме занятия
Упражнение « Найди того, кто…»
Упражнение Прощание с начальной школой»
Упражнение « Игра с мячом»
4. Рефлексия
5. Домашнее задание
6. Прощание
Занятие 3. « Находим друзей» - 1 час.
1. Приветствие
2. Разминка « Что я люблю делать?»
3. Работа по теме занятия
Упражнение « Найди меня»
Упражнение « Настоящий друг»
Дискуссия на тему занятия
Упражнение « Мой портрет в лучах солнца»
4. Рефлексия
5. Домашнее задание
6. Прощание
Занятие 4. « Узнай свою школу» - 1 час.
1. Приветствие
2. Разминка. Упражнение « Передай ритм по кругу»
3. Обсуждение домашнего задания
Упражнение « Портрет группы»
4. Работа по теме занятия
Упражнение « Узнай свою школу»
Дискуссия на тему занятия
5. Рефлексия
6. Домашнее задание
7. Прощание
Задание 5. « Что поможет мне учиться?» - 1 час.
1. Приветствие
2. Разминка. Упражнение «Нарисуй свое настроение»
3. Обсуждение домашнего задания
4. Работа по теме занятия
Упражнение « Что поможет мне учиться»
Упражнение « Правила поведения на уроке»
Дискуссия на тему занятия
5. Рефлексия
6. Домашнее задание
7. Прощание
Занятие 6. « Легко ли быть учеником?» - 1 час.
1. Приветствие
2. Обсуждение домашнего задания
3. Работа по теме занятия
Игра « Идеальный ученик»
Дискуссия на тему занятия
Упражнение « Незнайка»
Упражнение « Кляксы»
4. Рефлексия
5. Домашнее задание
6. Прощание
Занятие 7. « Чего я боюсь?» - 1 час.
1. Приветствие
2. Разминка. Упражнение « Если весело живется, то делай так»
3. Работа по теме занятия
Упражнение « Чего я боюсь?»
Упражнение « Рисуем слово»
4. Рефлексия
5. Домашнее задание
6. Прощание
Занятие 8 – 9. « Трудно ли быть настоящим учителем?» - 2 часа.
1. Приветствие
2. Обсуждение домашнего задания
3. Работа по теме занятия
Игра « Идеальный учитель»
Дискуссия по теме занятия
Упражнение « Слушаем внимательно»
Упражнение « Интервью с учителем»
Дискуссия по теме занятия
4. Рефлексия
5. Домашнее задание
6. Прощание
Занятие 10. « Конфликт или взаимодействие?» - 1 час.
1. Приветствие
2. Разминка. Упражнение « Назови чувство»
3. Обсуждение домашнего задания
4. Работа по теме занятия
Упражнение « Конфликт или взаимодействие?»
Дискуссия по теме занятия
Упражнение « Как разрешить конфликтные ситуации?»
5. Рефлексия
6. Домашнее задание
7. Прощание
Занятие 11. « Работа с негативными переживаниями» - 1 час.
1. Приветствие
2. Обсуждение домашнего задания
3. Работа по теме занятия
Упражнение « Как реагировать на обидное замечание?»
Дискуссия по теме занятия
Упражнение « Рисуем обиду»
Упражнение « Знакомство с закрытыми глазами»
Упражнение на релаксацию
4. Рефлексия
5. Домашнее задание
6. Прощание
Занятие 12. « Ставим цели» - 1 час.
1. Приветствие.
2. Разминка. Упражнение « Определи, на сколько ты веришь в себя и свои силы»
3. Работа по теме занятия
Упражнение « Инь и Ян»
Упражнение « Ставим цели»
Упражнение « Доброжелательное послание»
4. Итоговое обсуждение
5. Прощание
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
После реализации программы дети должны приобрести следующие знания, умения и навыки:
• умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
• умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
• умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
• навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
• навыки уверенного поведения;
• навыки совместной (коллективной) деятельности;
• навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
• навыки самоподдержки;
• навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Перечень учебно-методического обеспечения
Для обеспечения данной программы необходимо:
- Лекции;
- Учебно-наглядные пособия;
- Раздаточный диагностический материал;
- Материал для арт-терапии;
- Технические средства: аудио – видео техника;
Литература
1. Андрияхина Н. Как помочь пятикласснику?// Школьный психолог, 2003.-№.31
2. Битиянова М.Р. Адаптация ребенка к школе:диагностика, коррекция, педагогическая поддержка.-М.: Генезис,1998
3. Владимирова Ю. Новичок в средней школе.//Школьный психолог,2004.-№9
4. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс. Программа адаптации детей к средней школе. - М.: Генезис, 2003
5. Панфилова М.А. Игротерапия общения.-М.: Генезис,2001
6. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы.-М.: Новая школа,1993
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.