Программа адаптационных психологических занятий для детей пятых классов
Оценка 4.7

Программа адаптационных психологических занятий для детей пятых классов

Оценка 4.7
Документация
doc
детская психология +1
5 кл
09.11.2021
Программа адаптационных психологических занятий для детей пятых классов
программа психологических адаптационных занятий с детьми 5 классов. Занятия в игровой форме.
Программа адаптационных занятий для детей пятых классов.doc

Программа адаптации детей к средней школе

 « Первый раз в пятый класс»

 

 

Пояснительная записка

 

Актуальность программы

Переход из начальной школы в среднюю школу   — важный шаг в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Очень   важно, чтобы этот шаг он совершил во всеоружии, поскольку от уровня сформированности готовности к школьному обучению зависит весь процесс учения.

В этот период происходит:

  • снижение показателей обученности;
  • снижение интереса к учебе;
  • напряженные отношения между собой;
  • повышенная тревожность;
  • непредсказуемые реакции;
  • отстранение от взрослых.

Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс более интенсивным.

Адаптация детей – это длительный процесс. Организм ребенка должен приспосабливаться к новым условиям школьной жизни, а педагогический коллектив обязан ему в этом помочь. Психолого-педагогическое сопровождение пятиклассников  и их родителей в ходе обучения помогает обеспечить процесс адаптации.

Но для некоторых детей, школьные требования оказываются слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к средней  школе может быть травмирующим.

Исходя из этого, проблема диагностики, коррекционная работа по адаптации пятиклассников  заслуживает особого внимания,  так как  трудности в адаптации приведут к дезадоптации детей, к неврозам и психосоматическим заболеваниям.

Поэтому для школы стало актуальным создание программы по психолого-педагогическому сопровождению и развитию адаптации детей пятых классов.

          Нами была разработана коррекционно-развивающая программа по улучшению условий адаптации детей пятых классов. Групповые занятия проводятся  два раза в месяц. Продолжительность одного занятия 40 минут.

Цель программы: создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями.

Задачи:

·        формирование у детей позитивной Я – концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;

·        формирование устойчивой учебной мотивации;

·        создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;

·        повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;

·        освоение детьми школьных правил;

·        выработка норм и правил класса;

·        формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;

·        развитие коммунальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

Методы и формы работы.

1.     Игры, ролевые игры. Разыгрывание различных сценок и ситуаций, предлагаемых как этюды.

2.     Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основ­ной темой занятия.

3.     Рисуночная арт-терапия.  В ходе занятий детям предлагается нарисовать, например, чувства в виде цветовых пятен и линий. 

4.     Моделирование образцов поведения. Игры и упражнения  на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.

5.     Метафорические истории. Дети слушают историю, связанную с темой занятия, затем делятся своими впечатлениями, отвечают на вопросы ведущего.

Ожидаемый результат.

1.     Снижение уровня школьной тревожности

2.     Овладение способами взаимодействия со сверстниками

3.     Формирование представлений о себе, о своих внутренних резервах

 

 

 

 

 

Календарно  – тематический план  программы  «Первый раз в пятый класс» для детей пятых классов

п/п

Название раздела и темы

Количество часов

Дата

проведения

Всего

Теория

Практика

1

Создание группы

 

1

0.5

0.5

 

2

Здравствуй, пятый класс

 

1

0.5

0.5

 

3

Находим друзей

 

1

0.5

0.5

 

4

Узнай свою школу

 

1

0.5

0.5

 

5

Что поможет мне учиться?

 

1

0.5

0.5

 

6

Легко ли быть учеником?

 

1

0.5

0.5

 

7

Чего я боюсь?

 

1

0.5

0.5

 

8-9

 

Трудно ли быть настоящим учителем?

2

 

1

 

1

 

 

10

Конфликт или взаимодействие?

1

 

0.5

 

0.5

 

 

11

 

Работа с негативными переживаниями

1

 

0.5

 

0.5

 

 

12

 

Ставим цели

1

0.5

0.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание тем  курса

 

Содержание тем учебного курса составлено на основе примерной программы адаптации детей к средней школе. Автор - составитель Е. Г. Коблик. Москва.: Генезис, 2003.

Занятие 1. « Создание группы» - 1 час.

1. Знакомство. Упражнение « Представление имени»

2. Разминка. Упражнение « Если весело живется, то делай так»

3. Принятие правил

4. Работа по теме занятия

 Упражнение « Твоя школа такая, какой ты ее видишь»

  Дискуссия на тему занятия

  Упражнение « Пустой или полный»

5. Принятие ритуалов приветствия и прощания

6. Домашнее задание

7. Прощание

Занятие 2. «Здравствуй, пятый класс!» - 1 час.

1. Приветствие

2. Разминка « Прошепчи имя»

3. Работа по теме занятия

Упражнение « Найди того, кто…»

Упражнение Прощание с начальной школой»

Упражнение « Игра с мячом»

4. Рефлексия

5. Домашнее задание

6. Прощание

Занятие 3. « Находим друзей» - 1 час.

1. Приветствие

2. Разминка « Что я люблю делать?»

3. Работа по теме занятия

Упражнение « Найди меня»

Упражнение « Настоящий друг»

Дискуссия на тему занятия

Упражнение « Мой портрет в лучах солнца»

4. Рефлексия

5. Домашнее задание

6. Прощание

Занятие 4. « Узнай свою школу» - 1 час.

1. Приветствие

2. Разминка. Упражнение « Передай ритм по кругу»

3. Обсуждение домашнего задания

Упражнение « Портрет группы»

4. Работа по теме занятия

Упражнение « Узнай свою школу»

Дискуссия на тему занятия

5. Рефлексия

6. Домашнее задание

7. Прощание

Задание 5. « Что поможет мне учиться?» - 1 час.

1. Приветствие

2. Разминка. Упражнение «Нарисуй свое настроение»

3. Обсуждение домашнего задания

4. Работа по теме занятия

Упражнение « Что поможет мне учиться»

Упражнение « Правила поведения на уроке»

Дискуссия на тему занятия

5. Рефлексия

6. Домашнее задание

7. Прощание

 

Занятие 6. « Легко ли быть учеником?» - 1 час.  

1. Приветствие

2. Обсуждение домашнего задания

3. Работа по теме занятия

Игра « Идеальный ученик»

Дискуссия на тему занятия

Упражнение « Незнайка»

Упражнение  « Кляксы»

4. Рефлексия

5. Домашнее задание

6. Прощание

Занятие 7. « Чего я боюсь?» - 1 час.

1. Приветствие

2. Разминка. Упражнение « Если весело живется, то делай так»

3. Работа по теме занятия

Упражнение « Чего я боюсь?»

Упражнение « Рисуем слово»

4. Рефлексия

5. Домашнее задание

6. Прощание

Занятие 8 – 9. « Трудно ли быть настоящим учителем?» - 2 часа.

1. Приветствие

2. Обсуждение домашнего задания

3. Работа по теме занятия

Игра « Идеальный учитель»

Дискуссия по теме занятия

Упражнение « Слушаем внимательно»

Упражнение « Интервью с учителем»

Дискуссия по теме занятия

4. Рефлексия

5. Домашнее задание

6. Прощание

Занятие 10. « Конфликт или взаимодействие?» - 1 час.

1. Приветствие

2. Разминка. Упражнение « Назови чувство»

3. Обсуждение домашнего задания

4. Работа по теме занятия

Упражнение « Конфликт или взаимодействие?»

Дискуссия по теме занятия

Упражнение « Как разрешить конфликтные ситуации?»

5. Рефлексия

6. Домашнее задание

7. Прощание

Занятие 11. « Работа с негативными переживаниями» - 1 час.

1. Приветствие

2. Обсуждение домашнего задания

3. Работа по теме занятия

Упражнение « Как реагировать на обидное замечание?»

Дискуссия по теме занятия

Упражнение « Рисуем обиду»

Упражнение « Знакомство с закрытыми глазами»

Упражнение на релаксацию

4. Рефлексия

5. Домашнее задание

6. Прощание

Занятие 12. « Ставим цели» - 1 час.

1. Приветствие.

2. Разминка. Упражнение « Определи, на сколько ты веришь в себя и свои                           силы»

3. Работа по теме занятия

Упражнение « Инь и Ян»

Упражнение « Ставим цели»

Упражнение « Доброжелательное послание»

4. Итоговое обсуждение

5. Прощание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

 

После реализации программы дети должны приобрести следующие знания, умения и навыки:

• умение осознавать требования учителя и соответствовать им;

• умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;

• умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

• навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;

• навыки уверенного поведения;

• навыки совместной (коллективной) деятельности;

• навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;

• навыки самоподдержки;

• навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

 

Для обеспечения данной программы необходимо:

 - Лекции;

 - Учебно-наглядные пособия;

 -  Раздаточный диагностический материал;

 -  Материал для арт-терапии;

 -  Технические средства: аудио – видео техника;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.     Андрияхина Н. Как помочь пятикласснику?// Школьный психолог, 2003.-№.31

2.     Битиянова М.Р. Адаптация ребенка к школе:диагностика, коррекция, педагогическая поддержка.-М.: Генезис,1998

3.     Владимирова Ю. Новичок в средней школе.//Школьный психолог,2004.-№9

4.     Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс. Программа адаптации детей к средней школе. - М.: Генезис, 2003

5.     Панфилова М.А. Игротерапия общения.-М.: Генезис,2001

6.     Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы.-М.: Новая школа,1993

 


Программа адаптации детей к средней школе «

Программа адаптации детей к средней школе «

Но для некоторых детей, школьные требования оказываются слишком трудны, а распорядок слишком строг

Но для некоторых детей, школьные требования оказываются слишком трудны, а распорядок слишком строг

Методы и формы работы. 1.

Методы и формы работы. 1.

Календарно – тематический план программы «Первый раз в пятый класс» для детей пятых классов № п/п

Календарно – тематический план программы «Первый раз в пятый класс» для детей пятых классов № п/п

Содержание тем курса Содержание тем учебного курса составлено на основе примерной программы адаптации детей к средней школе

Содержание тем курса Содержание тем учебного курса составлено на основе примерной программы адаптации детей к средней школе

Упражнение « Найди меня» Упражнение «

Упражнение « Найди меня» Упражнение «

Занятие 6. « Легко ли быть учеником?» - 1 час

Занятие 6. « Легко ли быть учеником?» - 1 час

Домашнее задание 6. Прощание

Домашнее задание 6. Прощание

Упражнение « Инь и Ян» Упражнение «

Упражнение « Инь и Ян» Упражнение «

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

Перечень учебно-методического обеспечения

Перечень учебно-методического обеспечения

Литература 1. Андрияхина

Литература 1. Андрияхина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2021