Программа дополнительного образования "Поделки из древесины".
Оценка 4.7

Программа дополнительного образования "Поделки из древесины".

Оценка 4.7
doc
26.02.2022
Программа дополнительного образования "Поделки из древесины".
На Руси обработка древесины всегда была спутницей деревянной архитектуры. Дерево было самым доступным материалом, а по – особому обработанная древесина придавала деревянным изделиям праздничный вид, подчеркивала их индивидуальность. В настоящее время, благодаря соединению техники, технических приемов обработки древесины с худо-жественным творчеством, достигается особая красота и выразительность предмета. Программа «Поделки из древесины» дает возможность учащимся познать ранее неведомые им свойства древесины, расширить свои знания в области изобразительной грамотности. В этом новизна программы.
ПДО Поделки из древесины.doc

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Нижнежиримская основная общеобразовательная школа»

 

 

Рассмотрено на методическом                                          Утверждаю ________

Объединении                                                                      Директор школы: Петрова С.Н.

Протокол №1                                                                       Приказ № 80

от 30.08.2021                                                                        от 30.08.2021

 

                                                                          

Согласовано:________

Зам.директора по УВР

Овчинникова Н.И.

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

«Поделки из древесины»

                                          на 2021-2022 учебный год.

 

 

 

 

 

Срок реализации: 1 год

Возраст учащихся: 7 – 14 лет

Количество часов: 102

 

 

 

Составил учитель технологии

Степанов Владимир Григорьевич

Педагогический стаж: 27 лет

Квалификационная категория: высшая

 

 

 

 

 

С. Нижний Жирим

2021г.

Пояснительная записка

 

На Руси обработка древесины всегда была спутницей деревянной архитектуры. Дерево было самым доступным материалом, а по – особому обработанная древесина придавала деревянным изделиям праздничный вид, подчеркивала их индивидуальность. В настоящее время, благодаря соединению техники, технических приемов обработки древесины с художественным творчеством, достигается особая красота и выразительность предмета.

Программа «Поделки из древесины» дает возможность учащимся познать ранее неведомые им свойства древесины, расширить свои знания в области изобразительной грамотности. В этом новизна программы.

Актуальность программы состоит в ее ориентации на традиционное отношение к древесине, создание условий для формирования творческой личности, обладающей практическими умениями и навыками, владеющей способами конструктивного мышления.

Педагогическая целесообразность программы:

На занятиях объединения учащиеся в увлекательной форме закрепляют и углубляют знания, полученные на уроках трудового обучения, физики в школе, закрепляют навыки работы с инструментами и оборудованием.

Цель программы – развитие творческих способностей учащихся, самореализация и самовыражение в процессе коллективной деятельности.

Задачи программы:

- воспитать творческую личность;

- сформировать специальные знания и умения по обработке древесины, в области конструирования и моделирования;

- создать коллектив единомышленников;

- развить интерес к познавательной деятельности.

 

 

 

Характерные особенности программы.

Развитие у детей творческих способностей осуществляется поэтапно с учетом уровня сложности творческих задач, возрастных особенностей, общеобразовательных знаний.

Коллективный творческий процесс, лежащий в основе обучения, способствует вовлечению в него детей с менее выраженными способностями.

Зримое ощущение результатов своего труда дает эффективные результаты в активизации творческой деятельности учащихся.

Раскрывая огромную духовную ценность изделий народных мастеров, педагог формирует эстетический вкус учащихся, вооружает их техническими знаниями, готовит к выбору будущей профессии.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Возрастной состав: учащиеся 11 – 16 лет.

1-й год обучения – 102 часа (3 часа в неделю);

Наполняемость в объединении – 15 человек.

Формы занятий: групповые, индивидуально-групповые.

Прогнозируемые результаты:

- приобщение детей к интересному делу, которое обогащает их внутренне, ведет в мир прекрасного, помогает им самовыражаться и самореализовываться;

- приобретенные специальные знания по обработке древесины, моделированию и конструированию динамических и электромагнитных поделок;

- создание коллектива, способного к сотрудничеству и взаимопомощи;

- интерес к познавательной деятельности, создание неповторимых форм технического дизайна древесины.

После обучения учащиеся должны

знать:

- инструменты, оборудование столярной мастерской;

- приемы работы с инструментами, станочным оборудованием мастерской;

- требования безопасности при выполнении столярных работ;

- пиломатериалы и их классификацию;

- особенности обработки древесноволокнистых материалов;

- элементарные графические и конструкторские понятия;

- виды художественной обработки древесины;

уметь:

- пользоваться резцами, лобзиком, выжигателем, простейшим токарным станком;

- составлять эскизы, чертежи для изготовления динамических игрушек;

- осуществлять сборку деталей изделия различными способами (клеем, шипами);

- изготавливать, отделывать и художественно обрабатывать поделки из древесины и фанеры.

Формы подведения итогов реализации

образовательной программы:

- отчетные выставки учащихся внутри объединения, в школе, на ОСЮТ;

- открытые занятия с приглашением родителей;

- контрольные занятия;

- анализ творческих работ.

Тематический план.

п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение.

2

2

-

2.

Древесные материалы.

2

2

-

3.

Изготовление деталей из древесины.

28

3

25

4.

Сборка деталей из древесины.

20

2

18

5.

Отделка изделий из древесины и фанеры.

18

2

16

6.

Художественная обработка древесины.

30

3

27

7.

Заключительное занятие.

2

-

2

 

Всего:

102

14

88

 

 

Содержание программы.

 

 

1. Введение.

Теоретические сведения:

Цели и задачи объединения.

Инструменты для работы по дереву.

Станочное оборудование столярной мастерской.

Принадлежности для разметки деталей.

Правила безопасности труда при выполнении столярных работ.

 

2. Древесные материалы

Теоретические сведения:

Основные древесные породы, применяемые в столярных работах: сосна, береза, осина, липа, дуб, бук, орех, их свойства.

Наиболее распространенные местные породы.

Основные пороки древесины, затрудняющие обработку и ухудшающие качество изделия: трещины, гниль, косослой, суковатость и др.

Понятие о пиломатериалах и их классификация: доски, тес, горбыль, бруски, планки и др.

Сушка и хранение пиломатериалов.

Фанера клееная и струганная (шпон), ее особенности и применение.

 

3. Изготовление деталей из древесины

Теоретические сведения:

Особенности обработки древесноволокнистых материалов.

Понятие о пилении вдоль и поперек волокон.

Требования безопасности труда при работе пилой.

 

 

Практическая работа:

Черновая обработка поверхностей пиломатериалов перед их разметкой. Составление чертежей или эскизов, разметка по ним деталей поделок.

Распиливание досок и фанеры по прямым и кривым линиям.

Выпиливание лобзиком деталей из фанеры.

Обработка деталей: долотом, ножом, стамесками (выдалбливание небольших поверхностей, срезка углов и др., строгание).

Изготовление деталей, динамических игрушек.

 

4. Сборка изделий из древесины.

Теоретические сведения:

Способы соединения деталей из древесины: шурупами, крепежными винтами, гвоздями, нагелями (круглыми и квадратными), металлическими угольниками и накладками.

Понятие о простейших шиповых соединениях.

Преимущества и недостатки различных способов соединения деталей.

Виды клея: животного происхождения, глюталевые или столярные (мездровый, костяной, рыбий); казеиновый, из синтетических смол.

Требования безопасности труда при выполнении сборочных работ.

Практическая работа:

Сборка деталей на клею с дополнительным применением металлического крепежа (шурупов, гвоздей) и без него.

 

5. Отделка изделий из древесины и фанеры.

Теоретические сведения:

Способы подготовки поверхности изделия к окончательной отделке: спиливание, сострагивание, срезание выступов.

Понятие о шлифовании, травлении древесины морилкой, лакировка, тонирование.

Выбор способа отделки изделия в зависимости от его назначения и условий использования.

Преимущества и недостатки различных способов отделки.

Правила безопасности при отделке изделий.

Практическая работа:

Обработка поверхностей рашпилем, напильником, циклей, абразивной шкуркой, шлифование.

Травление морилкой.

Лакировка, вощение, полирование.

Оклеивание изделий синтетическими пленками (с рисунком под «дуб», под «орех», под «красное дерево»).

 

6. Художественная обработка древесины.

Теоретические сведения:

Способы художественной обработки: роспись изделия, рельефное выпиливание, резьба по дереву (контурная, рельефная, плоскорельефная, геометрическая и др.), мозаика из дерева, обжиг фанеры, выжигание и графирование, точение изделия.

Требования безопасности труда.

Практическая работа:

Выполнение различных видов художественной обработки древесины.

 

7. Заключительное занятие.

Подведение итогов. Выставка работ.

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение.

 

Основной формой организации образовательного процесса в объединении является занятие. Подбор форм и методов обучения позволяет варьировать организационно – деятельностную структуру образовательного процесса по годам обучения таким образом, чтобы максимально реализовать поставленные цель и задачи.

При изготовлении простых изделий каждый учащийся под руководством педагога строит свою поделку от начала до конца сам. С усложнением конструкции и технологии изготовления изделий педагог организует образовательный процесс, создавая рабочие группы из нескольких подростков. Получив необходимые знания и навыки, учащийся уже может самостоятельно приступить к постройке достаточно сложной работы. Характер усвоения знаний у подростков развивает способность самостоятельно и творчески мыслить, анализировать, делать выводы. При этом высокого уровня развития достигают волевые качества: инициативность, настойчивость, самосознание; воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, усидчивость, трудолюбие (через ориентацию работы на конечный результат).

Беседа (как один из словесных методов) уместна при знакомстве с историей русской авиации, творчеством известных авиаконструкторов.

Теоретический материал – объяснение – желательно сочетать с демонстрационными методами, которые реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивая непосредственное восприятие учащимися конкретных предметов и их образов. Демонстрационные методы активизируют сенсорные и мыслительные процессы учащихся, облегчая им усвоение учебного материала. Педагог широко использует условно - символическое отображение процессов и явлений в виде схем, таблиц, а также различные поделки, фотографии, чертежи и др. В каждом конкретном случае педагог подбирает и готовит для занятия наиболее оптимальные наглядные пособия. Каждое пособие должно отвечать учебно – воспитательным задачам, быть убедительным, достоверным и соответствовать возрастным особенностям учащихся. Пособия должны помогать учащимся находить общее и типичное в конкретных объектах. Сочетание демонстраций натуральных предметов со словом педагога делает обучение более доходчивым, пробуждает у учащихся интерес к трудовому заданию, будит у них творческую инициативу. В результате наблюдения образца готового изделия учащиеся сами устанавливают, с чего начинать работу, какие использовать материалы, с помощью каких инструментов и какими приемами осуществить необходимые технологические операции.

Приоритетной формой организации занятий является занятие - практикум: практическая деятельность и совершенствование приемов работы. Его цель – обеспечить закрепление и конкретизацию полученных теоретических знаний учащимися. Практическая работа – это важнейшее средство связи теории и практики в обучении.

 

Литература:

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб: Издательство Михайлова В.А.

2. Логунова Л.А. Резьба по дереву. – М., 2002г.

3. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. – М, Педагогика, 1988г.

4. Скворцов А.К. Работа с древесиной. – Издательство «Школьная Пресса», М., 2007г.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Нижнежиримская основная общеобразовательная школа»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Нижнежиримская основная общеобразовательная школа»

Пояснительная записка На Руси обработка древесины всегда была спутницей деревянной архитектуры

Пояснительная записка На Руси обработка древесины всегда была спутницей деревянной архитектуры

Характерные особенности программы

Характерные особенности программы

Формы подведения итогов реализации образовательной программы: - отчетные выставки учащихся внутри объединения, в школе, на

Формы подведения итогов реализации образовательной программы: - отчетные выставки учащихся внутри объединения, в школе, на

Тематический план. № п/п

Тематический план. № п/п

Содержание программы. 1.

Содержание программы. 1.

Практическая работа: Черновая обработка поверхностей пиломатериалов перед их разметкой

Практическая работа: Черновая обработка поверхностей пиломатериалов перед их разметкой

Выбор способа отделки изделия в зависимости от его назначения и условий использования

Выбор способа отделки изделия в зависимости от его назначения и условий использования

Методическое обеспечение. Основной формой организации образовательного процесса в объединении является занятие

Методическое обеспечение. Основной формой организации образовательного процесса в объединении является занятие

Пособия должны помогать учащимся находить общее и типичное в конкретных объектах

Пособия должны помогать учащимся находить общее и типичное в конкретных объектах

Литература: 1. Аверин В.А. Психология детей и подростков

Литература: 1. Аверин В.А. Психология детей и подростков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2022