ГУО « Средняя школа №2 г. Белыничи»
Программа
досуговой деятельности
«Школьная радуга»
Направление работы: культурно-досуговое
Срок реализации программы: 2017-2018гг.
Рассчитана на учащихся от 10 до 16 лет.
Руководитель:
Кондратьева О.В.
1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования детей и молодежи культурно-досугового профиля имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на формирование у учащихся культуры досуга, мотивацию к творчеству и познанию, способствует удовлетворению интересов в различных областях знаний и творческой деятельности. Программа соответствует нормам образовательного процесса и составлена согласно типовой программе культурно-досуговой деятельности министерства образования Республики Беларусь.
Программа включает в себя направления и виды деятельности иных профилей (художественного, технического, эколого-биологического, физкультурно-спортивного, военно-патриотического и др.), определяемых положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи.
Она имеет многоаспектную направленность по целям и задачам, содержанию, формам и методам, ожидаемым результатам, исходя из специфики деятельности учреждения дополнительного образования детей и молодежи, социального заказа, контингента учащихся, ресурсного обеспечения ее реализации.
Цель программы: создание условий для развития общей культуры учащихся, творческой индивидуальности.
Задачи программы:
· развивать творческие, интеллектуальные, физические способности учащихся;
· приобщать к основам мировой художественной и национальной культуры;
· формировать культуру содержательного, полезного отдыха;
· развивать эмоциональную сферу учащихся, воспитывать культуру общения, поведения, речи;
· укреплять здоровье;
· обучать основам культуры быта;
· способствовать социальной адаптации и стимулировать социальную активность.
Принципы реализации программы:
· природосообразности (учет возрастных, физических, физиологических, психологических особенностей учащихся, их социального развития);
· культуросообразности (максимальное использование в образовательном процессе культуры той среды, общества, региона, нации, страны, где живет учащийся);
· сочетания индивидуального подхода и коллективного характера в образовательном процессе (организация такой работы с учащимися, которая требует от каждого умения сотрудничать, координировать совместные действия, быть активным);
· сотрудничества и диалогичности (равноправное взаимодействие педагога и учащихся в реализации программы).
Объединения по интересам культурно-досугового профиля создаются из числа детей и молодежи, объединенных общим интересом к конкретному направлению деятельности, к ним могут относиться: кружок организаторов досуга, клуб (КВН, любителей искусств, поэзии, музыки), гостиная (литературная, музыкальная, театральная), театр игры и другие. Наполняемость объединения, продолжительность занятий соответствуют возрасту учащихся, году обучения и учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.
Учебно-тематический план
Структура программы досуговой деятельности: подготовка и проведение общешкольных праздников» (195 ч)
1. Общий сбор группы. Введение в КДД (6 ч). Праздники в школе: цели и смысл. Технология КТД. Обучение приёмам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел.
2. Подготовка и проведение осенних праздников (59 ч). Подготовка, проведение и анализ мероприятий.
3. Подготовка и проведение зимних праздников (65 ч). Подготовка и проведение масленичных гуляний. Анализ мероприятий.
4. Подготовка и проведение весенних праздников (65 ч). Подготовка, проведение и анализ проведения праздника для мам и бабушек. Подготовка, проведение и анализ проведения мероприятия в честь Дня Победы. Подготовка Праздника последнего звонка. Выступление на Празднике последнего звонка Подведение итогов работы
Обучение рассчитано на 1 год.
Оптимальный режим работы 3 раза в неделю: понедельник, среда – 15.00-17.00; суббота – 9.00-10.00
Количество часов в неделю – 5
Количество часов в год – 195.
Возраст обучаемых: 10-16 лет.
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
Кол-во часов. Теория |
Кол-во часов. Практика |
Кол-во часов. Всего |
1 |
Общий сбор группы. Введение в КДД (культурно-досуговую деятельность) |
2 |
4 |
6 |
2 |
Подготовка и проведение осенних праздников |
4 |
55 |
59 |
3 |
Подготовка и проведение зимних праздников |
4 |
61 |
65 |
4 |
Подготовка и проведение весенних праздников |
5 |
60 |
65 |
|
Всего |
15 |
180 |
195 |
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятий |
Кол-во часов
|
Дата проведения |
Раздел 1. Общий сбор группы. Введение в КДД |
|||
1 |
Общий сбор группы. Введение в КДД |
1 |
02.09. |
2 |
Праздники в школе: цели и смысл. Технология КДД. |
2 |
04.09 |
3 |
Обучение приёмам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел. |
3 |
06.09 09.09 |
Раздел 2. Подготовка и проведение осенних праздников |
|||
4 |
Подготовка праздника «День учителя» (день самоуправления) |
15 |
11.09-04.10 |
5 |
Акция «Неделя пятерок» |
|
Первая неделя октября |
6 |
Проведение праздника «День учителя» (концертная программа) |
2 |
06.10 |
7 |
Анализ проведения праздника |
1 |
07.10 |
8 |
Беседа о правилах поведения учащихся, о правонарушениях детей |
2 |
27.09 |
9 |
Акция милосердия «Перед старостью склоним колени» |
2 |
02.10 |
10 |
Озеленение пришкольного участка, участие в месячнике «Чистый город» |
2 |
октябрь |
11 |
Подготовка конкурса рисунков «Моя мама – лучшая на свете» |
2 |
11.10 |
12 |
Конкурс рисунков «Моя мама – лучшая на свете» |
|
13.10 |
13 |
Анализ проведения конкурса |
1 |
14.10 |
14 |
Подготовка конкурсной программы «Королева Осени» (подбор материала, составление сценария, репетиции) |
17 |
16.10-08.11 |
15 |
Проведение конкурсной программы «Королева Осени» |
2 |
10.11 |
16 |
Анализ проведения праздника |
1 |
11.11 |
17 |
Подготовка игры « Символы РБ» |
9 |
13.11-22.11 |
18 |
Проведение игры «Символы РБ» |
1 |
25.11 |
19 |
Анализ проведения мероприятия |
2 |
27.11 |
Раздел 3. Подготовка и проведение зимних праздников |
|||
20 |
Акция милосердия «Рождественское чудо» (сбор игрушек, вещей для детского дома) |
|
В течение декабря |
21 |
Подготовка новогодних утренников |
16 |
02.12-23.12 |
22 |
Проведение мероприятия |
4 |
Конец декабря |
23 |
Анализ мероприятия |
1 |
30.12 |
24 |
Подготовка мероприятия «Зимние забавы» |
7 |
03.01-10.01 |
25 |
Проведение мероприятия «Зимние забавы» |
1 |
13.01 |
26 |
Анализ мероприятия |
2 |
15.01 |
27 |
Подготовка игры «Что? Где? Когда?» |
7 |
17.01-24.01 |
28 |
Проведение игры «Что? Где? Когда» |
1 |
27.01 |
29 |
Анализ мероприятия |
1 |
29.01 |
30 |
Подготовка конкурса рисунков «Я люблю свой город» |
1 |
29.01 |
31 |
Конкурс рисунков «Я люблю свой город» |
|
|
32 |
Анализ проведения конкурса |
1 |
03.02 |
33 |
Подготовка мероприятия ко Дню всех влюбленных |
9 |
31.01-12.02 |
34 |
Проведение мероприятия, посвященного Дню всех влюбленных |
2 |
14.02 |
35 |
Создание фотоколлажа «Наши знаменитые земляки» |
1 |
17.02 |
36 |
Подготовка к конкурсной программе «А ну-ка мальчики» |
4 |
19.02-21.02 |
37 |
Проведение конкурсной программы «А ну-ка мальчики» |
2 |
23.02 |
38 |
Подготовка концертной программы, ко Дню 8 марта |
4 |
26.02-28.02 |
Раздел 4. Подготовка и проведение весенних праздников |
|||
39 |
Подготовка концертной программы, ко Дню 8 марта |
3 |
03.03-05.03 |
39 |
Концертная программа, посвященная 8 марта |
2 |
07.03 |
40 |
Подготовка КВН- фестиваля |
16 |
10.03-31.03 |
41 |
Проведение КВН «Смех, да и только» |
2 |
02.04 |
42 |
Подготовка мероприятия «Веселые старты» |
7 |
04.04.-11.04 |
43 |
Проведение мероприятия «Веселые старты» |
1 |
14.04 |
44 |
Анализ мероприятия |
2 |
16.04 |
45 |
Подготовка викторины «Корзина знаний» |
7 |
18.04- |
46 |
Проведение викторины «Корзина знаний» |
1 |
28.04 |
47 |
Анализ мероприятия |
2 |
30.04 |
48 |
Скорая помощь «Чтобы дольше книжки жили» |
3 |
02.05-05.05 |
49 |
Подготовка мероприятия «Прощай, школа» |
17 |
07.05-28.05 |
50 |
Проведение мероприятия «Прощай, школа» |
2 |
31.05 |
2. Содержание программы
Программа основана на разнообразных познавательных коллективных творческих делах и служат средством открытия той или иной стороны окружающей жизни – героического, прекрасного, удивительного и комического. Программа состоит из семи направлений, как спектр цветов радуги:
Фиолетовый – патриотическое воспитание «Я люблю свою страну, свой край, свой город»
Синий – Гражданско-правовое воспитание «Я гражданин»
Голубой – Воспитание культуры здоровья: «Дорога к собственному здоровью»
Зеленый – Экологическое воспитание «Зеленый мир»
Желтый – Интеллектуальное воспитание «Мудрая сова»
Оранжевый – Нравственное воспитание «Мир добрых дел»
Красный – Художественно-эстетическое воспитание «В мире прекрасного»
Механизм реализации программы:
Патриотическое воспитание «Я люблю свою страну, свой край, свой город»
Цели:
- развитие у воспитанников чувства гордости, любви к Родине, родному краю.
-активизация интереса к изучению истории Отечества.
-воспитание у ребёнка уважения к подвигу отцов.
Сетка мероприятий на учебный год:
- Экскурсии «Первые шаги по родному краю» - в течение года
- Конкурс рисунков «Я люблю свой город» - январь
- Устный журнал «Наши знаменитые земляки» - февраль
Гражданско-правовое воспитание «Я гражданин»
Цели:
- воспитание учащихся в духе демократии, свободы.
- воспитание патриота Республики Беларусь,
- накопление опыта правомерного поведения гражданина
Сетка мероприятий на учебный год:
- Беседа о правилах поведения учащихся, о правонарушениях детей - сентябрь
- Своя игра «Символы РБ» - ноябрь;
- Конкурсная программа, посвященная Дню Защитника Отечества «А ну-ка мальчики», - февраль;
Воспитание культуры здоровья: «Дорога к собственному здоровью»
Цели:
- привить детям бережное отношение к своему здоровью;
- профилактика вредных привычек;
- совершенствование форм и методов работы по обеспечению жизнедеятельности и предупреждение травматизма;
Сетка мероприятий на учебный год:
- Игры на свежем воздухе «Зимние забавы» - январь
- Веселые старты – апрель
Экологическое воспитание «Зеленый мир»
Цели:
- воспитание у учащихся понимания взаимосвязи между человеком, обществом и природой;
- развитие у ребят экологической культуры.
Сетка мероприятий на учебный год
- Озеленение пришкольного участка, участие в месячнике «Чистый город» - октябрь
- Скорая помощь «Чтобы дольше жили книжки» - май
Интеллектуальное воспитание «Мудрая сова»
Цели:
- активизировать знания детей;
- развивать внимание, мышление, интерес к наукам
Сетка мероприятий на учебный год
- Акция «Неделя пятерок» - октябрь
- Викторина «Корзина знаний» - апрель
- Игра «Что? Где? Когда?» - январь
- КВН «Смех, да и только!» - апрель
Нравственное воспитание «Мир добрых дел»
Цели:
- воспитание индивидуально-развитой, богатой, творческой личности;
- формирование у учащихся норм и правил культуры поведения, овладение этикой общения;
Сетка мероприятий на учебный год
- День знаний – сентябрь
- Акция милосердия «Перед старостью склоним колени» октябрь
- Конкурс рисунков «Моя мама – лучшая на свете» - октябрь
- Акция милосердия «Рождественское чудо» (сбор игрушек, вещей для детского дома) - декабрь
Художественно-эстетическое воспитание «В мире прекрасного»
Цели:
- воспитание у учащихся чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных способностей;
- развитие инициативы и творчества через работу временных групп по подготовке мероприятия;
Сетка мероприятий на учебный год
- Линейка «День знаний» – сентябрь
- Концертная программа «День учителя» - октябрь
- Конкурсная программа «Королева Осени» - ноябрь
- Новогодний утренник – декабрь
- Конкурсная программа, посвященная Дню Защитника Отечества «А ну-ка мальчики» - февраль;
- Концертная программа ко дню всех влюбленных - февраль
- Концертная программа к 8Марта – март
- Королевский бал «Прощай начальная школа» - май
4.Ожидаемые результаты
· осмысление учащимися ценности собственного досуга для развития и самореализации через определенный вид деятельности;
· приобретение практических умений и навыков организации досуговых дел;
· повышение общей культуры, культуры общения, взаимоотношений, речи, быта и т.п.
· развитие самостоятельности, активности, инициативности;
· овладение навыками основ актерского мастерства; технологией написания сценария культурно-досуговых мероприятий;
· формирование представлений об особенностях и специфике постановки и проведения праздничных, зрелищных массовых мероприятий;
· умение самостоятельно разрабатывать организовывать и проводить массовые мероприятия.
5.Формы и методы реализации программы
Формы занятий объединения по интересам культурно-досугового профиля: лекция, заседание клуба, традиционное занятие, интегрированное, комбинированное занятие, практическое занятие, семинар, тренинг, игра, экспедиция, путешествие, диспут, турнир, соревнование, зрелищное мероприятие, благотворительные мероприятия, трудовые десанты и другое.
Формы подведения итогов образовательного процесса: конкурс, турнир, самостоятельная работа, защита творческого проекта, тесты/зачеты по теоретическому материалу программы, отчетное (итоговое) занятие и другие.
6.Литература:
1.Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками - М.: ТЦ “Сфера”, 2000;
2.Дела школьные. Сборник сценариев / Под ред. А.Б. Малюшкина, Е.А. Романовой. - М.: ТЦ Сфера, 2003;
3.Заикина А., Заикин М., Заикин С. Поиграем на листе бумаги - М.: “Лист”, 1999;
4.Классные классные дела / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып. 2 - М.: ТЦ Сфера, 2004;
5. Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома - Санкт-Петербург, “Паритет”, 2000;
6. Нескучный досуг. Сценарии игровых программ / Под ред. Е.И. Ромашковой. - М.: ТЦ Сфера, 2002;
Побединская Л.А. Праздник для друзей. Сборник сценариев. - М.: ТЦ Сфера, 2000;
7.Пузикова Л.Б. Праздники в вашем доме - Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2000;
8.Ромашкова Е.И. Праздник 8 Марта: Модели праздничного досуга и сценарные материалы. - М.: ТЦ Сфера, 2000;
9.Ромашкова Е.И. День защитников Отечества - М.: ТЦ Сфера, 2000;
Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме М.: Глобус, 2007;
10.Ромашкова Е.И. С новым учебным годом! (модели досуга в школе) - М.: ТЦ Сфера, 2001;
11.Титов С.В. Ура, каникулы! - М.: ТЦ Сфера, 2001;
12.Торгашов В.Н. В эфире новости - М.: Педагогическое Общество России, 2001;
13.Тубельская Г.Н. Детские праздники в семье - М.: ТЦ Сфера, 2000;
14.Тубельская Г.Н. Традиционные школьные праздники - М.: Педагогическое 15.Общество России, 2001;
16.Шмаков С.А. Дети на отдыхе - М., 2001;
17.Шмаков С.А. Игры в слова и со словами - М.: ООО “Издательство Астрель”; ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 2000.
Интернет-ресурсы:
¨ http://festival.1september.ru/articles/532566/
¨ http://sikachi.ippk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=87:2011-01-28-10-43-48&catid=44:-1-&Itemid=58
¨ http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/dosugovaya-deyatelnost-vospitannikov-v-sotsialno-reabilitatsio
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.