Управление образования ВКО
КГУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
УЧЕБНАЯ
ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ»
СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ
для учащихся с лёгкой умственной отсталостью
Составитель: Курочкина О.Ю.
г. Семей
Составитель:
Курочкина О.Ю. – учитель трудового обучения высшей категории.
Программа специальной (коррекционной) школы для детей с лёгкой умственной отсталостью – элективный курс «Дизайн одежды».
Программа предназначена для ращения знаний учащихся 10 классов с ориентацией на художественно-эстетический и технологический профили.
Содержание учебного материала соответствует целям трудовой подготовки и в определённой степени обладает новизной для учащихся.
Содержание данного курса направлено на изучение: сущности понятия дизайн; профессий, связанных с деятельностью в области дизайна костюма; принципов и законов композиции костюма; этапов художественного моделирования костюма и создание тематических коллекций одежды с использованием компьютерного моделирования.
В программе реализован принцип практико-ориентированного подхода к отбору содержания учебного материала.
Данный элективный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент основного общего образования по направлению “ПТО – швейное дело” в рамках модуля “Создание изделий из текстильных и поделочных материалов”.
Программа применима для групп школьников с различным уровнем подготовки, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний.
Значимость, роль и место данного курса определяются необходимостью подготовки к выбору последующей профессиональной деятельности. Этот курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников.
Одобрено на заседании Методического объединения учителей социально-трудовой реабилитации и Педагогическом совете школы.
Пояснительная записка.
Программа предназначена для предпрофильной подготовки обучающихся старших классов с ориентацией на художественно-эстетический и технологический профили.
Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильной подготовки и в определённой степени обладает новизной для учащихся.
Содержание данного курса направлено на изучение: сущности понятия дизайн; профессий, связанных с деятельностью в области дизайна костюма; принципов и законов композиции костюма; этапов художественного моделирования костюма и создание тематических коллекций одежды с использованием компьютерного моделирования.
В программе реализован принцип практико-ориентированного подхода к отбору содержания учебного материала.
Данный элективный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент основного общего образования по направлению “ПТО – швейное дело” в рамках модуля “Создание изделий из текстильных и поделочных материалов”.
Программа применима для групп школьников с различным уровнем подготовки, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний.
Логика развёртывания учебного материала обеспечивает систематичность содержания.
Значимость, роль и место данного курса определяются необходимостью подготовки к выбору последующей профессиональной деятельности. Этот курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников.
Актуальность программы определяется тем, что профессия дизайнера является одной из привлекательных профессий для выпускников школ, т.к. она становится сегодня всё более востребованной, потому что человек всегда стремится сделать жизнь вокруг себя красивее и уютнее.
Цель данного элективного курса:
познакомить учащихся с одним из направлений дизайна – дизайном одежды, помочь определиться с выбором профиля обучения:
· ознакомление и дополнение содержания курса по технологии
изготовления одежды, ее дизайну, отделке одежды и интерьера дома,
конструированию и моделированию;
· подготовка учащихся к преобразовательной деятельности в
общественном производстве, формирование у них преобразующего
мышления и творческих способностей;
· создание оптимальных условий для развития личности и
профессионального самоопределения в процессе участия в различных
видах учебной деятельности.
Задачи:
Дизайн – сфера деятельности человека, продуктом которой является предметный мир. Дизайнер стремится сделать окружающие предметы не только технически целесообразными, но и удобными, красивыми.
В связи с развитием промышленного способа изготовления вещей и массовым их потреблением, профессия дизайнера становится очень востребованной. Одним из направлений творческой проектной деятельности является дизайн одежды – искусство создания костюма как утилитарной вещи и одновременно художественного произведения. Поэтому тема элективного курса «Дизайн одежды» – достаточно актуальна для старшеклассников, которые осознают, что «создание костюма – это целая наука».
Новизна программы «Дизайн одежды» заключается в интегрировании знаний и умений по таким общеобразовательным дисциплинам как «Технология обработки ткани», «Изобразительное искусство», «Информационные технологии» и создания благоприятных условий для творческой самореализации личности учащегося.
Важным условием реализации программы является информатизация образовательного процесса: применение компьютерной техники для демонстрации, систематизации и хранения применяемого наглядного материала.
По программе курса «ПТО – швейное дело» в разделе «Моделирование и конструирование» учащиеся старших классов знакомятся с элементарными понятиями по теме «Дизайн одежды»: силуэт, стиль, способы моделирования, ассортимент одежды, эскиз, отделка, аксессуары. Данная тема обычно вызывает неподдельный интерес у учащихся. В ходе программы «Дизайн одежды» вводятся новые понятия по основам композиции костюма: средства и свойства композиции, композиционный центр, цвет в композиции, элемент композиции; а также понятия по основам проектирования: дизайн - анализ, дизайн спецификация, художественный образ в проектировании, методы проектирования, проектное изделие и другие.
Программа «Дизайн одежды» рассчитана на 102 учебных часа (недельная нагрузка 3 часа).
Продолжительность образовательного процесса – один учебный год (10 класс).
Каждое занятие состоит из теоретической и практической части:
Каждая тема курса предусматривает определённую форму практической работы: эскиз, дизайн - анализ костюма, образцы отделки одежды.
По завершению курса занятий по программе «Дизайн одежды» предусматривается разработка, изготовление и защита каждым учеником индивидуального дизайнерского проекта как результата решения творческой задачи, поставленной в ходе изучения той или иной темы программы. Не исключается и возможность разработки учащимися коллективного итогового проекта по общей тематике.
Таким образом, в основе реализации содержательной части программы – принцип деятельностного подхода. Полученные знания, умения и навыки имеют широкую практическую направленность, применимы в жизни, развивают и воспитывают личность подростка, способствуют самоопределению в выборе профессии.
Способ подачи информации - репродуктивный.
Основные формы и методы работы:
Для достижения поставленной цели предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности учителя и учащихся. В связи с этим особое место в курсе занимают следующие формы обучения:
· лекционное занятие;
· практическая работа;
Основные методы
· обучения: монологический, диалогический, алгоритмический, показательный;
· преподавания: объяснительный, информационно – сообщающий, иллюстративный;
· учения: репродуктивный, исполнительский, частично – поисковый, поисковый;
· воспитания: убеждения, упражнения
Необходимыми условиями реализации целей и задач курса является адекватная методика, которая включает использование активных методов и приёмов наряду с традиционными формами проведения занятий.
Занятия предполагают как рассмотрение теоретических вопросов, так и выполнение практических работ: эскизирование моделей одежды, моделирование отделок и изделий из целого куска ткани (платок, шарф, парео), проектирование модели с использованием комбинаторного метода формообразования из бумаги, создание коллективных мини-проектов.
Работа в малых группах (2-3 человека) – одна из активных форм на уроках элективного курса при проектировании отделок и изделий из куска ткани, при выполнении мини-проектов.
Суть работы в малых группах состоит в том, чтобы создать условия для умственного напряжения при решении той или иной проблемы у всех участников. Работа в малой группе помогает и учит договариваться, согласовывать разные мнения. Эта форма позволяет каждому участнику почувствовать себя в роли лидера или ответственного представителя группы при подведении итогов, презентации ответа или мнения группы.
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся через анкетирование, тесты, интеллектуальные игры.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала посредством творческих заданий.
Итоговый контроль – коллективные мини-проекты по созданию модели в тематике
Очень важно на занятиях использовать знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках рудового обучения, изобразительного искусства, черчения.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны иметь представление:
Пояснительная записка
оригинальность решения, аккуратность исполнения, качество работы,
функциональность изделия, умение представить свой проект.
Содержание программы:
Тема 1. Вводное занятие.
Теоретические сведения. Ознакомление учащихся с планом работы и задачами на новый учебный год и четверть.
Знакомство с правилами поведения в швейной мастерской, формой одежды: теоретическая и практическая часть, эстетика в одежде.
Тема 2. Понятие о дизайне. Профессий в этой области.
Теоретические сведения. Ознакомить учащихся с понятием «Дизайн». Видами дизайна: ландшафтный дизайн, дизайн интерьера, дизайн в одежде и т.д. ознакомить учащихся с профессиями в данной области: ландшафтный дизайнер, дизайнер-модельер и т.д.
Тема 3. Возникновение одежды. Костюмы разных эпох.
Теоретические сведения. Ознакомить учащихся с историей возникновения одежды и эпохами в одежде: античный, византийский средневековье, готика, возрождение, барокко, рококо, классицизм и ампир.
Тема 4. Классификация современной одежды.
Теоретические сведения. Ознакомить учащихся с классификацией одежды. Дать характеристику каждой группе одежды с примерами.
Практическая работа. Составление классификации одежды.
Тема 5. Требования к одежде.
Теоретические сведения. Ознакомить учащихся с основными требованиями, предъявляемыми к одежде: гигиенические, эксплуатационные, эстетические, экономические.
Тема 6. Стиль в одежде и мода.
Теоретические сведения. Дать понятие «стиль» и «мода». Ознакомить учащихся с основными стилями в одежде и современными стилями. Провести параллель между стилем и модой.
Тема 7. Типы фигур. Силуэты в одежде.
Теоретические сведения. Ознакомить учащихся с основными типами фигур: яблоко, груша, треугольник, квадрат, песочные часы; типами фигур по осанке: нормальная, сутулая, перегибистая; силуэтами в одежде: прилегающий, полуприлегающий, прямой, свободный.
Тема 8. Типы фигур по ростам, размерам и телосложению.
Теоретические сведения. Ознакомить с типами фигур по телосложению, ростам и размерам. Ознакомить с таблицей размеров: Европейские размеры, Международные, ГОСТовские и т.д.
Тема 9. Фасон. Выбор фасона. Описание фасона.
Теоретические сведения. Ознакомить учащихся с понятием «фасон», научить выбирать фасон с учётом особенностей фигуры, уметь описывать фасон изделия.
Практическая работа. Выполнение практической работы «Выбор и описание фасона одежды».
Тема 10. Понятия в одежде.
Теоретические сведения. Ознакомить с основными понятиями в одежде: костюм, туалет, гардероб, комплект, ансамбль.
Тема 11. Иллюзия в одежде.
Теоретические сведения. Ознакомить учащихся с 10 иллюзиями зрительного восприятия в одежде: контраст, заполненность, формы, полосы, вертикале и горизонтали, пространственности, отвлечения и т.д.
Практическая работа. Выполнение практической работы по созданию зрительных иллюзий по типам фигуры.
Тема 12. Композиция, её законы, правила, приёмы.
Теоретические сведения. Ознакомить с понятие «композиция», с основными законами композиции: целостность, соподчинённость, равновесие.
Тема 14. Средства композиции.
Теоретические сведения. Ознакомить с основными средствами композиции: симметрия, асимметрия, ритм, контраст, акцент, нюанс, динамика.
Практическая работа. Практическая работа «средства композиции» - создания композиции, с использованием различных средств.
Тема 15. Природа цвета, основы цветосочетания.
Теоретические сведения. Ознакомить учащихся с цветовым кругом, правилами и закономерностью цветовых сочетаний. Рассказать о психологическом воздействии цвета на человека.
Практическая работа. Практическая работа «Выбор цветовых сочетаний по типу внешности».
Тема 16. Повторение (теория + практика).
Повторение ранее изученных тем: теоретически и практически.
Тема 17. Способы художественного оформления одежды.
Теоретические сведения. Ознакомить со способами художественного оформления одежды: отделка изделия, аксессуары и т.д.
Тема 18. Отделка швейных изделий.
Теоретические сведения. Ознакомить учащихся с видами отделки швейных изделий: постоянная и съёмная; фурнитура, отделочные материалы и т.д.
Тема 19. Основные сведения о вышивке.
Теоретические сведения. Ознакомить с видами вышивки: гладь, тамбурный шов, крест, мережка, ришелье и т.д.
Тема 20. Материалы, инструменты и приспособления для вышивки.
Теоретические сведения. Ознакомить с основными сведениями о вышивке: материалы, инструменты, приспособления,
ТБ при работе с инструментами, организация рабочего места.
Тема 21. Этапы выполнения вышивки.
Теоретические сведения. Ознакомить с этапами выполнения вышивки: подготовительный, основной, заключительный. Дать характеристику каждому этапу
Тема 22. Выбор рисунка и перенос его на ткань.
Теоретические сведения. Ознакомить с основами выбора рисунка (согласно стилистики одежды и её назначения, подбор цвета); со способами переноса рисунка на ткань: через стекло (перевод), от руки, копировальными стежками и т.д.
Практическая работа. Отработка приёмов переноса рисунка на ткани различными способами.
Тема 23. Вышивка тамбурным швом.
Теоретические сведения. Тамбурный шов – назначение, применение, метод выполнения. Ознакомить с видами вышивки тамбурным швом: контурная, полное заполнение.
Тема 24. Выполнение тамбурного шва.
Практическая работа. Практическая работа по освоению приёмами данного вида вышивки с соблюдением основных т.у. и техники безопасности.
Тема 25. Вышивка гладью.
Теоретические сведения. Гладь – назначение, применение, метод выполнения. Ознакомить с видами вышивки гладью: односторонняя, двухсторонняя, штриховая.
Тема 26. Выполнение двухсторонней глади.
Теоретические сведения. Ознакомить с техникой выполнения данного вида гладьевой вышивки.
Практическая работа. Практическая работа по освоению приёмами данного вида вышивки с соблюдением основных т.у. и техники безопасности.
Тема 27. Выполнение односторонней глади.
Теоретические сведения. Ознакомить с техникой выполнения данного вида гладьевой вышивки.
Практическая работа. Практическая работа по освоению приёмами данного вида вышивки с соблюдением основных т.у. и техники безопасности.
Тема 28. Выполнение штриховой глади.
Теоретические сведения. Ознакомить с техникой выполнения данного вида гладьевой вышивки.
Практическая работа. Практическая работа по освоению приёмами данного вида вышивки с соблюдением основных т.у. и техники безопасности.
Тема 29. Отделка изделия вышивкой.
Практическая работа. Выполнение отделки заданного вида изделия: выбрать рисунок (согласно назначению и стилистики одежды), подобрать материалы и оборудование, перенести рисунок на изделие, выполнить вышивку (вид вышивки выбирают учащиеся), выполнить окончательную отделку изделия по окончании выполнения вышивки.
Тема 30. Основные сведения об аппликации.
Теоретические сведения. Ознакомить с видами аппликации: термоаппликация, аппликация однодетальная и многодетальная (машинным способом), аппликация бисером или стразами (клеевой способ).
Тема 31. Материалы, инструменты и приспособления для аппликации.
Теоретические сведения. Ознакомить с основными сведениями: материалы, инструменты (термопистолет – клеевой способ аппликации), приспособления, ТБ, организация рабочего места.
Тема 32. Выполнение аппликации машинным способом.
Практическая работа. Практическая работа по освоению приёмами данного вида аппликации с соблюдением основных т.у. и техники безопасности.
Тема 33. Выполнение аппликации клеевым способом.
Практическая работа. Практическая работа по освоению приёмами данного вида аппликации с соблюдением основных т.у. и техники безопасности.
Тема 34. Отделка изделия аппликацией.
Практическая работа. Выполнение отделки заданного вида изделия: выбрать рисунок (согласно назначению и стилистики одежды), подобрать материалы и оборудование, выполнить аппликацию (вид аппликации выбирают учащиеся), выполнить окончательную отделку изделия по окончании выполнения аппликации.
Тема 35. Фурнитура и её виды.
Теоретические сведения. Ознакомить с понятием «фурнитура». Ознакомить с основными сведениями: виды (пуговицы, замки, клёпки и т.д.), назначение и область применения.
Тема 36. Отделка изделия пуговицами.
Теоретические сведения. Ознакомить с этапами выполнения данного вида отделки: выбор рисунка, подбор пуговиц по цвету и размеру, способы пришивания пуговиц (приёмы, встык, методом наложения – создание объёмной вышивки).
Тема 37. Материалы, инструменты и приспособления для отделки фурнитурой.
Теоретические сведения. Ознакомить с основными сведениями: материалы, инструменты, приспособления, ТБ, организация рабочего места.
Тема 38. Способы пришивания пуговиц.
Тренировочные упражнение по пришиванию различных видов пуговиц: с отверстиями, на ножках.
Практическая работа. Пришивание различных пуговиц на образце.
Тема 39. Выполнение вышивки пуговицами.
Практическая работа. Выполнение отделки заданного вида изделия пуговицами: выбрать рисунок (согласно назначению и стилистики одежды), подобрать материалы и оборудование, выполнить вышивку (вид вышивки выбирают учащиеся: встык, метод наложения), выполнить окончательную отделку изделия по окончании выполнения вышивки.
Тема 40. Отделка изделия в технике «изонить».
Теоретические сведения. Дать основные сведения об «изоните». Ознакомить со способами использования данной технике при отделке одежды. Ознакомить с материалами и приспособлениями, ТБ, этапы работы, организация рабочего места.
Тема 41. Заполнение угла.
Теоретические сведения. Ознакомить учащихся со способом расчерчивания фигуры «Угол» и её разметки, способом прошивания данной фигуры (вид с лицевой и изнаночной сторон).
Практическая работа. Отработка данного вида заполнения на образце.
Тема 42. Заполнение дуги.
Теоретические сведения. Ознакомить учащихся со способом расчерчивания фигуры «Дуга» и разметки, прошиванием данной фигуры.
Практическая работа. Отработка данного вида заполнения на образце.
Тема 41. Заполнение круга.
Теоретические сведения. Ознакомить учащихся со способом расчерчивания фигуры «Круг» и разметки, прошиванием данной фигуры (вид с лицевой и изнаночной сторон).
Практическая работа. Отработка данного вида заполнения на образце.
Тема 42. Выполнение вышивки в технике «изонить».
Практическая работа. Выполнение отделки заданного вида изделия в технике «изонить»: выбрать рисунок (согласно назначению и стилистики одежды), подобрать материалы и оборудование, выполнить вышивку, выполнить окончательную отделку изделия по окончании выполнения вышивки.
Тема 43. Практическое повторение.
Практическая работа. Выполнение отделки заданного вида изделия (вид отделки на выбор учащегося): выбрать рисунок (согласно назначению и стилистики одежды), подобрать материалы и оборудование, выполнить отделку, выполнить окончательную отделку изделия по окончании выполнения вышивки.
Тема 44. Аксессуары.
Теоретические сведения. Ознакомить учащихся с понятием «аксессуары». Ознакомить с видами аксессуаров, их назначением.
Тема 45. Подбор аксессуаров.
Теоретические сведения. Ознакомить с правилами подбора аксессуаров: в зависимости от стиля, цвета, типа фигуры, назначения одежды и т.д.
Тема 46. Шарфы, платки, парео.
Теоретические сведения. Ознакомить с данными видами аксессуаров, их назначением и способами завязывания на фигуре человека.
Тема 47. Пояса, ремни.
Теоретические сведения. Ознакомить с данными видами аксессуаров, их назначением и способами отделки и изготовления своими руками (из отделочных материалов, из пуговиц, из шнурков – в технике макраме и т.д.).
Тема 48. Браслеты, бусы.
Теоретические сведения. Ознакомить с данными видами аксессуаров, их назначением и способами отделки и изготовления своими руками (из отделочных материалов, из пуговиц, из шнурков – в технике квиллинг и макраме, из галстуков и т.д.).
Тема 49. Броши, заколки.
Теоретические сведения. Ознакомить с данными видами аксессуаров, их назначением и способами отделки и изготовления своими руками (из отделочных материалов, из пуговиц, из шнурков – в технике квиллинг, из шёлковых лент и т.д.).
Тема 50. Макраме.
Теоретические сведения. Ознакомить с данной техникой: материалы и приспособлений, простейшие узлы, область применения.
Тема 51. Одинарный плоский узел.
Теоретические сведения. Ознакомить с видами узлов для работы в технике «Макраме», приёмами их выполнения, этапами работы: закрепление, плетение, завершение.
Практическая работа. Отработка выполнения данного вида узла в технике «макраме» на образце.
Тема 52. Двойной плоский узел.
Теоретические сведения. Ознакомить с видами узлов для работы в технике «Макраме», приёмами их выполнения, этапами работы: закрепление, плетение, завершение.
Практическая работа. Отработка выполнения данного вида узла в технике «макраме» на образце.
Тема 53. Узелковая цепочка.
Теоретические сведения. Ознакомить с видами узлов для работы в технике «Макраме», приёмами их выполнения, этапами работы: закрепление, плетение, завершение.
Практическая работа. Отработка выполнения данного вида узла в технике «макраме» на образце.
Тема 54. Узел «фриволите».
Теоретические сведения. Ознакомить с видами узлов для работы в технике «Макраме», приёмами их выполнения, этапами работы: закрепление, плетение, завершение.
Практическая работа. Отработка выполнения данного вида узла в технике «макраме» на образце.
Тема 55. Узел «хамелеон».
Теоретические сведения. Ознакомить с видами узлов для работы в технике «Макраме», приёмами их выполнения, этапами работы: закрепление, плетение, завершение.
Практическая работа. Отработка выполнения данного вида узла в технике «макраме» на образце.
Тема 56. Витая цепочка.
Теоретические сведения. Ознакомить с видами узлов для работы в технике «Макраме», приёмами их выполнения, этапами работы: закрепление, плетение, завершение.
Практическая работа. Отработка выполнения данного вида узла в технике «макраме» на образце.
Тема 57. Изготовление браслета в технике «макраме».
Практическая работа. Изготовление аксессуара (браслет) в технике «макраме», дети самостоятельно выбирают виды узлов для выполнения работы. Подбор материалов и инструментов (тесьма, шнурки и т.д.). Этапы: подготовительные, основной – плетение, заключительный – завершение, крепление застёжки.
Тема 58. Работа с шёлковой лентой.
Теоретические сведения. Виды шёлковых лент, их применение, способы обработки. Ознакомить с видами изделий, изготавливаемых из шёлковых лент.
Тема 59. Изготовление броши из шёлковых лент.
Практическая работа. В ходе выполнения работы ознакомить учащихся со способами работы с шёлковой лентой при изготовлении аксессуаров.
Тематический план
Недельная нагрузка – 3 часа
Годовая нагрузка – 102 часа
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Содержание урока |
|
I четверть |
||||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
Ознакомление учащихся с планом работы и задачами на новый учебный год и I четверть. Знакомство с правилами поведения в швейной мастерской, формой одежды: теоретическая и практическая часть, эстетика в одежде.
|
|
2 |
Понятие о дизайне. Профессий в этой области. |
1 |
Ознакомить учащихся с понятием «Дизайн». Видами дизайна: ландшафтный дизайн, дизайн интерьера, дизайн в одежде и т.д. ознакомить учащихся с профессиями в данной области: ландшафтный дизайнер, дизайнер-модельер и т.д.
|
|
3 |
Возникновение одежды. Костюмы разных эпох. |
1 |
Ознакомить учащихся с историей возникновения одежды и эпохами в одежде: античный, византийский средневековье, готика, возрождение, барокко, рококо, классицизм и ампир.
|
|
4 |
Классификация современной одежды. |
1 |
Ознакомить учащихся с классификацией одежды. Дать характеристику каждой группе одежды с примерами.
|
|
5 |
Требования к одежде. |
1 |
Ознакомить учащихся с основными требованиями, предъявляемыми к одежде: гигиенические, эксплуатационные, эстетические, экономические.
|
|
6 |
Стиль в одежде и мода. |
1 |
Дать понятие «стиль» и «мода». Ознакомить учащихся с основными стилями в одежде и современными стилями. Провести параллель между стилем и модой.
|
|
7-8 |
Типы фигур. Силуэты в одежде. |
2 |
Ознакомить учащихся с основными типами фигур: яблоко, груша, треугольник, квадрат, песочные часы; типами фигур по осанке: нормальная, сутулая, перегибистая; силуэтами в одежде: прилегающий, полуприлегающий, прямой, свободный. |
|
|
||||
9 |
Типы фигур по ростам, размерам и телосложению. |
1 |
Ознакомить с типами фигур по телосложению, ростам и размерам. Ознакомить с таблицей размеров: Европейские размеры, Международные, ГОСТовские и т.д.
|
|
10-11 |
Фасон. Выбор фасона. Описание фасона. |
2 |
Ознакомить учащихся с понятием «фасон», научить выбирать фасон с учётом особенностей фигуры, уметь описывать фасон изделия. Выполнение практической работы «Выбор и описание фасона одежды».
|
|
|
||||
12-13 |
Понятия в одежде. |
2 |
Ознакомить с основными понятиями в одежде: костюм, туалет, гардероб, комплект, ансамбль. |
|
|
||||
14-16 |
Иллюзия в одежде. |
3 |
Ознакомить учащихся с 10 иллюзиями зрительного восприятия в одежде: контраст, заполненность, формы, полосы, вертикале и горизонтали, пространственности, отвлечения и т.д. Выполнение практической работы по созданию зрительных иллюзий по типам фигуры. |
|
17-18 |
Композиция, её законы, правила, приёмы. |
2 |
Ознакомить с понятие «композиция», с основными законами композиции: целостность, соподчинённость, равновесие. |
|
19-21 |
Средства композиции. |
3 |
Ознакомить с основными средствами композиции: симметрия, асимметрия, ритм, контраст, акцент, нюанс, динамика. Практическая работа «средства композиции» - создания композиции, с использованием различных средств.
|
|
22-23 |
Природа цвета, основы цветосочетания. |
2 |
Ознакомить учащихся с цветовым кругом, правилами и закономерностью цветовых сочетаний. Рассказать о психологическом воздействии цвета на человека. Практическая работа «Выбор цветовых сочетаний по типу внешности».
|
|
24 |
Повторение (теория + практика). |
1 |
Повторение ранее изученных тем: теоретически и практически.
|
|
II четверть |
||||
25 |
Вводное занятие. |
1 |
Ознакомление учащихся с планом работы и задачами на II четверть. Беседа о профессии дизайнер. Правила безопасной работы и поведения в швейной мастерской. Вспомнить ранее изученный материал.
|
|
26 |
Способы художественного оформления одежды. |
1 |
Ознакомить со способами художественного оформления одежды: отделка изделия, аксессуары и т.д.
|
|
27 |
Отделка швейных изделий. |
1 |
Ознакомить учащихся с видами отделки швейных изделий: постоянная и съёмная; фурнитура, отделочные материалы и т.д.
|
|
28 |
Основные сведения о вышивке. |
1 |
Ознакомить с видами вышивки: гладь, тамбурный шов, крест, мережка, ришелье и т.д.
|
|
29 |
Материалы, инструменты и приспособления для вышивки. |
1 |
Ознакомить с основными сведениями о вышивке: материалы, инструменты, приспособления, ТБ при работе с инструментами, организация рабочего места.
|
|
30 |
Этапы выполнения вышивки. |
1 |
Ознакомить с этапами выполнения вышивки: подготовительный, основной, заключительный. Дать характеристику каждому этапу
|
|
31 |
Выбор рисунка и перенос его на ткань. |
1 |
Ознакомить с основами выбора рисунка (согласно стилистики одежды и её назначения, подбор цвета); со способами переноса рисунка на ткань: через стекло (перевод), от руки, копировальными стежками и т.д. |
|
31 |
Вышивка тамбурным швом. |
1 |
Тамбурный шов – назначение, применение, метод выполнения. Ознакомить с видами вышивки тамбурным швом: контурная, полное заполнение.
|
|
32-33 |
Выполнение тамбурного шва. |
2 |
Практическая работа по освоению приёмами данного вида вышивки с соблюдением основных т.у. и техники безопасности. |
|
35 |
Вышивка гладью. |
1 |
Гладь – назначение, применение, метод выполнения. Ознакомить с видами вышивки гладью: односторонняя, двухсторонняя, штриховая.
|
|
36-38 |
Выполнение двухсторонней глади. |
3 |
Практическая работа по освоению приёмами данного вида вышивки с соблюдением основных т.у. и техники безопасности.
|
|
39-40 |
Выполнение односторонней глади. |
2 |
Практическая работа по освоению приёмами данного вида вышивки с соблюдением основных т.у. и техники безопасности.
|
|
41-42 |
Выполнение штриховой глади. |
2 |
Практическая работа по освоению приёмами данного вида вышивки с соблюдением основных т.у. и техники безопасности. |
|
43-48 |
Отделка изделия вышивкой. |
6 |
Выполнение отделки заданного вида изделия: выбрать рисунок (согласно назначению и стилистики одежды), подобрать материалы и оборудование, перенести рисунок на изделие, выполнить вышивку (вид вышивки выбирают учащиеся), выполнить окончательную отделку изделия по окончании выполнения вышивки. |
|
III четверть |
||||
49 |
Вводное занятие. |
1 |
Ознакомление учащихся с планом работы и задачами на III четверть. Беседа о профессии дизайнер. Правила безопасной работы и поведения в швейной мастерской. Вспомнить ранее изученный материал. |
|
50 |
Основные сведения об аппликации. |
1 |
Ознакомить с видами аппликации: термоаппликация, аппликация однодетальная и многодетальная (машинным способом), аппликация бисером или стразами (клеевой способ).
|
|
51 |
Материалы, инструменты и приспособления для аппликации. |
1 |
Ознакомить с основными сведениями: материалы, инструменты (термопистолет – клеевой способ аппликации), приспособления, ТБ, организация рабочего места.
|
|
52-55 |
Выполнение аппликации машинным способом. |
4 |
Практическая работа по освоению приёмами данного вида аппликации с соблюдением основных т.у. и техники безопасности. |
|
56-58 |
Выполнение аппликации клеевым способом. |
3 |
Практическая работа по освоению приёмами данного вида аппликации с соблюдением основных т.у. и техники безопасности. |
|
59-62 |
Отделка изделия аппликацией. |
4 |
Выполнение отделки заданного вида изделия: выбрать рисунок (согласно назначению и стилистики одежды), подобрать материалы и оборудование, выполнить аппликацию (вид аппликации выбирают учащиеся), выполнить окончательную отделку изделия по окончании выполнения аппликации. |
|
63 |
Фурнитура и её виды. |
1 |
Ознакомить с понятием «фурнитура». Ознакомить с основными сведениями: виды (пуговицы, замки, клёпки и т.д.), назначение и область применения.
|
|
64 |
Отделка изделия пуговицами. |
1 |
Ознакомить с этапами выполнения данного вида отделки: выбор рисунка, подбор пуговиц по цвету и размеру, способы пришивания пуговиц (приёмы, встык, методом наложения – создание объёмной вышивки).
|
|
65 |
Материалы, инструменты и приспособления для отделки фурнитурой.. |
1 |
Ознакомить с основными сведениями: материалы, инструменты, приспособления, ТБ, организация рабочего места.
|
|
66 |
Способы пришивания пуговиц. |
1 |
Тренировочные упражнение по пришиванию различных видов пуговиц: с отверстиями, на ножках. |
|
67-69 |
Выполнение вышивки пуговицами. |
3 |
Выполнение отделки заданного вида изделия пуговицами: выбрать рисунок (согласно назначению и стилистики одежды), подобрать материалы и оборудование, выполнить вышивку (вид вышивки выбирают учащиеся: встык, метод наложения), выполнить окончательную отделку изделия по окончании выполнения вышивки.
|
|
70 |
Отделка изделия в технике «изонить». |
1 |
Дать основные сведения об «изоните». Ознакомить со способами использования данной технике при отделке одежды. Ознакомить с материалами и приспособлениями, ТБ, этапы работы, организация рабочего места.
|
|
71 |
Заполнение угла. |
1 |
Ознакомить учащихся со способом расчерчивания фигуры «Угол» и её разметки, способом прошивания данной фигуры (вид с лицевой и изнаночной сторон).
|
|
72 |
Заполнение дуги. |
1 |
Ознакомить учащихся со способом расчерчивания фигуры «Дуга» и разметки, прошиванием данной фигуры.
|
|
73 |
Заполнение круга. |
1 |
Ознакомить учащихся со способом расчерчивания фигуры «Круг» и разметки, прошиванием данной фигуры (вид с лицевой и изнаночной сторон).
|
|
74-76 |
Выполнение вышивки в технике «изонить». |
3 |
Выполнение отделки заданного вида изделия в технике «изонить»: выбрать рисунок (согласно назначению и стилистики одежды), подобрать материалы и оборудование, выполнить вышивку, выполнить окончательную отделку изделия по окончании выполнения вышивки. |
|
77-79 |
Практическое повторение. |
3 |
Выполнение отделки заданного вида изделия (вид отделки на выбор учащегося): выбрать рисунок (согласно назначению и стилистики одежды), подобрать материалы и оборудование, выполнить отделку, выполнить окончательную отделку изделия по окончании выполнения вышивки.
|
|
IV четверть |
||||
80 |
Вводное занятие. |
1 |
Ознакомление учащихся с планом работы и задачами на IV четверть. Беседа о профессии дизайнер. Правила безопасной работы и поведения в швейной мастерской. Вспомнить ранее изученный материал.
|
|
81 |
Аксессуары. |
1 |
Ознакомить учащихся с понятием «аксессуары». Ознакомить с видами аксессуаров, их назначением.
|
|
82 |
Подбор аксессуаров. |
1 |
Ознакомить с правилами подбора аксессуаров: в зависимости от стиля, цвета, типа фигуры, назначения одежды и т.д.
|
|
83 |
Шарфы, платки, парео. |
1 |
Ознакомить с данными видами аксессуаров, их назначением и способами завязывания на фигуре человека.
|
|
84 |
Пояса, ремни. |
1 |
Ознакомить с данными видами аксессуаров, их назначением и способами отделки и изготовления своими руками (из отделочных материалов, из пуговиц, из шнурков – в технике макраме и т.д.).
|
|
85 |
Браслеты, бусы. |
1 |
Ознакомить с данными видами аксессуаров, их назначением и способами отделки и изготовления своими руками (из отделочных материалов, из пуговиц, из шнурков – в технике квиллинг и макраме, из галстуков и т.д.).
|
|
86 |
Броши, заколки. |
1 |
Ознакомить с данными видами аксессуаров, их назначением и способами отделки и изготовления своими руками (из отделочных материалов, из пуговиц, из шнурков – в технике квиллинг, из шёлковых лент и т.д.).
|
|
87 |
Макраме. |
1 |
Ознакомить с данной техникой: материалы и приспособлений, простейшие узлы, область применения.
|
|
88 |
Одинарный плоский узел. |
1 |
Ознакомить с видами узлов для работы в технике «Макраме», приёмами их выполнения, этапами работы: закрепление, плетение, завершение.
|
|
89 |
Двойной плоский узел. |
1 |
Ознакомить с видами узлов для работы в технике «Макраме», приёмами их выполнения, этапами работы: закрепление, плетение, завершение.
|
|
90 |
Узелковая цепочка. |
1 |
Ознакомить с видами узлов для работы в технике «Макраме», приёмами их выполнения, этапами работы: закрепление, плетение, завершение.
|
|
91 |
Узел «фриволите». |
1 |
Ознакомить с видами узлов для работы в технике «Макраме», приёмами их выполнения, этапами работы: закрепление, плетение, завершение.
|
|
92 |
Узел «хамелеон». |
1 |
Ознакомить с видами узлов для работы в технике «Макраме», приёмами их выполнения, этапами работы: закрепление, плетение, завершение.
|
|
93 |
Витая цепочка. |
1 |
Ознакомить с видами узлов для работы в технике «Макраме», приёмами их выполнения, этапами работы: закрепление, плетение, завершение.
|
|
94-98 |
Изготовление браслета в технике «макраме». |
5 |
Изготовление аксессуара (браслет) в технике «макраме», дети самостоятельно выбирают виды узлов для выполнения работы. Подбор материалов и инструментов (тесьма, шнурки и т.д.). этапы: подготовительные, основной – плетение, заключительный – завершение, крепление застёжки. |
|
99 |
Работа с шёлковой лентой. |
1 |
Виды шёлковых лент, их применение, способы обработки. Ознакомить с видами изделий, изготавливаемых из шёлковых лент.
|
|
100-102 |
Изготовление броши из шёлковых лент. |
3 |
В ходе выполнения работы ознакомить учащихся со способами работы с шёлковой лентой при изготовлении аксессуаров. |
|
Список рекомендуемой литературы:
1. Бердник Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
2. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды: Учебное пособие. – М.: Мастерство; Академия; Высшая школа, 2000.
3. Ермилова Д.Ю. История домов моды: Учебное пособие. – М.: Академия, 2003.
4. Ильинский М.М. Её величество Мода. – Смоленск: Русич, 1997.
5. Матузова Е.М., Соколова Р.И., Гончарук Н.С. Мода и крой. – М.: Институт индустрии моды, 2001.
6. Моделирование и художественное оформление одежды /Авт.-сост. Т.О.Бердник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
7. Рачинская Е.И., Сидоренко В.И. Моделирование и художественное оформление одежды: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
8. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна: Учебное пособие. – М.: М3-Пресс, 2003.
9. Сорины, сёстры (Коробцева Н.А., Петрова Е.А.). Истоки имиджа или одежда женщины в азбуке общения. – М.: Гном-Пресс, 1999.
10. Сорины, сёстры (Коробцева Н.А., Петрова Е.А.). Язык одежды, или как понять человека по его одежде. – М.: Гном-Пресс, 1998.
11. Ткаченко В. Астрология моды и красоты: Звёзды подскажут вам, как выглядеть неотразимо. Стиль, одежда, косметика, аксессуары. – М.: РИПОЛ классик, 2006.
12. Журналы: “Ателье”, “Индустрия моды”, “International Textiles”.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.