Программа элективного курса по русскому языку
«Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку» для 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов);
Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (В редакции приказов Министерства образования Российской Федерации от 16.03.2001 г. N 1022; от 25.06.2002 г. N 2398; от 21.01.2003 г. N 135; Приказ Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»);
Учебный план и образовательная программа основного общего образования МКОУ«Песковская ООШ №2» на 2019-2020 учебный год.
Одним из предметных результатов изучения русского языка на современном этапе становится совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), формирование коммуникативной компетентности. Таким образом, целью сдачи устного экзамена по русскому языку становится проверка коммуникативной компетенции, а именно:
Учебными задачами выпускников, готовящихся к устному собеседованию по русскому языку, являются:
1. Научиться создавать высказывания в соответствии с определенным типом речи;
2. Грамотно выстраивать монологические высказывания, избегая речевых, грамматических, орфоэпических ошибок;
3. Уметь вступать в диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила общения;
4. Совершенствовать культуру устной речи.
Данный элективный курс рассчитан на 16 часов и призван помочь обучающимся успешно подготовиться к устному собеседованию по русскому языку.
2. Общая характеристика учебного курса
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 16 часов. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме ОГЭ.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; приобрести устойчивые коммуникативные навыки).
Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и закрепленными в учебном плане образовательного учреждения. На программу изучения элективного курса в 9 классе выделяется из компонента образовательного учреждения МКОУ «Песковская ООШ №2» 0,5 часа в неделю. Всего отводится 16 часов, начиная с первого полугодия.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения элективного курса.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения экзаменационной работы. В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ, уверенно ориентироваться в оформлении бланков, знать систему и критерии оценивания работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе, повысят уровень качества знаний по русскому языку, что будет способствовать успешной сдаче экзаменов.
При подготовке к устному собеседованию учащиеся научатся:
- работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл
- четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
.- свободному выражению мыслей и чувств в процессе общения;
- способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-методам совершенствования владения такими видами речевой деятельности, как чтение, говорение;
-уместному использованию стилистических ресурсов лексики русского языка и применению их в ситуации речевого общения.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Программа элективного курса по подготовке к ОГЭ позволяет установить уровень владения коммуникативной компетенцией, расширить этот уровень, закрепить полученные знания. Использование практической части на каждом занятии способствует дальнейшему личностному развитию, необходимому для всей образовательной деятельности
5. Содержание элективного курса «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку»
1. Чтение текста вслух ( 4 часа)
Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста.
Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.
2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания ( 4 часа)
Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста с соблюдением фактологической точности.
Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов цитирования.
3. Монологическое высказывание ( 4 часа)
Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий речевой ситуации.
4. Диалог ( 2 часа)
Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация своего мнения, умение обращаться с грамматическими структурами, использование необходимого словарного запаса, правильное употребление формулы речевого этикета.
5.Контроль знаний (2 часа)
Знать |
Уметь |
Владеть |
|
Выразительное чтение текста |
Правила пунктуационного оформления текста; Орфоэпические нормы русского языка |
Выразительно читать текст в соответствии с правилами пунктуационного оформления текста и орфоэпическими нормами |
Орфоэпическими нормами русского языка, интонацией как инструментом идентификации синтаксических конструкций |
Нормы чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей |
Выразительно читать текст в темпе, соответствующем коммуникативной задаче. |
Техникой чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей |
|
Пересказ текста с включением приведённого высказывания |
Способы введения в пересказ цитаты с учетом коммуникативной задачи и логического строения текста |
Определять основные микротемы текста; выделять ключевые слова; выбирать оптимальный способ цитирования при пересказе текста |
Основными способами запоминания текста; владеть различными способами цитирования (прямая речь, косвенная речь, вводное слово) |
Монологическое высказывание |
Типы речи, композицию текстов, соответствующих различным типам речи |
Строить текст в соответствии с коммуникативной задачей и выбранным типом речи |
Техникой речи в соответствии с коммуникативной задачей: орфоэпическими, лексическими, синтаксическими нормами, нормами построения текста. |
Диалог |
Условия речевой ситуации, нормы современного русского литературного языка; этикетные формулы |
Отвечать на вопросы в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной задачей |
Владеть культурой общения |
6. Тематическое планирование
№ п\п |
Наименование тем, разделов |
Количество часов |
|
4 |
Выразительное чтение текста |
4 |
|
5 |
Пересказ текста с включением цитаты |
4 |
|
6 |
Монологическое высказывание |
4 |
|
7 |
Диалог |
2 |
|
8 |
Контроль знаний |
2 |
|
Всего |
16 |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1.Основной государственный экзамен. Итоговое собеседование Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения итоговогособеседованияавт.сост.: И.П. Цыбулько М.: ООО «Издательство «Национальное образование»
2. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2010.
3. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru. В том числе образцы контрольно-измерительных материалов для раздела «Говорение» в ГИА по русскому языку. – М., 2018. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory
4.Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. – М.: Флинта, 2002. – 197с.
5.Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. – Улан-Удэ, 1974. – 257с.
6.Соловьева Н. М. Выразительное чтение в 4-8 кл. – М.: Просвещение, 1983. – 111с.
7.Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 143с.
8. Календарно-тематическое планирование.
№ урока |
Тема урока |
Тип урока, форма контроля |
Дата проведения |
1 |
Структура итогового собеседования по русскому языку. Критерии оценки заданий |
Слушание. Анализ структуры итогового собеседования, критериев оценки |
|
2 |
Основные правила выразительного чтения текста |
Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и направлен. |
|
3 |
Интонационное соответствие пунктуационному оформлению текста. |
Чтение текстов с различными стилевыми особенностями и синтаксической осложненностью (прич. и деепр. обороты, однород. чл. предл., обособл чл. пред., обращение, вводные слова, и проч.)
|
|
4 |
Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче текста. Контроль. |
Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и направленности. |
|
5 |
Способы запоминания текста. |
Тренировка в устном изложении содержания текста, интонационно правильном соответствии произнесения текста его пунктуационному оформлению; выделение ключевых слов и микротем |
|
6 |
Способы цитирования текста |
Тренировка в употреблении предложений, с использованием различных способов цитирования: прямой и косвенной речи, вводных слов. |
|
7 |
Уместное, логичное включение цитаты в текст. |
Работа с дидактическим материалом по включению цитаты в текст. |
|
8 |
Пересказ текста с включением цитаты. Контроль. |
Пересказ фрагментов текста с включением цитаты. |
|
9 |
Культура ведения монолога. Тип речи повествование.
|
Подготовка и выступление с текстом-повествованием на основе своего жизненного опыта. |
|
10 |
Культура ведения монолога. Тип речи описание. |
Создание монологического текста-описания по фотографии. |
|
11 |
Культура ведения монолога. Тип речи рассуждение. |
Выступление - рассуждение на одну из тем с использованием цитирования фраз известных личностей. |
|
12 |
Грамматические нормы.
|
Анализ деформированного текста. Развитие монологической речи через умение свободно воспроизводить содержание произведения. |
|
13 |
Речевые нормы. Орфоэпические нормы. |
Воспроизведение содержания текста. Работа с орфоэпическими словарями. |
|
14 |
Понятие о диалоге. Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила ведения диалога. |
Участие в диалоге. Орфоэпические пятиминутки на уроках, разыгрывание диалогических сценок, работа в группах по обсуждению коммуникативных задач. |
|
15 |
Понятие о внимательном молчании. Законы риторики диалога. |
Вопросно-ответная форма выстраивания общения между учащимися (например, при работе над правилами) |
|
16 |
Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку |
Участие в итоговом собеседовании |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.