Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе
Оценка 5

Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе

Оценка 5
Образовательные программы
doc
русский язык
9 кл
10.10.2019
Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе
Данная программа является авторской, соответствует ФГОС ООО и предназначена для работы с учащимися 9 класса по подготовке к ОГЭ во внеурочное время на усмотрение учителя: как кружок, как курс внеурочной деятельности, как элективный курс, как консультация. Возможно использование данной программы ещё в 8 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА - ШАГ ЗА ШАГОМ К ОГЭ - 9 КЛАСС.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кульгешская основная общеобразовательная школа им. Н.А. Афанасьева» Урмарского района Чувашской Республики Рассмотрена на заседании методического объединения учителей ________________________ ____________________ «___» августа 2019 года Протокол № 1 Принята на заседании педагогического совета Утверждена приказом МБОУ «Кульгешская ООШ им. МБОУ «Кульгешская ООШ им. Н.А.Афанасьева» «___» августа 2019 года Протокол  № 1 Н.А.Афанасьева» «___» августа 2019 года  № __ Директор школы _____________Ю.Н.Данилов       ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА курсов внеурочной деятельности по русскому языку  «Шаг за шагом к ОГЭ»  на 2019­2020 учебный год Сроки реализации: 1 год Возраст детей: 14­16 лет (9 класс)                                                                                                                                                       Составитель: Романова Светлана Васильевна,                  учитель русского языка и литературы Кульгеши – 2019 г                                                                    Пояснительная записка   Курс   внеурочной   деятельности   предназначен   для   подготовки   обучающихся   9   класса   к основному   государственному   экзамену   (ОГЭ)   по   русскому   языку.   Программа   составлена   в соответствии с ФГОС ООО и программой по русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской. Она  предполагает формирование способности комплексно  использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике. Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько обучающиеся подготовлены к этому экзамену. Данный курс поможет выяснить, как обучающиеся освоили курс русского языка, и тем самым организовать целенаправленную подготовку к экзамену.  Задания   по   программе   помогут   углубить   знания   по   речеведению   и   умению   работать   с текстом:   вдумчиво   и   осмысленно   читать   текст,   понимать   смысл,   выделять   основную   и второстепенную информацию, строить собственный текст на основе прочитанного, анализировать то или иное языковое явление. Программа также поможет совершенствовать орфографическую и пунктуационную  грамотность обучающихся,  что необходимо для выполнения  экзаменационной работы. Работа   по   написанию   изложения   и   сочинения­рассуждения   на   лингвистическую   тему направлена на совершенствование навыка комплексного анализа текста. Работа с тестами предполагает обобщающее повторение по предложенным для тестирования темам.  Материал повторения строится по принципу возрастающей сложности. В программе  предусмотрена работа с демонстрационными версиями ОГЭ и по правильному заполнению бланков.  Цель программы: подготовить обучающихся к успешному прохождению ОГЭ по окончании 9 класса. Задачи:  1. Выработать навыки комплексного анализа текста. 2. Совершенствовать навыки работы над изложением и сочинением. 3. Сформировать навыки комплексного  использования знаний  по всем разделам русского  языка (в рамках школьной программы). 4. Научиться заполнять экзаменационные бланки. Программа рассчитана на 36 часов (1 час в неделю).  Срок реализации программы 1 год.  Возраст учащихся 14­16 лет. Помимо теоретических занятий программа предусматривает практические задания. Формы подведения итогов реализации программы:     репетиционный экзамен по материалам Федеральных официальных сборников; тестирования по пройденному материалу; написание сжатого изложения; написание сочинения на лингвистическую тему. Ожидаемые результаты умение   активизировать,   классифицировать   языковые   факты   с   целью     обеспечения различных видов речевой деятельности; умение оценивать языковые факты с точки зрения правильности, точности,  уместности их употребления; умение использовать основные приемы информационной переработки текста; умение   оценивать   письменные   высказывания   с   точки   зрения   языкового     оформления, эффективности достижения поставленных задач; умение   создавать   собственное   речевое   высказывание   в   соответствии   с     поставленными задачами; умение осуществлять речевой самоконтроль; умение комплексно анализировать текст; умение писать изложение; умение писать сочинение; умение оформлять экзаменационные бланки.                Работая по данной программе, обучающиеся смогут успешно сдать итоговую аттестацию по русскому языку. Эффективность  обучения  по   данной   программе   будет   зависеть   от   организации   занятий, которые будут проводиться  в форме уроков, сочетающихся с другими формами работы. Содержание  Раздел 1. Введение (1 час)  Структура   экзаменационной   работы   по   русскому   языку   в   новой   форме   и   критерии   её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков. Раздел 2. Изложение (6 часов) Развитие речи школьников: усвоение ими практической грамотности, повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа № 1. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ   главной   информации.   Способы   сокращения   текста:   грамматические,   логические, синтаксические. Практическая работа № 2. Написание изложения.    Раздел 3. Лексика (4 часа) Упражнения   по   лексике.   Это   работа   по   определению   лексического   значения   слова,   по различению   контекстных   значений   многозначных   слов,   знакомство   с   нормами   лексической сочетаемости,   принципами   синонимической   замены,   работа   по   расширению   словарного   запаса учеников.   Специальные   упражнения   учат   школьников   опознавать   средства   выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте. Лексика.   Лексическое   значение   слова.   Лексика   русского   языка   с   точки   зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Практическая работа № 3. Контрольная работа № 1 (тестирование). Раздел 4. Орфография и Синтаксис (13 часов)  Программа   содержит   практикум   по   анализу   некоторых   языковых   явлений,   опознаванию определенных   синтаксических   конструкций   (однородных   членов   предложения,   обособленных определений   и   обстоятельств,   других   осложняющих   элементов),   структуры   сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста. Параллельно   с   этим   на   каждом   занятии   проводится   работа   по   закреплению орфографических   и   пунктуационных   навыков   учащихся.   Выполняя   специальные   упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 4. Орфограммы в корнях слов. Практическая работа № 5. Предложение.   Грамматическая   основа   предложения.   Виды   сказуемых.   Односоставные предложения. Практическая работа № 6. Правописание   приставок.   Второстепенные   члены   предложения.   Однородные   члены предложения.   Знаки   препинания   при   однородных   членах   предложения.   Простое   осложненное предложение. Практическая работа № 7. Правописание   суффиксов.   Морфология.   Обособленные   члены   предложения.   Простое осложненное предложение. Практическая работа № 8. Правописание   Н,   НН   в   разных   частях   речи.   Вводные   слова   и   предложения.   Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 9. Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа № 10. Слитное   и   раздельное   написание   НЕ   с   разными   частями   речи.   Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа № 11. Сложные   слова.   Слитные,   раздельные,   дефисные   написания.   Бессоюзные   сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа № 12. Правописание   производных   предлогов.   Правописание   союзов.   Правописание   частиц. Частицы НЕ­НИ. Практическая работа № 13. Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты). Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности. Контрольная работа № 2 (тестирование). Подготовка к написанию сочинению­рассуждению. Раздел 5. Сочинение (12 часов)  Понятие   о   сочинении­рассуждении.   Критерии   оценки   сочинения.   Тема,   идея,   проблема текста. Практическая работа № 14. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа № 15. Композиция   сочинения   (тезис,   аргументы,   вывод).   Оформление   вступления   и   концовки сочинения. Практическая работа № 16. Анализ   написанного   сочинения.   Классификация   речевых   и   грамматических   ошибок. Корректировка текста. № заня тия 1 2 3 4 5 Тематическое планирование Тема урока Раздел 1. Введение (1 час) Структура   экзаменационной   работы   по   русскому   языку   в   новой   форме   и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков Раздел 2. Изложение (6 часов) «Определение,   признаки   и   характеристика   текста   как   единицы   языка.   Тема, идея,   проблема   текста   и   способы   их   установления   и   формулирования». Практическая работа № 1 Композиция, логическая, грамматическая структура текста Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении   границ   главной   информации.   Способы   сокращения   текста: грамматические, логические, синтаксические 6­7 Практическая работа № 2 «Написание сжатого изложения» Раздел 3. Лексика (4 часа) 8 9 Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления  Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы 10 Практическая работа № 3 «Изобразительно­выразительные средства русской  Кол­во часов 1 1 1 1 1 2 1 1 речи» 11 Контрольная работа № 1 (тестирование) Раздел 4. Орфография и Синтаксис (13 часов) «Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании». Практическая работа № 4 «Орфограммы в корнях слов». Практическая работа № 5 «Предложение.   Грамматическая   основа   предложения.   Виды   сказуемых. Односоставные предложения». Практическая работа № 6 «Правописание   приставок.   Второстепенные   члены   предложения.   Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение». Практическая работа № 7 «Правописание   суффиксов.   Морфология.   Обособленные   члены   предложения. Простое осложненное предложение». Практическая работа № 8 «Правописание  Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения». Практическая работа № 9 «Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания   в   сложном   предложении.   Типы   придаточных   предложений». Практическая работа № 10 «Слитное   и   раздельное   написание   НЕ   с   разными   частями   речи. Сложноподчиненные   предложения   с   несколькими   придаточными.   Типы соподчинения». Практическая работа № 11 «Сложные   слова.   Слитные,   раздельные,   дефисные   написания.   Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении». Практическая работа № 12 «Правописание   производных   предлогов.   Правописание   союзов.   Правописание частиц. Частицы НЕ­НИ». Практическая работа № 13. Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты) Сложные   предложения   с   разными   видами   связи.   Средства   речевой выразительности 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Контрольная работа № 2 (тестирование) Раздел 5. Сочинение (12 часов)  25­ 26 Сочинение­рассуждение  С2 «Тема   и   идея   текста.   Проблемы,   поднятые   автором   текста.   Композиция сочинения рассуждения.  Тезисы и аргументы. Цитирование».  Практическая работа № 14 27­ Сочинение­рассуждение С2. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 «Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов».  Практическая работа № 15 Сочинение­рассуждение С2. Анализ работ Сочинение­рассуждение на лингвистическую тему С2. «Оформление вступления и концовки сочинения».  Практическая работа № 16 Урок контроля Репетиционный экзамен по материалам Федерального официального сборника 1 2 1 4 28 29 30­ 31 32 33­ 36 Литература 1. Арефьева С.А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. – М., 1997. 2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988. 3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1993. 4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М.,1997. 5. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М., 1995. 6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.,1989. 7. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные   варианты   экзаменационных   работ   для   проведения   государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель". 8. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М., 1995. 9. Ипполитова   Н.А.   Упражнения   по   грамматической   стилистике   при   изучении   частей речи. – М., 1980. 10. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Трудные вопросы орфографии. – М.,1982. 11. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. Все классы. – М.: ТЦ Сфера, 2014. 12. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru. 13. ОГЭ. Русский язык : типовые экзаменационные варианты : 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: «Нац. образование», 2018. 14. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2008. 15. Педчак Е.П. Итоговое выпускное сочинение / Е.П. Педчак . – М.: Эксмо, 2015. 16. Потапова Г.Н. Экспресс­диагностика. Русский язык. 8 класс. ФГОС / Г.Н. Потапова. – 4­е изд., перераб. и доп. – М.: «Экзамен», 2015.  Словари и справочники 1. Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998. 2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988. 3. Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994. 4. Орфоэпический   словарь   русского   языка:   Произношение,   ударение,   грамматические формы / Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989. 5. Панов   Б.Г.,   Текучев   А.В.   Школьный   грамматико­орфографический   словарь   русского языка. – М., 1991. 6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998. 7. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984. 8. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.

Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе

Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе

Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе

Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе

Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе

Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе

Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе

Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе

Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе

Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе

Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе

Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе

Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе

Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе

Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе

Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе

Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе

Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2019