Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе
Оценка 5
Образовательные программы
doc
русский язык
9 кл
10.10.2019
Данная программа является авторской, соответствует ФГОС ООО и предназначена для работы с учащимися 9 класса по подготовке к ОГЭ во внеурочное время на усмотрение учителя: как кружок, как курс внеурочной деятельности, как элективный курс, как консультация. Возможно использование данной программы ещё в 8 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА - ШАГ ЗА ШАГОМ К ОГЭ - 9 КЛАСС.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кульгешская основная общеобразовательная школа им. Н.А. Афанасьева»
Урмарского района Чувашской Республики
Рассмотрена
на заседании методического
объединения учителей
________________________
____________________
«___» августа 2019 года
Протокол № 1
Принята
на заседании педагогического
совета
Утверждена
приказом МБОУ
«Кульгешская ООШ им.
МБОУ «Кульгешская ООШ им.
Н.А.Афанасьева»
«___» августа 2019 года
Протокол № 1
Н.А.Афанасьева»
«___» августа 2019 года № __
Директор школы
_____________Ю.Н.Данилов
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
курсов внеурочной деятельности по русскому языку
«Шаг за шагом к ОГЭ»
на 20192020 учебный год
Сроки реализации: 1 год
Возраст детей: 1416 лет (9 класс)
Составитель:
Романова Светлана Васильевна,
учитель русского языка и литературы Кульгеши – 2019 г
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности предназначен для подготовки обучающихся 9 класса к
основному государственному экзамену (ОГЭ) по русскому языку. Программа составлена в
соответствии с ФГОС ООО и программой по русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской.
Она предполагает формирование способности комплексно использовать знания по орфографии,
синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике.
Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому другому предмету, во
многом определяется тем, насколько обучающиеся подготовлены к этому экзамену. Данный курс
поможет выяснить, как обучающиеся освоили курс русского языка, и тем самым организовать
целенаправленную подготовку к экзамену.
Задания по программе помогут углубить знания по речеведению и умению работать с
текстом: вдумчиво и осмысленно читать текст, понимать смысл, выделять основную и
второстепенную информацию, строить собственный текст на основе прочитанного, анализировать
то или иное языковое явление. Программа также поможет совершенствовать орфографическую и
пунктуационную грамотность обучающихся, что необходимо для выполнения экзаменационной
работы.
Работа по написанию изложения и сочинениярассуждения на лингвистическую тему
направлена на совершенствование навыка комплексного анализа текста.
Работа с тестами предполагает обобщающее повторение по предложенным для тестирования
темам. Материал повторения строится по принципу возрастающей сложности.
В программе предусмотрена работа с демонстрационными версиями ОГЭ и по правильному
заполнению бланков.
Цель программы: подготовить обучающихся к успешному прохождению ОГЭ по окончании
9 класса.
Задачи:
1. Выработать навыки комплексного анализа текста.
2. Совершенствовать навыки работы над изложением и сочинением.
3. Сформировать навыки комплексного использования знаний по всем разделам русского
языка (в рамках школьной программы).
4. Научиться заполнять экзаменационные бланки.
Программа рассчитана на 36 часов (1 час в неделю). Срок реализации программы 1 год.
Возраст учащихся 1416 лет.
Помимо теоретических занятий программа предусматривает практические задания.
Формы подведения итогов реализации программы:
репетиционный экзамен по материалам Федеральных официальных сборников;
тестирования по пройденному материалу;
написание сжатого изложения;
написание сочинения на лингвистическую тему.
Ожидаемые результаты
умение активизировать, классифицировать языковые факты с целью
обеспечения
различных видов речевой деятельности;
умение оценивать языковые факты с точки зрения правильности, точности, уместности их
употребления;
умение использовать основные приемы информационной переработки текста;
умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных задач;
умение создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными
задачами;
умение осуществлять речевой самоконтроль;
умение комплексно анализировать текст;
умение писать изложение;
умение писать сочинение;
умение оформлять экзаменационные бланки.
Работая по данной программе, обучающиеся смогут успешно сдать итоговую аттестацию по
русскому языку.
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий,
которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами работы. Содержание
Раздел 1. Введение (1 час)
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её
оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.
Раздел 2. Изложение (6 часов)
Развитие речи школьников: усвоение ими практической грамотности, повторить материал,
изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема
текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа № 1.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление
об абзаце как о пунктуационном знаке.
Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении
границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические,
синтаксические. Практическая работа № 2. Написание изложения.
Раздел 3. Лексика (4 часа)
Упражнения по лексике. Это работа по определению лексического значения слова, по
различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической
сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса
учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности
русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать
опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте. Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения
происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Практическая
работа № 3. Контрольная работа № 1 (тестирование).
Раздел 4. Орфография и Синтаксис (13 часов)
Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию
определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных
определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных
предложений, без чего невозможно восприятие текста.
Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению
орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения,
девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные
орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА.
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 4.
Орфограммы в корнях слов. Практическая работа № 5.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные
предложения. Практическая работа № 6.
Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены
предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное
предложение. Практическая работа № 7.
Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое
осложненное предложение. Практическая работа № 8.
Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные
конструкции. Обращения. Практическая работа № 9.
Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в
сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа № 10.
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные
предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа № 11.
Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные
предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа №
12.
Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц.
Частицы НЕНИ. Практическая работа № 13.
Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты). Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности.
Контрольная работа № 2 (тестирование).
Подготовка к написанию сочинениюрассуждению.
Раздел 5. Сочинение (12 часов)
Понятие о сочинениирассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема
текста. Практическая работа № 14.
Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа № 15.
Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки
сочинения. Практическая работа № 16.
Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.
Корректировка текста.
№
заня
тия
1
2
3
4
5
Тематическое планирование
Тема урока
Раздел 1. Введение (1 час)
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и
критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков
Раздел 2. Изложение (6 часов)
«Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема,
идея, проблема текста и способы их установления и формулирования».
Практическая работа № 1
Композиция, логическая, грамматическая структура текста
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста.
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке
Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в
определении границ главной информации. Способы сокращения текста:
грамматические, логические, синтаксические
67 Практическая работа № 2 «Написание сжатого изложения»
Раздел 3. Лексика (4 часа)
8
9
Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения
происхождения и употребления
Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы
10 Практическая работа № 3 «Изобразительновыразительные средства русской
Колво
часов
1
1
1
1
1
2
1
1 речи»
11 Контрольная работа № 1 (тестирование)
Раздел 4. Орфография и Синтаксис (13 часов)
«Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании». Практическая работа
№ 4
«Орфограммы в корнях слов». Практическая работа № 5
«Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых.
Односоставные предложения». Практическая работа № 6
«Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные
члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Простое осложненное предложение». Практическая работа № 7
«Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения.
Простое осложненное предложение». Практическая работа № 8
«Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения.
Вставные конструкции. Обращения». Практическая работа № 9
«Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки
препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений».
Практическая работа № 10
«Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы
соподчинения». Практическая работа № 11
«Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные
сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».
Практическая работа № 12
«Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание
частиц. Частицы НЕНИ». Практическая работа № 13.
Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты)
Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой
выразительности
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24 Контрольная работа № 2 (тестирование)
Раздел 5. Сочинение (12 часов)
25
26
Сочинениерассуждение С2
«Тема и идея текста. Проблемы, поднятые автором текста. Композиция
сочинения рассуждения. Тезисы и аргументы. Цитирование». Практическая
работа № 14
27 Сочинениерассуждение С2.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2 «Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов». Практическая
работа № 15
Сочинениерассуждение С2. Анализ работ
Сочинениерассуждение на лингвистическую тему С2.
«Оформление вступления и концовки сочинения». Практическая работа №
16
Урок контроля
Репетиционный экзамен по материалам Федерального официального сборника
1
2
1
4
28
29
30
31
32
33
36
Литература
1. Арефьева С.А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся.
– М., 1997.
2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.
3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1993.
4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М.,1997.
5. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М., 1995.
6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.,1989.
7. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс:
Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной
итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова.
М.: "Астрель".
8. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М., 1995.
9. Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей
речи. – М., 1980.
10. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Трудные вопросы орфографии. – М.,1982.
11. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. Все классы. – М.: ТЦ
Сфера, 2014. 12. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.
13. ОГЭ. Русский язык : типовые экзаменационные варианты : 36 вариантов / под ред. И.П.
Цыбулько. – М.: «Нац. образование», 2018.
14. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2008.
15. Педчак Е.П. Итоговое выпускное сочинение / Е.П. Педчак . – М.: Эксмо, 2015.
16. Потапова Г.Н. Экспрессдиагностика. Русский язык. 8 класс. ФГОС / Г.Н. Потапова. –
4е изд., перераб. и доп. – М.: «Экзамен», 2015.
Словари и справочники
1. Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.
2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения.
– М., 1988.
3. Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.
4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические
формы / Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.
5. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматикоорфографический словарь русского
языка. – М., 1991.
6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.
7. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.
8. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.
Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе
Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе
Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе
Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе
Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе
Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе
Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе
Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе
Программа курсов внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.