МБОУ"Нижнеиртышская СШ"
им. М.Н.Макарова
Саргатского муниципального района Омской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
для обучающихся 1 класса
в рамках курса «Русский язык»
Автор-составитель:
Попова Е.Г. - учитель начальных классов
Нижнеиртышское 2023
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………… с. 3-4
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности…………………………………………………………………………… с. 5
Учебный план………………………………………………………………………… с. 6
Содержание программы……………………………………………………………… с. 7
Оценка планируемых результатов ……………………………………………………с. 8-9
Список литературы ……………………………………………………………………с.10
Приложение ……………………………………………………………………………с.11
Пояснительная записка
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.
Данная программа позволяет показать учащимся, как разнообразен, увлекателен, неисчерпаем мир слов. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Цель: формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, убеждения в необходимости и возможности его грамотного использования.
Задачи:
Содержание программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире слов» связано с учебным предметом «Русский язык». Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования.
Программа позволяет получить первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомиться с некоторыми разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, морфемикой, орфографией; в объеме содержания курса находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать языковые единицы.
Программа внеурочной деятельности способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, формирует позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку.
В программе представлены основные содержательные линии:
1. «Система языка»
· раздел «Фонетика и графика» (характеристика звуков русского языка: гласные/согласные, обозначение звуков буквами; определение количества слогов в слове по количеству гласных звуков);
· раздел «Морфемика» (различие родственных слов),
· раздел «Лексика» (определение значения слова с помощью толкового словаря).
2. «Орфография» (применение правил правописания);
3. «Развитие речи» (оценивание уместности использования пословиц и фразеологизмов в различных жизненных ситуациях).
Содержание программы «В мире слов» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, художественная, игровая. Одним из видов грамматической игры является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Упражнение в произношении скороговорок – не только веселое и интересное занятие. Оно очень полезно как средство исправления плохой дикции. Учащиеся познакомятся со словесными задачами и играми. К словесным задачам относятся шарады, палиндромы, анаграммы. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками.
Особое внимание следует обращать на задания, направленные на развитие речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Для этого используется проведение различных ролевых игр.
С целью развития языкового чутья особое внимание при отборе заданий следует обращать на сопоставление внешне сходных, но различных по сути языковых явлениях, а также на анализ слов различных по форме, но близких по значению.
Следует научить детей пользоваться «Орфографическим словарем», «Толковым словарем». Предполагается ведение «Словарика фразеологизмов».
Программа «В мире слов» рассчитана на 1 год занятий, объемом в 33 часа, 1 час в неделю.
Форма организации: занятия проводятся в учебном кабинете, читальном зале библиотеки.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности в рамках курса «Русский язык»
«В мире слов»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Содержание программы внеурочной деятельности «В мире слов», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-принимать и сохранять учебную задачу;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-задавать вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
-строить понятные для партнера высказывания;
- использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- устанавливать аналогии.
Содержание курса
Как изменяется язык. Будущее человеческой речи. Языки мира. Русский язык. Сколько слов в русском языке. Новые слова. Слова одинаковые – значения разные. Чужие слова.
Рассказ-беседа на тему «Что это значит – хорошо знать русский язык».
Характеристика звуков русского языка: гласные/согласные, обозначение звуков буквами.
Задачи-игры, сказки и стихи о звуках и буквах, упражнения по фонетике, загадки-шутки, шарады.
Определение количества слогов в слове по количеству гласных звуков.
Занимательные упражнения на определение количества слогов в словах, составление слов из слогов, деление слов на слоги. Ребусы. «Слоговой аукцион» .
4. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Применение правил правописания данной орфограммы.
Занимательные упражнения на правописание сочетаний. Стихи, загадки, скороговорки, фразеологизмы, игры.
5. Мягкий знак – показатель мягкости
Применение правил правописания данной орфограммы.
Занимательные упражнения на правописание мягкого знака в словах.
Стихи, загадки, пословицы и поговорки, народные приметы, скороговорки, фразеологизмы, загадки-шутки, веселые стихи для выборочного письма, кроссворд.
6. Большая буква в словах
Применение правил правописания данной орфограммы.
Занимательные упражнения на правописание имен собственных. Стихи, загадки, скороговорки, фразеологизмы, игры, шуточная викторина. Палиндромы.
7. Буква»Э»
Определение значения слова с помощью толкового словаря.
«Интересные сведения о букве «Э». Пословицы и поговорки, фразеологизмы, кроссворд, веселые стихи, игры.
8. Буквы «И» и «Й»
Оценивание уместности использования пословиц и фразеологизмов в различных жизненных ситуациях.
«Интересные сведения о буквах «И» и «Й». Загадки, пословицы и поговорки, фразеологизмы, игры, веселые стихи.
9. Однокоренные слова
Занимательные упражнения в классификации, сравнении, группировке однокоренных слов. Загадки, скороговорки, фразеологизмы.
10. Для чего надо изучать родной язык
Беседа. Выполнение занимательных упражнений, игры.
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Хорошо ли ты знаешь русский язык? |
2 |
2 |
Звуки и буквы: гласные и согласные |
4 |
3 |
Слог |
4 |
4 |
Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН |
6 |
5 |
Мягкий знак – показатель мягкости |
3 |
6 |
Большая буква в словах |
5 |
7 |
Буква»Э» |
1 |
8 |
Буквы «И» и «Й» |
1 |
9 |
Однокоренные слова |
5 |
10 |
Для чего надо изучать родной язык |
2 |
|
И т о г о |
33 |
Оценка планируемых результатов
Данная программа предусматривает промежуточные и итоговые формы подведения итогов внеурочной деятельности. В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Система отслеживания и оценивания итоговых результатов проходит через участие их в конкурсах и викторинах, проектах, создании портофолио. Портфель индивидуальных образовательных достижений обучающихся содержит документы и материалы, подтверждающие достижения обучающихся за период обучения.
Промежуточный контроль
Самооценка
Лист «Мои успехи в изучении темы».
1.Вначале этого у меня была цель ….
2. Особенно хорошо мне удалось …
3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …
4. Свой результат могу оценить так (на выбор)
Максимальный уровень |
|
|
|
«Превосходно» |
Необыкновенный результат, его будет сложно повторить |
Программный уровень |
|
|
«Отлично» |
Очень доволен, так как результат отличается от обычного |
|
Необходимый уровень |
|
«Хорошо» |
Доволен, похоже на то, что делаю обычно |
||
«Нормально» |
Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе |
Материалы проектов, творческих работ, мероприятий могут сопровождаться листом «Самооценка творческого дела ». О необходимости и полезности оценивать свои достижения нужно время от времени напоминать ученикам: «Попробуйте сами оценить свои успехи». «Интересно взглянуть на свои достижения?»
Лист «Самооценка творческого дела»
1. В начале этого дела у меня была цель ….
2. Особенно хорошо мне удалось …
3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …
4. Свой результат могу оценить так (на выбор):
Максимальный уровень |
|
|
|
«Превосходно» |
Очень высокий результат, его будет сложно повторить |
Программный уровень |
|
|
«Отлично» |
Очень доволен, так как результат отличается от обычного |
|
Необходимый уровень |
|
«Хорошо» |
Доволен, похоже на то, что делаю обычно |
||
«Нормально» |
Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе |
Контролирующие материалы по темам курса проводятся в конце изучения каждой темы, позволяют судить о степени достижения планируемых результатов. (Приложение)
Итоговый контроль
Опросный лист №1 «Хорошо ли ты знаешь русский язык?» заполняется в начале курса.
Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у обучающегося выражена направленность знаний по изучаемому вопросу.
Опросный лист №2 «Хорошо ли ты знаешь русский язык?» заполняется в конце курса.
Показателем положительного изменения в продвижении знаний обучающегося по изучаемому вопросу являются достижения высокого и среднего уровней. (Приложение)
Оценка метапредметных результатов
Виды УУД |
1 класс |
Познавательные |
Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карповой) |
Регулятивные |
Выкладывание узора из кубиков |
Коммуникативные |
«Левая и правая стороны» (методика Ж.Пиаже)
|
(Приложение)
Формы подведения итогов
Конкурс «Тайны русского языка».
Проект «Крестословица – русская забава».
Викторина «В мире слов»
Праздник «Наш родной язык».
Сборник творческих работ.
Программа предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, словарях, книгах, на электронных носителях.
Список литературы для учителя
Основная литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе; под.ред А.Г.Асмолова. – М.:Просвещение, 2011.
2. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.
3. Планируемые результаты начального общего образования ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2011.
4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2011.
Дополнительная литература
1. Узорова О.В. 300заданий и упражнений по русскому языку. – М.: 1998
2. Жиренко О.Е. Учим русский с увлечением: формирование орфографической грамотности: 1 – 4 классы. – М.: 5 за знания, 2005
3. Сухин И.Г. Занимательные материалы по развитию речи. – ВАКО, М.:2004
4. Детская энциклопедия. Изд.2 Т.11. Язык. Художественная литература. М., Просвещение, 1968.
5. Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник. В 2-х т. М.: Художественная литература, 1984.
Приложение
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
Опросный лист №1
«Хорошо ли ты знаешь русский язык?
(заполняется в начале курса)
№ |
Вопрос |
Да |
Нет |
1 |
Знаешь ли ты, на каком языке ты говоришь?
|
|
|
2 |
Знаешь ли ты, какие еще бывают языки, на которых разговаривают люди?
|
|
|
3 |
Знаешь ли ты, что такое звуки речи?
|
|
|
4 |
Знаешь ли ты, что такое родной язык?
|
|
|
5 |
Знаешь ли ты, для чего нужно хорошо знать свой родной язык?
|
|
|
6 |
Знаешь ли ты, что такое корень слова?
|
|
|
7 |
Знаешь ли ты как определить значение неизвестного тебе слова?
|
|
|
8 |
Знаешь ли ты, что значит выражение «Бросать слова на ветер»?
|
|
|
9 |
Знаешь ли ты какие-нибудь игры со словами?
|
|
|
Протокол результатов опросного листа №1
«Хорошо ли ты знаешь русский язык?»
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
№ вопроса |
Ответы в начале изучения |
|
Да |
Нет |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка и интерпретация результатов опросного листа №1.
За каждый ответ «Да» начисляется 1 балл.
Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у обучающегося выражена направленность знаний по изучаемому вопросу.
Опросный лист №2 «Хорошо ли ты знаешь русский язык?»
(заполняется в конце курса)
□ на русском
□ на татарском
□ на казахском
□ языки пламени костра
□ иностранные языки
□ зыки колоколов
□ пение птиц
□ шум моря
□ звуки, с помощью которых говорит человек
□ средство, с помощью которого люди говорят, сообщают друг другу свои мысли
□ орган вкуса во рту
□ для того, чтобы поехать в другую страну
□ для того, чтобы общаться с другими людьми, сообщать им свои мысли
□ общая часть родственных слов
□ корнеплоды
□ подземная часть растения
□ 100 тысяч
□ 53 тысячи
□ нельзя точно сказать
Жить своим умом.
□ Уметь решать трудные задачи.
□ Иметь свое мнение, никого не слушать.
□ Жить весело.
|
|
|
||
|
|
|
с |
|
в |
е |
с |
н |
а |
|
|
|
е |
|
|
|
г |
|
Кроссворд
Анаграмма
Ребус
Скороговорка
Палиндром
|
На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора!
НА
ША ЛИПА - ПИЛА
А роза упала на лапу Азора.
Протокол результатов опросного листа №2
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Ответы на вопросы ( +, - ) |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка и интерпретация результатов опросного листа №2.
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Высокий уровень – 7-9 баллов.
Средний уровень – 4-6 баллов.
Низкий уровень – 0-3 балла.
Показателем положительного изменения в продвижении знаний обучающегося по изучаемому вопросу являются достижения высокого и среднего уровней.
Контролирующие материалы по темам курса
Содержательная линия «Система языка»
Тема: «Звуки и буквы: гласные и согласные»
Планируемый результат: характеризовать звуки русского языка: гласные/согласные, обозначать их буквами.
Умения: различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие.
Задание:
Выпиши из каждого слова в один столбик гласные, а в другой – согласные.
|
Гласные |
Согласные |
Снежинка |
|
|
Одуванчик |
|
|
Земляника |
|
|
Задание:
Пропала буква. Гласные допиши красным цветом, а согласные – синим.
. ОМАШКА |
ДЯТЕ . |
. АУК |
БЕРЁЗ . |
Задание:
Шарада:
С Л я слёзы проливаю,
С Ж по воздуху летаю.
Л . . |
Ж . . |
Задание:
Под гласными поставьте точки, а согласные подчеркните.
Я хочу читать. Дядя Кузьма купил мне букварь. Там буквы и картинки. Вот лось и конь. А это шишки ёлки. Я люблю читать. |
Тема: «Слог»
Планируемый результат: определять количество слогов в слове по количеству гласных звуков.
Умения: выделять слоги среди сочетаний букв;
составлять из слогов слова;
делить слова на слоги.
Задание: подчеркни слоги.
ПО РТ ИГ Я ЗК ВИ БЫ ЧН МЁ ЦГ ВР
Ю СТР КУ О УК ЯН АР СЕ ФХТ СЭ КИ |
Задание: составь и запиши слоги.
Я Ю И ……………………………
О Р У …………………………….
Е Ё А …………………………… |
Задание: добавь нужный слог. Сколько слогов в каждом слове?
Ё…………….□ Ро………………□
Мали………..□ Ще………………□
Задание: слова рассыпались. Соберите их и запишите названия цветов.
гвоз аст пи ………………………. ………………………. он ди ра ка ………………………. |
Задание: под гласными буквами поставь точку, раздели слова на слоги.
Лук, лапа, дом, дым, паук, коньки, крот, уха, дед, Зоя,
магазин, Оля, ягода, вилка, кошка, оса, телефон, волосы. |
Содержательная линия «Орфография»
Тема: «Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»
Планируемый результат: применять правила правописания ( в объеме содержания курса)
Умения: находить орфограммы в словах;
соотносить орфограмму с изученным правилом;
находить слова с определённой орфограммой.
Задание: подчеркни слоги ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
жи шу жа иш ли ши щу ящ иж Ча ащ цы чу ищ ща оч |
Задание: выделите ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах.
удача чайник чудо чаща щавель чуткий жизнь машина щука туча чучело ищу |
Задание: выдели ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
У Маши карандаши. У Глаши лыжи. На площадке играли овчарки. Чумазый ворчун сощурился.
|
Задание: угадай и запиши последнее слово.
На рыбалке не ворчу, Петя чуть не плачет,
Щуку из реки ……………. Трудная ……………………
Волки рыщут, Ты к обеду положи
Пищу …………............. Ложки, вилки и ……………
Кот живёт у нас на крыше,
А в чулане жили ……………
Тема: «Мягкий знак – показатель мягкости»
Планируемый результат: применять правила правописания ( в объеме содержания курса)
Умения: находить орфограммы в словах;
соотносить орфограмму с изученным правилом.
находить слова с определённой орфограммой.
Задание: подчеркни Ь – показатель мягкости.
Бь ны вь лы ль мь ры
Бы пь рь фы нь ть пы
|
Задание: выделите в словах Ь – показатель мягкости.
рысь гусь олень тюлень
пеньки дольки мелькать Ольга
|
Задание: выделите в Ь – показатель мягкости.
Стоят сильные морозы. Пень закрыт снегом. Ольга и Кузьма взяли коньки. Коньки скользят по льду. Вот большая гора. Школьники везут санки.
|
Задание: отгадай загадки, запиши слова-отгадки.
Эх, звоночки, синий цвет,
С языком, а звону нет.
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эта книга не простая,
По ней я буквы изучаю.
б |
|
|
|
|
|
|
Тема: «Большая буква в словах»
Планируемый результат: применять правила правописания ( в объеме содержания курса)
Умения: находить орфограммы в словах;
соотносить орфограмму с изученным правилом.
находить слова с определённой орфограммой.
Задание: запиши ответы на вопросы.
Меня зовут …………………………………………..
Моя фамилия ………………………………………..
Мою маму зовут …………………………………….
Моего папу зовут …………………………………...
Задание: поиграй в интересную игру с соседом по парте. Вспомни названия городов и запиши их.
Образец: Киев – Волгоград - ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Слова-помощники Курск, Псков, Минск, Караганда, Одесса, Мурманск, Азов, Владивосток, Иркутск, Омск, Пятигорск, Омск, Сочи, Владимир, Рига, Анапа, Калуга, Дмитров, Архангельск.
|
Задание: выдели орфограмму «Большая буква в словах»
Первыми в космосе побывали наши друзья – собаки. Учёные послали их в разведку. В ракетах летали Лайка, Белянка и Пёстрая, Белка и Стрелка, Чернушка и Звёздочка. Собака Отважная пять раз была в космосе.
|
Задание: разгадай ребусы, запиши слова.
ТЯ
С …………………………………
А
ТОЛИЙ ………………………………….
Задание: отгадай слова-палиндромы. Запиши.
Собака Айболита ……………………………
Домик из жердей, покрытых ветками, соломой ……………………………..
Тема: «Буква «Э»
Планируемый результат: определять значение слова с помощью толкового словаря.
Умения: группировать слова по заданному основанию.
Задание: запиши слова в два столбика.
Экий, экзамен, эхе-хе, экспорт, этак, экватор, эх, этакий, эгоизм, эй.
Русские |
Иностранные |
……………………………………………..
……………………………………………..
……………………………………………..
…………………………………………….. |
……………………………………………….
……………………………………………….
………………………………………………..
………………………………………………. |
Узнай с помощью толкового словаря значение слова ЭКЗАМЕН. Запиши.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Задание: разгадай кроссворд.
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Итоговая проверка знаний ученика или студента по предмету.
2. Не тратить зря.
3. Коллективный поход или поездка куда-либо с целью осмотра, знакомства.
4. Опыт.
5. Поезд электрической железной дороги.
Содержательная линия «Развитие речи»
Тема: «Буквы «И» и «Й».
Планируемый результат: оценивать уместность использования пословиц и фразеологизмов в различных жизненных ситуациях.
Умение: объяснять фразеологизмы, пословицы.
Задание: объясни фразеологизмы.
Отплатить той же монетой.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
В час по чайной ложке.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Задание: объясни пословицу.
Незнайка лежит, а знайка впереди бежит.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание: запиши слова, которые начинаются с буквы «Й».
………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
Задание: «Й» запрячем в серединке, соберём слова в корзинку. Раздели слова для переноса.
Зайка, лейка,……………………………………………....................................
…………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………….
Содержательная линия «Система языка» (продолжение)
Тема: «Однокоренные слова»
Планируемый результат: различать однокоренные слова.
Задание: докажи, что слова ЦВЕТЫ и ЦВЕТНИК однокоренные.
Рассуждаю так:
1. Слова ЦВЕТЫ и ЦВЕТНИК имеют общую часть ………………
2. Слова сходны по ……………………………………………………
ЦВЕТНИК – это место, где ………………………………………..
Делаю вывод: слова ЦВЕТЫ и ЦВЕТНИК ……………………………..
Задание: отметь только те слова, которые можно считать однокоренными.
□ гора – горка □ летать - лётчик
□ берёза – берёзка □ домашний - дом
□ весёлый – радостный □ мороз - холод
Задание: подберите к данным словам однокоренные. Выделите корень.
Ледник - ………………………………………………………………………….
Зима - …………………………………………………………………………….
Холод - …………………………………………………………………………...
Мороз - ……………………………………………………………………………
Задание: найдите родственные слова, соединив их линиями.
мыло чайник
сахар супница
утка хлебница
хлеб мыльница
масло сахарница
суп утятница
чай маслёнка
Задание: «Третий лишний». Зачеркни лишнее слово.
Печурка, печать, печка.
Часовщик, часики, час.
Носильщик, нос, носатый.
Проба на определение количества слов в предложении
(С.Н. Карпова)
Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность.
Оцениваемые универсальные учебные действия: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов в предметный план.
Возраст 6,5 – 7 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: учитель зачитывает предложение и просит ребенка сказать, сколько слов в предложении, и назвать их.
1. Скажи, сколько слов в предложении.
2. Назови первое слово, второе и т.д.
Предлагаемые предложения:
Миша, Мша и Юра пошли в лес.
Таня и Петя собирают грибы.
Критерии оценивания: ориентация на речевую действительность.
Уровни оценивания:
1. ориентация на предметную действительность, нет осознания особого существования речевой действительности как знаково-символической. Дети дают неправильный ответ, ориентируются на предметную действительность, выделяют слова, перечисляя существительные – предметы.
2. Неустойчивая ориентация на речевую действительность. Дети дают частично верный ответ, правильно называют слова, но без предлогов и союзов.
3. Ориентация на речевую действительность, как самостоятельную, дифференциация знаково-символического и предметного планов. Дети дают частично верный (называют все слова, пропустив или предлог, или союз) или полностью правильный ответ.
"Левая
и правая стороны" (Ж. Пиаже)
Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет
позиции собеседника (партнера).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные
действия.
Возраст: 6,5-7 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен
ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать
действиями.
Задания
1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку. Левую.
Покажи мне правую ногу. Левую.
2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу.
Правую.
3. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от
карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?
4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой
руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш?
Критерии оценивания:
- понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию
других людей, отличную от собственной;
- соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки
зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех
заданиях;
2. Средний уровень: правильные ответы только в 1-м и 3-м
заданиях; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но
не учитывает позиции партнера.
3. Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно,
т. е. учитывает отличия позиции другого человека.
Выкладывание узора из кубиков
Цель: выявление развития регулятивных действий.
Оцениваемые универсальные
учебные действия: умение
принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие
в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и
по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение; познавательные действия — умение осуществлять
пространственный анализ и синтез.
Возраст: 6,5—7 лет.
Метод оценивания: индивидуальная работа учащихся.
Описание задания: ребенку предлагается выложить фигуру из 4 и 9 конструктивных элементов по образцу. Для этого ему даются 16 квадратов. Каждая сторона квадрата может быть, раскрашена в красный, белый и красно-белый (по диагонали квадрата) цвета. (Конструктивный элемент не совпадает с перцептивным элементом.)
Критерии и уровни оценивания: функциональный анализ направлен на оценивание ориентировочной, контрольной и исполнительной частей действия .
• Ориентировочная часть.
Наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли его с образцом):
1. Отсутствует ориентация на образец.
2. Соотнесение носит неорганизованный эпизодический характер, нет систематического соотнесения.
3. Началу выполнения действия предшествует тщательный анализ, и соотнесение осуществляется на протяжении выполнения задания.
Характер ориентировки:
1. Развернутая с опорой на предмет — хаотическая.
2. В отдельных частях развернута, в отдельных — свернута; ребенку не всегда удастся организовать ориентировку.
3. Свернутая ориентировка — организованная.
Размер шага ориентировки: 1 — мелкий; 2 — пооперационный; 3 — блоками.
Предвосхищение: промежуточный результат: 1 — предвосхищения нет; 2 — в отдельных операциях; 3 — предвосхищение есть; конечный результат: 1 — нет; 2 — возникает к концу действия; 3 — есть.
Характер сотрудничества (со-регуляция действия в сотрудничестве со взрослым или самостоятельная ориентировка и планирование действия): I — сотрудничества нет; 2 — сорегуляции со взрослым; 3-самостоятельная ориентировка и планирование.
•Исполнительная часть.
Степень произвольности: 1 — хаотичные пробы и ошибки без учета и анализа результата и соотнесения с условиями выполнения действия; 2 — опора на план и средства, но не всегда адекватная, есть импульсивные реакции; 3 — произвольное выполнение действия в соответствии с планом.
• Контрольная часть.
Степень произвольности контроля: 1 — хаотичный; 2 —эпизодический; 3 — в соответствии с планом контроля.
Наличие средств контроля и характер
их использования:
1 — средств контроля нет; 2 — средства есть, но неэффективные; 3 — средства
есть, применяются адекватно.
Характер контроля: 1 — нет, отсутствует; 2 — развернутый, констатирующий; 3 — свернутый, предвосхищающий.
Структурный анализ основан на следующих критериях:
Принятие задачи
(адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях,
сохранение задачи и отношение к пей): 1 задача не принята, принята неадекватно;
не сохранена; 2 — задача принята, сохранена, нет адекватной мотивации (интереса
к заданию, желания выпол-
нить), после безуспешных попыток ребенок теряет к ней интерес; 3 — задача
принята, сохранена, вызывает интерес, мотивационно обеспечена.
План выполнения,
регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с
определенными условиями: 1 — нет планирования; 2 — план есть, но не совсем
адекватный или неадекватно используется; 3 — план есть,
адекватно используется.
Контроль и коррекция:
1 — нет контроля и коррекции,
контроль только по результату и ошибочен; 2 — есть адекватный контроль по
результату, эпизодический предвосхищающий, коррекция запаздывающая, не всегда
адекватная; 3 —адекватный контроль по результату, эпизодический по способу,
коррекция иногда запаздывающая, но адекватная.
Оценка (констатация
достижения поставленной цели или
меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче): 1 —
оценка либо отсутствует, либо ошибочна; 2 — оценивается только
достижение/недостижение результата, причины не всегда называются, часто
называются неадекватно; 3 — адекватная оценка результата, эпизодически — меры
приближения к цели, называются причины, но не всегда адекватно.
Отношение к успеху и неудаче: I — парадоксальная реакция либо реакция отсутствует; 2 — адекватная — на успех, неадекватная — на неудачу; 3 — адекватная — на успех и неудачу.
Другим важным критерием сформированности регулятивной структуры деятельности и уровня ее произвольности является вид помощи, необходимой учащемуся для успешного выполнения действия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.