«Рассмотрено» Руководитель МО
________/________ / подпись ФИО Протокол № 1 от «___» августа 202__г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УР МОУ «СОШ №___» _________/___________/ подпись ФИО Протокол №1 от «___» августа 202___г.
|
«Утверждаю» Директор МОУ «СОШ №____» __________/__________/ подпись ФИО Приказ № ______ от «01» сентября 202__г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА
«Русский язык»
4 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
«___» августа 202__г.
г. Саратов, 2022 год
Содержание
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности;
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
III. Тематическое планирование;
IV. Литература.
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа дополнительного специального курса «Русский язык. 4 класс» разработана для внеурочной деятельности для учащихся 4 класса. Данный курс занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников, развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.
Основная цель программы «Русский язык. 4 класс» - формирование навыка грамотного письма как показателя общей культуры человека.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) является формирование следующих умений:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;
- интереса к познанию русского языка;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в заданиях;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России
Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.
Познавательные УУД:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений;
- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать и учитывать другое мнение и позицию;
- формировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять действие взаимоконтроля.
- открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Предметными результатами является формирование следующих умений:
- развитие интереса и любви к великому русскому языку как учебному предмету;
- расширение и углубление программного материала;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
- формирование учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенции учащихся;
- овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
- овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь.
II. Cодержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Программа рассчитана на 34 недели. Занятия в «Русский язык. 4 класс» проводятся 1 раз в неделю в период с сентября по май текущего учебного года. В один день – 2 ученических часа. Общее количество часов – 68 часов.
Одно учебное занятие длится 90 минут. Между занятиями – перерыв 10 минут. Наполняемость группы – 10 человек.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается
на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение орфографических заданий;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
Содержание курса
Вводное занятие «Русский язык – сказочное царство слов» (4ч).
Азбука, прошедшая сквозь века (6 ч). Как создавалась азбука (1ч). Как возникла наша письменность. Древние письмена. (1ч). Алфавит. Звуки и буквы. (4 ч).
Всему название дано (10 ч). Что такое слово? (2ч). Происхождение слов (2 ч).
О происхождении имён (1ч). Как появились фамилии. (1ч). Однокоренные слова (4 ч).
Секреты правильной речи (16 ч). Слова–двойники. (1ч). Слова-друзья. (1ч). Слова-спорщики. (1 ч). Устаревшие слова. (1ч). Новые слова. Новые имена и названия. (1ч). Слова-пришельцы. (1ч). Фразеологизмы (2 ч). Крылатые слова и выражения. (2 ч). Словари – сокровищница языка. Работа с толковым словарем. (2 ч). Русские пословицы и поговорки. (1 ч). Проект «Скороговорки» (1ч). Учимся распознавать ошибки. (2 ч).
Подготовка к олимпиаде по русскому языку (8 ч). Решение олимпиадных заданий. (4ч). Олимпиада по русскому языку. (4ч)
Морфология (12 ч). Части слова. (1ч). Род и число. (1ч). Падежи. (2 ч). Части речи. (2 ч). Лексические загадки глаголы (2 ч). Морфологический разбор слов разных частей речи. (4 ч).
Синтаксис (8 ч). Словосочетание и предложение (общее, различие) (2 ч). Предложения с однородными членами. (2 ч). Редактирование текста. (2 ч). Редактирование текста. (2ч).
Итоговое занятие (4 ч). Интеллектуальный марафон. (4ч).
III. Тематическое планирование
«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
№ п/п |
Тема занятий |
Кол-во часов |
Дата план |
Дата факт |
Вводное занятие (4 ч) |
||||
1 |
Русский язык - сказочное царство слов. |
2 |
|
|
2 |
Русский язык - сказочное царство слов. |
2 |
|
|
Азбука, прошедшая сквозь века (6 ч) |
||||
3 |
Как создавалась азбука. |
1 |
|
|
4 |
Как возникла наша письменность. Древние письмена. |
1 |
|
|
5 |
Алфавит. Звуки и буквы. |
2 |
|
|
6 |
Алфавит. Звуки и буквы. |
2 |
|
|
|
Всему название дано (10ч) |
|
|
|
7 |
Что такое слово? |
2 |
|
|
8 |
Происхождение слов. |
2 |
|
|
9 |
О происхождении имён. |
1 |
|
|
10 |
Как появились фамилии. |
1 |
|
|
11 |
Однокоренные слова. |
2 |
|
|
12 |
Однокоренные слова. |
2 |
|
|
Секреты правильной речи (16ч) |
||||
13 |
Слова–двойники. |
1 |
|
|
14 |
Слова-друзья. |
1 |
|
|
15 |
Слова-спорщики. |
1 |
|
|
16 |
Устаревшие слова. |
1 |
|
|
17 |
Новые слова. Новые имена и названия. |
1 |
|
|
18 |
Слова-пришельцы. |
1 |
|
|
19 |
Фразеологизмы |
1 |
|
|
20 |
Фразеологизмы |
1 |
|
|
21 |
Крылатые слова и выражения. |
1 |
|
|
22 |
Крылатые слова и выражения. |
1 |
|
|
23 |
Словари – сокровищница языка. Работа с толковым словарем. |
1 |
|
|
24 |
Словари – сокровищница языка. Работа с толковым словарем. |
1 |
|
|
25 |
Русские пословицы и поговорки. |
1 |
|
|
26 |
Проект «Скороговорки» |
1 |
|
|
27 |
Учимся распознавать ошибки. |
1 |
|
|
28 |
Учимся распознавать ошибки. |
1 |
|
|
Подготовка к олимпиаде по русскому языку (8 ч) |
||||
29 |
Решение олимпиадных заданий. |
2 |
|
|
30 |
Решение олимпиадных заданий. |
2 |
|
|
31 |
Олимпиада по русскому языку. (Диктант повышенного уровня) |
2 |
|
|
32 |
Олимпиада по русскому языку. (грамматические задания) |
2 |
|
|
Морфология (12 ч) |
||||
33 |
Части слова. |
1 |
|
|
34 |
Род и число. |
1 |
|
|
35 |
Падежи. |
1 |
|
|
36 |
Падежи. |
1 |
|
|
37 |
Части речи. |
1 |
|
|
38 |
Части речи. |
1 |
|
|
39 |
Лексические загадки глаголы. |
1 |
|
|
40 |
Лексические загадки глаголы. |
1 |
|
|
41 |
Морфологический разбор слов разных частей речи. |
2 |
|
|
42 |
Морфологический разбор слов разных частей речи. |
2 |
|
|
Синтаксис (8ч) |
||||
43 |
Словосочетание и предложение (общее, различие). |
2 |
|
|
44 |
Предложения с однородными членами. |
2 |
|
|
45 |
Простые и сложные предложения. |
2 |
|
|
46 |
Редактирование текста. |
2 |
|
|
Итоговое занятие (4 ч) |
||||
47 |
Интеллектуальный марафон. |
2 |
|
|
48 |
Интеллектуальный марафон. |
2 |
|
|
Итого: |
68 ч |
|
|
IV. Литература.
1. Желтовская Л.Я. Программа по русскому языку (УМК «Планета знаний»). – М.: АСТ, Астрель.
2. Лосева Л.М. «Как строится текст». – М., 1980.
3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.
4. Оконь В. «Основы проблемного обучения». – М.:»Академия», 2004.
5. Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Книга для учителя. – М.: Просвещение. 1996.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.