Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия №2 города Иркутска
Программа внеурочной деятельности
КОРРЭ (Культура общения, развитие речи, этикет)
Автор: Сергиенко Светлана Анатольевна, учитель начальных классов, ВВК
2024 г.
Содержание.
стр.
1. Пояснительная записка 3-4
2. Содержание 5-6
3.Основные понятия 7-8
4.Тематическое планирование 9-12
5.Дидактический материал 13-23
6.Литература 24
«Слово – полководец человеческой силы.
Могущество его беспредельно. Оно и лечит и
наносит смертельные раны. Яростных врагов делает верными друзьями и дружбу превращает в ненависть и навсегда разлучает людей. И, видимо, потому с древнейших времён мудрецы призывают умело обращаться с этим грозным оружием»
Р.Гамзатов.
Пояснительная записка.
Язык называют одним из самых удивительных достояний человечества. При помощи языка мы общаемся, передаём наши мысли, эмоции, ощущения… «Язык, по самой природе своей, есть орудие общения. Литература – расцвет языка, его наибольшая полнота, - его великое общественное дело… Слово не игрушка, а великое орудие жизни», - говорил В.Г. Короленко. Однако пользоваться им надо умело, изучив все его особенности и секреты. Чем больше мы осознаём богатство и величие русского языка, тем требовательней становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка. Итак, важнейшая функция языка – это общение.
Существует два вида средств общения. Первый, основной, - это язык, второй, дополнительный,- это жесты, мимика, позы. Чаще всего второй язык сопровождает различную по содержанию и эмоциональной окраске речь. Общение тесно связано с этикетом. Этикет – это установленный порядок поведения в обществе. Речевой этикет – это правила речевого поведения, выражающиеся устойчивыми формулами и высказываниями в принятых и предписываемых обществом ситуациях вежливого контакта с собеседником. Важное условие эффективности общения – его культура, в частности культура речи. Это, прежде всего соблюдение норм орфографии, пунктуации, произношения, словоупотребления, формообразования, построения предложений, а также следование нормам стилистики и речевого этикета. Человек рождается, растёт и очень быстро овладевает языком, не зная его строения. В школе он знакомится и с тем, как устроен язык, из чего он состоит и как функционирует. Если же человека этому не научить, в его осмыслении, понимании культуры в частности, наступит глубокое зияние. Маленький ребёнок, интуитивно овладевая языком, очень рано вступает в общение с окружающими. Поступая в школу, он продолжает всё тот же интуитивный процесс общения, совершенствуя его в себе, как придётся. В последнее время, мы всё чаще наблюдаем, что учащиеся не умеют правильно высказывать свои мысли, не умеют строить отношения с социумом, быть в ладу с самим собою.
Свободное правильное употребления языка формируется не столько тренировочными упражнениями, сколько частотой использования «живой» речи в разных ситуациях (проигрывания речевой ситуации).
Программы начальной школы по русскому языку и чтению не охватывают всей полноты языкознания и т.д. Такие разделы как культура речи, выразительность речи, этикет, психология общения практически не рассматриваются. А ведь именно начальный период познания родного языка исключительно важен своей многоаспектностью и не только для продуктивного обучения, но и в целом для социализации ребёнка.
Программа «КОРРЭ» (Культура общения, развитие речи, этикет) рассчитана на 4 года обучения и составляет 134 часа.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования основная цель программы: формирование коммуникативных, социальных и нравственных компетенций учащихся.
Задачи:
1.Развитие комплекса речевых умений: правильно и точно воспринимать чужую речь, передавать её содержание, говорить и слушать говорящего в зависимости от ситуации, правильно выражать свои мысли и чувства.
2.Развитие этических норм поведения и общения.
Виды и формы деятельности:
1. Ролевые, сюжетные, деловые игры.
2. Психологические упражнения и тренинги.
3. Творческие задания.
4. Практические занятия.
5. Театрализация.
Планируемые результаты.
По окончанию изучения курса обучающиеся должны:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; |
- формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; - строить понятные для партнёра высказывания; - строить монологичное высказывание; - вести устный диалог; слушать собеседника; |
- определять общую цель и пути ее достижения; - осуществлять взаимный контроль; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; -оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; - разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; |
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- осуществлять смысловое чтение;
- выбирать вид чтения в зависимости от цели.
Контрольный материал.
В процессе оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: проекты, творческие работы, практическая работа, самоанализ и самооценка).
1.Темы творческих работ и проектов: сочиняем стихи, сказки, загадки; проекты: «Открытка другу», «Подарок другу», «Слова-вредители и их заменители», «В музее слов», «Мой стиль» и т.д.
2. Практические работы: тренинги, театрализация сказок «Теремок», «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Сказки А. Пушкина», «12 месяцев» и др.; сценических постановок; посещение театров, музеев.
Содержание.
Речь.
Виды и единицы речи.
Средства художественной выразительности речи (метафора, образное сравнение, эпитет, олицетворение).
Техника речи. Дикция. Пауза. Интонация. Ударение. Темп. Ритм. Мелодика речи. Тональность. Тембр. Громкость. Рифма.
Орфоэпические нормы речи. Выразительное чтение и рассказывание. Инсценирование. Аудирование. Диалог. Монолог.
Лексика. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Устаревшие слова. Многозначные слова. Неологизмы. Заимствованные слова.
Язык и культура общения.
Исторические нормы общения. Культура межнационального общения. Развитие языковых и этических норм.
Психология общения.
Формы общения. Виды речевого общения. Стиль общения. Мимика и жесты. Эмоции. Саморегуляция. Установление контакта. Беседа. Приёмы привлечения и удержания внимания. Симпатия-антипатия. Дипломатия. Дискуссия.
Этикет.
Знакомство. Поведение в общественных местах. Поведение в гостях. Встреча гостей. Отмечаем День рождения. Опрятность. Индивидуальный стиль.
Основные понятия.
Техника речи - совокупность умений и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения.
Дыхание – основа внешней речи. Бывает непроизвольным и произвольным. Непроизвольное дыхание: вдох-выход-пауза; произвольное (реберно-диафрагматическое): вдох-пауза-выдох. Произвольное дыхание является основой выразительного чтения.
Голос – участвует в образовании речи, образуется в результате смыкания и размыкания голосовых связок. Усилителем голоса служат грудная клетка, нёбо, полость носа, зубы, кости лица, лобная пазуха. В голосе выделяют высоту, длительность, полётность, т.е способность голоса лететь вдаль.
Тембр – средство выразительности устной речи и чтения. В состоянии возбуждения, подавленности и др. голос меняется, отклоняясь от обычного звучания. Это отклонение называется эмоциональной окраской, тембром. Тембр – это качество, по которому можно узнать говорящего.
Дикция – ясная, отчётливая, артикуляционно чистая речь.
Орфоэпия – совокупность норм литературного произношения, принятого в данном языке.
Ударение – выделение теми или иными фонетическими средствами одного из слогов в составе слова или целого сочетания. Фразовое ударение – одно слово из фразы слегка выдвигается вперёд (обычно при произнесении последнего слова фразы). Логическое ударение – это выделение слова, наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. Эмфатическое ударение – усиление эмоциональной насыщенности речи (большее или меньшее удлинение ударного гласного звука).
Интонация – сложный комплекс совместно действующих элементов (компонентов) звучащей речи. Компоненты: сила, направление, скорость, тембр, ударение.
Пауза - средние по продолжительности паузы отделяют предложения и носят название логических пауз. Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность, стройность. Психологическая пауза – «красноречивое молчание».
Темп и ритм – движение речи, скорость протекания её во времени. Ритм – равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости, подобного и различного в речи.
Мелодика речи – движение голоса по звукам разной высоты.
Лексика - наука о словах, о словарном составе языка.
Этимология – наука, изучающая родственные связи слов.
Лексическая сочетаемость – способность слов соединяться друг с другом.
Семантика – наука о смысловой стороне различных языковых единиц, слов.
Тавтология – одна из форм речевой избыточности – употребление однокоренных слов в близком соседстве.
Метафора – перенос названия с одного предмета на другой на основании какого-либо сходства их признаков.
Омонимы – слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но разные по значению.
Синонимы – близкие по значению, но разные по написанию и звучанию слова, синтаксические конструкции.
Антонимы – слова противоположные по значению.
Эпитет - слова, которые художественно определяют предмет или действие.
Сравнение – сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность.
Олицетворение – уподобление неодушевленного предмета человеку.
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, выразительные единицы языка.
«Крылатые слова» - это устойчивые выражения или отдельные слова, вошедшие в язык из какого-либо литературного произведения или исторического источника.
Тематическое планирование.
1 класс – 32 часа.
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1. |
Урок Улыбки. Приветствие. Знакомство. Установление контакта. |
1 |
2. |
Речь как средство общения людей. Роль речи в жизни человека. Виды и единицы речи. |
1 |
3. |
Средства художественной выразительности речи (общее представление). «Крылатые слова». |
1 |
4. |
Техника речи. Дикция. |
1 |
5. |
Пауза. Интонация. |
1 |
6. |
Ударение. Орфоэпические нормы. |
2 |
7. |
Темп. Ритм. Скороговорка. |
2 |
8. |
Мелодика речи. Тональность. Тембр. Громкость. |
1 |
9. |
Мимика и жесты. Как нужно вести себя во время разговора. |
1 |
10. |
Формы общения. Правила ведения речи. Виды речевого общения. |
1 |
11. |
Обращение. Просьба. Отказ. |
1 |
12. |
Извинение. Благодарность. |
1 |
13. |
Поведение в общественных местах. Зло шума. |
1 |
14. |
Выразительное чтение. |
2 |
15. |
Аудирование. Озвучивание фильмов. |
2 |
16. |
Средства оживления персонажей. Инсценирование. |
2 |
17. |
Вежливые слова. |
1 |
18. |
Театрализованная постановка. |
4 |
19. |
Рифма. Сочиняем стишки. |
2 |
20. |
Выразительное чтение. Сочиняем стихи, загадки, сказки. |
2 |
21. |
Урок дружбы. Слова прощания. |
1 |
22. |
Игровая программа «Моя вообразилия» |
1 |
2 класс – 34 часа.
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1. |
Урок Улыбки. Диалог. |
1 |
2. |
Речь как средство общения людей. Техника речи. Повторение. |
1 |
3. |
Средства художественной выразительности речи: метафора, эпитет, образное сравнение, олицетворение. |
4 |
4. |
Выразительное чтение и рассказывание. |
2 |
5. |
Лексическое значение слова. Слова омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы. |
4 |
6. |
Из истории слов. Устаревшие слова. Многозначные слова. |
1 |
7. |
Из истории слов. Заимствованные слова. |
1 |
8. |
Из истории слов. Неологизмы (понятие не даётся). |
1 |
9. |
Стиль общения. Темы разговоров. Разговор по телефону. |
1 |
10. |
Аудирование. Рассказывание-импровизация. Озвучивание фильмов. |
1 |
11. |
Идём в общественные места. Тренинг. |
1 |
12. |
Идём в гости. Поздравление. |
1 |
13. |
Встречаем гостей. Сервировка стола. |
1 |
14. |
Тренинг «День рождения» |
2 |
15. |
Опрятность и гигиена. |
1 |
16. |
Индивидуальный стиль. |
1 |
17. |
Проект «Открытка другу» |
2 |
18. |
Рифма. Сочиняем стишки. |
2 |
19. |
Выразительное чтение. Сочиняем стихи, загадки, сказки. |
2 |
20. |
Театрализованная постановка. |
3 |
21. |
Игровая программа «Моя вообразилия» |
1 |
3 класс -34 часа.
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1. |
Урок Улыбки. Речь как средство общения. Роль речи в жизни человека. |
1 |
2. |
Психология общения. Познай себя и других. |
2 |
3. |
Искусство управлять собой. Эмоции. Саморегуляция. |
2 |
4. |
Установление контакта. Симпатия и антипатия. |
2 |
5. |
Приёмы привлечения и удержания внимания. |
2 |
6. |
Выразительное чтение и рассказывание. |
2 |
7. |
Монолог. Публичное выступление. Тренинг. |
4 |
8. |
Идём в общественные места. Тренинг поведения. |
2 |
9. |
Культура беседы. Ведение диалога. |
2 |
10. |
Индивидуальный стиль. Творческий проект: «Костюм из бросового материала» |
2 |
11. |
Театрализованная постановка. |
3 |
12. |
Подготовка и защита проектов: «Подарок другу», «Слова-вредители и их заменители», «В музее слов». |
6 |
13. |
Выразительное чтение. Сочиняем стихи, загадки, сказки. |
3 |
14. |
Урок дружбы. |
1 |
15. |
Игровая программа «Моя вообразилия» |
1 |
4 класс – 34 часа.
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1. |
Урок Улыбки. Встреча. |
1 |
2. |
Дискуссия. Искусство спора. |
2 |
3. |
Дипломатия. Тренинг. |
2 |
4. |
Язык и культура общения. Исторические нормы общения. |
1 |
5. |
Народы России и культура межнационального общения. |
1 |
6. |
Развитие языковых и этических норм в современном обществе. |
1 |
7. |
Идём в общественные места. |
3 |
8. |
Выразительное чтение. Аудирование. |
2 |
9. |
Уроки творчества: сочиняем стихи, пишем сочинения. |
2 |
10. |
Театрализация. |
3 |
11. |
Публичное выступление. Тренинг.
|
2 |
12. |
Индивидуальный стиль. Проект «Мой стиль». |
2 |
13. |
Подготовка и защита проектов: «Если бы я был президентом», «День самоуправления», «Послание инопланетянам от жителей Земли», «Что мне мешает жить» |
8 |
14. |
Подготовка и проведение фестиваля «Дружба народов». |
4 |
Дидактический материал.
Занятия на тему: «Как рождаются слова».
Не высоко, не низко,
За бумажными горами,
Карандашными лесами
Жила-была этимология!
Ребята, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как рождаются слова? Кем они создаются, и почему они так называются? Поиском ответов на эти вопросы занимается этимология. Этимология в переводе с греческого - наука о значении и происхождении слов. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту и ко времени! «Хромое слово – хромая речь»,- гласит русская пословица.
Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.
Кто не знает А.С. Пушкина? Все читали его стихи. А все ли обогатили свою речь словами А.С.Пушкина и его оборотами? Словарь Пушкина – словарь гения, в нем содержится более 21 тысячи слов. Как добиться того, чтобы речь стала интересной, богатой, разнообразной? Секрет прост: прислушайтесь к слову, приглядитесь к нему, проникните в его тайну.
Итак, отправляемся в гости к слову. Есть на земле два царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что не могут обойтись одно без другого. Это царство животных – Флора и царство растений – Фауна. С ними мы не раз встречались на уроках естествознании и литературного чтения.
Фауна:
- Я вам расскажу о происхождении слова бабочка. Удивительно милая и наивная история у этого замечательного слова, означавшего «душа бабушки», «дух прародительницы». Наши далекие предки наблюдали за полетом красивых насекомых, следя, как они кружатся около дверей, окон, как упорно они летят на свет, задумались: да уж не порхает ли вокруг родного дома душа умершей родоначальницы тех, кто в нем живет?
Сценка: капустница, крапивница, лимонница в костюмах.
Крапивница:
- Терпеть не могу непонятных имен! Почему ты Лимонница, если у нас лимоны не растут даже? Вот я: у меня на крапиву аппетит – я крапивница, у нее на капусту аппетит – она капустница! Просто все и понятно!
Капустница/хвастаясь/:
- Толстовата, форсиста, сорочек одела триста, а нога одна? Вейся, вейся, капусточка! Завивайся, белая! Да, как капустке не виться, серой, белой не ломиться!
- А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту! У меня платье прекрасное, лимонного цвета. Да только вам, обжорам, этого не понять!
Этимология:
- Итак, ребята, чтобы лучше узнать о происхождении названий, надо внимательно приглядываться к поведению, привычкам разных животных. Надо чаще обращать внимание на внешний вид, внутренние качества птиц, животных, насекомых. Название животных, растений возникают не случайно!
Это птичка-невеличка
Под кустом трясет хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит –
Сразу кажется, что это –
Горихвостки хвост горит.
За что назвали ее горихвосткой.
/Хвост интересный, красного цвета, который все время подрагивает, вот и кажется, что горит/.
- Какая птица выводит зимой птенцов?
/Выходит ученик в костюме/
Клест – от старого русского слова «клестить», что значит "сжимать", "сдавливать, стягивать". Клюв у этой птицы загнут крест накрест, он как будто сжат. От слова клестить произошло и слово клещи! Их передняя часть тоже сжата, сдавлена.
Этимология: /Иллюстрации с рисунками птиц на доске/
- Некоторые птицы получили название в соответствии с тем, чем они питаются. Ясно, что мухоловка питается мухами, ловя их на лету.
Есть птицы, получившие название за свое поведение, например, вертишейка /вертиголовка, крутиголовка / вьет гнезда в дупле. Для защиты от врагов она изображает змею, вытянув шею, шипя, поворачивая голову так, что у желающих полакомиться пропадает желание. А знаете ли, что вертишеики-змеешейки своих самостоятельных дупел не имеют, откладывают свои яйца прямо поверх мухоловочьих или синичьих. А вылупятся вертишеята, такую грязь разведут, что после них там никто жить не захочет.
Задание № I. /На доске слова: канарейка, пищуха, лысуха/. По какому признаку они получили свое название?
Эту певчую птицу вы можете увидеть только в клетках. Она прижилась у человека и платит ему чудесным пением во все времена года. Родина птицы - Канарские острова, недалеко от берегов Африки. Оттуда птиц привезли к нам, в Европу.
По стволу дерева быстро продвигается маленькая серая птичка. На пути она обшаривает каждую щелку, каждую трещину, вытаскивая при этом оттуда насекомыx и их личинки. При этом она все время тихонечко попискивает.
Вот выплывает из камыша черная птица. Медлительная, ленивая, ростом она с утку. На лбу у нее блестит светлая, кожистая пластинка, поэтому издали птица кажется лысой.
Задание №2. В таблицу надо вписать названия четырех рыб. Как называется каждая рыба, вы узнаете из их характеристик.
1. Эта рыба очень похожа на змею, длинная, гибкая, когда она плавает, то изгибается всем телом. /Вьюн/
2. А эта рыба любит песчаное дно. Она подолгу роется в песке, выискивает для себя пищу. /Пескарь/
3. Вместо плавников у этой рыбки колючки, которыми она защищается от врагов. /Колюшка/
4. Рыба получила свое название за большую голову.
/Головань/
1 в ь ю н
2 п е с к а р ь
3 к о л ю ш к а
4 г о л о в а н ь
Этимология:
- Вы убедились, ребята, что названия многих птиц, рыб, бабочек даны по внешнему виду. Но всегда ли люди безошибочно давали название тем или иным животном? Давайте послушаем. /Выходит чтец в костюме/
1. Есть такая птичка козодой. Небольшая серовато-бурая птица. Неужели она действительно коз доит? Да нет, просто птичка днем прячется, а ночью вылетает на охоту, ловить мошкару, слепней да комаров. А люди думали, что они коз доят по ночам. Вот и получилось, что это название - ошибка людей. Отгадайте!
- Почему птицу назвали осоед? /Основная пища осы. Не прочь полакомиться жуками, шмелями, шершнями./
Поползень – главный признак поведения птицы - ее манера передвигаться по стволу /не только ползет она снизу вверх, но и сверху вниз/.
/На доске названия птиц с иллюстрациями/.
Флора: /вбегает в зал/
Эх, раз! Эх, два!
Колет старший брат дрова,
Почему ж один чурбак
Не развалится никак?
В чурбаке топор увяз -
Не расколешь вязкий ВЯЗ!
/вязкая древесина, его трудно колоть, расщепить, за это свойство дерево получило свое название/
Фауна:
- Рано ты вышла рассказывать о происхождении своих растений, Я еще не все сказала!
Посмотрите, кто к нам пришел? /Входит девочка в костюме лисы/
Из какой сказки? Какой она нам в сказках показана?
Лиса:
- Отгадайте мои загадки.
Иголку носит при себе, а не портниха,
Варит, а не повариха? /Пчела/
Зубастый зверек
Грызет с визгом дубок. /Пила/
Ночью спит на земле,
А утром убегает./Роса/
Что шумит без ветра? /Река/
п ч е Л а
п И л а
р о С а
р е к А
Давайте прочитаем, какое слово у нас вышло? Как меня в сказках называют? /Хитрой, умной, Патрикеевна - ответы детей/
Патрикей - имя старинное, происходит от латинского патриций, т.е. аристократ.
Давным-давно, лет 700 назад жил-был новгородский князь Патрикей. И так он прославился своей хитростью, изворотливостью, что имя Патрикей стало нарицательным, равнозначным хитрецу.
Флора:
- Перейдем в мир растений. /Выходят дети в костюмах/
Отгадайте загадки:
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок, и нет цветка. /Одуванчик/
Весь в пыли /хоть сил немного/
У дороги он торчит,
У него согнулись ноги,
Неприметен он на вид. /Подорожник/
Сценка: Послушаем сценку – спор двух наших гостей /Лопата и Лопух/.
- Я родственник лопаты. Что может быть схожего у тебя со мной? Ты растение, а я нет. Давай разберемся, в чем наше сходство?
Древний корень «лоп» означал плоскость, расширение, широкий лист, от него и образовалось слово лопух/ растение с широкими листьями/, лопата - орудие труда, по форме напоминающее лист. Теперь понятие слова лопоухий: человек с большими, как лопы, ушами.
Читают 2 ученика. /На доске иллюстрации/.
Колючий цветок.
Вот шиповника цветы –
Просто чудо красоты!
Яркие, пахучие
Ай, ай, ай! Колючие!
Ежевика.
Черного цвета, как малина вкусная.
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках, будто еж,
- Вот и назван ЕЖЕВИКА.
Почему шиповник получил такое название? /ветки этого кустарника покрыты острыми шипами, которое больно царапают каждого, кто захочет его сорвать/. А ежевика?
1 Ученик:
Несколько слов о школе.
Семь ночей и дней в неделе,
Семь вещей у нас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно,
И пенал и карандаш,
И букварь, приятель ваш.
2 ученик:
Мы расскажем о некоторых учебных вещах и понятиях, так или иначе связанных со школой. Алфавит,_азбука, букварь.
/Рассказы детей/
3 ученик:
Слово азбука - откуда оно? По - древнерусски первая буква алфавита называлась «аз», вторая «буки», вот и получилось аз-буки, или азбука. /Сначала аз да буки, а потом науки. Гласит пословица./
4 ученик:
Слово букварь - "собрание букв", равно, как словарь - собрание слов.
5 ученик: Алфавит. А - буква похожа на перевернутую вниз рогами голову быка.. Бык на языке древних воинствующих народов Аравии назывался алеф. Вторая буква алфавита была похожа на дом. Дом назывался бот. Алефбот - получилось слово, но оно со временем поменялось и до нас дошло как алфавит.
Мел.
Мел - это мельчайшие остатки древней жизни на земле: раковин, обломков, скелетов вымерших морских животных. Мел откладывался в водоемах в течении миллионов лет. Так, на месте нынешнего Белгорода очень давно было теплое море, потом оно обмелело, а известняки остались, Вот из них и формируется мел. Слово "мел" - мелкий, мелеть - однокоренные.
Портфель.
Очень много слов, заимствованных нами из французского языка, начинаются с этого порт:
Портсигар /сигаронос,/, портмоне /деньгонос/, портфель /листонос/.
/На доске/
Слово портфель образовано от двух французских слов: "порте" носить и "фель" лист. Теперь вы, конечно, догадались, что портфель назвали так потому, что в нем носят листы бумаги, тетради, книги.
Пенал.
Перо по-латыни будет пенна. А где хранятся перья? В специальной коробочке, которую назвали пенал. Раньше писали настоящими гусиными перьями, затем металлическими пластинками.
Шпаргалка. Кто знает, что это? Кто пользуется ею? Зачем? Шпаргалка означает "лохмотья", "пеленка". В польском языке так назвали измаранный, негодный клочок бумаги. Интересно, поубавилось бы любителей составлять шпаргалки, если бы они узнали, что носят на урок или на экзамен грязные детские пеленки.
Каким бы, словом вы назвали героев из частушек? /На доске слова лодырь, балбес, неряха и т.д./
Лодырь.
Это, казалось бы, такое родное русское словечко, на самом деле - чужак, но тесно связанно с Россией. Занесли его к нам немцы, муштровавшие русских подмастерьев и управляющие помещичьими имениями, на старых немецких говорах «лоддэр» /теперь немцы говорит "лоттер"/ значило бездельник. Вот какое прозвище получили наши предки. Словечко прижилось на Руси.
Балбес. Ученика, невыучившего урок и читающего с запинками, называли заикой. А по-латыни заика - "балбус". Отсюда произошло слово балбес - "неуч, невежда, лентяй".
Неряха.
Не - это просто отрицание, а значит, должно существовать и слово ряха. Оно и впрямь живет в диалектах русского языка и означает "женщина - чистюля". Слово связано с основой «ряд», от которого образованы слова: наряд, нарядиться, суженый - ряженый.
Мы часто говорим о бестолковом человеке, неуче: "Он ни бельмеса не смыслит". В нашей речи это выражение появилось довольно давно, со времен татарского ига. "Бельмез" по-татарски "не понимаю". Однако и сами татары этому сочетанию придавали большой смысл. Невежду, ничего не знающего человека они называли бильмезом. По-русски это слово стало звучать как бельмес.
Итак, закончилось наше путешествие в мир слова! Я думаю, что праздник пробудит в вас интерес к живому слову, вызовет желание почаще заглядывать в книги и словари.
Занятия по этикету.
Слово «этикет» пришло к нам из французского языка. Оно означает сложившийся в обществе порядок общения, принятые ритуалы и манеры поведения. Владеть ими сегодня особенно важно, когда многие так остро ощущают дефицит добросердечности, милосердия и бескорыстия. Конечно, всё разнообразие нашей жизни невозможно втиснуть в раз и навсегда установленные нормы и правила. Поэтому главное, что определит ваше умение вести себя в обществе – это сочетание естественности и уважения к окружающим, чувство такта, вкуса, достижения взаимного удовлетворения сторон. Эти игры-практикумы помогут вам освоить некоторые нормы этикета.
ЗНАКОМСТВО.
1.Младшего всегда представляют старшему, мужчин – женщинам, сотрудника – руководителю.
2.Знакомя ровесников. Первым представляют более близкого себе человека. Но всех знакомых представляют родителям, а не наоборот.
3.Отдельного человека представляют группе.
4.На многолюдных приёмах гости знакомятся между собой сами.
5.Не нужно представлять своего спутника при непредвиденной встрече.
6.Не обязательно представляться своим спутникам в пути, соседям за общим столом. Можно ограничиться общим приветствием.
7.Как правило, первым подаёт руку при знакомстве тот, кому представили другого, т.е. женщина подаёт руку мужчине, старший – младшему, руководитель – подчинённому.
8.Хозяйка всегда встаёт навстречу гостям.
9.Принято здороваться со всеми, с кем вы часто встречаетесь.
10.Первым принято здороваться младшему.
11.Не принято подавать руку через стол или порог.
12.Не принять протянутой руки – большое оскорбление.
ЗА СТОЛОМ.
1. Сидя за столом, следует только запястьем опираться на его край. Женщина может ненадолго опереться на стол локтем.
2. Не следует играть приборами, хлебом, салфетками, протягивать на всю длину ноги под столом.
3. Во время еды не следует расставлять локти и низко склонять голову над тарелкой. Голову можно слегка наклонить и на эту высоту поднести вилку или ложку.
4. Не дуйте на горячую еду или напитки.
5. Не следует причмокивать и прихлёбывать.
6. После еды нож и вилку следует складывать в тарелки параллельно, ручками в правую сторону. Когда эти же приборы будут использоваться при следующем блюде, то можно положить их на стол.
7. Вилку держат в левой руке, а нож в правой. Если вы пользуетесь только вилкой, то держите её в правой руке.
8. Жевать нужно спокойно, не открывая рта.
9. Когда запиваете еду, следует сначала проглотить то, что находится во рту, а потом пить.
10. Доедая последнюю ложку супа, не наклоняйте тарелку к себе.
11. Если блюдо приправлено соусом, то салфетку кладут на колени.
12. Салат берут не ножом, а вилкой.
13. Не макайте хлеб в соус.
14. Когда режете мясо, пальцы должны быть на ручке ножа.
15. Передавая кому-либо нож, протягивайте его ручкой от себя.
ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ.
1. Чайную чашку следует держать за ушко, не продевая в него палец и не отставляя мизинца.
2. Чайная и кофейная ложка служат для размешивания сахара, после этого следует положить её на блюдце.
3. Не пейте залпом, запрокинув голову.
4. Не дуйте в чашку, чтобы остудить напиток.
5. Если хотите попросить налить вам ещё чаю, протягивайте чашку на блюдце.
6. Кусковой сахар растворяют так же, как и песок.
ПОДАРОК.
1. Не стоит дарить друзьям или знакомым дорогих подарков.
2. Не стоит дарить уже ранее подаренных подарков.
3. Мужчинам на работе или своему учителю можно подарить цветы.
4. Всегда приятно получать подарки, сделанные руками ваших друзей.
5. Женщинам лучше не дарить принадлежности косметики.
6. Не следует дарить животных.
7. Не всегда уместно дарить картину или репродукцию.
8. Дарственные надписи на книгах лучше делать на левой – пустой странице, сохраняя титульный лист чистым.
9. Бельё можно дарить только членам семьи.
10. Лицо, принимающее подарок должно тут же его развернуть и поблагодарить, цветы поставить в вазу.
11. Полученный подарок не стоит критиковать или показывать своё недовольство.
КОНКУРС «ДЖЕНТЕЛЬМЕНОВ»
Где находится джентльмен, провожающий даму, идущую вверх по лестнице? (Впереди)
Где находится джентльмен, провожающий даму, идущую вниз по лестнице? (Сзади)
А если лестница крутая? (Рядом)
Что должен делать джентльмен перед дверью, например, лифта? (Пропустить даму вперёд)
Как можно выразить уважение входящее или выходящей даме? (Встать)
В каких случаях удобно предложить свою помощь нести сумку?
(Если сумка тяжёлая)
Литература:
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей», Москва, «Ось-89», 2003 г.
2. Вачков И.В. «Королевство Разорванных Связей или психология общения»
3. Горбунов Л.М. «Ответы на незаданные вопросы или давайте жить дружно», Иркутск: Восточно - Сибирское издательство, 1991 г.
4. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. «Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 2003 г.
5. Голуб И.Б., Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. «Русский язык. Звуки. Буквы. Слова», Москва, издательство «Мич», «Столетие», 1998 г.
6. Карнеги Д. «Искусство управлять собой», Москва, 1990 г.
7. Ладыженская Т.А., Никольская Р.И., Сорокина Г.И. «Речевые секреты», Москва, 1994 г.
8. Сахарова С. «Академия домашних волшебников», Восточно – Сибирское издательство, 1990 г.
9. Федеральные образовательные стандарты начального образования, Москва, Просвещение, 2010 г.
10. Формановская Н.И. «Речевой этикет и культура общения», Москва, Высшая школа, 1990 г.
11. Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет», Москва, «Генезис», 2003 г.
12. Цейтлин С.Н. «Речевые ошибки и их предупреждение», Москва, Просвещение, 1982 г.
13.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.