Рабочая программа по башкирскому языку для 2 курса

  • Образовательные программы
  • docx
  • 17.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

22.02.08 «Металлургическое производство (металловедение и термическая обработка металлов)»
Иконка файла материала СГ.05 МТ-2.docx

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БЕЛОРЕЦКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

Введено в действие приказом по колледжу

№______от «____»_______________20___ г.

 

УТВЕРЖДАЮ: И.о.директора ГБПОУ БМК

._______________Р.Р. Байназаров

«___» ___________2025 г

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

СГ.05  БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК

код, название дисциплины

 

 

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

 

по специальности среднего профессионального образования

 

22.02.08  «Металлургическое производство (металловедение и термическая обработка металлов)»

код, наименование специальности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      БЕЛОРЕЦК, 2025 г

 

 

 

  Рабочая программа учебной дисциплины  СГ.05 «Башкирский язык» (базовый уровень) с учетом технологического профиля обучения и профессиональной направленности основной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования 22.02.08 «Металлургическое производство (металловедение и термическая обработка металлов)», входящий в состав укрупнённой группы  специальностей 22.00.00  Технология материалов.

 

Организация-разработчик: ГБПОУ Белорецкий металлургический колледж

 

ОДОБРЕНО методическим советом колледжа ГБПОУ БМК

Протокол № ____ от  «___»_________20__г.

_________/___________________________/

Протокол № ____ от  «___» ________20__г.

_________/__________________________/

Протокол № ____ от  «___» ________20__г.

_________/__________________________/

Протокол № ____ от  «___» ________20__г.

_________/___________________________/

 

Рассмотрено на заседании ПЦК: «_______________________________»

Протокол № ____ от  «___»_________20__г.

_________/___________________________/

Протокол № ____ от  «___» ________20__г.

_________/__________________________/

Протокол № ____ от  «___» ________20__г.

_________/__________________________/

Протокол № ____ от  «___» ________20__г.

_________/___________________________/

 

 

Разработчик:

 

Мурзина Алсу Кутдусовна, преподаватель высшей квалификационной категории

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

 

Рецензенты:

Внутренний ____________________ / Аетбаева Н.Г., методист ГБПОУ БМК/

 

 

Внешний ______________________/Хусаинова Г. М., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ БПК/

             СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

1.оБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

        4

2.СТРУКТУРА и содержание учебной ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

       15

3.условия реализации ПРОГРАММЫ учебной дисциплины

 

 

       25

4.Контроль и оценка результатов Освоения  учебной дисциплины

 

5. лист обновления                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 

        26

 

         28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ учебной ДИСЦИПЛИНЫ « БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК»

 

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Башкирский язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 22.02.08 «Металлургическое производство (металловедение и термическая обработка металлов)», входящий в состав укрупнённой группы специальностей 22.00.00 Технология материалов.

 

 

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

 

1.2.1. Цели дисциплины

Содержание программы учебной дисциплины «Башкирский язык» направлено на достижение следующих целей:

- понимание башкирского языка как средства межличностного и профессионального общения, инструмента познания, самообразования, социализации и самореализации в полиязычном и поликультурном мире;

- формирование иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной;

- развитие национального самосознания, общечеловеческих ценностей, стремления к лучшему пониманию культуры своего народа и народов стран изучаемого языка.

 

1.2.2. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Код и наименование формируемых компетенций

                                    Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие

Дисциплинарные

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

В части трудового воспитания:

- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; 

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; 

- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; 

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

-- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

и способность их использования в познавательной и социальной практике

- владеть основными видами речевой деятельности в рамках следующего тематического содержания речи: Межличностные отношения в семье, с друзьями и знакомыми. Конфликтные ситуации, их предупреждение и разрешение. Внешность и характер человека и литературного персонажа. Повседневная жизнь. Здоровый образ жизни. Школьное образование. Выбор профессии. Альтернативы в продолжении образования. Роль иностранного языка в современном мире. Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи. Природа и экология. Технический прогресс, современные средства информации и коммуникации, Интернет-безопасность. Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка;

- говорение: уметь вести разные виды диалога (в том числе комбинированный) в стандартных ситуациях неофициального и официального общения объемом до 9 реплик со стороны каждого собеседника в рамках отобранного тематического содержания речи с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;

- создавать устные связные монологические высказывания (описание/характеристика, повествование/сообщение) с изложением своего мнения и краткой аргументацией объемом 14-15 фраз в рамках отобранного тематического содержания речи; передавать основное содержание прочитанного/прослушанного текста с выражением своего отношения; устно представлять в объеме 14-15 фраз результаты выполненной проектной работы;

- аудирование: воспринимать на слух и понимать звучащие до 2,5 минут аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, не препятствующие решению коммуникативной задачи, с разной глубиной проникновения в содержание текста: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации;

- смысловое чтение: читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разного вида, жанра и стиля объемом 600-800 слов, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в содержание текста: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации, с полным пониманием прочитанного; читать несплошные тексты (таблицы, диаграммы, графики) и понимать представленную в них информацию;

письменная речь: заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка;

- писать электронное сообщение личного характера объемом до 140 слов, соблюдая принятый речевой этикет; создавать письменные высказывания объемом до 180 слов с опорой на план, картинку, таблицу, графики, диаграммы, прочитанный/прослушанный текст; заполнять таблицу, кратко фиксируя содержание прочитанного/прослушанного текста или дополняя информацию в таблице; представлять результаты выполненной проектной работы объемом до 180 слов;

- владеть фонетическими навыками: различать на слух и адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правило отсутствия фразового ударения на служебных словах; владеть правилами чтения и осмысленно читать вслух аутентичные тексты объемом до 150 слов, построенные в основном на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и интонации; овладение орфографическими навыками в отношении изученного лексического материала; овладение пунктуационными навыками: использовать запятую при перечислении, обращении и при выделении вводных слов; апостроф, точку, вопросительный и восклицательный знаки;

не ставить точку после заголовка; правильно оформлять прямую речь, электронное сообщение личного характера;

- знать и понимание основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия) и особенностей структуры простых и сложных предложений и различных коммуникативных типов предложений;

выявление признаков изученных грамматических и лексических явлений по заданным основаниям;

- владеть навыками распознавания и употребления в устной и письменной речи не менее 1500 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), включая 1350 лексических единиц, освоенных на уровне основного общего образования; навыками употребления родственных слов, образованных с помощью аффиксации, словосложения, конверсии;

- владеть навыками распознавания и употребления в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого иностранного языка в рамках тематического содержания речи в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;

- владеть социокультурными знаниями и умениями: знать/понимать речевые различия в ситуациях официального и неофициального общения в рамках тематического содержания речи и использовать лексико-грамматические средства с учетом этих различий; знать/понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику и реалии страны/стран изучаемого языка (например, система образования, страницы истории, основные праздники, этикетные особенности общения); иметь базовые знания о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны и страны/стран изучаемого языка; представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; проявлять уважение к иной культуре; соблюдать нормы вежливости в межкультурном общении;

-  владеть компенсаторными умениями, позволяющими в случае сбоя коммуникации, а также в условиях дефицита языковых средств использовать различные приемы переработки информации: при говорении - переспрос; при говорении и письме - описание/перифраз/толкование; при чтении и аудировании языковую и контекстуальную догадку;

- уметь сравнивать, классифицировать, систематизировать и обобщать по существенным признакам изученные языковые явления (лексические и грамматические);

- иметь опыт практической деятельности в повседневной жизни: участвовать в учебно-исследовательской, проектной деятельности предметного и межпредметного характера с использованием материалов на изучаемом иностранном языке и применением информационно-коммуникационных технологий; соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет); использовать приобретенные умения и навыки в процессе онлайн-обучения иностранному языку; использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

В области ценности научного познания:

-сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; 

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе. 

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; 

- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; 

- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; 

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;  

- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности

- владеть социокультурными знаниями и умениями: знать/понимать речевые различия в ситуациях официального и неофициального общения в рамках тематического содержания речи и использовать лексико-грамматические средства с учетом этих различий; знать/понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику и реалии страны/стран изучаемого языка (например, система образования, страницы истории, основные праздники, этикетные особенности общения); иметь базовые знания о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны и страны/стран изучаемого языка; представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; проявлять уважение к иной культуре; соблюдать нормы вежливости в межкультурном общении;

- владеть компенсаторными умениями, позволяющими в случае сбоя коммуникации, а также в условиях дефицита языковых средств использовать различные приемы переработки информации: при говорении - переспрос; при говорении и письме - описание/перифраз/толкование; при чтении и аудировании - языковую и контекстуальную догадку;

- уметь сравнивать, классифицировать, систематизировать и обобщать по существенным признакам изученные языковые явления (лексические и грамматические); -иметь опыт практической деятельности в повседневной жизни: участвовать в учебно-исследовательской, проектной деятельности предметного и межпредметного характера с использованием материалов на изучаемом иностранном языке и применением информационно-коммуникационных технологий; соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет); использовать приобретенные умения и навыки в процессе онлайн-обучения иностранному языку; использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.

 

 

ОК 05.Осущевствлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

-говорение: уметь вести разные виды диалога (в том числе комбинированный) в стандартных ситуациях неофициального и официального общения объемом до 9 реплик со стороны каждого собеседника в рамках отобранного тематического содержания речи с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка; создавать устные связные монологические высказывания (описание/характеристика, повествование/сообщение) с изложением своего мнения и краткой аргументацией объемом 14-15 фраз в рамках отобранного тематического содержания речи; передавать основное содержание прочитанного/прослушанного текста с выражением своего отношения; устно представлять в объеме 14-15 фраз результаты выполненной проектной работы;

-иметь опыт практической деятельности в повседневной жизни: участвовать в учебно-исследовательской, проектной деятельности предметного и межпредметного характера с использованием материалов на изучаемом иностранном языке и применением информационно-коммуникационных технологий;

-соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет); использовать приобретенные умения и навыки в процессе онлайн-обучения иностранному языку; использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

наличие мотивации к обучению и личностному развитию;

В области ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

- формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

-осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду

- аудирование: воспринимать на слух и понимать звучащие до 2,5 минут аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, не препятствующие решению коммуникативной задачи, с разной глубиной проникновения в содержание текста: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации;

- владеть навыками распознавания и употребления в устной и письменной речи не менее 1500 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), включая 1350 лексических единиц, освоенных на уровне основного общего образования; навыками употребления родственных слов, образованных с помощью аффиксации, словосложения, конверсии;

- иметь опыт практической деятельности в повседневной жизни: участвовать в учебно-исследовательской, проектной деятельности предметного и межпредметного характера с использованием материалов на изучаемом иностранном языке и применением информационно-коммуникационных технологий; соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет); использовать приобретенные умения и навыки в процессе онлайн-обучения иностранному языку; использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме

 

ПК 1.3 Контролировать ведение и хранение работниками учетной и технической документации.

 

сформированность нравственного сознания, этического

поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально нравственные нормы и ценности;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

готовность к активной деятельности технологической и

социальной направленности, способность инициировать,

планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и

реализовывать собственные жизненные планы;

готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

Овладение универсальными учебными познавательными

действиями:

 базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,

рассматривать ее всесторонне;

 

 

 

- расширение базовой лексики языка для общих

целей, лексики, относящейся к научному стилю, а

также овладение основной терминологией по своей

специальности

- формирование представлений об основных

грамматических явлениях, характерных для

разговорно-бытовой, деловой и профессиональной

речи;

- совершенствование основ публичной речи

(сообщения, доклады) и научного изложения; основ

письма, необходимых для подготовки публикаций,

тезисов и ведения переписки;

- обучение основным приемам аннотирования,

реферирования и перевода литературы по

специальности;

формирование навыков нормативного произношения и ритма речи; устной монологической и диалогической речи на бытовые и

профессиональные темы, в рамках делового общения; чтения и понимания со словарем специальной литературы.

 

 

 

 

 


1.2.3 Особенности реализации рабочей программы учебной дисциплины для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья создаются условия для освоения рабочей программы с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких студентов (далее - индивидуальные особенности).

При освоении программы учебной дисциплины обеспечивается соблюдение следующих требований:

присутствие в аудитории ассистента, оказывающего студентам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателем);

пользование необходимыми студентам техническими средствами при освоении программы учебной дисциплины с учетом их индивидуальных особенностей;

обеспечение возможности беспрепятственного доступа студентов в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений).

Дополнительно при освоении программы учебной дисциплины обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий студентов с ограниченными возможностями здоровья:

а) для слепых:

задания для выполнения, а также инструкция о выполнении задания оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;

письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;

студентам для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

б) для слабовидящих:

обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

студентам для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

задания для выполнения, а также инструкция о выполнении задания оформляются увеличенным шрифтом;

в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи:

обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

по их желанию устное задание может выполняться/проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

по их желанию задание может выполняться/проводиться в устной форме.

Для студентов инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья может предусматриваться индивидуальный график посещения учебных занятий при освоении программы учебной дисциплины (при необходимости).

Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, создаются фонды оценочных средств, адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности компетенций, заявленных в образовательной программе.

Для студентов инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья проведение текущего контроля и промежуточной аттестации по учебной дисциплине предусматривается в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для студентов. При этом студентам может быть предоставлено дополнительное время для выполнения заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем в часах

в т. ч.

 

Объем образовательной программы учебной дисциплины

74

в т. ч.:

 

1.  Основное содержание

64

в т.ч.

 

теоретическое занятие

2

в т. ч.:

 

практические занятия

62

в т. ч.:

 

Профессионально-ориентированное содержание прикладного модуля)        10

в т.ч.

 

теоретическое обучение

2

практические занятия

8

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2. Тематический план и содержание  учебной дисциплины «Башкирский язык»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

 Код образоват.результата ФГОС СПО

1

2

3

4

Раздел 1. Повторительный курс

 

6

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

 

 

 

 

Тема 1.1.

Введение. Фонетика и графика. Алфавит.

Содержание учебного материала

 

1

Алфавит современного башкирского языка.

 

2

Фонетика и графика.

Практические занятия:

Использовать лексические единицы, обслуживающую новую тему, их орфографические модели и слухо - произносительные модели, выполнять упражнения фонетического характера.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение домашних заданий по разделу 1, работа со словарем.

 

Тема 1.2 Звуки башкирского языка.

Содержание учебного материала

2

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

1.  Правильное произношение гласных звуков.

2.    Правильное произношение согласных звуков.

3   Чередование согласных в корне

 

4   Ударение.

Практические занятия:

Работа по повторению правильного произношению специфических звуков башкирского языка.

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Выучить лексический минимум

 

 

Тема 1.3.

Диктант «Ер майының тарихы»

Содержание учебного материала

Диктант «Ер майынын тарихы».

Работа над ошибками.

Практические занятия:

Закрепление пройденного материала.

2

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить доклад «Особенности башкирского языка»

 

Раздел 2.

Выбираю профессию

 

 

 

14

 

Тема 2.1.

Кем быть?

Содержание учебного материала

 

 

1

Общие сведения о части речи.

 

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

Практические занятия

 Использовать лексические единицы, обслуживающую новую тему, их орфографические модели и слухо - произносительные модели, выполнять упражнения фонетического характера.

Образцы деловых бумаг. Заполнение заявления.

 

 

 

2

 

 

Самостоятельная работа обучающихся:

 Выполнение грамматического упражнения

Тема 2.2.

Идти мне по стопам родителей?

Содержание учебного материала

 

 

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

1

Общие сведения об имени существительном (повторение).

 

2

Лексический минимум.

3

Производные существительные.

4

Сложные существительные.

Практические занятия

Использовать лексические единицы, обслуживающую новую тему, их орфографические модели и слухо - произносительные модели, выполнять упражнения фонетического характера.

2

 

 

 

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение грамматического упражнения

Тема2.3.

Собственные, нарицательные простые существительные.

 

Содержание учебного материала

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

1

Собственные существительные.

 

2

Нарицательные существительные.

 

3

Простые существительные

 

Практические занятия

Привести примеры разрядам существительных.

2

 

Самостоятельная работа обучающихся

 Выполнение домашних заданий по разделу 2, работа со словарем, составление диалогов, работа с карточками, данные существительные поставить во множественном числе, дать полные ответы на вопросы, составление топика.

 

Тема 2.4.

Выбираю профессию. Падеж. Значение и вопросы падежей.

Содержание учебного материала

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

1

Падеж.

 

2

Значение и вопросы падежей.

3

Лексический минимум

Практические занятия

Использовать лексические единицы, обслуживающую новую тему, их орфографические модели и слухо - произносительные модели, выполнять упражнения фонетического характера.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение грамматического упражнения

 

Тема 2.5

Падежные аффиксы,

принадлежность,

число имен существительных.

Содержание  учебного материала

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

1

Падежные аффиксы существительных.

2

Принадлежность имен существительных.

3

Число имен существительных.

Практические занятия

Склонение имен существительных по падежам.

2

 

Самостоятельная работа обучающихся

Выучить падежных вопросов и аффиксов.

 

Тема 2.6.

Буду электриком, экономистом, термистом, волочильщиком.

Содержание учебного материала

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

1

Местоимение (повторение).

 

2

Указательные и вопросительные местоимения

3

Придаточные предложения условия.

Практические занятия

Использовать лексические единицы, обслуживающую новую тему, их орфографические модели и слухо - произносительные модели, выполнять упражнения фонетического характера.

2

 

Самостоятельная работа обучающихся

 Выполнение домашних заданий по разделу 2, работа со словарем, составление диалогов, работа с карточками, данные существительные поставить во множественном числе, дать полные ответы на вопросы, составление топика.

 

Тема 2.7.

По разделу 2 самостоятельная работа

Содержание учебного материала

 

 

 

 

2

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

1

Повторение пройденного материала.

2

Закрепление раздела 2.

Практические занятия

Выполнение самостоятельной работы

Самостоятельная работа

Реферат.

 

 

 

Раздел 3.

Здоровье – это богатство.

 

12

 

Тема 3.1

Физиология человека. Понятие о глаголе.

Содержание учебного материала

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

1

Понятие о глаголе (повторение).

 

Практические занятия

Использовать лексические единицы, обслуживающую новую тему, их орфографические модели и слухо - произносительные модели, выполнять упражнения фонетического характера.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выучить лексический минимум

 

Тема 3.2

Болезни. Изменение глаголов настоящего времени по лицам

Содержание учебного материала

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

1

Изменение глаголов настоящего времени по лицам

 

2

Положительная форма. Отрицательная форма. Вопросительная форма.

 

Практические занятия

 Работа по усвоению лексического минимума. Выполнение упражнений на усвоение нового материала. Чтение и перевод слов по теме со словарем. Составление предложений.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение грамматического упражнения

 

Тема 3.3

На приеме у врача

(У терапевта. У хирурга. У зубного врача.)

Содержание учебного материала

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

1

Лексический минимум

 

Практические занятия

Использовать лексические единицы, обслуживающую новую тему, их орфографические модели и слухо - произносительные модели, выполнять упражнения фонетического характера.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение грамматического упражнения

 

Тема 3.4

Полное и неполное предложение. Контрольная работа.

Содержание учебного материала

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

1

Полное и неполное предложение

 

Практические занятия

 Повторение пройденного материала

2

Контрольная работа по разделу 3

 

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение грамматического упражнения

 

Тема 3.5

В аптеке.

Содержание учебного материала

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

1

Придаточное предложение цели

 

Практические занятия

Использовать лексические единицы, обслуживающую новую тему, их орфографические модели и слухо - произносительные модели, выполнять упражнения фонетического характера.

Образцы деловых бумаг.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение грамматического упражнения

 

Тема 3.6

Образцы деловых бумаг

Содержание учебного материала

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

1

Заполнение расписки.

 

2

Благодарственное письмо.

 

Практические занятия

Научиться написать расписку, благодарственное письмо.

2

Самостоятельная работа обучающихся

По образцу выполнить задания

 

Раздел 4.

В магазине

 

8

 

Тема 4.1

В продуктовом магазине. Понятие об имени прилагательном

Содержание учебного материала

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

1

Понятие об имени прилагательном (повторение).

 

2

Степени сравнения прилагательных.

Практические занятия

Использовать лексические единицы, обслуживающую новую тему, их орфографические модели и слухо - произносительные модели, выполнять упражнения фонетического характера.

2

 

Самостоятельная работа обучающихся

Выучить лексический минимум

 

Тема 4.2

В магазине верхней одежды. Повторение глаголов прошедшего времени.

Содержание учебного материала

 

 

1

Придаточное предложение места.

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

3

Повторение глаголов прошедшего времени.

Практические занятия

Использовать лексические единицы, обслуживающую новую тему, их орфографические модели и слухо - произносительные модели, выполнять упражнения фонетического характера.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение грамматического упражнения

 

 

Тема 4.3

В книжном магазине. Имя числительное.

Содержание учебного материала

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

1

Имя числительное.

 

2

Количественные числительные.

3

Порядковые числительные.

4

Собирательные числительные.

5

Разделительные числительные.

Практические занятия:

Использовать лексические единицы, обслуживающую новую тему, их орфографические модели и слухо - произносительные модели, выполнять упражнения фонетического характера.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение грамматического упражнения. Повторить числительных.

 

Тема 4.4

Письменная работа по разделу 4

 

Содержание учебного материала

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

Образцы деловых бумаг.

Повторение пройденного материала

 

Практические занятия

Заполнение служебных записок. Проверка усвоения пройденных лексических и грамматических тем.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Повторить лексический минимум по разделу

 

Раздел 5.

 Башкирские национальные блюда

 

6

 

Тема 5.1.

Готовим еду. Парные слова.

Содержание учебного материала

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

 

 

1

Парные слова.

 

Практические занятия

 Использовать лексические единицы, обслуживающую новую тему, их орфографические модели и слухо - произносительные модели, выполнять упражнения фонетического характера.

 

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выучить лексический минимум

 

Тема 5.2.

Мое любимое блюдо. Возвратные глаголы.

Содержание учебного материала

 

 

1

Возвратные глаголы.

 

 

Практические занятия

Использовать лексические единицы, обслуживающую новую тему, их орфографические модели и слухо - произносительные модели, выполнять упражнения фонетического характера.

2

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение грамматического упражнения. Выучить лексич6еский минимум.

 

 

Тема 5.3.

Приглашаем в гости. Антонимы.

Содержание учебного материала

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

1

Антонимы.

 

2

Падежные аффиксы (повторение).

Практические занятия

Использовать лексические единицы, обслуживающую новую тему, их орфографические модели и слухо - произносительные модели, выполнять упражнения грамматического характера.

 

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение грамматического упражнения

 

Раздел 6.

Транспорт. Правила дорожного движения.

 

8

 

Тема 6.1.

В городском транспорте.

Содержание учебного материала

 

 

1

Придаточное предложение времени.

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

Практические занятия

Использовать лексические единицы, обслуживающую новую тему, их орфографические модели и слухо - произносительные модели, выполнять упражнения фонетического характера.

 

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выучить стихотворение Б.Баимова «Светофор».

 

 

Тема 6.2

В поезде, в самолете, в машине.

Содержание учебного материала

 

 

1

 Послелоги .

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

2

Разряды послелогов

3

Значение места. Значение направления. Значение времени и пространства.

Практические занятия

Использовать лексические единицы, обслуживающую новую тему, их орфографические модели и слухо - произносительные модели, выполнять упражнения фонетического характера.

 

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение грамматического упражнения

 

Тема 6.3

Правила дорожного движения

Содержание учебного материала

 

 

1

Вспомогательные глаголы

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

Практические занятия

Использовать лексические единицы, обслуживающую новую тему, их орфографические модели и слухо - произносительные модели, выполнять упражнения фонетического характера.

Образцы деловых бумаг. Заполнение доверенности.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение грамматического упражнения

 

Тема 6.4

Образцы деловых бумаг. Письменная работа

Содержание учебного материала

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

1

Заявление

 

Практические занятия

Образцы деловых бумаг. Повторение пройденного материала. Проверка усвоения пройденных лексических и грамматических тем по разделу 10.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение грамматического упражнения

 

Раздел 7.

Как сообщить

 

8

 

Тема 7.1

Почта. Повелительное наклонение.

Содержание учебного материала

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

1

Повелительное наклонение

 

Практические занятия

Использовать лексические единицы, обслуживающую новую тему, их орфографические модели и слухо - произносительные модели, выполнять упражнения фонетического характера.

 

 

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выучить лексический минимум

 

Тема 7.2

Интернет. Страдательный залог.

Содержание учебного материала

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

1

Страдательный залог.

 

Практические занятия

Использовать лексические единицы, обслуживающую новую тему, их орфографические модели и слухо - произносительные модели, выполнять упражнения фонетического характера.

 

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение грамматического упражнения

 

Тема 7.3

Телефон. Сотовый телефон. Повторение глаголов. Самостоятельная работа.

Содержание учебного материала

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

1

Повторение глаголов настоящего времени.

 

2

Повторение глаголов будущего времени.

3

Повторение глаголов прошедшего времени.

Практические занятия

Использовать лексические единицы, обслуживающую новую тему, их орфографические модели и слухо - произносительные модели, выполнять упражнения фонетического характера.

Образцы деловых бумаг. Заполнение характеристике.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение грамматического упражнения

 

Раздел 8.

Башкортостан – богатая страна.

 

6

 

Тема 8.1.

Залежи земли. Собственные и нарицательные существительные.

Содержание учебного материала

 

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

1

Собственные и нарицательные существительные.

 

Практические занятия:

Использовать лексические единицы, обслуживающую новую тему, их орфографические модели и слухо - произносительные модели, выполнять упражнения фонетического характера.

 

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение грамматического упражнения

 

Тема 8.2.

Растительный мир и животный мир. Антонимы.

Содержание учебного материала

 

 

1

Антонимы (повторение).

 

 

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

Практические занятия

 Использовать лексические единицы, обслуживающую новую тему, их орфографические модели и слухо - произносительные модели, выполнять упражнения фонетического характера.

 

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выучить лексический минимум

 

Тема 8.3.

Башкортостан – медовый край. Образцы деловых бумаг.

Содержание учебного материала

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

1

Образцы деловых бумаг

 

2

Резюме

Практические занятия

Использовать лексические единицы, обслуживающую новую тему, их орфографические модели и слухо - произносительные модели, выполнять упражнения грамматического характера.

Образцы деловых бумаг. Заполнение резюме

 

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение грамматического упражнения

 

 

Раздел 9.

Учусь любимой профессии

 

6

 

Тема 9.1.

Моя любимая работа

Содержание учебного материала

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

1

Понудительный залог.

 

Практические занятия

Использовать лексические единицы, обслуживающую новую тему, их орфографические модели и слухо - произносительные модели, выполнять упражнения фонетического характера.

2

 

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение грамматического упражнения

 

Тема 9.2

Как  я представляю свой первый рабочий день?

Дифференцированный зачет.

Содержание учебного материала

 

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09

ПК 1.3

1

Повторение пройденного материала.

 

Практические занятия

Использовать лексические единицы, обслуживающую новую тему, их орфографические модели и слухо - произносительные модели, выполнять упражнения фонетического характера.

Образцы деловых бумаг. Заполнение автобиографии.

Проверка и усвоения пройденных лексических и грамматических тем.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение грамматического упражнения

 

Всего:

74

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 3. Условия реализации программы учебного предмета

3.1. Материально-технические условия реализации предмета

Для реализации программы предмета предусмотрен кабинет «Башкирский язык»:

Помещение кабинета соответствует требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 №178-02) и  оснащен оборудованием:

стол ученический

стулья ученические

стол преподавателя

стул преподавателя

компьютер 

доска меловая

шкаф для учебно-наглядных пособий

Экран

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы общеобразовательной учебного предмета «Башкирский язык» входят: 

многофункциональный комплекс преподавателя;

наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);

информационно-коммуникативные средства;

библиотечный фонд.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательная организация имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.

 

Обязательные печатные издания: 

1.       М. Усманова, З. Солтанголова «Башҡорт теле» - Өфө: «Китап», 2024 й.

2.      З.М. Fәбитова, С.А. Таһирова «Башҡорт теле» I и II курс-Өфө: «Китап», 2015й.Основные электронные источники:

1. www. huzlek.bashgort.ru

2. https: // ru.m/Wikipedia.org (энциклопедия «Башкортостана»).

3. https: infourok.ru

4. http://blang.ru/textbooks.php -сайт для учителя

5. http://bash-perevod.ru/ - переводчик

6. http://ru.yourwebsite.com/www.kitap-ufa.ru/· словари

7. www.bashklip.ru -онлайн передачи

8. http://ru.yourwebsite.com/tag 

9. http://tel.bashqort.com сайт  башкорт теле, который посвящен изучению
10. http://www.bahttp://tel.bashqort.comshnl.ru   сайт национальной библиотеки  им.Валиди

11.http://ostaz.ru  сайт для учителей башкирского языка


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ учебной ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала

 

Код и наименование формируемых компетенций

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 02. Осуществлять  поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой  для выполнения задач профессиональной деятельности 

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Р 1 Тема 1.1, 1.2, 1.3, 1.5

 

 

Р2 Тема 2.2, 2.4, 2.5

Р8 Тема 8.1, 8.2

 

Р3 Тема 3.1, 3.3

Р4 Тема 4.2, 4.4

Заполнение формы резюме

Письма

Презентация

Постер

Ролевые игры

Заметки

Тесты

Устный опрос

Выполнение заданий

контрольной работы

 

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 02. Осуществлять  поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой  для выполнения задач профессиональной деятельности 

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

 

 

                                       

    ПК  1.3. Контролировать ведение и хранение работниками учетной и технической документации.

                                                                                                                                                                                                                       

 

 

 

 

Р 2 Тема 2.1, 2.2,

 

Р5 Тема 5.2,.5.3, 5.4

 

Р3 Тема 3.2

 

 

Р8 Тема 8.2

 

Р8 Тема 8.2

Р3 Тема 3.1

Р4 Тема 4.

Р.7 Тема 7.2

Устный опрос,

Письменный опрос,

Выполнение практических работ,

Наблюдение за у5частием в диалоге,

Выполнение тестовых заданий,

Оценка выполнения контрольной работы,

Оценка участия в обсуждении увиденного,

Оценка выполнения письменных работ,

Тестирование,

Оценка письменной практической работы,

Перевод профессионально-ориентированной информации,

Тесты

Проект

Круглый стол-дебаты

Доклад с презентацией

Видеозапись выступления

Разработка плана

продвижения колледжа

Выполнение заданий

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИСТ ОБНОВЛЕНИЯ

рабочей программы учебной дисциплины/профессионального модуля

 

№ п/п

Наименование элемента ОПОП, раздела, пункта

Пункт в предыдущей редакции

Пункт с внесенными изменениями

Реквизиты заседания ХХХХХХХ, утвердившего внесение изменений

1.       

 

 

 

Протокол

от _______ №___

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также