ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(социально-педагогическая направленность)
КРУЖОК «РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ»
Программа рассчитана на детей 9-10 лет.
Срок реализации: 2 года
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа начального общего образования по развитию речи составлена на основе программы по русскому языку УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Виноградовой с учётом программы речевого развития младших школьников под редакцией Л.Д.Мали, О.С. Арямовой, С. А. Климовой, Н.С. Песковой. - Тула: Родничок: М..: Астрель: ACT, Профиздат.
Программа дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета в 4 классе. Она направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов, учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей.
Структура документа
Программа включает четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения разделов и тем; требования к результатам освоения программы; требования к оснащению учебного процесса.
Общая характеристика учебного предмета. Цели и задачи.
В системе предметов общеобразовательной школы курс по развитию речи представляет собой единство основных взаимосвязанных компонентов: произносительного, лексического, синтаксического и текстового. При этом текст рассматривается как основной компонент, который обеспечивает связи между остальными, а также определяет направленность всей системы в целом. Это нашло свое отражение в выделении разделов программы, разработке их содержания, обеспечении внутренних связей между ними, определении содержания и структуры каждого урока развития речи.
Формирование умений и навыков в рамках программы осуществляется в связи и на основе изучения элементов речеведческой теории. Круг речеведческих понятий достаточно широк, охватывает все основные компоненты системы. Предусмотрено постепенное усложнение материала.
В системе предметов общеобразовательной школы курс речевого развития младших школьников реализует познавательную и социокультурную цели.
Познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления учеников.
Социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие письменной и устной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного письма как показателя общей культуры человека. Для достижения поставленных целей в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и тексты повествования небольшого объема;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В начальном обучении предмет «Развитие речи» занимает одно из ведущих мест, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции этого предмета носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам.
По программе речевого развития в 4 классе важное место занимает работа над словом. Дети знакомятся со словарём синонимов. Учатся использовать тропы при создании текста в художественном стиле. Знакомятся с научной лексикой, устаревшими словами, антропонимами, топонимами. Учатся осуществлять элементарный словообразовательный анализ.
В разделе «Слово» определены задачи и содержание лексической работы на уроках речевого развития. Путём организации активной речевой практики детей предполагается:
обогатить их словарь, развивать у них чувство языка, желание говорить ярко, образно;
учить отбирать и использовать лексические средства в соответствии с жанром и стилем высказывания.
В данной программе разработана система обучения учащихся речевой выразительности. В рамках этой системы выделены два этапа: подготовительный (пропедевтический, 3 класс) и основной( 4 класс).
Задачи основного этапа состоят в том, чтобы сформировать у детей умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения: выбрать средства для исполнения текста; умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки; умение инсценировать диалог.
Для выработки указанных умений на подготовительном этапе применяются следующие виды упражнений: анализ образцовых текстов, составление образных выражений по аналогии, с помощью опорных слов, предметов, картинок; составление, редактирование и восстановление деформированных предложений и текстов; словесное и графическое иллюстрирование; подробные пересказы, изложение с языковым разбором текста; сочинение сказок, загадок, текстов описательного характера.
Современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию связной речи учащихся. Формирование у школьников представления о тексте как о лингвистической категории позволяет обратиться ко всем сторонам анализа связной речи: содержательной, структурной, языковой. Без этого в работе по обучению связной речи отсутствует организующее стержневое понятие. Опора на теорию текста позволяет выработать у учащихся более направленные и продуктивные умения и навыки составления связных высказываний. Это способствует совершенствованию качества письменных работ младших школьников, обеспечивает смысловую и грамматическую спаянность текста.
В 4 классе дети учатся составлять разные виды плана текста, основную мысль, озаглавливать его, выделять в нем опорные слова, определять его тип. Учатся определять стилистическую принадлежность текстов. Формируемые при этом знания и умения помогают им осознать смысловую целостность текста. Начиная со второго полугодия 4-го класса, дети знакомятся со способами и средствами связи предложений в тексте (цепная и параллельная связи, лексические и грамматические способы их выражения).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
При работе над развитием речи как одной из содержательных линий курса русского языка в 4 классе проводится целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
· интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.),
· познавательных (учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением),
· организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность)
В ходе развития речи учащихся в 4 классе формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Ценностные ориентиры содержательной линии «Развитие речи» учебного предмета «Русский язык»
Предмет «Русский язык» (развитие речи как его содержательная линия) занимает ведущее место в системе общего образования, так как является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках развития речи ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Развитие речи является для учащихся основным каналом социализации личности. Успехи по развитию речи во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения русского языка ,работа по развитию речи в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятия русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная письменная и устная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка и работы над развитием речи в начальной школе являются: начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного); умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать , характеризовать такие языковые единицы, как слово, часть речи, простое предложение, текст ,способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
I. РЕЧЬ. ТЕХНИКА И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, к родителям и др.);
• определять сверхзадачу чтения;
• инсценировать диалог.
П. СЛОВО.
Выпускник научится:
• выделять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
• определять виды тропов;
• отличать крылатые слова, научные и устаревшие;
•осуществлять элементарный словообразовательный анализ слова.
Выпускник получит возможность научиться:
• подбирать синонимы для уточнения повторов в тексте;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении ;
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
• использовать для создания собственных тестов разного стиля крылатые, научные, устаревшие слова;
• определять происхождение некоторых антропонимов и топонимов.
III ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Выпускник научится:
• различать простое и сложное предложение, предложение с однородными членами;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
• выделять компоненты сложносочиненного предложения, разбирать по членам;
• редактировать простое и сложное предложение;
• составлять предложения с однородными членами, сложные предложения с союзами и, а , но, да ;
Выпускник получит возможность научиться:
• составлять содержательные и стилистически точные предложения.
IV. ТЕКСТ
Выпускник научится:
• самостоятельно определять тему и микротему текста, главную мысль;
• составлять разные виды плана текста;
• составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях;
• устанавливать связь предложений в тексте( цепная и параллельная);
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки, другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• конструировать тексты по заданной схеме;
• анализировать последовательность собственных действий при работе ад изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
• соблюдать номы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms – сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
V. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
Выпускник научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой и пантомимикой;
• соблюдать номы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms – сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
• соблюдать правила поведения в разных общественных местах.
Основное содержание (68 ч)
I. РЕЧЬ, ТЕХНИКА И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения: определить сверхзадачу чтения, «оживить» в своем воображении действительность, отображенную в произведении, выбрать средства для исполнения данного текста. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки. Умение инсценировать диалог.
II. СЛОВО
Слово, его значение. Толковый словарь. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарем синонимов. Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Умение осуществлять элементарный словообразовательный анализ (по схеме, отвечая на вопросы, продолжая предложение).
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов (имен, фамилий учащихся класса) и топонимов (наиболее важных местных географических названий).
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
III. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Предложение. Простое и сложное предложения. Предложение с однородными членами.
Умение выделять компоненты сложносочиненного предложения, разбирать по членам каждый компонент. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложения: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложение. Умение составить предложение с однородными членами. Умение составить простое и сложносочиненное предложения с союзами И, А, НО, ДА. Умение составить сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно-следственной связью. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
IV. ТЕКСТ
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение, контаминированный текст. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста: повторы, лексические и текстовые синонимы, однокоренные слова, местоимения, описательные обороты. Средства связи в тексте с параллельным построением: видо-временная соотнесенность глаголов, единообразие синтаксических конструкций. Умение определять средства связи в тексте, составлять схему текста, конструировать текст по заданной схеме.
V. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы,. благодарности, извинения. Правила поведения в транспорте, в кинотеатре, в театре. Умение дискутировать, умение использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации, с нужной интонацией, мимикой, пантомимикой
Календарно – тематическое планирование
Общее количество часов – 68
Количество часов в неделю – 2
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Содержание работы |
|||
Факт |
|
|
|
|||
1 |
|
Тема текста, опорные слова, связь предложений в тексте. |
2 |
Тема текста, опорные слова, связь предложений в тексте |
||
2 |
|
Типы текстов. |
2 |
Текст-описание, повествование, рассуждение |
||
3 |
|
Стили речи: разговорный и книжный. |
2 |
Понятие о стилях речи( разговорный и книжный) |
||
4 |
|
Разговорный стиль. Диалог. |
2 |
Диалог как форма разговорного стиля |
||
5 |
|
Культура общения. Правила поведения в театре. |
2 |
Устройство театра, поведение в театре |
||
6 |
|
Речевой этикет в споре, дискуссии. |
2 |
Правила речевого этикета, понятие дискуссии |
||
7 |
|
Художественный стиль. Общее понятие. |
2 |
Художественный стиль – разновидность книжного стиля. |
||
8 |
|
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. |
2 |
Эмоционально окрашенная лексика. |
||
9 |
|
Тропы. Эпитет. |
2 |
Эпитет . |
||
10 |
|
Тропы. Метафора, сравнение. |
2 |
Метафора, сравнение. |
||
11 |
|
Олицетворение. |
2 |
Представление об олицетворении. |
||
12 |
|
Сочинение загадок. |
2 |
Жанровые особенности загадки, изобразительные средства языка. |
||
13 |
|
Работа с деформированным текстом. |
2 |
Восстановление текста с опорой на первые предложения и цепочки связей в тексте |
||
14 |
|
Творческое редактирование текста. |
2 |
Контаминированный текст |
||
15 |
|
Жизнь слова. Устаревшие и новые слова. |
2 |
Архаизмы и неологизмы. |
||
16 |
|
Цепная связь в тексте. |
2 |
Средства связи предложений в тексте. |
||
17 |
|
Изложение с языковым разбором текста. |
2 |
Изложение содержания увиденного текста |
||
18 |
|
Лексическое редактирование текста с цепной связью. |
2 |
Средства связи в текстах с цепным построением, лексико-стилистические ошибки. |
||
19 |
|
Построение описательного текста. |
2 |
Параллельное построение текста. |
||
20 |
|
Сочинение-повествование с элементами описания. |
2 |
Создание небольшого текста по заданной теме |
||
21 |
|
Редактирование сочинения. |
2 |
Тип речевых ошибок в тексте |
||
22 |
|
Культура общения. Правила поведения в транспорте. |
2 |
Особенности поведения в данных общественных местах. |
||
23 |
|
Культура общения. Правила поведения в школе. |
2 |
|||
24 |
|
Сочинение -повествование с элементами рассуждения. |
2 |
Создание небольшого текста по заданной теме |
||
25 |
|
Сочинение-описание портрета. |
2 |
Создание небольшого текста по заданной теме |
||
26 |
|
Редактирование сочинения. |
2 |
Тип речевых ошибок в тексте. |
||
27 |
|
Научный стиль речи. |
2 |
Лексические и синтаксические особенности научного стиля. |
||
28 |
|
Словарная статья как пример научного стиля. |
2 |
Строение словарной статьи. |
||
29 |
|
Крылатые слова. |
2 |
Фразеологизмы. |
||
30 |
|
Сочинение-рассуждение. |
2 |
Создание небольшого текста по заданной теме |
||
31 |
|
Редактирование сочинения. |
2 |
Тип речевых ошибок в тексте. |
||
32 |
|
Работа с деформированным текстом. |
2 |
Тип речевых ошибок в тексте |
||
33 |
|
Распространение предложений. |
2 |
Лексические средства языка. |
||
34 |
|
Урок самоконтроля. |
2 |
Основные понятия, изученные на уроках в 4 классе. |
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.