Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новосибирской области «Коррекционная школа-интернат»
(ГБОУ НСО «КШИ»)
ПРИНЯТАСОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА
школьным методическим заместитель директора приказом от __________ № ___
объединением воспитателей
интерната директор ______С.Ю. Юрьева Протокол от _________
№ _______
Рабочая программа
коррекционно-воспитательной работы
11 класс
2019-2020 учебный год
Составители:
Каракчеева А. В., воспитатель I квалификационной категории;
Кузнецова С.Н., воспитатель I квалификационной категории.
г. Куйбышев
2019
Пояснительная записка
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Воспитательная работа в школе направлена на совершенствование процесса в развитии личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, его умственных, физических, творческих возможностей. Воспитательная работа в школе-интернате I-II вида является одним из основных средств коррекции и развития неслышащего ребёнка. Вся воспитательная и образовательная деятельность в организации основаны на потребностях и интересах детей, традициях школы, культурном наследии, необходимых для личностного развития. Приоритетным направлением при этом является забота о физическом, психическом и нравственном здоровье обучающихся. Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способной к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать воспитательный процесс более целесообразным, управляемым и самое важное, эффективным. Школа использует свою стратегию и тактику в воспитании, основанную на компетентностном подходе. Исходя из этого, главной целью работы школы является: создание специальных образовательных условий как гарантии качества образования детей с ОВЗ.
Предлагаемая программа составлена на основе программы по воспитательной работе для коррекционных школ-интернатов Е. Д. Худенко.
Нарушение слуха является причиной несформированности речи, что в свою очередь приводит к торможению развития познавательной деятельности и словестно-логического мышления. У обучающихся с нарушениями слуха больше чем у слышащих проблем, связанных с приспособлением к окружающему миру. Это приводит к появлению у них таких личностных черт, как ригидность, эгоцентризм, отсутствие внутреннего контроля, импульсивность, внушаемость, более высокий уровень агрессивности в поведении. Меньшее, чем у слышащих, стремление к сотрудничеству, эмоциональная незрелость. В связи с этим дети с нарушениями слуха значительно отстают от своих сверстников. Поэтому необходимо целенаправленное, систематическое воспитание.
Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в среде подростков и молодежи, значительно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе.
При разработке содержания программы, основных ее блоков руководствовались программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, некоторыми положениями личностно ориентированной педагогики (В. А. Петровский), предлагающей главное внимание в организации воспитательной работы уделять раскрытию индивидуальных способностей, творческих начал личности, формированию устремлений ребенка в направлении «я - хочу» и «я - могу» как основы взаимодействия с воспитателем.
Особое внимание уделили проблеме «социальной ситуации развития» ребенка, что обусловлено проблемами освоения социального опыта нашими воспитанниками. Ориентируясь на идею Л. С. Выготского о связи между развитием и деятельностью, особенно в отношении психических функций: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на свет дважды – сперва, как деятельность коллектива, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка», - мы рассматривали социальную ситуацию развития как условие развития новой ведущей деятельности, обеспечивающей социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. В данной программе максимально учитываются запросы общества в воспитании физически здоровой личности ребенка со слуховой депривацией, способной ориентироваться в различных ситуациях, готовой к свободному нравственному постижению действительности.
В коррекционной общеобразовательной школе – интернате ГБОУ НСО КШИ процесс воспитания проходит в сложных ситуациях. Поэтому необходимо не только решать общепринятые в системе образования воспитательные задачи, опираясь при этом на ограниченные возможности воспитанников, но обеспечивать удовлетворение особых потребностей в воспитании применительно к детям со слуховой депривацией.
Цель программы воспитания на старший школьный возраст: создание среды, способствующей дальнейшему повышению уровня образованности, коммуникативных навыков; желанию занять свое место в мире взрослых.
Основные задачи:
- развивать умения и навыки с целью подготовки обучающихся к самостоятельной жизни и труду;
- формировать умения жить и работать в коллективе,
- воспитывать активность и самостоятельность;
- воспитывать культуру поведения;
- развивать связную разговорную речь.
Методы и формы достижения поставленных задач.
Процесс воспитания осуществляется:
- на специально организованных занятиях;
- в процессе организации самоподготовки;
- в процессе организации режимных моментов (прогулки, посещение столовой, свободная деятельность детей);
- в условиях организации внеклассных мероприятий (КТД, праздники, викторины, экскурсии).
Специально организованные занятия – это одна из основных форм работы воспитателя. В специальной школе она имеет коррекционную направленность. На занятиях организуется практическая деятельность детей, в процессе которой, они овладевают разнообразными умениями и навыками. Им сообщаются новые и уточняются уже имеющиеся у них знания, проводится систематическая коррекционная работа. Именно на внеклассных занятиях дети могут реализовываться как личность, учиться созидать, творить, проявлять свои умения и навыки. Содержание и организация каждого занятия должны быть тщательно продуманы. В зависимости от поставленных задач определяются структура занятия и методические приёмы: информационные (беседа, рассказ педагога, разъяснение, просмотр фильма, чтение, пример, педагогическое требование), практически – действенные (приучение и упражнение, организация общественно полезной деятельности, воспитывающие ситуации, ирга), стимулирующие (поощрение и наказание). Большой тщательности требует отбор речевого материала. Педагог анализирует режимные моменты, какие слова и фразы по данной теме есть в словаре детей, и требуют повторения и конкретизации. Важно правильно определить количество новых слов и уровень их предъявления и усвоения обучающимися на занятия.
Для реализации поставленных задач и развития личностного потенциала обучающихся, имеющих нарушение слуха, с учётом их состава определены приоритетные направления, через которые осуществляется воспитательная работа по следующим направлениям.
1. Гражданско - патриотическое воспитание;
2. Нравственно - духовное воспитание;
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
4. Интеллектуальное воспитание;
5. Здоровьесберегающее воспитание;
6. Социокультурное и медиакультурное воспитание;
7. Культуротворческое и эстетическое воспитание;
8. Правовое воспитание и культура безопасности;
9. Воспитание семейных ценностей;
10. Формирование коммуникативной культуры;
11. Экологическое воспитание.
Направление воспитательной работы |
Задачи работы по данному направлению |
|
Гражданско-патриотическое воспитание |
1. Формирование у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. 2. Развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии; 3. Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека. 4. Формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине. 5. Усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответствен-ность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», «долг», «справедливость» «доверие» и др. 6. Развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье. |
|
Нравственно - духовное воспитание |
1. Формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.). 2. Формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур. 3. Формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы, совести и веро-исповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения; формирова-ния единого культурного пространства. 4. Формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике. 5. Формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России. |
|
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству |
1. Формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства. 2. Формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека. 3. Формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности. 4. Формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности. 5. Формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам труда, механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде. 6.Воспитание социально значимой целеустремленности в трудовых отношениях. 7. Развитие навыков самообслуживания. 8. Формирование уважения к ценностям. 9. Воспитание ответственности за порученное дело дело. |
|
Интеллектуальное воспитание |
1. Формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских научных сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.). 2. Формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.). 3. Формирование отношение к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни. |
|
Здоровьесберегающее воспитание |
1. Формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья. 2. Формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время. 3. Формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни. 4. Формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья. 5. Популяризация занятий физической культурой и спортом. 6. Пропаганда здорового образа жизни. |
|
Социокультурное и медиакультурное воспитание |
1. Формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство»; развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве). 2. Формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве. |
|
|
Культуротворческое и эстетическое воспитание
|
1. Формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры. 2. Формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта. 3. Формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей. 4. Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры. 5. Формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей. 6. Формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя. |
|
Правовое воспитание и культура безопасности |
1. Формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры. 2. Развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур. |
|
Воспитание семейных ценностей |
1. Формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни. 2. Формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений. |
|
Формирование коммуникативной культуры |
1. Формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию. 2. Формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку. 3. Формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения. 4. Формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире. |
|
Экологическое воспитание |
1. Формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты. 2. Формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях. 3. Формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды. |
Перечень учебно – методического обеспечения.
Технические средства:
- ресурсы глобальной сети;
- современные экранно-звуковые средства: телевизор, компьютер, DVD, мультимедийный проигрыватель, магнитофон.
Учебно-образовательные средства:
- Учебно-визуальные средства: картинки, таблицы, плакаты, модели, репродукции, схемы.
- Наглядные средства: комплекты предметных картинок, тематические словари, развивающие игры.
- Технические визуальные средства: диски, слайды, презентации, видеофильмы.
Интернет – ресурсы.
• http: festival.1september. ru.
• http: metodsovet. su.
• http: klassnye chasu. ru.
• http: otvet. mail. ru.
• http: nsportal. ru.
• http: stadart. edu. ru.
• http: prodlenka.org.
• http: vashpsixolog. ru.
• http: www. uchportal. ru.
|
Общее кол-во часов |
Теоретические часы |
Практические часы |
Предполагаемый результат |
Гражданско-патриотическое воспитание |
19 часов |
13 часов |
6 часов |
У обучающихся сформируются такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. |
Нравственно-духовное воспитание |
19 часов |
15 часов |
4 часа |
У обучающихся сформируются ценностные представления о морали, об основных понятиях этики. |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству |
15 часов
|
3 часа |
12 часов |
У воспитанников сформируются по- нятия о ценности труда и творчества для личности, об- щества, государства. |
Интеллектуальное воспитание |
15 часов |
2 часа |
13 часов |
У обучающихся сформируются представления о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности. |
Здоровьесберегающее воспитание |
17 часов |
6 часов |
9 часов |
У обучающихся сформируется культура здорового образа жизни, ценностные представления о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья. |
Социокультурное и медиакультурное воспитание |
15 часов |
9 часов |
7 часов |
У обучающихся сформируются понятия о толерантности, миролюбии, граж- данском согласии.
|
Культуротворческое и эстетическое воспитание
|
15 часов |
9 часов |
6 часов |
Учащиеся приоб- щатся к достиже- ниям мировой и отечественной культуры. |
Правовое воспитание и культура безопасности |
15 часов |
9 часов |
6 часов |
У обучающихся сформируются представления о своих правах и обязанностях. |
Воспитание семейных ценностей |
17 часов |
10 часов |
7 часов |
У воспитанников сформируются представления о культуре семейной жизни. |
Формирование коммуникативной культуры |
14 часов |
5 часов |
9 часов |
Сформируются навыки межлич- ностной и межкультурной коммуникации. |
Экологическое воспитание |
15 часов |
8 часов |
7 часов |
Сформируется цен- ностное отношение к природе. |
Срок реализации программы – 1 год. Для работы по каждому направлению воспитательной работы предусмотрено определенное количество часов. В течение учебного года количество часов может быть изменено в связи с изменением сроков каникул, совпадением часов внеклассных занятий с праздничными днями.
Гражданско-патриотическое воспитание
Цели: воспитание потребности в высокой социальной активности, гражданской ответственности; развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье.
№ |
Тема занятия |
Дата |
Форма занятия |
Информационное сопровождение |
Умения и навыки |
Словарь, фразеология |
1 |
Праздник День знаний |
03.09 |
праздничная линейка |
|
|
День знаний, новый учебный год, необходимость учиться.
|
2 |
Что значит быть патриотом
|
04.09 |
беседа с просмотром мультимедий-ной презентации |
Богданова И.А., Мы – патриоты! Внеклассные мероприятия.1-11 классы. М., 2006 Сценарии школь-ных праздников (4 части), Москва, 2002 |
У воспитанников сформированы представления о патриотизме.
|
Патриот, гражданин, Отечество, государство, Россия, патриотизм; любовь к Родине, соотечественникам, семье.
|
3 |
Я живу в России
|
05.09 |
внеурочное мероприятие |
http://nsportal.ru |
Обучающиеся гордятся российским гражданством; у них сформировано чувство уважения к государственным символам страны: герб, флаг, гимн. |
Россия, Родина, демократия, гражданин России, президент, триколор, герб, флаг, бело-сине-красный флаг, гимн.
|
4 |
Край наш сибирский - родная земля
|
06.09 |
круглый стол |
|
У обучающихся обобщено понятие малая Родина; они знакомы с историей своих области, района села; знакомы с обычаями и традициями родного края. |
Моя малая Родина, Сибирский регион, мой любимый город, моё родное село, история моего района, традиции моего края, земляки. Я родился…. Я люблю свой город…. Здесь живут хорошие люди… Достопримечательности. |
5 |
Международный день распространения грамотности |
07.09 |
внеурочное мероприятие |
nsportal.ru>8-sentya brya…den-gramotnosti.html… |
Обучающиеся познакомились с данным праздником; у них совершенствуется устная речь; сформирована потребность стремления к знаниям. |
Грамотность, Генеральная Ассамблея ООН, образованный человек, правила русского языка, иноязычные слова, викторина, лингвистическая игра. |
6 |
16 ноября -Международный день толерантности |
26.11 |
беседа |
infourok.ru›vneklas-snoe…den-tolerantnosti…
|
У обучающихся сформированы ценностные отношения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов. |
Толерантность, толерантный человек, многонациональное государство, терпимость, уважение к другим народам и их традициям. |
7 |
Традиции моей страны. Листая страницы истории
|
27.11 |
беседа с просмотром мультимедий-ной презентации |
http://www.kindergenii.ru |
Воспитанники уважают историю и культуру своей страны. |
Традиции, нравы, обычаи. История России, русский алфавит, русский народ, православие, русский национальный костюм, народные промыслы, традиции и обычаи русского народа. |
8 |
Традиции моей страны. Обычаи и нравы России
|
28.11 |
беседа с просмотром мультимедий-ной презентации |
http://www.kindergenii.ru |
Воспитанники уважают традиции, нравы, обычаи и достижения России. |
Традиции, нравы, обычаи. История России: русский алфавит, русский народ, православие, русский национальный костюм, народные промыслы, традиции и обычаи русского народа. |
9 |
Героические страницы ВОВ |
29.11
|
внеурочное занятие |
videouroki.net
|
У обучающихся сформированы интерес и чувство уважения к истории ВОВ, её героическим страницам. |
Великая отечественная война, фашизм, фашистская германия, вероломное нападение, подвиг советских солдат и тружеников тыла. |
10 |
Основные битвы ВОВ |
30.11 |
просмотр мультимедий-ной презентации |
videouroki.net
|
У обучающихся сформированы знания о событиях, ставших основой памятных дат ВОВ |
Брестская крепость, битва под Москвой, Курская битва, Сталинградская битва, освобождение Ленинграда. |
11 |
Профессия – защитник Родины |
26.02 |
просмотр мультимедий-ной презентации |
Festival.1september.ru> articles/6598 59/ |
Воспитанники имеют представление о военных профессиях, воинском долге. |
Военные профессии, защитники Родины, воинский долг, лётчики, артиллеристы, танкисты, моряки. |
12 |
15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества |
27.02 |
внеурочное занятие |
nsportal.ru>Школа Сценарии праздников… |
У старшеклассников развиты качества личности, обладающей качествами гражданина, патриота Родины. |
Войны-интернационалисты, участники военных боевых действий, воинские честь и долг, Афганистан, Чечня, Сирия. |
13 |
Солдаты Отечества |
28.02 |
военно-патриотическая викторина |
nsportal.ru›…voenno-patriotiches-kaya-viktorina http://www.maam. ru/detskijsad/voeno-patrioticheskaja-igra |
У обучающихся сформированы интерес и чувство уважения к истории ВОВ, её героическим страницам. |
Защитник, отечество, Родина, армия, ВОВ, военные даты, защита Отечества, Берлин, Ленинграда, герои, награды. |
14 |
История моей семьи в ВОВ |
01.03 |
круглый стол |
|
У обучающихся сформирован интерес к военной истории, развита готовность к его защите. |
Моя семья, участник войны, труженица тыла, письма с фронта, мой дедушка, моя бабушка, военные награды, герой войны, победитель. |
15 |
Ветеран живёт рядом |
20.05 |
беседа |
UchMet.ru›library/ material/151303/129618/
|
У старшеклассников развито чувство уважения к ветеранам войны. |
Ветеран войны, помощь ветеранам, уважение к их подвигам, благодарность за победу. |
16 |
Я – личность? |
21.05 |
диспут |
videouroki.net› Разработки›…-chas-ya-lichnost.html |
Сформированы основные качества личности: долг, ответственность, честь, достоинство. |
Личность, достоинство, честь, гражданский долг, ответственность, нравственность, уважение чести и достоинства другого человека. |
17 |
Зачем мне нужен паспорт?
|
22.05 |
круглый стол |
«http://festival.1september.ru |
Обучающиеся знают профессионально-должностные, общественные функции человека в обществе. Воспитанники уважают историю, культуру своей страны, её традиции, нравы, обычаи и достижения. |
Печать, гражданство, регистрация, паспорт гражданина России, прописка. История России, традиции России, героические страницы истории, памятные даты, исторические памятники России. |
18 |
Что такое выборы? |
23.05 |
беседа |
infourok.ru> vneklassnoe-meropriyatie-chto-takoe. |
У старшеклассников сформировано чувство ответственности за будущее своей страны. |
Выборы, голосование, права избирателей, участок, кабина, избиратель, паспорт, программа, бюллетень. |
19 |
Я – гражданин правового государства |
24.05 |
беседа |
http://nsportal.ru |
Обучающиеся имеют ценностные представления о верховенстве закона и потребности в правопорядке, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. |
Закон, правопорядок, права человека, правовое государство, активная гражданская позиция, нормы поведения. |
Нравственно-духовное воспитание.
Цели: коррекция негативных проявлений личности обучающихся школы-интерната; социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
№ |
Тема занятия |
Дата |
Форма занятия |
Информационное сопровождение |
Умения и навыки |
Словарь, фразеология |
1 |
Мои интересы, мои увлечения |
10.09 |
беседа |
«Мой класс мои друзья». Классные часы. 2-е издание |
Обучающиеся умеют выбрать для себя вид деятельности. |
Хобби, коллекция, увлечения, спорт, занятия по интересам, рукоделие, компьютерное общение и игры. |
2 |
Учимся общаться |
11.09 |
диспут |
«klassnye-chasy.ru» |
Воспитанники умеют организовывать своё общение со сверстниками. |
Общение, сверстники, диалог, беседа, доброжелательность, непонимание, умение слушать. |
3 |
Моё первое свидание |
12.09 |
беседа |
«http://nsportal.ru» |
Учащиеся умеют подготовиться к своему первому свиданию. |
Свидание, любовь, диалог, знакомство, первое мнение, внешний вид. |
4 |
«Нет!» - дороге в АД |
13.09 |
беседа с просмотром мультимедий-ной презентации |
В.А.Великородная. Классные часы по гражданскому воспитанию.
|
У обучающихся сформированы взгляды и убеждения, соответствующие принципам ЗОЖ. |
Наркомания, наркотики, алкоголизм, курение, заболевания, вредные привычки, зависимость.
|
5 |
Мораль и аморальные поступки |
14.09 |
круглый стол |
В.А.Великородная. Классные часы по гражданскому воспитанию. |
У обучающихся сформированы понятия: «мораль», «нравственность». |
Мораль, аморальные поступки, моральная ответственность, совесть, добро, нравственность, зло, моральные принципы, толерантность. |
6 |
Трудно ли быть честным? |
03.12 |
диспут |
Сайт «maam.ru» |
У cтаршеклассников сформированы понятия честность и чуткость. |
Ложь, обман, чуткость, человеческие ценности, доброта, сострадание, терпимость, сопереживание, доброжелательность. |
7 |
Моя мама - посвящается Дню Матери |
04.12 |
беседа |
|
У обучающихся воспитаны гуманистические идеалы любви к Родине через любовь к матери. |
Мама – любовь, забота, нежность. |
8 |
Еще раз о дружбе |
05.12 |
беседа |
Сайт «maam.ru» |
У обучающихся воспитано умение поддерживать дружеские взаимоотношения в коллективе. |
Коллектив, ровесники, сотрудничество, дружба, друзья, семья, товарищи, коллектив, общение, компания. |
9 |
Умейте дарить подарки |
06.12 |
игра-ситуация |
«Путешествие в страну этикета». Классные часы по этикету. |
Учащиеся умеют анализировать с помощью педагога свою деятельность. |
Этикет, подарок, свидание, праздник, комплимент, упаковка, нужные и ненужные подарки. |
10 |
Секреты Ромео и Джульетты |
07.12 |
беседа |
«http://festival. 1september.ru» |
У обучающихся сформировано гуманное отношение к противоположному полу. |
Любовь, флирт, романтика, брак, счастье, страсть, взаимопонимание. |
11 |
Твоя самооценка |
40.03 |
диспут |
Сайт «maam.ru» |
Подростки умеют оценивать свои поступки. |
Самооценка, характер, самокритика.
|
12 |
Мой характер мне помогает или мешает в жизни |
05.03 |
круглый стол |
«http://ppt4web.ru» |
Обучающиеся имеют представление о свойствах характера; научились объективно оценивать недостатки. |
Характер, темперамент, воля, личность, лень, пассивность, решитель-ность, настойчивость, смелость. |
13 |
«Человек привычки» и «человек воли» |
06.03 |
беседа |
«http://nsportal.ru» |
Подростки умеют увидеть свои недостатки и исправить их, имеют понятие - «человек привычки» и «человек воли». |
«Человек привычки» делает всё, что ему хочется, а «человек воли», принуждает, себя делать то, что не хочется, и не делать того, что хочется. |
14 |
Я – гражданин |
07.03 |
диспут |
«http://nsportal.ru» |
Воспитанники знают свои права и обязанности. |
Конституция, закон, права обязанности.
|
15 |
Протянем руку помощи |
27.05 |
беседа |
«http://nsportal.ru» |
Старшеклассники умеют предложить помощь другому человеку. |
Можно вам помочь, милосердие, человечность.
|
16 |
Понятие «бедные» и «богатые» |
28.05 |
внеурочное занятие |
Понятие «бедные» и «богатые» |
У воспитанников сформирована нравственная позиция в решении денежных вопросов. |
Богатство, бедность, неравенство, средний класс, экономика России. |
17 |
Школа безопасности |
29.05 |
просмотр мультимедий-ной презентации |
Методическое пособие. http://festival.1sep-tember.ru/http://school316.spb.ru |
У обучающихся актуализированы знания о правилах дорожного движения; развиты внимание, быстрота реакции. |
Правила дорожного движения, чрезвычайные ситуации. |
18 |
Милосердие в наши дни |
30.05 |
беседа |
«http://festival.1september.ru» |
Дети умеют планировать свою деятельность с целью наблюдения за своим поведением. |
Милосердие, помощь, сострадание, участие. |
19 |
Хочу потратить деньги |
31.05 |
игра-ситуация |
|
У воспитанников сформирована культура обращения с деньгами. |
Деньги в жизни человека, покупка, коммунальные услуги, купюры. |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.
Цели: формирование у обучающихся представлений об уважении к труду, о ценности труда и творчества для личности, общества, государства; компетенций, связанных с выбором профессиональной подготовки и деятельности; развитие навыков самообслуживания; воспитание трудолюбия, чувства долга и ответственности, целеустремлённость.
№ |
Тема занятия |
Дата |
Форма занятия |
Информационное сопровождение |
Умения и навыки |
Словарь, фразеология |
1 |
Организация дежурства в классе и школе |
17.09 |
составление графиков дежурств |
|
Установлено дежурство по столовой в классе, спальне. |
- Кто дежурный? |
2 |
Генеральная уборка |
18.09 |
ручной труд |
|
Обучающиеся обладают навыками поддержания чистоты класса и спальни.
|
- Для работы нужны: ведро, ветошь, вода, моющее средство. - Я вымыл парту, шкаф, стул, подоконник. - Я вытер пол. |
3 |
Чистый двор |
19.09 |
экологическая акция |
|
Обучающиеся обладают навыками поддержание чистоты на участке. |
- Для работы нужны: грабли, метла, лопата. - Сгребите мусор в кучу и вынесите в мусорницу. |
4 |
Уход за осенней обувью |
20.09 |
ручной труд |
|
наличие навыков ухода за осенней обувью. |
- Помойте обувь. Разместите её на сушилке. |
5 |
Смена белья
|
21.09 |
ручной труд |
|
Воспитанники осуществляют самостоятельную смена белья.
|
- Сними наволочку, простыню пододеяльник. - Сдай в прачечную. - Получи чистое бельё, заправь кровать. |
6 |
Зимняя одежда и обувь |
10.12 |
ручной труд |
|
Учащиеся умеют подготовить для ношения зимнюю одежду и обувь. |
- Подготовим одежду для зимы: куртку, пальто, сапоги, шапки, ботинки, варежки, шарфы. - Проверим пуговицы, вешалки, произведём ремонт. |
7 |
Опиши профессию |
11.12 |
игра-ситуация |
|
Обучающиеся приобрели более расширенное представление о новейших профессиях. |
Профориентация, профессиональный выбор, новые профессии: программист, визажист, менеджер, дизайнер. |
8 |
Ждём гостей |
12.12 |
беседа |
|
Обучающиеся умеют готовить жилище к празднику; сервировать праздничный стол. |
Уборка дома, сервировка праздничного стола. Гостеприимство. Покупка угощений. Встреча гостей. |
9 |
Подготовка к участию обучающихся в декаде инвалидов |
13.12 |
ручной труд поделки
|
|
|
|
10 |
Порядок в спальне |
14.12 |
ручной труд |
|
Воспитанники умеют поддерживать чистоту в спальне. |
- Протри подоконник, кровать, шкаф, пол. - Прибери вещи в тумбочке |
11 |
Что такое трудолюбие? |
11.03
|
внеурочное мероприятие |
|
Обучающиеся понимают о значимости труда в жизни человека. |
Труд – основа жизни, трудолюбие, уважение к человеку труда, труженик, честность, мастер, польза другим людям. |
12 |
Уход за комнатными растениями |
12.03 |
ручной труд |
|
Дети умеют ухаживать за комнатными растениями. |
- Подрыхлить землю, полить цветы. - Убрать сухие листочки. |
13 |
Порядок в душевой комнате |
13.03 |
ручной труд |
|
Подростки умеют поддерживать чистоту в душевой.
|
- Проведём уборку в душевой. - Возьмём ветошь, вымоем стены и пол. -Когда принимая душ, не льём воду на пол. Убираем за собой. |
14 |
Сто дорог - одна твоя |
14.03 |
диагностика по выявлению интересов обучающихся |
|
Обучающиеся умеют выбирать сферу будущей профессиональной деятельности. |
Интересы, хобби, увлечения, выбор профессии. |
15 |
Собираю дорожную сумку |
15.03 |
беседа |
|
Подростки умение собирать дорожную сумку. |
- На дно сумки кладём обувь. - Затем одежду и наверх туалетные принадлеж-ности. |
Интеллектуальное воспитание
Цели: построение процесса воспитания с учетом индивидуальных особенностей развития интеллектуальной сферы обучающихся; организация потребностей участия воспитанников в проектах конкурсах, олимпиадах и др. мероприятиях способствующих развитию интеллекта.
№ |
Тема занятия |
Дата |
Форма занятия |
Информационное сопровождение |
Умения и навыки |
Словарь, фразеология |
1 |
Природа вокруг нас |
24.09 |
викторина |
В.Г. Лысаков «1000 загадок». 2002
|
У обучающихся сформировано представление об изменениях в природе. |
Сезонные изменения, природа, леса, поля, реки, животные, насекомые. |
2 |
Игра для эрудитов «Ботаники» |
25.09 |
интеллектуальная игра |
kladraz.ru>igry-dlja- detei… |
Воспитанники овладели навыками работы в группе. |
Информация, ответ, игра, викторина, игроки, команда, вопрос. |
3 |
«Минуты фантазии» |
26.09 |
игры, загадки, ребусы |
«vospitatel. com» |
Учащиеся умеют логически мыслить, сопоставлять незаконченные рисунки, фразы. |
Ребусы, ответ, логика, эрудиция, мышление, шарада, разгадка.
|
4 |
Международный день детской и юношеской книги |
27.09 |
чтение книг и журналов |
|
У обучающихся развита любовь к чтению. |
Автор, читатель, сюжет, мораль, книга. |
5 |
Русские народные традиции |
28.09 |
интеллектуальная игра |
|
Подростки уважают и гордятся историей своей страны, её традициями, нравами, обычаями. |
Традиции, нравы, обычаи. |
6 |
День интернета в России |
17.12 |
презентация викторина |
«festival.1septem-ber.ru» |
Обучающиеся умеют работать с источниками, оргтехникой, владеть информационными технологиями. |
Электронные гаджеты: планшет, смартфон, ноутбук, электронная книга, персональный компьютер. |
7 |
От «А» до «Я» |
18.12 |
познавательная игра |
alegri.ru>…deti… dlya-shkolnikov… |
У обучающихся имеется желание заниматься самообразованием. |
Энциклопедия, выставка книг, молодёжные журналы, художественные книги. |
8 |
«Планета игр» |
19.12 |
интернет-викторина |
miroslava-folk.ru> vecher_intellert |
Подростки знают об интересах и увлечениях одноклассников. |
Увлечение, компьютерные игры, интернет, сайты общения. |
9 |
«Верю - не верю» |
20.12 |
интеллектуальная игра
|
Luchikivnuchiki.ru> Интеллектуальная игра |
У старшеклассников расширено представ-ление о логических задачах и способах их решения. |
Игра, игроки, команда, вопрос, ответ, победитель. |
10 |
Загадки о спорте
|
21.12 |
просмотр мультимедийной презентации |
В.Г. Лысаков «1000 загадок». 2002. |
Обучающиеся знают виды спорта и их инвентарь. |
Вид спорта, инвентарь, хоккеист, клюшка, шайба, футболист, мяч, боксёр, перчатки. |
11 |
Загадки, кроссворд «здоровье человека» |
18.03 |
викторина |
http://www.ostrovskazok.ru/zagadki/zagadki-o-zdorove |
Воспитанники умеют логически мыслить, сопоставлять незаконченные рисунки, фразы. |
Аптека, витамины, лекарства, больница, донор, доктор, градусник. |
12 |
Интеллектуальная игра «По страницам Красной книги» |
19.03 |
игра-викторина |
multiurok.ru>Обо мне>…-na-tiemu-po-stranitsam… |
У воспитанников развита эрудиция и кругозор, интеллектуальная игра, свобода личности. |
Животные, занесённые в Красную книгу. |
13 |
Ребусы в картинках |
20.03 |
интеллектуальная игра |
http://www.ostrovskazok.ru/zagadki/zagadki-o-zdorove |
Уметь логически мыслить, сопоставлять незаконченные рисунки, фразы. |
Ребусы, загадки, вопросы, ответы, решение. |
14 |
Загадки и ребусы о профессиях |
21.03 |
интеллектуальная игра |
http://www.ostrovskazok.ru/zagadki/zagadki-o-zdorove |
Умеют логически мыслить, сопоставлять незаконченные рисунки, фразы. |
Водитель, повар, слесарь, врач, почтальон, парикмахер, продавец, дворник, инженер. |
15 |
«День смеха» |
22.03 |
конкурсная программа |
«nsportal.ru» |
Сформирована мотивация учебно-познавательной деятельности.
|
Шутка, юмор, розыгрыш, смех, настроение, здоровье. |
Здоровьесберегающее воспитание
Цели: формирование у обучающихся потребности ответственного отношения к своему здоровью; создание в школе здоровьесберегающей среды способствующей улучшению и сбережению здоровья личности ребенка.
№ |
Тема занятия |
Дата |
Форма занятия |
Информационное сопровождение |
Умения и навыки |
Словарь, фразеология |
1 |
Мы за здоровый образ жизни |
01.10 |
игра-соревнование |
Сайт «ppt4web.ru» |
У обучающихся сформирована культура здорового образа жизни. |
Здоровье – главная ценность. Гигиена, спорт, отдых, осанка, закаливание, сон, эстафета, соревнование. |
2 |
Что мы знаем о лекарствах? |
02.10 |
просмотр мультимедий-ной презентации |
«festival.1septem-ber.ru» |
Обучающиеся имеют ценностные представления о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья. |
Антибиотики, витамины, аптека, передозировка, побочные эффекты, болезни, лекарства, самолечение, жаропонижающие, болеутоляющие. |
3 |
«Я люблю спорт» |
03.10 |
диспут |
http://nsportal.ru/shkola maam.ru> detskijsad/prezentacija-narodnye… |
Обучающиеся понимают, что значит «здоровый образ жизни»; что здоровье зависит от самого человека.
|
Здоровье, подвижные игры, зарядка, прогулки спортивные часы. - Расскажи о любимом виде спорта. - Каким спортом занимаешься ты? |
4 |
Стресс и его последствия для организма |
04.10 |
беседа с элементами тренинга |
«Как просто. Ру» |
У воспитанников существует представление о стрессе, развито душевное расположение к людям. |
Добро, доброта, злость, зло, злобность, стресс, стрессовое состояние. |
5 |
Разумный рацион питания |
05.10 |
просмотр мультимедий-ной презентации |
http://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnaya-rabota/ |
Воспитанники имеют представление о правильном питании, знают какие продукты полезны для организма. |
Правильное питание, полезные и вредные продукты, свежие продукты и просроченные продукты. Срок годности. |
6 |
Скажем «нет» вредным привычкам |
24.12 |
беседа с просмотром мультемедий-ной презентация |
0000 |
У обучающихся выработана нравственная позиция по отношению к вредным привычкам.
|
Вредные привычки, курение, алкоголь, неизлечимые болезни, наркомания, игромания, переедание. |
7 |
Профилактика простудных заболе- ваний |
25.12 |
беседа |
http://nsportal.ru/shkola |
Обучающиеся знают о способах профилактики гриппа и простудных заболеваний; бережно относятся к собственному здоровью. |
Грипп, простудные заболевания, температура, озноб, слабость, кашель, насморк, прививка, правила личной гигиены. |
8 |
Культура гигиены старшеклассников |
26.12 |
беседа |
infourok.ru›klassnyy…starsheklassnikov_na…gigiena…
|
У обучающихся сформированы культурно-гигиенические навыки ухода за телом. |
Здоровье, подвижные игры, режим дня, зарядка, спортивные часы, прогулки. |
9 |
Кто такие «моржи»? |
27.12 |
беседа |
«myshared.ru»
|
Обучающиеся умеют заботиться о своём здоровье; имеют потребность в ведении здорового образа жизни. |
Комплекс упражнений, водные процедуры, закаливание, организм, адаптация, внутренние органы, нервная система, иммунитет. |
10 |
Как укрепить свой иммунитет |
28.12 |
просмотр мультимедий-ной презентации
|
«ppt4web.ru»
|
У обучающих воспитана потребность в ведении здорового образа жизни. |
Иммунитет, инфекции, вирусы, витамины, физические нагрузки. |
11 |
Новогоднее праздничное мероприятие |
29.12 |
|
|
|
|
13 |
Всегда ли полезна косметика? |
01.04 |
беседа |
coollady.ru> indekx.php… |
Воспитанники имеют понятие о видах, пользе или вреде косметики. |
Декоративная косметика, кожа, макияж, аллергия. |
14 |
Смех продлевает жизнь |
02.04 |
конкурсная программа |
«myshared.ru» |
Воспитанники знают, как положительные эмоции влияют на здоровье и долголетие. |
Смех, радость, настроение, шутка, розыгрыш, здоровье.
|
15 |
Профилактика клещевого энцефалита |
03.04 |
беседа с просмотром мультимедий-ной презентации |
nsportal.ru>Школа>Внеклассная работа>…kleshchevoy- |
У обучающихся сформировано общее представление об опасности энцефалита. |
Клещи переносят вирус клещевого энцефалита; обитают в лесных зонах, место укуса, симптомы энцефалита. |
16
|
Всемирный день без автомобилей |
04.04 |
внеурочное занятие |
Всемирный день без автомо-биля -22 сентября. calend.ru›holidays/0/0/2540/ |
Воспитанники имеют представление о проблеме загазованности атмосферы городов.
|
Автомобиль, биосфера планеты, ЗОЖ, смог, пешая ходьба. |
17 |
Экзамены без стресса |
05.04 |
внеурочное занятие с элементами тренинга |
infourok.ru> zanyatie-na-temuekzameni-bez-stressa… |
Обучающиеся ознакомились с понятием саморегуляции; узнали о способах снятия нервно-психического напряжения |
Экзамен и стресс, психическое напряжение, страхи, саморегуляция, психологическая защита, работоспособность. |
Социокультурное и медиакультурное воспитание
Цели: формирование толерантности, конфессиональной терпимости, гражданской солидарности, самоактуализации себя как гражданина России.
№ |
Тема занятия |
Дата |
Форма занятия |
Информационное сопровождение |
Умения и навыки
|
Словарь, фразеология |
1 |
Русский язык – язык межнационального общения в России |
08.10 |
беседа |
Методиколите-ратурный интернет сервер. Info@mlis. Ru |
Обучающиеся продолжают знакомится с функцией русского языка. |
Нации, содружество, народы, межнациональное общение, национальные традиции. |
2 |
Школьная жизнь по правилам |
09.10 |
|
www. zavuch.ru |
Обучающиеся имеют уважительное доброе, отношение к одноклассникам. |
Сочувствие, доброта, вежливость, дисциплина, школьные правила.
|
3 |
Как быть толерантным |
10.10 |
круглый стол |
Риэрдон. Толерантность -дорога к миру М.2001 |
У обучающихся выработана терпи-мость к другим людям. |
Толерантность, терпимость, уважение. |
4 |
О вредных и полезных привычках |
11.10 |
беседа |
Методические разработки конспектов уроков.Nsportal.ru |
Обучающиеся обрели устойчивую нравственную позицию по отношению к вред-ным привычкам. |
Вредные привычки, алкоголь, курение, неизлечимые заболевания.
|
5 |
Мои потребности |
12.10 |
круглый стол |
doshkolnik.ru>okr-mir1407.html |
У старшеклассников сформированы представления о социальных потребностях человека, расширено представление о потребности в безопасности. |
Потребности: в общении, в безопасности, в здоровье, финансовые потребности, в одежде, возможности. |
6 |
Поговорим о безопасности интернета |
14.01 |
диспут |
Skola-zhizniru. Статья. Интернет. |
Воспитанники понимают о вреде чрезмерного увлече-ния интернетом. |
Интернет, пользователь, информация, интернет-зависимость, заболевания, уход от реальности. |
7 |
Всемирный день борьбы со СПИДом |
15.01 |
час общения |
Razrabotkiby>sc spid.Html. |
Подростки получили понятие об опасности СПИДа. |
ВИЧ, СПИД, профилактика, случайные связи, тату, наркомания, медицинские инструменты. |
8 |
Терроризм – угроза обществу |
16.01 |
просмотр мультимедий-ной презентации |
Myshared.ru. Терроризм угроза обществу. |
Воспитанники знакомы с понятием терроризма как опасного явления в обществе. |
Террор, террористы, запугивание, опасность для общества, уголовная ответственность за терроризм. |
9 |
Я и мои друзья |
17.01 |
беседа |
Klassnye zasy.ru> klassnyyzas-moi druzya.
|
Подростки имеют понятие о дружбе, друзьях. |
Дружба, друг, товарищ, взаимоуважение, взаимопомощь. |
10 |
Красота спасёт мир |
18.01 |
внеурочное мероприятие |
mihkailova.ru>…vneklassnoemeropriya-tie…krasota… |
У воспитанников сформировано понятие о красоте жизни, существует желание самосовер-шенствования. |
Доброта, красота, терпимость, эмоции, чувство прекрасного. |
11 |
Восприятие себя и других |
08.04 |
беседа |
Myshared.ru>slide/71876/ |
Воспитанники имеют понятие о другом человеке, каким он есть. |
Человеческое достоинство, уважение мнения другого человека, насилие. |
12 |
Телевизор и компьютер друзья или враги? |
09.04 |
анкетирование |
Slideshare.net>zhitina ss-12267172 |
Подростки определили для себя степень увлечения современными гаджетами. |
Телевизор, фильмы, музыка, телемания, хобби, интернезави-симость, компьютерные игры. |
13 |
Социальная агрессия и пути её ликвидации |
10.04 |
беседа |
Feelpassion Ru. Psihologiya html |
Обучающиеся уважительно относятся к людям. |
Эмоции, агрессия, конфликт, терпение, миролюбие. |
14 |
Что такое фашизм |
11.04 |
внеурочное мероприятие |
Nsportal.ru Школа>История fashizm-vzera-segodnya |
У обучающихся выработано негатив-ное отношение к фашизму. |
Фашизм, национализм, Вторая мировая война, демократия. |
15
|
Мы разные, но мы вместе |
12.04
|
обобщающее занятие |
Shamilaisan.ukoz.ru>…meropriyatino…vmes-te…17 |
Подростки осознают себя личностью. |
Индивидуальность, Коллектив, рукопожатие, доверие, сплочённость. |
Культуротворческое и эстетическое воспитание
Цели: воспитание у обучающихся ценностного отношения к прекрасному; формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
№ |
Тема занятия |
Дата |
Форма занятия |
Информационное сопровождение |
Умения и навыки
|
Словарь, фразеология |
1 |
Школьный этикет |
15.10 |
беседа |
Uchitelinformat. ukoz.ru>kl…povedenija_v_shkole dok. |
Обучающиеся расширяют знания о культуре поведения в школе. |
Школьный этикет, социализация, личность, школьный коллектив, бестактность, вежливость, дружелюбие. |
2 |
Культура общения |
16.10 |
внеурочное занятие |
Nsportal.ru>Статья>…/okultureobshche-nija dok |
У воспитанников совершенствуется манера общения и речь. |
Хорошие манеры, правила хорошего тона, умение слушать, культура речи, приветствия, просьбы, соболезнования. |
3 |
Мир, в котором мы живём |
17.10 |
беседа |
uchportal.ru>Педа-гогические статьи |
У воспитанников сформировано понятие о ценности мира, в котором мы живём. |
Природа, животные, богатые ресурсы. |
4 |
Когда мы едины – мы непобедимы |
18.10 |
час общения |
fselinaraion.>netcatiles/130/178/h (Мы сильны, когда едины. |
У подростков выработан интерес к отечественной истории. |
Памятные даты, Россия, народное единство, великие патриоты. |
5 |
День российской науки |
19.10 |
просмотр слайд-шоу |
infourok.ru>vneurochnoe…den-rossiyskoy-nauki |
У воспитанников развит интерес к отечественной науке. |
Учёные, наука, научные открытия, Нобелевская премия, Михаил Ломоносов, Дмитрий Менделеев, Сергей Королёв. |
6 |
Мир музеев |
21.01 |
виртуальная экскурсия |
myshared.ru.> Музеи мира
|
Обучающиеся осознают ценность мировых эстетических идеалов. |
Музей, Британский музей, Эрмитаж, Метрополитен, Третьяковская галерея. |
7 |
Культура поведения на переменах |
22.01 |
беседа |
Uchitelinformat. ukoz.ru>kl…povedenija_v_shkole dok |
Воспитанники знают о культуре поведения на переменах. |
Школа, урок, перемена, культура поведения. - В школе можно делать всё, кроме того, чтобы не навредить себе и окружающим. |
8 |
Как вести себя на празднике |
23.01 |
беседа |
Uchitelinformat. ukoz.ru>kl…povedenija_v_shkole dok |
Обучающиеся понимают о навыках культурного поведения в общественных местах. |
Гости, хозяева, этикет поведение за столом, просьба, извинение.
|
9 |
Покормите птиц зимой |
24.01 |
акция |
|
Учащиеся ознаком-лены с особеннос-тями жизни птиц в холодное время года |
Семена, ягоды рябины, крошки, пшено, гнездо, кормушки, гнездо.
|
10 |
Мир твоих увлечений |
25.01 |
круглый стол |
bpkgam.ru>188-klassnyj-chas-gmir…uvlechenijg.html |
Подростки интересуются увлечениями одноклассников. |
Увлечение, рукоделие, хобби, спорт, коллекционирование. |
11 |
Весна пришла! |
15.04 |
внеурочное мероприятие |
Infourok.ru…vneklassnoe-zanya-tie-prishla-vesna |
Учащиеся знают о временах года, особенностях весны в жизни природы и человека. |
Тепло, синее небо, ручьи, первые цветы, перелётные птицы, подснежник, сосульки.
|
12 |
Мир профессий большой, труд почётен любой |
16.04 |
анкетирование |
|
Обучающиеся получают более подробные знания о мире профессий. |
Профессия, продавец, учитель, медик, шофёр, парикмахер.
|
13 |
Беседа о выдающихся людях
|
17.04 |
беседа с просмотром мультимедий-ной презентации |
festival.1september.ru>…vneklassnoe-meroprija-ie… |
Расширение социокультурного кругозора обучающихся. |
Знаменитые люди, биографические данные, выдающиеся личности. |
14 |
День космонавтики |
18.04 |
круглый стол |
festival.1september. ru> articles/532298 |
Обучающиеся вырабатывают более гуманное отноше-ние к космонавтики. |
Космос, галактика, Гагарин, скафандр, земля, Королёв, планеты, освоение космоса. |
15 |
Народные ремёсла |
19.04 |
просмотр мультимедий-ной презентации |
maam.ru>detskijsad/prezenta-cija-narod-nye… |
Старшеклассники продолжают знакомиться с миром профессий через ознакомление с народными ремёслами. |
Жостово, живая гжель, дымка, русские шали, городецкая роспись, русские матрёшки. |
Правовое воспитание и культура безопасности
Цели: формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников; воспитание основ безопасности.
№ |
Тема занятия |
Дата |
Форма Занятия |
Информационное сопровождение |
Умения и навыки |
Словарь, фразеология |
1 |
Ознакомление с конституцией РФ |
22.10 |
беседа |
constitution. ru. Конституция Российcкой Федерации |
Обучающиеся ознакомились с основными положе-ниями Конституции РФ. |
Конституция, права и обязанности, свобода, флаг, герб, триколор, гражданин, закон, ответственность перед законом. |
2 |
Твои права и обязан-ности |
23.10 |
беседа |
constitution. ru. Конституция Российcкой Федерации |
Обучающиеся знают права и обязанности подростков России.
|
Права, государство, закон, право, ответственность, несовершеннолетний, семья, общество. |
3 |
Я – законопослуш-ный гражданин |
24.10 |
диспут |
nsportsl.ru>shko-lаya-zakonopos-luhnyy-grazhdanin. |
Воспитанники знают формы правильного поведения в обществе. |
Правовое государство, гражданское право, уголовное право, трудовое право, семейное право. |
4 |
Всемирный день ребёнка. Конвенция о правах ребёнка |
25.10 |
час общения |
klassnye-chasy.ru> prezentacia-chas-vsemirniy-den… |
У воспитанников сормированы знания о правах и защите детей.
|
Всемирный день ребёнка, Генеральная ассамблея ООН, благополучие, Конвенция о правах ребёнка. |
5 |
Подростку о трудовом праве |
26.10 |
беседа |
nsportal.ru>Школа>…/trud-Ipodrostki.
|
Старшеклассники получили знания о трудовом праве. |
Трудовое право, работодатель, работник, конфликтные ситуации, профсоюзная организация. |
6 |
Административная ответственность подростка за преступления. Что делать, если ты попал в полицию? |
28.01 |
внеурочное мероприятие |
Aptik.ru>…klass… shas…otvvetstven-nost-pered zakonom |
Профилактика правонарушений среди подростков.
|
Преступление, кража, колония, хулиганство, угон, уголовная ответственность, административная ответственность. |
7 |
Осторожно! Гололёд |
29.01 |
беседа |
Под ред.первого зам. Министра МЧС России Ю.Л. Воробьёва, Осно-вы безопасности жизнедеятельнос- ти. Москва 2006 |
Воспитанники имеют представле-ния о мерах безопас-ности во время гололёда. |
Гололедица, травма, равновесие, не торопится, короткие шаги, при падении нужно сгруппироваться. |
8 |
Алкоголь и правопорядок |
30.01 |
внеурочное занятие с элементами анкетирования |
http://y4help.ru/load |
Обучающиеся знают о пагубном влиянии алкоголя на личность подростка. |
Алкогольные напитки, законодательство, вредные привычки, алкоголизм, преступность, ДТП, воровство, преступление. |
9 |
Правила личной безопасности |
31.01 |
диспут |
Под ред. Ю.Л. Воробьёва, Осно-вы безопасности жизнедеятельнос-ти. Москва 2006 |
Обучающиеся умеют предотвра-щать опасные ситуации на улице и в быту. |
Ущерб, нападение, самооборона, незнакомые люди, случайное знакомство, незнакомая компания. |
10 |
Опасные ситуации в жилище |
01.02 |
круглый стол |
Под ред. Ю.Л. Воробьёва, Осно-вы безопасности жизнедеятельнос-ти. Москва 2006 |
Воспитанники знают правила личной безопасности. |
Электробытовые приборы, пожар, служба спасения. |
11 |
Опасные вещества в быту |
22.04 |
просмотр мультимедий-ной презентация |
Под ред.первого зам. Министра МЧС России Ю.Л. Воробьёва, Осно-вы безопасности жизнедеятельнос-ти. Москва 2006 |
Обучающиеся знают о действии опасных веществ, умеют защитить себя от опасных веществ в быту. |
Ожог, кислота, яд, опасные вещества, лекарственные препараты, средства бытовой химии, недоброкачественные продукты. |
12 |
Главные правила ОБЖ |
23.04 |
внеурочное занятие |
Под ред. Ю.Л. Воробьёва, Осно-вы безопасности жизнедеятельнос-ти. Москва 2006 |
Воспитанники знают правила ОБЖ, умеют правильно и своевременно действовать в ЧС. |
Безопасность, ситуация, травма, спасатель, опасные жизненные ситуации, электроприборы, пожароопасные ситуации. |
13 |
Как уберечься от опасности на воде |
24.04 |
беседа |
Под ред. Ю.Л. Воробьёва Осно-вы безопасности жизнедеятельнос-ти. Москва 2006
|
Воспитанники умеют правильно и своевременно действовать в ЧС. |
Эвакуация, наводнение плавсредства, опасности на воде, водный транспорт, места для купания, спасательный жилет. |
14 |
Примерно веди себя дома, в школе, на улице |
25.04 |
беседа с просмотром мультимедий-ной презентации |
http://gigabaza.ru/doc/9442.html |
Учащихся умеют правильно дейст-вовать в случае обнаружения пожа-ра, провести трени-ровку по эвакуации учащихся из данного кабинета школы. |
Возгорание, пожарная тревога, эвакуация, служба спасения, паника, аварийный выход, огнетушитель. |
15 |
Уроки ПДД |
26.04
|
беседа с просмотром мультимедий-ной презентации |
В.И. Ковалько, Игровой модуль-ный курс по ПДД или школьник вышел на улицу. |
Воспитанники умеют пользоваться световыми сигнала-ми светофора на перекрёстке. |
Светофор, перекрёсток, пешеходный переход, мостовая, тротуар, транспорт, дорожные знаки. |
Воспитание семейных ценностей.
Цели: формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни.
№ |
Тема занятия |
Дата |
Форма занятия |
Информационное сопровождение |
Умения и навыки |
Словарь, фразеология |
1 |
Судьба семьи в судьбе страны |
06.11 |
внеурочное занятие |
sibac.info>index.php/2009-07-01 -10-21-16/5676 Судьба семьи в судьбе страны. |
Обучающиеся имеют знания об институте семьи. |
Судьба, семья, институт семьи, история рода, родственники. |
2 |
Обязанности членов семьи |
07.11 |
диспут |
Studopedia net>2…i-obyazan- nosti-chlenov semi. htmc. Права и обязанности членов семьи. |
Воспитанники знают об институте семьи. |
Семья, брак, быт, дети, члены семьи, воспитание детей, права, обязанности, материнство, детство. |
3 |
Ребёнок – полноправный член семьи |
08.11 |
беседа |
doctor-os. ru>rebe- nok polnopravnij chlen. Статья. |
Старшеклассники знают права и обязанности ребёнка в семье. |
Член семьи, собственность, насилие в семье, физическое насилие, психическое насилие, семейный бюджет. |
4 |
Моя семья - мое богатство |
09.11 |
беседа |
http://festival.1september.ru |
Формировать у обучающихся чувства любви и уважения к старшему поколению, положительного отношения к членам семьи. |
Очаг, крепость, уют, клад, лад, идеал, близкие люди , семейные даты, домашние хлопоты. |
5 |
Что такое семейное счастье? |
04.02 |
круглый стол |
Askwomanru.>home_and_famili/?id=8611/. Слагаемые семейного счастья. |
Обучающиеся знают об институте семьи.
|
Семья, супруги, любовь, семейное счастье, доверие счастливый брак. |
6 |
Семейные конфликты и их последствия |
05.02 |
диспут |
club.doktorgavrilov.ru>…nasi-deti/ forum/topics. Статья. Можно и нельзя в моей семье. |
Воспитанники имеют знания в сфере этики и психологии семейной жизни. |
Семья, мать, отец, терпение послушание, конфликт, причины, ссоры, дружба, понимание. |
7 |
Искусство общаться с родителями |
06.02 |
беседа |
Scenarionoviy.ucoz.ru>nevs.Starshe-klassnikov…2160. Классный час: Искусство жить в семье.
|
Старшеклассники имеют представление о семье, как о величайшей ценности человеческой жизни. |
Семья, дом, родители, забота, помощь, понимание.
|
8 |
Семейные традиции |
07.02 |
круглый стол |
Nsportal.ru>Школа>Dlya-starSheklas-Nikov… Открытый урок: Семья и семейные ценности. |
Обучающиеся имеют представление о семейных традициях. |
Семейные традиции, близкие люди, семейные обычаи. |
9 |
Всё, что нас окружает, создано трудом наших родителей |
08.02 |
час общения |
tca77.narod.ru>dlja-starsheklassnikov…i-semeynye Семья и семейные ценности. |
Обучающиеся имеют представление о семейных ценностях. |
Уважительное отношение к родителям, к их труду и заботе, почитай старших.
|
10 |
Как пережить расставание |
29.04 |
беседа |
old.svetmayaka.ru>article…perezhit- rasstavanie |
Обучающиеся иметь представление об личных отношениях. |
Расставание, принять решение, прощение. |
11 |
Леди и джентльмены |
30. 04 |
внеурочное мероприятие |
nsportal.ru >Воспитательная работа>…meropriyatia-o… |
Обучающиеся имеют понятие о «мужественности» и «женственности». |
Мужественный человек, женственность, мягкость, решительность, сила, храбрость, нежность, изящество. |
12 |
История моего имени |
02.05 |
круглый стол |
dok4web.ru>…vneklassnoemeropriyatie…imeni.html. |
Воспитанники знают историю происхождения собственных имён. |
Твоё имя, антропонимика, значение имени, именины. |
13 |
Отношение к браку
|
03.05 |
анкетирование |
Myshared.ru> Презентация: Возможен ли брак по любви? festival. 1september.ru> |
Обучающиеся имеют представление об институте брака. |
Влюблённость, любовь, брак, свидание, взаимоуважение, преданность, верность, семья. |
14 |
Общение в школе |
|
речевой практикум |
bambinostori.com> semeynye-konflik-ty/Семейные конфликты.
|
Воспитанники имеют понятие о речевых конструкциях для школьного общения. |
Приветствия, просьба, благодарность, поощрение, согласие, несогласие. |
15 |
«Можно» или «нельзя» в моей семье |
|
диспут |
bambinostori.com> semeynye-konflik-ty/Семейные конфликты. |
Воспитанники имеют понятие о семейных конфликтах. |
Конфликт, ссоры, обиды, повод для конфликта, финансовые трудности. |
16 |
Мама, папа и я – моя дружная семья |
|
час общения |
Открытый урок.РФ>статьи/ 564960/
|
У обучающихся присутствует любовь и уважение к своей семье. |
- Что для вас значит семья? Папа, мама, дружная семья, Предки, родовое дерево. |
17 |
Война в моей семье |
|
внеурочное мероприятие |
nsportal.ru>НПО и СПО>meropriyatiyt-vecher. Внеклассное мероприятие: «Моей семьи война коснулась». |
Воспитанники знаю историю Отечества.
|
ВОВ, День Победы, ветераны войны, георгиевская лента.
|
Формирование коммуникативной культуры.
Цели: развитие творческих способностей и мотивации на самореализацию в различных сферах жизнедеятельности посредством формирования коммуникативных знаний, умений, качеств, опыта; формирование готовности обучающихся к ориентации в сфере производственной деятельности посредством коммуникативного взаимодействия.
№ |
Тема занятия |
Дата |
Форма занятия |
Информационное сопровождение |
Умения и навыки |
Словарь, фразеология |
1 |
Понятие о коммуникативной культуре |
12.11 |
час общения |
otvet.mail.ru> guestion/50419760 Что такое коммуникативная культура? |
Воспитанники имеют понятие об основах коммуникативной культуры.
|
Коммуникативная культура, личность, вежливость, тактичность, корректность. |
2 |
Эффективное общение |
13.11 |
речевой практикум |
vml-vologda.ru> Открытый классный час.
|
Обучающиеся приобрели навыки эффективной ком-муникации. |
Замечания, просьбы, события жизни, настроение, общение. |
3 |
Я среди людей |
14.11 |
внеурочное мероприятие |
nsportal.ru Школа> Внеклассная работа>ya sredi drugih. Docx
|
У обучающихся сформированы навыки равноправного общения. |
Взросление, общение, собеседник, конфликты, диалог, поведение, миролюбие. |
4 |
Темперамент. Характер |
15.11 |
беседа с элементами анкетирования |
festival. 1september ru.>artticles/602915/ Советы по воспита-нию сильного характера. |
Воспитанники имеют представления о свойствах человеческого характера. |
Характер, лень, воля, темперамент, личность, пассивность, настойчивость, решительность. |
5 |
Ты уже взрослый? |
16.11 |
внеурочное мероприятие |
kladraz.ru> Сцена-рии для школы. Внеклассное меро-приятие. |
Воспитанники меют навыки культуры общения. |
Подростки, взрослый, физическое развитие, умственное развитие, ответственность, юность. |
6 |
Мимика и жесты |
11.02 |
тренинг |
edma.com.ua>kbass/ c3/id271. Этикет невербального общения.vashpsixo-log.ru>Тренинги> Dlastarsheklassnikov Тренинг общения для старшеклас-сников. |
Обучающиеся продолжают приобретать навыки эффективного общения.
|
Мимика, жесты, рукопожатие, улыбка собеседник.
|
7 |
Мои эмоции и как с ними справляться |
12.02 |
час общения |
nsportal.ru>ВУЗ>… na-temu-moiemotsii-kak…Мои эмоции. Как справиться с гневом. |
Воспитанники умеют контролировать негативные эмоции. |
Настроение, мимика, эмоции, жесты, страх, гнев, улыбка, радость. |
8 |
Доброта спасёт мир |
13.02 |
беседа |
Profistart.ru>ps/blog/20967.html Учимся быть добрыми.
|
Обучающиеся имеют представление об общечеловеческих качествах. |
Доброта, отзывчивость, притча «О Добре и Зле». |
9 |
Что мы ценим в людях и в себе |
14.02 |
работа в группе |
region46.info>Общество> 1034.html. |
Воспитанники имеют представление об общечеловеческих ценностях. |
Честность, тактичность доброта, ум, скромность, искренность, чувство юмора. |
10 |
Умей прощать |
15.02 |
внеурочное мероприятие |
festival.1sep tember.ru>аrticles/566947/ |
Обучающиеся поним- ют, что прощение – необходимая черта характера. |
Обиды, прощение, поступок, обидчик.
|
11 |
Как правильно выбирать друзей |
06.05 |
беседа |
strana-sovetov.com> Психология>Это тот… |
Старшеклассники имеют понятие о нормах поведения среди близких людей. |
Друзья, знакомые, доверие, верность, честность, уважение, забота. |
12
|
Умей сказать «Нет!» |
07.05 |
организационно деятельностная игра. |
nsportal.ru Школа> Классное руковод- ство>umey-skazat-net…
|
У старшеклассников сформировано понятие о вреде наркомании. |
Наркомания, алкоголь, курение. |
13 |
«Интервью» |
08.05 |
коммуникатив-ная игра |
kladraz.ru>Внеурочная работа> zanyatii-na-razvitie. |
У обучающихся сформированы навыки позитивного общения. |
Интервью, знакомство, хорошее впечатление. - Расскажи о себе. - Чем ты занимаешься? - У тебя есть хобби? |
14 |
Встреча со знакомыми» |
10.05 |
коммуникатив-ная игра |
kladraz.ru>Внеурочная работа> zanyatii-na-razvitie. |
У обучающихся сформированы навыки позитивного общения. |
- Как живёте? - Как идут дела? - Что нового? |
Экологическое воспитание.
Цели: формирование у обучающихся экологической культуры личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека и природы.
№ |
Тема занятия |
Дата |
Вид мероприятия |
Информационное сопровождение |
Умения и навыки |
Словарь, фразеология |
1 |
Планета Земля – наш общий дом |
19.11 |
беседа |
И.В.Душина. География. Земля-планета людей. ООО «Балас». 2006 |
У обучающихся расширены знания о земле, как среде жизни людей.
|
Материки, океаны, страны, народы, хозяйственная деятельность людей. |
2 |
За воздух без смога |
20.11 |
круглый стол |
Большая книга эрудита. Москва «Махаон» 2007. |
Обучающиеся имеют представление о вреде загрязнения воздуха для всего живого на земле. |
Атмосфера, пыльные бури вулканические газы, деятельность людей, загрязнение воздуха. |
3 |
Вода – основа жизни |
21.11 |
беседа |
Большая книга эрудита. Москва 2007. И.В. Душина География 2006.
|
Воспитанники имеют понятие об опасности для существования человека загрязнения воды. |
Загрязняющие вещества, ядохимикаты, удобрения, сточные воды, кислотный дождь. |
4 |
Покормите птиц зимой |
22.11 |
акция |
|
Воспитанникам привиты любовь и сострадание к братьям нашим меньшим. |
Сострадание, сочувствие, доброта, помощь. |
5 |
Что такое экология |
23.11 |
внеурочное мероприятие |
otvet.mail.ru guestion/25155906.Что такое экология?
|
Обучающиеся получили знания о понятии экология. |
Экология, хозяйство, живая природа, неживая природа, охрана окружа-ющей среды. |
6 |
Загрязнение почвы |
18.02 |
беседа |
Большая детская энциклопедия. Москва «Росмен». 2003. И. В.Душина География. 2006. |
Воспитанники знают о рациональном использовании земель. |
Плодородная почва, сельское хозяйство, пашни, удобрения, токсичные отходы. |
7 |
Животные в моей семье |
19.02 |
час общения |
festival.1september.ru>articles/562130.Кошка в моей семье. ecos-sch113. narod.ru>doogs.htmДомашние животные. |
Учащимся привита любовь к животному миру. |
Домашние животные, уход, корм, забота. |
8 |
Природа в наших ощущениях |
20.02 |
беседа |
metodsovet.su. Экологичесское ассорти. |
Воспитанники испытывают интерес к окружающему миру, стремление беречь природу. |
Природа, леса, поля, реки, животные, насекомые.
|
9 |
Красная книга-сигнал опасности! |
21.02 |
круглый стол |
nsportal.ru>…temekras-naya-kniga- signal-opasnosti. Красная книга - сигнал опасности. |
Обучающиеся знают о Красной книге и исчезающих видах животных. |
Красная книга, исчезающие растения и животные, уничтожение лесов, осушение болот. |
10 |
Животные нашего края |
22.02 |
просмотр мультимедий-ной презентации |
volna.org.> okruzajushhiy_mir…sibiri.html.Животные Сибири. |
Старшеклассники знают о животном мире нашего края. |
Животные, птицы, рыбы, среда обитания, хищники млекопитающие. |
11 |
Календарь природы |
13.05 |
беседа |
И.В.Душина. География. Земля-планета людей. ООО «Балас». 2006 |
Подростки имеют знания о смене природных циклов. |
Время года, погода, спячка, миграции, лето, зима, осень, зима. |
12 |
Народные приметы |
14.05 |
внеурочное мероприятие |
imya-sonnik. ru> …narodnie-primeti-o pogode. html. Народные приметы о погоде. |
Обучающиеся знают об особенностях природы нашего края. |
Народные приметы, климатические условия, погода.
|
13 |
Воздействие человека на животный мир |
15.05 |
беседа |
И.В.Душина География.Москва «Баласс». 2006
|
Воспитанники понимают, что деятельность человека разрушает экологию. |
Орошение, деятельность, изменение состава воздуха. |
14 |
Свалкам – нет! |
16.05 |
просмотр мультимедий-ной презентации |
festival.1september.ru>articles/525219/ Свалка по имени Земля.
|
Старшеклассники получили знания об опасности распространения свалок. |
Загрязнение, засорение, свалки, стекло, металл, пластмасса. |
15 |
Охрана и рациональное использование животного мира. |
17.05 |
беседа |
nsportal.ru>okhrana-i-ratsionalnoe- ispolzovanie Охрана животного мира. |
Обучающиеся знают о значении животных в природе. |
Вредные и полезные животные, вымирание животных, охрана природы, заповедник, заповедный фонд. |
Список используемой литературы.
1. Бодалев, А. А. Формирование понятия о другом человеке как о личности. Л., 1982. – 135с.
2. Большая книга эрудита. Школьный реферат. М., «Махаон» 2007.
3. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно-ориентирован-
ного воспитания / Педагогика. 1995. №4.
4. Валицкая, А. П. Культуротворческая школа: концепция и модель общеобразовательного процесса. Педагогика. – 1998. - №4. – с.12-18.
5. Волжина, О. И. Воспитательный потенциал современной семьи. Дополнительное образование и воспитание. – 2001. - №8. – с.8.
6. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга. – М., 1998.
7. Выгодский, Л. С. Педагогическая психология. Краткий курс. – М., 1996. – с.57.
8. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение», 2009.
9. Душина, И. В., Притула, Т. Ю., Смоктунович, Т. Л. География. Планета людей. Учебник. Москва «Балас», 2010.
10. Закон Российской Федерации «Об образовании».
11. Конвенция ООН «О правах ребёнка».
12. Конституция Российской Федерации.
13. Краткий психологический словарь/ Под ред. Петровского, А. В. – М.,1995. – 213 с.
14. Крипкова, А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М., Просвещение, 1996.
15. «О концепции Федеративной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы». Распоряжение Правительства РФ от 07 февраля 2011. № 163-р.
16. Основы теории коммуникации. Учебник/ Под ред. Василика, М. А. - М., 2003.
17. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
18. Справочник воспитателя. Для коррекционных образовательных учреждений/ Под ред. Матвеева, Е. М. Издательство «Учитель», 2012.
19. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». № 120 от 02.06.1999.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.