Программа образовательного межпредметного модуля «Как измерить всё на свете» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 06.102009 № 373, на основе методического пособия к инновационному учебно-методическому комплексу «Новая начальная школа», авторы: Е. В. Восторгова, С.Ф. Горбов, З.Н. Новлянская, Н. Л. Табачникова, Е. В. Чудинова, М, 2008.
Специфика начального этапа обучения в школе определяется необходимостью восполнения детского опыта в разных практических областях до того уровня, с которого возможно начинать строить предметные линии (в форме учебной деятельности). Основная идея модуля - координация разных учебных предметов, которая дает возможность: учителю – увидеть отдельные учебные предметы как части единого образовательного пространства; ученику – переносить знания и умения, сформированные в рамках одного учебного предмета, на решение задач другого учебного предмета; ученическому коллективу – осуществлять практико-ориентированную деятельность, в которой формируются разнообразные компетентности выпускника начальной школы.
В модуле представлены разные образовательные ресурсы – лаборатория «Зрительные иллюзии», слайдовые презентации, конструкторы, шкалы, практикумы, словарные статьи, текстовые задания, анимации, сценарий праздника-состязания «Как измерить всё на свете».
Цель: конкретизация способа измерения, открытого на уроках математики, на материале «окружающего мира» и развитие измерительной практики.
Задачи:
• создать условия для понимания необходимости измерения величин и условно измеряемых свойств объектов для решения задач;
• формировать умение различать разные свойства объектов и процедуры, допустимые по отношению к ним;
• создать условия для понимания устройства измерительного прибора, формировать умение указать его составные части; формировать понимание необходимости соотнесения условных мер и шкал в случае сравнения величин, измеренных нестандартными мерами;
• дать знания названий измерительных приборов, понимать принцип их работы, уметь ими пользоваться;
• научить измерять длины, объем тела, массу тела, продолжительность процесса разными способами, применять знания соотношений между основными единицами длины, массы, объема, времени, уметь переводить из одних единиц в другие.
• формировать умение оценивать облачность, сравнивать силу ветра и силу дождя, измерять общее количество осадков, сравнивать длины коротких отрезков "на глаз", определять примерное расстояние до грозового разряда, измерять продолжительность временных промежутков с помощью часов и календаря, сравнивать длительность временных промежутков с помощью простых приспособлений.
Предметная линия измерения для начальной школы является центральной. В программе курса математики нет отдельной темы «Измерение», но с действием измерения ученики сталкиваются постоянно, решая различные задачи.
Главное математическое понятие, понятие числа, возникает как результат измерения одной величины другой величиной. При этом меркой может быть любая величина того же рода, что и свойство измеряемого объекта. Введение понятия умножения также связано с действием измерения. Ученики сталкиваются со случаем, когда величина измеряемого объекта гораздо больше мерки и для удобства измерения им приходится перейти к промежуточной мерке и действию умножения.
Решая разнообразные измерительные задачи, ученики приходят к таким важным понятиям математики как позиционная система счисления, обыкновенная дробь, десятичная дробь.
Для умения решать текстовые задачи важно понимать, какие величины, какими единицами измерения можно измерять. Необходимо знать соотношения между основными единицами измерения, уметь переводить более мелкие единицы в крупные и, наоборот, в зависимости от условий и требований задачи.
В курсе «Окружающий мир» действие измерения становится необходимой частью наблюдения или эксперимента. Здесь дети сталкиваются с проблемой измерения свойств, которые нельзя измерить непосредственно. При измерении длины мерка сама является длиной, имеет некоторую протяженность. Мерка подобна тому, что она измеряет. А какой меркой измерять силу ветра или температуру? Для того, чтобы "измерить", необходимо осуществить "перевод" измеряемого на язык протяженности, отобразить оцениваемые свойства в некоторую шкалу – часть измерительного прибора.
На уроках «Окружающего мира» ученики сталкиваются с условно измеряемыми величинами: сила ветра, температура, яркость света и открывают общий способ работы с ними. Отдельные разделы курса математики тесно переплетаются с отдельными разделами курса «Окружающий мир». В эту тематику вплетается также материал из курса «Русского языка» – работа со словарными статьями «Старинные меры длины». Учащиеся знакомятся со значением этих мер и их языковым происхождением, возможностями употребления в речи. Одновременно отрабатывается полезное умение пользоваться простейшей словарной статьей.
Проблема измерения важна не только для курсов «Математики» и «Окружающего мира» начальной школы, но и для дальнейшего изучения предметов естественнонаучного цикла в средней школе, эта тематика выделена в отдельный модуль.
Модуль «Как измерить все на свете» заканчивается соответствующим праздником – демонстрацией умений решать различные измерительные задачи.
Учебный план школы представляет собой соотношение обязательной части, формируемой в соответствии с требованиями ФГОС НОО, которая составляет 80 % от общего нормативного времени, отведённого на предметную область и вариативной частью, которая составляет 20 % и предоставляет возможность проведения образовательных межпредметных модулей. Модуль «Как измерить всё на свете» рассчитан на 25 часов обучения, вписывается в курсы «Окружающий мир», «Математика», «Литературное чтение», «Русский язык», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка». Время проведения – февраль месяц.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
1. Определять причины явлений и событий.
2. Делать выводы на основе обобщения знаний.
3. Представлять информацию в виде таблиц.
Регулятивные:
1. Составлять план и действовать по плану.
2. Сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки.
3. Проверять и оценивать результаты работы.
Коммуникативные:
1. Вычитывать информацию, данную в явном виде.
2. Вычитывать информацию, данную в неявном виде.
Личностные:
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Предметные результаты освоения модуля:
1. Ученики должны понять необходимость измерения величин и условно измеряемых свойств объектов для решения задач сравнения, установления отношения, описания.
2. Они должны научиться различать разные свойства объектов и процедуры, допустимые по отношению к ним: неизмеряемые свойства (цвет, форма, материал) могут быть только названы; условно измеряемые свойства, такие, как степень нагретости, освещенность, обучаемость и пр., – могут быть оценены (применима процедура сравнения, но неприменима процедура непосредственного измерения), измеряемые свойства, или величины (длина, площадь, объем, время) могут быть измерены с помощью мерки.
3. Ученики должны понять устройство измерительного прибора, уметь указать его составные части (то, чем "ловится" условно измеряемое свойство, порядковая шкала, числовая ось).
4. Ученики должны осознать необходимость использования стандартных мер в ситуации передачи данных другим лицам.
5. Они должны понять необходимость соотнесения условных мер и шкал (не стандартных) в случае сравнения величин, измеренных нестандартными мерами.
6. Ученики должны знать названия измерительных приборов: рулетки, линейки, термометра, весов (рычажных),понимать принцип их работы, уметь ими пользоваться.
7. Ученики должны научиться измерять длины отрезков, ломаных линий, площади разнообразных плоскостных фигур разными способами, объем тела, массу тела, продолжительность процесса (время).
8. Они должны знать соотношения между основными стандартными единицами длины (километр, метр, сантиметр, миллиметр), массы (килограмм, грамм, миллиграмм), объема (литр, миллилитр), времени (год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда), уметь переводить из одних единиц в другие.
9. Ученики должны уметь оценивать облачность с помощью палетки, сравнивать силу ветра и силу дождя с помощью простых приспособлений, измерять общее количество осадков, выпавших за сутки; оценивать силу ветра по шкале Бофорта, сравнивать длины коротких отрезков (4-15 см) "на глаз", определять примерное расстояние до грозового разряда, измерять продолжительность временных промежутков с помощью часов и календаря, сравнивать длительность временных промежутков с помощью простых приспособлений.
Основное содержание курса представлено содержательными линиями курса «Математика», «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Русский язык», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка», «Физическая культура». Способ прямого измерения, открытый в математике конкретизируется на материале окружающего мира и развивается в измерительной практике (процедура косвенного и условного измерения- оценки).
Учебный план
№п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Тема |
1 |
Русский язык
|
3 |
Старинные меры длины |
2 |
Литературное чтение |
3 |
Измерение стихотворной строки. Ритм. |
3 |
Математика |
6 |
Измерение длины, площади, времени, массы. Соотношение между величинами. |
4 |
Окружающий мир |
7 |
Измерение облачности, силы ветра, дождя. |
5 |
ИЗО
|
2 |
Построение объекта по заданным величинам. |
6 |
Музыка
|
1 |
Ритм –музыкальная единица измерения. |
7 |
Технология |
1 |
Измерение площади, длины, окружности разными приборами. |
8 |
Праздниксоревнование «Как измерить всё на свете» |
2 (Музыка, ФЗК) |
Праздник-соревнование. |
|
Итого: |
25 |
|
Календарно-тематическое планирование
Раздел I Русский язык (3 ч)
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Образовательные ресурсы |
Основное содержание |
Характеристика деятельности уч-ся |
1 |
Старинные меры длины. |
1 |
Анимации «Измерение футами» «Измерение косыми саженями» |
Старинные меры длины. |
Знакомятся со старинными мерами длины. |
2 |
Словарные статьи |
1 |
Словарные статьи «Старинные меры длины» |
Энциклопедический словарь. |
Знакомятся с устройством и статьями энциклопедического словаря. |
3 |
Словарные статьи |
1 |
Словарные статьи «Старинные меры длины» |
Энциклопедический словарь. |
Знакомятся с устройством и статьями энциклопедического словаря. |
Раздел II Литературное чтение (3 ч)
4 |
Ритм |
1 |
|
Орнамент, изображение архитектурных зданий |
Знакомятся с ритмом в искусстве |
5 |
Стихотворный ритм.
|
1 |
|
Детские стихи, стихи А.С.Пушкина |
Знакомятся с ритмом в искусстве слова. |
6 |
Проблема измерения времени. |
1 |
«Определение времени по часам с циферблатом» |
Отсчёт времени. Понимание времени как совокупности процессов. |
По таблице и описанию определяют время года. |
Раздел III Математика (6 ч.)
7 |
Измерение длины. |
1 |
Текстовые задания «Измерение длины», «Измерение длин ломаных линий» |
Измерение длин отрезков старинными мерами длины |
Знакомятся со старинными мерами длины, производят измерения, записывают результат |
8 |
Измерение площади. |
1 |
Анимация «История Танграма» Конструктор «Тангам» |
Знакомство с игрой «Танграм» |
Составляют различные геометрические фигуры и измеряют их разными мерками |
9 |
Измерение площадей палеткой. |
1 |
Измерение площади палеткой |
Палетка и её применение |
Измеряют палеткой площади фигур. |
10 |
Измерение массы. |
1 |
«Взвешивание с использованием гирек» |
Знакомство с весами. Работа с компьютерным заданием. |
Взвешивают. Знакомятся со способом уравновешивания. Составляют и обсуждают план работы. |
11 |
Соотношение единиц измерений. |
1 |
Серия «Соотношения между единицами измерения» |
Стандартные единицы измерения. |
Одну и ту же величину измеряют разными мерками и строят величины по результатам измерения. |
12 |
Как измерить неизмеримое? |
1 |
|
Принцип построения измерительного прибора. |
Знакомятся с измерительным прибором для условно измеряемой величины. Выдвигают гипотезы. |
Раздел IV Окружающий мир (7 ч)
13 |
Как наши органы чувств обманывают нас? |
1 |
Практикум «Оцени расстояние на глаз». Лаборатория «Зрительные иллюзии». |
Зрительные иллюзии. |
Оценивают свою способность наблюдать. Обсуждают иллюзии восприятия в обыденной жизни. |
14 |
Погода и измерение её составляющих. |
1 |
Практикум «Одень человека» |
Погода и её составляющие. |
Подбирают одежду для человека по описанию погоды. |
15 |
Сила ветра и её измерение. |
1 |
Шкала Бофорта |
Анализ устройства шкалы Бофорта. |
Тренируются в определении силы ветра (по описанию) |
16 |
Воздух и его свойства. |
1 |
|
Свойства воздуха. |
Обсуждают свойства воздуха. Практическая работа с шариком. Работают с текстами. Планируют и проводят опыты. |
17 |
Измерение температуры. |
1 |
«Температурные шкалы» |
Шкалы температур. Работа по шкале температур. |
Измеряют температуру воздуха дома и на улице, на солнце и в тени. Измеряют температуру тела(утром и вечером). Проводят сравнение величин. |
18 |
Температурные шкалы. Единицы температуры. |
1 |
|
Компьютерный практикум «Температурные шкалы». Шкалы Реомюра и Фаренгейта. |
Знакомятся со шкалами Реомюра и Фаренгейта. |
19 |
Проблема измерения осадков. |
1 |
«Измерение облачности» |
Виды осадков. Образование туч и облаков. Терминология. |
Сравнивают два дождя по силе. Изготавливают «дожделейки». Придумывают способ оценивания силы дождя. |
Раздел V ИЗО (2ч)
20 |
Построение объекта по заданным величинам. |
1 |
Программно-методический комплекс «Фантазеры. Мультитворчество» Развивающая игра «СтроительАрхитектор» 1 уровень |
Мастер Постройки учится у природы. Изучая природу, Мастер преобразует ее своей фантазией, дополняет ее формы, создает |
Сравнивают, сопоставляют природные формы с архитектурными постройками. Осваивают приемы |
|
|
|
|
конструкции, необходимые для жизни человека. Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов. Задание: создание макетов домиков по заданным величинам Материалы: бумага, ножницы, клей. |
работы с бумагой. Придумывают разнообразные конструкции. Создают макеты фантастических зданий, фантастического города. Участвуют в создании коллективной работы. |
21 |
Построение объекта по заданным величинам. ( Домик) |
1 |
Программно-методический комплекс «Фантазеры. Мультитворчество» Развивающая игра «СтроительАрхитектор» 2 уровень |
Взаимодействие трех видов деятельности — изображения, украшения и постройки. Обобщение материала всей темы. Задание: конструирование домиков по заданным величинам. Создание коллективного макета городка. Материалы: гуашь, маленькие кисти, бумага, ножницы, клей. Выставка творческих работ. Отбор работ, совместное обсуждение. |
Повторяют и закрепляют полученные на предыдущем занятии знания. Определяют роль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров, их триединство. Конструируют. Обсуждают творческие работы на итоговой выставке, оценивают собственную художеств. деятельность и деятельность своих одноклассников. |
Раздел VI Музыка (1ч)
22 |
Ритм –музыкальная единица измерения |
1 |
Презентация «Ритмический рисунок произведения»; нотный стан, длительности ноты. |
Музыкальная речь и музыкальный язык (ноты, длительности нот, ритмический рисунок) |
Изучить особенности ритма, сочинить самостоятельно ритмические композиции. |
Раздел VII Технология (1ч)
23 |
Изготовление циферблата часов. |
1 |
|
Практическая работа «Изготовление часов разных видов» |
Изучают строение часов, назначение стрелок на циферблате. Изготавливают циферблат часов. |
Раздел VIII Игра-соревнование.(2ч)
24 |
Праздниксоревнование «Как измерить всё на свете». |
1 |
Слайды «Измерительные приборы». Анимации «Измерение футами» «Измерение косыми саженями». |
Нестандартные единицы измерения. Конкурсы на распознавание измерительных приборов. |
|
25 |
Праздник-состязание «Как измерить всё на свете». |
1 |
|
Игры, соревнования. |
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Интерактивная доска.
2. Компьютер.
3. Проектор.
4. Многофункциональное устройство.
5. Система обратной связи.
6. Цифровые Образовательные Ресурсы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.