Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Куйбышевского муниципального района Новосибирской области детский оздоровительно-образовательный лагерь «Незабудка»
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 2 «___» ________2021г. |
|
Утверждаю: Директор ДООЛ «Незабудка» ________ Аксёнова О.Н. «____» __________2021 г.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Спорт час»
Возраст учащихся: 7 – 15 лет
Срок реализации: 18 часов
Автор:
Лацвиев И.Е.
2021 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая образовательная программа предназначена для оздоровительной работы с детьми, развития их интереса к физической культуре и спорту.
Как и любой педагогический процесс программа дополнительного образования строится на основе принципов. Одни - общие (дидактические): научности, воспитывающего обучения, сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, доступности и индивидуализации, прогрессирования, прочности. Другие - специфические: направленность к высшим достижениям, единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и содержания специальной подготовки, непрерывность тренировочного процесса, постепенное и максимальное увеличение нагрузки, волнообразность и вариативность нагрузок, цикличность тренировочного процесса. В реализации названных принципов учитывается специфика обучающихся. Усвоенные знания, качества, умения и навыки обучающихся должны использовать в трудовой деятельности, учении, быту и других условиях жизни.
Особенности тренировки как педагогического процесса обусловили специфические принципы, характерные для этого процесса. Суть их в следующем.
Направленность к высшим достижениям. Как вид спорта общефизическая подготовка немыслим без соревнований. Следовательно, закономерно и стремление к наивысшим результатам в спортивных соревнованиях, к победам над сильными соперниками. А это накладывает отпечаток на весь учебно-тренировочный процесс: используются наиболее эффективные средства и методы, углубленная специализация вообще и по функциям в частности, круглогодичные и многолетние занятия, варианты планирования и целый ряд других факторов.
Единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и тренировки. Структура соревновательной деятельности и факторы, обусловливающие ее эффективность, являются основополагающими для построения тренировки на всех уровнях: тренировочные задания, тренировочные занятия, микроциклы, средние и годичные циклы.
По мере приближения к основным соревнованиям соответствие их структуре в тренировке увеличивается, при этом не только по технико-тактическому содержанию, нагрузке и т. п., но и по моделированию предстоящих соперников, условий соревнований и т. д.
Непрерывность тренировочного процесса предполагает круглогодичную и многолетнюю тренировку при регулярности занятий на протяжении недели, месяца, года и ряда лет. Перерыв в занятиях может свести на нет усилия тренера и обучающихся. Чередование занятий, нагрузки в них должны быть такими, чтобы обеспечивались восстановление и рост работоспособности. Отсюда требование чередовать микроциклы и занятия с максимальной нагрузкой и малой нагрузкой, активный отдых и восстановительные мероприятия.
Постепенное и максимальное увеличение нагрузок вытекает из необходимости готовить обучающихся к предельной мобилизации сил во время соревнований. В процессе тренировочных занятий на протяжении года и ряда лет постепенно усложняют задания по технике, тактике, физической и интегральной подготовке, систематически используя предельные нагрузки. Увеличение нагрузки достигается за счет повышения ее интенсивности.
Волнообразность и вариативность нагрузок. Волнообразный характер определяется процессами утомления и восстановления, требующими чередования нагрузок и отдыха, изменением величин и характера нагрузок в микроциклах, этапах и периодах подготовки.
Вариативность тренировочных нагрузок выражается в показателях объема интенсивности, в соотношении работы различной направленности и специфичности, зависимости между периодами напряженной работы и восстановления и т. д. При увеличении объема снижается интенсивность, и, наоборот: при повышении интенсивности уменьшается объем. Увеличение объема предшествует повышению интенсивности.
Цикличность тренировочного процесса заключается в систематическом повторении относительно законченных структурных его единиц: тренировочных заданий, тренировочных занятий, микроциклов, мезоциклов, макроциклов.
Программа служит документом для эффективного построения работы с детьми, на этапе общей подготовки и для содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста.
Цели программы: содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья детей через вовлечение обучающихся в коллективные спортивные, подвижные игры.
Задачи программы:
- развивать физические качества в общем плане;
- воспитывать интерес у обучающихся к спорту и приобщить их к нему; используя творческий потенциал каждого ученика в соответствии с его возможностями и способностями.
Эта программа гарантирует:
- результативный для педагога и воспитанника процесс обучения;
- формирование у обучающихся умений и стойкого навыка работы в команде;
- обеспечение социализации обучающихся;
- укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовки.
В обучение принимают участие все желающие дети.
Подведение итогов: награждение лучших спортсменов по итогам смены.
Результатом реализации программы дополнительного образования является:
Программа рассчитана на 21 день, 18 часов.
Тематическое планирование
№ |
Наименование занятий |
Кол-во часов |
1 |
Физическая культура в жизни человека. Инструктаж по ТБ |
1 |
2 |
Вводные испытания «Паспорт здоровья» |
1 |
3 |
Подвижные игры |
3 |
4 |
Спортивные старты |
1 |
5 |
Командные спортивные игры |
3 |
6 |
Малые Олимпийские игры |
8 |
7 |
Контрольные испытания «Паспорт здоровья» |
1 |
|
Общее количество часов
|
18 |
Содержание занятий
Занятие 1. Физическая культура в жизни человека. Инструктаж по ТБ
Беседа о физической культуре и спорте в России. Задачи физической культуры и спорта, их оздоровительное и воспитательное значение. Составление эталона здорового человека.
Занятие 2. Вводные испытания «Паспорт здоровья»
Прием основных нормативов бег (15,30,60м), метание мяча, прыжки в длину, прыжки на скакалке, отжимание, подтягивание, жим.
Занятие 3-5. Подвижные игры
«Цепи кованы», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Шишки, желуди,орехи», «Подвижная цель», «Пустое место», «Третий лишний», «Воробьи и вороны» и т.д.
Занятие 6. Спортивные старты
Спортивные командные эстафеты.
Занятие 7-14. Чемпионат
Соревнования в личном первенстве по нормативам, в теннисе, бильярде, шашках, интеллектуальное многоборье, командные виды спорта (футбол, волейбол, пионер бол, лапта),
Занятие 15-17. Командные спортивные игры
«Лапта», «Вышибала», «Регби», «Волейбол», «Пионербол»
Занятие 18. Контрольные испытания «Паспорт здоровья»
Прием основных нормативов бег (15,30,60м), метание мяча, прыжки в длину, прыжки на скакалке, отжимание, подтягивание, жим.
Контроль реализации программы программе
№ п/п |
Вид контроля |
Цель контроля |
Методы и формы |
Отслеживание результатов |
1 |
Предварительный (орг. период) |
Определить уровень физической подготовки обучающихся |
Выполнение контрольных нормативных тестов |
Согласно подготовленности обучающихся скорректировать план мероприятий |
2 |
Текущий (основной период) |
По результатам скорректировать программу |
Выполнение контрольных нормативных тестов |
Внести изменения, добавления |
3 |
Итоговый (итоговый период) |
Определить результат учебной деятельности |
Выполнение контрольных нормативов |
Внести корректировку в план мероприяттий по итогам диагностирования обучающихся |
Используемая литература
1. Учебник Физическая культура.5-7 классы : под общ. редакцией В.И.Ляха. -5-е изд. М.:2009г.
2. Учебник Физическая культура.10-11классы : под общ. редакцией В.И.Ляха. -5-е изд. М.:2009г.
3. «Спортивные игры» Ю.И. Портных,
4. Журнал «Физкультура и спорт»,
5. Учебник «Физическая культура» под редакцией Г.Б. Мейксона, Л.Е. Любомирского, Л.Б. -Кофмана, В.И.Ляха,
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.