Программа оздоровительного плавания
Оценка 4.6

Программа оздоровительного плавания

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
физическая культура
7 кл—11 кл +1
22.05.2024
Программа оздоровительного плавания
программа оздоровительного плавания.docx

Пояснительная записка

 

Актуальность спортивно-оздоровительного плавания.

Плавание – это жизненно необходимый навык для каждого человека. Реализация дополнительного образования по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.

 Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста, только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Путей и программ, направленных на укрепление здоровья, предложено много. Данная программа направлена на приобщение учащихся к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста хорошо восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

Направленность дополнительной образовательной программы спортивно-оздоровительное плавание:

По содержанию - физкультурно-спортивная;

По функциональному предназначению - учебно-познавательная;

По форме организации – групповая;

По времени реализации – 1год.

Дополнительная образовательная программа спортивно-оздоровительное плавание в школе направлена на формирование общей грамотности учащихся начальной школы в области физической культуры, укрепления их здоровья, повышения функциональных возможностей организма, обеспечение безопасности жизнедеятельности воспитанников.

 Плавание занимает одно из первых мест по популярности среди многих видов спорта. Многие профессиональные пловцы пришли в этот вид спорта, чтобы поправить здоровье, избавиться от астмы, справиться с нарушениями физического развития, болями в спине и т.д. Умение плавать - жизненно важный для каждого человека навык. Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная с дошкольного. И вряд ли кто станет отрицать, что плавание - жизненно необходимый навык. Сам процесс обучения плаванию уже оздоравливает ребенка.

 Благоприятное воздействие плавания на детский организм является общепризнанным. В медико-физиологическом  аспекте это укрепление различных функциональных систем детского организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и пр.), в психологическом аспекте —формирование произвольной регуляции движений и действий, а в педагогическом — это не только обучение школьника сложноорганизованным действиям, но и способ становления навыков саморегуляции.

Данная программа направлена на интеграцию физических и психоэмоциональных способностей учащихся, приобщение к здоровому образу жизни, культурному и спортивному наследию, и разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, наглядности), в формах и методах обучения, в методах контроля и управления образовательным процессом, и в имеющихся в наличии средствах обучения.

Отличительной особенностью данной программы заключается в том, что разработана градация уровня результатов, относительно возраста школьников, с учётом их физиологического более позднего, чем у детей южных регионов развития.

Теоретическим основанием для разработки программы являются:

         положение о закономерном соотношении обучения, воспитания и развития детей со зрительной депривацией Л.С. Выготского;

         технология индивидуальной педагогической поддержки школьников О.С. Газмана;

         технология игровой педагогики С.А. Шмакова;

         методики здоровье сберегающего обучения В.Ф. Базарного;

         технология игр у воды, на воде, под водой Н.Ж. Булгакова;

         технология плавания Н.Ж. Булгакова, А.Д. Викулова;

         технология физкультуры для ослабленных детей В.К. Велитченко;

         технология специальной физической подготовки пловца на суше и воде Б.Д. Зинова, И.М. Кошкина, С.М. Вайцеховского;

         технология лечебной физкультуры при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей С.А. Костюнина, Э.Н. Вайнера;

         технология физкультурно-спортивной работы по плаванию Е.В. Черных, С.А. Костюнина.

Адресат программы/количество обучающихся в группе:

Максимальный состав занимающихся определяется с учетом соблюдения правил по технике безопасности на учебно-тренировочном занятии. Содержание тренировочного процесса проводится в соответствии с учебной программой, определяющей содержание, объем тренировочной работы, требований к уровню подготовленности занимающихся.

В группы спортивно-оздоровительного плавания набирается 5-9 детей, учащиеся разных ОУ города, прошедшие медицинское обследование, имеющие допуск к посещению бассейна.

Срок освоения программы:

Программа реализуется в течение 1 года. В настоящей программе выделено 2 этапа плавательной подготовки:

         1 этап – ознакомление с водной средой. Деятельность этапа направлена на всестороннее гармоничное развитие организма; овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений; овладение подготовительных упражнений в воде.

         2 этап – внедренческий. На этом этапе формируется начальное представление о спортивном плавании, начинается обучение техники плавания.

 

Объем программы/количество часов:

 

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том в том числе

 

Спортивно-оздоровительное Плавание

93

теория

практика

1

Теоретические сведения. Инструктаж по технике безопасности. Личная гигиена.

1

1

 

2

Ознакомление с водной средой.

10

1

9

3

Обучение техники плавания.

 

62

1

61

4

Игры и эстафеты в воде.

 

17

 

17

5

 Промежуточная аттестация

 

3

 

3

 

Итого

 

93

3

90

 

Режим занятий.

Занятие проходит 3 раза в неделю по 40 минут в плавательном бассейне. Первый этап дети проходят подготовку в малой ванне, где воспитанники осваивают начальный уровень плавательной подготовки, после сдачи контрольных нормативов, ребята переходят в большой бассейн, где продолжают обучение спортивным способам плавания.

Формы обучения:

В основу проведения занятий положены, современные образовательные технологии, отраженные в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности), формах и методах обучения (методы физических упражнений, презентация материалов, методы освоения техники плавания, методы развития двигательных качеств, методы   дифференцированного обучения, соревнованиях), методы контроля управлением образовательным процессом (анализе результатов деятельности воспитанников., определение уровня плавательной подготовленности), средства обучения (плавательные доски, ласты, лопатки, поплавки, мячи, секундомеры, силовые тренажеры, гимнастические палки), учебная и методическая литература, пособия, дидактический материал.

Зачисление детей в группы дополнительного образования спортивно-оздоровительного плавания осуществляется согласно правилам приема учащихся в платные группы ОУ на основании     заявления и договора от родителей (законных представителей).

 

Цель:

¾    создание особой образовательной среды на платной основе для всестороннего удовлетворения физкультурно – оздоровительных потребностей учащихся ОУ города;

¾    достижение спортивных успехов в соответствии с индивидуальными способностями детей.

Задачи:

Обучающие:

¾    овладение жизненно необходимым навыком плавания;

¾    обучение основам техники всех способов плавания, широкому кругу двигательных навыков и как следствие достижение спортивных успехов в соответствии с индивидуальными способностями детей и подростков;

¾    обучение основам физиологии и личной гигиены, профилактике простудных заболеваний и травматизма.

Развивающие:

¾    укрепление здоровья и закаливание, профилактике вредных привычек;

¾    устранение недостатков физического развития;

¾    развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;

¾    развивать творческие и тактические способности;

¾    подготовка всесторонне развитых юных пловцов.

Воспитательные:

¾    формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям плаванием и к здоровому образу жизни;

¾    воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;

¾    формирование чувства долга и ответственности, патриотизма обучающихся посредством выступления за сборные команды.

 

Учебный план дополнительной образовательной спортивно-оздоровительной программы Плавание.

Тема 1. Теоретические сведения. Инструктаж по ТБ на воде.

История развития, способы плавания, олимпийские игры. Инструктаж учащихся по ТБ, правила поведение в бассейне, в раздевалках, оказание мед помощи и т.д.  Влияние плавания на организм человека и сохранения жизни на воде. Закаливание и гигиена.

Тема 2. Освоение с водной средой.

Тема 3. Разучивание техники спортивных способов плавания. Изучение движений рук, ног, положение тела, дыхания, при различных способах плавания. Свойства воды, плотность и сопротивление. Контроль, за правильным выполнением техники движения, самоконтроль.

Тема 4. Игры и эстафеты на воде. Игры на воде с мячом. Ныряние за предметами на дно бассейна. Эстафетное плавание с предметами и без; эстафетное плавание различными способами плавания.

Тема 5. Промежуточная аттестация. Соревнования. Текущий контроль, за качественной подготовкой, определение уровня плавательной подготовленности. Выполнение контрольных упражнений 12.5-25 метров кролем на груди и кролем на спине без учета времени, техника плавания способом баттерфляй и способом брасс. 

Планируемые результаты:

По окончании обучения, учащиеся научаться:

         Соблюдать правила поведения и меры безопасности на занятиях;

         Выполнять гигиену физических упражнений и профилактики заболеваний;

         Знать влияние физических упражнений на организм человека;

         Уметь выполнять базовые элементы, которые включают в себя: общеразвивающие, и имитационные упражнения на суше;

         Выполнять подготовительные упражнения для освоения с водой; погружение в воду с головой, погружение и открывание глаз в воде;

         Всплывать и лежать на воде;

         Выполнять безбоязненно выдохи и погружение в воду;

         Выполнять скольжение на груди и на спине;

         Прыжки в воду со стартовой тумбы;

         Знать правила проведения игр и играть в подвижные игры;

         Плавать кролем на груди и на спине.

 

Первый этап

Второй этап

Должны знать:

-название плавательных упражнений;

-правила поведения и технику безопасности на занятиях;

-технику плавания кролем и кролем на спине;

-игры на воде

 

Должны уметь демонстрировать:

-плавательные упражнения для освоения в водной среде

-плавание одним из способов 12,5метров

 

 

Должны знать:

-имитационные упражнения;

-комплексы упражнений;

 -правила проведения соревнований по плаванию;

-влияние плавания на состояния здоровья, гигиена, закаливание

 

Должны уметь демонстрировать:

-согласование движений рук, ног при плавании кролем и кролем на спине;

-плавание одним из способов 25метров

- комплексы специальных упражнений;

 

 

Календарный учебный график составлен в соответствии ФЗ № 273, Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242         

 

 

 

В условиях реализации спортивно-оздоровительной программы Плавание входит методическое обеспечение: педагогические методики, приемы и методы организации образовательной деятельности: методика обучения плаванию основана на учете педагогических принципов, использовании средств и методов в обучении плаванию, общей схеме в обучении и этапах. Вместе с выполнением общеразвивающих и подготовительных упражнений по освоению с водой для изучения плавания используются упражнения, которые объединяются по своей направленности в комплексы. Комплекс упражнений для обучения движениям ногами и согласованию с дыханием на суше и воде, комплекс для координации движений в воде и согласование движений с дыханием и т.д. Методы обучения -- теоретически обоснованные и проверенные на практике способы, и приемы нашей педагогической деятельности, применение которых обеспечивает оптимально быстрое и качественное решение задач (Н.В. Чертов, 2001).

Основной формой организации и проведения образовательной деятельности спортивно-оздоровительной программы Плавание является учебно-тренировочное занятие. Он делится условно на три части: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная часть проводятся на суше, основная и заключительная — в воде. Подготовительная часть (продолжительностью 4-5мин) включает построение группы, расчет, перекличку, объяснение задач и порядка проведения занятия, выполнение комплекса общеразвивающих и специальных физических упражнений, краткое повторение пройденного материала с разбором ошибок и ознакомление с новыми, упражнениями. Основная часть (30 мин) направлена на решение главных его задач: освоение с водой, изучение техники плавания, стартов, поворотов, прыжков в воду. Заключительная часть (5—10 мин) строится, таким образом, чтобы постепенно снизить физическую нагрузку и повысить эмоциональность занятия. Поэтому в нее включают игры, эстафеты, развлечения на воде, а также подведение итогов занятия- рефлексия.

Система контроля результативности программы: формы промежуточной и итоговой аттестации:

Промежуточная аттестация: проводится по полугодиям по уровню плавательной подготовленности, а также по результатам тестирования по каждому разделу программы. Ребята сдают контрольные нормативы по плаванию, где учитывается техника плавания, выполнение старта и поворота, время прохождения дистанции. Аттестация проходит по следующим направлениям:

- соревнования по плаванию внутри группы

- личное Первенство по плаванию;

- контрольные испытания.

Итоговая аттестация проходит по окончании обучения, в середине и в конце учебного года. Обучающиеся сдают контрольные нормативы по плаванию, где учитывается не только техника плавания, но и выполнение старта и поворота, знание теоретических вопросов по плаванию.

Основными критериями оценивания являются:

1.         регулярность посещения занятий;

2.         выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовленности;

3.         освоение объемов учебно-тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями;

4.         освоение теоретического раздела программы, дистанционная форма;

5.         отсутствие медицинских противопоказаний для занятий.

Диагностические методики.

Для оценки освоения плавательных умений и навыков разработана диагностическая карта с контрольными упражнениями, в которой фиксируются результаты аттестации детей. В качестве критериев оценки выбран ряд контрольных упражнений (упр. «Звездочка», «Поплавок», скольжение, погружение под воду, преодоление дистанции любым способом плавания и т.д.) Для проведения контрольных упражнений необходим секундомер, с помощью которого фиксируются временные показатели упражнений с точностью до 0,1секунды.

«Высокий уровень» - выставляется за технику плавания, где воспитанники, демонстрирует глубокое понимание сущности материала, воспроизводит правильно технику элементарных плавательных движений кролем на груди, кролем на спине, проплывает заданное расстояние 12,5 метров-25 метров без учета времени.

Средний уровень» - ставится за технику плавания, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки, проплывает дистанцию с небольшими ошибками 12,5-25 метров без учета времени.

«Низкий уровень» - выставляется за технику плавания, в котором отсутствует логическая

последовательность, имеются проблемы и грубые ошибки в понимании, выполнении плавательных движений, нет должной аргументации и умения применить знания на соревнованиях и учебно-тренировочных занятиях, не может проплыть заданную дистанцию.

Методическое обеспечение программы

 

Формы занятий

Приемы, методы организации учебного процесса

Техническое оснащение занятий

Форма подведения итогов

Учебно-тренировочные (групповые, индивидуальные, участие в соревнованиях, теоретические занятия)

 

Метод демонстрации и наблюдения. Словесный метод. Метод подводящих и специальных упражнений.

 Метод разучивания по частям. Целостный метод. Метод дифференцирования.

 

Интерактивна доска, компьютер, проектор, спортивный инвентарь, тренажеры, музыкальный центр

Секундомеры, микрофон, усилитель

С помощью тестов, испытаний, определяющих уровень развития и динамику двигательных качеств, методов наблюдения за деятельностью, методов устного и письменного опроса для определения уровня теоретических знаний

 

 Информационные источники (список литературы, Интернет-ресурсы)

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ.

http://www.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование».

http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный Портал.

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://www.school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение».

http://www.1september.ru/ - Издательский Дом "Первое сентября".

http://festival.1september.ru – фестиваль педагогических идей "Открытый урок".

Официальный сайт Всероссийской федерации плавания – http://www.russwimming.ru,

российские новости, статьи, форум – http://swimming.ru/, обучение технике спортивного плавания, видеоуроки по обучению плаванию - http://www.swimmingwithoutstress.co.uk/sws/), персональные сайты учителей плавания ОУ№44.

1. Плавание: учебник / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов [и др.]; под общ. Ред. Проф. Н.Ж. Булгаковой. – М: ИНФРА-М, 2016. – 290 с. – (Высшее образование: Бакалавриат).

2. Мухина, Е.А. Обучение плаванию детей 7-10 лет на основе предрасположенности к овладению плавательными навыками / Е.А. Мухина // Теория и практика физической культуры, 2009.


 

Пояснительная записка Актуальность спортивно-оздоровительного плавания

Пояснительная записка Актуальность спортивно-оздоровительного плавания

О.С. Газмана;  технология игровой педагогики

О.С. Газмана;  технология игровой педагогики

Формы обучения: В основу проведения занятий положены, современные образовательные технологии, отраженные в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности), формах и методах обучения (методы физических упражнений,…

Формы обучения: В основу проведения занятий положены, современные образовательные технологии, отраженные в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности), формах и методах обучения (методы физических упражнений,…

Влияние плавания на организм человека и сохранения жизни на воде

Влияние плавания на организм человека и сохранения жизни на воде

В условиях реализации спортивно-оздоровительной программы

В условиях реализации спортивно-оздоровительной программы

Для проведения контрольных упражнений необходим секундомер, с помощью которого фиксируются временные показатели упражнений с точностью до 0,1секунды

Для проведения контрольных упражнений необходим секундомер, с помощью которого фиксируются временные показатели упражнений с точностью до 0,1секунды

ОУ№44. 1. Плавание: учебник /

ОУ№44. 1. Плавание: учебник /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2024