Программа ПФДО
Оценка 5

Программа ПФДО

Оценка 5
docx
13.11.2022
Программа ПФДО
programma_Kalugin_PFDO (2).docx

Управление образования администрации г. Оренбурга

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Станция детского технического творчества»  Промышленного района

 

 

             РАССМОТРЕНА                                        УТВЕРЖДАЮ

 

 на заседании педагогического совета               Директор МАУДО СДТТ

 Протокол № 5                                                      Промышленного района

 от «17» августа 2022 г.                                         __________К.А. Разводова

                                                        «17» августа  2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2022 – 2023 учебный год

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Юный гроссмейстер»

 

 

 

Форма реализации программы - очная

Год обучения - первый

Номер группы - № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12

Возраст учащихся  - 7-11 лет

 

                                            

 

 

                                   Автор-составитель:

                                                    Калугин Никита Евгеньевич,                                                            

                                                                 педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

Оренбург

2022

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

1.  Пояснительная записка …………………………………………….3

2.  Календарный учебный график …………………………………….8

3.  Учебно-методические материалы…………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Пояснительная записка

Рабочая программа   

«Юный гроссмейстер» первого года обучения разработана к

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Юный гроссмейстер».

 

1. Направленность дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Юный гроссмейстер» -техническая.

 

2. Уровень сложности содержания дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы – стартовый.

 

3. Особенности организации и содержания образовательной деятельности

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в

текущем году:

- форма обучения – очная, очно-заочная;

 

- платформа для реализации программы в случае дистанционного обучения–

группа ВКонтакте https://vk.com/club203645847;

 

- программа предназначена для обучающихся - 7-11 лет;

 

- количество учащихся в группе -  10-15 человек;

 

- занятия реализуются - на базе МОАУ «СОШ № 48»;

 

- основная  форма учебных занятий - групповые практические занятия;

 

- форма организации деятельности учащихся по программе: индивидуальная

работа учащихся (выполнение индивидуальной самостоятельной работы) и

групповая (деятельность учащихся в микрогруппах), коллективная (выполнение

творческого проекта для подготовки к выставкам и другим мероприятиям);

 

- основные методы обучения – словесный, наглядный, практико-

ориентированный, игровой;

- мероприятия к знаменательным датам, юбилеям творческого объединения,

учреждения -  (указать мероприятия);

-изменение материально-технических условий - например, приобретено Шахматные доски и Демонстративная доска с фигурами…

- разработка новых модулей и/или тем, изменение сроков и/или времени

изучения отдельных тематических блоков (разделов) с указанием причин и

целесообразности изменений, описание резервов, за счет которых они будут

реализованы. Например:

количество часов на тему «…» уменьшено в связи с понижением социального

и/или детского запроса, отсутствием достаточных материально-технических

условий.

 

4. Особенности организации образовательной деятельности по

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе:

- количество учебных часов по программе - 144 часа;

- количество учебных часов согласно расписанию ______;

- изменения сроков или времени изучения отдельных тематических блоков

(разделов) с указанием причин и целесообразности изменений, описание резервов,

за счет которых они будут реализованы: заполняется в течение учебного года

Таблица сравнительных характеристик дополнительных образовательных программ

Программа

«Юный гроссмейстер»

Программа

«Юный шахматист»

Программа

«Белая ладья»

Направленность

техническая

техническая

физкультурно-спортивную

Цель обучения

Формирование творческого потенциала учащихся посредством обучения игры в шахматы.

«Юный гроссмейстер»

Формирование творческого потенциала учащихся посредством обучения игры в шахматы.

«Юный шахматист»

Личностное и интеллектуальное развитие обучающихся в процессе обучения игре в шахматы.

«Белая ладья»

Основная тематика занятий

1.Овладение приемами техники «Юный гроссмейстер»

2.Развивать умение практически применять теоретические знания по шахматам;

 

3.Развивать умение осуществлять итоговый и пооперационный контроль своей деятельностью под контролем педагога;

 

4.Развивать умение планировать свою игровую деятельность по заданному алгоритму;

 

5.Развивать умение сравнивать различные комбинации.

 

1.Знание правил игры;

2.Умение решать шахматные задачи, комбинации и этюды;

3.Участия в соревнованиях;

4.Формироватьзнания основных терминов по предмету.

 

1.Познакомить с практикой игры известных шахматистов;

 

2.Формировать умение ориентироваться на шахматной доске, ставить мат в 2 хода разными фигурами, решать многоходовые шахматные задачи (шах, мат, пат);

 

3.Формировать умение осуществлять тактические приёмы;

 

4.Формировать умение записи шахматных партий, играть блиц с шахматными часами при соблюдении всех правил при игры с ними.

 

 

 

5. Цель рабочей программы на  текущий учебный год: формирование творческого потенциала учащихся посредством обучения игры в шахматы.

6. Задачи на текущий учебный год:

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к игре в шахматы как направления интеллектуального творчества;

- воспитывать культуру труда и совершенствование трудовых навыков;

- воспитывать устойчивую мотивацию к посещению занятий.

 

Развивающие:

- развивать умение практически применять теоретические знания по шахматам;

- развивать умение осуществлять итоговый и пооперационный контроль своей деятельностью под контролем педагога;

- развивать умение планировать свою игровую деятельность по заданному алгоритму;

- развивать умение сравнивать различные комбинации;

- развивать умение решать простейшие задачи;

- развивать умение находить наиболее эффективные способы решения учебных задач с ориентиром на ситуацию успеха.

 

Обучающие:

- знание правил игры;

- умение решать шахматные задачи, комбинации и этюды;

- участия в соревнованиях;

- формировать знания основных терминов по предмету.

 

7. Режим занятий в текущем учебном году

Продолжительность занятия в каждой группе 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 по  45 минут 2 раза в неделю (согласно нормам СанПина 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).

 8. Формы занятий и их сочетание в текущем году

- тематические беседы,  игры и викторины, др.  – проводятся в начале

изучения новых тем и  проведение различных мероприятий; перечислить

- квест – игра «Тише едешь, дальше будешь» и др.

9. Ожидаемые результаты  и способы их оценки в текущем учебном году:

В результате освоения Программы должны быть сформированы универсальные учебные действия:

Личностные универсальные учебные действия:

- познавательный интерес к игре в шахматы как направления интеллектуального творчества;

- культура труда и совершенствование трудовых навыков (ценностное отношение к деятельности);

- дифференцированное оценивание своих способностей в интеллектуальном творчестве;

- наличие устойчивой мотивации к посещению занятий.

Способы проверки: анкета для изучения мотивации учащихся, диагностическая карта наблюдения за развитием учебно-познавательного интереса (авт. Г.В.Репкина, Е.В.Заика), беседа с учащимися о значении посещения занятий в творческом объединении (модифицированная методика Н.Г. Лускановой).

 

1.4.2.   Метапредметные

- умение практически применять теоретические знания по шахматам;

- умение осуществлять итоговый и пооперационный контроль своей деятельностью под контролем педагога;

- умение планировать свою игровую деятельность по заданному алгоритму.

- умение выражать свое отношение к своей игре и игре сверстников.

- умение работать в группе.

- умение сравнивать различные комбинации.

- умение решать простейшие задачи;

- умение находить наиболее эффективные способы решения учебных задач с ориентиром на ситуацию успеха.

Способы проверки: шахматные комбинации, диагностическая карта наблюдения за развитием учебно-познавательного интереса (авт. Г.В.Репкина, Е.В.Заика).

 

1.4.3.   Предметные

- знание правил игры;

- знания основных терминов по предмету;

- умение решать шахматные задачи, комбинации и этюды;

- участия в соревнованиях.

Способы проверки: карта наблюдения за развитием учебно-познавательного интереса (авт. Г.В.Репкина, Е.В.Заика), предметные пробы (см. Приложения)


 

II. Календарный учебный график

на 2022 – 2023 уч.г.

Месяц

Число

Кол-во

часов

Тема

Занятия

Форма

контроля

Инвариантная часть (с 1 сентября по 25 мая)

Раздел 1

4

Мир шахмат

Сентябрь

1 гр.

01.09.2021

2

Шахматы на Руси

 

Опрос «Игра в шахматы»

1 гр.

02.09.2021

 

2

Шахматы как вид спорта. Режим шахматиста

 

Опрос «Шахматный спорт»

 

 

Раздел 2

30

Изучение дебютов

Опрос «Такие разные начала партий».

Игра «Вслепую»

Сентябрь

1гр. 08.09.2021

09.09.2021

15.09.2021

16.09.2021

22.09.2021

 

10

Открытые дебюты

 

Игра «Королевская пешка занимает центр».

Моделирование игровой схемы «Скорейшее развитие фигур».

Самоанализ короткой партии.

Игра «Вслепую».

Сентябрь-

Октябрь

1 гр.

23.09.2021

29.09.2021

30.09.2021

06.10.2021

07.10.2021

 

10

Полуоткрытые дебюты

 

Опрос «Полуоткрытые дебюты». Модель дебюта «Защита «Кароканн»

Игра «В слепую»

Октябрь

1 гр.

13.10.2021

14.10.2021

20.10.2021

21.10.2021

27.10.2021

10

Закрытые дебюты

 

Использование закрытых дебютов «Славянская защита», «Дебют Ферзевых пешек» в игре.

Аналитическая работа.

Игра «Вслепую»

 

 

 

Раздел 3

36

Тактика

Опрос «Техника приёмов для достижения победы или защиты».

Октябрь-

Ноябрь

1 гр.

28.10.2021

03.11.2021

 

 

 

4

Двойной удар

 

 «Двойной удар»

Ноябрь

1 гр.

04.11.2021

10.11.2021

 

4

Вскрытый шах

 «Двойной удар»

Ноябрь

1 гр.

11.11.2021

17.11.2021

 

4

Завлечение и отвлечение

 «Завлечение»

Ноябрь

1 гр.

18.11.2021

24.11.2021

 

4

Освобождение пространства

«Полный курс шахмат»

Ноябрь-

     Декабрь

1 гр.

25.11.2021

01.12.2021

 

4

Перекрытие

 «Комбинации»

Декабрь

1 гр.

02.12.2021

08.12.2021

 

4

Связка

 «Связка»

Декабрь

1 гр.

09.12.2021

15.12.2021

 

4

Блокировка

 «Комбинации»

Декабрь

1 гр.

16.12.2021

22.12.2021

 

4

Уничтожение защиты

 «Полный курс шахмат»

Декабрь

1 гр.

23.12.2021

29.12.2021

 

4

Промежуточный ход, рентген

 «Комбинации»

 

 

Раздел 4

 

30

 

Эндшпиль

 

Комплекс игр «Пешечный бой» – блиц, на время

Январь

1 гр.

12.01.2022

13.01.2022

19.01.2022

20.01.2022

26.01.2022

 

10

Пешечный Эндшпиль

 

Короткие партии «Пешечное противодействие», «Оппозиция»

Январь-

Февраль

1 гр.

27.01.2022

02.02.2022

03.02.2022

09.02.2022

10.02.2022

 

 

10

Ладейный Эндшпиль

 

Короткие партии «Бой тяжеловесов»

Февраль-

Март

1 гр.

16.02.2022

17.02.2022

24.02.2022

02.03.2022

03.03.2022

 

 

10

Проведение пешки в ферзи

 

Короткие партии «Сопровождение пешки»

 

 

Раздел 5

30

Основы стратегии

Опрос «План целеустремленных действий»,

«Маневрирование фигурами».

Март

1 гр.

16.03.2022

17.03.2022

23.03.2022

24.03.2022

 

8

Миттельшпиль

 

 курс шахмат»

Март-

Апрель

1 гр.

30.03.2022

31.03.2022

06.04.2022

07.04.2022

13.04.2022

 

10

Влияние пешечной конфигурации на течение борьбы

 

«Полный курс шахмат»

Апрель

1 гр.

14.04.2022

20.04.2022

21.04.2022

 

 

6

Вторая открытая линия

 

«Полный курс шахмат»

Апрель-

Май

1 гр.

27.04.2022

28.04.2022

04.05.2022

 

 

 

6

Седьмая открытая линия

 

 «Полный курс шахмат»

Май

1 гр.

05.05.2022

11.05.2022

12.05.2022

18.05.2022

19.05.2022

25.05.2022

26.05.2022

 

14

Соревнования

Проведение Соревнований

Итого

144 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Учебно-методические материалы

 

1. Методические пособия для педагога и обучающихся:

1.1 Литература для педагогов

1.                  Гейлер Г.М. Шахматный словарь. – М.: ФиС, 1964. – 620 с.

2.                  Губницкий С.Б. Полный курс шахмат: 64 урока для новичков и не очень опытных игроков /С.Б. Губницкий, М.Г. Хануков, С.А. Шедей. – М.: АСТ, 2004. – 542 с.

3.                  Гершунский Б.С. Шахматы – школе /С.Б. Гершунский; А.Н. Костьев. – М.: Педагогика, 1990. -336 с.

4.                  Елесин В.П. По строгим правилам шахматного искусства /В.П. Елесин, А.И.Крюков, Х.Л. Мучник, О.В. Чеботарёв. – М.: Воениздат, 1988. –128 с.

5.                  Елесин В.П. Спутник шахматиста. Справочник /В.П. Елесин, В.М. Волков. – М.: Воениздат, 1992. – 192 с.

6.                  Карпов А.Е. Шахматные сюжеты /А.Е Карпов., Е.Я. Гик. – М.: Знание,1991. – 336 с.

7.                  Кобленц А.Н. Уроки шахматной стратегии /А.Н. Кобленц. – М.: ФиС, 1983. – 111 с.

8.                  Костров В.В. 2000 шахматных задач /В.В. Костров, В. Белявский. – СПб.: «Литера», 2004. – 111 с.

          9. Титова, Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания/Е.В. Титова. – М., 1993. – с. 110

          10. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. чл.-кор. АПН СССР Г. И. Щукиной. — М.: Просвещение, 1977. — 384 с.

 

Список литературы для детей и родителей:

1.               Авербах Ю. Л. Путешествие в шахматное королевство. –Фис,1988. – 272 с.

2.               Гик. Е.Я. Беседы о шахматах: Кн. для учащихся. –Просвещение, 1985. –150 с.

3.               Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. –Просвещение, 1991. – 158 с.

4.               Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей.–Ростов Феникс,2012–223с.

5.               Петрушина Н.М. Шахматные окончания для детей. –Ростов Феникс, 2012. – 220 с.

6.               Пожарский В. Шахматный учебник на практике. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 221 с.

7.               Чендлер М. Шахматы для детей. Поставь папе мат. –Питер. 2015. –144 с.

 

 

Электронные ресурсы

1.               Калиновская Т.П.  Рабочая программа кружка «Шахматы» для 1-6 классов. – Псковская область, 2014. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sch434.pskovedu.ru/?project_id=8968&pagenum=31043. Дата обращения: 20.08 2018.

2.               Сайт шахматного всеобуча (шахматы для детей от 0 до 14 лет, родитетей и педагогов). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chess555.narod.ru/. Дата обращения: 20.08 2018.

3.                Шахматная школа онлайн. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.chesszone.net.ru. Дата обращения: 20.08 2018.

4.               Шахматная планета: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chessplaneta.ru. Дата обращения: 20.08 2018.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Управление образования администрации г

Управление образования администрации г

Пояснительная записка ……………………………………………

Пояснительная записка ……………………………………………

I. Пояснительная записка Рабочая программа «Юный гроссмейстер» первого года обучения разработана к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный гроссмейстер»

I. Пояснительная записка Рабочая программа «Юный гроссмейстер» первого года обучения разработана к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный гроссмейстер»

Особенности организации образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе: - количество учебных часов по программе - 144 часа; - количество учебных часов согласно расписанию ______;…

Особенности организации образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе: - количество учебных часов по программе - 144 часа; - количество учебных часов согласно расписанию ______;…

Задачи на текущий учебный год:

Задачи на текущий учебный год:

Способы проверки: анкета для изучения мотивации учащихся, диагностическая карта наблюдения за развитием учебно-познавательного интереса (авт

Способы проверки: анкета для изучения мотивации учащихся, диагностическая карта наблюдения за развитием учебно-познавательного интереса (авт

II. Календарный учебный график на 2022 – 2023 уч

II. Календарный учебный график на 2022 – 2023 уч

Октябрь- Ноябрь 1 гр

Октябрь- Ноябрь 1 гр

Январь 1 гр. 12.01.2022 13

Январь 1 гр. 12.01.2022 13

Апрель- Май 1 гр. 27

Апрель- Май 1 гр. 27

III. Учебно-методические материалы 1

III. Учебно-методические материалы 1

Сайт шахматного всеобуча (шахматы для детей от 0 до 14 лет, родитетей и педагогов)

Сайт шахматного всеобуча (шахматы для детей от 0 до 14 лет, родитетей и педагогов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2022