Управление образования администрации г. Оренбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция детского технического творчества» Промышленного района
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета Директор МАУДО СДТТ
Протокол № 5 Промышленного района
от «17» августа 2022 г. __________К.А. Разводова
«17» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2022 – 2023 учебный год
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Юный гроссмейстер»
Форма реализации программы - очная
Год обучения - первый
Номер группы - № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
Возраст учащихся - 7-11 лет
Автор-составитель:
Калугин Никита Евгеньевич,
педагог дополнительного образования
Оренбург
2022
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
|
|
1. Пояснительная записка …………………………………………….3 2. Календарный учебный график …………………………………….8 3. Учебно-методические материалы…………………………………18 |
|
I. Пояснительная записка
Рабочая программа
«Юный гроссмейстер» первого года обучения разработана к
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Юный гроссмейстер».
1. Направленность дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Юный гроссмейстер» -техническая.
2. Уровень сложности содержания дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы – стартовый.
3. Особенности организации и содержания образовательной деятельности
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в
текущем году:
- форма обучения – очная, очно-заочная;
- платформа для реализации программы в случае дистанционного обучения–
группа ВКонтакте https://vk.com/club203645847;
- программа предназначена для обучающихся - 7-11 лет;
- количество учащихся в группе - 10-15 человек;
- занятия реализуются - на базе МОАУ «СОШ № 48»;
- основная форма учебных занятий - групповые практические занятия;
- форма организации деятельности учащихся по программе: индивидуальная
работа учащихся (выполнение индивидуальной самостоятельной работы) и
групповая (деятельность учащихся в микрогруппах), коллективная (выполнение
творческого проекта для подготовки к выставкам и другим мероприятиям);
- основные методы обучения – словесный, наглядный, практико-
ориентированный, игровой;
- мероприятия к знаменательным датам, юбилеям творческого объединения,
учреждения - (указать мероприятия);
-изменение материально-технических условий - например, приобретено Шахматные доски и Демонстративная доска с фигурами…
- разработка новых модулей и/или тем, изменение сроков и/или времени
изучения отдельных тематических блоков (разделов) с указанием причин и
целесообразности изменений, описание резервов, за счет которых они будут
реализованы. Например:
количество часов на тему «…» уменьшено в связи с понижением социального
и/или детского запроса, отсутствием достаточных материально-технических
условий.
4. Особенности организации образовательной деятельности по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе:
- количество учебных часов по программе - 144 часа;
- количество учебных часов согласно расписанию ______;
- изменения сроков или времени изучения отдельных тематических блоков
(разделов) с указанием причин и целесообразности изменений, описание резервов,
за счет которых они будут реализованы: заполняется в течение учебного года
Таблица сравнительных характеристик дополнительных образовательных программ
Программа «Юный гроссмейстер» |
Программа «Юный шахматист» |
Программа «Белая ладья» |
Направленность |
||
техническая |
техническая |
физкультурно-спортивную |
Цель обучения |
||
Формирование творческого потенциала учащихся посредством обучения игры в шахматы. «Юный гроссмейстер» |
Формирование творческого потенциала учащихся посредством обучения игры в шахматы. «Юный шахматист» |
Личностное и интеллектуальное развитие обучающихся в процессе обучения игре в шахматы. «Белая ладья» |
Основная тематика занятий |
||
1.Овладение приемами техники «Юный гроссмейстер» 2.Развивать умение практически применять теоретические знания по шахматам;
3.Развивать умение осуществлять итоговый и пооперационный контроль своей деятельностью под контролем педагога;
4.Развивать умение планировать свою игровую деятельность по заданному алгоритму;
5.Развивать умение сравнивать различные комбинации.
|
1.Знание правил игры; 2.Умение решать шахматные задачи, комбинации и этюды; 3.Участия в соревнованиях; 4.Формироватьзнания основных терминов по предмету.
|
1.Познакомить с практикой игры известных шахматистов;
2.Формировать умение ориентироваться на шахматной доске, ставить мат в 2 хода разными фигурами, решать многоходовые шахматные задачи (шах, мат, пат);
3.Формировать умение осуществлять тактические приёмы;
4.Формировать умение записи шахматных партий, играть блиц с шахматными часами при соблюдении всех правил при игры с ними.
|
5. Цель рабочей программы на текущий учебный год: формирование творческого потенциала учащихся посредством обучения игры в шахматы.
6. Задачи на текущий учебный год:
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к игре в шахматы как направления интеллектуального творчества;
- воспитывать культуру труда и совершенствование трудовых навыков;
- воспитывать устойчивую мотивацию к посещению занятий.
Развивающие:
- развивать умение практически применять теоретические знания по шахматам;
- развивать умение осуществлять итоговый и пооперационный контроль своей деятельностью под контролем педагога;
- развивать умение планировать свою игровую деятельность по заданному алгоритму;
- развивать умение сравнивать различные комбинации;
- развивать умение решать простейшие задачи;
- развивать умение находить наиболее эффективные способы решения учебных задач с ориентиром на ситуацию успеха.
Обучающие:
- знание правил игры;
- умение решать шахматные задачи, комбинации и этюды;
- участия в соревнованиях;
- формировать знания основных терминов по предмету.
7. Режим занятий в текущем учебном году
Продолжительность занятия в каждой группе 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 по 45 минут 2 раза в неделю (согласно нормам СанПина 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
8. Формы занятий и их сочетание в текущем году
- тематические беседы, игры и викторины, др. – проводятся в начале
изучения новых тем и проведение различных мероприятий; перечислить
- квест – игра «Тише едешь, дальше будешь» и др.
9. Ожидаемые результаты и способы их оценки в текущем учебном году:
В результате освоения Программы должны быть сформированы универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия:
- познавательный интерес к игре в шахматы как направления интеллектуального творчества;
- культура труда и совершенствование трудовых навыков (ценностное отношение к деятельности);
- дифференцированное оценивание своих способностей в интеллектуальном творчестве;
- наличие устойчивой мотивации к посещению занятий.
Способы проверки: анкета для изучения мотивации учащихся, диагностическая карта наблюдения за развитием учебно-познавательного интереса (авт. Г.В.Репкина, Е.В.Заика), беседа с учащимися о значении посещения занятий в творческом объединении (модифицированная методика Н.Г. Лускановой).
1.4.2. Метапредметные
- умение практически применять теоретические знания по шахматам;
- умение осуществлять итоговый и пооперационный контроль своей деятельностью под контролем педагога;
- умение планировать свою игровую деятельность по заданному алгоритму.
- умение выражать свое отношение к своей игре и игре сверстников.
- умение работать в группе.
- умение сравнивать различные комбинации.
- умение решать простейшие задачи;
- умение находить наиболее эффективные способы решения учебных задач с ориентиром на ситуацию успеха.
Способы проверки: шахматные комбинации, диагностическая карта наблюдения за развитием учебно-познавательного интереса (авт. Г.В.Репкина, Е.В.Заика).
1.4.3. Предметные
- знание правил игры;
- знания основных терминов по предмету;
- умение решать шахматные задачи, комбинации и этюды;
- участия в соревнованиях.
Способы проверки: карта наблюдения за развитием учебно-познавательного интереса (авт. Г.В.Репкина, Е.В.Заика), предметные пробы (см. Приложения)
II. Календарный учебный график
на 2022 – 2023 уч.г.
Месяц |
Число |
Кол-во часов |
Тема Занятия |
Форма контроля |
||
Инвариантная часть (с 1 сентября по 25 мая) |
||||||
Раздел 1 |
4 |
Мир шахмат |
||||
Сентябрь |
1 гр. 01.09.2021 |
2 |
Шахматы на Руси
|
Опрос «Игра в шахматы» |
||
1 гр. 02.09.2021
|
2 |
Шахматы как вид спорта. Режим шахматиста
|
Опрос «Шахматный спорт» |
|||
|
Раздел 2 |
30 |
Изучение дебютов |
Опрос «Такие разные начала партий». Игра «Вслепую» |
||
Сентябрь |
1гр. 08.09.2021 09.09.2021 15.09.2021 16.09.2021 22.09.2021
|
10 |
Открытые дебюты
|
Игра «Королевская пешка занимает центр». Моделирование игровой схемы «Скорейшее развитие фигур». Самоанализ короткой партии. Игра «Вслепую». |
||
Сентябрь- Октябрь |
1 гр. 23.09.2021 29.09.2021 30.09.2021 06.10.2021 07.10.2021
|
10 |
Полуоткрытые дебюты
|
Опрос «Полуоткрытые дебюты». Модель дебюта «Защита «Кароканн» Игра «В слепую» |
||
Октябрь |
1 гр. 13.10.2021 14.10.2021 20.10.2021 21.10.2021 27.10.2021 |
10 |
Закрытые дебюты
|
Использование закрытых дебютов «Славянская защита», «Дебют Ферзевых пешек» в игре. Аналитическая работа. Игра «Вслепую» |
||
|
Раздел 3 |
36 |
Тактика |
Опрос «Техника приёмов для достижения победы или защиты». |
||
Октябрь- Ноябрь |
1 гр. 28.10.2021 03.11.2021
|
4 |
Двойной удар
|
«Двойной удар» |
||
Ноябрь |
1 гр. 04.11.2021 10.11.2021
|
4 |
Вскрытый шах |
«Двойной удар» |
||
Ноябрь |
1 гр. 11.11.2021 17.11.2021
|
4 |
Завлечение и отвлечение |
«Завлечение» |
||
Ноябрь |
1 гр. 18.11.2021 24.11.2021
|
4 |
Освобождение пространства |
«Полный курс шахмат» |
||
Ноябрь- Декабрь |
1 гр. 25.11.2021 01.12.2021
|
4 |
Перекрытие |
«Комбинации» |
||
Декабрь |
1 гр. 02.12.2021 08.12.2021
|
4 |
Связка |
«Связка» |
||
Декабрь |
1 гр. 09.12.2021 15.12.2021
|
4 |
Блокировка |
«Комбинации» |
||
Декабрь |
1 гр. 16.12.2021 22.12.2021
|
4 |
Уничтожение защиты |
«Полный курс шахмат» |
||
Декабрь |
1 гр. 23.12.2021 29.12.2021
|
4 |
Промежуточный ход, рентген |
«Комбинации» |
||
|
Раздел 4 |
30 |
Эндшпиль |
Комплекс игр «Пешечный бой» – блиц, на время |
||
Январь |
1 гр. 12.01.2022 13.01.2022 19.01.2022 20.01.2022 26.01.2022
|
10 |
Пешечный Эндшпиль
|
Короткие партии «Пешечное противодействие», «Оппозиция» |
||
Январь- Февраль |
1 гр. 27.01.2022 02.02.2022 03.02.2022 09.02.2022 10.02.2022
|
10 |
Ладейный Эндшпиль
|
Короткие партии «Бой тяжеловесов» |
||
Февраль- Март |
1 гр. 16.02.2022 17.02.2022 24.02.2022 02.03.2022 03.03.2022
|
10 |
Проведение пешки в ферзи
|
Короткие партии «Сопровождение пешки» |
||
|
Раздел 5 |
30 |
Основы стратегии |
Опрос «План целеустремленных действий», «Маневрирование фигурами». |
||
Март |
1 гр. 16.03.2022 17.03.2022 23.03.2022 24.03.2022
|
8 |
Миттельшпиль
|
курс шахмат» |
||
Март- Апрель |
1 гр. 30.03.2022 31.03.2022 06.04.2022 07.04.2022 13.04.2022
|
10 |
Влияние пешечной конфигурации на течение борьбы
|
«Полный курс шахмат» |
||
Апрель |
1 гр. 14.04.2022 20.04.2022 21.04.2022
|
6 |
Вторая открытая линия
|
«Полный курс шахмат» |
||
Апрель- Май |
1 гр. 27.04.2022 28.04.2022 04.05.2022
|
6 |
Седьмая открытая линия
|
«Полный курс шахмат» |
||
Май |
1 гр. 05.05.2022 11.05.2022 12.05.2022 18.05.2022 19.05.2022 25.05.2022 26.05.2022
|
14 |
Соревнования |
Проведение Соревнований |
||
Итого |
144 ч. |
|
|
|||
III. Учебно-методические материалы
1. Методические пособия для педагога и обучающихся:
1.1 Литература для педагогов
1. Гейлер Г.М. Шахматный словарь. – М.: ФиС, 1964. – 620 с.
2. Губницкий С.Б. Полный курс шахмат: 64 урока для новичков и не очень опытных игроков /С.Б. Губницкий, М.Г. Хануков, С.А. Шедей. – М.: АСТ, 2004. – 542 с.
3. Гершунский Б.С. Шахматы – школе /С.Б. Гершунский; А.Н. Костьев. – М.: Педагогика, 1990. -336 с.
4. Елесин В.П. По строгим правилам шахматного искусства /В.П. Елесин, А.И.Крюков, Х.Л. Мучник, О.В. Чеботарёв. – М.: Воениздат, 1988. –128 с.
5. Елесин В.П. Спутник шахматиста. Справочник /В.П. Елесин, В.М. Волков. – М.: Воениздат, 1992. – 192 с.
6. Карпов А.Е. Шахматные сюжеты /А.Е Карпов., Е.Я. Гик. – М.: Знание,1991. – 336 с.
7. Кобленц А.Н. Уроки шахматной стратегии /А.Н. Кобленц. – М.: ФиС, 1983. – 111 с.
8. Костров В.В. 2000 шахматных задач /В.В. Костров, В. Белявский. – СПб.: «Литера», 2004. – 111 с.
9. Титова, Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания/Е.В. Титова. – М., 1993. – с. 110
10. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. чл.-кор. АПН СССР Г. И. Щукиной. — М.: Просвещение, 1977. — 384 с.
Список литературы для детей и родителей:
1. Авербах Ю. Л. Путешествие в шахматное королевство. –Фис,1988. – 272 с.
2. Гик. Е.Я. Беседы о шахматах: Кн. для учащихся. –Просвещение, 1985. –150 с.
3. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. –Просвещение, 1991. – 158 с.
4. Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей.–Ростов Феникс,2012–223с.
5. Петрушина Н.М. Шахматные окончания для детей. –Ростов Феникс, 2012. – 220 с.
6. Пожарский В. Шахматный учебник на практике. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 221 с.
7. Чендлер М. Шахматы для детей. Поставь папе мат. –Питер. 2015. –144 с.
Электронные ресурсы
1. Калиновская Т.П. Рабочая программа кружка «Шахматы» для 1-6 классов. – Псковская область, 2014. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sch434.pskovedu.ru/?project_id=8968&pagenum=31043. Дата обращения: 20.08 2018.
2. Сайт шахматного всеобуча (шахматы для детей от 0 до 14 лет, родитетей и педагогов). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chess555.narod.ru/. Дата обращения: 20.08 2018.
3. Шахматная школа онлайн. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.chesszone.net.ru. Дата обращения: 20.08 2018.
4. Шахматная планета: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chessplaneta.ru. Дата обращения: 20.08 2018.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.