Государственное образовательное учреждение Архангельской области
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Соломбальская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат», г. Архангельск.
Программа
по экологическому воспитанию
воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида
« Войди в природу другом».
Учитель: Суворова Наталья Александровна
Высшая квалификационная категория
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, всё большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Именно в школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшие их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будет воспитано в школьнике чувство бережного отношения к природным объектам.
Бережное отношение человека к природе складываются постепенно, под влиянием окружающей действительности и в частности, обучения. Однако наблюдения показывают, что дети не всегда умеют вести себя в природе. Чтобы научить понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно прививать им эти чувства. Эффективность экологического воспитания школьников в целом зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, также от систематической работы с детьми.
Программа предназначена для учащихся 5 –9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития детей, уровня их знаний, местных условий.
Экологическое образование и воспитание учащихся - это веление времени, продиктованное самой жизнью. Чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Программа формирования экологической культуры
«Войди в природу другом» - комплексная программа формирования у обучающихся
знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих
формирование у детей ответственного отношения к природе.
Данная программа будет реализована классными руководителями в условиях
внеурочной системы обучения на классных часах. Срок реализации программы- 1
год, 1 занятие в четверть. Итого 4 занятия в год.
Цель программы:
Становление экологически грамотной личности, осознающей свое место в природе и ответственно относящейся к окружающей среде, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром.
Задачи программы.
Обучающие:
· дать учащимся системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
· научить применять на практике полученные знания;
· помочь ребенку осознать природу как среду своего обитания, необходимость использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности.
Развивающие:
· развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
· формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
· повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
· развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
· Развивать у школьников умения предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека в природе, прогнозировать вероятные нарушения биологических связей в природе, определять, какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут природе полезны.
Воспитывающие:
· прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
· воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
· воспитывать потребность в общении с природой;
· способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
· способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;
· воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живого.
· научить детей жить в гармонии с природой.
· Необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
· Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
Коррекционно -развивающие:
· развивать мышление и речь на основе правильного восприятия предметов и явлений окружающего мира, устанавливать причинно-следственные связи;
· способствовать коррекции эмоционально-волевой сферы умственно отсталых учащихся;
Данная программа по экологическому воспитанию содержит разные направления работы, формы и методы реализации программы:
· познавательное направление (дидактические игры, беседы, интегрированные занятия, презентации, заочные путешествия, викторины);
· познавательно - развлекательное (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия);
· практическое (посадка растений, озеленение класса, подкормка птиц);
· исследовательское направление (экскурсии, наблюдения).
· Общественно - полезная деятельность (трудовые акции по уборке, благоустройству пришкольной территории),
· Экологические акции (сбор макулатуры, пластика, батареек т.д).
· Декоративно – прикладное творчество (рисование, аппликация, и т. д. )
· Литературно-художественное направление (знакомство с картинами Шишкина, Васнецова, Саврасова и т.д.. Чтение художественной литературы, посвященной миру природы. Просмотр роликов о природе и с участием животных.)
При экологическом воспитании реализуется эстетическое направление (любование и восхищение природой) и патриотическое (беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость -значит беречь свой дом, свой край, свою Родину, охранять природу -значит охранять Родину).
Концептуальной основой данной программы являются:
- преемственность начального и основного общего образования;
- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;
- формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Содержание программы. Воспитание личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой, готовности к активной природоохранной деятельности.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся проявляют живой интерес к прочитанному, увиденному, услышанному о природе; проявляют инициативу при проведении экологических рейдов; замечают зоны экологической опасности; умело ухаживают за комнатными растениями в спальных комнатах и классе, осознают ответственность человека за сохранение природной сферы. Бережно и по доброму относятся ко всему окружающему. Разумно используют богатства природы. Ведут активную жизненную позицию по защите природы.
В процессе экологического обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение правил поведения в природе, у обучающихся формируются современные мировоззренческие взгляды, ценностные ориентации, этические принципы и нормы поведения.
Обучающиеся будут знать:
· связь между человеком и природой;
· экологическую ситуацию в своем городе;
· исчезающие растения и животные своей местности;
· правила поведения в природе.
Обучающиеся будут уметь:
· раскрывать содержание понятий экология, экологическая культура;
· обеспечивать уход за растениями в школе и дома;
· прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;
· приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды;
· аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающей среде;
· находить необходимую информацию на различных носителях;
· демонстрировать результаты своей работы;
· соблюдать правила поведения в природе.
Программа
(1 час в четверть)
5 класс
Обогащать представления об окружающем мире. Научить правилам обращения с растительным и животным миром. Обучение азам экологической безопасности. Пробудить у детей чувство любви к природе. Познакомить школьников с тем, как обустройство дома и бытовые привычки влияют на благополучие планеты и всех ее обитателей, и мотивировать на экологически грамотное поведение в повседневной жизни.
1. «Введение в экологию»
Экология -наука, изучающая отношения живых организмов с окружающей средой.
Формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы; первоначальное понимание взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, как часть природы. Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя.
2. «Экология моего дома»
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека. Экология жилища человека. Знакомство школьников с тем, как обустройство дома и бытовые привычки влияют на благополучие планеты и всех ее обитателей. Познакомить с принципом “ничего лишнего” и научить беречь ресурсы. Какие бывают источники опасных веществ в квартирах и домах. Чистота дома, соблюдение санитарных норм.
3. «Соседи по планете»
На нашей планете равноправно живут люди, животные и растения. Соседи должны знать друг друга и дружить. Наблюдения за братьями меньшими. Рассказы, просмотр фильмов о жизни животных, птиц. Дети устанавливают причинно-следственные отношения, особенности поведения, образа жизни, трудности, которые они испытывают в настоящее время. Забота и помощь, ответственное отношение ко всем кто живет с нами на одной планете.
4. «Планета Земля – наш общий дом»
Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности, неповторимости и уникальности мира природы. Расширение знаний о животном и растительном мире. Важно, чтобы каждый житель нашего общего дома — Земли — заботился о нем и следил за порядком. Каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Ведь жизнь на Земле — это настоящее чудо. А на планете без чистого воздуха, чистой воды и почвы никто не сможет существовать, в том числе и мы с вами.
6 класс
Формировать представление о природе, как среде жизнедеятельности человека. Воспитывать умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами. Воспитывать потребность в общении с природой.
1.«Как жить экологично в мегаполисе»
Как бережно относиться к окружающему миру. Изменение отношения к ежедневному потреблению, осознанное потребление ресурсов, ответственное отношение к окружающей среде. Повседневные действия, которые способствуют сокращению экологического следа каждого из нас. Состояние окружающей среды и здоровья населения сегодня. Понятие «Экологический след». Понятие «Экологичный образ жизни».
2. «О чем шепчет зелёная планета!»
Я должен
над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
С. Вургун
Наблюдения за изменениями, происходящими с растительным миром планеты. Разнообразие растений. Значение растений для человека. Охрана растений. Лес- лёгкие планеты.
3. «Охрана природы»
Природоохранная деятельность. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы- особо охраняемые природные территории. В этом разделе дети знакомятся с понятием "Красная книга”, «Заповедники», «Заказники», «Национальные парки». Узнают о редких видах растительного и животного мира и их охране. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может.
4. «Поведение в природе»
Элементарные знания по поведению детей в природе. Формирование знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе, разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы. Важным примером являются упражнения в применении этих правил на практике, важное место занимают экскурсии, прогулки, походы. Правила поведения в лесу.
7 класс
«Природа как единое целое”. Знакомство с единством природы: вода, земля, воздух, растительный и животный мир.
Учить детей быть ответственными за свои поступки. Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Получить базовые знания о том, что такое ответственное потребление. Получить знание в правовом поле -законы в области охраны окружающей среды.
1.«Природные богатства»
Исчерпаемые
природные богатства (вода, полезные ископаемые). Загрязнение воды, почвы,
воздуха губительно для всего живого. Природа очень щедра и
заботлива. Она обеспечивает миллиарды обитателей нашей планеты всем необходимым
для жизни. Но ее запасы не бесконечны, а люди часто берут больше, чем им на
самом деле необходимо. Неразумное использование природных
богатств. Способы разумного использования сил природы в интересах человечества.
2. «Сохранение редких видов животных и растений»
Влияние человека на растительный и животный мир. знания о лесах и проблеме их исчезновения .Что надо делать для сохранение редких видов животных и растений. Развитие системы особо охраняемых природных территорий. Восстановление популяций редких видов животных. Создание красных книг разного уровня. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об охране окружающей среды" Статья 60. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов
3. «Уникальные водоёмы России»
Самые красивые и поразительные водоемы России. Как сберечь этот бесценный дар природы? Основные источники проблем для водных обитателей и последствия загрязнения воды для живой природы и человека. Санкции за загрязнение водоемов. Федеральный закон №74-ФЗ от 3 июня 2006 г, статья 55. Основные требования к охране водных объектов. Статья 56. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения. Статья 66. Особо охраняемые водные объекты
4. «Мир без мусора».
8 класс
Формирование знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе, соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы. Развитие представлений о значении и деятельности природоохранных организаций.
1. « Природа и человек»
Влияние человека на жизнь растений и животных. Связи между человеком и природой. Воздействие человека на природу. Необходимость учета и сохранения природных богатств. Сбережение воды, сохранение лесов. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. На мировом уровне существуют программа ООН по защите окружающей среды UNEP. Специализированные природоохранные организации - Greenpeace ( Гринпис), WWF(Всемирный фонд дикой природы), , Всемирный союз охраны природы (World Conservation Union) , ВООП(Всероссийское общество охраны природы), Международный зеленый крест и др.
2. «Среда обитания человека и экологическая безопасность»
Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды:
1. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.
2. Городская среда (шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека).
3. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Бытовая техника и гаджеты и их влияние на здоровье людей.
3. «Законы природы»
Закон воды. Жизнь на Земле невозможна без воды. Закон воздуха. Без кислорода невозможна человеческая жизнь. Закон гармонии. Все части Вселенной (включая и человека) должны находиться в гармонии друг с другом и с природой. Закон солнца. Человеческая жизнь невозможна без солнца. Выполнение законов природы необходимо для здоровья человека. Безответственное отношение людей к природе, приводят к катастрофическим последствиям. Стихии природы в жизни человека и всего окружающего мира.
4.
«Здоровье
и экология»
Если экология нарушается, то это неизбежно
приводит к возникновению различных заболеваний. Большинство современных
болезней человека, являются следствием загрязнения воздуха и воды, низкого
качества продуктов питания, неправильного образа жизни. Климатический и
природные показатели оказывают решающее воздействие на здоровье и состояние
человека. Необходимость ведения здорового образа жизни. Влияние
загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Меры, направленные на
снижение вредного влияния загрязнения окружающей среды на здоровье.
9 класс
Становление экологической ответственности, как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации, оценке состояния и улучшения окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.
1« Охранять природу - значит охранять Родину»
Рыбе -вода, птице -воздух, зверям -лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу –значит, охранять Родину.
М.М. Пришвин
Связь понятий: Родина и природа. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и березовые рощи - все это с детства знакомые картины природы. Чувство ответственности за свою страну, за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость - значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.
Сохранение и приумножение природных богатств. Охрана природы и перспективы рационального природопользования.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ
2. « Экологические проблемы современности»
Понятие «Экологические проблемы» и пути возможного их разрешения.
Изменения климата (в первую очередь здесь идёт речь о глобальном потеплении). Перенаселение планеты. Истощение озонового слоя. Сокращение биологического разнообразия. Кризис ресурсов пресной воды. Вырубка лесов и лесные пожары. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов , способы их утилизации и переработки.
3. «Экологические проблемы Архангельской области»
Самой насущной экологической, экономической и социальной проблемой является проблема обращения с отходами производства и потребления. Загрязнения атмосферного воздуха, загрязнению водных ресурсов Архангельской области, Космический мусор, вырубка лесов и т.д
4. «Мой вклад в охрану природы»
Люди должны сами заботиться о сохранении нашей природы - не нужно рвать цветы, рубить живые деревья, мусорить, жечь луга и леса. Решать глобальные проблемы экологии станет намного проще, если каждый из нас попробует внести хотя бы маленькую долю своего участия в охрану природы! Чистый город начинается с тебя. Простые и доступные каждому действиях, благодаря которым место, где мы живём, может стать красивее, а люди будут чувствовать себя лучше. Акции в которых участвуют дети: сбор макулатуры, сбор пластика, сбор батареек, посади своё дерево и др.
Мониторинг
С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П. Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе. А так же проверка усвоения программы проводится в форме тестирования, выполнения творческих заданий, участия в проектных и исследовательских работах, тематических неделях. Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся.
Список литературы:
Для учителя:
Для обучающихся:
· Дмитриев Ю.Д. Хитрецы, невидимки и разные родители: Рассказы о том, как животные защищаются /Вступ. ст. Л. Разгона; Рис. В. Бастрыкина. – М.: Дет. лит., 2005 – 233с.
Программа
по экологическому воспитанию
учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
« Войди в природу другом».
5 класс
1. «Введение в экологию»
2. «Экология моего дома»
3. «Соседи по планете»
4. «Планета Земля – наш общий дом»
6 класс
1. «О чем шепчет зелёная планета!»
2. «Как жить экологично в мегаполисе»
3. «Охрана природы»
4. «Поведение в природе»
7 класс
1.«Природные богатства»
2. «Сохранение редких видов животных и растений»
3. «Уникальные водоёмы России»
4. «Мир без мусора».
8 класс
1. « Природа и человек»
2. «Среда обитания человека и экологическая безопасность»
3. «Законы природы»
4. «Здоровье и экология»
9 класс
1. « Охранять природу - значит охранять Родину»
2. « Экологические проблемы современности»
3. «Экологические проблемы Архангельской области»
4. «Мой вклад в охрану природы»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.