МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОЛЬШЕТЕЛЕКСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
_________________________________________
|
ПРОГРАММА
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО – ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
Cоставитель:
Медведева Галина Александровна
ОТВ по БДД »
с Большой Телек
2019г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. |
Паспорт программы………………………………………………………………….…….. |
2 |
2. |
Обоснование программы……………………………………………………………...…... |
4 |
3. |
Цель и задачи программы……………………………………………………………….... |
10 |
4. |
Нормативно-правовое обеспечение программы………………………………………… |
10 |
5. |
Научно-методическое обеспечение программы…………………………………………. |
10 |
6. |
Основные направления программы………………………………………………………. |
11 |
|
6.1 Информационно-обучающее………………………………………………………... |
11 |
|
6.2 Развивающее………………………………………………………………………...... |
12 |
|
6.3 Воспитательное……………………………………………………………………….. |
13 |
|
6.4 Методическое…………………………………………………………………………. |
14 |
|
6.5 Контрольное………………………………………………………………………….. |
14 |
7. |
Формы работы по профилактике ДТП……………………….................................. |
15 |
|
7.1 Работа с педагогами…………………………………………….................................. |
15 |
|
7.2 Работа с родителями………………………………………………………………….. |
15 |
|
7.3 Работы с другими специалистами…………………………………………………… |
17 |
|
7.4 Кружковая и внеклассная работа…………………………………………….……… |
18 |
|
7.5 Работа с обучающимися……………………………………………………………... |
18 |
8. |
Календарно-тематическое планирование по классам…………………………………… |
18 |
|
8.1 Календарно-тематическое планирование в 1 классе………………………………. |
18 |
|
8.2 Календарно-тематическое планирование в 2 классе……………………………….. |
19 |
|
8.3 Календарно-тематическое планирование в 3 классе……………………………….. |
20 |
|
8.4 Календарно-тематическое планирование в 4 классе……………………………….. |
21 |
|
8.5 Календарно-тематическое планирование в 5 классе……………………………….. |
22 |
|
8.6 Календарно-тематическое планирование в 6 классе………………………………. |
23 |
|
8.7 Календарно-тематическое планирование в 7 классе……………………………….. |
24 |
|
8.8 Календарно-тематическое планирование в 8 классе……………………………….. |
25 |
|
8.9 Календарно-тематическое планирование в 9 классе………………………………. |
26 |
9. |
Этапы реализации программы……………………………………………………………. |
27 |
10. |
Ожидаемые результаты на будущее………………………………………………….….. |
27 |
11. |
Основные мероприятия по реализации программы……………………………………... |
28 |
12. |
Материально-техническое оснащение …………………………………………………... |
32 |
13. |
Литература …………………………………………………………………….................... |
33 |
14. |
Приложение………………………………………………………………………………… |
40 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. |
Название программы |
Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. |
2. |
Цель программы |
Создание условий, способствующих снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма, вовлечение наибольшего числа учащихся школы в изучение ПДД. |
3. |
Задачи программы |
- Предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов; - Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей направленные на защиту здоровья и сохранение жизни; - Сформировать у учащихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения. |
4. |
Ожидаемые результаты |
Создание условий для воспитания и обучения детей навыкам безопасного поведения на улице как пешехода, пассажира, водителя велосипеда. Повышение уровня знаний среди обучающихся, педагогов, родителей. Повышение мотивации обучающихся и родителей к соблюдению ПДД. Отсутствие случаев травматизма по причине незнания ПДД. Отсутствие нарушителей ПДД. |
5. |
Учредитель программы |
МКОУ Большетелекская ООШ |
6. |
Организация исполнитель |
МКОУ Большетелекская ООШ |
7. |
Адрес организации |
662696 Идринский район с Большой Телек Ул Молодежная 10 |
8. |
Телефон |
8391 35 74 216 |
9. |
Автор программы |
Медведева Галина Александровна |
10. |
Адресат программы |
Обучающиеся школы ,учителя , родители |
11. |
Исполнители |
Ст вожатая, , заместитель директора по воспитательной работе, родители, классные руководители. |
12. |
Срок действия программы |
1 год |
13. |
Нормативно- правовые основы разработки программы |
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ - Конвенция « О правах ребёнка» (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11. 1989) - Стратегия развития образования Красноярского края до 2020 года -Типовое положение об образовательном учреждении, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. № 196 - Образовательная программа основного общего образования на 2015-2016 год - Годовой календарный учебный график на 2015-2016 учебный год - Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ |
2. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
В современном мире дорожное движение является одним из основных процессов, который привлекает ребенка уже в самом раннем возрасте. Автомобиль дает возможность открыть и познать внешний мир, не случайно же очень часто первыми игрушками являются автомобили. Но автомобиль не только обладает гипнотическим воздействием на детей и подростков, но может стать источником страданий и горя. Вот почему начиная с самого раннего возраста необходимо обучать детей правилам поведения на дороге. Источников этих знаний три – родители, школа, внешняя среда. Но, несмотря на важность самих правил, учить надо не только правилам, сколько анализу закономерностей возникновения опасностей. Необходимо вырабатывать у детей иммунитет.
Залогом правильного поведения на дороге является выработка у человека любого возраста установки на строгое соблюдение Правил дорожного движения. Поведение пешеходов на дороге, в том числе и детей, зависит от ряда факторов, возрастных особенностях и психическом состоянии человека. Требования дорожного движения преломляются через возрастные характеристики и личный опыт. Известно, что есть люди, от природы наделенные осмотрительностью и осторожностью, а есть и поверхностные, склонные к быстрым реакциям и непродуманным рискованным поступкам.
При изучении школьниками правил безопасного поведения на дороге, важно учитывать их возрастные особенности:
· Реакция у детей замедленная.
У взрослого человека, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит примерно 1 секунда. У детей на такое же действие уходит примерно 3-4 секунды, а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже отличить стоящую машину от движущейся (по мнению психологов), ребенку до 10-12 лет требуется до 4 секунд, а взрослому на это требуется 0,25 секунд.
· Незначительный рост школьников.
Маленький рост школьников зачастую скрывает их от водителей, а короткий шаг увеличивает время нахождения в опасной зоне при переходе дороги. Маленький рост также заметно повышает центр тяжести, что объясняет частые падения подростков и потерю равновесия даже на ровном месте.
· Мозг ребенка до 12 лет не в состоянии уловить одновременно более одного явления.
Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Заметив что-то интересное и важное на его взгляд, ребенок тут же «переключается» на данное событие. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или поднять упавший предмет оказывается гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.
· Разделение игровых и реальных условий происходит постепенно.
У школьников знания о поступательном движении транспортных средств либо отсутствуют, либо часто заменяются представлениями, основанными на аналогичных движениях из мира игрушек, т.е. что машины могут остановиться на месте сразу же.
· Безопасность собственного поведения в условиях движения недооценивается. Необходимо менять стереотип поведения школьников при оценке опасностей, особенно на перекрестках. Даже в возрасте 14-15 лет часто можно услышать, что опасность представляет только тот автомобиль, который находится в непосредственной близости.
Каждое занятие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма должно способствовать формированию навыков наблюдения, самоконтроля, формированию навыка безопасного поведения на улицах и дорогах.
ПДД как школьная дисциплина занимает особое место. Здесь необходимо одновременно решать две задачи:
· Подача учебного материала в адекватной для данного возраста форме, т.е. с учетом психофизических особенностей и на основе принципов развивающего обучения.
· Формирование у детей психологической установки на соблюдение Правил дорожного движения, т.е. на использование знаний, полученных на уроках, в повседневной жизни.
Сложность решения второй задачи заключается в том, что ее выполнение выходит за рамки учебных занятий, так как любая информация может быть усвоена человеком в разных формах, которые в то же время являются и этапами этого усвоения:
· знания, т.е. собственно теоретическая информация;
· умения – система закрепленных действий, которые осуществляются осознанно, при активном включении внимания;
· навыки – система закрепленных автоматизированных действий, подчиненных основной цели в решении конкретной задачи. В данном случае действия выполняются без специального обдумывания, как бы сами собой, только под контролем внимания. Но если появляются какие-либо трудности, то внимание сразу мобилизуется, становится активным.
Знания, т.е. собственно свод Правил дорожного движения, ребенок усваивает на уроках. И чтобы это усвоение действительно состоялось, могут быть полезны следующие практические рекомендации.
Необходимо использовать хорошо продуманные наглядные пособия. Конкретно-образная природа мышления школьников практически сохраняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Поэтому система организации уроков должна основываться на соблюдении принципа наглядности обучения, который обеспечивает накопление более полных и ярких представлений об изучаемых предметах и явлениях, обогащает жизненный опыт учащихся и способствует формированию осмысленного восприятия. Однако, иметь наглядный материал мало, нужно научить его видеть. В начальной школе дети учатся рассматривать объекты. При этом очень важно поставить задачу на восприятие (что именно нужно пронаблюдать в воспринимаемом предмете, объекте). Необходимым условием является составление определенного плана наблюдения, которым должны руководствоваться дети («Сначала посмотрите на этот дорожный знак, определите его форму, какие на нем есть цвета, а потом сравните его с другими знаками, изображенными на этой картинке» и т.д.). Очень важно подводить итоги наблюдения, этим должно завершаться всякое организованное восприятие.
Учителю совместно с детьми следует подытожить и обобщить все то, что учащиеся узнали в результате целенаправленного восприятия. Во время такой работы нередко обнаруживаются какие-то пробелы: дети что-то пропустили, не заметили. Это побуждает их вернуться к объекту наблюдения и снова внимательно рассмотреть его, что способствует развитию навыков самоконтроля.
Следует чередовать задания, выполняемые устно, с составлением графических схем и рисунков. Это связано с тем, что внимание младших школьников еще очень неустойчиво и при выполнении простых, однообразных заданий они начинают отвлекаться. Также необходимо учитывать, что в начальных классах дети еще плохо умеют распределять свое внимание, т.е. одновременно выполнять два вида деятельности, например, слушать учителя и писать в тетради.
Целесообразно формулировать правила в утвердительной форме. Например, вариант «Если ты идешь по тротуару и тебе надо обойти препятствие – лужу, яму или еще что-либо, - то обходить это препятствие надо только по тротуару» предпочтительнее, чем «не следует, обходя препятствие на тротуаре, выходить на проезжую часть». Если нет возможности избежать отрицательных формулировок, то необходимо представлять детям такие правила вместе с альтернативными, «утвердительными», в которых содержатся руководства к действию. Например, сразу же после формулировки: «Нельзя переходить проезжую часть на красный сигнал светофора» должна следовать рекомендация: «Переходить проезжую часть можно только по зеленому сигналу светофора».
Необходимо, чтобы дети не просто заучивали правила дорожного движения, а понимали их смысл и необходимость. Ребенок должен уметь объяснить, например, почему, прежде чем переходить проезжую часть, нужно сначала остановиться, потом посмотреть налево, а затем направо и снова налево. Если на уроке возникают затруднения в понимании каких-либо правил, полезно организовать совместное обсуждение их детьми: предоставить им возможность задавать друг другу вопросы, поправлять ответы друг друга, рассуждать.
Конечно, младшие школьники (особенно первоклассники) не сразу привыкают к таким формам обучения. Их нужно специально, постепенно приучать к деловому общению по поводу изучаемого материала. Такие качества, как критичность, терпимость, умение вставать на точку зрения другого, развиваются только в процессе общения детей.
Сформированность именно этих качеств, влияет, в частности, на уровень понимания ребенком все время изменяющейся дорожной обстановки и взаимосвязи этих изменений с поведением каждого участника дорожного движения.
Все формы работы на уроке должны преследовать одну цель – осознание детьми важности соблюдения правил дорожного движения. Чем больше мы понимаем смысл и необходимость соблюдения тех или иных правил, тем легче нам следовать им. Это справедливо для взрослого человека, а для ребенка – тем более.
С одной стороны, мы должны принимать Правила дорожного движения такими, как они есть, так как не в наших силах их изменить. Но это не значит, что мы не можем их обсуждать. Тем более на этапе изучения, когда речь идет об обсуждении Правил не с целью их изменить, а с целью осознать их необходимость, с одной стороны, и с другой – понять, правильно ли школьники восприняли Правила, все ли они поняли. И не страшно, если на уроке прозвучат неправильные ответы. Очень важно, чтобы у ребенка была возможность высказаться, чтобы он не боялся этого делать. В противном случае дети из-за боязни быть не одобренными могут прилежно повторить все сказанное учителем, даже воспроизведя интонацию, но основная задача не будет достигнута – знание не станет осознанным, не закрепится как точка зрения, как убеждение.
Таким образом, развивая у ребенка осознанность, мы развиваем и ответственность за свои действия и поступки. Тогда и чужой пример не будет столь заразительным.
Важно, чтобы каждое правило сопровождалось иллюстрацией или словесным описанием конкретной ситуации, в которой ребенок должен выбрать оптимальный вариант поведения и обязательно обосновать этот выбор!
Среди подростков лишь 70% выражают уважение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Наряду с право послушными, часто встречаются демонстративные или агрессивные высказывания. Соответственно, дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками ДТП по причине проявления поведенческих рисков. Первый тип рисков связан с подражательным поведением. В этом случае подросток действует исходя из следующего понимания: так делать опасно, но другие так делают и ничего не происходит! Наиболее действенными мерами профилактики данной модели поведенческих рисков является демонстрация негативных последствий такого типа поведения.
Вторая модель проявления поведенческих рисков заключается в самоутверждении подростков в коллективе, что связано с переоценкой собственных возможностей, стремлении доказать свою смелость, перебежав на глазах у сверстников дорогу перед идущим транспортом или проехать, зацепившись за бампер транспортного средства.
Для профилактики этого типа рисков большое значение имеет формирование у подростков знаний о динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности.
3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: создание условий, способствующих снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма, вовлечение наибольшего числа обучающихся школы в изучение ПДД.
Задачи:
предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов;
формировать у детей устойчивые практические навыки выполнения правил дорожного движения;
отслеживать знания всех участников программы с помощью системы мониторинга;
применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение ДТП.
4. Нормативно правовое обеспечение программы.
1. Конституция РФ (12.12.93., с поправками от 30.12.2008 №6-ФКЗ)
2. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
3. Конвенция «О правах ребёнка» (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11. 1989).
4. Правила дорожного движения РФ (утверждены пост.правительства РФ от 28.03.2012 №254).
5. Положение об отряде юных инспекторов движения
5. Научно методическое обеспечение.
1. Государственный образовательный стандарт
2. Годовой календарный учебный график на 2013-2014 учебный год
3. Учебные программы.
4. План воспитательной работы ОУ.
5. Планы воспитательной работы классных руководителей 1-9-х кл.
6. Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков по ПДД.
6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Комплекс профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения проводится по следующим направлениям:
Информационно-обучающее – обучение учащихся Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.
Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.
6.1 Информационно-обучающее.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
Разработка и выпуск учебных и методических пособий для проведения занятий по изучению ПДД.
|
Отв по БДД, ст вожатая, классные руководители |
Обновление информационных стендов в рекреации 1 этажа «Мы пешеходы», Отряд ЮИДД. |
Заместитель директора по ВР, руководитель отряда ЮИДД |
Оформление в кабинетах уголков по ПДД. |
Классные руководители |
Разработка и выпуск методических и раздаточных материалов для проведения тестирования по ПДД как для обучающихся, так и для родителей. |
Отв по БДД |
Комплектование библиотеки литературой по ПДД , настольными играми «Мы пешеходы» и т.д. |
Библиотекарь |
Разработка КТД и обучающих игр по ПДД Создание учебных презентаций и роликов по ПДД «Знай правила», «Мы пешеходы» и т.д. |
Классные руководители, Отв по БДД обучающиеся |
Проведение викторин и конкурсов на лучшее знание ПДД «Колесо фортуны», «Светофорик» и т.д. |
Классные руководители, ст вожатые |
Проведение классных часов о ПДД (по плану) Проведение интегрированных уроков «Окружающий мир», «ОБЖ» (с элементами ПДД); Составление безопасных маршрутов «Дом-Школа», памяток, листовок, презентаций и т.д. Проведение зачётов на знание ПДД (Приложение 2) Проведение ролевых игр, инсценировок Проведение минуток безопасности Мониторинги знаний |
Зам.дректора по ВР, классные руководители |
Выставки творческих работ учащихся Конкурсы рисунков ФЛЕШ-МОБы Лектории для обучающихся и родителей |
Классные руководители, педагог-организатор |
6.2 Развивающее.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
Создание площадки на территории школы для проведения тренировочных занятий. |
завхоз |
Организация экскурсий по с Идринское с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения. |
Классные руководители, отв по БДД , инспектор ГИБДД |
Участие в школьных и городских конкурсах агитбригад и театрализованных постановок по ПДД. |
Классные руководители, ст вожатые |
6.3 Воспитательное.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
Привлечение детей к проведению профилактической работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди сверстников. |
Зам.директора по ВР, классные руководители, ст вожатый руководитель кружка ЮИД |
Привлечение детей в отряд ЮИДД ( до 10 человек).
|
Зам.директора по ВР , руководитель отряда ЮИДД |
Проведение акций, соревнований, смотров уголков безопасности, портфолио учителей, фестивалей, выставок, массовых мероприятий во время школьных каникул «Безопасный двор» , «День БЕЗопасности», «Посвящение в пешеходы» и т.д.с привлечением СМИ. |
Зам.директора по ВР начальник лагеря |
Организация посещения детьми театрализованных представлений по тематике дорожной безопасности, просмотр фильмов на данную тему с учётом возрастных особенностей детей. |
Зам.директора по ВР ст вожатый |
Проведение родительских собраний, соревнований, игр совместно с детьми.
|
Зам.директора по ВР, классные руководители |
Лектории с приглашением инспектора ГИБД |
Зам.директора по ВР, классные руководители |
Беседы, совместные рейды с инспектором ГИБДД. |
Зам.директора по ВР, руководитель кружка ЮИД |
6.4 Методическое.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
Обобщение опыта работы учителей школы по изучению правил безопасного поведения детей на улицах и дорогах города, включение данных разработок в план работы школы |
МО классных руководителей, зам.директора по ВР, руководитель кружка ЮИД |
Проведение занятий с классным руководителями |
Ответственный за безопасность |
Проведение социологического исследования и доведение его результатов до руководящего и педагогического состава учреждения |
Ответственный за безопасность, зам.директора по ВР |
Организация работы кабинета для занятий с обучающимися и педагогами по БДД. |
Ответственный за безопасность, зам.директора по ВР, ответственный за кабинет БДД. |
6.5 Контрольное.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
Анализ статистических данных по образовательному учреждению (нарушение ПДД обучающимися школы) |
Зам.директора по ВР |
Проведение тестирования по оценке динамики формирования знаний и умений учащихся по теме ПДД (3 раза в год) |
Зам.директора по ВР, классные руководители, педагог-организатор, педагог ОБЖ |
7. ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДТП
7.1 РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДТП
Обеспечение ведения документации по профилактике дорожного травматизма в соответствии с требованиями Приказа № 930 от 02.12. 2003 г.
Составление схем зон риска при движении в школу и обратно
Проведение профилактических мероприятия по действиям в сложившихся ситуациях
Проведение инструктажей и тд.
Участие учителей в работе тематических семинаров по изучению Правил дорожного движения и снижению детского дорожно-транспортного травматизма, повышение кваллификации.
Конкурс портфолио классных руководителей по профилактике ДДТП.
Конкурс сценариев классных часов, уголков безопасности.
7.2 ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДТП
Тематические родительские собрания
Анкетирование по теме «Соблюдаете ли вы ПДД.
Индивидуальные беседы
Мониторинги
Организация и проведение семейных конкурсов по ПДД
Выпуск пособий и памяток
Сопровождение учащихся к месту проведения мероприятий
Помощь в проведении классных часов
Конкурс макетов по ПДД.
На протяжении учебного года необходимо проводить информационно-разъяснительную работу с родителями, например, родительские собрания: «Безопасный маршрут школьника», «Дорога в школу и домой», «Вы, ребёнок, транспорт и дорога».
Родителям разъясняются основные причины дорожно-транспортных происшествий по вине детей:
§ Переход проезжей части в неустановленном месте, перед близко идущим транспортом.
§ Неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящего на обочине транспорта.
§ Несоблюдение сигналов светофора.
§ Несоблюдение правил дорожного движения в жилой зоне.
§ Невнимательность родителей к дорожной обстановке также приводит к транспортному травматизму детей.
§ Управление транспортным средством несовершеннолетними, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.
В семье и в школе необходимо рассматривать формирование у детей навыков безопасного поведения наравне с другими важнейшими задачами обучения и воспитания детей.
Надо научить ребенка не только знаниям и навыкам полезной деятельности в предстоящей ему жизни, но и знаниям и навыкам, как эту жизнь сохранить, как остаться живым и здоровым в окружающей человека среде, полной скрытых опасностей.
Сложилось представление, что для обеспечения безопасности на дорогах достаточно знать и соблюдать установленные правила дорожного движения. В соответствии с этими представлениями обучение детей в семье, в школе строится вокруг правил движения и вдобавок в форме словесных, «теоретических» наставлений, классных занятий. При этом предполагается, что ребенок владеет необходимыми навыками наблюдения (умеет осматривать, замечать, оценивать ситуацию, предвидеть, определять скорость, направление машины, расстояние до нее). Безусловно, ребенок владеет какими-то навыками наблюдения и движения. Но в условиях транспортной среды этих навыков недостаточно.
Транспортная среда резко отличается от бытовой: она очень динамична, ситуации быстро меняются; транспорт движется с большими скоростями, десятикратно превышающими скорость, привычную для человека в быту; множество предметов, мешающих заметить опасность и отвлекающих пешеходов или водителя способствуют тому, что опасность вовремя не замечается.
Родители часто необоснованно спокойны за своих детей, видя, как они боятся машин и с опаской ступают на проезжую часть. При этом они не знают, что в большинстве несчастных случаев ребенок не заметил опасную для себя машину и потому не видел причин для опаски. Об отсутствии у своих детей необходимых навыков наблюдения они не догадываются, и несчастный случай с ребенком воспринимают как гром среди ясного неба, только как случай, не видя его закономерных предпосылок.
Необходимо, чтобы родители поняли опасность, угрожающую детям, и ее причины, научились соизмерять свое поведение с сознанием ответственности за безопасность своих детей.
Роль школы не только в том, чтобы научить детей правилам дорожного движения, но и в том, чтобы убедить родителей, научить и проконтролировать их работу с ребенком по безопасности движения.
7.3 РАБОТА С СОТРУДНИКАМИ ГИБДД И ДРУГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ
Проведение мероприятий с приглашением инспектора, медицинского работника, психолога и пр. специалистов
Экскурсии
Игры – путешествия
Классные часы
Круглые столы
Плановые беседы, организация совместных мероприятий с сотрудниками ГИБДД по пресечению нарушений ПДД
7.4 КРУЖКОВАЯ И ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
Проведение тематических занятий
Разработка, составление и распространение памяток, листовок для учащихся и родителей, воспитанников детских садов, водителей
Работа отряда «ЮИДД»
Участие в конкурсе «Безопасное колесо»
Проведение минуток по БД
Работа кружков
Участие в городских конкурсах рисунков и театрализованных представлений по ПДД.
7.5 РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДТП
В рамках классных часов (10 часов в год в каждом классе) ежемесячно классные руководители проводят классные часы по ПДД с записью в журнале. Для каждого класса разработана тематика проведения классных часов по ПДД. После каждого занятия с помощью контрольных вопросов, заданий проводится проверка усвоения обучающимися ПДД.
Ежедневно в конце каждого последнего урока учителя начальной школы и учителя-предметники проводят с учащимися кратковременное занятие «Минутка» - напоминание по тематике безопасного движения.
8. Календарно-тематическое планирование по классам:
1 класс
1. Дорога в школу и домой - 1 ч
2. Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром? Что такое транспорт - 1ч.
3. Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах? - 1ч.
4. Светофор - 1ч.
5. Правила поведения на тротуаре и обочине - 1 ч.
6. Что такое проезжая часть дороги? - 1 ч.
7. Пешеходный переход - 1 ч.
8. Что означают дорожные знаки? - 1 ч.
9. Контрольное занятие - 1ч.
10. Экскурсия «Я - пешеход» -1ч.
Содержание.
1 Базисный маршрут из лома в школу и обратно. Практическое занятие.
Изображение схемы маршрута безопасного передвижения.
2. Понятие - пешеход, водитель, пассажир. Виды транспорта в своем городе.
3 Закрытый обзор. Невнимательность. Место игр.
4 Пешеходный светофор. Светофор для водителей транспорта.
5. Понятие о тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Где ходят пешеходы? Групповые передвижения детей на улице.
6. Понятие - дорога и её элементы.
7. Понятие - пешеходный переход. Подземный и наземный переходы.
8. Дорожные знаки для пешеходов. Различие знаков. Пешеходный переход.
9. Проверка знаний учащихся по правилам перехода улиц и дорог.
2 класс
1. Почему дети попадают в дорожные аварии? - 1ч.
2. История появления автомобиля и правил дорожного движения - 1ч.
3 . Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС? - 1ч.
4. Новое о светофоре - 1 ч.
5. Правила безопасности перехода улиц и дорог - 1ч.
6. Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках - 1ч.
7. Правила перехода перекрестка - 1ч.
8. Мы - пассажиры - 1 ч.
9-10. Экскурсии « Я - пешеход и пассажир» - 1 ч.
Содержание.
1. Статистика детского дорожного травматизма в районе, городе. Примеры правильного поведения детей на дорогах.
2. История. От конной повозки до современного автомобиля.
3. ГИБДД. Инспектор ДПС - милиционер, друг и помощник детей. 3. Первые светофоры. Светофоры с дополнительными секциями.
5 . Особенности поведения пешехода в осенне - зимний период, весной и летом.
6. Понятие об одностороннем, двустороннем движении.
7. Понятие перекрёсток. Регулируемый и нерегулируемый перекресток,
8. Основные виды пассажирского транспорта и правила поведения в транспорте.
9-10. Экскурсии «Я - пешеход и пассажир».
3 класс
1 Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах - 1ч.
2. Новое о светофоре и дорожных знаках -1ч.
3. Что нужно знать о перекрёстках и опасных поворотах транспорта- 1ч.
4. Правила перехода проезжей части дороги - 1ч.
5. Остановочный и тормозной путь автомобиля - 1ч.
6. Правила перехода железной дороги - 1 ч.
7. Правила езды на велосипеде - 1ч.
8. Правила поведения в транспорте - 1ч.
9-10. Экскурсии «Я - пешеход»-1ч.
Содержание.
1. Анализ несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах.
2. Пешеходный и транспортный светофоры. Предупреждающие, запрещающие, предписывающие дорожные знаки.
3. Регулируемый и нерегулируемый перекрестки.
4. Понятие о полосах движения. Разделительные полосы.
5. Понятие - остановочный и тормозной пути автомобиля.
6. Правила перехода железной дороги. Железнодорожный переезд. Шлагбаум, настил. Дорожные знаки у железной дороги.
7. Где и как можно ездить на велосипеде?
8. Посадочная площадка. Правила поведения в местах остановок транспорта.
9-10. Выход группы учащихся к переходу, перекрестку
4 класс
1. Как избежать несчастного случая на улице и дороге? - 1ч.
2. Новое о дорожных знаках - 1ч.
3. Типы перекрёстков и особенности перехода - 1ч.
4. Значение сигналов светофора и регулировщика - 1ч.
5. Значение предупредительных сигналов транспортных средств - 1 ч.
6. Особенности поведения пешехода - 1ч.
7. Какие ошибки мы допускаем при переходе улиц и дорог- 1ч.
8. Правила перехода проезжей части вне зоны видимости - 1ч.
9-10. Экскурсии « Как я знаю правила дорожного движения» - 1ч.
Содержание
1. Беседа с учащимися о правилах безопасного поведения пешеходов и пассажиров.
2. Запрещающие, предупреждающие, предписывающие, информационные, указательные знаки и места их установки.
3. Особенности перехода регулируемого и нерегулируемого перекрёстков.
4. Соответствие сигналов регулировщика и светофора.
5. Установка предупредительных сигналов на транспорте.
6. Движение по обочине, в темное время суток. Движение группы людей на загородной дороге.
7. Дорожные «ловушки», бытовые привычки. «Игры» вблизи проезжей части.
8. Понятие - зоны видимости и недостаточная видимость.
9. Контрольное занятие. Экскурсия.
10. Экскурсия.
5 класс
1 Мой город, мой микрорайон - 1 ч.
2. Транспорт и его значение - 1 ч.
3. Что нужно знать о правилах дорожного движения? - 1 ч.
4. Основные понятия необходимые участникам дорожного движения - 1ч.
5. Правила движения и перехода улиц и дорог - 1 ч.
6. Какие опасности подстерегают пешехода на дороге - 1ч.
7. Обязанности пассажиров- 1ч.
8. На железной дороге - 1ч.
9. Виды светофоров и их сигналы - 1ч.
10. Контрольная проверка- 1ч.
Содержание.
1. Рост автомобиле потока. Места интенсивного движения в микрорайоне.
2. Анализ дорожно-транспортных происшествий с участием детей и транспорта.
3. Обязанности пешеходов и дорожные знаки и для пешеходов.4. Основные понятия : тротуар, проезжая часть, пешеходная дорожка, пассажир и т.д.
5. Дорога и ее элементы. Перекрёсток.
6. Дорожные «ловушки», «бытовые привычки».
7. Правила пользования транспортом и ожидание транспорта.
8. Железнодорожный переезд и правила перехода железнодорожного переезда.
9. Светофор для транспорта и пешеходов.
10. Тест по правилам дорожного движения.
6 класс
1. Дорожно-транспортное происшествие - 1ч.
2. Переход улиц и дорог - 1 ч.
3. Перекрёсток - опасные участки улиц и дорог - 1ч.
4. Светофор и его значение - 1ч.
5. Дорожные знаки - 1ч.
6. Передвижение транспортных средств и пешеходов - I ч.
7. Травмы на дорогах — 1ч.
8. Транспорт, Виды транспорта - 1ч.
9. Передвижение на велосипеде - 1ч.
10. Практическое занятие с выходом на улицу, дорогу - 1ч.
Содержание.
1. Причины ДТП. Бытовые привычки и их влияние на передвижение пешехода.
2. Интенсивность дорожного движения. Пешеходные переходы. Переход дорог в отсутствии пешеходного перехода.
3. Виды перекрестков. Регулирование проезда на перекрёстках.
4. Значение светофора для движения автотранспорта и пешехода. Виды светофоров.
5. Практическое занятие: усвоить и зарисовать основные знаки для пешехода.
6 Сторона дороги, улицы для передвижения транспортных средств. Перестроение в полосах перед перекрестками. Предупредительные сигналы об изменении движения. Переход улицы с одно- и двусторонним движением.
7. Статистика детского травматизма. Виды травм. Признаки переломов. Оказание медпомощи пострадавшему.
8. Передвижение транспорта. Тракторы и прицепы. Автопоезд. Самоходные сельхозмашины Гужевой транспорт.
9. Требования, предъявляемые к велосипедисту. Требования к нему к порядку движения по проезжей части.
10 Практическое занятие с выходом на улицу.
7 класс
1. Правила движения - закон улиц и дорог - 1 ч.
2. Как мы знаем правила дорожного движения. Занятие - викторина - 1ч.
3. Значение дорожных знаков и дорожной разметки - 1 ч.
4. Горизонтальная и вертикальная разметки - 1ч.
5. Типичные ошибки на улицах и дорогах - 1ч.
6. Поведение участников и очевидцев ДТП - 1 ч.
7. Велосипед и мопед - 1 ч.
8. Перевозка людей - 1ч.
9. Правила перевозки на мопеде, мотоцикле, велосипеде - 1 ч.
10. Первая помощь при ДТП. Аптечка и её содержимое- 1ч.
Содержание.
1. Обзор состояния ДДТТ в городе, области и ответственность за нарушение
ПДД.
2. Провести викторину по ПДД.
3. Группа знаков и их значение.
4. Как и где используется горизонтальная и вертикальная разметки.
5. Анализ ошибок при движении на улице и дороге. Как распознать и предвидеть опасность их на дороге.
6. Что такое ДТП? Основные правила поведения участника ДТП. Обязанности очевидцев ДТП.
7. Правила движения для велосипедистов и для мопедистов. Требования безопасности при катании на всех видах самооткатывающихся средствах.
8. Перевозка людей на грузовых автомобилях. Правила перевозки учащихся.
9. Соблюдение правил езды на механических тренажёрных средствах. 10 Практическое занятие по оказанию 1 медпомощи.
8 класс
1. Дорожные знаки - 1ч.
2. Элементы дорог. Разметка проезжей части - 1ч.
3. Движение пешеходов - 1ч.
4. Опознавание транспортных средств - 1ч.
5. Правила поведения участников дорожного движения - 1ч.
6. Остановочный и тормозной пути автомобиля - 1 ч.
7. Черепно-мозговые травмы - 1 ч.
8. Проверка усвоения знаний - 1 ч.
9. Мопед— 1ч.
10. Практическое занятие - 1ч.
Содержание
1. История дорожных знаков. Версты. Сооружения на дорогах. Единые международные знаки.
2. Разметка проезжей части улиц и дорог. Элементы дорог. Одностороннее и двустороннее движение. Перекрестки. Виды перекрестков. Площадь.
3. Движение пешеходов индивидуально, группами и колоннами. Переход с флажками. Преимущество передвижения водителя или пешехода. Осторожность пешехода.
4. Опознавание транспортных средств. Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах. Действия очевидцев, пострадавших в случае дорожного транспортного происшествия.
5. Правила поведения участников дорожного движения пешеходов, водителей и велосипедистов. Ответственность лиц, нарушивших правила дорожного движения.
6. Решение задач на расчет тормозного и остановочного пути.
7. Черепно-мозговые травмы. Виды черепно-мозговых травм. Оказание медпомощи при этих травмах.
8. Проверка усвоенных знаний. Проверка с помощью контрольных вопросов тестового содержания.
9. Мопед. Передвижение на дорогах. Требования к водителю мопеда.
10. Практические занятия. Выход на улицу.
9 класс
1. Права и обязанности участников дорожного движения - 1 ч.
2. Меры по обеспечению безопасности дорожного движения - 1ч.
3. Единые правила дорожного движения - 1 ч.
4. Перевозка грузов с помощью транспортных средств - 1ч.
5. Осветительные приборы автомобилей и их значение - 1ч.
6. Движение в теплое время суток и в сложных погодных условиях - 1ч.
7. Автомобили и мотоциклы со специальными сигналами — 1ч.
8. Контрольная работа по ПДД- 1ч.
9. Практическое занятие. Правила перехода на макете перекрестка - 1ч.
10. Экскурсия. Занятие на улице инспектором ГИБДД - 1 ч.
Содержание.
1. Жертвы и виновники дорожно-транспортных происшествий.
2. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Сооружения на дорогах, строительство дорог, ЮИД.
3. Правила дорожного движения. Выполнение правил. Приоритет маршрутных транспортных средств. Скорость движения их.
4. Требования к перевозке грузов. Знаки при ограничении передвижения грузов.
5. Осветительные приборы автомобилей. Предупредительные сигналы. Внешние световые приборы. Стоп-сигнал. «Ловушка» для пешехода.
6. Движение колонной в темное время суток. Движение велосипедистов. Ослепление. Недостаточная видимость.
7. Автомобили и мотоциклы со специальными сигналами. Действия пешехода.
8. Контрольная работа по ПДД. Практическое занятие на макете перекрестка.
9. Экскурсия. Занятие с инспектором ГИБДД.
9. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(Программа разработана на 1 год)
Первый этап - «Организационный»
Включает в себя разработку программы профилактической работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма, налаживание системы социального партнёрства между педагогическим коллективом и учреждениями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Второй этап - «Основной»
Организация и проведение мероприятий согласно плана. Участие детей в общешкольных и городских конкурсах по безопасности дорожного движения. Работа отряда ЮИДД.
Третий этап - «Завершающий»
Анализ реализации Программы и достигнутых результатов. Выявление проблем, возникших в ходе ее реализации. Определение путей дальнейшей работы в этом направлении.
Диагностирование обучающихся на знание ПДД проводится по тестам, а результаты заносятся в таблицу
10. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
к соблюдению ПДД.
· Отсутствие нарушителей ПДД.
· Способность обучающихся анализировать и оценивать свое поведение на дороге.
11. ПЛАН ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
№ п/п |
Проводимое мероприятие |
Ответственный по БДД по МКОУ Большетелекская ООШ |
Сроки исполнения |
Формирование информационного пространства школы |
|||
1. |
Приобретение методической литературы по изучению правил дорожного движения. |
Библиотекарь |
В течение года |
2. |
Разработка и распространение памяток для учащихся и классных руководителей по ПДД |
Отв по БДД |
Ежеквартально |
3. |
Распространение наглядной агитации, предоставляемой ОГИБДД |
Отв по БДД инспектор ГИБДД
|
По мере поступления |
Обучение детей безопасному поведению на улицах города |
|||
4. |
Проведение интегрированных уроков |
Классные руководители
|
Согласно планированию |
5. |
Тестирование обучающихся по ПДД |
Отв по БДД Ст вожатая |
Сентябрь, февраль, май |
6. |
Проведение минуток безопасности |
Классные руководители
|
Ежедневно |
7. |
По каждому факту ДТП с участием несовершеннолетних и работников школы проведение тщательного анализа и доклад в контролирующие органы |
Комиссия по проведению расследования |
Постоянно |
8. |
Проведение опроса среди учащихся о допускаемых нарушениях на дороге, их предложениях по улучшению ситуаций на дорогах и направлению материалов в ГИБДД, анализ документов |
Классные руководители; Заместитель директора по ВР |
Постоянно |
9. |
Обеспечение ведения документации по профилактике дорожного травматизма в соответствии с требованиями Приказа № 930 от 02.12. 2003 г. |
Отв по БДД Заместитель директора по ВР
|
До 10 октября текущего года |
10. |
Составление схем зон риска при движении в школу и обратно. Проведение профилактических мероприятия по действиям в сложившихся ситуациях. |
Классные руководители; Заместитель директора по ВР;
|
В течение сентября |
11. |
Проведение инструктажей с преподавательским составом по организации перевозки детей |
Заместитель директора по ВР;
|
В течение сентября |
12. |
Разработка совместного плана действий с закрепленным инспектором по обучению учащихся безопасному поведению на дорогах |
Заместитель директора по ВР; Отв по БДД |
В течение сентября |
13. |
На классных часах доведение до учащихся информации по ДТП, произошедших на территории округа |
Заместитель директора по ВР; Инспектор ОГИБДД |
Ежемесячно |
Работа с родителями |
|||
14. |
На родительских собраниях доведение до сведения родителей информации обо всех нарушениях ПДД, проведение агитационно-разъяснительных бесед по предупреждению травматизма на дорогах |
Заместитель директора по ВР; Отв по БДД |
Ежемесячно |
15. |
Организация совместных мероприятий по пресечению нарушений ПДД |
Ст вожатые Инспектор ОГИБДД |
По отдельному плану |
16. |
Домашнее задание для родителей |
Классные руководители |
Ежемесячно |
17. |
Классные часы с записью темы в соответствующий журнал |
Классные руководители |
Ежемесячно |
Организационно-массовые мероприятия |
|||
18. |
При проведении «Дня знаний», проведение инструктажей по соблюдению ПДД |
Заместитель директора по ВР; Отв по БДД |
01 сентября |
19. |
Организация и проведение праздника «Посвящение первоклассников в пешеходы» |
Заместитель директора по ВР; Ст вожатые Инспектор ОГИБДД |
По плану УО |
20. |
Месячник по безопасности дорожного движения |
Заместитель директора по ВР; Отв по БДД |
Сентябрь, май |
21. |
Проведение профилактических бесед в рамках недели безопасности дорожного движения |
Заместитель директора по ВР; Отв по БДД |
1 раз в конце четверти |
22. |
Работа с отрядом ЮИДД |
Рук отряда ЮИД |
В течение учебного года
|
23. |
Проведение агитационно-разъяснительной работы по привлечению новых членов отряда ЮИД |
Заместитель директора по ВР; Отв по БДД Инспектор ОГИБДД |
Постоянно |
Конкурсы, смотры, фестивали |
|||
24. |
Соревнования «Безопасное колесо» |
Отв по БДД |
сентябрь |
25. |
Городские соревнования «Безопасное колесо» |
Отв по БДД |
сентябрь |
26. |
Викторина по знанию правил дорожного движения среди учащихся 5-9 классов |
Заместитель директора по ВР; Отв по БДД |
Январь |
27. |
Конкурс «Письмо водителю» среди обучающихся |
Заместитель директора по ВР; Отв по БДД Инспектор ОГИБДД |
Февраль – март |
28. |
Смотр-конкурс по безопасности дорожного движения |
Заместитель директора по ВР; Отв по БДД |
По плану |
29. |
Смотр-конкурс «Зеленый огонек» |
Отв по БДД |
Сентябрь, Апрель |
30. |
Соревнования по знаниям правил дорожного движения среди родителей учащихся 1-4 классов |
Заместитель директора по ВР; Ст вожатаяИнспектор ОГИБДД |
Май |
12. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурьян В.М., Извекова Н.А. и др. Классные часы по Правилам дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2014г.
2. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и систем дополнительного образования/ Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2009.-80 с.
3. Е.А.Воронова «Красный, жёлтый, зелёный» (ПДД по внеклассной работе). ООО «Феникс», 2009г.
4. Закон РФ «Об образовании»
5. Конвенция ООН «О правах ребенка» (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11. 1989г.)
6. Малов В.И. Я познаю мир. Автомобили/Детская энциклопедия. М.:ООО «Издательство АСТ», 2012г.
7. Под ред. Е.А.Романовой, А.Б.Малюшкина «Классные часы по правилам дорожного движения». Москва, 2014г.
8. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 23.10.1993г. №1090. Введены в действие с 01.06. 1994г. с изменениями и дополнениями от 01.04.2013г.
9. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.-56 с.
10. Типовое положение об образовательном учреждении, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. № 196
11. Уголовная и административная ответственность за нарушение правил дорожного движения («О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 7 мая 2009 г. №86-ФЗ.)
12. Федеральная целевая программа «Повышения безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.-32 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.