СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА1
Пояснительная записка
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен но принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.
«Питание» — один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их.
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблю-
1) Социально-бытовая ориентировка далее будет обозначаться — СБО. На нее отводится по 68 ч. для каждого года обучения.
103
дательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.
Результативность занятий по этому разделу обеспечивается только при условии — тесной связи учителя с родителями, воспитателями и работниками столовой, обслуживающих учащихся.
Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Формы и методы реализации программных задач
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.
По разделам «Питание», «Одежда и обувь», «Жилище» и других целесообразно проводить практические работы, разделив учащихся на бригады из 4—5 человек для самостоятельного выполнения задания. Это позволит каждому ученику независимо от его интеллектуальных и физических возможностей овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т.д.
В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя).
На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.
В ряде разделов, например «Личная гигиена», «Бюджет семьи» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на занятиях по другим предметам.
104
Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется и сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии.
В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др.
Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т.д.). Учитель организует игру и руководит ею в соответствии с заранее разработанным планом. При этом следует избегать прямых указаний, как поступать в той или иной ситуации, и стараться ставить детей перед необходимостью самостоятельно принимать решения. Игры могут занимать часть урока или как итоговое занятие на урок или два (сдвоенные часы). Эти занятия требуют от учителя серьезной подготовки и имеют весьма важное значение для решения задач обучения и воспитания, они способствуют закреплению различных знаний-умений и навыков учащихся (правила поведения, навыки приготовления тех или иных блюд, сервировка стола, уборки помещения и т.д.).
В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.
Экскурсии и зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Например, изучение темы «Железнодорожный транспорт дальнего следования и пригородный» целесообразно начать с ознакомительной экскурсии,
105
во время которой учащиеся получат представление о назначении вокзала, его основных службах, расписании поездов. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Так, при изучении раздела «Средства связи» в VI классе проводится урок-экскурсия на почту с целью расширения и закрепления знаний детей о различных почтовых отправлениях. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Например, работу по теме «Экономика домашнего хозяйства» (IX класс) следует закончить экскурсией в Сбербанк.
Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы. Так, во время экскурсии на телеграф учащиеся заполняют бланки телеграмм (с помощью заранее составленных текстов). Проведение экскурсий требует тщательной подготовки, учителю необходимо заранее наметить задачи и содержание экскурсии, заблаговременно посетить объект и хорошо с ним ознакомиться, разработать план экскурсии. Следует также провести вводную беседу: назвать объект наблюдения, рассказать о пути следования к месту проведения экскурсии, напомнить учащимся правила дорожного движения, правила поведения в транспорте и во время экскурсии. Целесообразно, чтобы сам учитель вел экскурсию, вовлекая детей и беседу, особенно во время текущих и итоговых экскурсий. Если объяснения дает не учитель, а работник учреждения или предприятия, на котором проводится экскурсия, то нужно предварительно обговорить с ним объем и характер сообщаемого материала, перечень объектов, которые будут продемонстрированы учащимся. Отдельным ученикам можно поручить вести элементарные записи. Они должны быть краткими. Например, ученики записывают цены на различные товары, названия рабочих специальностей, в которых нуждается предприятие и др.
Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. С этой целью учитель при составлении плана занятия должен продумать, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми раннее. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по приготовлению пищи целесообразно вспомнить правила ухода за кухней и посудой, во время подготовки и проведения экскурсии — повторить правила поведения в общественных местах и в транспорте, предложить детям выбрать рациональный маршрут, транспортные средства и т.д. Повторение учебного материала по изучае-
106
мой теме или ранее пройденного материала должно быть элементом каждого занятия.
На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохождении ряда тем (например, „Квартплата», „Оформление на работу» и т.п.) следует отводить время на практическое закрепление навыков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных ситуаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках родного языка.
Особое внимание следует обратить на проведение практических работ с использованием бригадной формы организации учащихся. На первом занятии, где применяется бригадная форма работы, учитель должен объяснить и показать детям, что должен делать бригадир. Для этого он, распределив учеников по бригадам, выступает в роли бригадира одной из них. Другие бригадиры, назначенные из числа наиболее подготовленных учащихся, наблюдая за учителем и получая его инструкции, организуют работу своих бригад. Для успешного проведения первых занятий по новой теме бригадиров целесообразно проинструктировать заранее об их обязанностях. В ходе практической работы бригадир должен выполнять часть общего задания. Аналогичные работы на последующих занятиях бригадиры могут организовывать по устной или письменной инструкции учителя под его постоянным контролем. Несомненно, учитель руководит не только бригадирами. В процессе выполнения задания он дает учащимся некоторые указания и объяснения, оказывает им помощь, следит за соблюдением санитарно-гигиенических требований и правил техники безопасности. На следующих практических занятиях по этой же теме учитель должен построить работу так, чтобы каждый учащийся последовательно освоил все операции, необходимые для выполнения конкретного задания, побывал в роли бригадира. Например, если на одном уроке школьник мыл и чистил овощи для супа, то на другом уроке он занимается пассированием овощей или заправкой первого блюда.
107
Знакомя детей с новым приемом, учитель сначала дает объяснения всему классу, затем организует тренировочные упражнения, после чего бригадирами выполняется работа, в которую включается данный прием.
Бригадная форма работы может быть использована и при выполнении детьми одинаковых заданий (штопка, чистка посуды и т.д.).
В кабинете можно установить поочередное дежурство по бригадам. Дежурная бригада выполняет различные работы, связанные с подготовкой оборудования и материалов к занятию, и убирает кабинет после окончания занятий.
Для активизации учащихся и учета их знаний, умений и навыков целесообразно организовывать соревнования бригад или индивидуальные соревнования. Итоги их учитель подводит в конце занятия.
Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.
СБО учащихся иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Настоящая программа должна служить ориентиром для воспитателя при отборе материала, определении его тематики, объема и последовательности изучения. Однако воспитатель в своей деятельности не должен использовать формы и методы работы учителя. Он осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки Например, при прохождении раздела «Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а воспитатель, организуя деятельность учащихся по самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки и т.п.
Связь учителя с воспитателем осуществляется также при совместном проведении отдельных экскурсий и некоторых итоговых практических занятий, которые можно объединять с внеклассными мероприятиями. Учитель должен принимать активное участие в тех внеклассных мероприятиях, которые позволяют закрепить усвоенное на практике и проверить, что и как восприняли ученики на занятиях по СБО. Такое взаимодействие учебной и внеклассной работы способствует совершенствованию знаний и навыков детей, успешному применению их в жизни.
По возможности следует привлекать и родителей, чтобы дети в домашних условиях могли практически применять полученные знания и умения.
Тематика и последовательность занятий по социально-бытовой ориентировке отражаются в классном журнале. Для фиксирования результатов усвоения учащимся различных разделов программы
108
целесообразно вести разные формы учета. Это могут быть тетрадь, экран соревнования, стенды и плакаты, на которых отражаются не только успехи детей на занятиях, но и их умение применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем учитель определяет самостоятельно с учетом возможности детей и в зависимости от местных условий. При тематическом планировании должны учитываться время года и потребности школы. Например, в соответствии с общешкольным планом проводится «Неделя труда». Учителю следует на этот период запланировать изучение таких тем, которые согласовывались бы с видами общественно полезного труда школьников. При подборе материалов по теме «Учреждения и организации» целесообразно предусмотреть ознакомление детей не только с объектами ближайшего окружения, но и с объектами, находящимися на территории, на которой учащиеся будут проживать после окончания школы.
Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Для проведения занятий и экскурсий в VI-IX классах можно сдваивать уроки. К проведению бесед о гигиене подростков (отдельно для мальчиков и девочек) следует привлекать специалистов-медиков и психологов.
Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т.п., изложенные доступным детям языком четко и лаконично. Записи в тетрадях проверяются учителем после каждого занятия.
Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателем или дома (например, место работы родителей, их должность и т.д.).
Личная гигиена
Классы |
|
5 |
6 |
Тематика |
|
1. Личная гигиена |
1. Значение закаливания организма |
Ее значение для здоровья и жизни |
для общего состояния здоровья чело- |
человека. |
века. Способы закаливания, правила |
Правила и приемы выполнения ут- |
и приемы выполнения воздушных и |
реннего и вечернего туалета. |
водных процедур, солнечных, физи- |
Здоровье и красота прически. |
ческих упражнений; сезонная одежда, |
2. Содержание в чистоте и порядке |
обувь, головной убор. |
личных (индивидуального пользова- |
2. Правила и приемы ухода за органа- |
ния) вещей: носовой платок, зубная |
ми зрения. |
щетка, мочалка, расческа, полотенце, |
Способы сохранения зрения — кон- |
трусики, носки. |
тактные линзы, линзовые и коррекци- |
3. Гигиена зрения. Значение зрения в |
онные очки, хирургическое вмеша- |
жизни и деятельности человека. |
тельство. |
Правила бережного отношения к зре- |
Гигиена чтения, письма, просмотра |
нию при чтении, письме, просмотре |
телепередач, работы с конструктором: |
телепередач. |
освещенность, расстояние между гла- |
4. Пагубное влияние курения, алкого- |
зом и объектом, упражнения и время |
ля на здоровье и развитие особенно |
отдыха глаз. |
детского организма и окружающих. |
3. Губительное влияние наркотиков и |
Воспитание силы воли |
токсических веществ на живой орга- |
|
низм, как детей, так и взрослых. |
Практические работы |
|
Выполнение утреннего и вечернего |
— просмотр учебных кинофильмов о |
туалета: |
вреде курения, алкоголя. |
— чистка зубов, мытье рук, лица, |
— обтирание тела, принятие душа, |
ушей, шеи, ног; расчесывание волос, |
воздушных и солнечных ванн под на- |
подмывание на ночь. |
блюдением взрослых; |
— стрижка ногтей и уход за кожей рук, |
— выполнение физических упражне- |
ног, используя детский крем; |
ний — утренняя зарядка; |
— стирка носового платочка, труси- |
— выбор сезонной одежды, головного |
ков, носок; |
убора, обуви в процессе игровой си- |
— установка настольной лампы на ра- |
туации; |
бочем месте; |
— уход за глазами: промывание и про- |
|
тирание их, пользование безопасны- |
|
ми пипетками; |
|
— проверка зрения у окулиста"; |
|
— просмотр учебных кинофильмов о |
|
вреде наркотиков и токсических ве- |
|
ществ; |
|
'' проверка зрения у окулиста ежегод- |
|
но |
110
Классы |
||
7 |
8 |
9 |
|
||
1. Особенности личной |
1. Значение косметики |
|
гигиены в жизни под- |
для девушки и юноши. |
|
ростка. |
Правила и приемы ухо- |
|
Правила и приемы со- |
да за кожей лица с ис- |
|
хранения чистоты и |
пользованием средств |
|
здоровья тела. |
косметики, лосьон, кре- |
|
Особенности ухода за |
мы, пудра и природные |
|
кожей лица, волосами. |
средства. |
|
2. Пользование шампу- |
2. Значение здоровья |
|
нем в соответствии с |
для жизни и деятельно- |
|
типом волос: жирные, |
сти человека. |
|
сухие, нормальные |
Средства и способы сбе- |
|
Средства борьбы с пер- |
режения его — воспита- |
|
хотью и выпадением |
ние воли, целеустрем- |
|
волос. |
ленности, доброты, от- |
|
|
зывчивости и других |
|
|
положительных качеств |
|
|
личности. |
|
|
||
— мытье тела и волос |
— упражнения в проти- |
|
под присмотром взрос- |
рании кожи лица; под- |
|
лых; |
бор лосьона, отвара из |
|
— подбор мыла, шам- |
трав, нанесение крема, |
|
пуня для мытья кожи и |
пудры, с учетом состоя- |
|
волос с учетом их со- |
ния кожи; |
|
стояния (жирные, су- |
— использование масок |
|
хие, нормальные). |
из фруктов и овощей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
111
Классы |
|
5 |
6 |
Основные требования к знаниям, умениям обучающихся |
|
Обучающиеся должны знать: |
|
— последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; — периодичность и правила чистки ушей; — правила освещенности рабочего ме- |
— правила закаливания организма; — приемы обтирания и мытья ног; — правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий и походов; |
ста; |
— о вреде наркотиков и токсических |
— правила охраны зрения при чтении, |
веществ. |
просмотре телепередач; |
|
— правила ухода за кожей рук, ног и |
|
ногтями; |
|
— о вреде курения, алкоголя; |
|
Обучающиеся должны уметь: |
|
— совершать вечерний туалет в определенной последовательности; — выбирать прическу и причесывать волосы; — стричь ногти на руках, ногах; |
— закаливать свой организм; — соблюдать правила личной гигиены дома, в школе, во время походов, экскурсий; — отказаться от соблазна испробовать |
— стирать индивидуальные личные |
наркотики, токсические вещества, |
вещи и содержать их в чистоте; — беречь зрение; |
проявив силу воли, настойчивость. |
— корректно отказаться от предлага- |
|
емых первых папирос, глотка алкого- |
|
ля, проявив силу воли. |
|
|
|
112
Продолжение табл.
Классы |
||
7 |
8 |
9 |
|
||
|
|
|
— правила личной ги- |
— правила ухода за ко- |
|
гиены девушки и юно- |
жей лица; |
|
ши; |
— приемы нанесения |
|
— виды косметических |
косметических средств |
|
салфеток; |
на лицо, шею. |
|
— правила ухода за ко- |
|
|
жей лица и волосами. |
|
|
|
||
— определить тип кожи |
— правильно ухаживать за |
|
и волос; |
кожей лица, шеи, рук, ног; |
|
— подбирать мыло и |
— использовать подручные |
|
шампунь, средства от |
средства дополнительно к |
|
перхоти и выпадения |
кремам, лосьонам; |
|
волос; |
— в меру пользоваться кос- |
|
— правильно ухажи- |
метикой. |
|
вать за лицом и воло- |
|
|
сами. |
|
|
|
|
|
|
|
|
113
Одежда и обувь
Классы |
|
5 |
6 |
Тематика |
|
1. Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения. 2. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка сезонной обуви к хранению. |
1. Значение опрятного вида человека. 2. Поддержание одежды в порядке: — правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва. 3. Правила и приемы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей. 4. Глажение фартуков, косынок, носовых платков, салфеток и др. |
|
|
Практические работы |
|
Сушка и чистка — домашней, школьной формы, верхней одежды, обуви.
|
— пришивание пуговиц, крючков, петель, вешалок к домашней и школьной одежде; — подшивание брюк, платья, зашивание |
|
распоровшегося шва; |
|
— стирка и глажение изделии из хлопчатобумажной ткани вручную, строго соблюдая правила безопасной работы колющими и |
|
режущими инструментами. |
|
|
|
|
114
Классы |
||
7 |
8 |
9 |
|
||
1. Значение продления |
1. Особенности ухода за |
1. Стиль одежды, мода, |
срока служения одежды. |
одеждой, изготовленной |
обновление одежды |
Виды штопки, наложение |
из шерстяных и синтети- |
(замена мелких дета- |
заплат. |
ческих тканей. |
лей). |
2. Использование бытовой |
2. Стирка изделий из |
2. Выбор одежды и обу- |
техники при стирке белья |
шерстяных и синтетичес- |
ви при покупке в соот- |
из хлопчатобумажных тка- |
ких тканей в домашних |
ветствии с назначени- |
ней, стирка изделий из |
условиях. |
ем. |
шелка в ручную. |
Правила и приемы гла- |
3. Средства и правила |
3. Правила и приемы гла- |
жения блузок, рубашек, |
выведения мелких пя- |
жения белья, брюк, |
платков. |
тен на одежде из раз- |
спортивной одежды. |
3. Химчистка — знаком- |
ных видов тканей в до- |
4. Прачечная. Виды услуг, |
ство с предприятием и |
машних условиях. |
правила поль-зования пра- |
правилами пользования |
Строжайшее соблюде- |
чечной. |
его услугами по приведе- |
ние техники безопасно- |
|
нию одежды в надлежа- |
сти при пользовании |
|
щий вид. |
средствами для выведе- |
|
|
ния пятен. |
|
||
— ремонт одежды: штопка |
— стирка изделий из шер- |
— определение соб- |
и наложение заплат; |
стяных и синтетических |
ственных размеров |
— стирка мелких изделий |
тканей, соблюдая прави- |
одежды и обуви; |
из белой хлопчатобумаж- |
ла безопасности в ис- |
— экскурсия в специа- |
ной ткани с помощью сти- |
пользовании стирально- |
лизированные магази- |
ральной машины, соблю- |
го порошка; |
ны: нахождение нужно- |
дая правила безопасности |
— экскурсия в химчист- |
го отдела с размерами, |
в работе. Стирка изделий |
ку, знакомство с правила- |
соответствующими |
из шелка — в ручную; |
ми приема изделий и вы- |
ученику; |
— экскурсия в прачечную, |
дача их, с прейскурантом |
— выведение пятен в |
знакомство со стоимостью |
на чистку определенного |
домашних условиях, со |
услуг; прейскурантом на |
вида изделий |
строжайшим соблюдет |
определенные виды стирки. |
|
нием безопасности. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
115
Классы |
|
5 |
6 |
Основные требования к знаниям, умениям обучающихся |
|
Обучающиеся должны знать: |
|
— виды одежды, обуви и их назначение; |
— санитарно-гигиенические требования и |
— правила ухода за одеждой и обувью |
правила безопасной работы колющими и ре- |
из различных материалов (кожи, рези- |
жущими инструментами, электронагрева- |
ны, текстильных) |
тельными приборами и бытовыми химичес- |
|
кими средствами; |
|
— правила стирки изделий из хлопчатобу- |
|
мажных и шелковых тканей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обучающиеся должны, уметь: |
|
— различать одежду и обувь в зависимости от их назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная; — подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону; — сушить и чистить одежду. — подготавливать одежду и обувь к |
— пришивать пуговицы, крючки, петли, кнопки, вешалки; — зашивать одежду по распоровшемуся шву; — подшить платье, брюки, рубашки. — подбирать моющие средства для стирки изделий их хлопчатобумажных тканей; |
хранению; |
— стирать изделия из цветных хлопчатобу- |
— подбирать крем и чистить кожаную |
мажных тканей; |
обувь. |
— гладить их. |
|
i i |
116
Продолжение табл.
Классы |
||
7 |
8 |
9 |
|
||
— особенности стирки |
— правила стирки и суш- |
— размеры своих одеж- |
цветного и белого белья; |
ки одежды из шерстяных |
ды и обуви; |
— правила пользования |
и синтетических тканей; |
— гарантийные сроки |
моющими средствами; |
— правила и последова- |
носки; |
— устройство стиральной |
тельность глажения изде- |
— правила возврата; |
машины и правила пользо- |
лий; |
— способы обновления |
вания ею; |
— виды предприятий по |
одежды с помощью |
— санитарно-гигиеничес- |
химической чистке одеж- |
мелких деталей; |
кие требования и правила |
ды, их назначение; |
— средства выведения |
техники безопасности при |
— виды оказываемых ими |
пятен в домашних ус-' |
ремонте одежды и стирке в |
услуг; |
ловиях; ( |
ручную и с помощью сти- |
— правила подготовки ве- |
— общие правила выве-»1 |
ральной машины санитар- |
щей к сдаче в чистку. |
дения чернильных, |
но-гигиенические требова- |
|
жирных и фруктовых |
ния — последовательность |
|
пятен, пятен от молока, |
и особенности глажения |
|
мороженого, шоколада, |
одежды из различных тка- |
|
кофе, крови, масляных |
ней, а также постельного |
|
красок, следов горячего |
белья, полотенец, скатер- |
|
утюга и др.; |
тей; |
|
— санитарно-гигиени- |
— назначение прачечной, |
|
ческие требования и npa |
виды услуг, способы сдачи |
|
вила техники безопасно- |
вещей в прачечную; |
|
сти при работе со сред- |
— правила пользования |
|
ствами выведения пятен; |
прачечной самообслужи- |
|
— правила стирки изде- |
вания. |
|
лий из тюля, трикотажа. |
—ремонтировать разор
ванные
места одежды: раз
ными
видами штопки, на
кладыванием
заплат;
—стирать белое белье
вручную и
с помощью сти
ральной машины;
—гладить одежду и белье.
—стирать и сушить изде
лия из
шерстяных и син
тетических тканей;
—гладить блузки, рубаш
ки, платья.
— пользоваться журна
лом мод;
— подбирать одежду и
обувь в
соответствии с
индивидуальными
осо
бенностями.
— рационально выби
рать
товары, учитывая
их
назначение и соб
ственные возможности;
— выводить пятна на
одежде
разными сред
ствами;
— стирать изделия из
тюля и
трикотажа.
117
Питание
Классы |
|
5 |
6 |
Тематика |
|
1. Значение питания в жизни и дея- |
1. Гигиена приготовления пищи. |
тельности людей |
2. Правила и приемы хранения продуктов |
2. Разнообразие продуктов, составля- |
и готовой пищи. |
ющих рацион питания. |
3. Способы выбора доброкачественных |
3. Влияние правильного режима и ра- |
продуктов: овощных, мясных, рыбных и |
ционального питания на здоровье де- |
др. |
тей. |
4. Приготовление пищи с минимумом |
4. Место приготовления пищи и обо- |
тепловой обработки на электроплите. |
рудование его. |
5. Правила и приемы ухода за посудой и |
5. Приготовление пищи не требующей |
кухонными приборами с применением |
тепловой обработки. |
химических моющих средств. |
6. Правила и приемы ухода за посудой |
6. Составление рецепта приготовления |
и помещением, где готовят пищу. |
блюд. |
7. Сервировка стола. |
|
Практические работы |
|
— чтение рецепта приготовления блю- |
— экскурсия в продуктовый магазин, на- |
да и подбор продуктов: |
блюдения за выбором продуктов; |
— нарезка хлеба, сырых и вареных ово- |
— чтение рецептов, подготовка продуктов; |
щей; |
— приготовление каши (молочных), варе- |
— строгое соблюдение правил пользо- |
ных яиц, омлета, картошки и др., простей- |
вания режущими инструментами; |
ших блюд с минимумом тепловой обра- |
— приготовление бутербродов, салата, |
ботки; |
винегрета, окрошки овощной на кефи- |
— заварка чая; |
ре, напитка из варенья; |
— строгое соблюдение правил безопасной |
— сервировка стола с учетом различ- |
работы при приготовлении пищи; |
ных меню; |
— составление рецепта приготовления |
— мытье посуды, кухонных принад- |
собственного блюда; |
лежностей, уборка помещения; |
— мыть посуду с применением химичес- |
— стирка салфеток.
| |
ких моющих средств. |
118
Классы |
||
7 |
8 |
9 |
|
||
1. Виды питания. |
1. Виды теста: дрожжевое, |
1. Диетическое пита- |
2. Значение первых, вто- |
пресное. |
ние. |
рых блюд и их приготовле- |
2. Приготовление изделия |
2. Питание детей ясель- |
ние из овощей, рыбных и |
из теста. |
ного возраста. |
мясных продуктов. |
3. Заготовка продуктов |
3. Приготовление наци- |
3. Использование механи- |
впрок: варенье, соленье, |
ональных блюд. |
ческих и электробытовых |
консервирование, сушка |
4. Составление меню и |
приборов для экономии |
ягод, фруктов, овощей, зе- |
сервировка празднич- |
сил и времени при приго- |
лени. |
ного стола. |
товлении пищи. |
4. Запись рецептов. |
|
4. Составление ме-ню зав- |
|
|
трака, обеда, ужина на |
|
|
день, неделю. |
|
|
. |
||
— знакомство с инструк- |
— чтение рецептов и само- |
— работа с литерату- |
цией устройства и пра- |
стоятельный подбор про- |
рой; |
вилами пользования ме- |
дуктов; |
— подбор рецептов ди- |
ханическими и электро- |
— приготовление пресного |
етического питания; |
бытовыми приборами; |
теста, из него лапши и вы- |
— составление меню |
— чтение рецептов и |
печка печенья; |
диетического питания |
подбор продуктов; |
— запись рецептов соле- |
на день, неделю; |
— приготовление щей из |
ния, варенья, консервиро- |
— составление меню на |
свежей капусты; |
вания, сушки овощей, |
день, неделю для ребен- |
— приготовление кисе- |
фруктов, ягод; |
ка ясельного возраста; |
ля, компота; |
— приготовление овощно- |
— запись рецепта наи- |
— соблюдение правил |
го салата; |
более характерного на- |
безопасности при работе |
— нарезка зелени и фрук- |
ционального блюда и |
режущими инструмента- |
тов для сушки. |
приготовление его; |
ми, приспособлениями, |
|
— составление меню |
электроприборами. |
|
праздничного стола и |
|
|
сервировка его (по по- |
|
|
воду окончания шко- |
|
|
лы). |
119
Классы |
|
5 |
6 |
Основные требования к знаниям, умениям обучающихся |
|
Обучающиеся должны знать: |
|
— значение питания; — правила безопасной работы режущи- |
— способы выбора доброкачественных продуктов; |
ми инструментами; — виды блюд, не требующих тепловой обработки; — правила сервировки стола; — правила мытья посуды и уборки по- |
— приготовление каши, заварка чая, варка яиц разного состояния; — способы хранения продуктов и готовой пищи; — правила составления рецепта блюда. |
мещения. |
|
Обучающиеся должны уметь: |
|
— прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления; — нарезать хлеб, сырые и вареные ово- |
— пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила безопасности; |
щи; — строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами. |
— приготовить кашу, сварить картошку, заварить чай, строго соблюдая правила безопасности; — составить рецепт блюда; |
|
— вымыть, вычистить посуду. |
|
( |
120
Продолжение табл.
|
Классы |
|
7 |
8 |
9 |
|
|
|
— виды питания, их осо- |
— виды теста; |
— значение диетичес- |
бенности; |
— способы приготовления |
кого питания; |
— значение первых, вторых |
изделий из теста; |
— особенности и важ- |
блюд; |
— способы заготовки про- |
ности правильного пи- |
— правила безопасности |
дуктов впрок из овощей, |
тания детей ясельного |
при использовании меха- |
фруктов, ягод, зелени. |
возраста; |
нических и электробыто- |
|
— названия и рецепты |
вых приборов при приго- |
|
1—2 национальных |
товлении пищи. |
|
блюд. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— пользоваться механи- |
— приготовить пресное те- |
— составить меню дие- |
ческими и электробыто- |
сто и изделия из него — |
тического питания на |
выми приборами: мясо- |
лапшу, печенье; |
день; |
рубкой, теркой, взбивал- |
— нашинковать морковь, |
— приготовить 1 —2 ди- |
кой (миксером) и др.; |
петрушку, сельдерей, ук- |
етическое блюдо; |
— приготовить первое и |
роп; |
— составить меню на |
второе блюдо по рецепту из |
— заготовит ягоды без теп- |
день для ребенка ясель- |
доступных по цене продук- |
ловой обработки; |
ного возраста и приго- |
тов; |
— записать рецепт соле- |
товить соответственно |
— составить меню завтра- |
ния, варенья, консервиро- |
его блюда; |
ка, обеда, ужина на день. |
вания. |
— приготовить одно на- |
|
|
циональное блюдо, со- |
|
|
ставить меню празд- |
|
__ |
ничного стола; |
|
|
— выполнить сервиров- |
|
|
ку праздничного стола. |
121
Семья
Классы |
|
5 |
6 |
Тематика |
|
\ . Семья, родственные отношения в семье (мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка). 2 Состав семьи учащихся. Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи, дни рождения их. 3. Взаимоотношение между членами семьи и взаимопомощь. |
1. Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность, продуктивная деятельность их. 2. Права и обязанности каждого члена семьи. |
Практические работы |
|
Беседа с родителями и составление родового древа; |
— родственные отношения в семье; — беседа с родителями, запись сведений о них и других членах семьи |
Основные требования к знаниям, умениям обучающихся Обучающиеся должны знать: |
|
— родственные отношения в семье; — состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст их. S
|
— место работы, должность, продуктивную деятельность членов семьи и близких родственников; — как распределены хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи; — свои права и обязанности в семье. |
122
Классы |
||
7 |
8 |
9 |
|
||
1. Помощь родителям и воспитателям: в уходе за младшими детьми — умывание, одевание, обувание, причесывание; — в соблюдении чистоты и порядка в школе, интернате, дома. |
1. Грудной ребенок в семье. Участие в уходе за ним — кормление из соски, с ложечки; купание, одевание, пеленание, уборка постели. 2 Правила содержания в чистоте детской постели, |
1. Российская семья. Условия создания семьи, основные семейные отношения. 2. Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета. Формы организации до- |
|
посуды, игрушек. |
суга, отдыха в семье. 3. Семейные традиции. |
|
||
— оказание помощи первокласснику в одевании на |
— упражнение в купании, одевании, пеленании |
Упражнения в планировании бюджета се- |
прогулку; — разучивание с ними ти- |
куклы; — мытье детской посуды, |
мьи и распределении обязанностей в семье. |
хих и подвижных игр; |
игрушек. |
|
— проведение игр с млад- |
|
|
шими школьниками. |
|
|
|
||
— правила ухода за младшими детьми; — различные тихие и подвижные игры, сказки, песенки. |
- правила ухода за грудным ребенком: правила и периодичность кормления ребенка из соски и с ложечки, купания; |
— основные виды семейных отношений, формы организации досуга и отдыха в семье; — семейные традиции; |
|
— правила и последова- |
— о морально-этичес- |
|
тельность одевания и пеленания грудного ребенка; — санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, |
ких нормах взаимоотношений в семье, — обязанности, связанные с заботой о детях. |
|
посуды, игрушек. |
|
123
Классы |
|
5 |
6 |
Обучающиеся должны уметь: |
|
— записать имя, отчество, фамилию |
— рассказать о месте работы родителей, за- |
членов семьи; |
нимаемой должности и продуктивной их |
— выполнять правила поведения в семье. |
деятельности; — выполнять определенные обязанности в |
|
семье. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Культура поведения |
|
Тематика |
|
\ . Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья Формы исправления осанки. 2. Формы обращения к старшим и свер- |
1. Правила поведения в общественных местах (театре, кинотеатре, клубе, музее, библиотеке, на дискотеке). 2 Способы ведения разговора со старшими и сверстниками. |
стникам при встрече и расставании; приемы обращения с просьбой, вопро- |
|
сом. |
|
3 Правила поведения за столом. |
|
Практические работы |
|
— выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки; |
— сюжетна игра «Посещение театра» — подготовка к игре и проведение ее сила- |
— ролевая игра — ситуативные диало- |
ми учеников. |
ги — при встрече, расставании и за сто- |
|
лом. |
|
124
Продолжение табл.
Классы |
||
7 |
8 |
9 |
|
||
— ухаживать за младшими |
— купать, одевать, пеле- |
— анализировать раз- |
детьми; |
нать куклу; |
личные семейные ситу- |
— объяснять им правила |
— кормить куклу из со- |
ации и давать им пра- |
игры и играть с ними в ти- |
ски и с ложечки; |
вильную оценку; |
хие и подвижные игры; |
— содержать в порядке |
— выполнять мораль- |
— помогать младшим при |
детскую постель, посуду, |
но-этические нормы |
уборке игрушек; |
игрушки. |
взаимоотношения в се- |
— рассказывать им сказки; |
|
мье (отношение к роди- |
— петь с ними детские пе- |
|
телям, дедушкам, ба- |
сенки. |
|
бушкам), |
|
|
— оказать внимание, |
|
|
поддержку, посильную |
|
|
помощь нуждающему- |
|
|
ся члену семьи; |
|
|
— активно включаться |
|
|
в организацию досуга и |
|
|
отдыха в семье; |
|
|
— поддерживать и ук- |
|
|
реплять семейные тра- |
|
|
диции; |
|
|
— выполнять обязанно*1 |
|
|
сти, связанные с забо^1 |
|
|
той о детях ' |
|
||
|
||
|
||
1. Правила приема пригла- |
1. Культура общения юно- |
1. Адекватность поведе- |
шения в гости и формы от- |
ши и девушки. |
ния в обществе |
каза |
2. Внешний вид молодых |
2. Прием гостей и пра- |
2, Подготовка к поездке в |
людей. |
вила хорошего тона в |
гости: внешний вид (одеж- |
|
обращении с друзьями, |
да, обувь, украшения, при- |
|
знакомыми. |
ческа); подарки |
|
|
|
||
— изготовление неслож- |
— Сюжетная игра «Встре- |
|
ных сувениров; |
ча молодых людей. |
|
— Сюжетная игра «В гос- |
|
|
ти к...» |
|
|
Л 25
Классы |
|
5 |
6 |
Основные требования к знаниям, умениям обучающихся |
|
— требования к осанке при ходьбе, в |
— правила поведения в зрелищных и куль- |
положении сидя и стоя; |
турно-просветительских учреждениях; |
— правила поведения при встрече и |
— способы ведения разговора со старши- |
расставании; |
ми, сверстниками. |
— формы обращения с просьбой, воп- |
|
росом; |
|
— правила поведения за столом. |
|
Обучающиеся должны уметь: |
|
— следить за своей осанкой принимать |
— культурно вести себя в театре, клубе, |
правильную позу в положении сидя и |
залах музея, читальном зале; |
стоя; |
— тактично и вежливо вести себя во вре- |
— следить за своей походкой, жестику- |
мя разговора со старшими и сверстни- |
ляцией; |
ками. |
— правильно сидеть за столом, пользо- |
|
ваться столовыми приборами, салфет- |
|
кой, красиво и аккуратно принимать |
|
пищу; |
|
— правильно вести себя при встрече и |
|
расставании со сверстниками (мальчи- |
|
ка и девочками), взрослыми (знакомы- |
|
ми и незнакомыми) в различных ситу- |
|
ациях; |
|
— вежливо обращаться с просьбой, |
|
вопросом к сверстниками и взрослым. |
|
126
Продолжение табл.
Классы |
||
7 |
8 |
9 |
|
||
— правила поведения: при |
— правила поведения юно- |
— правила поведения в |
встрече и расставании пра- |
ши и девушки при знаком- |
обществе — правила |
вила поведения в гостях |
стве в общественных мес- |
приема гостей (правила |
правила поведения при |
тах и дома требования к |
хозяев при встрече, рас- |
вручении и приема подар- |
внешнему виду молодых |
ставании, во время ви- |
ков. |
людей. |
зита). |
|
||
— культурно вести себя в |
— культурно и вежливо ве- |
— встречать гостей, |
гостях (оказывать внима- |
сти себя при знакомстве в |
вежливо вести себя во |
ние сверстникам и стар- |
общественных местах (в |
время приема их; |
шим, приглашать на танец, |
кино, на танцах и т.д.), |
— анализировать по- |
поддерживать беседу и |
дома; |
ступки людей и давать |
т.д.); |
— выбирать косметические |
им правильную оценку. |
— выбирать подарки; |
средства, украшения, при- |
|
— изготавливать простые |
ческу, одежду, учитывая |
|
сувениры; |
свой возраст, индивиду- |
|
— вручать и принимать по- |
альные особенности, для |
|
дарки. |
турпохода и посещения |
|
|
танцев. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
127
Жилище
Классы |
|
5 |
6 |
Тематика |
|
1. Виды жилых помещений в городе и селе. Жилой дом, интернатские помещения. 2. Виды жилья: собственное, государственное. 3. Варианты квартир и подсобных помещений: жилье по конструкции — комнаты отдельные, смежные; по назначению — спальня, гостиная, кухня, ванная и др. Организация рабочего места школьника. Виды отопления в городе и селе. 4. Почтовый адрес дома, школы-интерната. |
1. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению 2. Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения; использование в уборке электропылесоса. 3. Уход за мебелью, в зависимости от её покрытия (лак, полировка, мягкая обивка и др.) |
|
|
Практические работы |
|
— Заполнение почтового адреса на открытке, почтовых конверте и переводе; на телеграмме и телеграфном переводе; — организация рабочего места школьника. |
— уборка помещения, чистка мягкой мебели, мытье зеркал, утепление окон. |
Основные требования к знаниям, умениям обучающихся Обучающиеся должны знать: |
|
— виды жилых помещений в городе и селе и их различие; — почтовый адрес своего дома и школы-интерната; — правила организации рабочего места школьника. |
— гигиенические требования к жилому помещению; — правила и последовательность проведения сухой влажной уборки; — правила пользования электропылесосом; — санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с бытовыми электроприборами. i |
128
Классы |
||
7 |
8 |
9 |
|
||
1. Регулярная и сезонная |
1. Уборка кухни, санузла, |
1. Рациональная расста- |
уборка жилого помещения. |
ванны. |
новка мебели в кварти- |
Подготовка квартиры и |
2. Моющие средства, ис- |
ре. Интерьер. |
дома к зиме, лету. Санитар- |
пользуемые при уборке |
2. Сохранение жилищ- |
ная обработка помещения |
кухни и санузла, ванны. |
ного фонда. |
в случае необходимости. |
|
|
2. Уход за полом, в зависи- |
|
|
мости от покрытия (лак, |
|
|
мастика, масляная краска, |
|
|
линолеум, ковер), средства |
|
|
ухода за полом. |
|
|
|
||
— сухая и влажная уборка |
— мытье кафельных стен, |
— упражнение в рацио- |
помещения, пользование |
чистка раковин. |
нальной расстановке |
пылесосом и уход за ним; |
|
мебели, подборе дета- |
— мытье полов. |
|
лей интерьера. |
|
||
— последовательность про- |
— правила и периодич- |
— правила расстановки |
ведения регулярной и се- |
ность уборки кухни, сануз- |
мебели в квартире (с |
зонной уборки жилого по- |
ла, ванны; |
учетом размера, осо- |
мещения; |
— моющие средства, ис- |
бенностей площади, на- |
— способы и периодич- |
пользуемые при уборке |
значения комнат, нали- |
ность ухода за окнами; |
кухни, санузла; |
чия мебели); |
— виды моющих средств, |
— санитарно-гигиеничес- |
— требования к подбо- |
используемых при уборке |
кие требования и правила |
ру занавесей, светиль- |
и мыте окон; |
техники безопасности при |
ников и других деталей |
— способы утепления окон; |
уборке кухни и санузла. |
интерьера; |
— правила топки печей и |
|
— правила сохранения |
заготовки топлива; |
|
жилищного фонда. |
— правила ухода за мебе- |
|
|
лью в зависимости от её по- |
|
|
крытий. |
|
|
5 Воронкова. Сб. 1
129
Классы |
|
5 |
6 |
Обучающиеся должны уметь: |
|
— писать адрес на почтовых открытках, на почтовых конверте, переводе, телеграмме, телеграфном переводе; — соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом помещении. |
— производить сухую и влажную уборку помещения; — чистить электропылесосом ковры, книжные полки, батареи; — чистить мебель. — соблюдать правила безопасной работы с электроприборами и химическими средствами; |
Транспорт |
|
Тематика |
|
1. Виды транспортных средств. 2. Проезд в школу-интернат (маршрут, виды транспорта). 3. Поведение в транспорте и на улице. 4. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. |
1. Городской транспорт. Оплата проезда на всех видах городского транспорта (разовый проездной, проездной единый билет). 3. Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы-интерната в разные точки города, поселка, в ближайшие населенные пункты. 4. Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты. |
Экскурсии |
|
Коллективные поездки в транспорте. |
Экскурсия на вокзал (станцию) |
Практические работы |
|
Оплата проезда в транспорте. Составление маршрута от дома до школы-интерната. Изготовление знаков дорожного движения, встречающиеся по дороге к дому, интернату. Рассчитать стоимости проезда от дома до школы-интерната и обратно. Определить сумму денег, необходимую им на проезд в течение недели, месяца. |
Определить пункт назначения, зону и стоимость проезда на пригородном поезде в прямом и обратном направлении |
130
Продолжение табл.
Классы |
||
7 |
8 |
9 |
|
||
— убирать жилые помещения; — мыть зеркала и стекла; — утеплять окна; — ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства; — топить печку с учетом местных особенностей. |
— мыть кафельные стены, чистить раковины; — пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни и санузла, ванны. |
— расставлять мебель в квартире (на макете); — подбирать детали интерьера. |
|
||
|
||
1. Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов. 2. Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Формы приобретения железнодорожных билетов. Виды камеры хранения багажа. Порядок сдачи и получения его. |
1. Междугородний автотранспорт, автовокзал. Его назначение. Основные автобусные маршруты. Расписание движения автобусов. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда до пункта назначения. 2. Значение водного транспорта (речного, морского). Пристань. Порт. Основные службы. Основные маршруты. Расписание, порядок приобретения билетов. Стоимость проезда до условного пункта назначения. |
1. Назначение авиатранспорта. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда. ' ) |
|
||
Экскурсия на железнодорожный вокзал |
Экскурсия на автобусную станцию или в порт |
Экскурсия в аэропорт или в кассу Аэрофлота |
|
||
Определить пункт назначения. Выбрать вид поезда (пассажирский, скорый) и типы вагона (общий, плацкартный, купейный, мягкий). Уточнить стоимость проезда с учетом вида поезда и типа вагона, выяснить свои возможности. |
Выбрать пункт назначения. Определить время и место отправления. Рассчитать стоимость проезда на теплоходе в направлениях «туда и обратно» с учетом класса каюты. |
Выбрать пункт назначения. Определить номер рейса самолета, стоимость билета. Уточнить свои возможности для приобретения билета «туда» и «обратно». Рассчитать средства с учетом дополнительных затрат от аэропорта до города. |
131
Классы |
|
5 |
6 |
Основные требования к знаниям, умениям обучающихся |
|
Обучающиеся должны знать: |
|
— основные транспортные средства, |
— виды междугороднего транспорта; |
имеющиеся в городе, селе; |
— стоимость проезда на всех видах городс- |
— наиболее рациональный маршрут |
кого транспорта (стоимость разового, еди- |
проезда до школы-интерната; |
ного проездного билетов); |
— варианты проезда до школы рацио- |
— порядок приобретения билетов и тало- |
нальными видами транспорта; |
нов; |
— количество времени, затраченное на |
— компостирование талонов. |
дорогу, пересадки, пешеходный марш- |
|
рут; |
|
— правила передвижения на велосипеде. |
|
Обучающиеся должны уметь: |
|
— соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила по- |
— выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу; |
садки, покупки билета, поведение в са- |
— ориентироваться в расписании движения |
лоне и при выходе на улицу); |
пригородных поездов; |
— соблюдать правила дорожного дви- |
— определять направление и зоны. |
жения; |
|
— различать знаки дорожного движе- |
|
ния, встречающиеся по пути из дома до |
|
школы школы-интерната и обратно. |
|
132
Продолжение табл.
Классы |
||
7 |
8 |
9 |
|
||
— функции железнодорож- |
— основные автобусные |
— основные маршруты |
ного транспорта; |
маршруты; |
самолетов; |
— тип пассажирского вагона |
— основные маршруты |
— службы аэровокзала; |
(общий, плацкартный, ку- |
водного транспорта; |
— стоимость проезда; |
пейный, мягкий); |
— правила безопасной по- |
— порядок приобретения |
— примерную стоимость би- |
ездки на речном и морском |
и возврата билетов; |
лета в зависимости от типа |
виде транспорта |
— правила посадки в са- |
вагона и дальности расстоя- |
|
молет; |
ния; |
|
— правила поведения в |
— виды справочных служб, |
|
аэропорту; |
камер хранения; |
|
— правила безопасности |
— сроки и стоимость хране- |
|
во время полета самоле- |
ния багажа; |
|
том, вертолетом. |
— о сроках и месте возврата |
|
|
приобретенного билета. |
|
|
|
||
— ориентироваться в распи- |
— пользоваться расписа- |
— ориентироваться в |
сании; |
нием; |
расписании; |
— приобретать билеты ж/д |
— определять стоимость |
— определять маршрут и |
кассе; |
проезда; |
выбирать транспортные |
— обращаться за справкой в |
— покупать билет; |
средства; |
справочное бюро вокзала |
— обращаться за справкой; |
— выполнять правила бе- |
или в центральную ж/д |
— выполнять правила бе- |
зопасности во время по- |
справочную по телефону; |
зопасности при поездке на |
лета и правила поведе- |
— ознакомиться с правила- |
речном, морском, автобус- |
ния в аэропорту. |
ми пользования железнодо- |
ном видах транспорта; |
|
рожным транспортом; |
|
|
— выполнять правила безо- |
|
|
пасности во время поездки в |
|
|
железнодорожном транс- |
|
|
порте. |
|
|
133
Торговля
Классы |
|
5 |
6 |
Тематика |
|
1 . Виды торговых предприятий. Их зна- |
1. Магазины промышленных товаров и их |
чения для обеспечения жизни и дея- |
отделы: ткань, обувь, одежда, галантерея, |
тельности людей, животных. |
книги, школьно-письменных принадлеж- |
2. Продуктовые магазины и их отделы: |
ностей, хозяйственные и др. |
хлебные изделия, кондитерские, бака- |
2. Специализированные магазины про- |
лея, молочные, колбасные изделия, |
мышленных товаров, их отделы. «Книги»: |
сыры, мясо, рыба, овощи, фрукты, ку- |
словари, учебники, детская художествен- |
линария. |
ная литература и др.; «Обувь»: детская (по |
3. Продуктовые специализированные; |
размерам), женская, мужская и др. и т.д. |
«Булочная», Булочная-кондитерская», |
3. Порядок приобретения товара, оплата. |
«Овощи и фрукты» и др. |
Хранение чека для возможности обмена |
4. Виды товаров фасованные и в развес |
товара, предусмотренного правилами тор- |
и розлив. |
говли. |
5. Порядок приобретения товаров в |
|
продовольственном магазине (с помо- |
|
щью продавца и самообслуживание). |
|
6. Срок годности, стоимость. |
|
7. Хранение товаров фасованных и в |
|
развес, разлив. |
|
Практические работы |
|
— экскурсия в продовольственный ма- |
— экскурсия в магазин промышленных то- |
газин. Знакомство с отделами, видами |
варов, знакомство с отделами магазина и |
продуктов, их стоимости за определен- |
видами товаров, количеством и ценой про- |
ное количество массы; |
даваемой продукции, гарантийным сроком; |
— определенные сроки годности (на |
— приобретение доступного по цене това- |
примере молочных продуктов); |
ра (например, книгу, шариковую ручку и |
— приобретение продукта (например, |
т.п.), проверка чека и сдачи. |
соли, булочки), проверка чека и сдачи. |
|
134
Классы |
||
7 |
8 |
9 |
|
||
1. Универмаги и универса- |
1 Рынки. Виды рынков: |
1. Значение ярмарок: |
мы, их назначение. |
продуктовые, вещевые, |
международные, межре- |
2. Сельмаг и сельпо. Их на- |
крытые, открытые, посто- |
гиональные, межгородс- |
значение. |
янно действующие, вре- |
кие, межрайонные, сель- |
3. Отделы магазинов. |
менные, оптовые, мелкооп- |
ские. |
Стоимость некоторых това- |
товые. |
2. Виды ярмарок: ярмар- |
ров. |
2. Различия рынка от |
ки-привозы, ярмарки- |
4. Порядок приобретения: |
магазина: одно из них — |
выставки, ярмарки об- |
выбор товара, рассматрива- |
право покупателя предла- |
разцов. |
ние, выяснение назначения, |
гать продавцу снизить цену |
3. Время и место прове- |
принципа действия; пример- |
(право торговаться); — |
дения ярмарок. |
ка одежды, обуви, головного |
право выбора товара. |
|
убора; оплата в кассе, полу- |
|
|
чение чека, сдачи. Хранение |
|
|
чека или его копии. |
|
|
5. Отделы, распродажа това- |
|
|
ров по сниженным ценам, |
|
|
прием товаров у населения. |
|
|
|
|
|
|
||
— экскурсия в универсам — |
— экскурсия на рынок. Вы- |
— участие в школьной |
самостоятельное нахожде- |
явление системы располо- |
ярмарке; |
ние указанного отдела для |
жения продаваемой про- |
— посещение отделов ма- |
покупки указанного товара |
дукции; |
газина — распродажи то- |
и по собственному желанию. |
— нахождение более низ- |
варов по сниженным це- |
|
ких цен на одноименную |
нам. |
|
продукцию; |
|
|
— сравнение рыночных |
|
|
цен и магазинных на одно |
|
|
и тоже название товара.
|
|
|
|
|
135
Классы |
|
5 |
в |
Основные требования к знаниям, умениям обучающихся |
|
Обучающиеся должны знать: |
|
— виды магазинов; |
— виды магазинов промышленных товаров, |
— назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции; — правила поведения в магазине; |
их назначение и отделы; — правила поведения в магазине и общения с работниками магазина; |
— правила покупки товаров; — стоимость хлебных, молочных продуктов, 2—3 круп (пшено, рис и т.п.), десятка яиц, некоторых овощей и фруктов. |
— правила покупки товаров; — стоимость наиболее необходимых товаров (одежды, обуви, посуды и других, час-тоиспользуемых товаров). |
Обучающиеся должны уметь: |
|
— выбирать необходимые продукты пи- |
— выбрать нужный товар; |
тания с учетом срока годности; |
— выяснить срок гарантии на его исполь- |
— округленно подсчитать сумму за приобретенные продукты; |
зование; — оплатить, проверить чек и сдачу; |
— оплатить, проверить чек и сдачу; — культурно вести себя с работниками торговли |
— хранить чек в течение срока гарантии на товар; — вернуть товар, не отвечающий желанию |
|
покупателя. |
|
|
|
|
|
|
|
|
136
Продолжение табл.
Классы |
||
7 |
8 |
9 |
|
|
|
— назначение универмага и |
— рынок, его виды; |
— виды ярмарок; |
универсама; |
— основные отличия его от |
— отличия ярмарки от |
— различия между ними; |
магазина; |
рынка, магазина; |
— за какими товарами лучше обратиться в универмаг, |
— правила поведения на рынке; |
— время и место проведения ярмарок; |
чем в универсам; — стоимость мебели, ковра, |
— права покупателя на рынке; |
— цены ярмарочных товаров и их отличие от |
холодильника, телевизора и др. подобных товаров. |
— цены на основные овощи, картофель, капусту, |
рыночных и магазинных. |
|
морковь и др., а также и фрукты, ягоды и промыш- |
|
|
ленные товары. |
|
|
|
|
— найти нужные товары в |
— выбрать месторасполо- |
— приобретенные уме- |
отделах универмага или универсама; — приобретать товары с учетом необходимости в потребности их и финансовым |
жения нужных товаров; — выбрать продукцию в соответствии с ее качеством (внешний вид, вкус и др.), количества, цены. |
ния при покупке товаров в магазинах, на рынке перенести самостоятельно в новые условия — ярмарки. |
возможностями. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
137
Средства связи
Классы |
|
6 |
7 |
Тематика |
|
|
Почта |
1. Основные средства связи (почта, те- |
1. Виды бандеролей (простая, заказная, |
леграф, телефон, компьютер), из назна- |
ценная, с уведомлением). Порядок их от- |
чение. |
правления. |
2. Почта. Виды почтовых отправлений |
Упаковка. Стоимость пересылки. |
(письмо, бандероль, посылка, денеж- |
2. Посылки. Виды упаковок. Правила от- |
ный перевод, телеграмма). |
правления. Стоимость отправления. |
3. Виды писем (открытое, закрытое, |
3. Посылки, бандероли, отправляемые на- |
простое, заказное, ценное с уведомле- |
ложенным платежом. |
нием). Международные и на террито- |
|
рии своего государства. |
|
Порядок отправления письма различ- |
|
ного вида. Стоимость пересылки. |
|
4. Телеграф. Виды телеграмм и теле- |
|
графных услуг. |
|
Тарифы. |
|
Практическая работа, экскурсии Экскурсия на почту-телеграф |
|
~ написание адреса на почтовых конвертах, на открытках «уведомление» и телеграмме. |
— заполнение бланков на отправку бандероли, посылки; — упаковка бандероли, посылки; |
Составление текста письма и телеграм- |
— определение стоимости отправки |
мы. Их отличие. |
простых и ценных посылок. |
Определить стоимости телеграммы |
|
простой, на художественном бланке, |
|
срочной. |
|
|
|
138
Классы |
|
8 |
9 |
|
|
Телефон |
|
1. Виды телефонной связи. Правила |
1 . Виды денежных перевода (почтовые, |
пользования телефоном-автоматом, |
телеграфные). Стоимость отправления |
таксофоном, квартирным. |
денежных переводов. |
2. Правила пользования телефонным |
2. Виды связи: сотовая, автоответчик, |
справочником. |
пейджер, компьютерная, факс, АОН, |
3. Культура разговора по телефону. |
телефон с определителем и др. |
Вызов милиции — 02; пожарной коман- |
Особенности каждого вида связи и их |
ды — 01; утечка газа — 04; скорой помо- |
значимость, необходимость в совре- |
щи — 03; и другие аварийные службы |
менных условиях жизни общества. |
(поломка водопровода, неисправности |
|
электроэнергии и др.). |
|
Получение справок по телефону — |
|
Служба точного времени «говорящие |
|
часы». |
|
3. Междугородняя телефонная связь |
|
Порядок пользования автоматической |
|
связью. Виды заказ междугороднего те- |
|
лефонного разговора. Тариф на между- |
|
городние телефонные разговоры. |
|
|
|
Сюжетно-ролевая игра «телефонная |
Экскурсия на почту. |
справочная служба». Экскурсия на пе- |
— Заполнение бланков на отправление |
реговорный пункт. Выбор названия го- |
денежного перевода, почтового и теле- |
рода, знакомство с кодом и тарифом. |
графного. |
Расчет стоимости разговора за 1 мину- |
|
ту, 3. 5, 10. |
|
139
Классы |
|
6 |
7 |
Основные требования к знаниям, умениям обучающихся |
|
Обучающиеся должны знать: |
|
— основные средства связи; |
— перечень предметов, посылаемых |
— виды почтовых отправлении; |
бандеролью в посылке; |
— стоимость почтовых услуг при от- |
— максимальный вес почтовых отправ- |
правке писем, телеграмм. |
лении; |
|
— виды и способы упаковок; |
|
— виды почтовых отправлении. |
|
|
|
|
Обучающиеся должны уметь: |
|
— находить индекс почтового отделения по справочнику; — записать адрес на конверте; — составить текст телеграммы; |
— заполнить бланк на отправку бандероли, посылки; — составить опись посылаемых предметов; |
— заполнить телеграфный бланк, под- |
— упаковать бандероль, посылку в |
считывать стоимость телеграммы. |
твердой упаковке; |
|
— определить стоимость почтовых от- |
|
правлении |
140
Продолжение табл.
Классы |
|
8 |
9 |
|
|
— виды телефонной связи; |
— виды денежных переводов, их сто- |
— правила пользования ими, телефон- |
имость; |
ным справочником; |
— виды связи (сотовая, компьютерная, |
номера срочных вызовов пожарной |
факс, пейджер, автоответчик), их зна- |
службы, милиции, скорой помощи, |
чимость, необходимость; |
службы газа; |
— стоимость услуг по каждому виду |
— периодичность оплаты телефона; |
связи. |
— виды междугородней связи, правила |
|
пользования автоматической телефон- |
|
ной связью; |
|
— тарифы на телефонные разговоры с |
|
учетом времени суток, праздничны |
|
дней и дальности расстояния; |
|
-оплата за телефон; |
|
-порядок заказа междугороднего разго- |
|
вора по адресу; |
|
-правила культурного краткого разго- |
|
вора. |
|
|
|
— кратко объяснить причину звонка по |
— заполнить почтовый и телеграфный |
телефону срочного вызова; |
перевод; |
— узнать время; |
— подсчитать стоимость денежных от- |
— получить по телефону справку; |
правлений; |
— культурно разговаривать по телефону. |
— оформить квитанции по оплате телефонных услуг. |
141
Медицинская помощь
Классы |
|
б |
7 |
Тематика |
|
1. Виды медицинской помощи: довра- |
1. Виды доврачебной помощи, измере- |
чебная и врачебная. |
ние температуры, обработка ран при |
2. Виды медицинской учреждений: по- |
микротравмах (неглубокий порез, сса- |
ликлиника, больница, диспансер, апте- |
дины, ушибы укусы насекомыми и др.) |
ка, их значение в оказании медицинской |
2. Лекарственные растения в домаш- |
помощи. Работники медицинских уч- |
ней аптечке. |
реждении, врачи, медицинские сестры, |
3. Первая медицинская помощь при |
лаборанты, младший медицинский пер- |
травмах: вывих, перелом, наложение |
сонал, регистраторы, фармацевты и др. |
повязки на раны. |
3. Виды врачебной помощи: помощь на |
4. Меры по предупреждению перело- |
дому, «скорая помощь», амбулаторный |
мов. |
прием, госпитализация. |
|
4. Меры предупреждения глистных за- |
|
болеваний. |
|
|
|
|
|
Практические работы |
|
— экскурсия в аптеку для знакомства с отделами, с видом отпуска товара: по рецептам, без рецепта, готовых и на заказ |
— экскурсия в травмопункт, наблюдения за накладыванием гипса при переломах. |
лекарств и медицинского оборудова- |
|
ния: термометр, пипетка, пинцет и др. |
|
142
Классы |
|
8 |
9 |
|
|
1. Первая помощь при несчастном случае (ожог, обмораживание, отравление, солнечный удар). 2. Первая помощь утопающему. 3. Меры по предупреждению несчастных случаев в быту. |
1. Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. 2. Уход за больным. 3. Документы, подтверждающие нетрудоспособность, справка и листок нетрудоспособности. г# ' •><** > О |
|
|
Сюжетная игра — оказание помощи при несчастном случае: промывание предполагаемой раны, наложение повязки на руку, ногу, голову; оказание помощи спасенного из водоема. |
Сюжетная игра — больной в доме. Уход за ним: измерение температуры и запись, чтение инструкции показаний и применения лекарства, составление графика приема; поправка постели, организации столика у постели больного, ставить горчичники на кукле. |
143
Классы |
|
6 |
7 |
Основные требования к знаниям, умениям обучающихся |
|
Обучающиеся должны знать: |
|
— способы вызова врача на дом; |
— меры по предупреждению перело- |
— меры по предупреждению глистных заболеваний; — функции основных врачей-специали- |
мов; — виды доврачебной помощи; — правила обработки раны и наложе- |
стов; |
ния повязки; |
— основной состав домашней аптечки: дезинфицирующие и перевязочные |
— меры предупреждения осложнений после микротравмы; |
средства, термометр, горчичники, пипетки, пинцет и др., инструкции к применению лекарственных средств, составляющих домашнюю аптечку; |
— правила оказания первой помощи при ушибах, растяжениях и вывихах (покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины). |
— о возможном вреде самолечения |
|
Обучающиеся должны уметь: |
|
— записаться на прием к врачу; — вызвать врача на дом; |
— использовать лекарственные растения при оказании первой помощи; |
— в экстренных случаях врачей «скорой |
— готовить настои, отвары из лекар- |
помощи»; — приобрести лекарство в аптеке; |
ственных растении; — обрабатывать раны, накладывать |
|
повязки. ---,. |
|
|
|
|
144
Продолжение табл.
Классы |
|
8 |
9 |
|
|
— меры по предупреждению несчаст- |
— способы распространения инфекци- |
ных случаев в быту; |
онных заболеваний, в том числе и ки- |
— правила и приемы оказания первой |
шечных; |
помощи при несчастных случаях: выве- |
— меры по предупреждению инфекци- |
дение из состояние теплового и солнеч- |
онных заболеваний; |
ного удара, обработки поврежденного |
— правила и приемы ухода за больным; |
участка кожи при ожоге, при обморо- |
— условие освобождения от работы: по |
жении разных степеней, промывание |
болезни или для ухода за больным. |
желудка при отравлении; |
|
— приемы оказания помощи спасенно- |
|
му из водоема. |
|
|
|
— оказать первую помощь при ожоге, |
— строго соблюдать личную гигиену, |
обморожении; |
предупреждать инфекционные заболе- |
— оказать первую помощь утопающему. |
вания; |
|
— строго выполнять правила ухода за |
|
больным: измерять температуру, умы- |
|
вать, переодевать, кормить больного |
|
(взрослого, ребенка); |
|
— ставить горчичники. |
145
Учреждения, организации и предприятия
Классы |
|
6 |
7 |
Тематика |
|
1. Дошкольные учреждения — детские сады с ясельной группой и без нее, школа, У ВК (детский сад-школа) — учебно-воспитательный комплекс, дома детского творчества (ДДТ), гимназия, лицей, колледж и их назначение. |
Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности, их значение для жителей города и села. |
Практические работы |
|
— экскурсия в дом детского творчества для ознакомления с видами кружков; — выбор кружка с учетом своих интересов для организации свободного времени. |
— экскурсия на ближайшее промышленное или сельскохозяйственное предприятие для ознакомления с их деятельностью и основными профессиями. |
Основные требования к знаниям, умениям обучающихся Обучающиеся должны знать: |
|
— виды детских учреждений и назначение; — адрес дома детского творчества; — какие кружки, секции имеются в ДДТ и чем в них занимаются дети. |
— местонахождение ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия; — название цехов, отделов, рабочих специальностей; — виды выпускаемой продукции. |
Обучающиеся должны уметь: |
|
— обращаться к работникам ДДТ; — правильно вести себя на занятиях, в игротеке, в читальном зале; — соблюдать правила поведения в школе и других общественных местах. |
— обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятия. |
146
Классы |
|
8 |
9 |
|
|
Департамент, муниципалитет, префектура, милиция, их назначение. |
Предприятия бытового обслуживания: «прокаты», «ремонт квартир», «остекление» и др., их назначение. |
|
|
— экскурсия в префектуру для знакомства с отделами и их возможностями оказания помощи. |
— экскурсия на ближайшее предприятие бытового обслуживания населения для ознакомления с их деятельностью. |
|
|
— куда и к кому обращаться в случае необходимой помощи; — адрес местной префектуры; — отделы по учету распределения жилой площади, соцобеспечения, народного образования, комиссий по делам несовершеннолетних, по трудоустройству молодежи. |
— местонахождения предприятия бытового обслуживания населения; — какие виды услуг оно оказывает; — правила пользования услугами; — стоимость обслуживания; — профессии работников этого предприятия. |
|
|
— обращаться с вопросами и просьбами к работникам префектуры и других учреждений.
|
— обращаться с вопросами и просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания.
|
147
Экономика домашнего хозяйства
Классы 8 |
Тематика |
1. Бюджет семьи: — виды источников дохода: зарплата членов семьи, пенсия, стипендия, государственные дотации (пособия, субсидия и др.); — условия и порядок их получения; — основные статьи расходов: а) оплата жилья, коммунальных услуг, телефона, газа, электроэнергии и другие виды оплат, связанные с домом, земельным участком, видом отопления и освещения; б) виды государственных страхований; в) питание; г) оплата проезда; д) виды приобретения (наличными и в кредит) их значение и необходимость; — оздоровление организма членов семьи; содержание домашней аптечки; предметы личной гигиены, покупка одежды, обуви, головного убора с учетом времени года, — создание уюта и сбережение сил, времени, денег: это мебель, посуда, бытовые электроприборы, постельное белье и т.п. Ремонт обуви, одежды. — повышение уровня культуры: покупка книг, газет, посещение театра, кинотеатра, музея, вставки, дискотеки: приобретение предметов по интересам: фотоаппарат, магнитофон, мотки шерсти, ткань и т.д. е) помощь родственникам. 2. Сбережение. Значение и способы экономии расходов. Назначение сбережений. Виды хранения сбережений. Виды вкладов в Сбербанк. |
Практическая работа |
Упражнения в определении суммы доходов семьи за месяц, полгода, год. Составление доверенности на получение зарплаты, стипендии, пенсии за членов семьи. Упражнения в планировании расходов на месяц, по статьям расходов с выбором наиболее необходимого в данный период: зимой, весной, летом, осенью Упражнения в снятии показателей электросчетчика (газового счетчика, счетчика воды, телефонных разговоров). Расчет стоимости израсходованной электроэнергии (газ, воды, телефонных разговоров); заполнение квитанция (на конкретных примерах); упражнение в планировании крупных, дорогостоящих покупок (на конкретных примерах); Экскурсия в ЖЭК (ДЭЗ) и т.п. и в Сбербанк для ознакомления с видами деятельности этих учреждений. |
148
Продолжение табл.
|
Основные требования к знаниям, умениям обучающихся Обучающиеся должны знать: |
— составные части бюджета семьи и их размер; — основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона и др.; — стоимость крупных покупок (одежды, обуви, мебели и др.); — правила экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов, аккуратность в обращении с вещами, экономия электроэнергии, виды преобразования вещей (перелицовка, реставрация, покраска и др.); — виды и цели сбережений: |
Обучающиеся должны уметь |
— подсчитать бюджет семьи, — составить доверенность на получение зарплаты, пенсии и др ; — подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день; — снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, газа, воды и т п., заполнять квитанции; — планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки; — соблюдать правила экономии в семье, и порядок помещения сбережений в Сбербанк. |
149
Трудоустройство
Классы 9 |
Тематика |
1. Учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, комиссия по трудоустройству молодежи при префектуре, бюро по трудоустройству населения, детская биржа труда). 2. Оформление на работу, постоянную и по договору. Документы, необходимые для поступления на работу. Их оформление. 3. Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка; правила их составления. |
Практическая работа |
Экскурсия в учреждение и отделы по трудоустройству. Знакомство с профилем учреждений, выбор предложенной работы. Составление деловых бумаг: заявление, автобиография, заполнение анкеты, заявки на материалы, инструменты, расписки, докладной записки. |
Основные требования к знаниям, умениям обучающихся Обучающиеся должны знать: |
— учреждения и отделы по трудоустройству; — местонахождения и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе; — виды документов, необходимых для поступления на работу; — правила перехода с одной работы на другую; — перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию. |
Обучающиеся должны умень |
— обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу; — написать заявление о принятии на работу о переходе, с одной работы на другую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию; — заполнить анкету; — составить заявки на материалы, инструменты; — написать расписку, докладную записку. |
150
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.