Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тазовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
(дата)_________ (дата)____________ приказ № _____ дата
на МО учителей _______ __________________
______________________
______________________ подпись___________ подпись ____________
подпись_______________ __________________ ____________________
руководитель МО зам. директора директор школы
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
студия «Шахматы для начинающих»
для обучающихся 4 Д класса
на 2019-2020 учебный год
учитель Мацюця Галина Васильевна
п. Тазовский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по шахматам адресована для учащихся начальных классов норма средней общеобразовательной школы и составлена на основе авторской программы «Шахматы — школе» под редакцией И. Г. Сухина, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы И. Г. Сухиным).
АКТУАЛЬНОСТЬ
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы – часть мирового культурного пространства. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
o формирование ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы; формирование критического мышления; формировать умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;умение находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;
o формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления; формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность)
o формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты |
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества; – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; – развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; – развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни |
Метапредметные результаты: |
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; – определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; – готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; – овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. |
Предметные результаты: |
– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; – овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); – взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом; – выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций; -развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением. |
1. Регулятивные УУД:
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
К концу учебного года дети должны знать:
— шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
— названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
— правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
— ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой ;различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программой предусматривается 34 шахматных занятия, поэтому для прохождения программного материала отводится 1 час в неделю, 34 учебных недели.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов.
На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Содержание курса |
Количество часов |
Перечень универсальных действий обучающихся |
1. Краткая история шахмат. |
2 ч |
Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья; знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.. |
2. Шахматная нотация. |
2ч |
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). обобщать, делать несложные выводы; уметь проводить элементарные комбинации; уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации. |
3. Ценность шахматных фигур
|
5ч |
Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,знать правила хода и взятия каждой фигурой; различать диагональ, вертикаль, горизонталь. Уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации; определять последовательность событий; выявлять закономерности и проводить аналогии. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).Слушать и понимать речь других.Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им.
|
4. Техника матования одинокого короля
|
5ч |
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Знать правила хода и взятия каждой фигурой; уметь проводить элементарные комбинации; уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур.Определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).В предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и учителя, как поступить. |
5. Достижение мата без жертвы материала
|
5ч |
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и учителя, как поступить. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного, учиться совместно с учителем и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей, уметь проводить элементарные комбинации; уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. |
6. Шахматная комбинация |
15ч |
Уметь проводить элементарные комбинации; уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур.Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (исполнителя, критика). Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).определять последовательность событий; выявлять закономерности и проводить аналогии. Учиться совместно с учителем и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. |
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции — мотив — идея — расчёт — ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения: практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, дидактические игры и задания, игровые упражнения; теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки, участие в турнирах и соревнованиях.
Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в соревновательной обстановке.
Система оценки. Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
Виды контроля:
Учебно-тематический план
“ Шахматы” 34 часа.
4 класс
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Всего часов |
В том числе занятия |
Дата по плану |
Дата фактически |
|
Теоретических |
Практических |
|||||
1 |
Краткая история шахмат Происхождение шахмат. |
2 |
1 |
|
|
|
2 |
Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. |
|
1 |
|
|
|
3 |
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей |
2 |
1 |
|
|
|
4 |
Обозначение шахматных фигур и терминов. Записьначальногоположения |
|
|
1 |
|
|
5 |
Ценность шахматных фигур Сравнительная сила фигур. |
5 |
1 |
|
|
|
6 |
Достижениематериальногоперевеса |
|
|
1 |
|
|
7 |
Достижениематериальногоперевеса |
|
|
1 |
|
|
8 |
Достижение материального перевеса |
|
|
1 |
|
|
9 |
Достижениематериальногоперевеса |
|
|
1 |
|
|
10 |
Техника матования одинокого короля |
5 |
1 |
|
|
|
11 |
Двеладьипротивкороля. |
|
|
1 |
|
|
12 |
Ферзь и ладья против короля. |
|
|
1 |
|
|
13 |
Ферзь и король против короля. |
|
|
1 |
|
|
14 |
Ладья и король против короля. |
|
|
1 |
|
|
15 |
Достижение мата без жертвы материала
|
5 |
1 |
|
|
|
16 |
Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. |
|
|
1 |
|
|
17 |
Цугцванг. |
|
1 |
|
|
|
18 |
Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. |
|
|
1 |
|
|
19 |
Учебные положения на мат в два хода в дебюте. |
|
|
1 |
|
|
20 |
Шахматная комбинация Матовые комбинации. Тема отвлечения. |
15 |
|
1 |
|
|
21 |
Матовые комбинации. Тема завлечения. |
|
|
1 |
|
|
22 |
Матовые комбинации. Тема блокировки. |
|
|
1 |
|
|
23 |
Тема разрушения королевского прикрытия. |
|
|
1 |
|
|
24 |
Тема освобождения пространства и уничтожения защиты. |
|
|
1 |
|
|
25 |
Другие темы комбинаций и сочетание приемов. |
|
|
1 |
|
|
26 |
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. |
|
|
1 |
|
|
27 |
Тема уничтожения защиты. Тема связки. |
|
|
1 |
|
|
28 |
Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. |
|
|
1 |
|
|
29 |
Тема превращения пешки. |
|
|
1 |
|
|
30 |
Сочетание тактических приемов. |
|
|
1 |
|
|
31 |
Патовые комбинации. |
|
|
1 |
|
|
32 |
Комбинации на вечный шах. |
|
|
1 |
|
|
33 |
Типичные комбинации в дебюте. |
|
|
1 |
|
|
34 |
Типичные комбинации в дебюте Подведение итогов года.
|
|
0.5 |
0.5 |
|
|
Материально-техническое обеспечение.
На занятиях используются:
комплекты шахматных фигур с досками – 6–8 штук
Список литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.