Программа подготовки к ОГЭ по обществознанию для 9 класса
Планирование составлено на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования и программы курса «Обществознание» 6-9 класс». М.; Академкнига/Учебник. 2010 г. Примерной программы по учебным предметам. Стандарты Второго поколения. Обществознание 5-9 класс. М.; Просвещение. 2010 г. Программы Боголюбова Л.Н. «Обществознание 6-9 классы». Волгоград, «Учитель», 2014.
Пояснительная записка
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык - одна из базовых идей данной дисциплины. Обществознание охватывает круг вопросов по философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов.
Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию.
Нормативно-правовая основа рабочей программы:
1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
3. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
4. Учебный план общеобразовательного учреждения на 2016-2017 учебный год.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальная;
- групповая;
- фронтальная.
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:
· устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; собеседование; тестирование);
· письменные виды контроля (тестирование).
Планирование к данному учебному курсу составлено в соответствии
· со Стандартом основного общего образования по предмету обществознание
· с требованиями к ОГЭ
· на основе Государственной общеобразовательной программы, утвержденной Министерством Образования РФ.
Курс «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» для 9 класса основной школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук:
· социологии,
· экономической теории,
· политологии,
· правоведения,
· психологии,
· этики
в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной форме.
Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях, подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ГИА или экзамена;
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях,
- формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
- дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
- способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Программой предусмотрено проведение занятий
в 9 классе – 34 часа в год, 1 час в неделю
Курс включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 8-9классы».
При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, урок – диспут, комбинированные уроки, практические занятия.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ.
Требования
к уровню подготовки выпускников
по обществознанию (базовый уровень)
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать:
· социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
· сущность общества как формы совместной деятельности людей;
· характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
· содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
· описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
· сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
· объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
· приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
· оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
· решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
· осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;
· самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
· общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
· нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
· реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
· первичного анализа и использования социальной информации;
· сознательного неприятия антиобщественного поведения.
· 1. РАЗДЕЛ. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (задания ОГЭ по обществознанию: 1-24).
o 1.1. Общество как форма жизнедеятельности людей (определение общества, субъекты и объекты, науки, изучающие общество).
o 1.2. Взаимодействие общества и природы (способы взаимодействия и неразрывной связи общества с природой).
o 1.3. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь (духовная, социальная, экономическая и политическая сфера: их основные элементы и связи).
o 1.4. Задания на обращение к социальным реалиям, задания на анализ двух суждений, работа с текстом.
o 1.5. Биологическое и социальное в человеке (индивид, индивидуальность, отличие человека от животного мира).
o 1.6. Личность. Особенности подросткового возраста (социализация, задатки и способности личности).
o 1.7. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).
o 1.8. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение (виды и формы взаимодействия человека в группах, особенности межличностного общения).
o 1.9. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение (причины и стадии конфликта, способы его разрешения).
o 1.10. Отработка заданий ОГЭ по обществознанию: 1-24.
· 2. РАЗДЕЛ. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ (задания ОГЭ по обществознанию: 1-24).
o 2.1. Сфера духовной культуры и ее особенности (культура и ее формы проявления в историческом пространстве).
o 2.2. Наука в жизни современного общества (проблемы становления науки, формы и виды научного познания).
o 2.3. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации (ФЗ «об образовании», ступени развития образования, цели, методы и направления современного образования).
o 2.4. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести (формы и виды религий, религиозные объединения, светское государство).
o 2.5. Мораль, гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Сфера духовной культуры (задания на анализ двух суждений).
o 2.6. Отработка заданий ОГЭ по обществознанию: 1-24.
· 3. РАЗДЕЛ. ЭКОНОМИКА (задания ОГЭ по обществознанию: 1-24).
o 3.1. Экономика, ее роль в жизни общества (определение экономики, основные вопросы экономики, экономика как наука и как хозяйство).
o 3.2. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов (факторы производства и факторный доход, проблема ограниченности ресурсов и способы их решения).
o 3.3. Экономические системы и собственность (типология экономических систем, проявление экономической деятельности и формы собственности и способы их защиты в системах).
o 3.4. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Издержки производства (виды экономической деятельности, постоянные и переменные издержки, способы организации производства, экстенсивный и интенсивный способы производства).
o 3.5. Обмен, торговля (бартер, мировая торговля, протекционизм, меркантилизм, кейнсианство).
o 3.6. Рынок и рыночный механизм. Конкуренция и ее типы. Инфляция и меры борьбы с ней (спрос, предложения, цена и их поведение на рынке, совершенная и несовершенная конкуренция, виды рынков).
o 3.7. Экономическая сфера жизни общества (задания на анализ двух суждений, работа с текстом, на обращение к социальным реалиям).
o 3.8. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство (формы предпринимательской деятельности и их основные риски).
o 3.9. Деньги (определение денег, формы и виды).
o 3.10. Заработная плата и стимулирование труда (формы заработной платы и способы расчета зарплат и стимулирования на производстве).
o 3.11. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Задания на анализ графиков и таблиц.
o 3.12. Налоги, уплачиваемые гражданами (фискальная и монетарная политика государства, формирования бюджета страны).
o 3.13. Экономические цели и функции государства (задания на анализ источников).
o 3.14. Отработка заданий ОГЭ по обществознанию: 1-24.
· 4. РАЗДЕЛ. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (задания ОГЭ по обществознанию: 1-24).
o 4.1. Социальная структура общества (основные элементы социальной системы и способы их взаимодействия).
o 4.2. Семья как малая группа. Отношения между поколениями (виды, функции семьи, кризисы семьи как глобальная проблема современности).
o 4.3. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте (социальная роль: особенности социализации подростков).
o 4.4. Социальные ценности и нормы (задания на установление фактов и мнений, задания на анализ источников).
o 4.5. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни (девиантное и делинкветное поведение. Конформизм и нонконформизм).
o 4.6. Социальный конфликт и пути его решения (революции и реформы: общее и отличное. Глобальные проблемы угрозы третьей мировой войны и терроризм: способы разрешения этих конфликтов).
o 4.7. Межнациональные отношения (шовинизм, национализм, геноцид, расизм, апартеид).
o 4.8. Отработка заданий ОГЭ по обществознанию: 1-24.
o 4.9. Пробный ОГЭ по обществознанию на бланках Федерального Центра Тестирования в конце первого семестра.
· 5. РАЗДЕЛ. СФЕРА ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (задания ОГЭ по обществознанию: 1-24).
o 5.1. Власть. Роль политики в жизни общества (политика как искусство управлять).
o 5.2. Понятие и признаки государства (суверенитет, разделения властей, легитимность власти).
o 5.3. Разделение властей (задания на анализ источников).
o 5.4. Формы государства (формы гос. устройства, формы правления и политические режимы).
o 5.5. Политический режим. Демократия (признаки демократии и ее проявление в политической жизни граждан).
o 5.6. Местное самоуправление (полномочия и функции местного самоуправления).
o 5.7. Участие граждан в политической жизни (задания на анализ таблиц и графиков).
o 5.8. Выборы, референдум и избирательные системы (мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, абсентеизм).
o 5.9. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни (виды и формы политического участия, партий и общественных движений, их роль и основные социальные и политические функции).
o 5.10. Гражданское общество и правовое государство (признаки правового государства, «четвертая власть», верховенство права).
o 5.11. Отработка заданий ОГЭ по обществознанию: 1-24.
· 6. РАЗДЕЛ. ПРАВО (задания ОГЭ по обществознанию: 1-24).
o 6.1. Право, его роль в жизни общества и государства (понятие правовая система, ее виды и элементы).
o 6.2. Норма права. Нормативный правовой акт (структура права, виды и формы нормативных документов).
o 6.3. Понятие правоотношений (задания на выбор верных позиций из текста).
o 6.4. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.
o 6.5. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ.
o 6.6. Федеративное устройство России (субъекты Федерации и их полномочия).
o 6.7. Органы государственной власти РФ (функции и полномочия органов гос. власти).
o 6.8. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан (задания на установления соответствия и на сравнение).
o 6.9. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина (работа с основными положениями и статьями Конституции РФ).
o 6.10. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних (основные нормативные и международные документы по защите прав и свобод ребенка).
o 6.11. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина (декларация и конвенция, омбудсмен).
o 6.12. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов (основные положения и применение международного-гуманитарного права).
o 6.13. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей (основные положения Гражданского Кодекса, сделки и договоры, субъекты и объекты права, источники права, эмансипация).
o 6.14. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей (задания на выбор верных позиций из списка).
o 6.15. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних (основные положения трудового законодательства).
o 6.16. Административные правоотношения, правонарушения и наказания (основные положения Кодекса об административных правонарушениях).
o 6.17. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних (основные положения Уголовного Кодекса РФ).
o 6.18. Отработка заданий ОГЭ по обществознанию: 1-24.
· 7. РАЗДЕЛ. РАЗЛИЧНОЕ СОДЕРЖАНИЕ В РАЗНЫХ ВАРИАНТАХ: ЗАДАНИЕ ОРИЕНТИРОВАНО НА ПРОВЕРЯЕМОЕ УМЕНИЕ (задания ОГЭ по обществознанию: 21-24).
o 7.1. Отработка задания на выбор верных позиций из списка.
o 7.2. Отработка задания на установление фактов и мнений.
o 7.3. Отработка задания на анализ источников.
o 7.4. Отработка заданий на сравнение и на установление соответствия.
o 7.5. Отработка заданий ОГЭ по обществознанию: 26-31.
o 7.6. Пробный ОГЭ по обществознанию на бланках Федерального Центра Тестирования в конце второго семестра.
Структура ОГЭ по обществознанию
ОГЭ по обществознанию состоит из двух частей, включающих в себя 24 задания.
Экзамен включает в себя 6 тематических блоков: Человек и общество, Сфера духовной культуры, Экономика, Социальная сфера, Сфера политики и социального управления и Право.
Часть 1 содержит 20 заданий (задания 1-20) с выбором краткого ответа. Эта часть в совокупности охватывает все сферы курса обществознания.
Часть 2 содержит 4 задания с развёрнутым ответом (задания 21-24 ). Задания предполагают подробное письменное высказывание и обоснование своего мнения.
Список рекомендуемой литературы
1. Конституция Российской Федерации (любое издание, не ранее 2015 года);
2. «Обществознание» / Кравченко А. И., Певцова Е. А.;
3. "Человек и общество" / Боголюбов Л.Н.;
4. "Введение в обществознание. Актуальные проблемы" / Пособие;
5. "Основы государства и права" / Клименко С.В.;
6. "Обществознание в схемах и таблицах" / Махоткин А.В.;
7. "Цивилизация в истории человечества" / Семеникова Л.И.";
8. "Человек, цивилизация, общество" / Сорокин П.А.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
1. Основные Internet-адреса:
· http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки
· http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
· http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
· http://www.vesbook.ru - Официальный информационные портал единого государственного экзамена
· http://www.consultant.ru/- Официальный сайт компании "КонсультантПлюс"
2. Электронные учебные пособия:
· 1С: Школа. Экономика и право,9-11 классы.
· Учимся вместе. Обществознание. 8-11 классы.
· Проверь себя. Тесты для абитуриентов. Обществознание
· Видеохрестоматия "Основы права"
· Мультимедийное учебное пособие по курсу "Обществознание. 8-11 класс"
· Учебное электронное издание по курсу "Обществознание. Практикум"
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.