Пояснительная записка
Цель: подготовка обучающихся по всем темам географии для подготовки к ЕГЭ
Задачи:
Программа предметного курса по географии «Землеведение» предназначена для учащихся 11 классов.
Землеведение относится к естественным наукам, изучающим природу. Объект изучения данного курса – комплексная оболочка Земли, возникшая в результате длительного развития нашей планеты. Географическая оболочка – это поверхностная часть Земли, включающая в себя литосферу, гидросферу, нижнюю часть атмосферы и биосферу. Все сферы взаимопроникают друг в друга и взаимодействуют между собой. Единая неразрывная географическая оболочка неоднородна и имеет очень сложное строение. Наибольшей сложностью отличается слой самого тесного контакта всех внешних оболочек Земли. Это объясняется тем, что компоненты географической оболочки– горные породы и образованный ими рельеф, а также вода, воздух, почвы, живые организмы – в результате неодинакового развития её различных участков образуют сочетания разной сложности и разной величины. Такие исторически сложившиеся сочетания природных компонентов называются природными или физико-географическимими комплексами.
Землеведение рассматривает общие физико-географические закономерности Земли: Земля как планета; оболочки Земли – литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера; географическая оболочка - её целостность и динамика, развитие, зональность, взаимодействие с ней человеческого общества.
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся более подробно с географической оболочкой Земли. Курс «Землеведение» представляется особенно актуальным, так как позволяет учащимся систематизировать ранее полученные знания, а также успешно подготовиться к сдаче экзамена по географии.
Содержание курса предполагает работу с различными источниками информации. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную ( индивидуальную или групповую) работу учащихся.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование темы курса |
Количество часов |
В том числе |
Форма контроля |
||
Лекц. |
Практ. |
Семин. |
||||
1. |
Вселенная и Земля |
2 |
1 |
1 |
|
Участие в семинаре |
2. |
Географическая карта и план местности. |
4 |
2 |
2 |
|
Практическая работа |
3. |
Строение планеты Земля. |
2 |
1 |
|
1 |
Участие в семин |
4. |
Минералы и горные породы |
3 |
2 |
1 |
|
Практическая работа |
5. |
Основные формы рельефа суши. |
3 |
1 |
1 |
1 |
Практическая работа |
6. |
Гидросфера. |
6 |
2 |
3 |
1 |
Тестирование |
7. |
Атмосфера. |
6 |
2 |
3 |
1 |
Тестирование |
8. |
Биосфера. |
6 |
4 |
2 |
|
Тестирование |
9. |
Географическая оболочка |
2 |
2 |
|
|
|
|
итого |
34 |
|
|
|
|
№ урока |
Дата по плану. |
Наименование раздела, темы. |
Опорные знания |
Дата по факту |
1 |
|
Вселенная и Солнечная система. |
Понятия – Вселенная, Солнце, планеты – 5 кл. |
|
2 |
|
Форма и размеры Земли. |
Земля планета Солнечной системы – 5, 6 кл. |
|
3 |
|
Географические карты их классификация |
План и карта |
|
4 |
|
Способы изображения рельефа на карте и плане местности. |
План и карта, условные знаки |
|
5 |
|
Глобус . Градусная сеть на глобусе и карте, географические координаты. |
Географическая широта и долгота. |
|
6 |
|
Ориентирование на местности. |
Азимут, направление сторон горизонта. |
|
7 |
|
Внутреннее строение Земли. |
Планета Земля. |
|
8 |
|
Рельеф Земли, процессы формирующие его. |
Понятие о рельефе, формы рельефа. |
|
9 |
|
Минералы. |
Литосфера, её строение. Состав земной коры. |
|
10 |
|
Горные породы и их происхождение. |
|
|
11 |
|
Происхождение и классификация горных пород. |
|
|
12 |
|
Особенности и классификация рельефа. |
Понятие рельеф, основные формы рельефа. |
|
13 |
|
Значение рельефа |
|
|
14 |
|
Основные формы рельефа |
Понятие рельеф, основные формы рельефа. |
|
15 |
|
Состав Мирового океана |
Понятие гидросферы. |
|
16 |
|
Свойства вод Мирового океана |
Океаны Земли. |
|
17 |
|
Движение вод Мирового океана. |
Свойства вод Мирового океана. |
|
18 |
|
Воды на суше: реки и подземные воды. |
Понятие река, речная система. |
|
19 |
|
Озера, болота и ледники. |
Расположение внутренних вод на Земле. |
|
20 |
|
Важнейшие объекты гидросферы. |
Расположение внутренних вод на Земле. |
|
21 |
|
Состав и строение атмосферы. Солнечная радиация. |
Воздушная оболочка Земли. |
|
22 |
|
Суточный и годовой ход температуры воздуха. |
Понятие температуры воздуха. |
|
23 |
|
Атмосферное давление, ветер. |
Понятие ветер, причины его изменения. |
|
24 |
|
Атмосферные осадки. |
Виды осадков. |
|
25 |
|
Воздушные массы и атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. |
Понятие воздушной массы. |
|
26 |
|
Погода и климат. |
|
|
27 |
|
Возникновение и развитие жизни на Земле. |
Геохронологическая таблица. |
|
28 |
|
Почвы – важнейший компонент
биосферы. |
Понятие почва. |
|
29 |
|
Животные и растения и их роль в биосфере. |
Животные и растения России. |
|
30 |
|
Природные зоны Земли. |
Понятие природная зона. |
|
31 |
|
Человек, его происхождение и развитие. |
|
|
32 |
|
Деятельность человека в изменении лика Земли. |
Экологические проблемы мира. |
|
33 |
|
Строение и функции географической оболочки. |
Понятие географическая оболочка. |
|
34 |
|
|
Понятие географическая среда. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.