МБОУ «Пибаньшурская средняя школа»
Программа оздоровительного пришкольного лагеря «Солнышко»
Место проведения: МБОУ «Пибаньшурская средняя школа»
Дата проведения: с 02 по 28 июня 2014 г.
Участники лагеря: обучающиеся МБОУ «Пибаньшурская средняя школа»
Возраст участников: с 6,6 лет до 15 лет (включительно)
Преамбула
В своей работе школа опирается на нормативно-правовые документы: ФЗ от 24.07.1998г. «Единая стратегия оздоровительного отдыха детей», постановления УР от 28 ноября 2009г «Об организации оздоровительного отдыха детей».
В системе непрерывного образования каникулы играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков.
Пришкольные лагеря-одна из наиболее востребованных форм отдыха детей школьного возраста.
Воспитательная ценность системы отдыха в школьных лагерях состоит в том, что она создает условия для педагогически целесообразного, эмоционально-привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
Отдых в школьном лагере-это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, радость общения, творческие открытия, оригинальные идеи. Все направления работы школьного лагеря-физкультурно-оздоровительное, краеведческое и творческое – имеют познавательный и развлекательный характер.
Лето- это хорошая теплая погода, море зелени и солнечного света. Поэтому наш лагерь называется «Солнышко». Мы хотим согреть детей теплом своих сердец, наполнить долгожданные летние каникулы здоровой творческой зажигательной деятельностью, дать детям заряд бодрости и оптимизма. Теперь каждый, дети и взрослые, имеют такую возможность. Наше личное солнце, которое освещает и согревает жизнь в нашем лагере, и хорошее настроение помогут нам в этом. Итак, отправляемся в путешествие!
1. Пояснительная записка
Вся воспитательная работа в пришкольном лагере «Солнышко» направлена на реализацию представленной программы в форме сюжетно-ролевой игры.
В рамках программы реализуются два основных направления: познавательно-творческое и спортивно-оздоровительное.
Программа включает в себя различные спортивно-оздоровительные, творческие, познавательные и развивающие мероприятия и игры, которые способствуют активному отдыху воспитанников, а главное формируют духовно-нравственную творческую личность.
2. Кадровое обеспечение
Один из актуальных вопросов организации работы лагеря - его кадровое обеспечение. Основа педагогического коллектива лагеря-педагоги школы. Во время работы лагеря складывается сплоченный коллектив единомышленников, деятельность которых направлена на грамотную методическую организацию работы и сплочение детского коллектива.
Особая ответственность за проведение лагеря ложится на его начальника. Кандидатуры руководителя утверждаются по следующим критериям: наличие опыта работы с детьми в каникулярный период, наличие организационного опыта, степень владения знаниями по организации работы в летнем лагере дневного пребывания.
Штатное расписание лагеря подразумевает следующие критерии работников лагеря: начальник лагеря, вожатая, воспитатели из расчета: на 17 детей – один воспитатель, руководители секций (воспитатели): музыкальное искусство, изобразительное искусство, ручной труд, умники и умницы, спортивная секция.
К работе в лагере дневного пребывания привлекаются работники столовой, технические работники школы, школьная медсестра, водитель школьного автобуса, школьный библиотекарь.
Перед началом работы лагеря проходит установочный семинар для воспитателей и отрядных вожатых.
3. Педагогические кадры
Начальник лагеря несет ответственность за: соблюдением распорядка дня, организацию и содержание оздоровительно – воспитательной и досуговой деятельности, проведение мероприятий в рамках программы, анализирует деятельность отрядов.
Специальные кадры (руководители секций) отвечают за: содержание деятельности своих секций, результативность работы и привлечение ребят к деятельности, участвуют в подготовке общественных мероприятий.
Воспитатели несут ответственность: за жизнь и здоровье детей, выполнение плана воспитательной работы, проведение отрядных и общелагерных дел.
Отрядный вожатый: организует и поддерживает работу отряда, проведение общелагерных дел, обеспечивает безопасность детей.
4. Педагогические условия
· Добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни лагеря;
· Сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные);
· Систематическое информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле;
· Организация различных видов стимулирования детей и взрослых;
· Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка;
· Создание ситуации успеха, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого;
· Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой.
5. Методическое обеспечение смены
v Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, описание модели игрового сюжета, плана-сетки;
v Должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе МБОУ «Пибаньшурская средняя школа»;
v Проведение установочного семинара для вожатых до начала смены;
v Подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;
v Подбор реквизита для проведения дел;
v Разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых результатов и успехов;
Проведение смены обусловлено необходимостью обеспечения организованного отдыха и оздоровления детей во время летних каникул.
В основе программы лежат принципы:
· Личностный подход (Принять воспитанника таким, каков он есть. Научиться влиять на развитие личности, но не ломать ее, чтобы построить заново).
· Гуманистический подход (Стремиться сделать межличностные отношения гуманными).
· Эмоциональный подход (Опираться на чувства ребенка. Воспитывать добрые чувства).
· Деятельный подход (Бездеятельность, апатия, равнодушие не воспитывают).
· «Средовой» подход (Учитывание влияния среды, снижение ее негативного влияния).
· Культурологический подход (Привитие нетерпимости к низкопробной культуре).
· Дифференцированный подход (Уметь «видеть» каждую личность и научиться обращаться к ней на «особом языке»).
· Целостностной, комплексный подход (развитие всех сторон личности в гармонии. Использование лучших методов и форм воспитания).
6. Цель организации работы лагеря:
Содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей;
Создание педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни и развитие творческого потенциала.
Задачи:
-широкое приобщение детей к социальному опыту, создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, сотворчества;
-поддержка и оказание методической и практической помощи отрядным вожатым и детским коллективам в организации и проведении мероприятий;
-выявление и развитие творческого потенциала ребенка, развитие навыков работы в группе;
7. Содержание и формы реализации программы
Реализация цели и задач смены осуществляется по программе «Солнышко» в форме сюжетно-ролевой игры. Из участников программы формируется 5 отрядов, лучи солнышка – направления их спортивной и творческой деятельности. Каждый отряд имеет свой план работы. Поддержанию интереса к игре способствует игровой материал, изготовление, оформление.
Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, коллективных творческих дел, спортивных мероприятий.
Результаты состязаний и конкурсов отражаются на специальном стенде.
8. Система стимулирования успешности и личного роста
В каждом отряде есть свой отрядный уголок, в котором отражены:
-название отряда,
-девиз отряда,
-список отряда,
-символика отряда,
-достижения отряда,
-поздравления.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит сохранения ее в наших детях.
Основными познавательными задачами данной смены является знакомство с литературными и мультипликационными героями, которые помогут больше узнать о родном крае, воспитывать уважение к традициям народов, проживающих на территории Удмуртской Республики, воспитание любви к Родине.
9. План работы смены (21 день)
Дата
|
Мероприятие |
Форма проведения |
02.06.14 |
Открытие лагеря. Торжественная линейка «Праздник лета» |
Концертная программа |
03.06.14 |
«День традиций» 1. Ознакомление с лагерем 2. Игры на знакомство. 3. «Летняя карусель» (Игра-путешествие) |
КТД |
04.06.14 |
«День спорта» 1. Конкурсная программа «Я в Сочи» 2. «Веселые старты» |
Конкурсная программа |
05.06.14 |
«День девочек» (творческая программа) |
КТД |
06.06.14 |
«День сказок» 1. «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» |
Театрализованное представление, игровая программа |
07.06.14 |
«День здоровья» 1. Игра по станциям 2. Площадка подвижных игр 3. Конкурс утренней зарядки |
Игровая программа |
09.06.14 |
«В семье единой» 1. Игра по станциям 2. Представление народов, проживающих на территории Удмуртии |
КТД |
10.06.14 |
«День безопасности» 1. «Осторожно, огонь!» 2. Игра – эстафета: «Школа светофорных наук» 3. Игры на доверие и взаимодействие
|
КТД |
11.06.14 |
«День России» (творческая программа) |
Познавательная программа |
16.06.14 |
«Танцуй пока молодой»-день танца 1. Танцевальная викторина 2. Танцевальные конкурсы 3. Танцевальная площадка |
Игровая программа |
17.06.14 |
«День чистоты и порядка» 1.Трудовой десант – благоустройство территории, конкурсы 2.Карнавал здоровья («ускоренная помощь»-в лагере) 3. Подвижные игры
|
Конкурсная программа |
18.06.14 |
День борьбы с курением, алкоголем 1. Конкурс боевых листков 2. Акция «Вместо сигареты возьми конфету» 3. Игровая программа |
КТД |
19.06.14 |
«День Смеха» 1.Игры на внимательность 2.КТД «День смеха» 3. Комический футбол |
Игровая и конкурсная программа |
20.06.14 |
«День Истории» 1.Конкурсы 2. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» 3. Подвижные игры |
КТД |
21.06.14 |
«День памяти» 1. «День Памяти и скорби» 2. Конкурс рисунков, посвященный дню памяти
|
КТД |
23.06.14 |
«День Нептуна» 1. Игры на внимательность 2. КТД Игра «Три корабля» 3. Подвижные игры |
Конкурсная и игровая программа |
24.06.14 |
Моя Родина – Пибаньшур 1. Знакомство с интересными местами городка и его окрестностей 2. Посещение музея части 3. Викторина «Лучший знаток Пибаньшура |
Познавательная программа |
25.06.14 |
День творчества 1. «Алло, мы ищем таланты» (конкурс юных дарований) 2. Конкурс рисунков |
Конкурсная программа |
26.06.14 |
«День Экологии» 1.Трудовой десант – благоустройство территории, конкурсы 2.«Экологическая тропа» 3. Выставка рекордов природы «Природа и фантазия» |
КТД |
27.06.14 |
«День Романтиков» 1.Игры на доверие и взаимодействие 2.Шоу – программа «Знатоки этикета» 3. Подвижные игры |
Познавательная программа |
28.06.13 |
Праздник закрытия лагеря |
Концертная программа |
10. Режим работы лагеря
Время |
Мероприятия
|
8.30 |
Общая линейка |
8.45 |
Общая зарядка |
9.00 |
Завтрак |
9.30-10.00 |
Отрядное время |
10.00-10.30 |
Работа секций (вторник,четверг) |
10.30-11.10 |
Подвижные игры на улице |
11.10-12.00 |
Отрядное время |
12.00 |
Обед |
12.30-13.15 |
Общее мероприятие |
13.15-14.00 |
Отрядное время |
14.00 |
Полдник |
14.15 |
Подведение итогов дня (общая линейка) |
14.30 |
Уход домой |
11. Ожидаемые результаты программы:
Организуя разнообразную и по формам, и по содержанию деятельность детского коллектива, педагоги создают условия для того, чтобы как можно больше положительных качеств ребят проявилось, активизировалось.
В летнем оздоровительном пришкольном лагере создаются максимально благоприятные условия для:
-сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей;
-освоения различных видов деятельности: организаторской, творческой и т.д.;
-приобретение конкретных знаний, умений и навыков;
-формирование лидерских качеств в каждом участнике программы.
Все эти качества становятся необходимыми как самому ребенку, так и коллективу, в котором он развивается. Педагогический коллектив создает условия для того, чтобы каждый ребенок был положительно оценен и принят коллективом (а в последствии – обществом), чтобы он чувствовал себя нужным.
12. Список литературы:
1. Загородный летний лагерь.1-11классы.Сост. С.И.Лобачева,В.А.Великородная, К.В.Щиголь. – М.: ВАКО, 2006г. – 208с.(Мозаика детского отдыха).
2. Школьный летний лагерь/авт.-Сост. Е.И.Гончарова, Е.В.Савченко, О.Е.Жиренко.-М.- ВАКО,2004г.-192с.-(Мозаика детского отдыха).
3. Веселые игры для дружного отряда. Праздники в загородном лагере. Сост.И.Бесова.-Ярославль. Академия развития. Академия Холдинг, 2002г.
4. С.Марфина. Летний лагерь от А до Я.-Ярославль,2005г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.