Программа психолога для индивидуальных занятий с ребенком ОВЗ(ЗПР)
Оценка 4.7

Программа психолога для индивидуальных занятий с ребенком ОВЗ(ЗПР)

Оценка 4.7
Документация
docx
детская психология +1
5 кл
09.11.2021
Программа психолога для индивидуальных занятий с ребенком ОВЗ(ЗПР)
Индивидуальные занятия с ребенком ОВЗ(ЗПР), На фоне адаптационных изменений ребенку с ОВЗ необходимо создать условия в зависимости от его особенностей.
Программа для индивидуальных занятий ОВЗ(ЗПР) 5 класс.docx

Программа коррекционно – развивающих занятий  «Я другой»

для обучающихся с ЗПР

 

Пояснительная записка

Проблема помощи детям ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) приобрела в последние годы особую актуальность.  В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. По видам нарушений различают ряд категорий детей с ОВЗ. А именно:  слабослышащие дети, слабовидящие дети, дети с речевыми нарушениями, дети с двигательными нарушениями, дети с задержкой психических процессов, дети с расстройствами аутистического спектра и т.д.

Данная программа для детей с ОВЗ (ЗПР) 5-х классов.

Задержка психического развития – одна из наиболее распространенных форм  психических нарушений. ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых, а также психологических факторов. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья,   дети с задержкой психического развития  составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом.   

 У обучающихся с ЗПР сохраняются трудности и замедленный темп развития отдельных познавательных процессов, навыков саморегуляции поведения и деятельности. Для них характерна общая эмоциональная незрелость, невысокий уровень развития коммуникативных компетенций. Адаптивные ресурсы у таких школьников снижены, что затрудняет социализацию в целом, создает трудности в процессе самостоятельного осуществления жизненных выборов.

Изучив данные виды нарушений и их особенности, а также заключения территориальной психолого-медико-педагогический комиссии (ПМПК),   можно сделать вывод, что  для детей  с данными нарушениями характерны  -  различные нарушения и/или дефициты развития психофизических функций (внимания, памяти, восприятия, мелкой ручной моторики, зрительно-пространственных представлений, фонематических процессов и проч.),  которые мешают овладению содержанием учебных предметов.

Коррекционная работа в соответствии с ФГОС ООО должна быть направлена нам коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, помощь в освоении ими программы основного общего образования. Программа коррекционной работы должна обеспечивать: выявление индивидуальных образовательных потребностей у обучающихся с ОВЗ. Осуществлять психологическую помощь, направленную на преодоление трудностей в развитии познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы, коммуникативной сферы, регуляторной сферы, отклоняющегося поведения обучающихся с ЗПР. В ходе психолого-педагогического сопровождения проводится работа по формированию социально-ориентированной, конкурентоспособной, творческой личности, способной к самоопределению, саморегуляции, самопознанию, саморазвитию.

Оказание психолого-педагогичкеской поддержки, консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей, в том числе диагностику мотивации, способностей и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения получения образования и выбора профессии.

Так же был сделан анализ работы за прошлый учебный год. Подведены итоги.  По результатам диагностики учащихся, мы видим какие произошли изменения и какие трудности испытывают дети в интеллектуальном, эмоциональном, социальном  развитии. 

Все это обусловило продолжить  создание  специальных условий для образования и развития ученика, а именно создание коррекционной программы  сопровождения детей с задержкой психического развития,  как части адаптированной образовательной программы.

Основной формой воздействия педагога-психолога на детей группы ЗПР,   являются организованные игровые групповые/индивидуальные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослому.

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание каждого ребенка.

Стойкие аффективные барьеры, возникающие в жизни ребенка, преодолеваются им гораздо легче в игре. Поэтому игра и игровые формы работы – это наиболее адекватные средства коррекции психического развития личности ребенка.

Цель коррекционно-развивающей программы: создание условий для развития и коррекции познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

Задачи:

·                Формирование учебной мотивации, стимуляция развития познавательных процессов.

·                Коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности, эмоций и поведения, формирование навыков самоконтроля.

·                Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки.

·                Развитие личностного и профессионального самоопределения, формирование целостного «образа Я».

·                Развитие различных коммуникативных умений, приемов конструктивного общения и навыков сотрудничества.

·                Стимулирование интереса к себе и социальному окружению.

·                Развитие продуктивных видов взаимоотношений с окружающими сверстниками и взрослыми.

·                Предупреждение школьной и социальной дезадаптации.

·                Становление и расширение сферы жизненной компетенции.

Принципы построения программы

1.                  Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

2.                  Единство диагностики и коррекции.

3.                  Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

4.                  Комплексность методов психологического воздействия.

5.                  Возрастание сложности.

6.                  Учет объема и степени разнообразия материала.

 

Общая характеристика коррекционного курса

Программа коррекционно-развивающего курса «Я - Другой!» предназначена для детей 5-х классов с ЗПР.

Предметом коррекции являются различные задачи развития: интеллектуального, эмоционального, социального  характера.

Программа включает познавательные упражнения, игры ориентированные на коррекцию познавательных процессов, регуляторной и эмоционально-личностной сфер, коммуникативных навыков, расширению зоны ближайшего развития.  Коррекционные воздействия направлены на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешного усвоения программного материала.

 Общее количество занятий – 68. В том числе по два занятия на стартовую и итоговую диагностику.

Все занятия построены следующим образом:

1. Ритуал приветствия (5 мин.).

2. Разминка, настрой на занятие. (5-10 мин).

3. Основная часть (коррекционно-развивающий блок) (15-20 мин.).

4. Рефлексия занятия. (5-10 мин.).

5. Ритуал прощания (5 мин.).

Параллельно с занятиями с детьми ведется работа с родителями и оказывается групповая просветительская работа и индивидуальная консультативная помощь (при необходимости).

Описание места коррекционного курса в учебном плане

В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.

Частота занятий - 2 раза в неделю, продолжительностью до 30-40 минут в течение одного учебного года.

Форма организации – индивидуальные и/или групповые  занятия.

Описание ценностных ориентиров  содержания коррекционного курса

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия – это планомерный организованный и целенаправленный процесс передачи знаний, умений и навыков, исправление имеющихся недостатков в психическом развитии детей, метод активного практического обучения и воспитания, где повышается роль самостоятельного преодоления ребенком различных трудностей. Занятия по развитию психических процессов, зрительно-пространственной ориентировки, развитие языкового анализа и синтеза, имеют важное значение  для полноценного развития личности детей с ОВЗ, а так же  получению полноценного образования в средней  школе  и на последующих этапах обучения. Формирование коммуникативных навыков, нормализации  самооценки, положительного эмоционального состояния, социализации, мелкой моторики  способствуют усвоению такого круга образовательных  знаний, умений и навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды.

 

Планируемые  результаты изучения коррекционного курса

Личностные результаты

·                демонстрировать мотивацию к самопознанию, потребность к саморазвитию;

·                иметь представление о своих личностных особенностях;

·                иметь развернутое представление о социальных ролях в обществе, различных моделях поведения в соответствии с этими ролями, правилах и нормах поведения;

·                оценивать свои возможности, осознавать собственные склонности, интересы и увлечения;

·                оценивать себя и свои поступки с учетом общепринятых социальных норм и правил;

·                выстраивать с помощью взрослого жизненную перспективу, жизненные планы, включающие последовательность целей и задач в их взаимосвязи;

·                ориентироваться в современном мире профессий, перечислять и давать краткую характеристику различным профессиям, актуальным для современного рынка труда;

·                иметь представления о собственных профессиональных склонностях, способностях и профессиональном потенциале;

·                знать об ограничениях при выборе профессии, учитывать ограничения профессиональной пригодности при выборе будущей профессии;

·                иметь конкретные реалистичные представления о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;

·                с помощью взрослого выбирать и выстраивать дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Коммуникативные результаты

·                владеть навыками конструктивного общения;

·                использовать вербальные и невербальные средства общения адекватные социально-эмоциональному контексту ситуации;

·                выстраивать коммуникацию в разных жизненных ситуациях с учетом статуса, возраста, социальной роли и особенностей собеседника;

·                владеть навыками эффективного сотрудничества в различных учебных и социальных ситуациях;

·                конструктивно и корректно доносить свою позицию до других участников коммуникации;

·                критически относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

·                самостоятельно организовывать совместную деятельность в продуктивном сотрудничестве (ставить цели, определять задачи, намечать совместный план действий, прогнозировать результат общей деятельности и достигать его);

·                находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации на основе согласования позиций и учета интересов участников группы.

Регулятивные результаты познавательной деятельности и поведения

·                уметь планировать свою деятельность и следовать плану, контролировать и корректировать свои действия при необходимости;

·                самостоятельно определять цели и задачи собственной деятельности;

·                осуществлять промежуточный и итоговый контроль результата деятельности, объективно оценивать собственные достижения;

·                регулировать проявление собственных эмоций (положительных и отрицательных) в соответствии с социальным контекстом коммуникативной ситуации;

·                сдерживать проявление негативных эмоций в отношении собеседника в ситуации возникновения разногласий, дискуссии, учебного спора;

·                владеть техниками контроля своего эмоционального состояния в ситуации экзамена, уметь минимизировать волнение;

·                уметь прилагать волевые усилия при трудностях в учебной работе, в ситуации пресыщения, при выполнении однообразной учебной работы, при возникновении утомления в моделируемой ситуации экзамена;

·                сохранять устойчивость социально приемлемой позиции в ситуациях негативного воздействия со стороны окружающих.

 

3. Содержание коррекционного курса для 5-х классов

Программа разделена на два этапа, взаимоинтегрированных друг в друга. Первый этап это -  диагностический. В начале и конце учебного года.  Второй этап включает в себя  несколько направлений для коррекционной работы, которые взаимно дополняют друг друга.

1. Диагностический особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы входная и итоговая – 4 часа.

2. Этап развития когнитивной сферы (внимание, память, мышление, воображение, восприятие), регуляторной и эмоционально-личностной сферы,  коммуникативных навыков: формирование позитивной «Я – концепции», самопознание своих ресурсов, расширению зоны ближайшего развития - 64 часа.

 


4. Тематическое планирование программы «Я – другой» для детей 5-х классов

 

Этап, блок программы

№ п/п

Тема занятия

Срок проведения

Предметное содержание

Основные виды деятельности

Диагностический этап

1-2

Диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы

 

Приветствие

Упражнение на знакомство

Диагностика

Беседа

Прощание

Диагностика, беседа, игры, рефлексия

Этапы развития когнитивной сферы (внимание, память, мышление),

регуляторной и эмоционально-личностной сферы,  коммуникативных навыков: формирование позитивной «Я – концепции», самопознание своих ресурсов, расширению зоны ближайшего развития

3

«Учимся образно

мыслить»

 

Приветствие

Принятие правил

Настрой на занятие

«Мозговая гимнастика

Задание 1. «Запомни фигуры»

Задание 2. «Логический квадрат»

Задание 3. «Обводи точно»

Когнитивное  упражнение

 «Организация рабочего места»

Рефлексия

Прощание

Обсуждение правил во время занятий. Игры и упражнения на развитие зрительной опосредованной памяти, развитие логического мышления, развитие произвольности

движений и мелкой моторики.

Работа с раздаточным материалом. Рисование, письмо.

4-5

«Учимся

обобщать и делать

выводы»

 

 

 

 

 

 

 

Приветствие

Настрой на занятие

Мозговая гимнастика «Ленивые восьмерки»

растяжка «Струночка»

Задание 1. «Четвертый лишний»

Задание 2. «Письмо инопланетянина»

Задание 3. «Найди девятый»

Когнитивное упражнение «Послушать тишину»

Рефлексия

Прощание

Игры и упражнения на развитие мышления (процессы обобщения)

Развитие опосредованной памяти

Развитие мышления (установление закономерностей), положительного эмоционального состояния

Работа с раздаточным материалом.

6-7

«Учимся

устанавливать

закономерности»

 

 

 

 

 

 

Приветствие

Настрой на занятие

Мозговая гимнастика «Качание

икр», растяжка «Звезда»

Задание 1. «Свяжи слова»

Задание 2. «Найди четвертый лишний»

Задание 3. «Закончи рисунок»

Коммуникативное упражнение «Организация

пространства листа»

Рефлексия

Прощание

Игры и упражнения на развитие ассоциативного и

обобщающего мышления, формирование коммуникативных навыков, положительного эмоционального состояния

Развитие воображения

Рисование

 

8-9

«Учимся логично

мыслить»

 

 

 

Приветствие

Настрой на занятие

Мозговая гимнастика «Качание

икр», растяжка «Звезда»

Задание 1. «Свяжи слова»

Задание 2. «Найди четвертый лишний»

Задание 3. «Закончи рисунок»

Коммуникативное  упражнение «Организация

пространства листа»

Рефлексия

Прощание

Игры и упражнения на развитие ассоциативного и

обобщающего мышления

Развитие воображения, формирование коммуникативных навыков, положительного эмоционального состояния

Рисование

10-11

«Учимся себя

контролировать»

 

Приветствие

Настрой на занятие

Мозговая гимнастика «Точки равновесия»,

дыхательное упражнение.

Задание 1. «Муха»

Задание 2. «Бери осторожно»

Когнитивное  упражнение  «Чаша доброты»

Рефлексия

Прощание

Игры и упражнения на развитие внутреннего плана действия

Развитие произвольности движений, мелкой моторики

Формирование положительного эмоционального состояния

 

 

12-13

«Секреты

мнемотехники»

 

Приветствие

Настрой на занятие

Мозговая гимнастика «Точки Кука»,

растяжка по осям, дыхательное упражнение

Задание 1. «Запомни сочетания фигур»

Задание 2. «Раздели на группы»

Задание 3. «Фигуры и значки»

Релаксация «Пляж»

Рефлексия

Прощание

Игры и упражнения на развитие зрительной памяти

Развитие вербального

мышления

Развитие пространственных

представлений. Формирование положительного эмоционального состояния

Рисование

14-15

«Учимся мыслить

по аналогии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приветствие

Настрой на занятие

Мозговая гимнастика «Качание головой»,

растяжка с дыханием

Задание 1. «Назови четвертое слово»

Задание 2. «Муха»

Задание 3. «Запретное движение»

Когнитивное  упражнение  «Лабиринт»

Рефлексия

Прощание

Игры и упражнения на развитие словесно-логического

мышления (аналогии)

Развитие внутреннего плана

действия

Развитие произвольности

движений (умение затормозить

движение), мелкой моторики. Формирование положительного эмоционального состояния

Рисование

16-17

«Учимся мыслить

по аналогии»

 

Приветствие

Настрой на занятие

Мозговая гимнастика «Качание головой»,

растяжка с дыханием

Задание 1. «Назови четвертое слово»

Задание 2. «Муха»

Задание 3. «Запретное движение».

Когнитивное упражнение  «Лабиринт»

Рефлексия

Прощание

Игры и упражнения на развитие словесно-логического

мышления (аналогии)

Развитие внутреннего плана

действия

Развитие произвольности

движений (умение затормозить

движение), мелкой моторики.

Формирование положительного эмоционального состояния.

 

18-19

«Учимся

сравнивать и

обобщать»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приветствие

Настрой на занятие

Мозговая гимнастика «Перекрестные

движения», дыхательное упражнение,

самомассаж ушных раковин.

Задание 1. «Одинаковое, разное»

Задание 2. «Не путай цвета»

Задание 3. «Что это?»

Релаксация «Парусник»

Когнитивное  упражнение «Найди фигуру»

Рефлексия

Прощание

Игры и упражнения на развитие мышления (умение сравнивать)

Развитие произвольности

движений (помехоустойчивость)

Развитие воображения

Формирование положительного эмоционального состояния

 

20-21

«Размышляй-ка!»

 

Приветствие

Настрой на занятие

Мозговая гимнастика «Ленивые восьмерки»,

растяжка «Струночка»

Задание 1. «Объедини по смыслу»

Задание 2. «Найди фигуры»

Когнитивное упражнение  «Потянулись – сломались», «Поза»

Рефлексия

Прощание

Игры и упражнения на развитие вербальной опосредованной памяти

Развитие мышления

(установление

закономерностей)

Формирование положительного эмоционального состояния.

 

 

 

 

22-23

«Стороны света»

 

Приветствие

Настрой на занятие

Мозговая гимнастика «Заземлитель»,

глазодвигательные упражнения

Задание 1. «Учись уменьшать и

увеличивать»

Задание 2. «Объедини пословицы»

Задание 3. «Запомни и нарисуй»

Рефлексия

Прощание

Игры и упражнения на развитие пространственных

представлений

Развитие вербального

мышления

Развитие зрительной памяти.

Формирование положительного эмоционального состояния

Рисование

24-25

«Размышляй-ка!»

 

Приветствие

Настрой на занятие

«Мозговая гимнастика «Точки равновесия»

Задание 1. «Поверни квадрат»

Задание 2. «Найди одинаковые»

Когнитивное  упражнение  «Шапка – невидимка»

Рефлексия

Прощание

Игры и упражнения на развитие внутреннего плана

действия

Развитие мышления (операция

сравнения)

Формирование положительного эмоционального состояния

 

26-27

«Учимся

правильно

ориентироваться»

 

Приветствие.

Настрой на занятие

Мозговая гимнастика «Заземлитель»,

телесные упражнения

Задание 1. «Логический квадрат»

Задание 2. «Назови по порядку»

Задание 3. «Дружный хлопок»

Коммуникативное  упражнение  «Прощание частью тела»

Рефлексия.

Прощание

Игры и упражнения на развитие логического

мышления

Развитие произвольного

внимания (устойчивость).

Развитие чувства времени. Формирование положительного эмоционального состояния, коммуникативных навыков

 

28-29

«Учимся быть

внимательными»

 

Приветствие

Настрой на занятие

Мозговая гимнастика «Качание икр»,

растяжка «Лучики»

Коммуникативное упражнение «Приветствие»

Задание 1. «Составь слова»

Задание 2. «Отыщи числа»

Когнитивное  упражнение  «Скажи наоборот».

Рефлексия.

Прощание.

Игры и упражнения на развитие мышления (процессы

синтеза)

Развитие произвольного

внимания (переключение)

Формирование положительного эмоционального состояния

 

30-31

«Стороны света»

 

 

Приветствие.

Настрой на занятие

Мозговая гимнастика «Заземлитель»,

дыхательное упражнение

Задание 1. «Волшебники»

Задание 2. «Где какая полоска?», «Кольца»

Задание 3. «Говорим по-марсиански»

Когнитивное  упражнение  «Визуализация цвета»

Рефлексия

Прощание

Игры и упражнения на развитие воображения

Развитие пространственных

представлений

Развитие логического

Мышления

Формирование положительного эмоционального состояния

 

32-33

«Логические

цепочки»

 

 

Приветствие.

Настрой на занятие

Мозговая гимнастика «Качание икр»,

дыхательное упражнение.

Задание 1. «Поезд»

Задание 2. «Не путай цвета»

Когнитивное  упражнение  «Колпак мой треугольный»

Рефлексия

Прощание

Игры и упражнения на развитие логического

мышления

Развитие произвольности

(помехоустойчивость

интеллектуальной

деятельности)

Формирование положительного эмоционального состояния.

 

34-35

«Учимся думать

логично»

 

 

Приветствие

Настрой на занятие

Мозговая гимнастика «Точки равновесия»,

массаж ушных раковин

Задание 1. «Найди девятый»

Задание 2. «Найди одинаковые»

Задание 3. «Архитектор»

Когнитивное  упражнение  «Визуализация человека»

Рефлексия

Прощание

Игры и упражнения на развитие мышления (установление

закономерностей)

Развитие мышления (операция

сравнения)

Развитие внутреннего плана

действия

Формирование положительного эмоционального состояния

 

36-37

«Учимся

познавать»

 

 

Приветствие

Настрой на занятие

Мозговая гимнастика «Шапка для

размышлений», растяжка с дыханием

Задание 1. «Совмести фигуры»

Задание 3. «Письмо инопланетянина»

Когнитивное упражнение  «Зашифрованное

упражнение»

Рефлексия

Прощание

Упражнения на развитие внутреннего плана

действия

Развитие чувства времени.

Развитие опосредованной памяти

Формирование положительного эмоционального состояния

 

38-39

«Учимся

запоминать»

 

Приветствие

Настрой на занятие

Мозговая гимнастика «Ленивые восьмерки»,

растяжка «травинка на ветру»

Задание 1. «Объедини по смыслу»

Задание 2. «Поверни квадрат»

Когнитивное  упражнение

 «Зеркальные движения»

Рефлексия

Прощание

Игры и упражнения на развитие смысловой памяти

Развитие внутреннего плана

действия

Формирование положительного эмоционального состояния

 

40-41

«Учимся себя

контролировать»

 

Приветствие

Настрой на занятие

Мозговая гимнастика «Точки

пространства», дыхательное упражнение

Задание 1. «Добавь слово»

Задание 2. «Раскрась фигуру»

Задание 3. Игра «Флажок»

Когнитивное  упражнение

 «Золотая рыбка»

Рефлексия

Прощание

Игры и упражнения  на развитие слуховой памяти

Развитие пространственных

представлений

Развитие произвольности

движений (преодоление гиперактивности)

Формирование положительного эмоционального состояния.

Рисование.

42-43

«Учимся работать

по образцу»

 

 

Приветствие

Настрой на занятие

Мозговая гимнастика «Качание головой»,

телесные упражнения

Задание 1. «Муха»

Задание 2. «Что здесь изображено?»

Коммуникативное упражнение

 «Зеркало»

Рефлексия

Прощание

Упражнения на развитие внутреннего плана действия.

Развитие мышления (процессы синтеза)

Формирование положительного эмоционального состояния, коммуникативных навыков.

 

44-45

«Учимся

сравнивать и

анализировать»

 

 

Приветствие

Настрой на занятие

Мозговая гимнастика «Качание икр»,

Задание 1. «Отыщи числа»

Задание 2. «Преврати в квадрат»

Задание 3. «Запретное движение»

Когнитивное упражнение

 «События по порядку»

Релаксация «Росток»

Рефлексия

Прощание

Игры и упражнения  на развитие произвольного

внимания (переключение)

Развитие наглядно-образного

мышления

Развитие произвольности

движений (умение затормозить

движения)

Формирование положительного эмоционального состояния

 

46-47

«Фантазеры»

 

 

Приветствие

Настрой на занятие

Мозговая гимнастика «Точки равновесия»,

растяжка «Дерево»

Задание 1. «Подбери слова»

Задание 2. «Найди недостающий квадрат»

Задание 3. «Закончи рисунки»

Рефлексия

Прощание

Игры и упражнения  на развитие вербального

мышления

Развитие пространственных

представлений

Развитие воображения

Формирование положительного эмоционального состояния.

Рисование

48-49

«Учимся

обобщать»

 

Приветствие

Настрой на занятие

Мозговая гимнастика «Точки равновесия»

Задание 1. «Пятый лишний»

Задание 2. «Объясни значение»

Задание 3. «Назови и проверь

постукиванием»

Рефлексия

Прощание

Игры и упражнения  на развитие вербального мышления

(обобщение)

Развитие слухового восприятия

Формирование положительного эмоционального состояния

 

50-51

«Учимся

познавать и

запоминать»

 

 

Приветствие

Настрой на занятие

Мозговая гимнастика «Ленивые восьмерки»,

растяжка «Подвески»

Задание 1. «Этажи»

Задание 2. «Какой цвет?»

Задание 3. «Найди девятый»

Коммуникативное  упражнение

 «Тяни-толкай»

Рефлексия

Прощание

Упражнения на развитие  внутреннего плана действия

Развитие непосредственной памяти

Развитие мышления

(установление закономерностей) Формирование положительного эмоционального состояния, коммуникативных навыков

 

52-53

«Знакомство со

страной чувств.

Радость»

 

 

Приветствие

Рисование чувства

Как передать радость. Вербальный и

невербальный язык

Когнитивное  упражнение  «Визуализация волшебника»

Медитативная техника «Лес»

Рефлексия

Прощание

Игры и упражнения  на развитие дифференциации

положительных эмоций, снятие

психоэмоционального

напряжения

Развитие положительного

отношения к школе

Формирование положительного эмоционального состояния.

Рисование

54-55

«Знакомство со

страной чувств.

Грусть»

 

 

Приветствие.

Рисование чувства.

Когнитивное упражнение  «Визуализация перемещения».

Медитация «Место, где мне хорошо»

Рефлексия

Прощание

Игры и упражнения  на развитие внимания, памяти,

рефлексии поведения. Формирование положительного эмоционального состояния.

Рисование

56-57

«Знакомство со

страной чувств.

Интерес»

 

 

Приветствие

Рисование чувства

Мои сильные качества

Чем я похожа и чем

отличаюсь от других людей.

Что такое доброжелательность.

Рефлексия

Прощание

Игры и упражнения  на развитие познавательного

интереса к учебе, коммуникативных навыков.

 Развитие доброжелательного отношения к учителю. Формирование положительного эмоционального состояния.

Рисование

58-59

«История о

канцелярской

кнопке»

 

 

Приветствие

Гнев. Рисование чувства. Сказка о мальчике,

с которым никто не хотел играть

С какими чувствами он дружит?

Может ли он принести пользу?

Упр. «Рубка дров»

Способы преодоления гнева.

Способы обращения за помощью. Рефлексия

Прощание

Упражнения  по проработке гнева и агрессии в рисунке, знакомство со

способами снятия агрессии

Развитие конструктивных

способов взаимодействия с

одноклассниками

Обучение техникам релаксации. Формирование положительного эмоционального состояния.

Рисование

60-61

«Знакомство со

страной чувств.

Страх»

 

 

Приветствие.

Рисование чувства.

Страх и его относительность.

Как справиться со страхом?

Растяжка «Тянемся к солнышку»

Дыхательное упражнение.

Методы преодоления страха.

Рефлексия.

Прощание.

Коррекция детских страхов в

рисунке, осознание полезности и

вреда страхов.

Развитие слабой части личности,

как способа борьбы со страхом.

Обучение способам релаксации

и дыхательным техникам. Формирование положительного эмоционального состояния.

Рисование.

62-63

«Знакомство со

страной чувств.

Обида»

 

 

Приветствие.

Рисование чувства.

Ситуации переживания обиды.

Последствия обиды для личности.

Способы выражения претензий.

Рефлексия

Прощание

Развитие конструктивного

общения, проработка

негативных переживаний,

обучение способам выхода из

конфликтных ситуаций.

Анализ типичных ситуаций,

связанных с обидой

Формирование положительного эмоционального состояния.

Рисование.

64-65

«Учимся

обобщать»

 

Приветствие

Настрой на занятие

Мозговая гимнастика «Точки равновесия»

Задание 1. «Пятый лишний»

Задание 2. «Объясни значение»

Задание 3. «Назови и проверь

постукиванием»

Рефлексия

Прощание

Игры и упражнения  на развитие вербального мышления

(обобщение)

Развитие слухового восприятия

Формирование положительного эмоционального состояния

 

66

Заключительное занятие

 

Приветствие.

Повторение  пройденного материала.

Рефлексия

Прощание

Оценка динамики развития

когнитивной, эмоционально –

волевой сферы

 

Диагностический этап

67-68

Итоговая

диагностика

 

 

Приветствие.

Диагностика когнитивной, эмоционально –

волевой сферы

Прощание

Оценка динамики развития

когнитивной, эмоционально –

волевой сферы

 


Описание материально-технического обеспечения

- Дидактический материал по развитию психических процессов.

- Индивидуальные карточки с заданиями, упражнения по темам.

- Игры, игрушки.

- Материал для творческих заданий (цветные карандаши, бумага, маркеры, фломастеры, клей, пластилин и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.                  Бремс Кристина. Полное руководство по детской психотерапии. — М., 2002.

2.                  Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. — М., 2001.

3.                  Игровая семейная психотерапия / Под ред. Ч. Шефера и Л.Кэри. — СПб., 2001.

4.                  КэдьюсонХайди, Шефер Чарлз. Практикум по игровой психотерапии. — СПб., 2000.

5.                  Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003.

6.                  Матвеева О. А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. — М., 2001.

7.                  Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования.— М., 2000.

8.                  Роджерс, К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию/ К.Р. Роджерс; пер. с англ.  М. Злотник. – М.: Изд-во ЭКСИМО-Пресс, 2001.

9.                  Сакович, Н. А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования: Учебно-методическое пособие [В 3 ч.] / Т. В. Сакович. – Ч.1. – Минск, 2003.

10.              Сакович, Н. А. Практикум по креативной психотерапии: Учебно-методическое пособие/ Н. А. Сакович.-Минск, 2005

11.              Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. — СПб., 1993.

 


 

Программа коррекционно – развивающих занятий «Я другой» для обучающихся с

Программа коррекционно – развивающих занятий «Я другой» для обучающихся с

ОВЗ. Осуществлять психологическую помощь, направленную на преодоление трудностей в развитии познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы, коммуникативной сферы, регуляторной сферы, отклоняющегося поведения обучающихся с

ОВЗ. Осуществлять психологическую помощь, направленную на преодоление трудностей в развитии познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы, коммуникативной сферы, регуляторной сферы, отклоняющегося поведения обучающихся с

Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки

Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки

Ритуал приветствия (5 мин.). 2

Ритуал приветствия (5 мин.). 2

Коммуникативные результаты · владеть навыками конструктивного общения; · использовать вербальные и невербальные средства общения адекватные социально-эмоциональному контексту ситуации; · выстраивать коммуникацию в разных жизненных ситуациях…

Коммуникативные результаты · владеть навыками конструктивного общения; · использовать вербальные и невербальные средства общения адекватные социально-эмоциональному контексту ситуации; · выстраивать коммуникацию в разных жизненных ситуациях…

Регулятивные результаты познавательной деятельности и поведения · уметь планировать свою деятельность и следовать плану, контролировать и корректировать свои действия при необходимости; · самостоятельно определять цели…

Регулятивные результаты познавательной деятельности и поведения · уметь планировать свою деятельность и следовать плану, контролировать и корректировать свои действия при необходимости; · самостоятельно определять цели…

Тематическое планирование программы «Я – другой» для детей 5-х классов

Тематическое планирование программы «Я – другой» для детей 5-х классов

Приветствие Настрой на занятие

Приветствие Настрой на занятие

Задание 3. «Фигуры и значки»

Задание 3. «Фигуры и значки»

Приветствие Настрой на занятие

Приветствие Настрой на занятие

Задание 1. «Логический квадрат»

Задание 1. «Логический квадрат»

Когнитивное упражнение «Колпак мой треугольный»

Когнитивное упражнение «Колпак мой треугольный»

Приветствие Настрой на занятие

Приветствие Настрой на занятие

Задание 3. «Закончи рисунки»

Задание 3. «Закончи рисунки»

Рефлексия Прощание Игры и упражнения на развитие внимания, памяти, рефлексии поведения

Рефлексия Прощание Игры и упражнения на развитие внимания, памяти, рефлексии поведения

Знакомство со страной чувств

Знакомство со страной чувств

Описание материально-технического обеспечения -

Описание материально-технического обеспечения -

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2021