Паспорт программы
Наименование |
Программа работы классного руководителя с коллективом класса «Радуга» |
Основания для разработки программы |
Проблема: как в условиях жесткой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка, наживы личности сохранить лучшие нравственные качества подрастающего поколения. |
Нормативные документы |
· Проект «Наша новая школа» · Закон РФ «Об основных гарантиях ребёнка» · «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (от 11.02.02 №393) · Государственная программа «Развитие воспитания детей в РФ до 2010 года» (от 11.02.02) · «Стратегия развития образования до 40-го года в ЧР» (от 21.03.08 №25) · Подпрограмма «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в ЧР» (от 20.03.06 №55) · Конвенция о правах ребёнка (1990г.). · Закон Чувашской Республики «Об образовании» · Программа развития МБОУ «Октябрьская СОШ Мариинско-Посадского района Чувашской Республики» · Устав МБОУ «Октябрьская СОШ Мариинско-Посадского района Чувашской Республики»
|
Заказчики программы |
Администрация МБОУ «Октябрьская СОШ Мариинско-Посадского района Чувашской Республики» |
Разработчики программы |
Максимова Галина Алексеевна – классный руководитель 2 класса МБОУ «Октябрьская СОШ Мариинско-Посадского района Чувашской Республики» |
Участники программы |
Обучающиеся 2 класса, классный руководитель, администрация школы, учителя - предметники, медицинский персонал, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, библиотекарь и родители. |
Цель программы |
Раскрыть способности каждого ученика, воспитать личность готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Помочь школьникам в самореализации в качестве личности, ориентированный на успех, обладающей социально необходимыми качествами культурного человека и гражданина. |
Задачи программы |
1. Формирование классного коллектива, в котором для каждого будет создана атмосфера эмоционального комфорта. 2. Создание благоприятной среды для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей. 3. Формирование устойчивой потребности личности в постоянном саморазвитии, самореализации. 4. Стимулировать самораскрытие, самовыражение и самосовершенствование личностных качеств, творческих способностей. |
Сроки реализации программы |
Программа рассчитана на 4 года: 2016-2020 учебный год. |
Степень реализации программы |
Программа находится в процессе реализации |
Перечень приоритетных мероприятий |
|
Ресурсы |
Материальные: компьютер, проектор, спортивный инвентарь, актовый зал, спортивный зал, класс. Кадровые:
Методические: электронные учебники, раздаточный материал, литература. |
Ожидаемые результаты |
|
Принципы реализации программы |
|
Условия реализации программы:
|
· Создание мотивационного поля и благоприятных условий существования в классном коллективе; · Личностно – ориентированный подход; · Согласованность действий всех участников программы.
|
Методы работы по реализации программы
|
|
Формы работы
|
· классные часы, классные собрания, воспитательные часы, беседы, обсуждения · конкурсы, викторины, игры, праздники, экскурсии, походы (туристические, культурологические), соревнования · индивидуальные занятия, беседы, консультации · секции, кружки · проекты, исследовательские проекты · дебаты, дискуссии, обсуждения, круглые столы, конференции · встречи с интересными людьми, клубы по интересам · родительские собрания, посещения семьи ребенка
|
Риски реализации программы |
1. Раннее физиологическое развитие отдельных детей, ведущее зачастую к спаду познавательной активности. 2. Негативное влияние на класс детей из неблагополучных семей. 3. Завышенная самооценка, чрезмерная самоуверенность отдельных учащихся. |
Формы контроля над реализацией |
Система мониторинга один раз в полгода и в конце учебного года.
|
Семь цветов – одна семья! Друг без друга нам нельзя.
Пояснительная записка
Воспитание детей - очень сложное, тонкое и ответственное дело. Учитель оказывается перед массой труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитать в каждом любовь к Родине, чувство доброты и справедливости, отзывчивости и непримиримость к злу. Обучая и воспитывая, педагог постоянно анализирует, как идёт развитие ребёнка, причины, вызывающие те или иные его поступки, задумывается об индивидуальных особенностях детей. Оказывается, что факторов, влияющих на развитие ребёнка, много. И все их необходимо учитывать в воспитательной работе с детьми. Младшие школьники находятся в том возрасте, когда под влиянием систематического обучения, детского коллектива учителя продолжают формировать и закреплять черты, определяющие развитие личности ребёнка.
В динамичном, быстро меняющемся мире необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Мы растим личность – успешную, гуманную, толерантную, всесторонне развитую, способную учиться добывать знания. Почему это так важно? Социально-экономическое положение в стране требует от ребенка, подростка, юного человека быстрой адаптации к новым условиям существования. Перед школой встает задача помочь взрослеющему человеку быть субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, на разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей. Школа создает условия для свободного выбора форм, способов самореализации на основе присвоения общечеловеческих ценностей.
Предлагаемая мною программа построена на основе общих положений, отражающих гуманистическую направленность воспитания. Я составила программу воспитания и развития класса «Радуга», которая отражает современные тенденции и требования к воспитательной работе с детьми в общеобразовательных учреждениях. Программа «Радуга» состоит из семи дорожек. Каждая дорожка которой охватывает проблемы гражданско-патриотического, духовно-нравственного, экологического воспитания, формирования интеллектуально-познавательных, спортивно-оздоровительных, творческо-эстетических навыков, работу с семьёй. По мере перехода из класса в класс содержание воспитательной работы все более углубляется и расширяется.
Главной задачей воспитательной работы в коллективе считаю раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Свою работу с коллективом учащихся стремлюсь организовать с учетом современных требований: уделяю большое внимание раскрытию способностей каждого ребенка, учу ценить здоровье и вести здоровый образ жизни, тесно сотрудничаю с родительским коллективом, активно использую информационные технологии. Никогда не мешаю проявлению самостоятельности своих учеников, предоставляю им как можно больше возможностей для саморазвития, оказываю поддержку в этом нелегком деле.
В людях ценю, прежде всего, добросовестность, отзывчивость и честность, творческую активность. Стараюсь быть для своих учеников достойным примером.
Цель программы:
Раскрыть способности каждого ученика, воспитать личность готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Задачи программы:
1. Формирование классного коллектива, в котором для каждого будет создана атмосфера эмоционального комфорта.
2. Создание благоприятной среды для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.
3. Формирование устойчивой потребности личности в постоянном саморазвитии, самореализации
4. Стимулировать самораскрытие, самовыражение и самосовершенствование личностных качеств, творческих способностей.
Считаю, что необходимо в работе придерживаться также следующих принципов:
-этичное отношения к личности, так как любой человек заслуживает уважения, даже если это ребенок;
-конструктивность в общении, так как любая работа должна приносить плоды и результаты совместного труда должны быть налицо;
-диалогичность и добровольность, так как ребёнок должен почувствовать в учителе друга, с которым можно строить отношения и доверять свои проблемы без принуждения.
Основные этапы и сроки реализации программы
1. Изучение классного коллектива (сентябрь 2016 – декабрь 2016):
-комплексная проверка здоровья учащихся
-наблюдение за детьми на уроках, во время перемен, прогулок и внеклассных мероприятий
- углубленное психолого-педагогическое изучение детей, выявление индивидуальных особенностей развития и самооценки учащихся
- посещения семей детей с целью изучения социально – бытовых условий проживания
- изучение межличностных отношений в классном коллективе
2. Формирование, развитие классного коллектива (январь 2016 – апрель 2020 года):
-обеспечение реализации программы развития классного коллектива;
-регулярный промежуточный мониторинг эффективности программы
3. Обобщающий (апрель 2020 – май 2020):
-осуществление мониторинга эффективности программы;
- разработка методических рекомендаций
Структура программы
Девиз программы – «Семь цветов – одна семья! Друг без друга нам нельзя».
1 дорожка – «Судьба России – моя судьба»
- Предполагает воспитание любви к своей стране, своему Отечеству, гордости за свой родной край, знание истории и традиций своей малой родины.
2 дорожка – «Заботимся о младших, помогаем старшим».
Задача дорожки – воспитание доброты, чуткости, внимания. Проводятся операции «Забота», «Милосердие».
3 дорожка – «Ученье – свет, а неученье – тьма»
- Является приобретением знаний, как условие нормальной жизнедеятельности в современном мире.
4 дорожка «Из тысячи планет – земли прекрасней нет»
-включение детей в экологическую и трудовую деятельность
5 дорожка – «Семья – ячейка общества»
- Содержанием этого направления является развитие творческих способностей и талантов детей, сохранение памятников старины.
6 дорожка - «Спорт любить – здоровым быть»
-Физическое развитие, закалка, вовлечение в массовый спорт и туризм
7 дорожка – «Умелые руки не знают скуки»
-является развитие технического творчества, раскрытие талантов и способностей учащихся.
Основное содержание программы «Радуга»
В программе 7 тематических модуля, которые определяют основные направления воспитательного сотрудничества учителя, ученика и родителей и способствуют достижению поставленной цели.
1 . «Судьба России – моя судьба» (Гражданско-патриотическая деятельность)
Цель работы – формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством.
Задачи:
· воспитание духовной личности;
· изучение истории Родины, своего края, своего села;
· развитие чувства единения, школьного братства.
|
основные направления работы |
1 |
воспитание в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма |
2 |
воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение к изучению истории родного края |
3 |
формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей |
4 |
формирование правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом. |
5 |
изучение истории России и родного края, формирование чувства любви к Родине. |
2. «Заботимся о младших, помогаем старшим». (Духовно-нравственная деятельность)
Цель: помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила
Задачи:
-воспитание духовной личности;
-воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
-развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
-формирование отношения к семье как основе российского общества.
№ |
основные направления работы |
1 |
формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения |
2 |
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни |
3 |
формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений |
4 |
формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа |
5 |
развитие коммуникативных навыков |
6 |
формирование чувства любви и уважения к людям, семье, школе |
7 |
воспитание милосердия, сострадания |
3. «Ученье – свет, а неученье – тьма» (Интеллектуально-познавательная
деятельность )
Цель работы - оказание помощи в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Задачи:
· воспитание у учащихся понимания значимости образования;
· самостоятельное получение знаний, используя различные ТСО;
· заинтересованность учащихся использованием компьютера с пользой для учебы;
· оформление сайта класса, знакомство с детьми из других школ района, страны;
· показ значимости участия во всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Чувашская ласточка»;
· создание ситуации успеха.
№ |
основные направления работы |
1 |
подготовка и участие в школьных олимпиадах |
2 |
подготовка и участие в научно-практических конференциях |
3 |
занятия с отстающими в изучении программного материала детьми |
4 |
подготовка и участие в интернет конкурсах |
5 |
развитие читательской способности |
6 |
проведение КВНов по разным предметам |
7 |
участие в районных и республиканских конкурсах |
4.«Из тысячи планет – земли прекрасней нет» (экологическое воспитание)
Цель: учить бережно относиться к природе, её богатствам.
Задачи:
-углубление экологических знаний обучающихся;
-развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;
-воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле.
№ |
основные направления работы |
1 |
участие в экологических субботниках |
2 |
посещение музеев, выставок |
3 |
участие в озеленении пришкольного участка |
4 |
чтение книг о природе |
5. «Семья – ячейка общества» (Работа с семьёй)
Цель работы – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности, воспитание ценностей:
· уважение родителей;
· забота о старших и младших;
· здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни,
· здоровье нравственное и социально-психологическое.
Задачи:
· совместная работа детей, педагогов и родителей с целью развития познавательных интересов;
· совместная работа по совершенствованию физических качеств ребят, укрепление здоровья, социализации ребёнка.
Режим работы с родителями обучающихся:
1. Тематические родительские собрания - 2 раза в год.
2. Рабочие родительские собрания - 4 раза в год (в конце четверти)
3. Консультации для родителей - в течение года.
№ |
основные направления работы |
1 |
чтение книг о взаимоотношениях в семье |
2 |
организация и совместное проведение досуга ребенка и родителей |
3 |
организация совместной творческой деятельности учителя, ребенка и родителей |
4 |
посещение семьи детей |
5 |
организация работы родительского комитета. |
6 |
тематические родительские собрания
|
6. «Спорт любить – здоровым быть» (Спортивно-оздоровительная деятельность)
Цель работы – использование педагогических технологий и методических приѐмов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи:
№ |
основные направления работы |
1 |
диагностика физического состояния ребенка и определение его группы физического и спортивного развития |
2 |
воспитание культуры здорового образа жизни, нетерпимого отношения к вредным привычкам |
3 |
знакомство с опытом и традициями людей по сохранению и укреплению здоровья |
4 |
формирование навыков безопасного поведения |
5 |
регулярный контроль состояния здоровья |
6 |
участие в спортивных мероприятиях, посещение секций |
7. «Умелые руки не знают скуки» (Творческо-эстетическая
деятельность )
Цель: гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.
Задачи:
· помощь в раскрытии собственной индивидуальности скрытых талантов;
· создание творческих коллективов при подготовке мероприятий в классе.
№ |
основные направления работы |
1 |
развитие творческих задатков, способностей и склонностей |
2 |
развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное |
3 |
участие в конкурсах рисунков, поделок, сочинений и др. |
4 |
развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное, развитие эстетического вкуса, развитие воображения |
5 |
посещение кружков «Спортивный», «Художественный», «Танцевальный» |
План-график реализации программы
Сентябрь
Месячники: Операция «Внимание, дети!»
Гражданской защиты
Борьбы с пожарами от детской шалости с огнём.
№ п/п |
Название мероприятия |
Ответственные |
формы проведения |
1 |
Праздник «Здравствуй, школа!» |
Вожатые |
дополнительные занятия, посещения библиотек, компьютерных классов, экскурсии, эксперименты дополнительные занятия, конкурсы, соревнования |
2 |
К.ч. «Николаев А.Г. – наш земляк» |
Клас. руков. |
|
3 |
Беседа. Режим дня. Выполняем ли мы его |
Санитары |
|
4 |
Л/а пробег памяти летчика-космонавта СССР А.Г.Николаева |
Спортсмены |
|
5 |
Месячник по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и профилактическая акция «Внимание, дети!» (по отдельному плану). Дорожные знаки. Изготовление дорожных знаков |
Мудрейшие |
|
6 |
Экскурсия. Знакомство с планом эвакуации и знаками пожарной безопасности |
Клас. руков |
|
7 |
В школе – без травм. Чтение и обсуждение рассказа. |
Клас. руков |
|
8 |
Ознакомление с правилами для учащихся 1-4 классов |
Клас. руков |
|
9 |
Воспит. час «Учимся дружно играть» |
Вожатые |
классные часы, беседы, обсуждения, диспуты, праздники, проекты и др.
|
10 |
День именинника |
Затейники |
|
11 |
Конкурс «Час весёлого этикета» |
Вожатые |
|
12 |
Экскурсия на природу |
Друзья природы |
|
13 |
Активная работа над созданием классного самоуправления. Общеклассное ученическое собрание |
Клас. руков |
|
14 |
Классное родительское собрание |
Клас. руков |
классные часы, беседы, обсуждения, диспуты, проекты, праздники, конкурсы рисунков и сочинений, анкетирование
|
15 |
Проверка готовности обучения в школе 1-классников |
Клас. руков |
|
16 |
Участие во всероссийской оздоровительной акции «Кросс наций» |
Клас. руков |
|
17 |
День профилактики безнадзорности и правонарушений |
Мудрейшие |
Октябрь
Месячники: Акция «Молодёжь – здоровый образ жизни».
Озеленение и благоустройство территории образовательных учреждений и населённых пунктов. Правовых знаний.
№ п/п |
Название мероприятия |
Ответственные |
формы проведения |
1 |
День самоуправления
|
Мудрейшие |
|
2 |
Весёлые конкурсы
|
Вожатые |
дополнительные занятия, посещения библиотек, компьютерных классов, экскурсии, эксперименты дополнительные занятия, конкурсы, соревнования
|
3 |
Участие в соревнованиях
|
Спортсмены |
|
4 |
Воспит.час «Береги свои глаза»
|
Клас. руков |
|
5 |
Конкурс плакатов
|
Художники |
|
6 |
Безопасность пешеходов. Практическая работа
|
Мудрейшие |
|
7 |
День пожилых. Концерт
|
Клас. руков |
|
8 |
Табак – пассивное курение. Беседа
|
Клас. руков |
|
9 |
Огонь –друг, огонь – враг. Воспит.час
|
Клас. руков |
|
10 |
Разучивание песен ко Дню пожилых
|
Клас. руков |
классные часы, беседы, обсуждения, диспуты, праздники, проекты и др.
|
11 |
Праздник «Чтение – лучшее учение»
|
Мудрейшие |
|
12 |
День именинника
|
|
|
13 |
Классное родительское собрание
|
Клас. руков |
|
14 |
Индивидуальная беседа с родителями
|
Клас. руков |
|
15 |
Посещение на дому
|
Клас. руков |
классные часы, беседы, обсуждения, диспуты, проекты, праздники, конкурсы рисунков и сочинений, анкетирование
|
16 |
Дополнительная работа со слабыми учениками
|
Клас. руков Мудрейшие |
|
Ноябрь
Месячники: Акция «Молодёжь – здоровый образ жизни»
№ п/п |
Название мероприятия
|
Ответственные |
формы проведения |
1 |
Как вести себя в грузовом автомобиле
|
Клас. руков |
дополнительные занятия, посещения библиотек, компьютерных классов, экскурсии, эксперименты дополнительные занятия, конкурсы, соревнования
|
2 |
Мои любимые книжки. Литературные посиделки
|
Друзья книг |
|
3 |
Весёлые старты
|
Спортсмены |
|
4 |
Растите стройными. Воспит.час
|
Клас. руков |
|
5 |
Конкурс «Сильные, ловкие, смелые»
|
Вожатые |
|
6 |
«Россия – Родина моя» Беседа
|
Клас. руков |
|
7 |
Наш номер «01». Деловая игра
|
Клас. руков |
|
8 |
Беседа о дурных привычках
|
Клас. руков |
|
9 |
Конкурс рисунков «Все краски жизни для тебя»
|
Художники |
|
10 |
Подарок маме своими руками
|
Клас. руков |
|
11 |
Конкурс рисунков «Самая, самая…мама»
|
Художники |
|
12 |
Классное родительское собрание
|
Клас. руков |
классные часы, беседы, обсуждения, диспуты, праздники, проекты, чтения книг и др.
|
13 |
Тестирование: «Толерантны ли вы»
|
Клас. руков |
|
14 |
Чтение книг
|
Мудрейшие |
|
15 |
Орфографическое письмо
|
Клас. руков |
Декабрь
Месячник пожарной безопасности
№ п/п |
Название мероприятия
|
Ответственные |
Формы проведения |
1 |
Литературный ринг «Буратино против почтальона Печкина»
|
Друзья книг |
|
2 |
Литературный час «Приключения Чиполлино»
|
Мудрейшие |
классные часы, беседы, обсуждения, диспуты, проекты, праздники, конкурсы рисунков и сочинений, анкетирование
|
3 |
Конкурс «Умники и умницы»
|
Вожатые |
|
4 |
Когда ты становишься водителем
|
Класс. руков. |
дополнительные занятия, посещения библиотек, компьютерных классов, экскурсии, эксперименты дополнительные занятия, конкурсы, соревнования
|
5 |
Выполнение утренней гимнастики
|
Спортсмены |
|
6 |
Подвижные игры во время перемены
|
Затейники |
|
7 |
Моё право на жизнь и развитие. Конкурс рисунков
|
Класс. руков |
|
8 |
Рисунки на противопожарную тематику. Конкурс
|
Художники |
|
9 |
Конкурс рисунков «Зимние забавы»
|
Художники |
|
10 |
Разучивание новогодних песен, танцев, стихов
|
Затейники |
|
11 |
День именинника
|
Затейники |
|
12 |
Новогодний Бал-Маскарад
|
Класс. руков. |
|
13 |
Классное родительское собрание
|
Класс. руков |
Январь
Месячники: Оборонно-массовые и спортивной работы. Правовых знаний
№ п/п |
Название мероприятия |
Ответственные |
Формы проведения |
1 |
Играем в загадки
|
Мудрейшие |
классные часы, беседы, обсуждения, диспуты, праздники, проекты, чтения книг и др.
|
2 |
Дорожные знаки.
|
Класс. руковод. |
классные часы, беседы, обсуждения, диспуты, проекты, праздники, конкурсы рисунков и сочинений, анкетирование
|
3 |
Правила пользования электрическими приборами, газом, печным отоплением. Практическое занятие.
|
Класс. руковод. |
дополнительные занятия, посещения библиотек, компьютерных классов, экскурсии, эксперименты дополнительные занятия, конкурсы, соревнования |
4 |
Как избежать обморожения. Общие рекомендации
|
Класс. руковод |
|
5 |
Участие на соревнованиях по лыжным гонкам
|
Спортсмены |
|
6 |
Дорожно-транспортные происшествия
|
Класс. руковод. |
классные часы, беседы, обсуждения, диспуты, праздники, проекты, чтения книг, выставки, собрания и др.
|
7 |
«Как защититься от террора». Беседа
|
Класс. руковод. |
|
8 |
Чтение и обсуждение рассказа В.Солоухина «Мститель»
|
Друзья книг |
|
9 |
Выставка книг о космосе и космонавтах
|
Друзья книг
|
|
10 |
Генеральная уборка в классе
|
Дежурные |
|
11 |
Вышивание салфетки
|
Класс. руковод. |
|
12 |
Классное родительское собрание
|
Класс. руковод. |
|
13 |
Индивидуальные беседы с родителями.
|
Класс. руковод. |
Февраль
Месячники: Оборонно-массовые и спортивной работы.
№ п/п |
Название мероприятия |
Ответственные |
Формы проведения |
1 |
Просмотр видеофильмов на противопожарную тематику
|
Класс. руковод |
классные часы, беседы, обсуждения, диспуты, праздники, проекты, чтения книг и др. |
2 |
Викторина. Улица полна неожиданностей
|
Мудрейшие |
классные часы, беседы, обсуждения, диспуты, проекты, праздники, конкурсы рисунков и сочинений, анкетирование |
3 |
Шашечный турнир
|
Спортсмены |
дополнительные занятия, посещения библиотек, компьютерных классов, экскурсии, эксперименты дополнительные занятия, конкурсы, соревнования |
4 |
Лыжня России
|
Спортсмены |
|
5 |
Подвижные игры на переменах
|
Затейники |
|
6 |
Утренняя гимнастика
|
Затейники |
классные часы, беседы, обсуждения, диспуты, праздники, проекты, чтения книг, выставки, собрания и др.
|
7 |
«Запретные игры». Просмотр мультфильма
|
Класс. руковод |
|
8 |
Богатырские забавы.
|
Спортсмены |
|
9 |
Конкурс рисунков «Я и мои друзья»
|
Художники |
|
10 |
Конкурс рисунков «Мир глазами детей»
|
Художники |
|
11 |
Разучивание патриотических песен
|
Затейники |
|
12 |
Изготовление праздничной открытки к 23 февраля |
Друзья книг
|
|
13 |
День именинника
|
Затейники |
|
14 |
Индивидуальные встречи с родителями
|
Класс. руковод |
|
15 |
Участие на научно-практической конференции школьников |
Класс. руковод |
|
16 |
Проверка техники чтения
|
Класс. руковод Мудрейшие |
|
17 |
Дополнительные занятия с детьми
|
Класс. руковод Мудрейшие |
Март
Месячники: Акции «Молодёжь за здоровый образ жизни». Рассады цветов в подарок
№ п/п |
Название мероприятия |
Ответственные |
Формы проведения |
1 |
Железнодорожный переезд
|
Класс. руковод. |
классные часы, беседы, обсуждения, диспуты, праздники, проекты, чтения книг и др.
|
2 |
КВН по математике
|
Вожатые |
|
3 |
Участие в международной игре «Кенгуру»
|
Мудрейшие |
дополнительные занятия, посещения библиотек, компьютерных классов, экскурсии, эксперименты дополнительные занятия, конкурсы, соревнования |
4 |
Викторина. Не шути с огнём
|
Класс. руковод. |
|
5 |
Игры на свежем воздухе.
|
Затейники |
|
6 |
Подвижная перемена
|
Затейники Спортсмены |
классные часы, беседы, обсуждения, диспуты, праздники, проекты, чтения книг, выставки, собрания и др. |
7 |
Конкурс рисунков. Будь осторожен на воде.
|
Художники |
классные часы, беседы, обсуждения, диспуты, проекты, праздники, конкурсы рисунков и сочинений, анкетирование, праздники
|
8 |
Чтение книг о космосе и космонавтах
|
Друзья книг
|
|
9 |
Праздник наших мам |
Мудрейшие Друзья книг
|
|
10 |
Будьте взаимно вежливы. Праздник
|
Класс. руковод. |
|
11 |
Наша классная комната. Беседа
|
Дежурные |
|
12 |
День именинника
|
Затейники |
|
13 |
Все краски жизни для тебя. Конкурс рисунков |
Художники |
|
14 |
Посещение на дому
|
Класс. руковод. |
|
15 |
Индивидуальные беседы
|
Класс. руковод. |
|
16 |
Проверка техники чтения
|
Класс. руковод. Мудрейшие |
|
17 |
Дополнительные занятия по математике |
Класс. руковод. |
Апрель
Месячник: Правовых знаний «Милиция и дети»
№ п/п |
Название мероприятия |
Ответственные |
Формы проведения |
1 |
Месячник противопожарной безопасности |
|
классные часы, беседы, обсуждения, диспуты, проекты, праздники, конкурсы рисунков и сочинений, анкетирование
|
2 |
Карусель знаний.
|
Затейники |
|
3 |
Выставка книг И.Я.Яковлева
|
Друзья книг |
|
4 |
Неделя чувашского язык
|
Друзья книг |
|
5 |
Подвижные игры
|
Затейники |
|
6 |
Весёлая перемена
|
Затейники |
|
7 |
Береги глаза. Беседа |
|
классные часы, беседы, обсуждения, диспуты, проекты, праздники, конкурсы рисунков и сочинений, анкетирование, праздники
|
8 |
Просмотр презентации «Музей космонавтики в селе Шоршелы»
|
Класс. руков. |
|
9 |
Утренник. Правил дорожных на свете немало, все бы их выучить нам не мешало.
|
Класс. руков. |
|
10 |
Вредные привычки. Беседа с обсуждением житейских ситуаций
|
Класс. руков. |
|
11 |
Разучивание песни семицветиков
|
Класс. руков. |
дополнительные занятия, посещения библиотек, компьютерных классов, экскурсии, эксперименты дополнительные занятия, конкурсы, соревнования |
12 |
День именинника
|
Затейники |
|
13 |
Мы на субботнике
|
Класс. руков. |
|
14 |
День государственных символов ЧР
|
Класс. руков. |
|
15 |
Индивидуальные беседы
|
Класс. руков. |
Май
Месячники: по санитарной очистке и благоустройству населенных пунктов, «Посади дерево и сохрани его».
№ п/п |
Название мероприятия |
Ответственные |
Формы проведения |
1 |
Викторина. Беда может случиться с каждым
|
Клас. руков. |
классные часы, беседы, обсуждения, диспуты, проекты, праздники, конкурсы рисунков и сочинений, анкетирование
|
2 |
Конкурс смекалистых
|
Мудрейшие |
|
3 |
КВН. Путешествие в сказку
|
Книголюбы |
|
4 |
Космические старты
|
Спортсмены |
|
5 |
Подвижные игры с элементами ПДД
|
Затейники |
|
6 |
Предотвратим пожар в лесу. Экскурсия
|
Друзья природы |
|
7 |
Посади дерево |
Друзья природы |
|
8 |
Подвиги наших солдат Участие на митинге
|
Клас. рук. |
классные часы, беседы, обсуждения, диспуты, проекты, праздники, конкурсы рисунков и сочинений, анкетирование, праздники |
9 |
Субботник |
Клас. рук. |
|
10 |
Чтение книг по патриотическому воспитанию
|
Книголюбы |
|
11 |
Ремонт учебников
|
Друзья книг |
дополнительные занятия, посещения библиотек, компьютерных классов, экскурсии, эксперименты дополнительные занятия, конкурсы, соревнования |
12 |
Влажная уборка класса
|
Дежурные |
|
13 |
День именинника
|
Затейники |
|
14 |
Индивидуальные беседы
|
Клас. рук. |
|
15 |
Классное родительское собрание
|
Клас. рук. |
|
16 |
День семьи
|
Клас. рук. |
|
17 |
Индивидуальная работа по русскому языку
|
Клас. рук. |
Занятость детей вне учебных занятий
Внеурочная деятельность. 2 класс.
|
|||||
Дни недели |
Понедель-ник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Фамилия, имя учащегося |
Спортивно-оздорови-тельное направле-ние «Здоровей-ка» |
Общеинтеллек-туальное направление «Планета загадок» |
Общественно-полезное направление «Делать людям хорошее – хорошеть самому» |
Общекультурное направление «Декоратив-ное творчество» |
Духовно-нравствен-ное направле-ние «Почемуч-ки» |
1.Алаев Николай |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.Антонов Никита |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3.Башкирова Ангелина |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4. Ермаков Амир |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5.Иванова Анна |
+ |
ДШИ |
+ |
ДШИ |
ДШИ |
6.Иванов Максим |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7.Калинина Снежанна |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8.Константинова Диана |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9.Мотылькова Диана |
ДШИ |
+ |
ДШИ |
+ |
ДШИ |
10.Нонкин Иван |
+ |
ДШИ |
+ |
ДШИ |
ДШИ |
11.Павлова Кира |
ДШИ |
+ |
ДШИ |
+ |
ДШИ |
12.Романов Даниил |
+ |
ДШИ |
+ |
ДШИ |
ДШИ |
13.Степанова Мария |
+ |
ДШИ |
+ |
ДШИ |
ДШИ |
14.Шембеков Геннадий |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
15.Яранова Валерия |
ДШИ |
+ |
ДШИ |
+ |
ДШИ |
16.Ярисова Елена |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Выводы
В данное время реализация программы находится на этапе выполнения. Уже удалось добиться неплохих результатов. Создан молодой работающий коллектив, в котором для каждого ребенка созданы максимально комфортные условия. Окружающий воспитательный процесс благоприятен для физического, интеллектуально, нравственного и духовного развития каждого ученика. Ежегодные результаты тестирования показывают, что развитие коллектива идет по возрастающей траектории. Ребятам нравится учиться, они активно участвуют в жизни класса и школы. Активно посещают кружки и секции. Занимают призовые места в различных конкурсах. Отрадно и то, что в последнее время в коллективе увеличилась самостоятельность, ребята уже пробуют сами, без помощи взрослых, что-то узнать, создать, спроектировать. И, по-моему, им это очень даже нравится. Ведь так замечательно чувствовать себя чуточку взрослыми и самостоятельными.
Методическое обеспечение программы:
Дюкина О.В. «Дневник классного руководителя начальной школы», «ВАКО», 2009
Кондратьева Е.П. «Проекты – 2», Чебоксары, 2008
Горский В.А. «Примерные программы внеурочной деятельности», Просвещение, 2011 Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников», Просвещение. 2011
Кузнецова Е.В. «Планирование воспитательной работы классного руководителя», Классный руководитель, 2009
Дереклеева Н. И. «Родительские собрания 1-4 классы», “ВАКО”, 2005.
Ресурсы Интрернет:
UROKI.NET http://www.uroki.net/docklruk.htm 20
Справочник классного руководителяhttp://klass.resobr.ru/workshop/detail.php?ID=585
Pedsovet.su http://pedsovet.su/load/10
Учительский портал http://pedsovet.su/load/10
Методсовет http://metodsovet.su/
Педсовет.ORG http://pedsovet.org/
Pro. Школу.ru http://www.proshkolu.ru/
Ресурсное обеспечение программы:
Классная комната с компьютером, мультимедийным проектором с выходом в Интернет, актовый зал, спортивный зал, спортивная площадка, столовая.
Список использованной для разработки программы литературы:
1. Послание Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 годаhttp://xn--d1abbgf6aiiy.xn--p1ai/transcripts/5979
2. Изучение уровня школьной мотивации учащихся (по Н. Лускановой)http://teacher.at.ua/publ/shkilnij_psikholog/52-1-0-60683.
3. Изучение уровня воспитанности (методика Н.П.Капустина) http://bls1206.narod.ru/portfolio/test_na_opredelenie_urovnya_vospitannosti/
4. Изучение самооценки учащихся (тест «Лесенка») http://testoteka.narod.ru/lichn/1/34.html5. Карта интересов для младших школьников http://isavnina.ucoz.ru/publ/testy_i_diagnostiki/diagnostika/karta_interesov_dlja_mladshikh_shkolnikov/18-1-0-131 21
5.Карта интересов для младших школьников
http://isavnina.ucoz.ru/publ/testy_i_diagnostiki/diagnostika/karta_interesov_dlja_mladshikh_shkolnikov/18-1-0-131
Приложение 1
Психолого–педагогическая характеристика класса.
Во 2 классе обучаются 7 мальчиков и 9 девочек. Все учащиеся были зачислены в 1 класс на основе педагогического мониторинга, с учетом желания детей и их родителей. Контингент класса составляют учащиеся из 6 близлежащих деревень: с.Октябрьского, д.Сюндюково, с.Покровское, д.Передние Бокаши, д.Старое Тогаево, д.Истереккасы. Ребята не очень дружные, есть активные, некоторые отличаются широким кругом интересов, любознательные. В жизнедеятельности класса важную роль играют родители.
Цель воспитательной системы класса – сплочение классного коллектива и духовное обогащение личности через индивидуальный подход к каждому ученику, воспитание трудолюбивой и любознательной личности учащихся с целью приобретения лучших нравственных качеств: доброты, отзывчивости, милосердия. На выбор цели повлияли интересы и потребности учащихся и родителей, среди которых можно выделить следующие:
- желание детей строить взаимоотношения в классе по законам добра и красоты, чувствовать себя в школе комфортно;
- стремление развивать любознательность и интеллектуальные способности, расширять свой кругозор;
- потребность детей ориентироваться в своей жизни на лучшие образцы;
- желание родителей видеть своих детей добрыми, духовно богатыми, интеллектуально-развитыми и физически здоровыми.
Доминирующий вид деятельности, способствующий формированию индивидуальности класса, - учебно - познавательный. Познавательная деятельность младшеклассников осуществляется через участие в работе школьного объединения «Цветики-семицветики». Интеллектуальному, нравственному и эмоциональному самовыражению личности учащихся способствует активное участие в школьных конкурсах и классных мероприятиях. Важное место в воспитательной системе класса отводится общению. Для овладения культурой общения организуются традиционные классные праздники: беседы, экскурсии, посещения выставок, диспуты, соревнования, конкурсы.
Отношения в коллективе между мальчиками и девочками доброжелательные, дети всегда готовы помочь друг другу. Отношения между учащимися класса и учителями осуществляются по принципу сотрудничества.
Учебный кабинет начальных классов - уютный, чистый, светлый. Это, действительно, «место жительства» детей: здесь младшеклассники чувствуют себя хозяевами во время и после уроков.
Инициативность, активность, живой отклик на новые дела, творческие начинания - вот основные черты класса и каждого ученика в нем.
Приложение 2
Успеваемость класса
Средний балл по предметам
Степень обученности учащихся
Результаты программы по итогам 2 четверти 2017-2018 учебного года:
|
2класс |
отличники |
- |
ударники |
6 чел. |
троечники |
10 |
неуспевающие |
- |
Приложение 3
Техника чтения класса
Русский язык 1 класс Родной язык 1 класс
Русский язык 2 класс Родной язык 2 класс
Приложение 4
График определения уровня развития
детей отношения к коллективу и его деятельности.
Итоговый балл: 1 срез- 2,80;
2 срез-3,54;
3 срез-3,97.
Приложение 5
Наши победы в конкурсах - сентябрь 2016 – декабрь 2017
В течение двух лет младшеклассники принимали участие в школьных, районных, республиканских мероприятиях и занимали призовые места.
№ |
Название конкурса |
Ф.И.участника |
Уровень |
Результат |
|
|
1 класс |
|
|
1 |
Фотоконкурс "Дорога, я и моя семья" |
Романов Даниил
|
Районный |
Лауре-ат |
2 |
Конкурс рисунков "Весь мир для тебя!" |
Калинина Снежанна
|
Районный |
Лауре-ат |
3 |
Конкурс рисунков "Весь мир для тебя!" |
Мотылькова Диана
|
Районный |
Лауре-ат |
4 |
Конкурс рисунков "Весь мир для тебя!" |
Степанова Мария
|
Районный |
3 место |
5 |
Конкурс детского рисунка "Музыка моей души" |
Степанова Мария
|
Республи-канский |
3 место |
6 |
Конкурс детского творчества "Новогодний ажиотаж". Номинация "Счастливый Новый год» |
Ирбитская Татьяна
|
Районный |
3 место |
7 |
Конкурс детского творчества "Новогодний ажиотаж". Номинация "Карнавальная маска" |
Башкирова Ангелина
|
Районный |
3 место |
8 |
Конкурс "За безопасность дорожного движения" |
Мотылькова Диана |
Районный |
1 место |
9 |
Конкурс "За безопасность дорожного движения" |
Калинина Снежанна
|
Районный |
3 место |
10 |
Конкурс детского творчества "Пожарный доброволец: вчера, сегодня, завтра" |
Нонкин Иван
|
Районный |
1 место |
11 |
Конкурс детского творчества "Пожарный доброволец: вчера, сегодня, завтра" |
Романов Даниил
|
Районный |
2 место |
12 |
"За безопасность дорожного движения" |
Мотылькова Диана
|
Республиканский |
2 место |
13 |
Творческий конкурс "Голубь мира" |
Нонкин Иван
|
Районный |
1 место |
14 |
Творческий конкурс "Голубь мира" |
Нонкин Иван
|
Республиканский |
3 место |
15 |
IX Республиканский конкурс художественного творчества "Игумен земли Русской" |
Степанова Мария
|
Республиканский |
Лауре-ат |
|
|
2 класс |
|
|
1 |
Фотоконкурс "Летние приключения" |
Нонкин Иван
|
Районный |
3 место |
2 |
Творческий конкурс "Школа дорожных наук" |
Ермаков Амир
|
Районный |
2 место |
3 |
Конкурс фотографий "Мир пожилых глазами молодых" |
Нонкин Иван
|
Районный |
3 место |
4 |
Конкурс на лучшее знание государственной символики РФ |
Нонкин Иван |
Районный |
1 место |
5 |
Викторина "Природа Чувашии" |
Калинина Снежанна
|
Республиканский |
3 место |
6 |
Конкурс «Галерея кукол» Номинация "Бытовая кукла" |
Яранова Валерия |
Районный |
1 место |
7 |
Конкурс «Галерея кукол» Номинация "Народная кукла" |
Павлова Кира |
Районный |
2 место |
8 |
Конкурс «Галерея кукол» Номинация "Интерьерная кукла" |
Нонкин Иван |
Районный |
3 место |
9 |
Заочная олимпиада «Занимательный чувашский язык» |
Нонкин Иван |
Межрегио-нальный |
2 место |
10
|
Фотоконкурс "Крепкая семья - счастливое детство". Номинация "Наши любимые бабули, дедули" |
Павлова Кира
|
Районный |
1 место |
11 |
Фотоконкурс "Крепкая семья - счастливое детство". Номинация ""Моя семья -моё богатство" |
Нонкин Иван |
Районный |
1 место |
12 |
Творческий конкурс «Новогодник». Номинация "Презентация для деда Мороза, для Снегурочки" |
Яранова Валерия
|
Районный |
3 место |
Приложение 6
Анализ воспитательной работы в 1 классе
на 2016-2017 учебный год
Цели и задачи работы с классом:
1. Сплочение ученического коллектива, развитие ученического самоуправления в классе.
2. Воспитание сознательной дисциплины, нравственных качеств учащихся через вовлечение в коллективную работу.
3. Формирование у учащихся общественной активности, самостоятельности, инициативы и творчества через активное участие в общественной жизни и труде, через коллективные дела.
4. Предоставление учащимся возможности проявить себя в творческой деятельности.
5. Развитие эстетического вкуса, повышение культуры общения, культуры поведения учащихся.
В течение всего учебного года в классе велась работа по формированию коллектива класса, через активизацию деятельности каждого ребенка. Для этого проводились моделирующие игры, классные часы, внеклассные мероприятия, направленные на решение конкретных задач. Игра «Давайте познакомимся!», Воспит. час «Учимся дружно играть», Конкурс «Час весёлого этикета», Праздник «Посвящение в ученики», День именинника, Мои любимые книжки. Литературные посиделки, Конкурс рисунков «Все краски жизни для тебя», Конкурс рисунков «Зимние забавы», Богатырские забавы и др. (планирование внеклассных мероприятий).
Внешкольное общение: походы в рощу, конкурсы рисунков и поделок, чаепития и праздничные концерты, спортивные соревнования и эстафеты. Во втором полугодии был выбран актив класса и ребята поделились на звездочки. Командиром стала Мотылькова Диана.
Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся является одним из важнейших задач. Ребята записались в секции, активно посещали их. Также многие ребята приняли активное участие в соревновании «Лыжня России». В течение года проводилась утренняя зарядка, физминутки на уроках, связанные с укреплением зрения, со снятием физической усталости. Классные часы «Режим дня. Выполняем ли мы его», «Береги глаза», «В школе – без травм» и др. Беседы по правилам личной гигиены» помогли ребятам в составлении своего распорядка дня, воспитанию соблюдений правил гигиены.
Велась систематическая работа по вовлечению детей в интеллектуальную деятельность: викторины, конкурсы. Также ребята приняли участие и в научно-исследовательской работе. Иванова Анна по теме: «Ёлочка, живи!». Духовное развитие личности невозможно без привития любви к Родине, чувства гордости за свою школу, класс. В течение года проводились различные мероприятия, посвященные юбилею школы, конкурсы рисунков, утренники.
Проводилась дифференцированная работа с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. С одаренными учениками проводились индивидуально-групповые занятия, направленные на формирование компетентностей обучающихся, развитие логического мышления. Учащимся, которые слабо усваивают учебный материал, предлагались задания, соответствующие данной группе. Целью таких заданий является формирование знаний, умений и навыков при выполнении задач базового уровня.
Формирование важных трудовых навыков происходило не только на уроках художественного труда, где проводилась работа над развитием мелкой моторики руки, терпеливости, а также в процессе самоуправления. Учащиеся учились не только оказывать посильную трудовую помощь в ходе дежурства по классу, а также учились взаимодействовать друг с другом, почувствовать себя в разных ролях. Также это способствовало воспитанию дисциплинированности, ответственности, бережливости, самостоятельности.
Особое внимание уделялось экологическому воспитанию учащихся. Мы принимали участие в субботниках по благоустройству территории школы. Велась работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Заведён журнал учёта мероприятий по профилактике правонарушений. Проведены беседы: «В школе без травм», «Табак – пассивное курение», «Вредные привычки», викторина «Беда может случиться с каждым» и др. Проводилась большая работа по правилам дорожного движения и по пожарной безопасности. Проведены 5 классных родительских собрания.
В целом все ребята активно принимали участие во всех школьных, классных, районных и республиканских мероприятиях.
Была проведена большая работа с родителями. Это открытые уроки и совместные мероприятия с родителями. Анализ воспитательной работы в соответствии с целями и задачами показывает, что проделанная работа способствовала формированию коллектива класса, интеллектуальному, нравственному и физическому становлению личности, созданию условий для развития индивидуальных и творческих способностей. В новом учебном году будет продолжена работа по основным направлениям.
Изучение уровня школьной мотивации учащихся показало: высокий уровень – 2 человека, хороший – 5 человек, положительное отношение к школе – 6 человек, низкая школьная мотивация у 3 человек. Общий уровень воспитанности класса (по методике Н.П. Капустина) в 1 классе - 4,2 (выше среднего). Уровень самооценки изучался при помощи теста «Лесенка». Завышенный уровень самооценки имеют – 7 человек, адекватную самооценку – 8 человек, заниженную самооценку –1 человек, низкую – 1человек.
Общая оценка работы с классным коллективом признана хорошей.
Итак, можно сделать вывод о том, что в значительной степени удалось решить поставленные задачи, но следует внести коррективы с целью устранения недостатков:
- не полностью реализованы возможности школьников в учебной деятельности;
- пассивность некоторых родителей в процессе воспитания.
Задачи, которые я могу поставить на следующий учебный год:
1. Учить ребят сотрудничать и взаимодействовать друг с другом.
2. Воспитание общительности, своей общности с классным коллективом, духа товарищества и желания оказывать помощь друг другу.
3. Воспитание в детях толерантного отношения к происходящим событиям и окружающим людям.
4. Стимулирование инициативы, товарищества, помощи в самовыражении коллектива и самого ученика.
5. Привлечение родителей в воспитательный процесс.
Приложение 7
Анализ воспитательной работы со 2 классом за 2017-2018 уч.год
(первое полугодие)
Цель воспитательной работы: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире
Задачи воспитательной работы:
1. Формирование классного коллектива, в котором для каждого будет создана атмосфера эмоционального комфорта.
2. Создание благоприятной среды для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.
3. Формирование устойчивой потребности личности в постоянном саморазвитии, самореализации
В этом учебном году воспитательная работа класса проводится по следующим направлениям:
o интеллектуально-познавательная деятельность
o спортивно-оздоровительная деятельность
o духовно-нравственная деятельность
o экологическое воспитание
o творческо-эстетическая деятельность
o гражданско-патриотическая деятельность
o работа с семьёй
Для реализации направлений воспитательной работы используются различные формы и методы: классные часы, беседы, праздники, соревнования, прогулки, конкурсы проекты и т.д. Семицветики активно участвовали в разнообразных творческих делах и конкурсах.
По интеллектуально-познавательному направлению проводится следующая работа: были организованы дополнительные занятия с отстающими в изучении программного материала детьми; с целью развития интеллектуальных способностей детей велась дополнительная работа с сильными учениками.
Для участия в районном конкурсе ко Дню Матери дети приготовили: рисунки, поделки, создали фотоальбомы, написали сочинения. Активное участие в конкурсе приняли: Нонкин Иван, Романов Даниил, Степанова Мария, Калинина Снежанна.
Впервые ребята приняли участие в конкурсе «Русский Медвежонок». В течение годы ребята нарисовали много рисунков для участия в различных районных и республиканских конкурсах и занимали призовые места. По спортивно-оздоровительному направлению были проведены следующие мероприятия: классные часы «Режим дня», «Береги свои глаза», «Весёлые старты», конкурс «Сильные, ловкие, смелые и др. Ребята ходили на экскурсии, наблюдали за сезонными изменениями в природе, катались на лыжах, коньках, играли в подвижные игры на улице.
По реализации духовно-нравственного направления были проведены классные часы на темы «В школе без травм», «Табак –пассивное курение», «Беседа о дурных привычках», «Как защититься от террора», воспитательные часы «Как нужно разговаривать с взрослыми», «Уважай себя, уважай других». Ребята приняли участие в традиционных школьных мероприятиях: «День Матери, «Новогодняя елка», «Праздник Мам», «День Урожая».
Для воспитания гражданско-патриотических качеств, проводились классные часы «Россия –Родина моя», чтение и обсуждение рассказа В. Солоухина «Мститель» и др.
Творческо-эстетические способности развивались на классном часе «Учимся дружно играть», «Час весёлого этикета», конкурс «Самая, самая…самая», «Зимние забавы» и др. Ребята участвовали в школьной выставке поделок «Осенние фантазии», сами украшали класс к новому году.
Особое внимание уделялось экологическому воспитанию учащихся. Мы принимали участие в субботниках по благоустройству территории школы, в посадке цветов.
В этом году для ребят был создан сайт. На нем есть полезные материалы, как для дополнительных занятий по школьной программе, так и для семейного досуга. Теперь обо всех значимых школьных новостях родители могут узнать на сайте.
С 1 класса работает «Электронный журнал». Каждый ученик и родитель могут в любое время суток просмотреть оценки в журнале, для этого нужен только доступ к Интернету. У каждой семьи есть свой персональный пароль для входа на страницу с оценками.
С родителями были проведены родительские собрания. Регулярно проводятся индивидуальные беседы, консультации по различным вопросам, открытые уроки для родителей.
Изучение уровня школьной мотивации учащихся показало: высокий уровень – 7 человек, хороший – 4 человекa, положительное отношение к школе – 5 человек. Общий уровень воспитанности класса (по методике Н.П. Капустина) - 4, 6 балла (высокий). Уровень самооценки изучался при помощи теста «Лесенка». Завышенный уровень самооценки имеют – 8 человек, адекватную самооценку – 8 человек.
Приложение 8
Изучение уровня школьной мотивации учащихся (по Н. Лускановой)
Анкета
1.Тебе нравится в школе?
не очень
нравится
не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
чаще хочется остаться дома
бывает по-разному
иду с радостью
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
не знаю
не знаю
остался бы дома
пошел бы в школу
4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
не нравится
бывает по-разному
нравится
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
хотел бы
не хотел бы
не знаю
6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
не знаю
не хотел бы
хотел бы
7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?
часто
редко
не рассказываю
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
точно не знаю
хотел бы
не хотел бы
9.У тебя в классе много друзей?
мало
много
нет друзей
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
нравятся
не очень
не нравятся
Ключ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса |
оценка за 1-й ответ |
оценка за 2-й ответ |
оценка за 3-й ответ |
1 |
1 |
3 |
0 |
2 |
0 |
1 |
3 |
3 |
1 |
0 |
3 |
4 |
3 |
1 |
0 |
5 |
0 |
3 |
1 |
6 |
1 |
3 |
0 |
7 |
3 |
1 |
0 |
8 |
1 |
0 |
3 |
9 |
1 |
3 |
0 |
10 |
3 |
1 |
0 |
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка
Результаты анкетирования
Выводы: высокая и хорошая школьная мотивация сформировалась пока не у всех ребят, поэтому работа по повышению школьной мотивации продолжается
Приложение 9
Физкультурная группа
Группа здоровья
Работа по укреплению здоровья продолжается.
Приложение 10
Социальный состав родителей
Образовательный уровень родителей
Приложение 11
Изучение уровня воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)
Инструкция: обведите кружком балл, которым оценивается качество учащегося.
5 - качество проявляется всегда;
4 - качество проявляется часто;
3 - качество проявляется редко;
2 -качество не проявляется.
Критерии (показатели воспитанности) |
Оценка самого себя |
Оценка классного коллектива |
Оценка родите-ля |
Оценка классного руково-дителя |
Средний балл (итоговая оценка) |
|
1 класс |
2 класс |
|||||
Любознательность |
23 45 |
2 3 45 |
23 45 |
23 45 |
4,5 |
4,68 |
Отношение к школе, обществу |
23 45 |
2 3 45 |
23 45 |
23 45 |
4,75 |
4,5 |
Прилежание, трудолюбие |
23 45 |
2 3 45 |
23 45 |
23 45 |
3,75 |
4,46 |
Бережное отношение к природе |
23 45 |
2 3 45 |
23 45 |
23 45 |
3,25 |
4,37 |
Красивое в жизни |
23 45 |
2 3 45 |
23 45 |
23 45 |
4,3 |
4,65 |
Отношение к себе |
23 45 |
2 3 45 |
23 45 |
23 45 |
4,5 |
4,64 |
Итого: |
|
4,17 |
4,55 |
Средний балл определяет уровень воспитанности.
5 -4,5 – высокий уровень воспитанности
4,4 – 4 – уровень воспитанности выше среднего
3,9 – 2,9 – средний уровень воспитанности
2,8 – 2 – низкий уровень воспитанности
Выводы: результаты теста показывают уровень воспитанности класса: в 1 классе - 4,2 (выше среднего), во 2 классе – 4,6 (высокий). Результаты неплохие, но стремиться еще есть к чему.
Приложение 12
Изучение самооценки учащихся (тест «Лесенка»)
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.
Рисунок «лесенки» для изучения самооценки.
Инструкция (групповой вариант).
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на
классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и
послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь
(показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие
ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) –
ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие,
а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты
поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.
Инструкция (индивидуальный вариант)
При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия,
открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной
лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят,
то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые
хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать
четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую
ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На
какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с
ответом повторите инструкцию еще раз.
Обработка результатов и интерпретация
При анализе полученных данных исходите, из следующего:
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.
Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.
Результаты теста
Выводы: во 2 классе число ребят, имеющих адекватную самооценку увеличилось, работа по формированию адекватной самооценки продолжается.
Приложение 13
Карта интересов для младших школьников
Учитель, воспользовавшись данной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одарённости ребёнка.
Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.
Инструкция для детей.
В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках. Ответ на первый вопрос помещайте в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чём говорится, вам не нравится, ставьте знак
«-», если нравится – «+», если очень нравится, ставьте «+ +».
Инструкция для родителей.
Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребёнка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребёнка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.
На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чём говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребёнку, ставьте в клетке - «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «+ +». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Обработка результатов.
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
1. математика и техника (1-й столбик в листе ответов);
2. гуманитарная сфера (2-й столбик);
3 художественная деятельность;
4 физкультура и спорт;
5 коммуникативные интересы;
6 природа и естествознание;
7 домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач, полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.
Обработка результатов.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых.
Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В том случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.
Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой.
Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы, как с детьми, так и с их родителями.
Лист вопросов.
1. Нравится ли решать логические задачи и задачи на сообразительность.
2. Нравится ли слушать или читать самостоятельно сказки, рассказы, повести.
3. Нравится ли петь, музицировать.
4. Нравится ли заниматься физкультурой.
5. Нравится ли вместе с другими детьми играть в различные коллективные игры.
6. Нравится ли слушать или читать рассказы о природе.
7. Нравится ли делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
8. Нравится ли играть с техническим конструктором.
9. Нравится ли изучать иностранный язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.
10. Нравится ли самостоятельно рисовать.
11. Нравится ли играть в спортивные, подвижные игры.
12. Нравится ли руководить играми.
13. Нравится ли ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными.
14. Нравится ли ходить в магазин за продуктами.
15. Нравится ли слушать или читать книги о технике (машинах, космических кораблях).
16. Нравится ли играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
17. Нравится ли самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
18. Нравится ли соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
19. Нравится ли разговаривать с новыми незнакомыми людьми.
20. Нравится ли ухаживать за аквариумом, растениями, домашними животными (кошки, собаки и другие), птицами, помогать им, лечить их.
21. Нравится ли убирать за собой книги, тетради, игрушки.
22. Нравится ли конструировать, рисовать проекты самолётов, кораблей.
23. Нравится ли знакомится с историей (посещать исторические музеи).
24. Нравится ли самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
25. Нравится ли читать или слушать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
26. Нравится ли объяснять что-то другим детям или взрослым людям ( убеждать, спорить, доказывать своё мнение).
27. Нравится ли ухаживать за домашними растениями.
28. Нравится ли помогать взрослым делать уборку в квартире ( вытирать пыль, подметать пол и т.д.).
29. Нравится ли считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
30. Нравится ли знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
31. Нравится ли участвовать в постановке спектаклей.
32. Нравится ли заниматься спортом в секциях и кружках.
33. Нравится ли помогать другим людям.
34. Нравится ли работать в саду, на огороде, выращивать растения.
35. Нравится ли помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать
Карта интересов ребёнка.
Лист ответов.
Матема-тика, техника |
Гумани-тарная сфера |
Художест-венная сфера |
Физкуль-тура, спорт |
Коммуни-катив. интересы |
Природа, естество-знание |
Дом.обязан, труд по самообслуж. |
1+ |
2+ |
3+ |
4+ |
5+ |
6+ |
7+ |
8+ |
9+ |
10+ |
11+ |
12+ |
13+ |
14+ |
15- |
16+ |
17+ |
18+ |
19- |
20+ |
21+ |
22+ |
23+ |
24+ |
25+ |
26- |
27+ |
28+ |
29+ |
30+ |
31+ |
32+ |
33+ |
34+ |
35+ |
Карта интересов учащихся
Подсказка:
|
все + |
|
четыре +, один - |
|
три +, два - |
|
два +, три - |
|
один +, четыре - |
|
математика, техника |
гуманитарная сфера |
художественная сфера |
физкультура, спорт |
коммуникатив. интересы |
природа, естествознание |
дом.обязан, труд по самообслужи-ванию |
Алаев Н. |
|
|
|
|
|
|
|
Антонов Н. |
|
|
|
|
|
|
|
Башкирова А. |
|
|
|
|
|
|
|
Ермаков А. |
|
|
|
|
|
|
|
Иванова А. |
|
|
|
|
|
|
|
Иванов М. |
|
|
|
|
|
|
|
Калинина С. |
|
|
|
|
|
|
|
Константи-нова Д. |
|
|
|
|
|
|
|
Мотылькова Д. |
|
|
|
|
|
|
|
Нонкин И. |
|
|
|
|
|
|
|
Павлова К. |
|
|
|
|
|
|
|
Романов Д. |
|
|
|
|
|
|
|
Степанова М. |
|
|
|
|
|
|
|
Шембеков Г. |
|
|
|
|
|
|
|
Яранова В. |
|
|
|
|
|
|
|
Ярисова Е. |
|
|
|
|
|
|
|
Выводы: Карта интересов помогла получить первичную информацию о направленности интересов учащихся, которые в дальнейшем необходимо развивать
Приложение 14
Работа классного сайта
Сайт класса создан для общения учителя с детьми и родителями.
Основные разделы сайта:
1.Главная страница
2.Фотохроника
3.Классный коллектив
4.Расписание уроков
5.Заботливым родителям
6.Поздравлялка
7.Это интересно
8.Наше село
1. В разделе главная страница можно познакомиться с главными событиями, происходящими в нашем классе.
2. В разделе фотохроника есть фотографии мероприятий, проведенных в ходе реализации программы.
3. Раздел классный коллектив содержит программу развития классного коллектива, диаграммы успеваемости, дополнительное образование детей, достижения, творчество.
4. В 4 разделе содержится расписание уроков.
5. Раздел заботливым родителям содержит статью «Истинные причины неуспеваемости»
6. «Поздравлялка» - раздел для поздравления наших ребят с днем рождения. Можно ознакомиться с детским гороскопом.
7. Это просто интересно знать.
8.В разделе наше село есть статья об истории почтовой станции в с. Октябрьское, о чувашском поэте А.Г.Канаш, фотохроника села.
Материалы сайта регулярно пополняются, поэтому ребята и родители всегда найдут для себя что-нибудь полезное и интересное.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.