Введение
«Будьте здоровы! Что более дорогого и ценного можно пожелать человеку? Без здоровья нет уверенности в себе, нет полной радости в любимом деле, нет счастья, нет чистого ощущения самой жизни как величайшего чуда и богатства возможностей самопроявления» И. Е. Оранский |
Самое ценное у человека – здоровье. Оно является фундаментом нашей жизни, на котором строится наше благополучие. Без здоровья трудно, а часто невозможно хорошо учиться и работать. Только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны.
Современный человек живёт в таких условиях, в которых трудно быть здоровым. Очень многие люди не ценят своё здоровье, не заботятся о нём. И вспоминают о здоровье только тогда, когда серьёзно заболевают.
Здоровье нельзя купить ни за какие деньги. Но сформировать его и сохранить на долгие годы может каждый из нас, если выберет раз и навсегда здоровый образ жизни, одно из основных условий укрепления физического, психического, духовного и социального здоровья.
Интеллектуально-волевые усилия для организации и ведения здорового образа жизни будут прилагаться только тем человеком, у которого воспитано ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих. Медицина здесь помочь не может, поскольку эта задача целиком педагогическая. Таким образом, педагогика на сегодняшний день располагает наиболее доступным в России способом оздоровления человека, и средство это - воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
По данным академика РАМН Ю.П. Лисицина, среди факторов, обуславливающих здоровье человека, на долю экологических приходится примерно 20-25% всех воздействий; 20% составляют биологические (наследственные) факторы; 10% - развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным же фактором, влияние которого на здоровье оценивается в 50-55%, является образ жизни. Поэтому понятие "здоровье" необходимо рассматривать комплексно:
· физический аспект здоровья - физическая подготовка, умение преодолевать усталость, подвижный образ жизни, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
· интеллектуальный аспект здоровья - хорошие умственные способности, необходимые знания, любознательность, самообучаемость;
· нравственный аспект здоровья - потребность подчинять свое поведение общественным нормам и требованиям морали, самокритичность;
· социальный аспект здоровья - коммуникабельность, умение жить в социуме;
· эмоциональный аспект здоровья - уравновешенность, отсутствие негативных эмоций, напряжения, стрессов.
Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы, потребность к физическому совершенствованию, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период.
В этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых и осознаваемых ребенком в специально проецируемой деятельности.
Пояснительная записка
Актуальность создания учебной программы “ Школа Здоровья”, для начальной школы продиктована
1) необходимостью решения проблемы снижения показателей здоровья детей. Исследования состояния здоровья учащихся школы в течение последних двух лет показали отрицательную динамику. Увеличивается количество детей с фактором возникновения патологии различных органов, а также отклонениями в физическом и нервно-психическом развитии, детей, имеющих хронические заболевания, детей инвалидов. С каждым годом в школу приходит всё больше детей с уже ослабленным здоровьем. Решать эту проблему необходимо через применение в рамках образовательного процесса здоровьесберегающих педагогических технологий и просвещение детей и родителей, на что и направлена программа “ Школа Здоровья ”.
2) В нашей школе в целях формирования культуры здорового образа жизни реализуется программа дополнительного образования «Все цвета, кроме чёрного». Программой предусмотрено обучение только со 2 класса, поэтому возникла необходимость создания курса для детей, обучающихся в 1 классе.
Программа «Школа Здоровья» ориентирована на становление ценностного отношения у учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни.
Новизна представленной программы заключается в том, что она объединила в себе теоретические сведения из области анатомии, физиологии, гигиены, психологии, НОТ школьника. Данная интеграция помогает сформировать у детей осознанный выбор здорового образа жизни, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, способствует развитию памяти, мышления, речи, воображения, учит приемам самопознания и саморегуляции.
Начиная с первого класса, детям даются элементарные представления об индивидуальных и личностных особенностях человека, в том числе о чувствах, настроении, эмоциональных переживаниях, о способах самопознания и саморегуляции.
Учащиеся учатся заботиться о здоровье, узнают о правилах личной гигиены, как правильно организовать свой труд и отдых, как уберечь себя от наиболее распространённых заболеваний, от травм. Рассматривается вопрос о профилактике вредных привычек и борьбе с ними.
Дети обсуждают вопрос о том, что такое здоровье и что такое болезнь, узнают, что здоровье человека связано с его образом жизни, исследуют свой образ жизни, составляют правила и нормы здорового образа жизни.
С самых первых занятий необходимо научить детей анализировать и контролировать свои эмоции и поведение. Для этой цели на занятиях проводится психотренинг. Под руководством учителя дети учатся снимать с себя усталость, раздражительность, недовольство и т. п. Учитель старается научить детей принимать как положительные, так и отрицательные эмоции, воспитывает способность управлять своим внутренним миром.
Изучение данного курса обогатит детей новыми знаниями о себе, поможет стать здоровыми и счастливыми людьми, которые превосходно приспособлены к жизни и физически и психологически.
Программа рассчитана на 1 год изучения.
Цель программы: воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни.
Задачи программы:
· сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
· научить детей делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
· дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье;
· научить детей принимать как положительные, так и отрицательные эмоции, воспитывать способность управлять своим внутренним миром; обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
· научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
· сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
· дать представление о том, какой вред здоровью приносят вредные привычки;
· сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
· сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
Основные принципы программы:
· принцип интеграции – соотношение между естественно - научными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности;
· педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний с учётом специфики социальных ролей данной возрастной категории;
· культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру и культуру здоровья школьника.
Методы, формы обучения, режим занятий:
Методика работы с детьми строится на выборе методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся. Это такие методы, как
· метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.);
· активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь;
· методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
На занятиях широко используются такие формы работы, как работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа, творческая работа, имитационное моделирование, дидактическая сказка, работа с ценностно-ориентированными текстами, проблемные ситуации. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (игры - тренинги, оздоровительные минутки - упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Программу предполагается апробировать в условиях работы МОУ «НОШ№ 35».
Данное планирование составлено для 1 класса в количестве 33 часов, по 1 часу в неделю в течение учебного года.
Тематическое планирование и содержание учебного курса
Блок 1 (22ч).
«Я и мой организм»
№ занятий |
Тема занятия |
Методические приёмы |
1-3 |
Тема 1. Познакомьтесь – это я. Чем я похож и чем отличаюсь от других людей? Чем дети отличаются от взрослых? |
Упражнения «Приветствие», «Снежный ком». Практическая работа: · определение ведущей руки, глаза; · диагностика уровня внимания (методика «Найди и вычеркни»). |
4 |
Тема 2. Из каких частей состоит моё тело? Для чего они служат? |
Дидактическая игра «Угадай и покажи часть тела», разгадывание загадок. |
5-6 |
Тема 3. Мои помощники – глаза. Как устроен орган зрения? Что может повредить зрению? Как беречь глаза? |
Практическая работа: · тренировка глазомера; · гимнастика для глаз. Упражнение игрового характера «Лови, бросай, упасть не давай». Ситуация выбора: Надо ли беречь глаза? |
7-9 |
Тема 4. Как я слышу звуки? Как устроен орган слуха? Как защититься от громкого и неприятного звука? Как беречь уши? |
Практическая работа: · опыт по установлению слуховой чувствительности; · упражнение «массаж ушных раковин»; · слушание природного шума леса, воды. Упражнение игрового характера на восприятие звука «Кто издаёт этот звук?» |
10 - 11 |
Тема 5. Мои зубы. Для чего они служат? Молочные и постоянные зубы. Как устроен зуб у человека. Почему болят зубы? Уход за зубами. |
Практическая работа: · «чистка зубов» Ситуация выбора: Надо ли чистить зубы каждый день? |
12 - 14 |
Тема 6. Как я чувствую запахи? Для чего человеку нос? Приятные и неприятные запахи. Как научиться различать запахи? Почему у человека появляется насморк? |
Практическая работа: · разучивание комплекса упражнений на улучшение функций дыхания «Весёлая гимнастика», «Насос», «Кто громче». Упражнение игрового характера на восприятие запаха «Закрой глаза и угадай предмет по запаху», «Вспомни, как пахнет предмет». |
15 - 16 |
Тема 7. Как я чувствую предмет на ощупь? Для чего служит кожа? Изучение строения кожи. Травмы и заболевания кожи. Правила ухода за кожей. |
Практическая работа: · тренировка чувствительности; · практикум «Первая помощь при травмах и ожогах» Упражнение игрового характера на восприятие «Угадай на ощупь». |
17 - 19 |
Тема 8. Как я узнаю вкус пищи? Какой бывает вкус? Вкусная и невкусная пища. Полезная и вредная пища. Витамины. Почему младенец может питаться только молоком? |
Обсуждение пословицы: «На вкус и на цвет товарищей нет». Упражнение игрового характера: «Полезно - вредно», «Закрой глаза и угадай». |
20 - 21 |
Тема 9. Как я передвигаюсь? Мышцы, кости и суставы. От чего зависит красивая осанка человека? Почему детям необходимо играть? Как стать сильным и ловким? |
Практическая работа: · тест на выносливость; · освоение комплекса упражнений для формирования правильной осанки; · тренинг мышечной релаксации. Упражнение игрового характера: «Кто устойчивее», «Мостик через речку», «Тряпичная кукла»
|
22 |
Тема 10. Как я думаю? О чём я люблю думать? Тренировка памяти и ума. |
Практическая работа: · диагностика памяти. Упражнение игрового характера на развитие памяти и творческого мышления. |
Блок 2.
«Я и моё здоровье » (11ч.)
№ занятий |
Тема занятия |
Методические приёмы |
1 - 2 |
Тема 1. Что такое здоровье и что такое болезнь? Как сохранить здоровье? Здоровье человека связано с его образом жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. Вредные привычки и как от них избавиться. |
Практическая работа: · диагностика здорового образа жизни, тест «Будьте здоровы».
|
3 - 4 |
Тема 2. Что я делаю в течение дня? Мой режим дня. Значение режима дня для здоровья. |
Ситуация выбора: «Нужен ли мне режим дня?». Практическая работа: · составление режима дня первоклассника. |
5 - 6 |
Тема 2. Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи.
|
Утренник «Мама, папа, я – здоровая семья» |
7- 9 |
Тема 3. От чего зависит моё настроение? Мои эмоции и чувства. Какие бывают эмоции? Выражение чувств и эмоций. Можно ли управлять эмоциями? Что может поднять моё настроение? |
Ситуация выбора: «Какие эмоции полезнее для здоровья?» Практическая работа: · знакомство с методами саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения: упражнения «Возьмите себя в руки», «Сбрось усталость», «Дыши и думай красиво»; · танцевально-двигательные упражнения «Подари движение» Упражнение игрового характера «Как ты себя сегодня чувствуешь», «Встреча эмоций».
|
10 |
Тема 4. Как я отдыхаю? Зачем человеку нужен отдых? Какое у меня настроение, если я не высплюсь? Что надо делать, чтобы сон был полноценным? |
Практическая работа: · тренинг мышечного расслабления |
11 |
Тема 5. Праздник Здоровья. |
|
Ожидаемый результат изучения курса
Обучающиеся должны знать:
· части тела, их функциональное предназначение;
· правила бережного отношения к зрению, слуху, зубам;
· правила ухода за кожей;
· правила здорового сна;
· специальные упражнения для саморегуляции и релаксации;
· комплексы упражнений для глаз, для формирования правильной осанки,
· чем отличается состояние здоровья от состояния болезни;
· об опасности вредных привычек;
· правила и нормы здорового образа жизни.
Обучающиеся должны уметь:
· регулярно выполнять гигиенические процедуры;
· правильно чистить зубы, уши;
· правильно ложиться спать;
· распознать основные эмоции у себя и других, словесно объяснить их, отчётливо выразить с помощью жестов, мимики, позы;
· управлять своими эмоциями;
· составлять усредненный режим дня на неделю и следовать ему;
· выполнять упражнения на релаксацию и саморегуляцию;
· выполнять упражнения для поддержания правильной осанки.
Список литературы:
1. Валеология. Справочник школьника. / Сост. С. Н. Заготова. – Донецк: ПКФ «БАО», 1998.
2. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. /Сост. Г. Шалаева. – М.: АСТ, 1996.
3. Ковалько В. И. Младшие школьники после уроков: 750 развивающих игр, упражнений, физминуток. – М.: Эксмо, 2007.
4. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
5. Майорова Н. П., Чепурных Е. Е., Шурухт С. М.Обучение жизненно важным навыкам в школе:Пособие для классных руководителей / Под ред. Н. П. Майоровой. – СПб.: Издательство «Образование - Культура», 2002.
6. Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д.Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
7. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
8. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. - Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
9.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.