Программа "Школа Здоровья"
Оценка 4.7

Программа "Школа Здоровья"

Оценка 4.7
docx
08.06.2023
Программа "Школа Здоровья"
программа Школа здоровья.docx

 

 

 

 

 

 

 

Курс "Школа Здоровья" - Описание: Бумажный пакет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Будьте здоровы!

Что более дорогого и ценного можно пожелать человеку? Без здоровья нет уверенности в себе, нет полной радости в любимом деле, нет счастья, нет чистого ощущения самой жизни как величайшего чуда и богатства возможностей самопроявления»

И. Е. Оранский

 

Самое ценное у человека – здоровье. Оно является фундаментом нашей жизни, на котором строится наше благополучие. Без здоровья трудно, а часто невозможно хорошо учиться и работать. Только здоровый человек способен быть  настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны.

Современный человек живёт в таких условиях, в которых трудно быть здоровым. Очень многие люди не ценят своё здоровье, не заботятся о нём. И вспоминают о здоровье только тогда, когда серьёзно заболевают.

Здоровье нельзя купить ни за какие деньги. Но сформировать его и сохранить на долгие годы может каждый из нас, если выберет раз и навсегда здоровый образ жизни, одно из основных условий укрепления физического, психического, духовного  и социального здоровья.

Интеллектуально-волевые усилия для организации и ведения здорового образа жизни будут прилагаться только тем человеком, у которого воспитано ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих. Медицина здесь помочь не может, поскольку эта задача целиком педагогическая. Таким образом, педагогика на сегодняшний день располагает наиболее доступным в России способом оздоровления человека, и средство это - воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

По данным академика РАМН Ю.П. Лисицина, среди факторов, обуславливающих здоровье человека, на долю экологических приходится примерно 20-25% всех воздействий; 20% составляют биологические (наследственные) факторы; 10% - развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным же фактором, влияние которого на здоровье оценивается в 50-55%, является образ жизни. Поэтому понятие "здоровье" необходимо рассматривать комплексно:

·        физический аспект здоровья - физическая подготовка, умение преодолевать усталость, подвижный образ жизни, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

·        интеллектуальный аспект здоровья - хорошие умственные способности, необходимые знания, любознательность, самообучаемость;

·        нравственный аспект здоровья - потребность подчинять свое поведение общественным нормам и требованиям морали, самокритичность;

·        социальный аспект здоровья - коммуникабельность, умение жить в социуме;

·        эмоциональный аспект здоровья - уравновешенность, отсутствие негативных эмоций, напряжения, стрессов.

Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы, потребность к физическому совершенствованию, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период.

В этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых и осознаваемых ребенком в специально проецируемой деятельности.

 

Пояснительная записка

Актуальность создания учебной программы “ Школа Здоровья”, для начальной школы продиктована

1)    необходимостью решения проблемы снижения показателей здоровья детей. Исследования состояния здоровья учащихся школы в течение последних двух лет показали отрицательную динамику. Увеличивается количество детей с фактором возникновения патологии различных органов, а также отклонениями в физическом и нервно-психическом развитии, детей, имеющих хронические заболевания, детей инвалидов. С каждым годом в школу приходит всё больше детей с уже ослабленным здоровьем. Решать эту проблему необходимо через применение в рамках образовательного процесса здоровьесберегающих педагогических технологий и просвещение детей и родителей, на что и направлена программа “ Школа Здоровья ”.

2)    В нашей школе в целях формирования культуры здорового образа жизни реализуется программа дополнительного образования «Все цвета, кроме чёрного». Программой предусмотрено обучение только со 2 класса, поэтому возникла необходимость создания курса для детей, обучающихся в 1 классе.

Программа «Школа Здоровья» ориентирована на становление ценностного отношения у учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни.

Новизна представленной программы заключается в том, что она объединила в себе теоретические сведения из области анатомии, физиологии, гигиены, психологии, НОТ школьника. Данная интеграция помогает сформировать у детей осознанный выбор здорового образа жизни, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, способствует развитию памяти, мышления, речи, воображения, учит приемам самопознания и саморегуляции.

Начиная с первого класса, детям даются элементарные представления об индивидуальных и личностных особенностях человека, в том числе о чувствах, настроении, эмоциональных переживаниях, о способах самопознания и саморегуляции.

Учащиеся  учатся заботиться о здоровье, узнают о правилах личной гигиены, как правильно организовать свой труд и отдых, как уберечь себя от наиболее распространённых заболеваний, от травм. Рассматривается вопрос о профилактике вредных привычек и борьбе с ними.

Дети обсуждают вопрос о том, что такое здоровье и что такое болезнь, узнают, что здоровье человека связано с его образом жизни, исследуют свой образ жизни, составляют правила и нормы здорового образа жизни.

С самых первых занятий необходимо научить детей анализировать и контролировать свои эмоции и поведение. Для этой цели на занятиях проводится психотренинг. Под руководством учителя дети учатся снимать с себя усталость, раздражительность, недовольство и т. п. Учитель старается научить детей принимать как положительные, так и отрицательные эмоции, воспитывает способность управлять своим внутренним миром.

Изучение данного курса обогатит детей новыми знаниями о себе, поможет стать здоровыми и счастливыми людьми, которые превосходно приспособлены к жизни и физически и психологически.

Программа рассчитана на 1 год изучения.

Цель программы: воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни.

Задачи программы:

·        сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

·        научить детей делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

·        дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье;

·        научить детей принимать как положительные, так и отрицательные эмоции, воспитывать способность управлять своим внутренним миром; обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

·        научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

·        сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

·        дать представление о том, какой вред здоровью приносят вредные привычки;

·        сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

·        сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.

 

Основные принципы программы:

·        принцип интеграции – соотношение между естественно - научными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности;

·        педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний с учётом специфики социальных ролей данной возрастной категории;

·        культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру и культуру здоровья школьника.

Методы, формы обучения, режим занятий:

Методика работы с детьми строится на выборе методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся. Это такие методы, как

·        метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.);

·        активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь;

·        методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

                     На занятиях широко используются такие формы работы, как работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа, творческая работа, имитационное моделирование, дидактическая сказка, работа с ценностно-ориентированными текстами, проблемные ситуации.  Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (игры - тренинги, оздоровительные минутки - упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

                     Программу предполагается апробировать в условиях работы МОУ «НОШ№ 35».

                     Данное планирование составлено для 1 класса в количестве 33 часов, по 1 часу в неделю в течение учебного года.

 

 

Тематическое планирование и содержание учебного курса

Блок 1 (22ч).

«Я и мой организм»

№ занятий

Тема занятия

Методические приёмы

1-3

Тема 1. Познакомьтесь – это я.

Чем я похож и чем отличаюсь от других людей? Чем дети отличаются от взрослых?

Упражнения «Приветствие», «Снежный ком».

Практическая работа:

·        определение ведущей руки, глаза;

·        диагностика уровня внимания (методика «Найди и вычеркни»).

4

Тема 2. Из каких частей состоит моё тело?

Для чего они служат?

Дидактическая игра «Угадай и покажи часть тела», разгадывание загадок.

5-6

Тема 3. Мои помощники – глаза.

Как устроен орган зрения? Что может повредить зрению? Как беречь глаза?

Практическая работа:

·        тренировка глазомера;

·        гимнастика для глаз.

Упражнение игрового характера «Лови, бросай, упасть не давай».

Ситуация выбора:

Надо ли беречь глаза?

7-9

Тема 4. Как я слышу звуки?

Как устроен орган слуха? Как защититься от громкого и неприятного звука? Как беречь уши?

Практическая работа:

·        опыт по установлению слуховой чувствительности;

·        упражнение «массаж ушных раковин»;

·        слушание природного шума леса, воды.

Упражнение игрового характера на восприятие звука «Кто издаёт этот звук?»

10 - 11

Тема 5. Мои зубы.

Для чего они служат? Молочные и постоянные зубы. Как устроен зуб у человека. Почему болят зубы? Уход за зубами.

Практическая работа:

·        «чистка зубов»

Ситуация выбора:

Надо ли чистить зубы каждый день?

12 - 14

Тема 6. Как я чувствую запахи?

Для чего человеку нос? Приятные и неприятные запахи. Как научиться различать запахи? Почему у человека появляется насморк?

Практическая работа:

·        разучивание комплекса упражнений на улучшение функций дыхания «Весёлая гимнастика», «Насос», «Кто громче».

Упражнение игрового характера на восприятие запаха «Закрой глаза и угадай предмет по запаху», «Вспомни, как пахнет предмет».

15 - 16

Тема 7. Как я чувствую предмет на ощупь?

Для чего служит кожа? Изучение строения кожи. Травмы и заболевания кожи. Правила ухода за кожей.

Практическая работа:

·        тренировка чувствительности;

·        практикум «Первая помощь при травмах и ожогах»

Упражнение игрового характера на восприятие «Угадай на ощупь».

17 - 19

Тема 8. Как я узнаю вкус пищи?

Какой бывает вкус? Вкусная и невкусная пища. Полезная и вредная пища. Витамины. Почему младенец может питаться только молоком?

Обсуждение пословицы:

«На вкус и на цвет товарищей нет».

Упражнение игрового характера:

«Полезно - вредно», «Закрой глаза и угадай».

20 - 21

Тема 9. Как я передвигаюсь?

Мышцы, кости и суставы. От чего зависит красивая осанка человека? Почему детям необходимо играть? Как стать сильным и ловким?

Практическая работа:

·        тест на выносливость;

·        освоение комплекса упражнений для формирования правильной осанки;

·        тренинг мышечной релаксации.

Упражнение игрового характера:

«Кто устойчивее», «Мостик через речку», «Тряпичная кукла»

 

22

Тема 10. Как я думаю?

О чём я люблю думать? Тренировка памяти и ума.

Практическая работа:

·        диагностика памяти.

Упражнение игрового характера на развитие памяти и творческого мышления.

 

Блок 2.

«Я и моё здоровье » (11ч.)

№ занятий

Тема занятия

Методические приёмы

1 - 2

Тема 1. Что такое здоровье и что такое болезнь?

Как сохранить здоровье? Здоровье человека связано с его образом жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. Вредные привычки и как  от них избавиться.

Практическая работа:

·        диагностика здорового образа жизни, тест «Будьте здоровы».

 

3 - 4

Тема 2. Что я делаю в течение дня?

Мой режим дня. Значение режима дня для здоровья.

Ситуация выбора:

«Нужен ли мне режим дня?».

Практическая работа:

·        составление режима дня первоклассника.

5 - 6

Тема 2. Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи.

 

 Утренник «Мама, папа, я – здоровая семья»

7- 9

Тема 3. От чего зависит моё настроение?

Мои эмоции и чувства. Какие бывают эмоции? Выражение чувств и эмоций. Можно ли управлять эмоциями? Что может поднять моё настроение?

Ситуация выбора:

«Какие эмоции полезнее для здоровья?»

Практическая работа:

·        знакомство с методами саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения: упражнения «Возьмите себя в руки», «Сбрось усталость», «Дыши и думай красиво»;

·        танцевально-двигательные упражнения «Подари движение»

Упражнение игрового характера «Как ты себя сегодня чувствуешь», «Встреча эмоций».

 

10

Тема 4. Как я отдыхаю?

Зачем человеку нужен отдых? Какое у меня настроение, если я не высплюсь? Что надо делать, чтобы сон был полноценным?

Практическая работа:

·        тренинг мышечного расслабления

11

Тема 5. Праздник Здоровья.

 

Ожидаемый результат изучения курса

Обучающиеся должны знать:

·        части тела, их функциональное предназначение;

·        правила бережного отношения к зрению, слуху, зубам;

·        правила ухода за кожей;

·        правила здорового сна;

·        специальные упражнения для саморегуляции и релаксации;

·         комплексы упражнений для глаз, для формирования правильной осанки,

·        чем отличается состояние здоровья от состояния болезни;

·        об опасности вредных привычек;

·        правила и нормы здорового образа жизни.

Обучающиеся должны уметь:

·        регулярно выполнять гигиенические процедуры;

·        правильно чистить зубы, уши;

·        правильно ложиться спать;

·        распознать основные эмоции у себя и других, словесно объяснить их, отчётливо выразить с помощью жестов, мимики, позы;

·        управлять своими эмоциями;

·        составлять усредненный режим дня на неделю и следовать ему;

·        выполнять упражнения на релаксацию и саморегуляцию;

·        выполнять упражнения для поддержания правильной осанки.

 

Список литературы:

 

1.     Валеология. Справочник школьника. / Сост. С. Н. Заготова. – Донецк: ПКФ «БАО», 1998.

2.     Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. /Сост. Г. Шалаева. – М.: АСТ, 1996.

3.     Ковалько В. И. Младшие школьники после уроков: 750 развивающих игр, упражнений, физминуток.  – М.: Эксмо, 2007.

4.     Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.

5.     Майорова Н. П., Чепурных Е. Е., Шурухт С. М.Обучение жизненно важным навыкам в школе:Пособие для классных руководителей / Под ред. Н. П. Майоровой. – СПб.: Издательство «Образование - Культура», 2002.

6.     Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д.Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

7.     Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.

8.     Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. - Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.


 

9.    

Программа "Школа Здоровья"

Программа "Школа Здоровья"

Введение «Будьте здоровы!

Введение «Будьте здоровы!

По данным академика РАМН Ю.П.

По данным академика РАМН Ю.П.

С каждым годом в школу приходит всё больше детей с уже ослабленным здоровьем

С каждым годом в школу приходит всё больше детей с уже ослабленным здоровьем

С самых первых занятий необходимо научить детей анализировать и контролировать свои эмоции и поведение

С самых первых занятий необходимо научить детей анализировать и контролировать свои эмоции и поведение

Методы, формы обучения, режим занятий:

Методы, формы обучения, режим занятий:

Тематическое планирование и содержание учебного курса

Тематическое планирование и содержание учебного курса

Для чего они служат? Молочные и постоянные зубы

Для чего они служат? Молочные и постоянные зубы

Кто устойчивее», «Мостик через речку», «Тряпичная кукла» 22

Кто устойчивее», «Мостик через речку», «Тряпичная кукла» 22

Тема 3. От чего зависит моё настроение?

Тема 3. От чего зависит моё настроение?

Список литературы: 1.

Список литературы: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2023