Программа «Система работы с одаренными детьми»
Пояснительная записка
Проблема раннего выявления и обучения одаренных детей (ОД) - самое важное в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области и государства в целом.
Одарённость— это системное, развивающиеся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видов деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок— это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями, (или имеет внутренние предпосылки для таких же достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды опосредственного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность.
Познавательная потребность— прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: потребность в впечатлениях, любознательность, целенаправленная познавательная деятельность. Одаренные дети охотно и легко учится, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением чётко излагает свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач. Каждый одаренный — индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школе.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одарёнными детьми.
Актуальность
В последние годы становится всё более очевидным тот факт, что школьное образование, а традиционно считавшемся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантии того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности и решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это и кружковая работа, и организация предпрофильной подготовки учащихся, и развитие исследовательской деятельности.
При организации работы с одарёнными детьми в условиях массовой образовательной школы и речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечила бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовности к обучению, так и детей с скрытыми формами одаренности.
Концепция программы
Цель программы «Одаренные дети»: создать условия для выявления поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями; создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общество и государства.
Задачи
· изучение природы детской одаренности;
· выявление и отбор как собственно одарённых и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;
· создание базы данных в рамках программы;
· создание оптимальных условий для развития и реализации способностей;
· выстраивание целостной системы работы с одаренными детьми;
· объединение усилий учителей по формированию устойчивых навыков у обучающихся, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству;
· пополнение информационного банка данных по направлению «Одаренные дети».
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск выявления и развития должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Принципы педагогической деятельности в работе с ОД:
· принцип максимального разнообразия, предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференцации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с ОД:
· групповые занятия с одаренными учащимися;
· предметные кружки;
· кружки по интересам;
· конкурсы;
· курсы по выбору;
· олимпиады;
· работа по индивидуальным планам;
· исследовательская деятельность и участие в научно- исследовательском кружке (НИК).
Формы организации образовательной деятельности с одаренными учащимися:
Факультатив, элективный курс – учет индивидуальных возможностей учащихся; повышение степени самостоятельности учащихся; расширение познавательных возможностей учащихся; формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Ученическая конференция, предметная неделя - представление широкого спектра форм внеурочной деятельности; повышение мотивации учеников к изучению образовательной области; развитие творческих способностей учащихся;
Научное общество учащихся – привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности; формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
Кружки, студии, объединения – развитие творческих способностей учащихся; содействие в профессиональной ориентации; самореализация учащихся во внеклассной работе.
Программа работы с ОД
1 раздел. Диагностика и создание банка данных.
План работы
№ |
Мероприятие |
Цель |
Время проведения |
Ответственный |
1. |
Планирование индивидуально-групповых занятий |
Удовлетворение образовательных потребностей учащихся |
сентябрь |
руководитель НИК |
2. |
Диагностика учащихся (5-ые, 10-ые классы) |
Выявления уровня одаренности учащихся, формирование банка данных |
сентябрь |
педагог-психолог |
3. |
Работа с особо одаренными по результатам диагностики учащимися 5-ых классов |
Развитие творческой одаренности учащихся |
октябрь-май |
руководитель НИК |
4. |
Установочное совещание руководителей ШМО |
Знакомство педагогов с результатами тестирование, разработка платна работы с одаренными детьми |
сентябрь |
руководители ШМО |
5. |
Школьные олимпиады по предметам |
Выявление наиболее подготовленных учащихся по отдельным предметам |
октябрь |
учителя-предметники |
6. |
Подготовка и участие в городских предметных олимпиадах |
Тренировка и достижения наиболее успешных участников олимпиад |
ноябрь |
учителя-предметники |
7. |
Участие в конкурсах по различным предметам |
Выявление наиболее подготовленных учащихся по отдельным предметам и образовательным областям |
в течении года |
учителя-предметники |
8. |
Мониторинг по итогам первого полугодия |
Выявление уровня вовлеченности одаренных учащихся в различные уровни дополнительного образования, коррекция работы с одаренными детьми |
декабрь |
руководитель НИК |
9. |
Участие в областных предметных олимпиадах. |
Выявление наиболее подготовленных учащихся по отдельным предметам и образовательным областям |
январь |
учителя-предметники |
10. |
Подготовка к участию |
Тренировка и достижения |
ноябрь- |
учителя-предметники |
11. |
Проведение школьного дня науки |
Выявление наиболее подготовленных учащихся, пропаганда научно-исследовательской деятельности в школьной среде |
декабрь |
учителя-предметники |
12. |
Подготовка к участию в городской научно-исследовательской конференции |
Тренировка наиболее успешных участников |
февраль |
руководитель НИК |
13. |
Городская научно-исследовательская конференция |
Выявление наиболее подготовленных и успешных учащихся |
февраль |
руководитель НИК |
14. |
Мониторинг по итогам второго полугодия |
Выявление уровня вовлечения одаренных учащихся в различные уровни дополнительного образования, коррекция работы с одаренными детьми |
апрель-май |
руководитель НИК |
15. |
Планирование работы с одаренными учащимися в следующем учебном году |
Коррекция плана работы с одаренными детьми |
май |
руководитель НИК |
2 раздел. Работа с участниками НИК в рамках работы с ОД
№ |
Этап и содержание |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Формирование списка участников НИК |
сентябрь |
руководители МО |
2 |
Обучение правилам создания и написания исследовательской работы |
||
|
Что такое исследование |
октябрь |
руководитель НИК |
Правила оформления исследования |
октябрь |
учитель информатики |
|
Создание презентации |
ноябрь |
учитель информатики |
|
Подготовка публичной защиты исследовательской работы |
ноябрь |
руководитель НИК |
|
3 |
Подведение итогов участия в конкурсах совместно с учащимися |
ноябрь |
руководитель НИК |
4 |
Анализ итогов работы с ОД по написанию исследовательских работ |
декабрь |
руководитель НИК |
5 |
Работа по подготовке учащихся к городской НИК |
декабрь-январь |
руководитель НИК |
6 |
Подведение итогов участия в конкурсах совместно с учащимися |
февраль |
руководитель НИК |
7 |
Анализ итогов работ с ОД по написанию исследовательских работ |
февраль |
руководитель НИК |
Предполагаемые результаты
· увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
· повышение качества образования и воспитания школьником в целом;
· положительная динамика процента участников и призёров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;
· повышение социального престижа школы на местном, муниципальном уровне;
· повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
· повышение уровня владения детьми ключевыми компетенциями;
· создание банка данных одаренных детей, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;
· внедрение в образовательное пространство альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития;
· повышение профессиональной компетенции педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;
· успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования;
· удовлетворенность детей своей деятельности и увеличение числа таких детей.
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.