Программа "Система работы с одаренными детьми"
Оценка 4.7

Программа "Система работы с одаренными детьми"

Оценка 4.7
docx
17.07.2022
Программа "Система работы с одаренными детьми"
система работы с одаренными детьми.docx

Программа «Система работы с одаренными детьми»

Пояснительная записка

Проблема раннего выявления и обучения одаренных детей (ОД) - самое важное в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области и государства в целом.

Одарённость— это системное, развивающиеся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видов деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребёнок— это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями, (или имеет внутренние предпосылки для таких же достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды опосредственного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность.

Познавательная потребность— прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: потребность в впечатлениях, любознательность, целенаправленная познавательная деятельность. Одаренные дети охотно и легко учится, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением чётко излагает свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач. Каждый одаренный — индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школе.

Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одарёнными детьми.

Актуальность

В последние годы становится всё более очевидным тот факт, что школьное образование, а традиционно считавшемся основным, не решает своей главной задачи.  Оно не может обеспечить ребенка гарантии того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности и решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это и кружковая работа, и организация предпрофильной подготовки учащихся, и развитие исследовательской деятельности.

При организации работы с одарёнными детьми в условиях массовой образовательной школы и речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечила бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовности к обучению, так и детей с скрытыми формами одаренности.

Концепция программы

Цель программы «Одаренные дети»: создать условия для выявления поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями; создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общество и государства.

Задачи

·         изучение природы детской одаренности;

·         выявление и отбор как собственно одарённых и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;

·         создание базы данных в рамках программы;

·         создание оптимальных условий для развития и реализации способностей;

·         выстраивание целостной системы работы с одаренными детьми;

·         объединение усилий учителей по формированию устойчивых навыков у обучающихся, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству;

·         пополнение информационного банка данных по направлению «Одаренные дети».

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск выявления и развития должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Принципы педагогической деятельности в работе с ОД:

·         принцип максимального разнообразия, предоставленных возможностей для развития личности;

·         принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·         принцип индивидуализации и дифференцации обучения;

·         принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

·         принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы с ОД:

·         групповые занятия с одаренными учащимися;

·         предметные кружки;

·         кружки по интересам;

·         конкурсы;

·         курсы по выбору;

·         олимпиады;

·         работа по индивидуальным планам;

·         исследовательская деятельность и участие в научно- исследовательском кружке (НИК).

Формы организации образовательной деятельности с одаренными учащимися:

Факультатив, элективный курс – учет индивидуальных возможностей учащихся; повышение степени самостоятельности учащихся; расширение познавательных возможностей учащихся; формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция, предметная неделя - представление широкого спектра форм внеурочной деятельности; повышение мотивации учеников к изучению образовательной области; развитие творческих способностей учащихся;

Научное общество учащихся – привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности; формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Кружки, студии, объединения – развитие творческих способностей учащихся; содействие в профессиональной ориентации; самореализация учащихся во внеклассной работе.

Программа работы с ОД

1 раздел. Диагностика и создание банка данных.

План работы

Мероприятие

Цель

Время проведения

Ответственный

1.

Планирование индивидуально-групповых занятий

Удовлетворение образовательных потребностей учащихся

сентябрь

руководитель  НИК

2.

Диагностика учащихся (5-ые, 10-ые классы)

Выявления уровня одаренности учащихся, формирование банка данных

сентябрь

педагог-психолог

3.

Работа с особо одаренными по результатам диагностики учащимися 5-ых классов

Развитие творческой одаренности учащихся

октябрь-май

руководитель НИК

4.

Установочное совещание руководителей ШМО

Знакомство педагогов с результатами тестирование, разработка платна работы с одаренными детьми

сентябрь

руководители ШМО

5.

Школьные олимпиады по предметам

Выявление наиболее подготовленных учащихся по отдельным предметам

октябрь

учителя-предметники

6.

Подготовка и участие в городских предметных олимпиадах

Тренировка и достижения наиболее успешных участников олимпиад

ноябрь

учителя-предметники

7.

Участие в конкурсах по различным предметам

Выявление наиболее подготовленных учащихся по отдельным предметам и образовательным областям

в течении года

учителя-предметники

8.

Мониторинг по итогам первого полугодия

Выявление уровня вовлеченности одаренных учащихся в различные уровни дополнительного образования, коррекция работы с одаренными детьми

декабрь

руководитель НИК

9.

Участие в областных предметных олимпиадах.

Выявление наиболее подготовленных учащихся по отдельным предметам и образовательным областям

январь

учителя-предметники

10.

Подготовка к участию

Тренировка и достижения

ноябрь-

учителя-предметники

11.

Проведение школьного дня науки

Выявление наиболее подготовленных учащихся, пропаганда научно-исследовательской деятельности в школьной среде

декабрь

учителя-предметники

12.

Подготовка к участию в городской научно-исследовательской конференции

Тренировка наиболее успешных участников

февраль

руководитель НИК

13.

Городская научно-исследовательская конференция

Выявление наиболее подготовленных и успешных учащихся

февраль

руководитель НИК

14.

Мониторинг по итогам второго полугодия

Выявление уровня вовлечения одаренных учащихся в различные уровни дополнительного образования, коррекция работы с одаренными детьми

апрель-май

руководитель НИК

15.

Планирование работы с одаренными учащимися в следующем учебном году

Коррекция плана работы с одаренными детьми

май

руководитель НИК

 

2 раздел. Работа с участниками НИК в рамках работы с ОД

Этап и содержание

Сроки

Ответственные

1

Формирование списка участников НИК

сентябрь

руководители МО

2

Обучение правилам создания и написания исследовательской работы

 

Что такое исследование

октябрь

руководитель НИК

Правила оформления исследования

октябрь

учитель информатики

Создание презентации

ноябрь

учитель информатики

Подготовка публичной защиты исследовательской работы

ноябрь

руководитель НИК

3

Подведение итогов участия в конкурсах совместно с учащимися

ноябрь

руководитель НИК

4

Анализ итогов работы с ОД по написанию исследовательских работ

декабрь

руководитель НИК

5

Работа по подготовке учащихся к городской НИК

декабрь-январь

руководитель НИК

6

Подведение итогов участия в конкурсах совместно с учащимися

февраль

руководитель НИК

7

Анализ итогов работ с ОД по написанию исследовательских работ

февраль

руководитель НИК

 

Предполагаемые результаты

·         увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;

·         повышение качества образования и воспитания школьником в целом;

·         положительная динамика процента участников и призёров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;

·         повышение социального престижа школы на местном, муниципальном уровне;

·         повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;

·         повышение уровня владения детьми ключевыми компетенциями;

·         создание банка данных одаренных детей, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;

·         внедрение в образовательное пространство альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития;

·         повышение профессиональной компетенции педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;

·         успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования;

·         удовлетворенность детей своей деятельности и увеличение числа таких детей.


 

·        

Программа «Система работы с одаренными детьми»

Программа «Система работы с одаренными детьми»

Это и заставляет усиленно искать возможности и решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования

Это и заставляет усиленно искать возможности и решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования

НИК). Формы организации образовательной деятельности с одаренными учащимися:

НИК). Формы организации образовательной деятельности с одаренными учащимися:

Школьные олимпиады по предметам

Школьные олимпиады по предметам

Планирование работы с одаренными учащимися в следующем учебном году

Планирование работы с одаренными учащимися в следующем учебном году

· успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования; удовлетворенность детей своей деятельности и увеличение числа…

· успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования; удовлетворенность детей своей деятельности и увеличение числа…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.07.2022