Программа внеурочной деятельности 5 класс Функциональная грамотность. Учимся для жизни»

  • docx
  • 28.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» для обучающихся 5 А класса на 2022 - 2023 учебный год
Иконка файла материала программа 5 класс внеурочная деятельность (1).docx

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность. Учимся для жизни»

для обучающихся 5 А класса

на 2022 - 2023 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Настоящая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» для учащихся 5 класса составлена на основе:

 

1. Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г. (с изменениями и дополнениями).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014 г. № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577, от 11.12.2020г. № 712);

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115);

4. Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12. 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 08 мая 2019 года №233; от 22.11.2019 N 632)

5. Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 N 254 «О федеральном перечне учебников, допущенных к  использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»

6. Примерной программы общеобразовательных учреждений по математике 5–6 классы и авторской программы по математике, входящей в сборник  рабочих  программ Математика: рабочие программы: 5—11 классы /А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир, Е. В. Буцко. — 2-е изд., перераб. — М.: Вентана-Граф, 2017.

7. Основная  образовательная  программа основного общего образования МБОУ лицея №9 г. Сальска на 2022-2023 учебный год (Приказ № 153 от 30.08.2022г.)

9. Санитарные нормы и правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 28.09.2020 г. №28);

10. Санитарные нормы и правила СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г.,  № 2).

Место предмета

Программа рассчитана на 1 год и составлена из расчета 1 час в неделю,  итого 34 часа за учебный год. согласно годовому календарному  учебному графику школы.

Основная цель курса внеурочной деятельности:

- развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Задачи курса:

-           развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения (креативное мышление);

-           развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность);

-           развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; включать математические рассуждения, использовать математические понятия, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и предсказания явления; понимания роли математики в мире; высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

-           развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству (глобальные компетенции).

 

 

Формы организации обучения:

При изучении материала используются как традиционные, так и дистанционные формы организации обучения.

            При дистанционном обучении применяются те же формы организации учебных занятий, что и при традиционном обучении: лекции, семинары, лабораторные практикумы, самостоятельные работы, консультации.

При этом в дистанционном образовании используется два типа технологий: син-хронное (on-line) и асинхронное (off-line) обучение. Асинхронное обучение – это метод доставки учебного материала ученику с помощью электронной почты, электронных биб-лиотек. Синхронный метод – доставка материалов учащимся, пока все они находятся в сети (on-line), что возможно на web- или видеоконференциях. Оба этих метода обычно комбинируются, чтобы увеличить эффективность обучения.

Предполагается использование платформ взаимодействия с обучающимися из пе-речня федеральных образовательных порталов, такие как: «ЯКласс», «Российская элек-тронная школа», «Яндекс.Учебник», «Фоксфорд», а также Zoom, (платформа для прове-дения онлайн-занятий), Skype, WhatsApp, Telegram(интернет-мессенджеры для обмена информацией) и др.

При дистанционном обучении  используются также и новые формы организации занятий:

– Веб-занятия. Такие занятия организуются с использованием сети Интернет. Они могут быть реализованы в формах вебинаров, конференций, дистанционных лекций. Преподаватель принимает непосредственное участие в учебном процессе, который может предполагать двустороннее общение в режиме онлайн. При этом используется традици-онная форма веб-занятий, при которой учебные материалы (в том числе видеозаписи с лекциями, практическими занятиями и т.п.) выкладываются на сайтеучителя или адресно рассылаются ученикам. Такая форма может быть дополнительно расширена путем ис-пользования функций комментирования и обсуждения в режиме онлайн.

– Чат-занятия.Занятия в форме чата могут предполагать как текстовое общение, так и контакт с помощью голосовой или видео-связи. Чат-занятия позволяют проводить полноценные семинары, создавать дифференцированные рабочие группы из учеников, организовать полноценный процесс общения учащихся. Состав участников чата может быть разным – это определяется целями и задачами конкретного занятия. Так, чат может быть организован для всего класса, отдельной его части, а также для конкретного ученика, нуждающегося в консультации учителя.

–Другие формы взаимодействия между учениками и учителями (телеконференции, организация переписки по e-mail и т.п.).

 

Планируемые результаты изучения учебного курса «Функциональная грамотность. Учимся для жизни»

Личностные

будут сформированы:

формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний;

оценивает действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.

Метапредметные

находит и извлекает информацию в различном контексте;

объясняет и описывает явления на основе полученной информации;

анализирует и интегрирует полученную информацию;

формулирует проблему, интерпретирует и оценивает её;

делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения.

 

Предметные

обучающийся научится:

самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач;

обучающийся получит возможность:

находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях, используя тексты различные по оформлению, стилистике, форме и в различном контексте;

применятьполученныепредметные знания для решения разного рода проблем и практических задач;

формулировать проблему на основе анализа ситуации;

анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте; овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое;

оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания;

интерпретировать и оцениватьполученные результаты в различном контексте лично значимой, национальной или глобальной ситуации, проблемы;

оценивать проблемы, делать выводы, строить прогнозы, предлагать различные пути их решения.

 

Содержание элективного курса «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» для 5 класса

Модуль: Креативное мышление (8ч.) Понятие креативного мышления. Креативные решения проблем. Креативное самовыражение. Создаем рисунки. Создам тесты. Решение естественно- научных проблем. Решение социальных проблем.

Модуль: Основы финансовой грамотности (8ч.) Финансовая грамотность современного человека. Семейный бюджет. Расходы и доходы. Акции в магазине. Кредит и рассрочка. Выгодный обмен. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции. Фальшивые деньги. Обмен валюты. Личные сбережения. Финансовая безопасность. Налоговая система. Государственное и негосударственное страхование.

Модуль: Основы математической грамотности (10ч.) Математическая грамотность. Учимся для жизни. Ситуация «Поступление в предпрофильный класс». Ситуация «Новая квартира». Ситуация «Вязаные вещи». Ситуация «Вязаные вещи». Ситуация «Новое дорожное покрытие».

Модуль: Глобальные компетенции (8ч.) Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально компетентным?». Человек и природа. Здоровье. Традиции и обычаи. Права человека. Семья. Образование.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Вводный урок. Что такое креативно мышление.Знакомимся с креативными решениями различных проблем

1

2

Учимся выполнять задания нестандартно, выразительно, эффективно. Креативное самовыражение. Создаем рисунки

2

3

Креативное самовыражение. Создаем тесты.

2

4

Креативное самовыражение. Решение естественно- научных проблем.

1

5

Креативное самовыражение. Решение социальных проблем.

1

6

Подведем итоги. Творческая работа

1

7

Финансовая грамотность современного человека

1

8

Семейный бюджет. Расходы и доходы

1

9

Акции в магазине. Кредит и рассрочка

1

10

Выгодный обмен. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции

1

11

Фальшивые деньги. Обмен валюты

1

12

Личные сбережения. Финансовая безопасность

1

13

Налоговая система. Государственное и негосударственное страхование

1

14

Математическая грамотность. Учимся для жизни

1

15

Ситуация «Поступление в предпрофильный класс»

1

16

Ситуация «Новая квартира»

1

17

Практическая работа

1

18

Ситуация «Вязаные вещи»

1

19

Практическая работа

1

20

Ситуация «Вязаные вещи»

1

21

Практическая работа

1

22

Ситуация «Новое дорожное покрытие»

1

23

Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально компетентным?»

1

24

Человек и природа

1

25

Здоровье

1

26

Традиции и обычаи

1

27

Права человека

1

28

Семья

1

29

Образование

1

30

Практическая работа

3

всего

34 ч.

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

Раздел/Тема

Формы работы

Дата

проведения

Примечание

 

Модуль: Креативное мышление

 

1.

 

Вводный урок.

Что такое креативно мышление.

Знакомимся с креативными решениями различных проблем

Диалог

Групповая работа

 

 

 

2.

Учимся выполнять задания нестандартно, выразительно, эффективно. Креативное самовыражение. Создаем рисунки

Групповая работа

 

 

3

Креативное самовыражение. Создаем рисунки

Работа в парах

Аналитическая беседа

 

 

4

Креативное самовыражение. Создаем тесты.

Групповая работа

 

 

5

Креативное самовыражение. Создаем тесты.

Работа в парах Аналитическая беседа

 

 

6

Креативное самовыражение. Решение естественно- научных проблем.

Работа в парах

 

 

7

Креативное самовыражение. Решение социальных проблем.

Круглый стол

 

 

8

Подведем итоги. Творческая работа

Диалог Индивидуальная работа

 

 

 

Модуль: Основы финансовой грамотности

 

 

 

 

 

 

 

9

Финансовая грамотность современного человека

Аналитическая беседа

 

 

 

 

10

Семейный бюджет. Расходы и доходы

 

Работа в группах

 

 

 

11

Акции в магазине. Кредит и рассрочка

Круглый стол

 

 

 

12

Выгодный обмен. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции

Дискуссия

 

 

 

13

Фальшивые деньги. Обмен валюты

Работа в парах

 

 

 

14

Личные сбережения. Финансовая безопасность

Аналитическая беседа

 

 

15

Налоговая система. Государственное и негосударственное страхование

Работа в группах

 

 

16

Практическая работа

Индивидуальная работа

 

 

Модуль: Основы математической грамотности

 

17

 

Математическая грамотность. Учимся для жизни

Аналитическая беседа

 

 

 

18

Ситуация «Поступление в предпрофильный класс»

Групповая работа

 

 

19

 

Ситуация «Новая квартира»

Групповая работа

 

 

20

Практическая работа

Мини-проект

 

 

21

Ситуация «Вязаные вещи»

Групповая работа

 

 

22

Практическая работа

Мини-проект

 

 

23

Ситуация «Вязаные вещи»

Групповая работа

 

 

24

Практическая работа

Мини-проект

 

 

25

Ситуация «Новое дорожное покрытие»

Групповая работа

 

 

26

Практическая работа

Мини-проект

 

 

Модуль: Глобальные компетенции

 

27

Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально компетентным?»

Аналитическая беседа

 

 

 

28

Человек и природа

Круглый стол

 

 

29

Здоровье

Работа в группах

 

 

30

Традиции и обычаи

Дискуссия

 

 

31

Права человека

Круглый стол

 

 

32

Семья

Работа в группах

 

 

33

Образование

Работа в парах

 

 

34

Практическая работа. Итоговый урок

Индивидуальная работа

Аналитическая беседа

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru