Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность. Учимся для жизни»
для обучающихся 5 А класса
на 2022 - 2023 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» для учащихся 5 класса составлена на основе:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г. (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014 г. № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577, от 11.12.2020г. № 712);
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115);
4. Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12. 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 08 мая 2019 года №233; от 22.11.2019 N 632)
5. Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 N 254 «О федеральном перечне учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»
6. Примерной программы общеобразовательных учреждений по математике 5–6 классы и авторской программы по математике, входящей в сборник рабочих программ Математика: рабочие программы: 5—11 классы /А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир, Е. В. Буцко. — 2-е изд., перераб. — М.: Вентана-Граф, 2017.
7. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея №9 г. Сальска на 2022-2023 учебный год (Приказ № 153 от 30.08.2022г.)
9. Санитарные нормы и правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 28.09.2020 г. №28);
10. Санитарные нормы и правила СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г., № 2).
Место предмета
Программа рассчитана на 1 год и составлена из расчета 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год. согласно годовому календарному учебному графику школы.
Основная цель курса внеурочной деятельности:
- развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Задачи курса:
- развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения (креативное мышление);
- развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность);
- развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; включать математические рассуждения, использовать математические понятия, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и предсказания явления; понимания роли математики в мире; высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
- развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству (глобальные компетенции).
Формы организации обучения:
При изучении материала используются как традиционные, так и дистанционные формы организации обучения.
При дистанционном обучении применяются те же формы организации учебных занятий, что и при традиционном обучении: лекции, семинары, лабораторные практикумы, самостоятельные работы, консультации.
При этом в дистанционном образовании используется два типа технологий: син-хронное (on-line) и асинхронное (off-line) обучение. Асинхронное обучение – это метод доставки учебного материала ученику с помощью электронной почты, электронных биб-лиотек. Синхронный метод – доставка материалов учащимся, пока все они находятся в сети (on-line), что возможно на web- или видеоконференциях. Оба этих метода обычно комбинируются, чтобы увеличить эффективность обучения.
Предполагается использование платформ взаимодействия с обучающимися из пе-речня федеральных образовательных порталов, такие как: «ЯКласс», «Российская элек-тронная школа», «Яндекс.Учебник», «Фоксфорд», а также Zoom, (платформа для прове-дения онлайн-занятий), Skype, WhatsApp, Telegram(интернет-мессенджеры для обмена информацией) и др.
При дистанционном обучении используются также и новые формы организации занятий:
– Веб-занятия. Такие занятия организуются с использованием сети Интернет. Они могут быть реализованы в формах вебинаров, конференций, дистанционных лекций. Преподаватель принимает непосредственное участие в учебном процессе, который может предполагать двустороннее общение в режиме онлайн. При этом используется традици-онная форма веб-занятий, при которой учебные материалы (в том числе видеозаписи с лекциями, практическими занятиями и т.п.) выкладываются на сайтеучителя или адресно рассылаются ученикам. Такая форма может быть дополнительно расширена путем ис-пользования функций комментирования и обсуждения в режиме онлайн.
– Чат-занятия.Занятия в форме чата могут предполагать как текстовое общение, так и контакт с помощью голосовой или видео-связи. Чат-занятия позволяют проводить полноценные семинары, создавать дифференцированные рабочие группы из учеников, организовать полноценный процесс общения учащихся. Состав участников чата может быть разным – это определяется целями и задачами конкретного занятия. Так, чат может быть организован для всего класса, отдельной его части, а также для конкретного ученика, нуждающегося в консультации учителя.
–Другие формы взаимодействия между учениками и учителями (телеконференции, организация переписки по e-mail и т.п.).
Планируемые результаты изучения учебного курса «Функциональная грамотность. Учимся для жизни»
Личностные
будут сформированы:
формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний;
оценивает действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.
Метапредметные
находит и извлекает информацию в различном контексте;
объясняет и описывает явления на основе полученной информации;
анализирует и интегрирует полученную информацию;
формулирует проблему, интерпретирует и оценивает её;
делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения.
Предметные
обучающийся научится:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач;
обучающийся получит возможность:
находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях, используя тексты различные по оформлению, стилистике, форме и в различном контексте;
применятьполученныепредметные знания для решения разного рода проблем и практических задач;
формулировать проблему на основе анализа ситуации;
анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте; овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое;
оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания;
интерпретировать и оцениватьполученные результаты в различном контексте лично значимой, национальной или глобальной ситуации, проблемы;
оценивать проблемы, делать выводы, строить прогнозы, предлагать различные пути их решения.
Содержание элективного курса «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» для 5 класса
Модуль: Креативное мышление (8ч.) Понятие креативного мышления. Креативные решения проблем. Креативное самовыражение. Создаем рисунки. Создам тесты. Решение естественно- научных проблем. Решение социальных проблем.
Модуль: Основы финансовой грамотности (8ч.) Финансовая грамотность современного человека. Семейный бюджет. Расходы и доходы. Акции в магазине. Кредит и рассрочка. Выгодный обмен. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции. Фальшивые деньги. Обмен валюты. Личные сбережения. Финансовая безопасность. Налоговая система. Государственное и негосударственное страхование.
Модуль: Основы математической грамотности (10ч.) Математическая грамотность. Учимся для жизни. Ситуация «Поступление в предпрофильный класс». Ситуация «Новая квартира». Ситуация «Вязаные вещи». Ситуация «Вязаные вещи». Ситуация «Новое дорожное покрытие».
Модуль: Глобальные компетенции (8ч.) Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально компетентным?». Человек и природа. Здоровье. Традиции и обычаи. Права человека. Семья. Образование.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
1 |
Вводный урок. Что такое креативно мышление.Знакомимся с креативными решениями различных проблем |
1 |
2 |
Учимся выполнять задания нестандартно, выразительно, эффективно. Креативное самовыражение. Создаем рисунки |
2 |
3 |
Креативное самовыражение. Создаем тесты. |
2 |
4 |
Креативное самовыражение. Решение естественно- научных проблем. |
1 |
5 |
Креативное самовыражение. Решение социальных проблем. |
1 |
6 |
Подведем итоги. Творческая работа |
1 |
7 |
Финансовая грамотность современного человека |
1 |
8 |
Семейный бюджет. Расходы и доходы |
1 |
9 |
Акции в магазине. Кредит и рассрочка |
1 |
10 |
Выгодный обмен. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции |
1 |
11 |
Фальшивые деньги. Обмен валюты |
1 |
12 |
Личные сбережения. Финансовая безопасность |
1 |
13 |
Налоговая система. Государственное и негосударственное страхование |
1 |
14 |
Математическая грамотность. Учимся для жизни |
1 |
15 |
Ситуация «Поступление в предпрофильный класс» |
1 |
16 |
Ситуация «Новая квартира» |
1 |
17 |
Практическая работа |
1 |
18 |
Ситуация «Вязаные вещи» |
1 |
19 |
Практическая работа |
1 |
20 |
Ситуация «Вязаные вещи» |
1 |
21 |
Практическая работа |
1 |
22 |
Ситуация «Новое дорожное покрытие» |
1 |
23 |
Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально компетентным?» |
1 |
24 |
Человек и природа |
1 |
25 |
Здоровье |
1 |
26 |
Традиции и обычаи |
1 |
27 |
Права человека |
1 |
28 |
Семья |
1 |
29 |
Образование |
1 |
30 |
Практическая работа |
3 |
всего |
34 ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Раздел/Тема |
Формы работы |
Дата проведения |
Примечание |
|
||||||
Модуль: Креативное мышление |
|
||||||||||
1.
|
Вводный урок. Что такое креативно мышление. Знакомимся с креативными решениями различных проблем |
Диалог Групповая работа |
|
|
|
||||||
2. |
Учимся выполнять задания нестандартно, выразительно, эффективно. Креативное самовыражение. Создаем рисунки |
Групповая работа |
|
|
|||||||
3 |
Креативное самовыражение. Создаем рисунки |
Работа в парах Аналитическая беседа |
|
|
|||||||
4 |
Креативное самовыражение. Создаем тесты. |
Групповая работа |
|
|
|||||||
5 |
Креативное самовыражение. Создаем тесты. |
Работа в парах Аналитическая беседа |
|
|
|||||||
6 |
Креативное самовыражение. Решение естественно- научных проблем. |
Работа в парах |
|
|
|||||||
7 |
Креативное самовыражение. Решение социальных проблем. |
Круглый стол |
|
|
|||||||
8 |
Подведем итоги. Творческая работа |
Диалог Индивидуальная работа |
|
|
|
||||||
Модуль: Основы финансовой грамотности |
|
|
|
|
|
|
|
||||
9 |
Финансовая грамотность современного человека |
Аналитическая беседа |
|
|
|
|
|||||
10 |
Семейный бюджет. Расходы и доходы
|
Работа в группах |
|
|
|
||||||
11 |
Акции в магазине. Кредит и рассрочка |
Круглый стол |
|
|
|
||||||
12 |
Выгодный обмен. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции |
Дискуссия |
|
|
|
||||||
13 |
Фальшивые деньги. Обмен валюты |
Работа в парах |
|
|
|
||||||
14 |
Личные сбережения. Финансовая безопасность |
Аналитическая беседа |
|
|
|||||||
15 |
Налоговая система. Государственное и негосударственное страхование |
Работа в группах |
|
|
|||||||
16 |
Практическая работа |
Индивидуальная работа |
|
|
|||||||
Модуль: Основы математической грамотности |
|
||||||||||
17
|
Математическая грамотность. Учимся для жизни |
Аналитическая беседа |
|
|
|
||||||
18 |
Ситуация «Поступление в предпрофильный класс» |
Групповая работа |
|
|
|||||||
19
|
Ситуация «Новая квартира» |
Групповая работа |
|
|
|||||||
20 |
Практическая работа |
Мини-проект |
|
|
|||||||
21 |
Ситуация «Вязаные вещи» |
Групповая работа |
|
|
|||||||
22 |
Практическая работа |
Мини-проект |
|
|
|||||||
23 |
Ситуация «Вязаные вещи» |
Групповая работа |
|
|
|||||||
24 |
Практическая работа |
Мини-проект |
|
|
|||||||
25 |
Ситуация «Новое дорожное покрытие» |
Групповая работа |
|
|
|||||||
26 |
Практическая работа |
Мини-проект |
|
|
|||||||
Модуль: Глобальные компетенции |
|
||||||||||
27 |
Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально компетентным?» |
Аналитическая беседа |
|
|
|
||||||
28 |
Человек и природа |
Круглый стол |
|
|
|||||||
29 |
Здоровье |
Работа в группах |
|
|
|||||||
30 |
Традиции и обычаи |
Дискуссия |
|
|
|||||||
31 |
Права человека |
Круглый стол |
|
|
|||||||
32 |
Семья |
Работа в группах |
|
|
|||||||
33 |
Образование |
Работа в парах |
|
|
|||||||
34 |
Практическая работа. Итоговый урок |
Индивидуальная работа Аналитическая беседа |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.