Приложение № 6 к ООП НОО
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа № 2
Принято: УТВЕРЖДЕНО: на заседании педагогического Директор МАОУ-СОШ № 2: совета _____________ Бежан Е.В.
протокол №1 Приказ № 165 от « 30 » августа 2023 . от « 30 »августа 2023 г.
Уровень образования начальное общее образование
Уровень изучения базовый
Срок реализации 2023 – 2024
Класс 1 - 4
Количество часов в год 68 часов
Количество часов в неделю 2 часа
Автор-составитель:
Абдурахманова Анна Викторовна
педагог-организатор
г. Богданович, 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………. 3
Планируемые результаты освоения курса
внеурочной деятельности……………………………………………. 6 Учебно – тематический план………………………………………….8
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности…………………………………...9 Методическое обеспечение программы…………………………….16
Литература…………………………………………………………….16 Пояснительная записка
Современное общество требует от человека основных базовых навыков в любой профессиональной деятельности – эмоциональная грамотность, управление вниманием, способность работать в условиях кросскультурности, творчество и креативность, способность к (само)обучению и др. При правильно выстроенной работе основную часть из востребованных в будущем навыков можно развить, занимаясь театральной деятельностью.
Программа курса внеурочной деятельности «Детский театр» обеспечивает удовлетворение индивидуальных потребностей школьников в художественно-эстетическом развитии и направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей.
В младшем школьном возрасте интерес ребенка достаточно неустойчив. Наиболее интересны для ученика младшего класса такие предметы как рисование, лепка, музыка. В этом возрасте дети являются в большей степени индивидуалистами, достаточно эгоцентричными. Ощущение коллектива и командности придет позже. На этапе учебы закладываются дружеские взаимоотношения с одноклассниками. Но оценочное суждение о друге связано прежде всего с оценочным суждением учителя о личностных качествах ученика.
В 9–10-летнем возрасте, в отличие от более младшего, школьники острее переживают личные неудачи, замечания от учителя в присутствии других детей. Начинает проявляться потребность ребенка во внимании, уважении. Способность делать что-то лучше других достаточно важна для обучающихся младших классов. Необходимо создать условия, при которых каждый ребенок будет чувствовать свою неповторимость и значимость. В этом возрасте ребенок оказывается перед выбором: быть как все, принадлежать к большинству или быть лучшим, получать похвалу. Существенную помощь в развитии личностных качеств ученика могут дать внеурочные занятия. Важно понимать, что именно творческое развитие личности школьника этого возраста поможет ребенку справиться с колоссальной психологической нагрузкой. Занятия в школьном театре помогут ребенку сформировать основы, необходимые для его комфортного существования: усидчивость, волевой интеллект, эмпатия, нацеленность на результат.
Во внеурочной работе по театральной деятельности с детьми начальных классов необходимо уделять особое внимание адаптации упражнений под возрастную категорию младших школьников, контролю над правильным выполнением упражнений, внимательно следить за темпо-ритмом занятия. В этом возрасте дети быстро теряют интерес, им нужна новизна, поэтому лучше на каждом занятии предлагать новые упражнения или игры, а через какое-то время можно повторить уже изученные.
Создание творческой рабочей атмосферы, в которой педагог и школьник будут чувствовать себя комфортно, возможно при ежедневном воспитании ответственного отношения обучающихся к занятиям.
Занятия по театральной деятельности целесообразно строить по принципу междисциплинарной связи. Отбор и распределение упражнений выстраивать по принципу «от простого к сложному». Каждое конкретное занятие является звеном общей системы обучения.
Содержание курса внеурочной деятельности по актѐрскому мастерству и сценической речи строится на основе методики воспитания и обучения Вахтанговской школы. Главная особенность этой школы – последовательность освоения элементов техники актѐра: «От простого к сложному! Без спешки и больших скачков! Каждый следующий элемент вбирает в себя все предыдущие».
Порядок прохождения элементов актерской техники согласно методике Вахтанговской школы следующий:
1. Внимание
2. Память
3. Воображение
4. Фантазия
5. Мышечная свобода
6. Перемена отношения (к предмету, месту действия, к партнеру)
7. Физическое самочувствие
8. Предлагаемые обстоятельства
9. Оценка факта
10. Сценическое общение
Театр – коллективное творчество индивидуальностей. Дети всегда хотят быть неповторимыми. Они любят перевоплощаться, превращаться, играя друг с другом. В этом актерская игра схожа с поведением детей.
Занятия театральной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрывают творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе, тем самым создаются условия для успешной социализации личности. Важно получать удовольствие от творческого процесса, чтобы на занятиях было интересно, тогда придет и личностное развитие, и творческий рост ребѐнка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности является частью основной образовательной программы образовательной организации, разрабатывается самостоятельно на основе требований к результатам освоения образовательной программы начального общего образования.
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- выразительно читать и правильно интонировать;
- различать произведения по жанру;
- читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;
- освоить базовые навыки актѐрского мастерства, пластики и сценической речи;
- использовать упражнения для проведения артикуляционной
гимнастики;
- использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;
- ориентироваться в сценическом пространстве;
- выполнять простые действия на сцене;
- взаимодействовать на сценической площадке с партнѐром;
- произвольно удерживать внимание на заданном объекте; - создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной задачи и правильность ее выполнения;
- приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные УУД:
- приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
- понимание и принятие учебной задачи, сформулированной
преподавателем;
- планирование своих действий на отдельных этапах работы;
- осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности;
- анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога позитивных установок типа: «У меня всѐ получится», «Я ещѐ многое смогу».
Познавательные УУД позволяют:
- развить интерес к театральному искусству;
- освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале) ;
- сформировать представления о театральных профессиях;
- освоить правила проведения рефлексии;
- строить логическое рассуждение и делать вывод;
- выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) ;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого текста.
Коммуникативные УУД позволяют:
- организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.) ;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.
Реализация программы «Детский театр» предусматривает текущий контроль и итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр, показа этюдов и миниатюр.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании освоения программы в форме творческого отчета: показа инсценировок, театральных миниатюр, мини спектаклей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество часов учебно-тематического плана представлено из расчѐта на 1 учебную группу, 2 часа в неделю (2 занятия по 1 часу), 34 учебные недели.
№ |
Название раздела/темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля по разделам |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
Знакомство. Правила поведения. Инструктаж |
2 |
Азбука театра |
2 |
1 |
1 |
Беседа, игры, тестирование, «посвящение в театральные зрители» |
3 |
Театральное закулисье |
2 |
1 |
1 |
Творческое задание |
4 |
Спектакль |
2 |
1 |
1 |
Просмотр спектакля, обсуждение |
5 |
Культура и техника речи. Художественное чтение |
10 |
1 |
9 |
Беседа, наблюдение; выполнение творческих заданий |
6 |
Основы актерской грамоты |
10 |
5 |
5 |
Беседа, наблюдение; выполнение творческих заданий |
7 |
Предлагаемые обстоятельства. Театральные игры |
12 |
2 |
10 |
Беседа, наблюдение; выполнение творческих заданий |
8 |
Ритмопластика. Сценическое движение |
13 |
1 |
12 |
Беседа, наблюдение; выполнение творческих заданий |
9 |
Актѐрский практикум. Работа над постановкой |
15 |
1 |
14 |
Наблюдение; выполнение творческих заданий |
10 |
Итоговая аттестация |
1 |
- |
1 |
Творческий отчѐт |
|
Итого |
68 |
14 |
54 |
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Теоретическая часть. Знакомство. Ознакомление с режимом занятий, правилами поведения на занятиях, формой одежды и программой. Знакомство с творческой дисциплиной. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей. Знакомство с правилами противопожарной безопасности.
Практическая часть. Игра на знакомство. «Разрешите представиться» – умение представить себя публике.
Теоретическая часть. История возникновения и создания театра. Театр как вид искусства. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства. Правила поведения в театре. Театральный этикет.
Практическая часть. Тест «Какой я зритель». Посвящение в «театральные зрители». Игры «Мы идем в театр», «Одно и то же поразному».
Теоретическая часть. Виртуальная экскурсия проводится в диалоге и интерактивно. Знакомство со структурой театра и его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, декоратор, гример, оператор, звукорежиссѐр, бутафор.
Практическая часть. Творческие задания и театральные игры помогут раскрыть тему. Сценический этюд «Профессии театра…».
4. СПЕКТАКЛЬ.
Теоретическая часть. Просмотр спектакля, поход с детьми в профессиональный театр или просмотр телеспектакля.
Практическая часть. Обсуждение.
Теоретическая часть. Основы практической работы над голосом. Дыхательная гимнастика. Развитие артикуляционного аппарата. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках. Выразительное чтение, громкость и отчетливость речи.
В результате поэтапного индивидуального контроля (объяснил – показал; посмотрел – указал на ошибку – показал правильный вариант – посмотрел), можно добиться максимальной эффективности в освоении того или иного упражнения.
Упражнения, в которых дети подключают к работе речевого аппарата все тело. Такие практики переводят энергетическую активность в творческое русло.
Художественное чтение как вид исполнительского искусства.
Знакомство с основами и законами художественного чтения.
Практическая часть. Можно начинать занятия с одной мизансцены (например, круг). Каждый ребенок задает индивидуальное звучание. Например, один участник произносит звук (звукосочетание, чистоговорку и т.д.), и все в кругу должны за ним повторить. В этот момент ребенок становится как бы дирижером и управляет всей группой. Такие упражнения активно включают внимание в начале занятия.
ДЫХАНИЕ
Упражнения на развитие дыхания давать через образ и фантазию:
- основы правильного дыхания (например, у вас в животе цветок, мяч и т.п.); - упражнения на «тѐплый» и «холодный» выдох (например, сдувать пылинки пушинки, согревать партнера, оттаивать заледеневшее стекло или рисовать на нем рисунки);
- упражнения на дыхание лѐжа (например, поднимать ноги в положение «Шлагбаум» и не пропускать других детей или конкретного партнера).
АРТИКУЛЯЦИЯ
Обращать внимание на:
- обособленность движений (занимаемся развитием мышц языка, а губы и нижняя челюсть находятся в покое) ;
- медленный темп увеличивает нагрузку на мышцы и делает упражнение более эффективным;
- координация движений и покоя всех частей речевого аппарата;
- соединение координации и моторики (например, использовать предметымячики, игрушки-мнушки, кольца су-джок и т.д.).
В итоге работы с артикуляционным блоком можно использовать упражнения под музыку. ДИКЦИЯ
Обращать внимание на:
- медленный темп упражнений (тексты скороговорок сначала читать медленно и только после четкого внятного произношения прибавлять скорость) ;
- внятное произношение всех необходимых звуков (не проглатывать звуки, слоги, согласные в конце слова);
- ритмические вариации (скороговорки в диалогах с различным словесным действием – убедить, заинтересовать, посмеяться над кем-то и т.п.) ;
- многократное повторение, которое должно перевести количество в качество.
Слушание сказок, стихов, басен. Развитие способности слышать ритмы музыкального, поэтического, сказочного произведения. Чтение вслух литературных произведений.
Знакомство с детским фольклором (песни, танцы, потешки, поговорки, пословицы и др.). Народные праздники, игры, традиции.
Самостоятельное сочинение сказок, былин на темы, связанные с народным творчеством. Сочинение своих сказок, колыбельных, былин (коллективно или индивидуально, на занятиях или дома). Придумывание своих сказочных сюжетов, объединяющих известных героев разных сказок в одну литературную композицию.
Проигрывания-импровизации с детьми народных праздников, игр, сказок. Организация «художественного события», своеобразного народного празднества.
Совершенствование техники сценической речи через художественное слово:
- развитие навыка логического анализа текста (на материале народных и литературных сказок);
- знаки препинания, грамматические паузы, ударения, куски и задачи;
- навык передачи смысловой и выразительной функций знаков препинания.
Теоретическая часть. Посвящение детей в особенности актѐрской профессии. Мышечная свобода. Особенности сценического внимания.
Наблюдение, воображение, фантазия, придумка в актерской профессии.
Практическая часть. Упражнения на развитие зрительного внимания: «Повтори позу», «Зеркало», «Кто во что одет» и т.д. Ответить на вопросы, например, «Что вы видели по дороге в школу?», «Сколько ступенек на лестничном пролѐте?», «Сколько фонарей/деревьев от дома до школы?» и т.д.
Упражнения на развитие слухового внимания и других сенсорных умений: «Послушаем тишину», «Летает не летает», «Хлопки».
Развитие фантазии на основе реальных образов природы. Рассматривание форм камней, раковин, корней и веток деревьев, поиск ассоциаций. Наблюдение за состоянием природы, движением снега, появление радуги, движением облаков, движением волн и т.д. Фантазии на эту тему.
Упражнения на подражание голоса: медведя, тигра, волка, коровы, кошки, собаки, птиц, рыб и т.д. Разговор обезьян. Жужжание мух, комаров, пчел. Кваканье лягушек. Этюд «Птичий переполох», озвучивание русской народной сказки «Зимовье зверей».
Упражнения на звукоподражание: шелест листьев, травы, шум морских волн, вой ветра, шум дождя, капель, перестукивание камней, журчание ручья, гром и т.д.
Выполнение упражнений: «Угадать шумы», «Пишущая машинка»,
«Искусственные шумы», «Радио», «Слышать одного» и др.
Теоретическая часть. Понятие о предлагаемых обстоятельствах.
Понятие «Я» в предлагаемых обстоятельствах.
Понятие «театральная игра». Общеразвивающие игры и специальные театральные игры. Значение игры в театральном искусстве. Воображение и вера в вымысел. Язык жестов, движений и чувств.
Практическая часть. Выполнение упражнений на предлагаемые обстоятельства. Участие в играх-инсценировках, играх-превращениях, сюжетных играх.
Этюды-превращения: «Я – дерево, цветок, травинка, листик, шишка, раковина и т.д.», «Я – ветер, облако, водопад, морская волна, гром, вьюга, солнечный свет», «Я – арбуз, яблоко, лимон, авокадо, морковь, лук, семечко».
Игры-перевѐртыши: собака – кошка, лиса – заяц, волк – медведь, ворона – воробей и т.д.
Игра в теневой театр – создание с помощью рук образов зверей, птиц, сказочных существ.
Выполнение упражнений: «Угадать шумы», «Искусственные шумы», «Радио», «Слышать одного» и др.
Выполнение этюдов: «Встреча», «Знакомство», «Ссора», «Радость», «Удивление».
Обыгрывание бытовых ситуаций из детских литературных произведений. Сочинение и представление этюдов по сказкам.
Теоретическая часть. Мышечная свобода. Гимнастика на снятие зажимов рук, ног и шейного отдела. Тренировка суставно-мышечного аппарата. Универсальная разминка. Жесты. Пластика. Тело человека: его физические качества, двигательные возможности, проблемы и ограничения.
Правильно поставленный корпус – основа всякого движения.
Понятия: точки зала (сцены) ; круг, колонна, линия (шеренга) ; темпы:
быстро, медленно, умеренно.
Музыка и пластический образ (влияние музыки на возникновение пластических образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание образа в движении под музыку).
Привить уважение к своему телу, научиться им владеть и держать в тонусе. Техника безопасности.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие двигательных способностей (ловкости, гибкости, подвижности, выносливости), на освобождение мышц, равновесие, координацию в пространстве.
Упражнения с приседаниями, игра с мячом, бег, ритмические игры.
Произношение текста в движении. Правильная техника дыхания.
Пластическая импровизация на музыку разного характера.
Участие в играх и выполнение упражнений на развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, координации движений).
Тренинги: «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте».
Выполнение основных позиций рук, ног, постановки корпуса. Упражнения на развитие пластичности и выразительности рук: «Волна», «Деревья», «Подводные растения», «Плавники». Работа над жестами (уместность, выразительность). Участие в играх на жестикуляцию (плач, прощание, встреча).
Упражнения на развитие умения двигаться в соответствии с заданным музыкой темпо-ритмом: «Ускоряй-замедляй», «Шагаем под музыку, как великаны, как гномы, как лиса, как заяц, как медведь».
Упражнения, которое учит самостоятельно подбирать образные движения, менять их с изменением характера музыки: «Мотылѐк», «Лебедь», «Парус», «Снежинки», «Огонь» и т.п. Слушание музыки и выполнение движений (бег – кони, прыжки – воробей, заяц, наклоны – ветер дует и т.д.) в темпе музыкального произведения.
Перестроение в указанные фигуры, в том числе и геометрические.
Теоретическая часть. Выбор произведения. Чтение литературного произведение. Определение главной темы рассказа и идеи автора. Осмысление сюжета, выделение основных событий. Разбор. Определение жанра будущей театральной постановки. Читка по ролям.
Практическая часть. Распределение ролей. Разучивание текстов. Выразительное чтение по ролям, расстановка ударений в тексте. Упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения.
Этюдные репетиции на площадке. Разбор мизансцен. Отработка монологов. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм.
Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для музыкального оформления постановки. Сводная репетиция. Генеральная репетиция.
Практическая часть. Творческий отчѐт. Показ спектакля, инсценировок или проведение мероприятия. Обсуждение. Рефлексия.
Подведение итогов. Анализ работы.
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
- Ноутбук;
- Экран;
- Акустические колонки;
- Проектор;
- Методические пособия по актерскому мастерству.
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:
словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные.
Приложение № 1
ЛИТЕРАТУРА
Методическое пособие – практикум «Культура и техника речи» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii Методическое пособие – практикум «Основы актѐрского мастерства» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii Методическое пособие – практикум «Ритмика и сценические движения»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
Сайт «Драматешка» «Музыка» http://dramateshka.ru/index.php/music
Сайт «Драматешка» «Театральные шумы» http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.