1
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
\
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«КАДУЙСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рассмотрено: |
Утверждаю: |
на заседании МЦК теоретических |
Директор БПОУ ВО |
дисциплина |
Кадуйский Энергетический колледж |
Протокол №____от ____________ |
______________Г.А. Веркин |
Председатель________Т.М.Родинцева |
Дата _________________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Биология» (базовый уровень) профиль обучения: технологический
для профессии:
23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
Кадуй 2023
Организация-разработчик:
БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж»
Разработчик: Колюшина Наталья Ивановна, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ / в процессе редактирования/
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины………………….…….….2
2. Структура и содержание учебной дисциплины…………………………….…. 6
3.Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины…..……….. 7
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……… …… 8
5.Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья………………………………………….11
Приложение
1.Аннотация рабочей программы учебной дисциплины………………………..…12
2. Тематическое планирование……………………………………………..…….…...16
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БИОЛОГИЯ»
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы СПО программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС третьего поколения плюс по специальности 49.02.01 «Физическая культура»
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ): дисциплина «Биология» входит в общеобразовательную подготовку и относится к профильным дисциплинам (ПД.03).
Программа направлена на формирование общих компетенций (ОК): ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 04 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 05 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 06 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 08 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 09 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10 Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11 Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание рабочей программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:
• получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных
представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; • воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;
− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования; − владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде; − готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами; • метапредметных:
− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; − способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение); • предметных:
− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач; − владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен знать:
• основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности; · строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
• сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
• вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
• биологическую терминологию и символику;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
• объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
• сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
• анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; · изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках
(учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
• оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальная учебная нагрузка – 36 часов; обязательная аудиторная учебная нагрузка – 36 часов; самостоятельная (внеаудиторная) работа – 74 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Трудоемкость часов
1 семестр
Общая трудоемкость 36
Аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе:
Лекционные занятия: 18
Практические занятия: 18
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: работа с (в т.ч. конспектирование) учебной, справочной и историографической литературой, подготовка рефератов и компьютерных презентаций по предложенной тематике, подготовка к семинарским занятиям и к контрольным работам, выработка личных позиций по проблемным вопросам истории, практическое использование приемов и методов 18
Вид итогового контроля (зачет, экзамен, контрольная работа) контрольная работа:
дифференцированный зачет
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции, методическим рекомендациям или под руководством преподавателя);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных, ситуационных заданий). 2 и 3
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации дисциплины
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной аудитории:
-посадочные места студентов;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая меловая доска;
- демонстрационный стол;
- наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный дидактический материал, справочный материал).
- комплект учебно-методических пособий по биологии;
- лабораторное оборудование (микроскоп и микропрепараты, модель
ДНК, гербарий, лабораторная посуда и химические реактивы)
- видеоматериалы
Технические средства обучения:
- Компьютер
- DVD
- мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения. (Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы).
Основные источники:
1.Каменский А.А. Биология. Общая биология. 10-11 кл.: учебник /Под ред.А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2015.368 с.
2.Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10класс.—М.,2014..
Дополнительные источники:
1.Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.
2.Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. — М., 2014.
3.Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Биология: учебник для студ. Учреждений высш. образования (бакалавриат). — М., 2014.
4.Никитинская Т.В. Биология: карманный справочник. — М., 2015.
5.Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология: базовыйуровень, 10—11класс.—М., 2014.
6.Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый
уровень). 10—11 класс. — М., 2014
2 и 4
Интернет-ресурсы:
1. http://www.ebio.ru/Электронный учебник по биологии. Представлены разделы: ботаника, зоология, анатомия, общая биология, экология.
2. http://evolution.powernet.ru/ Теория эволюции как она есть: материалы по теории биологической эволюции. Представлены различные материалы, посвященные теории биологической эволюции.
3. www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
4. www.znanium.com- сайта института
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, промежуточного контрольного тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Коды формируемых общих компетенций
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
знания:
- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И. Вернадского о биосфере, законы Г. Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
ОК-2, ОК - 4,
ОК-5, ОК-6, ОК-08
Промежуточное тестирование. Проверка тетрадей.Устный опрос.
- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
ОК-2, ОК-4,
ОК-5,
Проверка тетради.Проверка домашних задач. Оценивание практических работ. Промежуточный контроль.
- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке,
ОК-2, ОК-3,
ОК-4, ОК-8, ОК-9
Оценивание практических заданий.
Промежуточный контроль. Фронтальный и индивидуальный опрос Проверка тетради.
25
организме, в экосистемах и биосфере; Проверка домашних заданий. Работа с учебником.
- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
ОК-1, ОК-3, ОК-04, ОК-9
Устный опрос.
Проверка тетради.
Защита рефератов.
- биологическую терминологию и символику.
ОК-2, ОК-4, ОК-5,
Промежуточное тестирование.
Диктант по определениям. Устный опрос.
умения:
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
ОК-3, ОК-4, ОК 08
Проверка тетради.
Проверка домашних заданий. Оценивание практических работ.
Промежуточный контроль. Фронтальный и индивидуальный опрос. Работа с учебником.
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
ОК-2, ОК-3,
ОК-4, ОК-08, ОК-9
Оценивание практических заданий.
Промежуточный контроль.
Проверка тетради.
Проверка домашних заданий.
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
ОК-4, ОК-5, ОК-6
Оценивание практических заданий.
Фронтальный и индивидуальный опрос
- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-6
Фронтальный и индивидуальный опрос. Выполнение практических заданий.
- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в
ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-8
Устный опрос. Просмотр и анализ видеофильма. 26
окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
ОК-1, ОК-3,
ОК-05, ОК-9
Выполнение практических заданий.
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно- популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.
ОК-4, ОК-5,
ОК-6, ОК-08
Работа с литературой, интернет-источниками. Устный опрос.
5. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Содержание факультета среднего профессионального образования и условия организации обучения в НОУ ВПО «ПССИ» обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой (при необходимости), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких лиц. Для этого созданы специальные условия для получения среднего профессионального образования студентами с ограниченными возможностями здоровья.
Под специальными условиями для получения среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья понимаются: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего студентам необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания НОУ ВПО «ПССИ» и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ лицам с ограниченными возможностями здоровья.
В целях доступности получения среднего профессионального образования студентам с ограниченными возможностями здоровья, опорнодвигательного аппарата обеспечиваются: материально-технические условия, возможность беспрепятственного доступа в учебные помещения, столовую,
27
туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений).
Образование студентов с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими студентами, так и в отдельных группах. Численность лиц с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек. С учетом особых потребностей студентов с ограниченными возможностями здоровья НОУ ВПО «ПССИ» обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде. С учетом особых потребностей студентов с ограниченными
возможностями здоровья в институте предусмотрена возможность обучения по индивидуальному плану.
Приложение 1
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БИОЛОГИЯ» (1 курс)
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы СПО программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС третьего поколения
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ): дисциплина «Биология» входит в общеобразовательную подготовку и относится к профильным дисциплинам (ПД.03).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен знать:
• основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И. Вернадского о биосфере, законы Г. Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
• строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
• сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
• вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
• биологическую терминологию и символику;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: · объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;
единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека;
влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека;
взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов;
нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах
(цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию; · выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
• сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
• анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках
(учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях,
компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
1.4. Результаты освоения учебной дисциплины:
Результатом освоения учебной дисциплины является формирование у обучающихся компетенций:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 04 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 05 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 06 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 08 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 09 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10 Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11 Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка – 36 часов; обязательная аудиторная учебная нагрузка – 36 часов; самостоятельная (внеаудиторная) работа – 36 час
15
2.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
Наименование разделов и тем занятий
№ п/п |
Тема занятия |
Темы лекций и их содержание |
Практические и самостоятельные работы студентов: |
Наглядность |
Объем часов |
ОК |
Дата проведе ния |
1. |
Введение Биология как наука. Предмет и его развитие. Значение биологических наук. Общие закономерности биологии. Живые организмы и их уровневая организация. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Природоохранные учения и подходы к осуществлению взаимодействий с окружающей средой. |
Лекция №1 Введение: - биология как наука - предмет изучения и методы познания живой природы. - цели и задачи курса - краткая история развития биологии - Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. - признаки и многообразие живых организмов. - уровни организации живой природы и эволюция. - соблюдение правил поведения в природе, бережное |
1. Рабочий лист №1 и №2. 2.Написание реферата по теме: «Я и окружающий меня мир» 3.Знакомство с основными методиками выполнения ИТ по биологии 4.ИТ «Основные отрасли биологии» |
Демонстрации Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. |
4 |
ОК-04 ОК-05 ОК-06 ОК-08 ОК-09 ОК-11 ОК-2 ОК-1 |
|
|
|
отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. |
|
|
|
|
|
2. |
Цитология как наука, ее методы и теории. Учение о клетке. Вода, минеральные и органические вещества и их роль в клетке. Углеводы и липиды, их роль в жизнедеятельности клетки. Белков, ферменты, нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности. АТФ и другие органические соединения клетки. Световой микроскоп. Эукариотическая клетка. Энергетический и пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез Генетический код и |
Лекция №2 Раздел 1. Основы цитологии Тема 1.1. Методы цитологии. Клеточная теория Тема 1.2.Особенности химического состава клетки. Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке Лекция №3 Тема 1.3. Органические вещества. Углеводы и |
1. Рабочий лист №3. ИТ №1 «Правила работы с микроскопом.» .Практическое занятие; Микроскопия. ИТ №2 “Устройство светового микроскопа.” ИТ №3 “Правила работы с увеличительными приборами” ”Внутреннее строение клеток. Составление таблиц: «Химический состав клетки» и «Классификация углеводов и их роль»,«Классификация липидов и их роль» 1.Рабочий лист №4 Работа по таблице : “Сравнительная |
Демонстрации 1.Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. 2.Виды микроскопов 3.Таблицы; “Химический состав клетки” “Содержание микроэлементов в органах человека” “”Значение неорганических веществ” “Значение микроэлементов” Демонстрация видео: 1.”Органические |
2 2 |
ОК-04 ОК-05 ОК-06 ОК-08 ОК-09 ОК-10 ОК-3 ОК-05 ОК-04 ОК-06 |
|
|
биосинтез белка. |
их роль в жизнедеятельности клетки. Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. Лекция №4 Тема 1.4. Строение и функции белков. Ферменты Тема 1.5 . Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности. Тема 1.6. АТФ и другие органические соединения клетки. Тема 1.7.Устройство светового микроскопа. |
характеристика углеводов, липидов и белков” 1.Рабочий лист №5 «Свойства ферментов», «Причины специфичности белковферментов». Практическое занятие “ Нуклеиновые кислоты и их типы. Строение ДНК и РНК. Типы РНК” Составление таблицы: «Классификация нуклеиновых кислот и их роль» |
вещества клетки” 2.Классификация углеводов. 3.”Классификация липидов” 4.”Классификация белков” Демонстрации: 1.”Белки, их классификация и строение” 2.”Аминокислоты. Их строение и разнообразие” 4. “РНК и ДНК. Их сравнительная характеристика.” 5.”Строение молекулы АТФ” 6.Таблица “Роль РНК, ДНК и АТФ в организме” 7. Демонстрация видео “Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК. АТФ” |
2 |
ОК-08 ОК-09 ОК-2 ОК-05 ОК-04 ОК-06 ОК-08 ОК-09 ОК-2 ОК-3 |
|
2 |
Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов Тема 2.1. Жизненный |
Лекция №5.1 Размножение и индивидуальное развитие организмов |
1.Рабочий лист №6 2. Практическое занятие” Виды бесполого размножения.” |
Демонстрация наглядного пособия «Бесполое размножение.» |
2 |
ОК-04 ОК-05 ОК-06 ОК-08 |
|
|
цикл клетки. Деление клетки. Митоз Тема 2.2. Бесполое размножение. Тема 2.3. Половое размножение. Тема 2.4. Мейоз. Образование половых клеток Тема 2.5. Оплодотворение. Тема 2.6. Индивидуальное развитие |
Тема 2.1. Жизненный цикл клетки. Деление клетки. Митоз Тема 2.2. Бесполое размножение. Тема 2.3. Половое размножение. Лекция №5.2 Тема 2.4. Мейоз. Образование половых клеток Тема 2.5. Оплодотворение. Тема 2.6. Индивидуальное развитие |
3.Практическое занятие: “Схема митоза” 1.Рабочий лист №6 2. Практическое занятие “ Способы полового размножения. Половые клетки. Оплодотворение. “ 3.Повторение темы: “Двойное оплодотворение покрытосеменных растений” 4.Практическое занятие: “Онтогенез. Типы онтогенеза. Периоды онтогенеза. “ 5. Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить рефераты на темы 1.«Особенности |
Демонстрация наглядного пособия «Половое размножение.» и “Гаметогенез”, “Особенности сперматогенеза и оогенеза” 2.Демонстрация видео “Гаметогенез” Демонстрация наглядного пособия Демонстрация: Таблиц: «Мейоз», «Гаметогенез» “Оплодотворение” “Сравнительная характеристика митоза и мейоза” “Онтогенез” Видео; “Онтогенез” и “Филогенез” “Эмбриональный и постэмбриональны й периоды развития” |
2 |
ОК-09 ОК-2 ОК-05 ОК-04 ОК-06 ОК-08 ОК-09 ОК-2 |
|
|
|
|
оплодотворения», 2.«Партеногенез» 3.“Зародышевое развитие организмов. Этапы эмбрионального развития млекопитающих”, 4.”Взаимодействие частей развивающегося зародыша.” 5.“Постэмбриональный период.” 6.«Влияние условий окружающей среды на развитие эмбриона» |
|
|
|
|
3 |
Раздел 3. Основы генетики Тема 3.1. История развития генетики. Гибридологический метод Тема 3.2. Закономерности наследования. Первый и второй законы Менделя Тема 3.3. |
Лекция №6.1 Раздел 3. Основы генетики Тема 3.1. История развития генетики. Гибридологический метод Тема 3.2. Закономерности наследования. Первый и второй законы Менделя |
1.Рабочий лист №7. 2. Практическая работа; “Доказательства наследования признаков по первому и второму закону Менделя” 3. Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить реферат по теме «Деятельность Г. Менделя» 4. Работа с ИТ “Основы |
Демонстрация таблиц: “Первый закон Менделя” и “Второй закон Менделя” Видео: “Жизнь и деятельность Г.Менделя” “Моногибридное скрещивание” “Второй закон Г.Менделя” |
2 |
ОК-04 ОК-05 ОК-06 ОК-08 ОК-09 ОК-3 |
|
|
Моногибридное скрещивание Тема 3.4. Множественный аллелизм. Анализирующее скрещивание Тема 3.5. Закон независимого наследования признаков Тема 3.6. Дигибридное скрещивание. Тема 3.7. Хромосомная теория наследования. Тема3.8. Взаимодействие неаллельных генов. Цитоплазматическая наследственность Тема 3.9. Генетическое определение пола Тема 3.10. Наследование признаков, сцепленных с полом Тема 3.11. Закономерности изменчивости Тема 3.12. Виды мутаций |
Лекция №6.2 Тема 3.3. Моногибридное скрещивание Тема 3.4. Множественный аллелизм. Анализирующее скрещивание Тема 3.5. Закон независимого наследования признаков Тема 3.6. Дигибридное скрещивание. Лекция №7 Решение генетических задач на: - моногибридное скрещивание - дигибридное скрещивание - анализирующее скрещивание |
генетики” 1.Рабочий лист №7. 2. Практическое занятие: “Построение схем моногибридного и анализирующего скрещивания” 3. Практическое занятие: “Закон независимого наследования признаков.” 3. Самостоятельная работа. “В чём суть и необходимость анализирующего скрещивания для генетиков и селекционеров.” 1.Рабочий лист №8. 2. Практическое занятие: “Решение генетических задач на моногибридное, дигибридное и анализирующее скрещивание” 4. Самостоятельная работа обучающихся по ИТ |
Демонстрация таблиц; “Моногибридное скрещивание” “Анализирующее скрещивание”” Демонстрация видео: «Моногибридное скрещивание» “Анализирующее скрещивание” “Дигибридное скрещивание” 1.Демонстрация видео инструкции “Решение генетических задач” 2.Показ презентации “Генетические задачи” по изучаемой теме. |
2 2 |
ОК-04 ОК-05 ОК-06 ОК-08 ОК-09 ОК-2 ОК-08 ОК-09 ОК-04 ОК-05 ОК-06 ОК-3 |
|
|
Тема 3.13. Методы исследования генетики человека |
Лекция №8 Тема 3.7. Хромосомная теория наследования. Тема3.8. Взаимодействие неаллельных генов. Цитоплазматическая наследственность |
1. Рабочий Лист №9. 2.. Практическое занятие №2: Множественный аллелизм. Кодоминирование. Неполное доминирование. Сверхдоминирование. Генофонгд. 3. Практическое занятие: “Хромосомная теория наследования. Кроссинговер. Хромосомные карты.” 4.Практическое занятие: “Взаимодействие неаллельных генов. Комплементарность. Эпистаз. Полимерное действие генов. Плейотропность. Цитоплазматическая наследственность.” 5. Практическое занятие: “Взаимодействие хромосомной и нехромосомной наследственности” |
Демонстрация видео: “Хромосомная теория наследственности” “Кроссинговер. Хромосомные карты” “Взаимодействие неаллельных генов” “Цитоплазматическа я наследственность” . Демонстрация |
2 |
ОК-08 ОК-09 ОК-04 ОК-05 ОК-06 ОК-2 ОК-3 |
|
|
|
Лекция №9 Тема 3.9. Генетическое определение пола Тема 3.10. Наследование признаков, сцепленных с полом. Лекция №10 Тема 3.11. Закономерности изменчивости Тема 3.12. Виды мутаций Тема 3.13. Методы исследования генетики человека. |
1.Рабочий лист №10 2.. Практическое занятие №6: Теория наследования пола. Наследование признаков, сцепленных с полом 3. Практическое занятие №7: Решение генетических задач 1.Рабочий Лист №11 2. Практическое занятие: “Изменчивость. Виды изменчивости. Модификационная и наследственная изменчивость. Норма реакции.” 3. Практическое занятие:”Классификации мутаций. Генные, хромосомные и геномные мутации; соматические и генеративные мутации; нейтральные, полезные и вредные мутации” 4. Практическое занятие: “Составление |
видео: “Генетическое определение пола” Демонстрация видео: “Изменчивость. Виды изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции” “Наследственная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость” “Виды мутаций. Геномные и хромосомные мутации” “Виды мутаций. Генные мутации” “Мутационная теория. Причины мутаций” “Закономерности |
2 2 |
ОК-08 ОК-09 ОК-04 ОК-05 ОК-06 ОК-2 ОК-08 ОК-09 ОК-04 ОК-05 ОК-06 ОК-2 |
|
|
|
|
родословной.” 5. Составление таблицы: “Методы исследования генетики: популяционный, близнецовый, цитогенетический, биохимический.” 6. Заполнение таблицы: “Генные и хромосомные болезни.” |
наследственности и изменчивости” “Методы исследования генетики человека” “Генетика и здоровье человека. Генные заболевания” “Хромосомные болезни. Примеры и причины” “Проблемы генетической безопасности” “Общебиологические закономерности, проявляющиеся на клеточном и организменном уровнях” |
|
|
|
4 |
Раздел 4. Основы селекции. Тема 4.1. Основные методы Биотехнология. Генная инженерия. Клеточная инженерия. Тема 4.2. Методы селекции растений, животных, микроорганизмов. |
Лекция №11 Раздел 4. Основы селекции и биотехнологии Тема 4.1. Основные методы селекции и биотехнологии Тема 4.2. Методы селекции растений, животных, микроорганизмов |
1.Рабочий Лист №12 1.Заполнение схемы:Основные методы селекции. Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Искусственный мутагенез.” 3. Практическое занятие: “Методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Успехи селекции. Современное |
Демонстрация видео: “ |
2 |
ОК-04 ОК-05 ОК-06 ОК-08 ОК-09 ОК-11 ОК-3 ОК-1 |
|
|
|
|
состояние и перспективы биотехнологии.” |
|
|
|
|
5 |
Раздел 5. Основы учения об эволюции. Тема 5.1. Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина Тема 5.2. Вид, его критерии Тема 5.3. Популяции Тема 5.4. Механизмы эволюционного процесса Тема 5.5. Естественный отбор Тема 5.6. Дрейф генов и изоляция - факторы эволюции Тема 5.7. Приспособления. Видообразование Тема 5.8. Макроэволюция. Тема 5.9. Возникновение жизни на Земле Тема 5.10. Развитие жизни на |
Лекция №12 Раздел 5. Основы учения об эволюции Тема 5.1. Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина Тема 5.2. Вид, его критерии Тема 5.3. Популяции Тема 5.4. Механизмы эволюционного процесса Тема 5.5. Естественный отбор Тема 5.6. Дрейф генов и изоляция - факторы эволюции Тема 5.7. Приспособления. Видообразование Тема 5.8. Макроэволюция. |
1.Рабочий Лист №13. 2. Практическое занятие “История развития теории эволюции. Предпосылки ее формирования. Ч. Дарвин. Основные положения его теории.” 3. Самостоятельная работа обучающихся: Составить список различий животного и растительного мира; указать факты позволяющие говорить о борьбе за существование. 4. Практическое занятие:”Популяция. Взаимоотношения организмов в популяциях. Генетический состав популяции. Генофонд. Мутационный процесс - источник наследственной информации” |
Демонстрация видео: “Обзор эволюционных представлений” “Развитие эволюционных взглядов в додарвиновский период” “Предпосылки возникновения теории Дарвина” “Теория Дарвина” “Учение Дарвина об искусственном отборе” “Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость и естественный отбор” “Эволюционная роль мутаций” “Критерии вида” “Формы борьбы за существование” “Виды естественного отбора” |
2 |
ОК-04 ОК-05 ОК-06 ОК-08 ОК-09 ОК-11 ОК-2 |
|
|
Земле Тема 5.11. Многообразие органического мира Тема 5.12. Антропогенез Тема 5.13. Основные стадии антропогенеза Тема 5.14. Расы и их происхождение |
|
5.Заполнение схемы: “Формы борьбы за существование.” 6.Самостоятельная работа: докладов на тему “Межвидовая борьба” и “Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Формы естественного отбора.” 7. Написание реферата на тему: “Репродуктивная изоляция. Изолирующие механизмы. Дрейф генов.” 8.Практическое занятие: “Приспособления организмов. Стадии видообразования. Аллопатрическое видообразование. Симпатрическое видообразование.” .9.Практическое занятие: “Типы эволюционных изменений (параллелизм, конвергенция, дивергенция) Главные направления |
“Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат естественного отбора” “Популяция элементарная единица эволюции” “Генетические процессы в популяциях” “Видообразование как результат микроэволюции” “Синтетическая теория эволюции Дарвина” “Общие пути биологического прогресса” “Основные закономерности эволюции” “Доказательства эволюции” |
|
|
|
|
|
Лекция №13 Тема 5.9. Возникновение жизни на Земле Тема 5.10. Развитие жизни на Земле Тема 5.11. Многообразие органического мира |
эволюции органического мира (ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация). 10. Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение на тему «Соотношение путей эволюции» 1. Рабочий Лист №15 16. Практическое занятие” Возникновение жизни на Земле. Гипотезы о происхождении жизни (креационизм, гипотеза самопроизвольного зарождения жизни, гипотеза панспермии, гипотеза биохимической эволюции). Современные представления о происхождении жизни (гипотеза абиогенного зарождения жизни)” 2. Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить реферат на тему «За и против |
Демонстрация видео: “История развития жизни в архейскую и протерозойскую эру” “История развития жизни в палеозойскую эру. Ч. 1” “История развития жизни в палеозойскую эру. Ч. 2” “История развития жизни в мезозойскую эру. Ч. 1” “История развития жизни в мезозойскую эру. Ч. 2” “Развитие жизни в кайнозойскую эру” “Геохронологическая история развития жизни” |
2 |
ОК-08 ОК-09 ОК-04 ОК-05 ОК-06 ОК-2 ОК-3 |
|
|
|
Лекция №14 Тема 5.12. Антропогенез Тема 5.13. Основные стадии антропогенеза Тема 5.14. Расы и их происхождение |
гипотезы панспермии» 3. Практическое занятие:”Основные этапы развития жизни на Земле. Этап химической эволюции. Этап предбиологической эволюции. Биологический этап эволюции.“ 4. Доклад на тему: “Гипотезы происхождения эукариот 5. Практическое занятие №14: Многообразие органического мира. Принципы систематики 1.Рабочий Лист №16. 2. Практическое занятие; “Развитие взглядов на происхождение человека. Доказательства происхождения человека от животных. Положение человека в системе животного мира.” 3. Заполнение таблицы: |
Демонстрация видео: “Положение человека в системе животного мира” “Эволюция человекообразных приматов” “Антропогенез: от обезьян к архантропам” “Антропогенез: появление палеоантропов” “Антропогенез: |
2 |
ОК-04 ОК-05 ОК-06 ОК-08 ОК-09 ОК-11 ОК-2 |
|
|
|
|
«Отличия человека от животных» 4. Практическое занятие::”Стадии антропогенеза. Предшественники человека. Древнейшие люди. Древние люди. Люди современного анатомического типа. Движущие силы антропогенеза.” 26. Дискуссия на тему: “Человеческие расы. Их классификация. Гипотезы расогенеза. Факторы расогенеза.” |
становление человека разумного” “Современные люди. Расы” “Движущие силы антропогенеза” |
|
|
|
5.1 |
Обобщение изученного материала |
Лекция №15. Контрольно-обобщаю щее занятие. Тема 1.8. Строение эукариотической клетки Тема 1.9. Строение прокариотической клетки Тема 1.10. Сходство и различие в строении клеток растений. животных, грибов и прокариот Тема 1.11.Вирусы. |
1.Рабочий Лист №17 2. Практическое занятие №4. Строение эукариотической клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции.” 3.:Реферат на темы: «Связь между пластическим и энергетическим обменами» «Отличие энергетического обмена |
1. Демонстрация наглядного пособия « Обмен веществ в клетке” «Этапы энергетического обмена»» «Фотосинтез» «Биосинтез белка» Демонстрация видел: “ |
2 |
ОК-04 ОК-05 ОК-06 ОК-08 ОК-09 ОК-10 ОК-3 ОК-1 |
|
|
|
Тема 1.12. Питание клетки Тема 1.13.Обмен веществ в клетке. Тема 1.14. Энергетический обмен. Тема 1.15. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез Тема 1.16. Пластический обмен. Генетический код. Тема 1.17. Пластический обмен. Биосинтез белка. |
у аэробов и анаэробов», «Гликолиз – значение для человека» «Великая кислородная революция», «Значение фотосинтеза для хозяйственной деятельности человека» “Генетическая информация. Генетический код. Свойства генетического кода.” “Транскрипция. Трансляция. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.” «Механизм регуляции синтеза белка у эукариот». 4.Практическое занятие: “Энергетический обмен в клетке. Диссимиляция. Этапы энергетического обмена: подготовительный, бескислородный, кислородный.” 5.Практическое занятие: “Фотосинтез. Фазы фотосинтеза: световая, |
|
|
|
|
6 |
Раздел 6. Основы экологии Тема 6.1. Предмет экологии Тема 6.2. Местообитание и экологические ниши Тема 6.3. Основные типы экологических взаимодействий Тема 6.4. Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяции Тема 6.5. Экологические сообщества. Структура сообщества Тема 6.6. Поток энергии и цепи питания Тема 6.7. Экологические пирамиды Тема 6.8. Свойства биоценозов. Смена |
Лекция №16 Раздел 6. Основы экологии Тема 6.1. Предмет экологии Тема 6.2. Местообитание и экологические ниши Тема 6.3. Основные типы экологических взаимодействий Тема 6.4. Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяции Тема 6.5. Экологические сообщества. Структура сообщества Тема 6.6. Поток энергии и цепи питания Тема 6.7. Экологические пирамиды Тема 6.8. Свойства биоценозов. Смена экосистем |
темновая. Фотосистемы” 6. Практическое занятие: “Биосинтез белка.” 1. Рабочий Лист %17 2. Практическое занятие: “Экологические факторы. Адаптация организмов” 3. Практическое занятие: “Местообитание организма. Экологическая ниша. Их отличие.” 4. Практическое занятие: Экологические взаимодействия. Типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия.” 5. Практическая работа: “Демографические показатели. Плотность популяции. Рождаемость. Возрастная структура популяции. Динамика популяции. Колебания численности особей в популяции. Факторы популяционной динамики.” |
Демонстрация видео: “Взаимодействие организма и среды. Экосистемы. Биогеоценозы” “Абиотические факторы: температура и освещенность” “Абиотические факторы: влажность, химический состав, рельеф” “Устойчивость к факторам среды” “Биотические факторы” “Биотические факторы. Негативные взаимоотношения между организмами” “Биотические факторы. Позитивные отношения между организмами” “Биотические факторы. |
2 |
ОК-08 ОК-09 ОК-05 ОК-04 ОК-06 ОК-11 ОК-2 |
|
|
экосистем Тема 6.9.Агроценозы. Применение экологических знаний |
Тема 6.9.Агроценозы. Применение экологических знаний |
6. Доклады по темам: “Биоценоз.” “ Экосистема. Классификация экосистем.Искусственны е экосистемы.” “Сравнение естественных и искусственных экосистем. Экосистемы городов. Показатели структуры сообщества” 7. Практическое занятие: Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи. Автотрофы. Гетеротрофы. Типы пищевых цепей. Круговороты веществ.” 8. Доклады на тему: “Перенос энергии в сообществе. Экологическая пирамида (экологическая пирамида, пирамида чисел, пирамида биомассы).” “Свойства биоценозов. Сукцессия. Виды сукцессий.” “Структура агроценоза. |
Обобщение” “Экологическая ниша. Взаимодействие факторов среды” “Экологические стратегии” “Экологическая структура биоценозов” “Трофические связи в биоценозе” “Понятие продуктивности экосистем” “Смена биоценозов. Сукцессии” |
|
|
|
|
|
|
Отличие агроценоза от биогеоценоза.” «Биологические методы борьбы с вредителями» «Применение экологических знаний в отраслях народного хозяйства» |
|
|
|
|
7 |
Раздел 7. Эволюция биосферы и человек Тема 7.1. Эволюция биосферы Тема 7.2. Состав и функции биосферы Тема 7.3. Круговорот химических элементов и биохимические процессы в биосфере |
Лекция №17 Раздел 7. Эволюция биосферы и человек Тема 7.1. Эволюция биосферы Тема 7.2. Состав и функции биосферы Тема 7.3. Круговорот химических элементов и биохимические процессы в биосфере . |
1. Рабочий Лист №18. 2 Практическое занятие: “Биосфера. Основные этапы развития биосферы.“ 3. Реферат на темы: «Роль В.И. Вернадского в развитии науки» ”Влияние изменений в оболочках Земли на биосферу” 4. Практическое занятие: Компоненты биосферы. Функции живого вещества 5. Практическое занятие” “ Круговорот азота, углерода, ”. |
Демонстрация видео: “Биосфера” “Круговорот веществ в биосфере” “Сообщества живых организмов” “Основные биологические сообщества суши: тундра, лесотундра, хвойные леса” Основные биологические сообщества суши: широколиственные леса, степи” “Основные биологические сообщества суши: саванны, пустыни, вечнозеленые леса” |
2 |
ОК-04 ОК-05 ОК-06 ОК-08 ОК-09 ОК-11 ОК-2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
Тема 7.4. Роль процессов фотосинтеза и дыхания Тема 7.5. Влияние человека на эволюцию биосферы. Тема 7.6. Человек и экологический кризис Тема 7.7. Пути выхода из экологического кризиса Тема 7.8. Защита растительного мира. Защита животного мира |
Лекция №18 Тема 7.4. Роль процессов фотосинтеза и дыхания Тема 7.5. Влияние человека на эволюцию биосферы Тема 7.6. Человек и экологический кризис Тема 7.7. Пути выхода из экологического кризиса |
1.Рабочий Лист №19 2. Практическое занятие: “Хозяйственная деятельность человека. Влияние на эволюцию биосферы на ранних этапах антропогенеза и современным человеком.” 3. Практическое занятие: “Климатические изменения. Нарушения озонового слоя. Загрязнения атмосферы. Состояние водных систем. Уничтожение лесов, почв. Проблемы энергетики. Цепные экологические реакции. Человек и экологический кризис” 4. Практическое занятие “Рациональное использование природных ресурсов. Охрана биосферы” 5. Практическое занятие “Охрана видов. Формы охраны эталонов и памятников природы” |
Демонстрация видео: “Воздействие человека на природу в процессе становления общества” “Природные ресурсы и их использование” “Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Загрязнение воздуха” “Загрязнение пресных вод и Мирового океана” “Антропогенные изменения почвы” “Влияние человека на растительный и животный мир” “Радиоактивное загрязнение биосферы” “Охрана природы и перспективы рационального природопользования “Бионика” |
2 |
ОК-04 ОК-05 ОК-06 ОК-08 ОК-09 ОК-11 ОК-3 |
|
|
|
|
|
“Использование человеком принципов организации растений и животных” “Формы живого в природе и их промышленные аналоги” “Обобщение. Ноосфера” |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
36
ЛЕКЦИЯ 1.
Введение Биология как наука. История развития биологии.
ЛЕКЦИЯ 2.
Методы изучения в биологии. Уровни организации живой материи.
ЛЕКЦИЯ №3
Основы цитологии. Неорганические вещества и вода.
ЛЕКЦИЯ №4.
Органические вещества клетки. Углеводы, липиды, белки.
ЛЕКЦИЯ №5.
Белки, аминокислоты, ДНК,РНК и АТФ.
ЛЕКЦИЯ №6.
Размножение и индивидуальное развитие организмов.
ЛЕКЦИЯ №7.
Основы генетики. Моно и дигибридное скрещивание.
ЛЕКЦИЯ №8.
Решение генетических задач.
ЛЕКЦИЯ №9.
Хромосомная теория наследования. Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
ЛЕКЦИЯ №10.
Закономерности изменчивости. Виды мутаций. Методы исследования генетики человека.
ЛЕКЦИЯ №11.
Основы и методы селекции и биотехнологии. Методы селекции растений, животных, микроорганизмов ЛЕКЦИЯ №12.
Основы учения об эволюции. Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина Вид, его критерии. Популяции. Механизмы эволюционного процесса. Естественный отбор. Дрейф генов и изоляция - факторы эволюции. Приспособления. Видообразование Макроэволюция.
ЛЕКЦИЯ №13.
Возникновение жизни на Земле и ее развитие.. Многообразие органического мира ЛЕКЦИЯ №14.
Антропогенез. Основные стадии антропогенеза. Расы и их происхождение ЛЕКЦИЯ№15.
Контрольно-обобщающее занятие.
Строение эукариотической И прокариотической клетки. Сходство и различие в строении клеток растений. животных, грибов и прокариот. Вирусы. Питание клетки Обмен веществ в клетке. Энергетический И Пластический обмен. Фотосинтез.
Хемосинтез. Генетический код. Биосинтез белка.
ЛЕКЦИЯ №16.
Основы экологии. Предмет экологии. Местообитание и экологические ниши Основные типы экологических взаимодействий. Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяции. Экологические сообщества. Их структура . Поток энергии и цепи питания. Экологические пирамиды. Свойства биоценозов. Смена экосистем. Агроценозы. Применение экологических знаний.
ЛЕКЦИЯ №17.
Эволюция биосферы и человек. . Состав и функции биосферы. Круговорот
химических элементов и биохимические процессы в биосфере ЛЕКЦИЯ №18
37
Роль процессов фотосинтеза и дыхания. Влияние человека на эволюцию биосферы.
Человек и экологический кризис. Пути выхода из него.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.