Трансляция обобщенного личного педагогического опыта, мастер-класс по теме: "Программа самообразования учителя биологии и географии".

  • Документация
  • doc
  • 23.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели - применение личностно-ориентированного подхода, основанного на использовании приёмов развивающего обучения, способствовать развитию приёмов умственной деятельности, приводящему к духовному, психическому, физиологическому росту и развитию личности, приобретению учащимися прочных знаний по предмету в условиях новой информационной среды.
Иконка файла материала Самообразование П.Н.А..doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тимшерская средняя общеобразовательная школа

 

 

                                                                                      

 

 

«Согласовано»

Руководитель МО

____________  /____________/

Протокол № __

«__»   ___________  20__ года

 

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________/______________/

 

«__»   ___________  20__ года

 

«Утверждаю»

Директор

 _____________/__________/

 

Приказ №___

«__»   _____________  20__ года

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ

 УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ

 ПАРШУКОВОЙ НАДЕЖДЫ АЛЕКСЕЕВНЫ

 

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,                                                                        что преподаешь,  и любить тех, кому преподаешь».

 В.Ключевский

 

 

 

Цели: - применение личностно-ориентированного подхода, основанного на использовании приёмов развивающего обучения,  способствовать развитию приёмов умственной деятельности, приводящему к духовному, психическому, физиологическому росту и развитию личности, приобретению учащимися прочных знаний по предмету в условиях новой информационной среды.

 

Задачи:

·       обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников

·       обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности учителей

·       Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий

·       Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий

·       Обобщение и распространение опыта

·       Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов

 

Для того чтобы успешно решать многообразные проблемы учебно - воспитательного процесса, значит необходимо сделать повышение профессионального уровня учителя непрерывным и систематическим.

         Учитель всегда должен удовлетворять растущие  запросы школьников, поэтому  должен постоянно заниматься вопросами самообразования.

Перечень вопросов по самообразованию.

1. Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов.

 2. Работать   над   созданием   в   коллективе   учащихся   класса   творческой обстановки, здорового нравственно-психологического климата.

3 .Распространение      педагогического опыта.

4. Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.

5. Изучение педагогического опыта других преподавателей.

6. Планомерное   и   систематическое   совершенствование   методов   учебно-воспитательного процесса.

7. Продолжать работать над методической темой: «Применение информационных технологий на уроках и внеурочной деятельности».

 

 

«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель (А. Дистервег).

Как учитель биологии и географии осваиваю новейшие достижения педагогической науки и практики по организации образовательного процесса на основе развивающих технологий. За последние несколько лет персональные компьютеры прочно стали входить в нашу повседневную жизнь, т.к. во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютерным. В связи с этим освоение информационных технологий происходит в школе для того, чтобы выпускник смог самореализоваться в жизни, а учителю позволит вывести процесс преподавания того или иного предмета на более качественный уровень.

 

Предполагаемый результат:

  • повышение качества обучения и восприятия учащихся;
  • внедрение новых педагогических технологий.

 

Основные этапы работы по самообразованию.

Этапы

Содержание работы

Практическая деятельность

1.

Диагностический

1.Анализ психолого-педагогической, методической, специальной литературы, публикаций в СМИ, посвященных данной проблематике.

1.Курсы повышения  квалификации учителей.                                   2.Выступление на заседании методического объединения.                                   3.Подписка на методическую литературу.                             4.Изучение литературы. 

2.

Прогностический

1.Определение цели и задачи над темой

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3 .Прогнозирование результатов.

Выступление на заседании методического объединения.                                  

3.

Практический

1. Апробацию методические материалы.                                  2.  Внедрение опыта работы.  3.Формирование методического комплекса.        4.Корректировка работы.

1. Выступление на заседании методического объединения.                                   2.Открытые уроки.                             3.Участие в конкурсах, мероприятиях на муниципальном, республиканском, всероссийском уровнях. 

4.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

3. Представление материалов.

1. Выступление на заседании методического объединения.                                                   2. Мастер-класс.                   3.Консультативная помощь учителям и учащимся.                                           4.Создание персонального сайта и  его обновление.                                      5.Создание электронной почты для контакта с единомышленниками. 

5.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

1.Публикация методических разработок учителя.                                                            2. Публикация работ учащихся.

 

Основные принципы построения и реализации плана самообразования:

 

·         системный подход;

·         дифференцированность направлений и организации системы учебной и внеучебной деятельности учащихся  в процессе реализации программы;

·         соответствие организации деятельности потребностям, интересам и склонностям школьников;

·         непрерывность образования;

·         личностно ориентированный, деятельностный подход как  определяющие факторы;

·         гуманизация, демократизация, предполагающие свободное сотрудничество учителя, семьи, общественности.

 

Основными методами при разработке и реализации плана самообразования:

  • социально-педагогический, перспективный анализ исследуемой проблемы;
  • диагностический метод (метод экспертных оценок, обобщение независимых характеристик, тестирования, рейтинга, самооценки);
  • обсервационные методы (наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, ранжирование и т.п.);
  • опытная работа в исследуемом аспекте;
  • педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, повторный);
  • системный анализ.

 

В результате проделанной работы  по программе самообразования сделала следующие системообразующие выводы:

  1. Для повышения качества образования необходимо использовать разнообразные технические средства обучения, что способствует созданию устойчивой мотивации к учению, включению самой личности учащегося в процесс усвоения знаний как ведущего условия ее дальнейшего творческого саморазвития и самосовершенствования.
  2. Достигнуть высоких качественных показателей обучения и воспитания невозможно без освоения знаний о родном крае,  условий проживания в нём, особенностей  его влияния на здоровье  людей, тот есть системы знаний, направленной на сохранение и укрепление духовно-нравственных аспектов личности.
  3. Одним из ведущих стимулов получения  образования для учащихся должен стать процесс профессионального самоопределения, направленный на формирование стремления учащихся к реализации своих жизненно важных планов.

 

        «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян»  Д.Менделеев.

 

«Учитель работает над самой ответственной задачей – он формирует человека». М.Калинин.

 

 

Я без детей не значу ничего!

Когда смеюсь, когда грущу и плачу.
Живу для них я видно оттого,
Что без детей я ничего не значу!
Кручусь, вращаюсь в собственных делах,
Встречаю за удачей неудачу...
Но каждый день мой полон мыслями о них -
Ведь без детей я ничего не значу!

 

От чего зависит успех учителя?                                                                                                                От желания творить, стремления самообразовываться, общения с детьми. 

Вспоминаются замечательные слова Т. Поляковой:
«От тебя зависит твоё счастье,
От твоего горенья и участья».

     При планировании программы самообразования, я руководствовалась тем, что самообразование - это не контроль достигнутых результатов, а анализ моей деятельности, выявление направлений её развития.