Методические рекомендации по отработке умений учащихся в проведении глазомерной съемки на местности.

  • Документация
  • doc
  • 07.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методические рекомендации по отработке умений учащихся в проведении глазомерной съемки на местности.
Иконка файла материала Методические рекомендации.doc

Методические рекомендации

по отработке умений учащихся

в проведении глазомерной съемки на местности.

 

І. Определение направлений по плану местности:

1.      Отработка умений пользоваться компасом.

2.      Обучение учащихся определению направлений по плану местности.

3.      Определение направления на север на плане: обозначают стрелкой, если ее нет, то принято считать, что верхний край плана всегда северный, нижний - южный, следовательно, чем бли­же объект к верхнему краю плана, тем севернее он расположен.

4.      Выполнение учащимися простых заданий: определение, какие объек­ты расположены севернее ветряной мельницы, какой поселок - Ладогино или Добрынино - находится южнее? Какая из мельниц расположена западнее? И т. д.

5.      Выполнение построений на плане: для определения направления от одного объекта к другому надо из точки, в которой расположен первый объект, мысленно восстановить перпендикуляр на север и определить основные сто­роны горизонта. Затем также мысленно соединить эту точку с той, где расположен другой объект, и определить направление на него.

6.      Определение учащимися, в каком направлении от дома лесника расположен родник, мост через ручей; в каком направлении от школы в пос. Михалино расположена железнодорожная стан­ция, ветряная мельница, отдельно стоящее хвойное дерево. Опреде­ляют направление движения от пристани до оз. Глубокое; от оз. Глу­бокое до паромной переправы через р. Мечота; от ветряной мель ницы до родника в овраге; от железнодорожной станции до пос. Ладогино и т. д.

 

ІІ. Составление плана местности по ее описанию (принято называть ее топографическим диктантом):

1.       Когда учащиеся выполняют такое задание впервые, желательно, чтобы параллельно с их работой в тетрадях на доске появлялся образец.

2.      Сначала учащиеся знакомятся с правилами оформления работы. Надписывают название работы «План местности по описанию».

3.      В верхнем левом углу листа рисуют вертикальную стрелку, показывающую направление «север - юг».

4.      В правом углу надписывают масштаб: в1 см - 500 м.

5.      В начале работы учащиеся прослушивают (или прочитывают) целиком описание местности, план которой предстоит составить, и пытаются в меру индивидуальных способностей представить, как этот план будет выглядеть, в какой части листа (из центра, снизу, сверху) начинать его по строение.

6.      Затем учитель читает описание местности, разбивая текст на части.

7.      С большей или меньшей степенью самостоятельности учащие­ся проговаривают вслух порядок выполнения практических действий и лишь после этого рисуют соответствующий фрагмент плана на доске и в тетрадях.

Составление плана местности по описанию

 

Содержание задания

Выполняемые действия

По территории данной местнбсти в направлении с севера на юг проходит шоссе. Его пересекает грунто­вая дорога, тянущаяся с юго-запа­да на северо-восток

В центре листа обозначают точку, ко­торая будет точкой пересечения шоссе и грунтовой дороги.

Из этой точки определяют направление на север и обозначают шоссе, проходящее с севера на юг.

Из этой же точки определяют направ­ление на юго-запад и северо-восток и обо­значают грунтовую дорогу

В 5 км к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский поселок Сорокино, ко­торый тянется вдоль шоссе на 1,5 км

В соответствии с величиной масштаба из точки пересечения шоссе с грунтовой до­рогой откладывают 10 см на север и опреде­ляют южную границу поселка. Затем откла­дывают еще 3 см и определяют его северную границу. Обозначают поселок условным знаком по обе стороны шоссе. Подписывают название поселка

Вдоль западной окраины поселка расположен сад

Определяют западную окраину поселка и условным знаком обозначают сад, четко показав его северную, южную и восточную границы

В 3 км к югу от места пересе­чения шоссе и грунтовой дороги по­строен металлический мост через ре­ку, которая течет в юго-западном направлении

Из точки пересечения шоссе с грунто­вой дорогой откладывают к югу 6 см и обозначают металлический мост.

Из центра моста определяют направ­ление на юго-запад и обозначают реку. Стрелкой показывают направление ее те­чения

На правом берегу реки лежит луг, а вдоль левого тянется смешан­ный лес

Определяют правый и левый берег реки. Вдоль правого берега обозначают луг, вдоль левого -смешанный лес, не указывая точ­ные границы их распространения

Вдоль шоссе от моста до посел­ка протянулась полоса кустарника шириной до 500 м по обе стороны

В соответствии с величиной масштаба на расстоянии 1 см к западу и востоку от шоссе рисуют границу распространения кустарника и обозначают его

 

План местности по описанию

 

ІІІ. Подготовка учащихся к съёмке местности:

1.      Ребятам сле­дует знать цель выполняемой ими работы, которая может быть учебной, а может носить прикладной характер, например составить план местности для организации спортивной площадки, проведения соревнований и т. д.

2.      Каждый учащийся должен заранее подгото­вить необходимое оборудование (планшет, компас, линейка, транспортир) и научиться им пользоваться.

3.      Еще до выхода на местность учащихся надо на­учить держать планшет, ориентировать его по сторонам горизонта.

4.      Следует поупражняться и в определении направлений на объекты с помощью визирной линейки.

5.      Провести «репетицию» глазомерной съемки, для чего перенести урок, например, в актовый или спор­тивный зал. В зале учитель заранее «готовит местность» предстоя­щей съемки: расставляет нарисованные макеты отдельных объек­тов - деревьев, строений, колодца и т. п. Раскрасив и расстелив на полу куски бумажных обоев, можно «сделать» реку или дорогу. На такой условной местности можно провести репетицию полярной глазомерной съемки, поупражняться в определении направлений на объекты и в изображении их на плане, в измерении расстояний шагами или рулеткой.

6.      На условной местности в коридоре можно проиграть маршрутную съёмку.

ІV. Проведение итоговой проверки знаний и умений по теме «План местности»

Вариант I

1.      В каком направлении и на каком расстоянии от железно­дорожной станции находится пос. Ладогино?

2.      Сравните берега р. Мечота. Что вы о них можете сказать?

3.      Вы идете  от водяной мельницы вдоль р. Андога до пересекающего ее моста. Расскажите, что вы увидите во время своего движения.

Вариант II

1.      В каком направлении и на каком расстоянии от пос. Добры­нино находится родник?

2.      С какой стороны легче подойти к оз. Глубокое? Почему?

3.      Вы идете  вдоль ручья от родника до его впадения в р. Мечота. Расскажите, что вы увидите во время этого пути.

Вариант III

1.      На каком расстоянии и в каком направлении от паромной переправы находится школа в пос. Михалино?

2.      Вам необходимо добраться от водяной мельницы до оз. Глу­бокое. Опишите свой путь.

3.      В каком направлении и на каком расстоянии от железно­дорожной станции находится колодец у пос. Добрынино?

Вариант IV

1.      В каком направлении и на каком расстоянии от дома лесника находится мост через ручей?

2.      Вы идете от железнодорожной станции к пос. Ладогино. Опи­шите свой путь.

3.      Вам предстоит доехать на велосипеде от дома лесника в пос. Михалино. Какой путь вы выберете и почему?

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru