Методические рекомендации
по отработке умений учащихся
в проведении глазомерной съемки на местности.
І. Определение направлений по плану местности:
1. Отработка умений пользоваться компасом.
2. Обучение учащихся определению направлений по плану местности.
3. Определение направления на север на плане: обозначают стрелкой, если ее нет, то принято считать, что верхний край плана всегда северный, нижний - южный, следовательно, чем ближе объект к верхнему краю плана, тем севернее он расположен.
4. Выполнение учащимися простых заданий: определение, какие объекты расположены севернее ветряной мельницы, какой поселок - Ладогино или Добрынино - находится южнее? Какая из мельниц расположена западнее? И т. д.
5. Выполнение построений на плане: для определения направления от одного объекта к другому надо из точки, в которой расположен первый объект, мысленно восстановить перпендикуляр на север и определить основные стороны горизонта. Затем также мысленно соединить эту точку с той, где расположен другой объект, и определить направление на него.
6. Определение учащимися, в каком направлении от дома лесника расположен родник, мост через ручей; в каком направлении от школы в пос. Михалино расположена железнодорожная станция, ветряная мельница, отдельно стоящее хвойное дерево. Определяют направление движения от пристани до оз. Глубокое; от оз. Глубокое до паромной переправы через р. Мечота; от ветряной мель ницы до родника в овраге; от железнодорожной станции до пос. Ладогино и т. д.
ІІ. Составление плана местности по ее описанию (принято называть ее топографическим диктантом):
1. Когда учащиеся выполняют такое задание впервые, желательно, чтобы параллельно с их работой в тетрадях на доске появлялся образец.
2. Сначала учащиеся знакомятся с правилами оформления работы. Надписывают название работы «План местности по описанию».
3. В верхнем левом углу листа рисуют вертикальную стрелку, показывающую направление «север - юг».
4. В правом углу надписывают масштаб: в1 см - 500 м.
5. В начале работы учащиеся прослушивают (или прочитывают) целиком описание местности, план которой предстоит составить, и пытаются в меру индивидуальных способностей представить, как этот план будет выглядеть, в какой части листа (из центра, снизу, сверху) начинать его по строение.
6. Затем учитель читает описание местности, разбивая текст на части.
7. С большей или меньшей степенью самостоятельности учащиеся проговаривают вслух порядок выполнения практических действий и лишь после этого рисуют соответствующий фрагмент плана на доске и в тетрадях.
Составление плана местности по описанию
|
Содержание задания |
Выполняемые действия |
|
По территории данной местнбсти в направлении с севера на юг проходит шоссе. Его пересекает грунтовая дорога, тянущаяся с юго-запада на северо-восток |
В центре листа обозначают точку, которая будет точкой пересечения шоссе и грунтовой дороги. Из этой точки определяют направление на север и обозначают шоссе, проходящее с севера на юг. Из этой же точки определяют направление на юго-запад и северо-восток и обозначают грунтовую дорогу |
|
В 5 км к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский поселок Сорокино, который тянется вдоль шоссе на 1,5 км |
В соответствии с величиной масштаба из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой откладывают 10 см на север и определяют южную границу поселка. Затем откладывают еще 3 см и определяют его северную границу. Обозначают поселок условным знаком по обе стороны шоссе. Подписывают название поселка |
|
Вдоль западной окраины поселка расположен сад |
Определяют западную окраину поселка и условным знаком обозначают сад, четко показав его северную, южную и восточную границы |
|
В 3 км к югу от места пересечения шоссе и грунтовой дороги построен металлический мост через реку, которая течет в юго-западном направлении |
Из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой откладывают к югу 6 см и обозначают металлический мост. Из центра моста определяют направление на юго-запад и обозначают реку. Стрелкой показывают направление ее течения |
|
На правом берегу реки лежит луг, а вдоль левого тянется смешанный лес |
Определяют правый и левый берег реки. Вдоль правого берега обозначают луг, вдоль левого -смешанный лес, не указывая точные границы их распространения |
|
Вдоль шоссе от моста до поселка протянулась полоса кустарника шириной до 500 м по обе стороны |
В соответствии с величиной масштаба на расстоянии 1 см к западу и востоку от шоссе рисуют границу распространения кустарника и обозначают его |

План местности по описанию
ІІІ. Подготовка учащихся к съёмке местности:
1. Ребятам следует знать цель выполняемой ими работы, которая может быть учебной, а может носить прикладной характер, например составить план местности для организации спортивной площадки, проведения соревнований и т. д.
2. Каждый учащийся должен заранее подготовить необходимое оборудование (планшет, компас, линейка, транспортир) и научиться им пользоваться.
3. Еще до выхода на местность учащихся надо научить держать планшет, ориентировать его по сторонам горизонта.
4. Следует поупражняться и в определении направлений на объекты с помощью визирной линейки.
5. Провести «репетицию» глазомерной съемки, для чего перенести урок, например, в актовый или спортивный зал. В зале учитель заранее «готовит местность» предстоящей съемки: расставляет нарисованные макеты отдельных объектов - деревьев, строений, колодца и т. п. Раскрасив и расстелив на полу куски бумажных обоев, можно «сделать» реку или дорогу. На такой условной местности можно провести репетицию полярной глазомерной съемки, поупражняться в определении направлений на объекты и в изображении их на плане, в измерении расстояний шагами или рулеткой.
6. На условной местности в коридоре можно проиграть маршрутную съёмку.
ІV. Проведение итоговой проверки знаний и умений по теме «План местности»
Вариант I
1. В каком направлении и на каком расстоянии от железнодорожной станции находится пос. Ладогино?
2. Сравните берега р. Мечота. Что вы о них можете сказать?
3. Вы идете от водяной мельницы вдоль р. Андога до пересекающего ее моста. Расскажите, что вы увидите во время своего движения.
Вариант II
1. В каком направлении и на каком расстоянии от пос. Добрынино находится родник?
2. С какой стороны легче подойти к оз. Глубокое? Почему?
3. Вы идете вдоль ручья от родника до его впадения в р. Мечота. Расскажите, что вы увидите во время этого пути.
Вариант III
1. На каком расстоянии и в каком направлении от паромной переправы находится школа в пос. Михалино?
2. Вам необходимо добраться от водяной мельницы до оз. Глубокое. Опишите свой путь.
3. В каком направлении и на каком расстоянии от железнодорожной станции находится колодец у пос. Добрынино?
Вариант IV
1. В каком направлении и на каком расстоянии от дома лесника находится мост через ручей?
2. Вы идете от железнодорожной станции к пос. Ладогино. Опишите свой путь.
3. Вам предстоит доехать на велосипеде от дома лесника в пос. Михалино. Какой путь вы выберете и почему?
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.