Рабочая программа для детей с ОВЗ

  • Образовательные программы
  • docx
  • 20.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рабочая проргамма природоведение для овз 2024.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение   «Тетюшская татарская средняя общеобразовательная школа» Тетюшского муниципального района РТ

«Принято»

Руководитель ШМО

__________/Н.Н.Пирогова/

 

от «20» августа 2024г

«Согласовано»

Заместитель директора по УР ________/А.Ф.Шайдуллина___________/

«___» ___________2024_ г

 

 

«Утверждаю»

и.о.директора

_________________ /_/

__________

Приказ №__54____

от «_22__» августа 2024 г

 

 

 

Рабочая программа по «Природоведению»

для детей с умственной отсталостью ( вариант 1)

 

                                 Хуснутдиновой Г.М., учителя биологии и географии высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   2023-2024 учебный год

 

I.                   Пояснительная записка

Учебный план составлен в соответствии с требованиями:

 - Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026 "Обутверждении федеральной адаптированной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»;

- Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требованияк организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28(далее СП 2.4.3648-20);

 - Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее- СанПиН 1.2.3685- 21).

Курс "Природоведение" ставит своей целью расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.

Основными задачами реализации курса "Природоведение" являются:

формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;

демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;

формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

воспитание социально значимых качеств личности.

В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Первые природоведческие знания умственно отсталые обучающиеся получают в дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной коррекционной образовательной организации формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.

Курс "Природоведение" не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных на I этапе, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.

Срок реализации – 2 года (5 -6 классы).

II. Содержание учебного предмета Природоведение

Программа по природоведению состоит из семи  разделов:« Введение» "Вселенная", "Наш дом - Земля", "Есть на Земле страна Россия", "Растительный мир", "Животный мир", "Человек".

Раздел 1.Введение » (1) Что такое природоведение? Знакомство с учебником, рабочей тетрадью. Зачем необходимо изучать природу. Живая и неживая природа. Живая природа: растения, животные, человек.

Раздел2 «Вселенная» ( 2 часов)Небесные тела: планеты, звезды, созвездия. Солнечная система. Солнце .Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Полеты в космос. Современные исследования. Смена дня и ночи. Смена времен года. Сезонные изменения в природе.

Практическая работа. Зарисовка звездного неба, формы Земли и Луны, космического корабля.

Раздел 3  . "Наш дом - Земля" ( 12 часов)

Планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера

Воздух (3  ч.). Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование свойств воздуха в быту. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Движения воздуха. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направления ветра. Ураганы, способы защиты. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Свойство кислорода поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе. (водяной пар, дым, пыль) Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.

Полезные ископаемые (4 ч.) Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых (твердые, жидкие, газообразные). Свойства. Значение. Способы добычи. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид, свойства, места добычи, использование. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид, места добычи свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет, и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, теплопроводность, ржавление, пластичность. Распознавание стали и чугуна.

Цветные металлы. Отличие цветных металлов от черных. Применение цветных металлов. Алюминий, внешний вид, свойства (цвет, твердость, пластичность, устойчивость к ржавлению, теплопроводность). Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность, Распознавание меди. Её применение. Благородные (драгоценные) металлы. Золото, серебро, платина. Внешний вид, использование. Охрана недр.

Вода ( 3 ч.) Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов Свойства воды. Как жидкости: непостоянство формы. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.) Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Три состояния воды.

Температура воды и её измерение. Единица измерения температуры воды – градус. Температура плавления льда и кипения воды.

Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Работа воды в природе. Образование оврагов, пещер, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой воды. Вода в природе: осадки (дождь, снег, град), воды суши. Воды суши: ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Охрана воды

Поверхность суши. Почва (2  ч.) Равнины, холмы, овраги. Горы. Почва — верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая часть почвы. Перегной - органическая часть почвы. Глина, песок и соли – минеральная часть почвы. Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйств. Эрозия почв. Охрана почв.

Практические работы.

 - Проведение опытов, демонстрирующих свойства воды, воздуха, почвы

- Зарисовка форм поверхности суши.

-  Изготовление макетов форм поверхности суши.

 

 

 

 

 

Раздел 4 "Есть на Земле страна Россия"-2 часа

 Россия- Родина моя. Место России на карте мира. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей и другие (в зависимости от региона) Москва – столица России. Санкт- Петербург. Крупные города, их достопримечательности. Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток или другие города европейской и азиатской частей России (по усмотрению учителя). Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Ярославль, Владимир. Города Золотого кольца. Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы России. Наш город (поселок, село, деревня). Важнейшие географические объекты региона. Поверхность, водоемы. Занятия населения. Достопримечательности.

Практические работы. Зарисовка государственного флага России. Подбор иллюстраций (достопримечательности городов, представителей народов нашей страны, изделия народных промыслов и т.д.)

Содержание учебного предмета «Природоведение» в 6 классе

Раздел  5 Растительный мир Земли (6  ч)

-Разнообразие растительного мира Земли.. Среда обитания растений ( растения сада, огорода, водоемов). Строение растений. Деревья кустарники, травы. Общая характеристика. Дикорастущие и культурные растения.. Деревья.Лиственные деревья: дикорастущие, культурные. Береза, клен, тополь. Дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. Хвойные деревья. Ель, сосна, лиственница. Дикорастущие кустарники.  Культурные кустарники. Травы: дикорастущие и культурные. Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка  Декоративные растения: розы, пионы, астры, флоксы, гвоздики, сирень, жасмин. Лекарственные растения: ромашка, шиповник, малина, календула. Правила сбора. Использование. Комнатные растения: герань, бегония, фиалка, традесканция. Уход за комнатными растениями: поливать, рыхлить почву в горшке, мыть и протирать листья растений.

-Растительный мир разных районов Земли: климат холодный, умеренный, жаркий.

-Растения нашей страны.

-Растения своей местности: дикорастущие и культурные.

- Красная книга России и своей области (края): охрана растений, заповедники.

Практические работы

- Зарисовка деревьев, кустарников, трав.

- Выделение составных частей растений.

-Сезонные наблюдения за растениями.

-Зарисовка растений в разные времена года.

- Уход за комнатными растениями.

Экскурсии. Экскурсии в парк, сквер, сад, лес, поле, огород.

Раздел  6 Животный мир Земли (7 ч)

 Разнообразие животного мира.  Различие животных по внешнему виду, месту обитания, способом передвижения, питания. Среда обитания животных. Суша , воздух,водоемы.  Понятие животные.

Основные группы: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие)

- Насекомые: Жуки, бабочки, стрекозы, кузнечики, муравьи, пчелы. Внешний вид. Место и значение в природе.

- Рыбы: внешний вид. Среда обитания. Место и значение в природе. Морские и речные рыбы  Земноводные: лягушки, жабы  Пресмыкающиеся змеи, ящерицы, крокодилы.

- Птицы: внешний вид.Среда обитания . Образ жизни. Место и значение в природе. Ласточки, скворцы, снегири, орлы, лебеди, журавли, чайки.  Охрана птицы. Птицы своего края

- Звери (.млекопитающие) среда обитания, внешний вид, образ жизни.  Млекопитающие суши.. Млекопитающие морей и океанов. Животные рядом с человеком.. Домашние животные в городе и в деревне.

-Сельскохозяйственные животные: лошади, коровы, козы, овцы, свиньи. Домашние птицы: куры, утки, индюки .Уход за животными в живом уголке или дома.. Аквариумные рыбки. Птицы. Морские свинки, хомяки, черепахи. Кошки. Собаки. Правила ухода и содержание. 

-Животные холодных районов Земли. Животные умеренного пояса. Животные жарких районов Земли. Животный мир нашей страны.

-Охрана животных. Заповедники. Красная книга России

Практические работы.

-Зарисовка животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.

- Сезонные наблюдения за животными.

- Составление правил ухода за домашними животными.

- Составление рассказов о домашних животных.

 

Раздел  7 Человек (4 ч)

 Как устроен наш организм Анатомическое строение. Части тела и внутренние органы.  Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровый образ жизни человека (гигиена, закаливание, вредное воздействие на организм алкоголя, никотина, наркотиков). Правила личной гигиены.  Осанка . правильная осанка. Причины и профилактика искривлений позвоночника. Гигиена .  Органы чувств. Значение органов чувств.  Правила гигиены и охрана органов чувств. Профилактика нарушений слуха и зрения.  Здоровое (региональное) питание. Разнообразие продуктов питания. Витамины. Режим и гигиена.  Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.  Оказание первой доврачебной помощи. Помощь при царапинах, ушибах, порезах. Профилактика простудных заболеваний. Выполнение советов врача. Домашняя аптечка.. Специализация врачей. Медицинские учреждения вашего города.  Обобщающий урок. живая природа.

Курс "Природоведение" решает задачу подготовки учеников к усвоению географического (V класс) и биологического (V и VI классы) материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, специальных терминов (например, таких как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, равнина, глобус, карта):

 

III  Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Природоведение»

 

3.1. Минимальный уровень:

-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

-представление о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса);

называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

-соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека;

соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

-выполнение несложных заданий под контролем педагогического работника;

адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагогического работника.

3.2. Достаточный уровень:

-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях, знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагогического работника;

представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер - травянистое дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медонос, растение, цветущее летом);

называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

выделение существенных признаков групп объектов;

-знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

-участие в беседе, обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

-выполнение здания без текущего контроля педагогического работника (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы обучающихся, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

-совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

-выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

 

    IV.Учебно-тематический план за 5 класс

№ п/п

 

Наименование разделов и тем программы

 

Количество часов

Всего

 

Контрольные работы

 

Практические работы

 

1

Введение

 1

 

 

2

 Вселенная

 2

 

 0,5

3

Наш дом - Земля

 12

 

 3

4

Есть на Земле страна Россия

 2

 

 0.5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 17

 0

 4

 

 

 

Учебно-тематический план за 6 класс

№ п/п

 

Наименование разделов и тем программы

 

Количество часов

Всего

 

Контрольные работы

 

Практические работы

 

1

Растительный мир Земли

6  

 

2

2

 Животный мир Земли

7

 

 2

3

Человек

4

 

 1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 17

 0

 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

1.Методическое пособие О.И.Дмитриева, Т.В.Максимова. Поурочные разработки

по курсу «Окружающий мир». М.: Вако, 2006

2. Методическое пособие Е.И.Руднянская, Л.Б.Черезова. Экскурсии в природу.

Зима. - Волгоград: Учитель, 2006 г.

3.Пособие для учителя. Титова М.Ф. Изучение природы в 1-4 классах специальных

(коррекционных) образовательных учреждений  Москва. Гуманит. изд. Центр

ВЛАДОС, 2004

 

4.Пособие для О.М.Смирнова Дифференцированный Москва. Новая учителя подход в обучении природоведению школа.1997г

 

Электронные ресурсы

1. Проект «Инфоурок» http://infourok.ru/

2. Интернет –проект «Мультиурок» http://multiurok.ru/

3. Социальная сеть работников

образования http://nsportal.ru/

4. Учительский портал http://www.uchportal.ru/

5. Педпортал https://pedportal.net/

6. Учебно-методический портал http://www.uchmet.ru/

7. Копилка уроков- сайт для учителей https://kopilkaurokov.ru/

8. Открытый урок http://открытыйурок.рф/

9. Продленка – образовательный портал https://www.prodlenka.org/

10. ЗАВУЧ.ИНФО- сайт для учителей http://www.zavuch.ru/

11. Географические карты http://www.tourua.com/ru/maps

12. География (новости географии,

Информация по странам, Россия –

матушка)  http://www.geografia.ru/

13. Каталог сайтов по географии - http://edu.of.ru/geografiabykovo15/default.as

p?ob_no=11926

14. История географии http://traditio.ru/wiki/География

15. Науки о Земле - http://geographer.ru/index.shtml

16. Географические сайты - (Человек и подводный мир, Библиотека о природе и географии, энциклопедии о физической и политической географии, географоэтнографические материалы по народам мира, книги о мире животных и растений, экологии и исследовании космоса, Мир животных http://geo.historic.ru/catalog/

Информационно - коммуникационные средства:

-ноутбук

-экран

-проектор.

Оборудование (мебель):

-столы ученические;

-стулья ученические;

-стол для учителя;

-стул для учителя;

-шкафы;

-доска учебная меловая магнитная.

Специфическое оборудование:

1. Гербарии и коллекции природных материалов;

2. Коллекции полезных ископаемых

3. Инвентарь для ухода за комнатными растениями;

4. Календарь природы;

5. Видеофильмы, соответствующие тематике программы

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru